Научная статья на тему 'История рода Хусаиновых в отечественной историографии'

История рода Хусаиновых в отечественной историографии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2480
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАТЬЯ ХУСАИНОВЫ / ИСТОРИОГРАФИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шайдуллина Римма Рифхатевна

В статье рассматриваются жизнь и деятельность братьев Хусаиновых (конец XIX начало XX вв.) с позиций отечественной историографии. Отражается противоречивость освещения данной темы в научной и научно-популярной литературе и публицистике, проводится анализ этих материалов в связи с конкретной исторической ситуацией, имевшей место в момент их появления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История рода Хусаиновых в отечественной историографии»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 8 Гуманитарные науки 2008

УДК 930.2(092)

ИСТОРИЯ РОДА ХУСАИНОВЫХ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Р. Р. Шайдуллина Аннотация

В статье рассматриваются жизнь и деятельность братьев Хусаиновых (конец XIX -начало XX вв.) с позиций отечественной историографии. Отражается противоречивость освещения данной темы в научной и научно-популярной литературе и публицистике, проводится анализ этих материалов в связи с конкретной исторической ситуацией, имевшей место в момент их появления.

Ключевые слова: братья Хусаиновы, историография, благотворительность, просветительство.

Важное место в многовековой истории татарского народа занимают торговцы, владельцы миллионных капиталов, благотворители Ахмет (1837-1906), Гани (1839-1902) и Махмут (1839-1910) Хусаиновы, происходившие из Сеи-товского Посада (Татарская Каргала) под городом Оренбургом.

Несмотря на то, что ни один из братьев Хусаиновых не владел элементарными основами грамотности, они четко осознавали необходимость образования и воспитания, понимали их важность для будущего татар-мусульман России. Благотворительная деятельность этого рода в основе своей преследовала именно просветительские цели. Поэтому Хусаиновы осознанно и целеустремленно финансировали открытие новометодных школ по всей стране, оплачивали подготовку и последующее трудоустройство прогрессивно мыслящих учителей, не жалели средств на строительство школьных зданий, издание необходимой учебной литературы, организацию стипендий на обучение талантливых учеников в престижных учебных заведениях России и других стран.

Следует подчеркнуть, что до сих пор история этого рода не получила должного освещения в науке, пока нет единого комплексного исследования, посвященного именно этой теме. Имеются отдельные краткие упоминания о жизни и деятельности Хусаиновых, но чаще всего они даются в связи с изучением какой-то определенной проблемы из истории татарского народа. Собрав и проанализировав основную массу этого материала, мы можем сказать, что он весьма противоречив. Причем важным аспектом здесь является конкретная историческая ситуация, в условиях которой та или иная точка зрения была высказана.

В историографии жизни и деятельности братьев Хусаиновых условно можно выделить следующие периоды:

1) дооктябрьский (конец XIX в. - 1917 г.);

2) советский (1917-1980-е годы);

3) постсоветский (с 90-х годов ХХ в. по настоящее время).

Дооктябрьский период. Конец XIX - начало ХХ вв. - это время значимых общественно-культурных преобразований в татарском обществе, инициатором которых практически всегда являлись прогрессивные представители татарской буржуазии, в частности братья Хусаиновы. Их деятельность в этой сфере имела большой резонанс, постоянно находилась в центре внимания общественности. Именно поэтому многие татарские периодические издания старались как можно полнее освещать события, связанные с их именами.

Так, газеты «Нур», «Йолдыз», «Вакыт», «Тормыш» приветствовали «устремления братьев делиться своими богатствами на благо общества» и тем самым способствовать его прогрессу. Строительство школ, больниц, библиотек, помощь ученикам и преподавателям они считали высшей формой благотворительности.

И даже после смерти братьев регулярно печатались статьи, посвященные претворению в жизнь завещаний Ахмета и Махмута Хусаиновых, по которым достаточно большая часть их капитала была отписана на благотворительные цели. Завещание А. Хусаинова - это, пожалуй, беспрецедентный факт в истории татарского народа. Согласно этому документу около полумиллиона рублей было завещано на оказание помощи и поддержки нуждающимся татарам-мусуль-манам России [1].

Имеются сведения о том, что Г. Хусаинов также изъявил желание направить после смерти определенную часть своего состояния на благотворительность, однако не успел оформить документы должным образом. Поэтому наследники, проигнорировав выраженную лишь на словах волю отца, никаких материальных средств на нужды татар-мусульман России не передали. Этот факт достаточно активно обсуждался на страницах татарских периодических изданий. В частности, видный татарский деятель, писатель Г. Ибрагимов в нескольких номерах газеты «Вакыт» высказывался по этой теме, представлял вариант завещания, которым Г. Хусаинов делился со своими друзьями и соратниками, предполагая в будущем оформить его юридически [2-4].

Кроме периодики жизнь и деятельность братьев Хусаиновых освещена и в отдельных работах некоторых прогрессивных татарских общественных деятелей. Так, Г. Ибрагимов в своей дооктябрьской публицистике достаточно благосклонно отзывался о братьях Хусаиновых, называя их «королями торгового капитала» [5, с. 13]. Следует отметить издания Р. Фахретдинова и Б. Шарафа, в которых описываются основные моменты жизни и деятельности Ахмета и Гани Хусаино-вых [6, 7]. Несколько позднее выпускник, а впоследствии и преподаватель медресе «Хусаиния», известный татарский ученый Дж. Валиди дал свою характеристику деятельности братьев Хусаиновых. Несмотря на то что его работа была опубликована в 1923 г., в ней содержались статьи, написанные автором до октября 1917 г., в которых подробно описаны характер братьев, их нелегкая судьба, основные сферы благотворительной и просветительской деятельности [8].

Таким образом, в историографии дооктябрьского периода Хусаиновы представлены как образцовые предприниматели, благотворители и меценаты. Братья характеризуются исключительно с положительной стороны, их жизнь и

деятельность предстают как пример, к которому необходимо стремиться. В большинстве своем эти работы носят описательный характер, в них практически отсутствуют анализ, собственные умозаключения авторов, поэтому, на наш взгляд, они должны рассматриваться в качестве исторических источников для изучения данной темы.

В советский период деятельность братьев Хусаиновых, как и всех представителей буржуазии, характеризовалась лишь с точки зрения социалистического мировоззрения, во всех их действиях виделись попытки эксплуатации и порабощения трудящегося народа. К таким работам относятся труды К.Ф. Фа-сеева, Р.И. Нафигова, Я.Г. Абдуллина, Х.Х. Хасанова [9-12] и др.

Так, К.Ф. Фасеев в работе «Из истории передовой общественной мысли (вторая половина XIX - начало XX веков)» (1955) достаточно резко и категорично высказался о татарской национальной буржуазии, представители которой, в том числе Хусаиновы, «преследуют лишь свои узкоклассовые, торгашеские цели» [9, с. 69], «разворачивают борьбу за захват восточных рынков, стремясь держать мусульманские народы под своим экономическим и политическим господством» [9, с. 14] и т. д.

Точку зрения К.Ф. Фасеева во многом поддерживал и Р.И. Нафигов, раскрывший в своих работах причины «слабости татарской национальной буржуазии», которые он видел в «ее экономических, политических, промышленных, идеологических характеристиках». По мнению Р.И. Нафигова, политика царизма, ограничивавшая сферы проникновения татарского капитала, сохранение влияния мусульманской религии, наличие сильного соперника в торговых делах в лице русской буржуазии и иностранных предпринимателей, неоднородность самого этого социального слоя и отсутствие единства - важные факторы в объяснении определенного уровня развития татарских торговцев и предпринимателей в условиях рассматриваемого исторического этапа. Действия же самих представителей буржуазии были расценены как попытка «установления своего господства над нацией, а заодно и над более слабыми родственными по языку народами путем провозглашения фальшивого и националистического лозунга национальной культуры» [13, с. 87].

Я.Г. Абдуллин, с одной стороны, положительно характеризовал роль просветительства в истории татарской нации, особую роль в распространении которого он отдавал именно национальной буржуазии. С другой стороны, Я.Г. Абдуллин рассматривал торговцев и предпринимателей исключительно как класс эксплуататоров, в большинстве случаев преследовавших лишь свои цели, а финансирование ими новометодных школ называл «подачкой от богачей» [11, с. 205]. В связи с этим исследователь отмечал, что «полностью искоренить схоластику и создать в подлинном смысле национальную школу стало возможным лишь после победы Октябрьской революции» [11, с. 203].

Х. Х. Хасанов в своем труде отразил создание экономической основы татарской буржуазии и формирование основных ее признаков. Он отмечал, что в процессе окончательного формирования татарской национальной буржуазии как класса в пореформенный период на первый план выдвигались фабриканты и заводчики, связанные с банковским капиталом, среди которых были и братья

Хусаиновы. Говоря о джадидизме, Х.Х. Хасанов выделял его в качестве идеологии татарской либеральной буржуазии, которая «занималась отстаиванием собственных классовых интересов под видом заботы о нации» [12, с. 114]. В подтверждение этого он приводит точку зрения, высказанную В.И. Лениным: «Национальная буржуазия свободу наций, демократизм принесла в жертву интересам капиталистической наживы» [12, с. 114].

Следует заметить, что именно в 80-е годы ХХ века были изданы сборники художественных произведений и публицистики Г. Ибрагимова, но в них вошли только те его работы, в которых прослеживалась критика татарской национальной буржуазии. Упоминавшаяся выше статья о завещании Г. Хусаинова, которая отличается ценностью в историческом плане, так и не была опубликована.

Таким образом, в советский период преобладали оценки Хусаиновых только как представителей буржуазии, акцент делался на их материальном благосостоянии, ведении финансовых дел. Деятельность Хусаиновых в сфере просветительства и благотворительности рассматривалась исключительно как средство обогащения.

Постсоветский период. В современном постсоветском обществе прослеживаются тенденции возрождения дореволюционных традиций, интереса к историческому наследию, потребность общества в духовных идеалах. В связи с этим стандарты и оценки, имевшие место в советский период истории России, в основном отвергаются.

В исследованиях, посвященных изучению истории купечества, торговцев, предпринимателей, их просветительской и благотворительной деятельности, заметна смена оценки. Многие из этих исследований основаны на работах, появившихся еще в начале ХХ в. (дооктябрьский период). Возобновляется тенденция к похвале, участие купечества и торговцев в жизни татарского народа преподносится лишь с положительной стороны.

Так, М.Ф. Рахимкулова, полностью сохранив содержание, переиздала книги Р. Фахретдинова «Ахмет бай» и Б. Шарафа «Гани бай» [14,15], она внесла также весомый вклад в изучение истории медресе «Хусаиния» [16, 17]; М. Гайнутдинов подготовил и опубликовал ряд статей, посвященных братьям Хусаи-новым [18]. Г.Г. Косач отмечает, что «братья Ахмет и Гани Хусаиновы - крупнейшие «миллионщики» Оренбургского края, элита регионального бизнеса своего времени» [19, с. 48].

Р.Р. Салихов подчеркивает, что среди десятков крупных благотворителей, активно участвовавших в процессе духовного пробуждения нации, первое место по праву принадлежит А. Хусаинову. Его завещание, по мнению автора, является «эффективным способом финансовой поддержки дальнейших культурных преобразований в татарском обществе, действенной альтернативой равнодушию и безразличию государства по отношению к проблемам мусульманских народов России» [20, с. 19-20]. Этой же точки зрения придерживается Д. Д. Азаматов. В своей работе, посвященной истории мусульманской благотворительности в целом и вакуфам в частности, он конкретно описывает действия, которые были осуществлены после смерти предпринимателя его душеприказчиками,

дает подробную информацию о стоимости имущества покойного и целевом использовании этих средств [21, с. 19-20].

Т.В. Судорогина в своей статье показывает как освещалась благотворительная деятельность братьев Хусаиновых на страницах оренбургской периодической печати, приводя конкретные сообщения из газет конца XIX - начала XX вв. [22]. Однако автор ограничивается лишь цитированием источников, обращая внимание на отдельные, частные моменты, то есть практически занимается констатацией фактов. В статье отсутствуют анализ материала, личные обобщения и выводы исследователя.

Новый ракурс в историографии жизни и деятельности Хусаиновых представляет точка зрения А.Ю. Хабутдинова, в ней есть предпосылки для понимания их внутренней мотивации. Во многих своих работах автор подчеркивает, что братья Хусаиновы - это представители татарской буржуазии, хранившие старые традиции, купцы-авантюристы, заработавшие миллионы за счет разницы в ценах. Описывая конкретные сферы благотворительной деятельности братьев, автор отмечает и тот факт, что во многих своих действиях род Хусаиновых преследовал и свои определенные цели. К примеру, исследователь открыто заявляет, что медресе «Хусаиния» - это прежде всего учебное заведение для подготовки квалифицированных работников для ведения торговых дел Хусаиновых [23-25].

Как отмечалось выше, при выполнении исследований, касающихся истории просветительства, джадидизма, многие авторы не могут не упомянуть весомый вклад братьев Хусаиновых. Это также касается работ, появившихся в постсоветское время, в частности назовем труды М.А. Усманова, А.Х. Махмутовой, М.Г. Гафаровой, Ф.Н. Шакурова и т. д. [26-29].

В настоящее время большую популярность получают исследования краеведческого характера. Говоря о братьях Хусаиновых, следует обратить внимание на труд Д.Н. Денисова, который исследует непосредственную историю заселения и развития татар Оренбургского края в XVIII - XX вв. Он отражает значимость деятельности Хусаиновых для региона, выделяет их место в развитии народного образования, периодической печати, театрального искусства татар-мусульман Оренбуржья [30, с. 153-157].

Таким образом, в современный период возобновляются тенденции историографии дооктябрьского периода. Однако сейчас можно говорить о том, что заслуги Хусаиновых все чаще приобретают общепризнанный характер, постепенно они занимают достойное место в истории татарского народа. Об этом говорит и тот факт, что их имена именно в постсоветское время были включены в «Татарский энциклопедический словарь» [31], в сборник «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том 2» [32].

Summary

R.R. Shaidullina. The History of Khusainov Family in Russian Historiography.

The article focuses on life and activities of the Khusainov brothers (late 19th - early 20th centuries) from the point of view of Russian historiography. The author reflects ambiguities of covering this topic in scientific and educational works and social essays. Analysis of these materials is carried out in terms of specific historical situation at the time of their being published.

Key words: Khusainov brothers, historiography, charity, enlightening

Литература

1. Завещание Ахмеда Хусаинова // Йолдыз. - 1906. - 17 дек. - С. 3 (на тат. яз.).

2. Ибрагимов Г. Гани бай // Йолдыз. - 1914. - 11 мая. - С. 2-3 (на тат. яз.).

3. Ибрагимов Г. Проблема вакуфа Гани бая // Йолдыз. - 1915. - 30 сент. - С. 3 (на тат. яз.).

4. Ибрагимов Г. Проблема вакуфа Гани бая // Йолдыз. - 1915. - 1 окт. - С. 2-3 (на тат. яз.).

5. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 года. - Казань, 1926. - 264 с.

6. Фахретдинов Р. Ахмет бай. - Оренбург, 1911. - 54 с. (на тат. яз.).

7. Шараф Б. Гани бай: жизненный путь, письма, воспоминания современников. -Оренбург, 1913. - 307 с. (на тат. яз.).

8. Валиди Дж. Ахмед-бей и медресе Хусайнийе // Валиди Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 года). - М., 1923. -С. 58-62.

9. Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (вторая половина XIX - начало XX веков). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1955. - 280 с.

10. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1964. - 446 с.

11. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы). - Казань: Тат. кн. изд-во, 1976. - 320 с.

12. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. - 328 с.

13. Нафигов Р. И. История формирования и развития татарской передовой общественной мысли на третьем этапе освободительного движения в России (1895-1917). Первый том. Дис. ... д-ра ист. наук. - Казань, 1963. - 369 с.

14. Ахмет бай / Сост. М.Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1997. - 50 с. (на тат. яз.).

15. Гани бай / Сост. М.Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1998. - 259 с. (на тат. яз.).

16. Рахимкулова М.Ф., Хамидуллин Л. Медресе «Хусаиния» // Книжная полка в медресе. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. - С. 74-114 (на тат. яз.).

17. Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге. - Оренбург, 1997. - 250 с.

18. Гайнутдинов М. Гани бай // Гайнутдинов М. Наше нетускнеющее зеркало. - Казань, 2006. - С. 327-349 (на тат. яз.).

19. Косач Г.Г. Город на стыке континентов: Оренбургское татарское меньшинство и государство. - М., 1998. - 148 с.

20. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. На нужды моих единоверцев. // Эхо веков. -2001. - № 1-2. - С. 19-28.

21. Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце XIX - начале XX вв. - Уфа, 2000. - 100 с.

22. Судорогина Т.В. У истоков мусульманского благотворительного общества (по материалам Оренбургской периодической печати конца XIX - начала XX вв.) // Христианство и ислам на рубеже веков: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: ДИМУР, 1998. - С.115-120.

23. Хабутдинов А.Ю. Татарское общественно-политическое движение в досоветский период: 1900-1918: в 2 ч. - Казань, 1997. - Часть 1. - 62 с.

24. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII - начале XX вв. - Казань: Идел-Пресс, 2001. - 383 с.

25. Хабутдинов А.Ю. От общины к нации: татары на пути от средневековья к Новому времени (конец XVIII - начало XX вв.). - Казань: Тат. кн. изд-во, 2008. - 214 с.

26. Усманов М.А. Новое знакомство или о наших знаменитых благотворителях // Огни Казани. - 2002. - № 5. - С. 139-154 (на тат. яз.).

27. Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби). - Казань: Магариф, 2003. - 455 с.

28. Гафарова М.Г. Из истории села Татарская Каргала // Татары в Оренбургском крае: Материалы науч.-практ. конф. - Оренбург: ДИМУР, 1997. - С. 34-35.

29. Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 128 с.

30. Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII - начала XX вв.). Сер. «Этнорегиональные исследования». - Оренбург, 2006. - Вып. 3 - 190 с.

31. Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Х. Хасанов. - Казань: Ин-т Тат. энцикл. АН РТ, 1999. - 703 с.

32. Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана: в 2 т. / Сост. Р.Р. Салихов и др. - Казань: НМИД «Яналиф», 2001. - Т. 2. - 271 с.

Поступила в редакцию 26.06.08

Шайдуллина Римма Рифхатевна - аспирант кафедры истории и культуры татарского народа Казанского государственного университета.

E-mail: rshaidullina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.