Научная статья на тему 'Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков'

Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
334
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА / HYGIENE / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПОПУЛЯЦИОННЫЙ И ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ / POPULATION AND PERSONALIZED APPROACHES / ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ / CHILDREN''S HEALTH / РЕСУРСЫ / RESOURCES / ИНВЕСТОРЫ / INVESTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В. Р.

Стратегия развития гигиены детей и подростков в современных условиях включает популяционный и персонализированный уровни обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, формирования культуры и навыков здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Отдельным направлением является санитарно-эпидемиологическая диагностика: проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок. В условиях ослабления санэпиднадзора возрастает ответственность руководителей образовательных организаций за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, профилактику школьно-обусловленных заболеваний, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Персонализированная гигиена детей и подростков должна обеспечить индивидуальные оценки рисков здоровью обучающихся и обоснование индивидуальных дорожных карт (навигации) сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся. Развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков требует соответствующего ресурсного обеспечения. Основными инвесторами должны выступать государственные структуры и бизнес-сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy of population and personalized school health

Strategy of development of school health in modern conditions includes the population and personalized levels of sanitary and epidemiological well-being of children, the formation of culture and skills of healthy lifestyle for children, adolescents and young adults. A separate trend is sanitary-epidemiological diagnostics: sanitary-epidemiological examinations, investigations, surveys, studies, tests and other types of assessments. In the context of weakening sanitary and epidemiological supervision, the responsibility of the heads of educational institutions for ensuring sanitary and epidemiological wellbeing of students, the prevention of school-related diseases, the protection and promotion of health of rising generation is increasing. Personalized school health should provide individual risk assessments to the health of students and the justification for individual road maps (navigation) for maintaining and promoting health, and for formation of healthy lifestyle for students. The development of population and personal school health requires adequate resources. The main investors should be state structures and business community.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков»

АВГУСТ №0 (293) ЗНивО

7

УДК 613.955:613.956

§ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПОПуЛЯЦИОННОЙ И ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ 2 ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В.Р. Кучма1,2

:ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

2ФГАОУ ВО «Первый Московский медицинский университет им. И.М. Сеченова»

Минздрава России, Москва, Россия

Стратегия развития гигиены детей и подростков в современных условиях включает популяци-онный и персонализированный уровни обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, формирования культуры и навыков здорового образа жизни детей, подростков и молодежи. Отдельным направлением является санитарно-эпидемиологическая диагностика: проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок. В условиях ослабления санэпиднадзора возрастает ответственность руководителей образовательных организаций за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, профилактику школьно-обусловленных заболеваний, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Персонализированная гигиена детей и подростков должна обеспечить индивидуальные оценки рисков здоровью обучающихся и обоснование индивидуальных дорожных карт (навигации) сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся. Развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков требует соответствующего ресурсного обеспечения. Основными инвесторами должны выступать государственные структуры и бизнес-сообщества. Ключевые слова: гигиена, профилактика, популяционный и персонализированный подходы, здоровье детей, ресурсы, инвесторы.

V.R. Kuchma □ STRATEGY OF POPULATION AND PERSONALIZED SCHOOL HEALTH □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Sechenov First Moscow State Medical University of he Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia.

Strategy of development of school health in modern conditions includes the population and personalized levels of sanitary and epidemiological well-being of children, the formation of culture and skills of healthy lifestyle for children, adolescents and young adults. A separate trend is sanitary-epidemiological diagnostics: sanitary-epidemiological examinations, investigations, surveys, studies, tests and other types of assessments. In the context of weakening sanitary and epidemiological supervision, the responsibility of the heads of educational institutions for ensuring sanitary and epidemiological well-being of students, the prevention of school-related diseases, the protection and promotion of health of rising generation is increasing. Personalized school health should provide individual risk assessments to the health of students and the justification for individual road maps (navigation) for maintaining and promoting health, and for formation of healthy lifestyle for students. The development of population and personal school health requires adequate resources. The main investors should be state structures and business community.

Key words: hygiene, prevention, population and personalized approaches, children's health, resources, investors.

Научно-технологическая стратегия развития страны утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 и направлена на решение как больших вызовов, среди которых возрастание антропогенных нагрузок на окружающую среду, рост рисков для здоровья граждан, так и обеспечение перспектив развития страны в сфере перехода к передовым цифровым технологиям, к персонализированной медицине, высокотехнологичному здравоохранению и технологиям здо-ровьесбережения. Инструментом, обеспечивающим преобразование фундаментальных знаний, становятся национальные технологические инициативы, включающие в себя все этапы инновационного цикла: от получения новых фундаментальных знаний до их практического использования, создания соответствующих технологий.

Через формирование и утверждение комплексных научно-технических программ и проектов обеспечения гигиенической безопасности

профилактическая медицина должна вписываться в дорожную карту «Хелснет» Национальной технологической инициативы, так как именно в ней представлена и превентивная медицина [7].

Цель исследования - разработка современной стратегии развития гигиены детей и подростков как научной и практической дисциплины в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) детского населения страны.

Задачи исследования:

1. Анализ роли и места гигиены детей и подростков в современной системе обеспечения СЭБ детей и подростков.

2. Определить стратегию развития популя-ционной и персонализированной гигиены детей и подростков.

Материалы и методы. Работа является экспертно-аналитической, входит в группу наблюдательных исследований, главным услови-

8

ЗНиСО Август №8 (293)

ем проведения которых является невмешательство в естественное течение исследуемых процессов [6, 9]. В качестве материалов исследования использовались: документы, регламентирующие научно-технологическое развитие страны [7, 8, 13], возможности и перспективы развития технологий обеспечения СЭБ, охраны здоровья подрастающего поколения россиян [1, 3-5, 10].

Результаты исследования. Решение больших вызовов, обусловленных в том числе возрастанием антропогенных нагрузок на окружающую среду, ростом рисков здоровья детей требует проведения исследований особенностей формирования здоровья индивидуума и детской популяции в континууме ребенок - подросток - взрослый в условиях выраженных информационно-психологических нагрузок; обоснования системы гигиенической безопасности использования электронного образовательного контента; обоснования системы персонализированной профилактики наиболее распространенных среди детей и подростков болезней и школьно-обусловленных заболеваний.

Современные формы организации учебной деятельности детей не могут быть регламентированы по степени трудности учебных предметов, выраженности статического и динамического компонентов, продолжительности уроков и отдельных видов деятельности обучающихся, в том числе с использованием технических средств обучения, информационно-коммуникационных технологий.

Существующая система гигиенического регламентирования условий и организации обучения в образовательных организациях не обеспечивает надлежащего, желаемого обществом уровня санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения. Развитие гигиенического нормирования должно базироваться на основе естественного гигиенического эксперимента с использованием современных методов исследования, в том числе электрофизиологических, визуализирующих изменения в организме ребенка в процессе образовательной деятельности. Это относится и к предметам детского обихода, играм, игрушкам, в производстве которых используются новые материалы и технологии, регламентация которых отстает от их внедрения в процесс изготовления.

Формирование и обеспечение здорового поколения россиян должно осуществляться в период обучения в общеобразовательных организациях с использованием современных технологий: персонализированного, высокотехнологичного медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях; здо-ровьесбережения в процессе обучения и воспитания; геймификации формирования здорового образа жизни с учетом возрастно-половых и культурологических особенностей обучающихся; гигиенической и медико-психолого-педагогической безопасности жизнедеятельности де-

тей в гиперинформатизационном обществе; здо- ^Р рового питания; безопасного и эффективного отдыха и оздоровления в каникулярные периоды.

В условиях реорганизации санитарно-эпидемиологического надзора за образовательными организациями и в полном соответствии с законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения возрастает ответственность руководителей образовательных организаций за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, профилактику школьно-обусловленных заболеваний, охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Научно обоснованы и внедрены в 1 практику современные технологии оценки и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием обучающихся: объективная оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций по степени опасности влияния условий и организации образовательной деятельности на функциональное состояние и здоровье обучающихся, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий, организация и проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в общеобразовательных организациях, организация и проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы инновационных программ (методов, технологий и режимов обучения в общеобразовательных организациях), организация и проведение санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных организациях.

Стратегия развития гигиены детей и подростков в современных условиях должна включать популяционный и персонализированный уровни обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детского населения, формирования культуры и навыков здорового образа жизни детей, подростков и молодежи.

Популяционный уровень включает:

- проведение работ по санитарно-эпидемиологической, гигиенической диагностике;

- разработку и совершенствование организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в образовательных организациях и за товарами детского ассортимента;

- осуществление производственного контроля в образовательных организациях;

- проведение экспертного контроля (санитарно-эпидемиологической экспертизы) в образовательных организациях;

- санитарно-эпидемиологический аудит в образовательных организациях;

- анализ результатов медицинских осмотров и данных инфекционной заболеваемости;

- оценку рисков здоровью, связанных с условиями обучения;

- разработку и совершенствование критериев (индикаторов) эффективности системы кон-

АВГУСТ №0 (293) ЗНиСО

9

тр троля за обеспечением санитарно-эпидемиоло-^^ гического благополучия обучающихся в образовательных организациях. ^Р Необходимо переходить на персонализированную гигиену и профилактику применитель-|= но к различным возрастно-половым группам. Необходим расчет индивидуальных рисков и прогнозирование их последствий для здоровья ¡И^ ребенка с последующей разработкой дорожной ^ карты, профилактической и оздоровительной ^Е работы с ним.

Реформа контрольной и надзорной деятельности в стране [8] наряду с уже общепринятым 1— риск-ориентированным подходом к осуществлению контроля и надзора определяет как приоритетное направление комплексную профилактику нарушений обязательных требований с широким применением информационных ресурсов. Конечным результатом реализации приоритетной программы является создание «электронного инспектора», работа которого должна осуществляться на основе свода электронных баз данных, полученных в результате сбора объективных сведений о соблюдении субъектами контроля обязательных санитарно-эпидемиологических требований и проводимых ими профилактических мероприятий, оценки их эффективности и результативности; определения характера и уровня санитарно-эпидемиологических рисков субъектов контроля, в отдельных случаях - данных видеозаписи и видеофиксации в критических точках, выработки предложений по минимизации санитарно-эпидемиологических рисков.

Профилактическому направлению в приоритетной программе реформы контрольной и надзорной деятельности придается особое значение. Реализация данного направления должна обеспечиваться путем информирования субъекта контроля об обязательных санитарно-эпидемиологических требованиях, оценки эффективности и результативности их выполнения.

Программа реформы государственного контроля (надзора) предусматривает постепенное замещение его альтернативными негосударственными механизмами. В этом смысле наряду с государственным контролем (надзором) следует широко внедрять систему производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий, а также систему экспертного контроля, включая санитарно-эпидемиологическое аудирование. Технологии этих мероприятий в образовательных организациях уже достаточно проработаны [2, 11, 12].

Отдельным направлением деятельности специалистов медико-профилактического профиля является специализированная медицинская деятельность по санитарно-эпидемиологической диагностике. Данное направление деятельности включает в себя проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, об-

следований, исследований, испытаний и иных видов оценок.

Персонализированная гигиена детей и подростков должна обеспечить индивидуальные оценки рисков здоровью обучающихся и обоснование индивидуальных дорожных карт (навигации) сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся. Персонализированная гигиена детей и подростков не возможна без сотрудничества с возрастными физиологами, педагогами, психологами, трендсеттерами, геймерами и другими специалистами в сфере лидерства, коммуникации, воспитания и обучения детей и подростков.

Анализ медицинского обеспечения обучающихся в образовательных организациях, качества оказания медицинской помощи детям в школах, данных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения свидетельствует об ограниченном числе профилактических программ, мероприятий в сфере охраны и укрепления здоровья детского населения, формирования здорового образа жизни, в том числе с учетом потребностей общества, особенностей региона и образовательных организаций, индивидуальных потребностей детей.

Медицинские организации для детей и прежде всего поликлиники, центры здоровья для детей, центры медицинской профилактики, центры гигиены и эпидемиологии в своей деятельности по-прежнему ориентированы на коллективные формы профилактики (школы здоровья, школы профилактики, лекции, беседы и т. п.). Между ними нет обмена информацией о конкретных неблагоприятных факторах внут-ришкольной среды, факторах риска здоровью обучающихся и выраженности их влияния на организм детей, о состоянии здоровья и структуре основных функциональных нарушений и хронических болезней, распространенных в том или ином регионе, районе, образовательной организации. Деятельность этих медицинских организаций и учреждений в существующем виде не может удовлетворить потребности общества, родителей, педагогов, самих детей, так как она разобщена и не опирается на современные достижения в сфере охраны и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи, формировании культуры и навыков здорового образа жизни. Целесообразно объединение их возможностей и ресурсов под эгидой Минздрава и Минобрнауки России на площадках образовательных организаций в виде единых территориальных центров в «шаговой доступности» для детей, сотрудники которых могли бы обеспечить персонализированную навигацию и обучение детей культуре здоровья. Аналогами подобных центров могли бы стать появившиеся в медицинских университетах страны клиники управления здоровьем на основе персонализированной медицины.

10

ЗНиСО АВГУСТ N00 (293)

Научно-технологическое развитие популя-ционной и персонализированной гигиены детей и подростков требует соответствующего ресурсного обеспечения. Основными инвесторами и «квалифицированными заказчиками» [13] развития популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков должны выступать как государственные структуры (министерства науки и образования, здравоохранения, труда и социального развития, торговли, Роспотребнадзор), так и бизнес-сообщества (разработчики и производители товаров детского ассортимента широкого спектра: от одежды и обуви, игр и игрушек до гаджетов последних поколений). Однако необходимо отметить, что реальные инвестиции в профилактическую медицину и гигиену детей и подростков, в частности в последние годы, практически отсутствуют. И эту ситуацию необходимо менять. Инвестиции в научно-технологическое развитие популяционной и персонализированной гигиены детей и подростков, школьной медицины, по экспертным оценкам экономистов и гигиенистов, должны составлять 3-5 рублей на одного ребенка страны в год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно-методических документов / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: Издательство Научного центра здоровья детей РАМН, 2013. 379 с.

2. Кучма В.Р. и др. Новый методический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в образовательных организациях / В.Р. Кучма, М.И. Степанова, И.Э. Александрова [и др.] // Гигиена и санитария. 2014. № 4. С. 110-115.

3. Кучма В.Р. и др. Врач по гигиене детей и подростков -новое действующее лицо школьного здравоохранения / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. № 2. С. 4-8.

4. Кучма В.Р. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.

5. Кучма В.Р. и др. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2015. № 6. С. 66-70.

6. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. 2-е изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 512 с.

7. О «дорожной карте» «Хелснет» (HealthNet) Национальной технологической инициативы (Утверждена Решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России 20 декабря 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ media/files/tEwp4HClZvf5inBVMABbds3ow1AFXvwH.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

8. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (Утверждена Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 г.): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ vu4xfkO2AdpTk1NaJN9gjDNtc69wa5fq.pdf (дата обращения: 10.05.2017).

9. Покровский В.И. и др. Общая эпидемиология с основами доказательной медицины. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие / В.И. Покровский, Н.И. Брико М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 400 с.

10. Руководство по гигиене детей и подростков, медицинскому обеспечению обучающихся в образовательных организациях: модель организации, федеральные рекомендации оказания медицинской помощи обучающимся / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России, 2016. 610 с.

11. Сафонкина С.Г. и др. Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях / С.Г. Сафонкина, А.В. Иваненко, В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2012. № 6. С. 46-48.

12. Сафонкина С.Г. и др. О необходимости совершенствования методической и нормативно-правовой базы проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических (профилактических) мероприятий в образовательных учреждениях г. Москвы / С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов, И.Э. Александрова [и др.] // ЗНиСО. 2011. № 12. С. 13-16.

13. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government. ru/docs/all/109256/ (дата обращения: 10.05.2017).

Контактная информация:

Кучма Владислав Ремирович, тел.: +7 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]

Contact information: Kuchma Vladislav, рЫ^^: +7 (495) 917-48-31, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.