Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА'

ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / ИСТОРИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анненкова Анастасия Михайловна

В статье представлен обзор школьных краеведческих практик, распространенных на территории СССР в период с конца 1940-х по 1990-е годы, описаны модели организации практической, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся на базе школьных краеведческих музеев, школьных лесничеств, экскурсионно-туристских и эколого-биологических станций, краеведческих кружков. Рассмотрена политика государства по поддержке краеведческой деятельности школьников в исторической перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL STUDIES IN RUSSIAN SCHOOLS IN THE SECOND HALF OF THE 20TH CENTURY

The article introduces an overview of school local history practices that were common in the USSR from late 1940s to 1990s. It describes the models of organization for students' practical, search and research activity on the basis of school local history museums, school forestry, sightseeing tourist and environmental biology stations, school history study groups.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА»

Школьная краеведческая лаборатория

Анненкова

Анастасия Михайловна,

магистр программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, учитель ГБОУ «Школа № 1210», г. Москва e-mail: annenkova.2011@ mail.ru

Anastasia

Annenkova,

Master's Degree in Pedagogy, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics, Moscow, Teacher of School № 1210, Moscow

История школьного краеведения в России второй половины XX века

Local studies in Russian schools in the second half of the 20th Century

Аннотация. В статье представлен обзор школьных краеведческих практик, распространенных на территории СССР в период с конца 1940-х по 1990-е годы, описаны модели организации практической, поисковой и исследовательской деятельности обучающихся на базе школьных краеведческих музеев, школьных лесничеств, экскурсионно-туристских и эколого-биологических станций, краеведческих кружков. Рассмотрена политика государства по поддержке краеведческой деятельности школьников в исторической перспективе.

Ключевые слова: школьное краеведение, краеведческие практики, история краеведения, исследовательская и поисковая деятельность

Abstract. The article introduces an overview of school local history practices that were common in the USSR from late 1940s to 1990s. It describes the models of organization for students' practical, search and research activity on the basis of school local history museums, school forestry, sightseeing tourist and environmental biology stations, school history study groups.

Keywords: school local studies, local history practices, history of local studies, research and search activity

Богатая история отечественного школьного краеведения насчитывает уже не одно столетие. В ней, безусловно, были периоды и расцвета, и упадка. Но особенный интерес представляет время, когда школы городов и сельских поселений, за редким исключением, вели разнонаправленную краеведческую работу, и школьные практики приобретали всесоюзные масштабы. Это время началось в конце 1940-х и стало самым продолжительным периодом развития школьного краеведения.

В послевоенные годы необходимость восстановления страны шла рука об руку с необходимостью краеведческой работы. С 1946 года на территории СССР стали появляться инициативные группы, которые получили поддержку Комитета по делам культурно-просветительских учреждений при Совете

I Анненкова Анастасия Михайловна

Министров РСФСР: планировалось создание на местах обширной сети Обществ по изучению края. Однако уже в 1948 году позиция власти изменилась [ГАРФ]. Общества как самостоятельные организации было решено упразднить, а краеведческую работу проводить под контролем партийных инстанций исключительно в государственных учреждениях. Несмотря на то, что Общества по изучению края ставили своей задачей тесное взаимодействие со школой и вовлечение пионеров в краеведческую деятельность по различным направлениям, включая историю Великой Отечественной Войны, именно их запрет, в конечном счете, стал одной из основных предпосылок для сосредоточения масштабной краеведческой работы в школах.

В 1950-х школьное краеведение переживает уже не первый подъем в своей истории. На XX съезде КПСС на всесоюзный уровень выдвинута задача непрерывного изучения природы, истории, хозяйственной деятельности и культуры районов страны. В 1958 году принят «Закон о связи школы с жизнью, о дальнейшем развитии народного образования», теперь роль краеведения в учебной и воспитательной работе школ становится ключевой: создаются школьные музеи и краеведческие объединения, повсеместно организуются краеведческие походы и экспедиции, во многих школах создаются лесничества [Родин 1958]. На рубеже 50-х и 60-х происходит обновление содержания школьных программ, усиливается краеведческий компонент в изучении истории, географии, биологии, что позволяет школьному краеведению охватить все больше советских учителей и учащихся.

Школьные лесничества

В 1949 году для оказания помощи в лесовосстановлении Жуковскому лесхозу завуч Жуковской средней школы №1 И. С. Артюхов организует дозоры для охраны и восстановления леса. Постепенно полномочия «дозоров» расширяются, и возникает первое в стране школьное лесничество. Похожая работа проводится и во многих других школах на территории разных республик, поэтому в следующее десятилетие школьные лесничества легко входят в жизнь советских пионеров и ребята быстро добиваются серьезных успехов. Так, на базе кружка юных лесоводов, в 1957 году в городе Петрозаводск (Карелия), возникает лесничество «Берендей», отличившееся плантацией карельских берез, семена с которой ежегодно отправлялись по всей стране, а в 1972 году «Берендей» становится победителем международного конкурса по охране природы, соревнуясь с Королевским лицеем Брюсселя [Андреев 1977]. Деятельность лесничеств не сводится к мероприятиям по посадке саженцев деревьев и наблюдению за ними. Возникают направления для исследовательской работы

На стр. 45-46 фото из архивов школьных лесничеств г. Волоколамск (Московская обл.), с. Мордино (Республика Коми), заповедника «Брянский лес» 1960-1980 гг.

Школьная краеведческая лаборатория

Фото из архива издания правительства и государственного совета республики Коми 1960-е

школьников: голубой и зеленый патруль. Школьники с интересом участвуют в жизни лесничеств, заполняя дневники и альбомы своими воспоминаниями. «Кажется, совсем недавно (в январе 1968 года) было организовано наше школьное лесничество, но сколько нового и интересного мы узнали о лесе за этот срок» — аккуратно выводя буквы, записали члены школьного лесничества одной из школ города Волоколамск. Действительно, жизнь ребят в лесничестве буквально кипит: «голубые патрули» изучают растения и животный мир водоемов, помогают сохранять популяции рыб, выявляют случаи загрязнения водоемов, озеленяют берега рек. «Зеленые патрули» проводят практические работы в питомниках, изучают растительный и животный мир леса. Практические и исследовательские задания школьники получают от сотрудников лесничеств, средне-специальных и высших учебных заведений, учителей [Ермаков 2019]. В 1970-е деятельность школьных лесничеств достигает масштабов организации Всероссийских слетов школьных лесоводов. К концу 1980-х существует более 1000 школьных лесничеств, многие из которых сотрудничают с научными учреждениями.

Эколого-биологические станции

Родились из ученических опытных бригад, которые возникли в конце 1940-х годов и сотрудничали с колхозами и совхозами. На опытных участках школьники получали урожаи сахарной свеклы, кукурузы и других культур. Ученические бригады за успехи в опытнической работе получали дипломы и медали ВДНХ. Так, ребята из средней школы с. Тарханово (Республика Мордовия) добились урожая в 800 центнеров на гектар (средний урожай 90 центнеров на гектар) и получили бронзовую медаль ВДНХ, а бригадир — гравированные часы [Першин 2003]. Постепенно подобные бригады трансформировались в объединения школьников, которые занимались экспериментальной работой в области биологии. И эксперименты, зачастую, были весьма серьезными, так, в одной из школ изучали влияние обработки семян азотобактерином и фосфоробактерином на урожай кукурузы, влияние уплотнения кулисами на урожай огурцов [Солонович 2021]. На базе специально организованных опытных участков школьники с помощью педагогов и сотрудников сельскохозяйственных предприятий планировали и делали опыты, осуществляли уход за растениями строго по намеченному плану, вели записи наблюдений и проводили анализ результатов.

Анненкова Анастасия Михайловна

Кружковые объединения

В период с 1960-х развитие получили краеведческие исторические кружки различных направленностей: истори-ко-краеведческие (этнографические, археологические), литературно-краеведческие и так далее. Работа кружков была сосредоточена на углубленном исследовании страниц истории родного края под руководством педагога. В ряде школ появляются исторические клубы. От кружков их отличало более сложное устройство организационной стороны: клубы имеют устав, членские билеты, эмблему, флаг и так далее [Солонович 2021]. Члены клубов проводили поисковые операции по разным направлениям. Так, в клубе «Военный романтик» села Вадинск Пензенской области ежегодно выбирали аспект истории ВОВ, по которому собирали значительные материалы, исследуя историю своей семьи и села (например, «Письма с переднего края», «Быт тыла» и другие). И, конечно, подобный опыт параллельно возникал в разных концах огромной страны. Содержание деятельности школьных краеведческих клубов могло носить комплексный характер: открывались секции историков, географов, биологов, литераторов и др. [Родин 1958].

Экскурсионно-туристские станции

На базе школ развиваются детские экскурсионно-туристские станции, большой размах уже в конце 1940-х приобретают экскурсии-экспедиции по территории родного края, в которые отправляются тысячи советских подростков. Яркой особенностью каждой такой экспедиции стало выполнение задания конкретного исследовательского характера, поручаемого школьникам научно-исследовательскими, хозяйственными и общественными организациями, педагогическими советами, советами пионерских дружин. В огромном количестве школ ребята ведут работу по изучению истории ВОВ в лицах и событиях. Организуются Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников, объединенные памятными датами: сороковая годовщина Великой Октябрьской социалистической революции (1956-1957), пятидесятилетняя годовщина образования СССР (1966-1967), сорокалетняя годовщина пионерской организации им. В. В. Ленина (1961-1962). [Строев 1974] В каждой из этих экспедиций частные исследовательские задачи объединены общими лейтмотивами. Так, участники экспедиции 1961-1962 гг. занимались изучением развития местных пионерских организаций, судеб юных ленинцев в годы коллективизации, Великой Отечественной Войны и социалистического строительства [Остапенец-Савешников 2013]. Кроме исторических исследований, участники экспедиций изучают природу, географическую и биологическую среду родного края. В первом

Фото из архива школьного клуба школы №30 г. Ижевск

Фото из архива школы пос. Орловка (Калининградская область)

Школьная краеведческая лаборатория

Фото из архива школы с. Вадинск(Пензенская область), школы №30 г. Ижевск

издании знаменитой «Детской энциклопедии» сообщается: участникам краеведческой экспедиции понадобятся записная книжка, магнитофон, фотоаппарат, кинокамера, акварельные краски. Все, что вы услышите и увидите интересного, запишите, сфотографируйте, зарисуйте. Собранные материалы пополнят школьные выставки, стенгазеты, рукописные журналы, обогатят краеведческие музеи. [Детская энциклопедия 1960]

Школьные музеи

В ходе регулярных экспедиций коллективы школ накапливают огромное количество интересных материалов для выставок, из которых повсеместно рождаются школьные краеведческие музеи. Инициатива по созданию музейных комнат часто исходила от учителей-фронтовиков и исторических клубов, поисковых отрядов, занимающихся изучением истории малой Родины в истории ВОВ, так многие школьные музеи выросли из комнат боевой и трудовой славы. Именно школьный музей становится сердцем не только краеведческой деятельности, но общественной и культурной жизни школы в целом. На его базе работают различные краеведческие объединения, из числа школьников формируются группы музейных работников, выполняющих работу по учету экспонатов и проведению экскурсий, обобщающих результаты исследований кружков, лесничеств, станций и экспедиций.

Вышедшее в мае 1964 года постановление ЦК КПСС «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании учащихся» среди основных задач выдвигает использование музеев в учебно-воспитательной работе [Строев 1974]. В 1967 году вышел совместный приказ министра просвещения РСФСР и министра культуры РСФСР «О мерах по дальнейшему улучшению деятельности школьных музеев», который сопровождался рекомендациями в помощь школьным музеям (организация музея, учет и хранение материалов, тематика краеведческих исследований). В 1969 году прошла крупная Всероссийская конференция актива школьных музеев, на которой работали секции: «Ленинские и мемориально-биографические музеи», «Историко-революционные музеи», «Комплексные краеведческие музеи». Все эти факты свидетельствуют о бурном развитии школьных музеев в первые послевоенные десятилетия не только как выставочных площадок, но и как источников исследовательского поиска советских школьников.

В семидесятые годы школьные музеи остаются центрами школьных сообществ, в 1974 году публикуется «Положение о школьном музее», проводится паспортизация школьных музеев страны, номерные свидетельства вручаются только музеям, соответствующим необходимым критериям, одним из которых

Анненкова Анастасия Михайловна

являлось существование на его базе детского объединения, ведущего краеведческую работу [Персин 2009]. В конце 1970-х в РСФСР насчитывалось более 3000 музеев, получивших официальный статус «Школьный музей». Но даже среди них уровень организации и деятельности был разным. Он во многом зависел от компетентности руководителя, материальных возможностей школы, наличия шефской помощи со стороны государственных предприятий (заводов, фабрик, иных учреждений). В школах, где музеев не было, по результатам исследовательской работы учащихся организовывались краеведческие уголки.

В начале 1980-х стали регулярно проходить Всероссийские семинары по краеведению и школьным музеям. Начался выпуск аннотированных списков школьных музеев различного профиля: «Аннотированный список школьных литературных и художественных музеев РСФСР» (1981), «Музеи пионерской и комсомольской славы школ и внешкольных учреждений РСФСР» (1982), «Музеи интернациональной дружбы школ и внешкольных учреждений РСФСР» (1983), «Ленинские музеи школ и внешкольных учреждений РСФСР» (1984), «Список школьных краеведческих музеев РСФСР» (1986) и другие. Подобные списки выходили и в других республиках. К 1990-м годам школьными музеями был накоплен огромный опыт организации исследовательской деятельности учащихся по различным профилям краеведения. Но также была достигнута точка максимума, после которой началось постепенное снижение темпов развития краеведческих практик в школах. По данным 1996 года впервые за вторую половину XX века количество вновь создаваемых школьных музеев и общее число школьных музеев в России начало снижаться: в 1985 году насчитывалось около 5200 музеев, в 1996 около 4700 [Персин 2009].

Нет достоверной статистики относительно других форм организации краеведческой работы в школах, но, несмотря на это, к середине 1990-х можно констатировать общий упадок краеведческой практики, связанный с цикличностью развития краеведения как любого процесса, разворачивающегося в истории, и обусловленный внутриполитическими условиями на территории бывшего СССР. Вклад педагогов и учащихся второй половины прошлого века в развитие школьного краеведения очень значим, никогда до этого периода и после него в нашей истории не было уделено такого внимания к краеведческому аспекту в образовании детей. Краеведение в это время позиционируется как первый шаг на пути научных исследований школьников из разных уголков страны. И в XXI веке, без сомнений, опыт практик века XX, основанных на исследовательском поиске и практической работе обучающихся при поддержке специалистов из разных сфер, может быть использован в новых контекстах. oír

Школьная краеведческая лаборатория

Литература:

Андреев 1977 — Андреев К. А. Берендеи — друзья леса: из опыта работы школьного лесничества «Берендей». Петрозаводск: Карелия, 1977.

Бороздинов 1970 — Бороздинов Н. М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1970.

Ермаков, Токарев 2019 — Ермаков Д. С., Токарев А. А. «Лесные школы»: история и современность //Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 14. №. 4. С. 31-39.

ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации. Ф. 259. О.7.Д. 4398. Л. 44-66.

Остапенец-Савешников 2013 — Остапец-Свешников А. А. Наука в развитии туристско-краеведческой деятельности подрастающего поколения (к 80-летию детско-юношеских туристских организаций в России) // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2013. №1. С. 11-22.

Персии 2009 — Персин А. И. Краеведение и музейная работа со школьниками в России во второй половине XX века // Российский слет юных туристов краеведов. Елабуга, 2009.

Першин 2003 — Першин С. В. Очерк истории Тархановской средней школы // Земля и люди. № 13, 2003.

Родин 1958 — Родин А. Ф. Внеклассная историческая и краеведческая работа в школе. М: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958.

Солонович 2021 — Солонович М. А. Методологии и практики государственного, общественного и школьного краеведения в СССР (19171991 гг.). Пятигорск: Ессентуки, 2021.

Строев 1974 — Строев К. Ф. Краеведение. М: Просвещение, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.