© Шарипов А. А., 2014
РЕГИОНОВЕДЕНИЕ
УДК 297 ББК 86.38-68
ОТКРЫТИЕ МЕДРЕСЕ «ХУСАИНИЯ»
И ЕГО ВНУТРЕННЕЕ ОСНАЩЕНИЕ
Шарипов Альфит Асхатович
Директор
Духовного мусульманского образовательного учреждения «Медресе “Хусаиния”» [email protected]
ул. Рыбаковская, 98, 460006 г. Оренбург, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассматривается процесс открытия оренбургскими купцами 1-й гильдии братьями Хусаиновыми новометодного медресе «Хусаиния». Дано описание внешнего и внутреннего обустройства, материально-технического оснащения этого учебного заведения.
Ключевые слова: ислам, мусульманское образование, медресе «Хусаиния», Оренбургская губерния, Ахмад-бай Хусаинов.
На сегодняшний день в России происходит активное возрождение, преобразование и развитие системы духовного мусульманского образования. За последние два десятилетия исламские учебные заведения нашей страны прошли огромный путь организационного становления, выработки программ и методов обучения. Накопленный опыт требует обобщения для дальнейшей адаптации традиционных институтов к новым реалиям. Тем самым особую актуальность и научную новизну приобретает последовательное изучение истории мусульманских учебных заведений в целом и оренбургского медресе «Хусаиния» на всех стадиях его существования в частности.
Купцы 1-й гильдии братья Хусаиновы в рамках реформирования мектебов и медресе
в конце XIX - начале XX в. внесли неоценимый вклад в дело просвещения и развитие мусульманского образования. Но, несомненно, одним из основных достижений в деле просвещения и благотворительности братьев Хусаиновых по праву признается открытие ими медресе «Хусаиния». Это учебное заведение являлось новометодным медресе, призванным показать пользу образования и ценность получения всесторонних знаний.
Наряду с грамотно и методически верно разработанной образовательной программой и квалифицированным педагогическим персоналом, одним из факторов успешной деятельности любого образовательного заведения, безусловно, является также финансовое обеспечение учебного процесса. Именно поэтому братья Хусаиновы, искренне радея за
будущее нации, не жалели ни сил, ни средств в деле строительства, обустройства, материально-технического оснащения и финансового содержания медресе «Хусаиния».
Открыть новометодное медресе Хусаи-новы решили в 1889 году. Оно должно было располагаться в Сеитовском посаде при 9-й соборной мечети, которую возглавлял прогрессивный деятель Аюб бен Ибрагим [8; 14]. Однако мусульманское духовенство села, выступавшее против новометодных школ, оказало им активное сопротивление и с помощью доносов добилось запрещения постройки медресе в Каргале. И братья Хусаиновы, не желая показаться людьми, сеющими крамолу, в 1890 г. решили перевести учебное заведение в город Оренбург [8; 14].
21 августа 1890 г. Ахмад-бай Хусаинов купил за 10 971 руб. 38 коп. в 1-й части г. Оренбурга, на Гостинодворской ул. (ныне ул. Кирова), два дворовых места, на которых располагались различные постройки и двухэтажный каменный дом, принадлежавшие оренбургскому купцу 2-й гильдии Алексею Цепнину [6]. В этом каменном доме первое время и было размещено медресе.
Стоит отметить, что в конце XIX в. медресе и мектебы разрешалось открывать только при мечетях. В связи с этим А. Хусаинов решил построить 6-ю соборную мечеть Оренбурга, чтобы в комплексе с ней возвести здание для медресе [6].
В октябре 1890 г. Ахмад-бай Хусаинов обратился в Городскую Управу с просьбой разрешить ему постройку мечети на своем дворовом месте. Разрешение на строительство было получено им 31 декабря 1890 года.
Официальной датой открытия медресе «Хусаиния» считается 1 января 1891 г., то есть следующий день после получения разрешения на строительство в Оренбурге 6-й соборной мечети.
Указом ОГП от 31 декабря 1890 г. № 5637 в званиях имама, джамига, хатиба и мудариса был утвержден Габдулгалим Габ-дулгаллямович Давлетшин, который и возглавлял приход до его закрытия в годы советской власти [там же].
Одновременно с этим Городская Управа рекомендовала Думе отказать А. Хусаи-нову в просьбе, поскольку согласно Строитель-
ному уставу на дворовых местах запрещалось иметь культовые здания. 28 декабря 1890 г. Оренбургская Городская дума согласилась с этим мнением.
Тогда Ахмад-бай Хусаинов через своего брата Махмута подал новое ходатайство о разрешении ему построить мечеть на Черно-реченской площади в соответствии с мнением Городской Управы 21 марта 1891 года. Дума снова отклонила просьбу, ссылаясь на следующие основания: «Через эту площадь, особенно во время меновинской ярмарки, прогоняются большие партии крупного и мелкого разного рода скота, и потому постройкою мечети с оградою при ней, площадь будет стеснена. Площадь эта служила, как известно, не один раз временным убежищем погорельцам, временным хранилищем их имущества, во время постигших город несчастных пожарных случаев, от каковых город не может быть застрахован и на будущее время. Но главное неудобство заключается в том, что площадь эта окружена со всех сторон домами обывателей христианского вероисповедания (за исключением дома просителя Хусаи-нова), все улицы, прилегающие к этой площади, обозначены на плане названиями русскими» [1]. Однако Городская дума решила удовлетворить первое ходатайство купца с тем условием, что А. Хусаинов добьется разрешения Оренбургского губернского правления на изменение городского плана. Необходимое разрешение было получено 4 марта 1892 г., причем в решении было указано, что мечеть должна быть построена «без малейшего выступа на Гостинодворскую улицу» [2], и за два строительных сезона здание мечети было завершено (ныне ул. Кирова, 3) [6].
В мае 1898 г., проживая уже в Казани, Ахмад-бай Хусаинов, «желая увеличить училище, находящееся при шестой соборной мечети в г. Оренбурге, прислал в городскую управу просьбу уступить ему безвозмездно в видах уравнения улицы, прилегающей к мечети, землю в количестве 159,5 кв. сажен под застройку зданием училища или продать ему таковую в вечное владение за плату, какая будет назначена думой» [3]. Городская дума предложила А.Г. Хусаинову выкупить интересующий его участок по цене 25 руб. за кв. сажень, однако купец «желания на эту сумму не
58
А.А. Шарипов. Открытие медресе «Хусаиния» и его внутреннее оснащение
заявил» [3]. В 1900 г. А. Хусаинов снова обратился в Оренбургское городское общественное управление с ходатайством о выделении земли для строительства нового здания медресе. В своем прошении он писал, что «с каждым годом число желающих обучаться увеличивается,... желая насколько возможно удовлетворить этим нуждам - для чего требуется наложить еще этаж на здание училища и насколько возможно расширить это здание». В связи с этим купец просил продать ему землю «как прирезку к его дворовому месту под зданием училища в видах более правильного уравнения улицы за плату по 1 рублю за квадратную сажень». А.Г. Хусаинов утверждал, что тем самым «Городская дума облегчит ему возможность выполнить благотворительную цель».
Депутаты оренбургской городской думы 1 июня 1900 г. журналом № 108 решили: «Отвести просимый Хусаиновым участок городской земли в количестве 159,5 квадратных сажень в пользование бесплатно исключительно для нужд школы, а не для других каких либо строений и надобностей» [10, с. 258]. Участок этот находился на углу Безаковской улицы (ныне Бурзян-цева) и Торгового переулка в смежность с его участком, купленным у Набиуллы Насырова за 2000 рублей [6]. На этом участке и началось строительство нового здания для медресе.
К 1905 г. трехэтажное каменное здание с центральным водяным отоплением и электрическим освещением, стоимостью 43 364 руб. 19 коп., было успешно построено. В медресе были оборудованы учебные классы, кабинеты, библиотеки, интернат (общежитие для приезжих учеников) и столовая [4]. Кроме этого, для размещения иногородних учащихся предоставлялись и другие дома в Оренбурге, принадлежащие А. Хусаинову [5]. Согласно завещанию Ахмад-бая Хусаинова эти дома должны были считаться собственностью медресе «Хусаиния» [8; 14]. Во дворе медресе находились многочисленные хозяйственные службы: сараи, конюшня, коровник, машинное отделение с автономным электрогенератором, паровое отделение и др. Общая стоимость комплекса зданий медресе «Хусаиния», включая мечеть, двухэтажный дом для учителей и служащих, составила 89 964 руб. 84 копейки [7]. В дополнение ко всему, 22 декабря 1902 г. Ахмад-баем
Хусаиновым для проживания имама был приобретен недалеко от медресе дом у Кибиревой. Стоимость покупки составила 4 600 рублей [7].
Официальное открытие нового здания медресе состоялось осенью 1906 года. Внутреннее обустройство и материально-техническое оснащение учебного заведения в полном объеме соответствовали всем требованиям для прогрессивного ведения образовательного процесса и учебно-воспитательной деятельности.
Сохранившийся в Российском государственном историческом архиве отчет чиновника Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий МВД, действительного статского советника И. Платонникова позволяет понять, с каким размахом было обустроено это учебное заведение. Так, в своем отчете по результатам ревизии 1910 г. чиновник описывает «Хусаинию» следующим образом: «Огромное 3-этажное каменное из плитняка здание училища, увенчанное на углу высоким куполом с золотым полумесяцем на шпице и вмещающее 30 обширных комнат (на 1-м и 3-м - по 8, на 2-м - 14), подавляет своей величиною окружающие мелкие строения и издалека привлекает внимание зрителя. На нижнем этаже, кроме просторного вестибюля с вешалкой для верхнего платья и зеркалом, помещается по широкому светлому коридору, делящему весь этот этаж на две равные части, 1-е, 2-е и 3-е отделения мек-тебе, столовая пансионеров, кухня, умывальные комнаты, комнаты для калош, валенок и гардероба учащихся. Здесь же отведена комната и для дежурного надзирателя. Всюду чистота образцовая. С первого взгляда видно, что дело поставлено на широких основаниях, и что хозяева в средствах не стесняются. В обстановке классов заметна претензия подражать порядкам русских гимназий: просторные залы, высокие потолки, высокие парты с широкими скамейками для учащихся, с чернильницами и помещениями для книг и письменных принадлежностей, столы наподобие кафедр для учителей, классные доски на подставках, на стенах - географические карты, картины и таблицы, в стенах - усовершенствованные вентиляторы, в окнах -термометры. В столовой - полированные
столы, тяжелые резные скамейки вокруг них, громадных размеров буфет и прилавок, из-за которого выдаются хлеб, кушанье и посуда для учащихся. Посредине обширной кухни - огромная кафельная плита с котлами под металлическим колпаком. Для облегчения сношений кухни со столовой, расположенной по другую сторону коридора, устроено в стене ... окно, через которое подается поварами кушанье сторожам, которые и передают его в столовую буфетчику.
На 2-й этаж ведет широкая каменная с двумя крылами лестница. Он также делится на две половины широким коридором. Здесь помещаются остальные 4-7-е отделения мек-тебе и 4 класса медресе, а также канцелярия училища, занимающая 2 комнаты, из коих в одной имеется телефон, помещается, между прочим, шкаф с различными учебными книгами (по химии, ботанике, минералогии, логике) и повременными изданиями, преимущественно Константинопольского происхождения. ...На 3-м этаже расположены ученические спальни: 1-я - на 25, 2-я - на 35 и общая спальня на 125 человек, уборные, комната дежурного надзирателя, мечеть для учеников и библиотека...» [9].
Во дворе медресе в отдельном здании располагалась больница для пансионеров. В ней было три светлые комнаты: приемный покой, аптека и стационар на 6 коек со столиками и шкафами. Больница, как и все здание училища, освещалась электричеством. Заведовал ею постоянно дежуривший штатный фельдшер, квартира которого находилась рядом с больницей в училищном доме. Он получал от администрации 900 руб. жалованья в год, за квартиру платил 15 руб. в месяц. М.Ф. Рахимкулова отмечает, что почти все время существования медресе врачом был Исхак Галиевич (Исаак Алиевич) Медведев, а фельдшером - Акимов [8; 14]. В случае необходимости бедные ученики бесплатно отправлялись на лечение в губернскую больницу [6].
Первоначально деятельность медресе «Хусаиния» финансировалась на общие средства братьев Хусаиновых. С 1896 г. - после раздела капитала - учебное заведение содержалось старшим братом Ахмад-баем Хусаи-новым.
Как видим, попечители не жалели средств для оснащения медресе самым современным оборудованием, обеспечения книгами, учебными и наглядными пособиями. Уделяя большое значение развитию материально-технической и финансовой базы «Хуса-инии», братья Хусаиновы смогли сделать это учебное заведение одним из лучших в России. Более того, великолепно обустроенные классы и комнаты общежития этого медресе принесли пользу и после его закрытия, когда в годы советской власти на его базе размещался Татарский институт народного образования. В годы Великой Отечественной войны в здании медресе располагался эвакогоспиталь № 1655. А с 1962 г. по настоящее время бывшее здание медресе «Хусаиния» занимает Агрономический факультет Оренбургского государственного аграрного университета.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Государственный архив Оренбургской области. - Ф. 41. - Оп. 1. - Д. 708. - Л. 14-15.
2. Государственный архив Оренбургской области. - Ф. 41. - Оп. 1. - Д. 708. - Л. 20 об.
3. Государственный архив Оренбургской области. - Ф. 41. - Оп. 1. - Д. 45. - Л. 289-290.
4. Государственный архив Оренбургской области. - Ф. 213. - Оп. 1. - Д. 15, 20, 35, 37, 48, 54, 55, 60, 62.
5. Государственный архив Оренбургской области. - Ф. 213. - Оп. 1. - Д. 25, 26.
6. Денисов, Д. Н. Становление и развитие медресе «Хусаиния» в дореволюционный период / Д. Н. Денисов // Ислам и жизнь. - 2013. - № 1 (8). -С. 10-15.
7. Денисов, Д. Н. Роль и значение оренбургского медресе «Хусаиния» в развитии мусульманского образования / Д. Н. Денисов // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2010. - Т. 152, кн. 3, ч. 2. - С. 68-78.
8. Рахимкулова, М. Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге / М. Ф. Рахимкулова. - Оренбург : Яна вахыт, 1997. - 254 с.
9. Российский государственный исторический архив. - Ф. 821. - Оп. 133. - Д. 626. - Л. 64-65.
10. Судоргина, Т. В. Постановления Оренбургской городской думы за 1890-1917 гг. о мусульманских учебных заведениях / Т. В. Судоргина // Исламское образование. История, современное состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-богослов. конф., посвящ. 120-летию медресе «Хсаиния» и 20-летию деятельности современного Духовного
мусульманского образовательного учреждения «Хусаиния». - Оренбург : ИПК «Газпромпечать» : ООО «Оренбурггазпромсервис», 2011. - 258 с.
REFERENCES
1. Gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti [State Archive of the Orenburg Region]. F. 41, op. 1, d. 708, l. 14-15.
2. Gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti [State Archive of the Orenburg Region]. F. 41, op. 1, d. 708, l. 20 оЬ.
3. Gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti [State Archive of the Orenburg Region]. F. 41, op. 1, d. 45, l. 289-290.
4. Gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti [State Archive of the Orenburg Region]. F. 213, op. 1, d. 15, 20, 35, 37, 48, 54, 55, 60, 62.
5. Gosudarstvennyy arkhiv Orenburgskoy oblasti [State Archive ofthe Orenburg Region]. F. 213, op. 1, d. 25, 26.
6. Denisov D.N. Stanovlenie i razvitie medrese “Khusainiya” v dorevolyutsionnyy period [Formation and Development of “Husainiya” madrasah during the Pre-Revolutionary Period]. Islam i zhizn, 2013, no. 1 (8), pp. 10-15.
7. Denisov D.N. Rol i znachenie Orenburgskogo medrese “Khusainiya” v razvitii musulmanskogo obrazovaniya [The Role and Significance of the
“Khusainiya” Orenburg madrasah in the development of Muslim education]. Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki [The Scientific Notes of the Kazan State University. Series Humanitarian Sciences], 2010, vol. 152, b. 3, p. 2, pp. 68-78.
8. Rakhimkulova M.F. Medrese “Khusainiya”v Orenburge [“Khusainiya” Madrasah in Orenburg], Orenburg, Yana vakhyt Publ., 1997. 254 p.
9. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive]. F. 821, op. 133, d. 626, l. 64-65.
10. Sudorgina T.V Postanovleniya Orenburgskoy gorodskoy dumy za 1890-1917 gody o musulmanskikh uchebnykh zavedeniyakh [Resolutions of the Orenburg City Council for 1890-1917 about Muslim Educational Institutions]. Islamskoe obrazovanie. Istoriya, sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: Materialy mezhdunarodnoy nauchno-bogoslovskoy konferentsii, posvyashchennoy 120-letiyu medrese «Khusainiya» i 20-letiyu deyatelnosti sovremennogo Dukhovnogo musulmanskogo obrazovatelnogo uchrezhdeniya “Khusainiya” [Islamic Education. History, Current State and Development Prospects: Materials of the International Scientific and Theological Conference Devoted to the 120th Anniversary of “Husainiya” Madrasah and the 20th Anniversary of Activity of “Khusainiya” Modern Spiritual Muslim Educational Institution “Khusainiya”]. Orenburg, IPK “Gazprompechat” Publ., OOO Orenburggazpromservis Publ., 2011. 258 p.
OPENING OF “KHUSAINIYA” MADRASAH AND ITS INNER STRUCTURE
Sharipov Alfit Askhatovich
Director, Spiritual Muslim Educational Institution Madrasah “Khusainiya” [email protected]
Rybakovskaya St., 98, 460006 Orenburg, Russian Federation
Abstract. This article studies the process of organizing the “Khusainiya” madrasah by Khousainov brothers, working on the new methods in Orenburg. The initiator and main trustee of the opening of this institution was the elder brother - Ahmat-bai Khousainov. During the foundation of the madrasah A. Khousainov encountered obstacles from the authorities while buying the land for the new construction. But the merchant was able to achieve separation of the site and constructed the new building for “Khusainiya”.
Description of the inner structure of the madrasah supposes a high level of logistical and financial support of this institution.
Relevance of studying the history of Muslim educational institutions such as “Khusainiya” madrasah was dictated by the leaders of the Russian system of Islamic education, especially after President Putin’s proposals to restore theological Islamic school on the basis of existing historical experience in our country.
Key words: Islam, Muslim education, “Khusainiya” madrasah, Orenburg province, Ahmat-bai Khousainov.