Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
209
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков / история создания / гигиена детства / Research Institute for the Hygiene and Health Care of Children and Adolescents / history offoundation / childhood hygiene

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А.А. Баранов, В.Р. Кучма

В статье приводятся данные по истории создания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Сообщается, что институт был создан с целью изучения влияния факторов среды жизнедеятельности и состояния здоровья и дееспособности детей и подростков организованных коллективов и разработки на этой основе мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Институт является единственным научно-исследовательским учреждением такого профиля в РФ, головным научным учреждением по данной проблеме. С 2000 г. институт является Национальным центром поддержки европейской сети школ укрепления здоровья. С учетом поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением задач в институте разработана концепция научных исследований, исходящая из своеобразия организма на каждом этапе развития и в связи с этим предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола, возраста, состояния здоровья и уровня достигнутого развития ребенка. В статье перечислены развивающиеся в институте научные направления, теоретические положения таких кардинальных проблем гигиены детства как адаптация, гигиеническое нормирование и др. Институт принимал участие в разработке гигиенических нормативов нового базисного учебного плана и Закона о государственном образовательном стандарте. Перечислены научные разработки, полученные в результате многоплановых исследований института. Специалисты института активно привлекаются к деятельности международных медицинских сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.А. Баранов, В.Р. Кучма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF THE FOUNDATION AND ACTIVITIES OF THE RESEARCH INSTITUTE FOR THE HYGIENE AND HEALTH CARE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS, RESEARCH CENTER OF CHILDREN'S HEALTH

The paper presents data on the history of foundation of the Research Institute for the Hygiene and Health Care of Children and Adolescents. The Instimte is reported to have established to study the influence of factors of the vital activity environment and the health status and capability of children and adolescents, and the development, on this basis, of measures aimed at maintaining and promoting the health status of the rising generation. The Institute is the only research establishment of this profile in the Russian Federation, the leading scientific institution on this problem. Since 2000, the Institute has been the national center for supporting the European network of health promotion schools. By taking into account the tasks posed by hygienic science and practical health care, the Institute has developed a research concept stemming from the peculiarities of the body at each stage of development and, in this connection, hygienic standards and regulations in terms of the sex, age, health status, and achieved development of a child. The paper lists research areas, teaching points of cardinal problems of childhood hygiene, such as adaptation, hygienic rationing. The Institute took part in the development of hygienic standards, a new basic school-based educational program, and the Law on State Educational Standard. Research developments obtained from the Institute’s multidimensional studies are outlined. The specialists of the Institute are actively involved in the activity of international medical associations.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

• совершенствование законодательной и нормативной базы в области обеспечения безопасности питьевой воды;

• расширение использования подземных вод;

• совершенствование технологических процессов водоподготовки (очистка и обеззараживание) на водозаборах из открытых водоемов с учетом территориальных особенностей водоисточников;

• приведение в надлежащее техническое состояние водопроводных и канализационных сетей;

• использование современных технологий очистки и обеззараживания сточных вод;

• внедрение методологии оценки риска для здоровья населения от употребления недоброкачественной питьевой воды;

• повышение качества производственного контроля питьевой воды;

• повышение эффективности надзора за соблюдением требований санитарного законодательства в вопросах обеспечения населения доброкачественной питьевой водой;

• расширение производства высококачественных расфасованных питьевых вод.

Поступил» 06.10.08

С А. А. БАРАНОВ, В. Р. КУЧМА, 2009 УДК 613.95:001.8

А. А. Баранов1, В. Р. Кучма2

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИИ ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ НАУЧНОГО ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Научный центр здоровья детей РАМН, Москва

'Директор ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, д.ы.н., профессор, академик РАМН (8-499-134-30-83),1директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЭД РАМН, д.ы.н., профессор (т. 917-48-31)

В статье приводятся данные по истории создания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Сообщается, что институт был создан с целью изучения влияния факторов среды жизнедеятельности и состояния здоровья и дееспособности детей и подростков организованных коллективов и разработки на этой основе мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Институт является единственным научно-исследовательским учреждением такого профиля в РФ, головным научным учреждением по данной проблеме. С 2000 г. институт является Национальным центром поддержки европейской сети школ укрепления здоровья. С учетом поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением задач в институте разработана концепция научных исследований, исходящая из своеобразия организма на каждом этапе развития и в связи с этим предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола, возраста, состояния здоровья и уровня достигнутого развития ребенка. В статье перечислены развивающиеся в институте научные направления, теоретические положения таких кардинальных проблем гигиены детства как адаптация, гигиеническое нормирование и др. Институт принимал участие в разработке гигиенических нормативов нового базисного учебного плана и Закона о государственном образовательном стандарте. Перечислены научные разработки, полученные в результате многоплановых исследований института. Специалисты института активно привлекаются к деятельности международных медицинских сообществ.

Ключевые слова: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, история создания, гигиена детства Baranov A. A., Kuchma V. R.

HISTORY OF THE FOUNDATION AND ACTIVITIES OF THE RESEARCH INSTITUTE FOR THE HYGIENE AND HEALTH CARE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS, RESEARCH CENTER OF CHILDREN'S HEALTH

The paper presents data on the history of foundation of the Research Institute for the Hygiene and Health Care of Children and Adolescents. The Institute is reported to have established to study the influence of factors of the vital activity environment and the health status and capability of children and adolescents, and the development, on this basis, of measures aimed at maintaining and promoting the health status of the rising generation. The Institute is the only research establishment of this profile in the Russian Federation, the leading scientific institution on this problem. Since 2000, the Institute has been the national centerfor supporting the European network of health promotion schools. By taking into account the tasks posed by hygienic science and practical health care, the Institute has developed a research concept stemming from the peculiarities of the body at each stage of development and, in this connection, hygienic standards and regulations in terms of the sex, age, health status, and achieved development of a child. The paper lists research areas, teaching points of cardinal problems of childhood hygiene, such as adaptation, hygienic rationing. The Institute took part in the development of hygienic standards, a new basic school-based educational program, and the Law on State Educational Standard. Research developments obtained from the Institute's multidimensional studies are outlined. The specialists of the Institute are actively involved in the activity of international medical associations.

Key words: Research Institute for the Hygiene and Health Care of Children and Adolescents, history of foundation, childhood hygiene

Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей (НЦЗД) РАМН создан в 1959 г. в составе Академии медицинских наук СССР специальным Постановлением Совета Ми-

нистров СССР как НИИ гигиены детей и подростков. С 1965 г. институт работал в системе Минздрава СССР, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора, а в 1996 г. вновь был передан РАМН. Постановлением Президиума

[ена и санитария а/2009

РАМН от 21.01.1998 образовано Государственное научно-клиническое учреждение "Научный центр здоровья детей Российской академии медицинских наук", в которое вошел НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

С момента создания институт является единственным научно-исследовательским учреждением такого профиля в Российской Федерации, головным научным учреждением по гигиене и охране здоровья детей и подростков, на его базе организован и функционирует Научный совет РАМН и Минздравсоцразвития России по данной проблеме. С 2000 г. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков по поручению Министерства здравоохранения РФ является Национальным центром поддержки европейской сети школ укрепления здоровья.

В институте созданы и успешно функционируют федеральные научно-практические центры: Медико-социальных проблем детей подросткового возраста, Испытательный центр товаров детского ассортимента.

Становление института и его развитие в течение более тридцати лет было связано с именами акад. РАМН Галины Николаевны Сердюковской и доктора мед. наук проф. Сергея Михайловича Громба-ха. Директорами института были проф. Тамара Александровна Николаева, акад. РАМН Галина Николаевна Сердюковская, акад. РАМН Александр Александрович Баранов, в настоящее время институт возглавляет доктор мед. наук проф. Владислав Ремирович Кучма.

На протяжении многих лет в институте плодотворно трудились замечательные ученые и специалисты, внесшие большой вклад в разработку и развитие теоретических и прикладных проблем гигиены детства: профессора Л. И. Абросимова, Л. Т. Антонова, И. А. Арнольди, Л. Ф. Бережков, В. Г. Вла-стовский, Е. К. Глушкова, П. И. Гуменер, В. А. Дос-кин, Ю. Д. Жилов, Р. А. Калюжная, И. Д. Карцев, О. В. Кайсина, 3. И. Коларова, И. И. Кондратьева, Е. И. Кореневская, Д. Н. Крылов, Л. В. Михайлова, Ю. М. Пратусевич, Е. С. Рысева, А. Г. Сухарев, Г. В. Терентьева, Г. Л. Туровец, А. Н. Усольцев, Г. К. Ушаков, М. А. Шарова.

С 60—70-х годов прошлого столетия и до настоящего времени в институте плодотворно трудятся профессора Н. Н. Куинджи, Л. М. Сухарева, доктора мед. наук Е. И. Шубочкина, М. И. Степанова, доктор биол. наук Ю. А. Ямпольская, кандидаты мед. наук Г. А. Шаршаткина, Н. А. Бесстрашная, Б. 3. Воронова, 3. И. Сазанюк и другие, прошедшие большой путь от аспирантов до ведущих ученых института.

Институт был создан с целью изучения влияния факторов среды жизнеобитания на состояние здоровья и дееспособность детей и подростков организованных коллективов и разработки на этой основе мероприятий, направленных на охрану, укрепление здоровья и благоприятное развитие растущего организма.

С учетом задач, поставленных гигиенической наукой и практическим здравоохранением перед институтом, была разработана концепция научных

исследований, исходящая из своеобразия организма на каждом этапе его развития и в связи с этим предполагающая разработку гигиенических норм и регламентов с учетом пола и возраста ребенка, состояния его здоровья и уровня достигнутого развития.

Была разработана методология научных исследований: применение естественного гигиенического эксперимента в органическом сочетании с лабораторными исследованиями и методами санитарной статистики.

На основе выдвинутых концепции и методологии институт осуществляет углубленные исследования по научному обоснованию гигиенических норм и регламентов, методов профилактики, совершенствования медицинской и психосоциальной помощи детям и подросткам, укрепления физического, соматического, психического и репродуктивного здоровья, обеспечивающих благоприятное развитие детей и подростков, снижение заболеваемости, инвалидизации.

С момента образования института получили развитие следующие научные направления:

• гигиена деятельности (учебная, трудовая, профессиональная, познавательная, спортивная);

• гигиена материальной окружающей среды (планировка, благоустройство, микроклимат, освещенность, санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и режиму работы образовательных учреждений; оборудование, учебники, одежда, обувь, игрушки и др.);

• гигиена питания;

• закономерности морфофункционального, психофизиологического и психосоциального развития;

• состояние здоровья детских коллективов.

Ученые института, опираясь на достижения

фундаментальных наук (биология, физиология, психология), в своих исследованиях развивают теоретические положения таких кардинальных проблем гигиены детства, как адаптация детского организма, гигиеническое нормирование, изучение состояния здоровья, закономерностей роста и развития детей и подростков.

Важность изучения адаптации, разработки ее основных теоретических положений в гигиене детей и подростков определяется как социальными, так и биологическими особенностями данного возрастного контингента. На протяжении относительно незначительного отрезка жизни (от 0 до 18— 21 года) ребенок-подросток сменяет несколько этапов социального существования: ясли, сад, школу, профессиональное обучение, начало трудовой деятельности. Каждый из этих этапов включает множество факторов, предъявляющих новые и немалые требования к организму. Организм в это время находится в процессе роста и развития и характеризуется повышенной реактивностью. Эти два момента (социальный и биологический) и определяют своеобразие процессов адаптации в детском и подростковом возрасте и их отличия от взрослых, а также определяют успешность прохождения всех этапов социализации и ее значение в формировании здоровья населения.

Основные теоретические положения учения об адаптации в гигиене детей и подростков могут быть сведены к следующему:

— адаптация — это сложное взаимодействие двух составляющих: организма и воздействующего на него фактора;

— не все изменения, возникающие в организме в результате любого воздействия, следует считать адаптационными, таковыми могут быть признаны лишь те, которые являются результатом нового для организма воздействия, возникают при длительном воздействии нового фактора, носят приспособительный характер;

— на каждом возрастном этапе растущий организм обладает определенными адаптационными возможностями, определяемыми эволюционной подготовленностью организма, наличием в нем физиологических механизмов, способных обеспечить адаптацию;

— факторы, воздействующие на организм, различны, поэтому даже допуская принципиальную возможность общности механизма адаптации, она в каждом отдельном случае специфична, так как осуществляется разными функциональными системами;

— функциональные системы в детском и подростковом возрасте развиваются асинхронно, поэтому для решения вопроса об адаптационных возможностях молодого организма по отношению к конкретному воздействию на каждом возрастном этапе необходимо определить:

1) каков механизм адаптации к данному воздействию и какая функциональная система преимущественно осуществляет адаптацию к нему;

2) какой уровень развития этой системы способен обеспечить адаптацию к данному воздействию;

3) в каком возрасте этот уровень данной системы достигается;

— адаптационные возможности растущего организма определяются по следующим показателям:

1) степени напряжения адаптации, т. е. силе реакций и количеству мобилизуемых функций;

2) темпам достижения состояния приспособления;

3) устойчивости достигнутой приспособленности.

На основе и в тесном взаимодействии с развитием учения об адаптации в гигиене детей и подростков развивались теоретические основы гигиенического нормирования, которому подлежат все факторы, воздействующие на организм. При этом гигиенической нормой следует считать такую интенсивность и длительность воздействия фактора, которая прежде всего обеспечивает сохранение здоровья детей и подростков, своевременное и гармоничное их развитие.

Разработанные теоретические положения по адаптации и гигиеническому нормированию в дальнейшем обогащались новыми научными идеями. В частности, оригинальным направлением в работе явилось изучение соответствия биологических ритмов физиологических функций детей социальным ритмам учебной деятельности. На основе изучения у школьников временнбй координации функций в гигиену детей и подростков введено

понятие десинхроноз, обоснована его предпатоло-гическая природа и доказано десинхронизирующее влияние на растущий организм существующей в школе организации учебного процесса, утомления на уроках, дефицита сна и двигательной активности, адаптации к сдвигам времени и др.

В последние годы в институте получены данные по изучению адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы и иммунитета у детей, отнесенных к различным группам здоровья. Полученные данные свидетельствуют, что у значительного числа детей, имеющих одинаковый уровень здоровья, функциональные резервы организма различны, у многих детей, даже отнесенных к числу здоровых и практически здоровых, потенциал ведущих регуляторных систем значительно снижен. Эти дети имеют достаточно неблагоприятный прогноз в отношении формирования нарушений здоровья и развития. В то же время среди детей III группы здоровья 75% имеют оптимальный уровень адаптации.

С целью охраны и укрепления здоровья школьников и обеспечения их благоприятного развития в процессе обучения научно обоснованы и разработаны критерии морфофункциональной готовности детей к обучению в школе ("школьной зрелости", "критерии профессиональной пригодности", "критерии к занятиям некоторыми видами спорта"), гигиенические требования к реформированию системы образования в стране, включая переход на 12-летнее обучение; гигиенические требования к использованию технических средств обучения и к полиграфическому оформлению школьных учебников, гигиенические требования к организации работы дошкольников и школьников на компьютерах, к классам компенсирующего обучения и др.

Институт принимал участие в разработке нового базисного учебного плана и Закона о государственном образовательном стандарте.

Для охраны здоровья подростков в процессе профессионального обучения на основе глубокого изучения влияния производственно-профессиональных факторов (шум, вибрация, повышенные и пониженные температуры, физические нагрузки) и их комплексов в ведущих отраслях промышленности разработаны основные гигиенические принципы организации такого обучения.

Исследования проводились и проводятся с использованием новейшего для своего времени оборудования, широким использованием электронно-вычислительной техники с применением автоматизированных экспериментов гигиенических, клинических, эпидемиологических, физиологических, психологических, электрофизиологических, биохимических и др., а также методом биологической кибернетики при диагностике функционального состояния.

Результаты многоплановых исследований института позволили:

— выявить основные закономерности изменений в состоянии здоровья детей и подростков четырех школьных поколений (1960—2000 гг.);

— сформулировать гипотезу о причинах негативных тенденций в формировании здоровья дет-ско-подростковой популяции от десятилетия к де-

ена и санитария 2/2009

сятилетию и обосновать прогноз формирования здоровья в ближайшем будущем;

— получить новые данные об особенностях адаптации современных детей к новым условиям обучения (вариативное обучение, расширение и углубление учебных программ и связанная с этим интенсификация учебного процесса, использование новых педагогических технологий, в том числе с широким применением компьютерной техники, интернета и других технических средств обучения); разработать гигиенические основы организации начального обучения детей в современной школе с точки зрения здоровьесберегающего эффекта;

— разработать теоретические и методические основы медицинской профессиональной ориентации подростков; впервые изучить новое для нашего общества явление — раннюю трудовую занятость учащихся, совмещающих учебу с подработкой, — и показать, что ранняя трудовая занятость в ее современных формах должна рассматриваться как новый фактор риска ухудшения здоровья подростков; научно обосновать и разработать критерии комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков; научно обосновать предпосылки совершенствования системы медико-санитарного обеспечения работающих подростков и учащихся учреждений начального профессионального образования; на базе современной отечественной техники научно обосновать и разработать систему оценки психофизиологического и психосоциального статуса подростков; научно обосновать и разработать новые нормы переноски тяжести для подростков обоего пола 14—17 лет;

— научно обосновать комплекс гигиенических показателей для электронных учебников; научно обосновать комплекс гигиенических показателей для оценки современных текстильных изделий детского ассортимента и разработать новую гигиеническую классификацию одежды для детей и подростков.

Показано, что рост числа нарушений здоровья, в том числе репродуктивного (замедление темпов полового созревания, нарушения становления менструальной функции, патология женской половой сферы и др.) обусловлен влиянием целого комплекса социальных факторов: снижением уровня жизни, низкой эффективностью медицинского обслуживания, широким распространением вредных привычек и негативных стереотипов поведения. Но особенный интерес представляет впервые выявленный негативный вклад в формирование здоровья вообще и репродуктивного в частности современной системы образования (школьно-обусловленные факторы): повышенные учебные нагрузки, несоответствие организации учебного процесса особенностям роста и развития женского организма ("бесполая педагогика"), недостатки физического воспитания в период школьного онтогенеза, школьно-обусловленные психологические стрессы, ранние контакты с профессионально-производственными факторами при профессиональном обучении, отсутствие системы полового воспитания и навыков здорового образа жизни среди девочек.

Полученные данные послужили основой для разработки программы неспецифической профилактики нарушений репродуктивного здоровья девочек и девушек, исследования эти продолжаются.

Институтом ведется большая работа по разработке нормативной, нормативно-методической, инструктивной и санитарно-эпидемиологической документации по проблемам гигиены и охраны здоровья детей и подростков; издаются монографии, сборники научных трудов, материалов конференций, информационно-справочная и другая литература.

В настоящее время институт проводит фундаментальные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники, использует свой научно-технологический потенциал для реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", а также демографической политики.

В рамках реализации национального проекта "Здоровье" НЦЗД РАМН подготовлены (с участием специалистов института) и изданы массовым тиражом "Руководство по амбулаторно-поликлиниче-ской педиатрии" и "Руководство по первичной ме-дико-санитарной помощи", "Кодексы здоровья и долголетия для родителей и подростков".

Для координации, научного обеспечения и реализации национальных приоритетных проектов по предложению ученых центра впервые в истории России была организована и проведена научная сессия академий, имеющих государственный статус, "Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства" (октябрь 2006 г.).

По инициативе и при непосредственном участии института и центра разработаны и реализуются: федеральная целевая программа "Дети России" (подпрограммы "Здоровый ребенок", "Здоровое поколение"), государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации".

С участием специалистов института разработаны Концепция государственной политики РФ в области охраны здоровья матери и ребенка и проект Национального плана действий по предупреждению вредного воздействия факторов окружающей среды на здоровье детей.

Результаты научно-практических исследований института использованы при разработке стандартов медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях и целевых программ "Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи", "Охрана репродуктивного здоровья детей и подростков", "Программа по реабилитации здоровья подростков, проживающих на территориях, подвергшихся экологическим и техногенным катастрофам, а так же в регионах где проводились антитеррористические операции".

По инициативе ученых института и центра разработана и готова к реализации краткосрочная программа восстановления здоровья подростков для повышения трудового, оборонного и репродуктивного потенциала страны.

Институт участвует в разработке образовательного стандарта общего образования второго поко-

ления, принимает участие в сопровождении экспериментального проекта организации питания учащихся в образовательных учреждениях, в совершенствовании медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях.

Институт является образовательным Центром послевузовского профессионального образования. На его базе проходят обучение аспиранты и докторанты, осуществляется повышение квалификации специалистов, работающих с детьми из различных регионов страны.

Для реализации национальных проектов "Здоровье" и "Образование" на базе ГУ НЦЗД РАМН в 2005 г. был создан и успешно функционирует факультет послевузовского профессионального образования педиатров ММА им. И. М. Сеченова. На базе института работает кафедра гигиены детей и подростков. В рамках национального проекта на сертификационных циклах были обучены участковые педиатры различных регионов России.

В образовательной деятельности центр реализует принцип непрерывного профессионального развития всех педиатров, гигиенистов детства и других специалистов, работающих с детьми.

Институт принимает активное участие в гигиенических и педиатрических съездах, конгрессах, симпозиумах, ежегодно организует и проводит всероссийские конференции с международным участием и конгрессы.

Восстановлены связи с коллегами из европейских и центрально-азиатских стран. Российской общество школьной и университетской медицины и здоровья, созданное по инициативе института, принято в Европейский союз школьной и университетской медицины и здоровья. Институт является национальным центром поддержки сети "Школ здоровья в Европе".

Только за последние 5 лет институт организовал и провел 7 всероссийских конференций, в том числе 5 с международным участием, конференцию молодых ученых, 6 круглых столов, в том числе 4 в Го-

сударственной Думе (по применению детского труда, проблеме потребления подростками психоактивных веществ, законодательного обеспечения совершенствования медицинского обеспечения и организации питания детей в образовательных учреждениях) и др. Разработано и утверждено более 50 нормативно-методических документов, в том числе "Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную" (постановление Министерства труда и социального развития РФ от 07.04.99), "Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет" (постановление Правительства РФ № 163 от 26.02.02), 10 санитарных норм и правил, 25 методических указаний, методических рекомендаций и информационных писем, 16 пособий для врачей, опубликована 21 монография, 9 руководств, более 750 статей, материалов и тезисов, сотрудниками института сделано около 350 докладов на различных научных форумах.

За 5 лет сотрудниками института выполнено 90 научно-исследовательских работ, защищено 4 докторских и 11 кандидатских диссертаций. Институт оказывает большую методическую, консультативную и практическую помощь как отдельным лицам, так и различным учреждениям и ведомствам по вопросам охраны и укрепления здоровья детей и подростков.

Международным признанием научно-практических достижений отечественной гигиены детей и подростков стало активное привлечение специалистов института к деятельности международных медицинских сообществ: Европейского союза школьной и университетской медицины и здоровья, сети "Школы здоровья в Европе", Детского фонда ООН, ВОЗ, Юнисеф. Ученые института в последние 3 года стали членами многих научных и исполнительных комитетов международных медицинских сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.