Научная статья на тему 'История советской фантастики через призму интеллигентоведения'

История советской фантастики через призму интеллигентоведения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

210
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГРУППЫ И ОТРЯДЫ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / SOVIET INTELLIGENTSIA / SCIENCE FICTION / SOCIAL AND PROFESSIONAL CHARACTERISTICS / GROUPS OF INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ершова Эльвира Борисовна

Представлена рецензия на монографию В. В. Комиссарова «Интеллигенция и фантастика в структуре советского общества в 1940—1980-е годы» (Иваново: ПресСто, 2012). Отмечаются ее слабые и сильные стороны, подчеркивается преемственность исследований автора. Присутствуют личные впечатления и воспоминания рецензента по различным проблемам истории советской фантастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of the Soviet science fiction through a prism of intelligentsia studies

The review to V. V. Komissarov's monograph «The intellectuals and science fiction in the structure of the Soviet society in 1940-s — 1980-s», published in Ivanovo by «Presto» publishing house in 2012 is submitted. Its weaknesses and strengths are noted, the continuity of former works of the author is emphasized. There are personal impressions and memoirs of the reviewer on different problems of history of the Soviet science fiction.

Текст научной работы на тему «История советской фантастики через призму интеллигентоведения»

ББК 63.3(2)63-283.2

Э. Б. Ершова

ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ

После недолгого перерыва вышла новая работа Владимира Вячеславовича Комиссарова «Интеллигенция и фантастика в структурах советского общества в 1940—1980-е годы» (Иваново : ПресСто, 2012) продолжившая тему первой монографии «Научно-фантастическая литература в жизни советской интеллигенции 1940—1980-х годов: некоторые социально-исторические аспекты» (Иваново : ИПК «ПресСто», 2010).

Первые страницы Введения говорят о серьезном восприятии автором критических замечаний, сделанных учеными по первой монографии. Рассматриваются новые публикации по близкой ему теме и дается их оценка, свидетельствующая о росте научного потенциала автора.

Научно-теоретическая часть первой главы «На пути к постиндустриальному обществу: писатели-фантасты как отряд советской интеллигенции» раскрывает точку зрения В. В. Комиссарова на понятие постиндустриального общества в историческом развитии такой страны, как СССР, и при этом показывает место и роль интеллигенции в условиях движения общества к постиндустриализму.

Третий раздел главы относится, на наш взгляд, уже более к практическим аспектам — анализу социально-профессиональной характеристики авторов советской фантастической литературы. В. В. Комиссаров совершенно прав в своих размышлениях о трудностях решения этой проблемы по многим причинам: из-за отсутствия полных биографических данных о самих писателях, о частой замене ими своих настоящих фамилий псевдонимами и т. д. Сложно поддается расшифровке такая форма, как соавторст-

© Ершова Э. Б., 2013

Ершова Эльвира Борисовна — доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии Государственного университета управления, действительный член Академии гуманитарных наук, академик. [email protected]

во, где трудно понять, кто из авторов создавал ту или иную часть произведения. Приводится очень интересный пример по соавторству широко известных в нашей стране и за рубежом братьев Стругацких.

В этом же разделе Владимир Вячеславович познакомил читателей с анализом данных 598 человек, которых, по его предположению, можно отнести к писателям-фантастам советского периода. Надо отдать должное исследователю, что он предупредил читателя о том, что данные могут быть все же не совсем полными, но это не снижает научной ценности и актуальности монографии.

Важным положением предложенной концепции стал вывод о незначительности в советское время таких факторов в биографиях писателей-фантастов, как национальность, профессия, общественное положение, язык, на котором они печатали свои произведения, и многое другое, ибо для публикации и знакомства с их творчеством, представлявшим большой интерес, запретов не было (например, Павел Аммануэль, о котором пишет автор монографии). Таблица, приведенная на стр. 20, дает представление о том, на каких еще языках, кроме русского, издавались произведения фантастики в указанный период.

Автор данной рецензии очень хорошо помнит время, когда в школах и высших гуманитарных учебных заведениях изучали такой интересный предмет и курс, как «Литература народов СССР». Мы тогда узнавали произведения Джамбула Джабаева, Чингиза Айтматова и многих других авторов из национальных республик. За выходившей книгой из серии «Дружба народов» (приложение к «Литературной газете») устанавливалась очередь, подписаться на нее и купить было сложно; там тоже печатались произведения национальных авторов-фантастов. С удовольствием перечитываю иногда те тома, которые остались в моей домашней библиотеке.

Очень четко и научно даны выводы по первой главе, что определяет ее теоретическую законченность, хотя, безусловно, эту тему можно продолжать до бесконечности.

В избранном исследователем периоде невозможно обойтись без таких внешних факторов влияния на литературу в целом, как партийно-идеологический контроль в 1950—80-е годы, в том числе и на научную фантастику, о чем рассказывает

В. В. Комиссаров во второй главе. Раскрывая особенности советской цензуры в эти годы, он показал ее влияние на творческую работу братьев Стругацких в жанре фантастики, на изумительное произведение И. Ефремова «Час быка», в котором события соотносились автором с тем временем, но с точки зрения и взглядов молодежи как бы из будущего, его же «Шпионские игры» в разработке КГБ и появление такой книги Артура Кларка, как «Одиссея». Исследователь напомнил о судьбах Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского, назвал критиков произведений многих писателей-фантастов, показал сложную ситуацию 60—70-х годов для тех, чье творчество не укладывалось в прокрустово ложе идеологии руководящей партии.

Очень важным аспектом в концепции В. В. Комиссарова стал взгляд на альтернативную науку как фактор, появившийся на стыке знания и фантастики. Раскрывая причины роста влияния альтернативной науки, ее социальные источники в послевоенное время, он показал в третьей главе пути ее распространения через советскую печать, через журналистов как определенный отряд советской интеллигенции. Рассматривая социальную основу формирования альтернативной науки в СССР, исследователь назвал две группы интеллигенции, которые участвовали в ее формировании: первая — ученые и представители околонаучных производств; вторая — писатели-фантасты, многие из которых пришли в литературу из первой группы. В числе таких писателей В. В. Комиссаров называет И. А. Ефремова, А. П. Казанцева и др.

Не останавливаясь на этой группе творческой интеллигенции, в четвертой главе исследователь расширяет свою тему путем показа сложных судеб деятелей и произведений фантастики в советской кинематографии, демонстрации подобных фильмов на телевидении, отображения в живописи. Материалы этой главы настолько интересны, что хотелось бы сказать о каждом примере, описанном или просто даже названном в монографии факте, но жанр рецензии просто не позволяет это сделать. Приходится только пожелать читателям самим ознакомиться с работой В. В. Комиссарова и вспомнить те времена, когда все с нетерпением ждали выхода этих произведений из печати.

Ценнейшим дополнением к тексту служит Приложение «Советские писатели, работавшие в жанре научной фантастики»

(по данным «Энциклопедии фантастики» под ред. Вл. Гакова), в котором сразу же можно узнать многие интересные данные о писателях-фантастах, их образовании, трудовой специализации, количестве написанных произведений, дате прихода в литературную фантастику, и даже о родном языке авторов, что не столь важно, если они были опубликованы на общесоюзном для того времени языке.

Очень важен для читателей цветной вкладыш, где даны отдельные кинофрагменты и репродукции картин, позволяющие зрительно вспомнить многие произведения фантастики во всех видах искусства.

ББК 63.3(2)64-283.2

А. А. Пронин

НОВЫЕ КНИГИ ПО ИСТОРИОГРАФИИ ЭМИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ

Непредвзятое изучение российского зарубежья стало одной из актуальных задач современной науки. Причин этому несколько. Первая — в условиях появления в странах нового зарубежья многомиллионной связанной с Россией диаспоры обрело небывалую остроту изучение опыта адаптации различных слоев российской эмиграции разных волн к условиям жизни на чужбине. Вторая причина — осмысление большого творческого наследия эмигрантов имеет исключительное значение для духовного, культурного и социально-экономического возрождения России в ус© Пронин А. А., 2013

Пронин Александр Алексеевич — кандидат исторических наук, член Российской академии юридических наук и Российской ассоциации политической науки, почетный доктор наук (Doctor of science, honoris causa), профессор Российской академии естествознания, доцент кафедры управления и права, старший научный сотрудник отдела по научной, инновационной работе и докторантуре Уральской государственной сельскохозяйственной академии (Екатеринбург). [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.