ББК 63.3(2)63-283.2
Э. Б. Ершова
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОЙ ФАНТАСТИКИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ
После недолгого перерыва вышла новая работа Владимира Вячеславовича Комиссарова «Интеллигенция и фантастика в структурах советского общества в 1940—1980-е годы» (Иваново : ПресСто, 2012) продолжившая тему первой монографии «Научно-фантастическая литература в жизни советской интеллигенции 1940—1980-х годов: некоторые социально-исторические аспекты» (Иваново : ИПК «ПресСто», 2010).
Первые страницы Введения говорят о серьезном восприятии автором критических замечаний, сделанных учеными по первой монографии. Рассматриваются новые публикации по близкой ему теме и дается их оценка, свидетельствующая о росте научного потенциала автора.
Научно-теоретическая часть первой главы «На пути к постиндустриальному обществу: писатели-фантасты как отряд советской интеллигенции» раскрывает точку зрения В. В. Комиссарова на понятие постиндустриального общества в историческом развитии такой страны, как СССР, и при этом показывает место и роль интеллигенции в условиях движения общества к постиндустриализму.
Третий раздел главы относится, на наш взгляд, уже более к практическим аспектам — анализу социально-профессиональной характеристики авторов советской фантастической литературы. В. В. Комиссаров совершенно прав в своих размышлениях о трудностях решения этой проблемы по многим причинам: из-за отсутствия полных биографических данных о самих писателях, о частой замене ими своих настоящих фамилий псевдонимами и т. д. Сложно поддается расшифровке такая форма, как соавторст-
© Ершова Э. Б., 2013
Ершова Эльвира Борисовна — доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии Государственного университета управления, действительный член Академии гуманитарных наук, академик. [email protected]
во, где трудно понять, кто из авторов создавал ту или иную часть произведения. Приводится очень интересный пример по соавторству широко известных в нашей стране и за рубежом братьев Стругацких.
В этом же разделе Владимир Вячеславович познакомил читателей с анализом данных 598 человек, которых, по его предположению, можно отнести к писателям-фантастам советского периода. Надо отдать должное исследователю, что он предупредил читателя о том, что данные могут быть все же не совсем полными, но это не снижает научной ценности и актуальности монографии.
Важным положением предложенной концепции стал вывод о незначительности в советское время таких факторов в биографиях писателей-фантастов, как национальность, профессия, общественное положение, язык, на котором они печатали свои произведения, и многое другое, ибо для публикации и знакомства с их творчеством, представлявшим большой интерес, запретов не было (например, Павел Аммануэль, о котором пишет автор монографии). Таблица, приведенная на стр. 20, дает представление о том, на каких еще языках, кроме русского, издавались произведения фантастики в указанный период.
Автор данной рецензии очень хорошо помнит время, когда в школах и высших гуманитарных учебных заведениях изучали такой интересный предмет и курс, как «Литература народов СССР». Мы тогда узнавали произведения Джамбула Джабаева, Чингиза Айтматова и многих других авторов из национальных республик. За выходившей книгой из серии «Дружба народов» (приложение к «Литературной газете») устанавливалась очередь, подписаться на нее и купить было сложно; там тоже печатались произведения национальных авторов-фантастов. С удовольствием перечитываю иногда те тома, которые остались в моей домашней библиотеке.
Очень четко и научно даны выводы по первой главе, что определяет ее теоретическую законченность, хотя, безусловно, эту тему можно продолжать до бесконечности.
В избранном исследователем периоде невозможно обойтись без таких внешних факторов влияния на литературу в целом, как партийно-идеологический контроль в 1950—80-е годы, в том числе и на научную фантастику, о чем рассказывает
В. В. Комиссаров во второй главе. Раскрывая особенности советской цензуры в эти годы, он показал ее влияние на творческую работу братьев Стругацких в жанре фантастики, на изумительное произведение И. Ефремова «Час быка», в котором события соотносились автором с тем временем, но с точки зрения и взглядов молодежи как бы из будущего, его же «Шпионские игры» в разработке КГБ и появление такой книги Артура Кларка, как «Одиссея». Исследователь напомнил о судьбах Ю. М. Даниэля и А. Д. Синявского, назвал критиков произведений многих писателей-фантастов, показал сложную ситуацию 60—70-х годов для тех, чье творчество не укладывалось в прокрустово ложе идеологии руководящей партии.
Очень важным аспектом в концепции В. В. Комиссарова стал взгляд на альтернативную науку как фактор, появившийся на стыке знания и фантастики. Раскрывая причины роста влияния альтернативной науки, ее социальные источники в послевоенное время, он показал в третьей главе пути ее распространения через советскую печать, через журналистов как определенный отряд советской интеллигенции. Рассматривая социальную основу формирования альтернативной науки в СССР, исследователь назвал две группы интеллигенции, которые участвовали в ее формировании: первая — ученые и представители околонаучных производств; вторая — писатели-фантасты, многие из которых пришли в литературу из первой группы. В числе таких писателей В. В. Комиссаров называет И. А. Ефремова, А. П. Казанцева и др.
Не останавливаясь на этой группе творческой интеллигенции, в четвертой главе исследователь расширяет свою тему путем показа сложных судеб деятелей и произведений фантастики в советской кинематографии, демонстрации подобных фильмов на телевидении, отображения в живописи. Материалы этой главы настолько интересны, что хотелось бы сказать о каждом примере, описанном или просто даже названном в монографии факте, но жанр рецензии просто не позволяет это сделать. Приходится только пожелать читателям самим ознакомиться с работой В. В. Комиссарова и вспомнить те времена, когда все с нетерпением ждали выхода этих произведений из печати.
Ценнейшим дополнением к тексту служит Приложение «Советские писатели, работавшие в жанре научной фантастики»
(по данным «Энциклопедии фантастики» под ред. Вл. Гакова), в котором сразу же можно узнать многие интересные данные о писателях-фантастах, их образовании, трудовой специализации, количестве написанных произведений, дате прихода в литературную фантастику, и даже о родном языке авторов, что не столь важно, если они были опубликованы на общесоюзном для того времени языке.
Очень важен для читателей цветной вкладыш, где даны отдельные кинофрагменты и репродукции картин, позволяющие зрительно вспомнить многие произведения фантастики во всех видах искусства.
ББК 63.3(2)64-283.2
А. А. Пронин
НОВЫЕ КНИГИ ПО ИСТОРИОГРАФИИ ЭМИГРАЦИИ ИЗ РОССИИ
Непредвзятое изучение российского зарубежья стало одной из актуальных задач современной науки. Причин этому несколько. Первая — в условиях появления в странах нового зарубежья многомиллионной связанной с Россией диаспоры обрело небывалую остроту изучение опыта адаптации различных слоев российской эмиграции разных волн к условиям жизни на чужбине. Вторая причина — осмысление большого творческого наследия эмигрантов имеет исключительное значение для духовного, культурного и социально-экономического возрождения России в ус© Пронин А. А., 2013
Пронин Александр Алексеевич — кандидат исторических наук, член Российской академии юридических наук и Российской ассоциации политической науки, почетный доктор наук (Doctor of science, honoris causa), профессор Российской академии естествознания, доцент кафедры управления и права, старший научный сотрудник отдела по научной, инновационной работе и докторантуре Уральской государственной сельскохозяйственной академии (Екатеринбург). [email protected]