обладает один из крупнейших городов России - Военно-медицинский музей.
Осуществление всех работ по проекту позволит создать музейнокультурный центр мирового класса, который будет архитектурной доминантой на площади напротив Витебского вокзала.
Таким образом, разработанная в музее научная концепция новой стационарной экспозиции - не только документ, теоретически и идейно обосновывающий основные направления его экспозиционной деятельности, но и часть планомерной работы по модернизации Военномедицинского музея.
Предлагаемая научная концепция экспозиции была представлена на суд широкой музейной и научной общественности. Рецензии на нее поступили от заведующего кафедрой музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета, члена корреспондента РАН, профессора М. Б. Пиотровского, директора государственного Эрмитажа; заведующей кафедрой музееведения и экскурсоведения Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, профессора Н. И. Сергеевой; директора Центрального музея вооруженных сил профессора А. К. Никонова; директора Военноисторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи профессора В. М. Крылова; директора Центрального музея связи им. А. С. Попова эксперта ИКОМ России Л. Н. Бакаютовой; начальника кафедры Организации и тактики медицинской службы Военномедицинской академии им. С. М. Кирова профессора, генерал-майора медицинской службы А. М. Шелепова; заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии профессора Г. Л. Микиртичан.
А. Е. Виденеева
История создания и анализ экспозиции Московского музея колоколов
Колокола и колокольные звоны бытуют на Руси более тысячи лет. Они пришли сюда вместе с православием и, прочно утвердившись, на долгие столетия стали неотъемлемой частью духовной и материальной культуры нашего отечества.
Хотя Россия узнала колокола позже, нежели страны Западной Европы или христианского Востока, уже к XVI столетию она обошла все другие державы по числу и весу своих колоколов. В XVII в. здесь отливались тысячепудовые колокола-гиганты, для которых был изобретен особый язычный способ звона, что сообщило русским колокольным звонам не-34
бывалую мощность звучания и необыкновенную мелодичность. Известный историк XIX в. Иван Егорович Забелин писал: «Подобной величины колоколов и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
После октябрьской революции, в результате гонений на церковь и повсеместных запретов колокольных звонов, в России было уничтожено до 90% колоколов, и была пресечена традиция их изготовления. Тогда же почти оборвалась живая преемственность звонарского мастерства и вековые традиции исполнения русских колокольных звонов, будучи невостребованными, оказались забыты.
Возрождение российского колокололитейного и звонарского искусства сегодня - насущная необходимость. После долгих десятилетий забвения возвращаются в нашу жизнь колокольные звоны, по всей России обретают свой голос сотни колоколен и звонниц. Возрождаются колокололитейные предприятия, в России снова льют колокола...
Великой истории российских колоколов, прошлому и настоящему колокололитейного дела и звонарского мастерства посвящен музей колоколов, открывшийся в Москве летом 2006 г.
Его основателем стал старший звонарь Московской Патриархии Игорь Васильевич Коновалов. Он является руководителем ансамблей звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя, директором школы колокольного мастерства, председателем Общества церковных звонарей. И в нашей стране, и за рубежом он известен как один из лучших практикующих звонарей, признан крупным представителем российской кампаноло-гии. Его вклад в дело возрождения русского колокольного искусства весьма значителен, а колокола давно уже стали главным делом его жизни. Вот лишь несколько фактов: при непосредственном содействии и участии Игоря Коновалова обрели звучание более семидесяти российских колоколен, среди которых Московский Кремль, столичные монастыри Данилов и Донской, Покровский и Сретенский, Новоспасский и Спасо-Андронников. Он принимал участие в изготовлении больших колоколов для Троице-Сергиевой лавры, Валаамского и Соловецкого монастырей. По его проекту построена звонница Переславского Никольского монастыря, а главное - им создана собственная звонарская школа, основанная на глубоком изучении российской звонарской традиции.
И вот теперь на счету Игоря Коновалова музей колоколов. Необходимость его создания осознавалась давно, но реальное воплощение этой идеи потребовало длительной и серьезной подготовки.
На первом, начальном этапе работы производились сбор и обобщение информации. Собиралась литература о колоколах, выявлялись архивные источники, разрабатывались научные темы. Своеобразным итогом этой деятельности явились два сайта в сети Интернет. Первый, ставший персональным сайтом Игоря Коновалова, получил символичное название «Все о колоколах и колокольных звонах» (www. ЪеШгеат. ги). Второй
стал сайтом Общества церковных звонарей, возглавляемого И. Коноваловым (www. этой. ги). Оба сайта действуют третий год и не просто существуют, но постоянно развиваются, дополняются и растут. На сегодняшний день это самые репрезентативные отечественные информативные ресурсы, посвященные колокольной тематике.
Наряду с накоплением информации, шла работа по сбору экспонатов. С самого начала были четко определены четыре основные направления комплектации экспонатуры:
1) колокола старого литья, колокольные языки старинной ковки, а также хомуты и прочие детали системы крепления;
2) новые образцы колокололитейной продукции, демонстрирующие высокое качество современного литья и раскрывающие специфические особенности ведущих колокололитейных производств;
3) изображения лучших исторических колоколов России, а также наиболее знаменитых колоколен и звонниц;
4) в отдельную категорию экспонатов выделялись поддужные колокольчики, а также так называемые сувенирные колокола, как старинного, так и современного производства.
Формирование начальной коллекции музея в основном производилось путем покупки. Финансирование музейного проекта осуществлял Игорь Коновалов.
Создание современной музейной экспозиции - это сложный творческий и технологический процесс. Московский музей колоколов создавала инициативная группа, деятельность которой возглавлял Игорь Коновалов. К работе были привлечены специалисты, имеющие профессиональное музейное образование и опыт строительства музейных экспозиций, а также хорошо владеющие материалом, т. е. серьезно занимающиеся изучением колоколов и звонов.
Важной проблемой стал поиск места расположения будущего музея. После рассмотрения нескольких возможных вариантов, было решено разместить его в Измайловском кремле. Кремль в Измайлово был построен в конце 1990-х гг. и представляет собой комплекс каменных и деревянных сооружений, возведенных в стиле русской архитектуры XVII столетия, имитирующих средневековый город с торговыми рядами. На его территории расположены выставочные павильоны, художественные мастерские, а также небольшие магазинчики и кафе, оформленные в различных исторических стилях, действующие в рамках единого культурноразвлекательного комплекса, названного «Городом мастеров». Архитектурной доминантой и безусловным украшением ансамбля Измайловского кремля является Никольский храм, которому вторит высокая деревянная надвратная башня. В этой башне и был устроен музей колоколов.
Впервые он распахнул свои двери для посетителей в начале лета 2006 г., 11 июня - его торжественное открытие было приурочено к
празднованию Троицы. Так в Москве появился первый музей колоколов. Он был задуман и воплощен как возможность своеобразного погружения в удивительный и загадочный мир колокольного искусства. Каждый его посетитель имеет возможность познакомиться с историей отечественных колоколов, постичь основы колокололитейного мастерства и звонарской традиции, открыть для себя смысл и красоту колокольного звона.
Музей занимает два яруса массивной башни, стоящей над входом в стилизованный древнерусский город. Основная историческая экспозиция разместилась в просторной восьмиугольной клети второго яруса башни (9 х 9 м), а на ее верхней открытой площадке развернута интерактивная выставка современных колоколов. Общее число экспонатов в настоящее время превысило 150.
Как известно, экспозиция любого музея - это целостное отражение определенной темы через памятники истории и культуры. Исходя из этого, основу колокольной экспозиции составляет комплекс подлинных исторических артефактов: образцы старинных колоколов и языков, кованые хомуты, древние крепежные балки и колоды. Сейчас музей демонстрирует более пятидесяти подлинных памятников, в числе которых подписные и орнаментированные колокола XVII-XIX вв., образцы продукции лучших колокололитейных заводов дореволюционной России, редкие выкованные вручную хомуты и, наконец - датированная XVII в. колода для крепления очепного колокола, подаренная музею настоятелем храма Троицы в Никитниках. Одним из ключевых экспонатов, привлекающих постоянное внимание посетителей, является реконструкция очепного способа звона (деревянная стойка с качающимся колоколом).
Иллюстративный ряд представлен изображениями уникальных отечественных колоколов и колоколен. Отдельно следует назвать прекрасно выполненные прориси лицевых рукописей и фрагментов икон, благодаря которым мы видим, как колокола и колокольни изображены в памятниках древнерусского искусства. Важную роль в объединении различных изображений в единое целое играют увеличенные копии трех старинных планов Москвы, датируемых началом - серединой XVII в., каждый из которых занимает буквально по полстены.
Достойное место среди экспонатов заняла выполненная И. Коноваловым копия иконы Спас Ярое Око, хранящейся в Успенском соборе Московского Кремля. Перед ней служились молебны накануне заливки колоколов храма Христа Спасителя и двух благовестников Троице-Сергиевой лавры: «Годунов» и «Карнаухий».
Музей колоколов был бы немыслим без звукового сопровождения. Особый эффект сопричастности посетителей с сутью и сущностью колоколов достигается воспроизведением записей колокольных звонов, звучанием голосов известнейших российских колоколов.
На смотровой площадке башни, откуда открывается замечательный вид, развернута экспозиционная звонница колоколов современного литья, на которой проходят концерты колокольной музыки. Все посетители музея получают редкую возможность вблизи увидеть звучащий колокол, и даже попробовать себя в роли звонаря. В настоящее время экспонируется колокольный набор, отлитый в Воронеже на фирме «Вера» - одном из крупнейших современных колокололитейных производств. В перспективных планах музея - приобретение еще нескольких колокольных ансамблей. Предполагается, что это будет своеобразная выставка достижений наиболее известных литейных предприятий, одним из которых, по мнению руководства музея, должен стать Петербургский Балтийский завод, отливший большой колокол для Троице-Сергиевой лавры, ставший самым тяжелым колоколом современной России.
Несколько забегая вперед, хочется рассказать еще об одном проекте Московского колокольного музея. В ближайших планах его развития -изготовление копий нескольких знаменитых исторических колоколов XV^-XVП вв., воспроизводящих их профиль, декор, и даже голос. Все колокола нового литья как оригинальные, так и копийные, найдут место в верхнем открытом ярусе башни и в своей совокупности составят несколько разноголосых звонниц, в какой-то мере способствуя возвращению Москве ее прежней славы колокольной столицы России.
При осмотре экспозиции музея колоколов можно заказать сопровождение экскурсовода. Профессиональные консультанты предоставляют информацию по всем возникающим вопросам. Посетителям предлагается литература о колоколах, записи колокольных звонов, изобразительная и сувенирная продукция. Музей открыт в субботу и воскресенье, с 11 до 19 часов.
Первые же месяцы работы музея послужили прекрасным подтверждением его значимости и востребованности. За летний сезон с его экспозицией познакомились более трех тысяч человек, в результате чего музей колоколов стал самым посещаемым объектом среди выставочных залов Измайловского кремля. Но дело даже не в количестве посетителей, а в глубоком внимании, которое приходящие сюда люди проявляли к истории колоколов, в неподдельности интереса, который демонстрировали слушатели самых разных возрастов, в искренней радости и удивлении, которую вызывали у экскурсантов колокольные звоны... В книге отзывов немало восторженных откликов и слов благодарности, и это, пожалуй, лучшая награда для создателей и хранителей этого музея.
В заключение хочется подчеркнуть следующее. В той или иной мере церковные колокола присутствуют в составе многих музейных экспозиций. Более того, в некоторых музеях существуют отдельные тематические разделы, посвященные старинным колоколам, как, например, экспозиция о колоколах и колокольных часах, развернутая в московском му-
зее-заповеднике «Коломенское» или своеобразный музей одного колокола в Угличе. Время от времени в различных городах устраиваются особые колокольные выставки, подобные выставке о колокололитейном предприятии «Италмас», действовавшей несколько лет назад в Ярославле. Не будем забывать и о специализированных музеях поддужных колокольчиков, существующих на Валдае и в Ростове. Несмотря на обилие выставок и экспозиций, демонстрирующих колокола, первый Московский музей колоколов занял в этом ряду свое достойное место и уже достаточно громко заявил о себе. Между тем, у этого музея все впереди, его коллекция, безусловно, будет расти, экспозиция - совершенствоваться, число посетителей - умножаться. И очень хочется пожелать ему в этом большого успеха.
Т. В. Суродина
Проект «музей на лестнице» как инструмент возрождения утраченного
Проект «Музей на лестнице» родился при проведении Автономной некоммерческой организацией культуры «Русский клуб» с 2002 по 2006 г. культурно-исторической акции «Страницы истории Петербурга: Столетие петербургского дома».
Петербургский «Русский клуб» продолжает лучшие традиции своих предшественников дореволюционных и эмигрантских «Русских клубов». Продолжая эти традиции, мы пытаемся внести свой вклад в сохранение культурного наследия Санкт-Петербурга.
Устроители акции ставили перед собой задачу представить петербургские дома, которым исполняется 100 лет, не признанные памятниками архитектуры, но достойные изучения и бережного к ним отношения. В ходе акции предполагалось следовать объективной закономерности: люди берегут то, что любят, а любят то, что хорошо знают и во что вкладывают свой труд и заботу.
Организаторы предложили горожанам принять участие в исследованиях, предоставив методическую помощь и обеспечив допуск в архивы, музеи, книгохранилища города. Акция имела три направления: исследовательское, благоустроительное, культурно-досуговое.
В поисковых исследованиях с 2002 по 2006 г. приняли участие 145 исследователей: 27 научных руководителей (педагоги, преподаватели средних и высших учебных заведений), 113 старшеклассников и студентов Санкт-Петербургских вузов (Государственного Университета, Государственного Университета культуры и искусств, Горного университета им. Г. В. Плеханова, Университета технологии и дизайна, Лесотехниче-