ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №3(21)
УДК 94:396
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ МУСУЛЬМАНСКИХ ЖЕНСКИХ ШКОЛ
© А.А.Зиннатуллина
В данной статье рассматриваются причины обращения на рубеже Х1Х-ХХ веков к проблеме подготовки контингента педагогических кадров для мусульманских женских школ и основные способы ее решения.
Ключевые слова: педагогические кадры, школа, учительница, джадидизм, национальная буржуазия, благотворительность, женское образование.
Реформы середины XIX века привели к промышленному подъему и экономическому росту страны, что в свою очередь, повлияло на состояние народного образования. В пореформенный период на государственном уровне был сделан значительный шаг к массовому распространению начального образования среди широких слоев населения страны в целом, и татарского, в том числе. Это сопровождалось учреждением русско-инородческих школ разного типа и было обусловлено распространением русского языка и ассимиляцией нерусских групп населения в общеимперском пространстве. Поэтому полиэтническое население страны, значительную часть которого составляли мусульмане, отнеслось к новому проекту государства недоверчиво и во многих случаях оказывало ему противодействие.
Следует отметить, что конфессиональные школы мусульман создавались при приходских мечетях или на основе частной инициативы и существовали, как правило, на средства мусульманской общины, на пожертвования зажиточных членов общества, на вакуфные1 средства и на приношения родителей. Правительственные органы в материальном обеспечении конфессиональных школ участия не принимали.
Вместе с тем к середине XIX века традиционная система мусульманского образования не удовлетворяла все потребности татарского населения. Назревала необходимость коренных преобразований. В результате этого в конца столетия мусульманские учебные заведения начинают интенсивно реформироваться: взамен старых начинают создаваться новометодные или джадидистские2 школы, в учебный курс которых
1 Вакуф - движимое и недвижимое неотчуждаемое имущество у мусульман, переданное или завещанное на религиозные или благотворительные цели.
2 Джадидистское медресе - (от джадид - новый) но-вометодное учебное заведение, построенное на принципах европейской педагогики и дидактики, нередко с
входит изучение родного и русского языков, естествознания, истории и других светских дисциплин. На наш взгляд, этому способствовали две основные причины. Во-первых, развитие производства, конкуренция на всероссийском и внешнем рынках требовала от национальной промышленной и торговой буржуазии светски образованной молодежи и "людей с известным минимумом знаний" [1: 35]. Основная же цель традиционных мусульманских учебных заведений заключалась в обучении основам арабской письменности, исламского вероучения, нормам шариата и подготовки мусульманского духовенства, что не удовлетворяло запросам и требованиям времени. Вторая причина заключается в том, что к этому времени активизируется рост национального самосознания.
Рост числа новометодных школ еще не означал, что и в учебном процессе произошли заметные качественные изменения. Дело в том, что нововведения в школах часто делались теми же муллами и абыстаями3, которые занимались обучением и воспитанием детей в старых кадимист-ских4 медресе. Они вводили изменения в своей школе по своему усмотрению и способностям. Однако многие из них не имели достаточной педагогической подготовки, и уже не могли в полной мере реализовывать требования, предъявляемые новометодными школами. В результате резко возросла потребность в подготовленных учительских кадрах.
преобладанием светских дисциплин над религиозны-
ми.
3 Абыстай - жена мусульманского духовного лица; женщина, читающая Коран и организующая совершение религиозных обрядов. У татар, как правило, занималась обучением девочек в мектебе при мечетях и медресе.
4 Кадимистское медресе - (от кадим - старый, древний) старометодное, построенное на старых, традиционных восточных принципах и методах конфессиональное учебное заведение.
В начале ХХ века не было ни одного специального педагогического учебного заведения по типу русских женских гимназий, где могли бы обучаться учительницы для мусульманских женских школ. Некоторые татарские девушки, желающие в дальнейшем заниматься педагогической деятельностью, поступали в русские гимназии. Именно они в первое время и являлись основоположниками школ нового типа и составляли костяк преподавательского персонала в но-вометодных школах. Например, Шамсенур Гайнуллина, окончившая курсы в Уфимской женской гимназии 1878 году [2: 175], открыла в Пороховой слободе города Казани частную женскую школу для татарских девочек с обучением русского языка.
В русских гимназиях изучались общеобразовательные предметы, такие как русский язык, основы геометрии, физика, химия, педагогика, музыка, рисование и др. Однако высокая плата за обучение, особенно в 8-м педагогическом классе, и обязательное знание русского языка, приводили к тому, что в них могли обучаться только избранные. Это, как правило, были дети из обеспеченных семей. Например, в 1908 году в Казанских русских женских гимназиях обучалось только 15 девочек из татарских семей; в Мариинской женской гимназии - 4; в женской гимназии Котовой - 6; в женской гимназии Шумковой - 5 девочек [3: 414]. Девушки, окончившие русские гимназии, по "Положению о женских гимназиях и прогимназиях МНП", утвержденному 24 мая 1870 года получали звание домашней наставницы и имели право заниматься педагогической деятельностью только в домах своих единоверцев.
Для того чтобы как-то изменить ситуацию в некоторых городах и селах ежегодно стали организоваться краткосрочные женские педагогические курсы под общим названием - "летние курсы учительниц". Они открывались при финансовой поддержки наиболее продвинутой частью национальной буржуазии и интеллигенции. Одни из первых таких курсов, осуществлявших выпуск учительниц, были открыты Гани баем Хусаиновым в селе Каргалы Оренбургской губернии в 1897 году [2: 17]. Такие же курсы были организованы и при знаменитой в то время школе в деревне Иж-Буби Сара-пульского уезда Вятской губернии. С 1908 по 1910 годы при ней были открыты трехмесячные (май-август) курсы. В 1908 году их окончили 20 преподавателей и 6 преподавательниц, в 1909 году - 64 и 42, в 1910 году - 84 и 58 соответственно [4: 33]. Надо заметить, что это было одно из первых учебных заведений, выдававшее учи-
телям официальные, признанные всеми государственными органами свидетельства. Дело в том, что в 1907 году Сарапульское земство пожертвовало для данной школы денежные средства в размере 600 рублей. Узнав об этом, руководители многих медресе стали обращаться с просьбой об оказании и им финансовой помощи. Са-рапульское земство, чтобы как-то облегчить свое положение, постановило выдавать денежные пожертвования только джадидистским школам. И для доказательства принадлежности к таким школам их преподаватели должны были иметь свидетельства, выданные в медресе Иж-Буби [4: 33-34].
Подготовкой педагогических кадров частично занимались также школы Л.Хусаиновой, Ф.Аитовой в Казани, школа Ф. Адамовой в Оренбурге, одна из школ Уфимского Мусульманского дамского общества. Естественно, эти школы и "летние курсы учительниц" в какой-то мере решали данную проблему, но тем не менее преподавателей все равно не хватало. К тому же ситуация усугублялась тяжелыми условиями преподавательской деятельности, такими, как материальное положение учительниц (они получали намного меньше, чем учителя мужского медресе, из-за чего жили в вечной нужде), моральное состояние (учительницы подвергались сильной критике, унижению, оскорблению и другим действиям со стороны сторонников кадимистского направления). К тому же работа в антисанитарных условиях, сырость и холод приводили к возникновению неизлечимых болезней. В результате перед мусульманским населением встал вопрос о подготовке необходимого контингента учительниц для женских школ.
На всеобщее обсуждение первый раз этот вопрос выдвигался в 1911 году на состоявшемся 12 апреля в Казани собрании в честь предстоящего юбилея муфтия Мухамадьяра Султанова. Главным вопросом в повестке дня было обсуждение необходимости открытия учительских школ. Участники собрания разделились на два лагеря. В защиту проекта выступало большинство из собравшихся. Против проекта выступали сторонники старого метода обучения. Собрание окончилось созданием комиссии из 12 человек для изучения вопроса [5: 241-242]. 19-21 мая в Уфе состоялось само празднование, на котором присутствовали делегаты из 36 губерний. Во время праздника было принято решение открыть в Уфе мужскую и женскую учительские школы. Предполагалось, что успешно окончившие курс этих институтов будут допускаться к преподаванию в мектебе и медресе. Как пишет газета "Сибирия", для строительства здании учительских школ
муфтием были пожертвованы денежные средства и 86 десятин земли с условием, чтобы в течение двух лет здания были построены в указанном месте. В случае невыполнения поставленного условия пожертвования должны были быть переданы в пользу других учебных заведений [6].
Решение собрания поддержала Уфимская губернская земская управа. Были разработаны уставы и учебные планы мужской и женской учительских семинарий. И 14 декабря 1911 года комиссия, занимающаяся вопросами учительских школ, была направлена в Петербург для принятия и утверждения уставов. МНП отклонило ходатайство. Комиссия занималась поставленной проблемой до 1913 года, но разрешение так и не было получено.
Следующая попытка открытия педагогического учебного заведения для мусульманских девушек была сделана в 1913 году. 2 февраля 1913 года исполнилось 300 лет со дня царствования династии Романовых, празднование намечалось на 21 февраля в Москве. По этому поводу в январских номерах татарских газет, особенно в газетах "Кояш", "Юлдыз" и "Баянел-Хак", печатались статьи "о необходимости для татар ознаменовать предстоящий юбилей каким-либо благотворительным или учебным заведением для девиц" [7: Л.34]. Мнения татарской общественности разделились. Как пишет цензор восточных, в том числе и татарских, изданий Н.Ф.Катанов, сторонники позиции газет "Кояш"1 и "Баянел-Хак"2 "представляющие ... татарскую интеллигенцию, стоят за женскую гимназию, "Юлдыз"3 же за приют и двухклассные при нем школы. Были голоса и за ремесленную школу" [7, Л.34 об.]. Для решения этого вопроса татарская общественность собиралась несколько раз. В итоге были организованы две комиссии: одна - для подготовки проекта и программы гимназии, сбора пожертвований для нее и ходатайства перед властями о ее создании; вторая занималась аналогичными вопросами по отношению к приюту. Было решено открыть то учреждение, которое соберет больше пожертвований. По документам Казанского Временного Комитета по делам печати к февралю 1913 года сумма пожертвований на приют достигла 50 тыс. руб. [7: Л.53 об.]
1 "Кояш" - общественно-политическая газета на татарском языке, издавалась с 10 декабря 1912 по 11 июня 1918 года в Казани.
2 "Баянел-Хак" - общественно-политическая газета на татарском языке, издавалась с 31 марта 1906 по 6 апреля 1914 года в Казани
3 "Йолдыз" - общественно-политическая газета на татарском языке, издавалась с 15 января 1906 по 21 ию-
ня 1918 года в Казани.
Негативное отношение к открытию гимназии продемонстрировала также местная администрация в лице вице-губернатора Г.Б.Петкевича и представителей учебного ведомства. Они высказали опасение, что "создание подобного учреждения может пойти вразрез с линией правительства на сохранение и утверждение единства и неделимости России" [8: 85]. В результате и вторая попытка учреждения официального педагогического учебного заведения для подготовки учительниц мусульманских школ не нашла поддержки со стороны вышестоящих лиц и осталась неразрешенной.
Трудности в реализации начатых проектов побудили многих представительниц татарской общественности выступать на страницах национальной печати со своими предложениями. Например, редактор газеты "Сибирия" Наврузова Фатима-Фарида в рубрике "Из женского мира" газеты "Баянел-Хак" жалуется на бесправное положение учительницы и отмечает, что ждет удовлетворительного решения мусульманского женского учительского вопроса не от мужчин-мусульман, а от самих мусульманок-учительниц [9]. Надо сказать, что ее голос был услышан и высшим педагогическим учебным заведением, предназначенным для женщин, стала учительская школа (Дарельмугаллимат4), открытая в Троицке в 1915 году.
Вдова ташкентского купца, Гайния Яушева, в 1914 году при поддержке сына Латыпа учреждает в Троицке неофициальную четырехклассную женскую школу "Медресе Гайния". 1 июля этого же года вступают в силу "Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства народного просвещения, не пользующихся правами правительственных учебных заведений" [10], которые упрощают некоторые организационные моменты и предоставляют определенную свободу в выборе языка преподавания. Пользуясь новопринятыми правилами, Г.Яушева преобразовывает четырехклассную школу в шестигодичное женское среднее учебное заведение. 15 мая 1915 года она получает разрешение на открытие школы, а 18 мая Попечитель Оренбургского учебного округа утверждает устав данного учебного заведения [11: 2].
Основной целью учебного заведения была подготовка преподавательниц для мусульманских женских школ. Срок обучения в школе был определен в пять лет (с приготовительным классом - шесть лет). Анализ учебной программы позволяет сделать вывод о том, что четвертый и пя-
4 Дарелмугаллимат - женская школа для подготовки учителей.
тый классы были педагогическими. В приготовительный и первый класс принимались девочки не младше 12 лет. По "Правилам." русский язык, история и география должны были преподаваться на русском языке, а остальные предметы на родном (не русском) языке, если среднее учебное заведение открыто в местности, "население коей говорит на этом языке и исключительно для детей, которые говорят только на этом языке" [10: 568]. Учебный год продолжался восемь месяцев, с начала сентября по начало мая. Поступающие в школу учащиеся подвергались экзаменам. В приготовительный, первый и второй класс можно было попасть в течение учебного года, а в старшие классы учащиеся принимались только в начале учебного года. За обучение девочки платили 25 рублей в год. Администрация школы заверяла, что приезжим будут предоставляться надежные квартиры. В дальнейшем предполагалось открытие пансиона.
Таким образом, проблема, обострившаяся после революции 1905 года, была решена, к тому же только частично, только в 1915 году. Спустя год, в Казани уже известная к тому времени своей новометодной школой Ф.Аитова добилась преобразования начальной школы в школу с восьмилетним курсом обучения.
Существующие педагогические учебные заведения для мусульманских девочек не были в состоянии быстро решить задачу подготовки педагогических кадров. В этой ситуации МНП разрешило в 1916 году организовать в Уфе мусульманское педагогическое учебное заведение, официально именовавшееся женской учительской школой - Дарельмугаллимат, цель которого состояла в том, чтобы "воспитывать и дать образование девушкам и подготовить из них учительниц для начальных женских мектебе" [12: 216]. В учительскую школу принимались девушки не моложе 13 лет, окончившие мектебе или обладающие соответствующими знаниями. Прием организовывался на основе вступительных экзаменов. Срок обучения в Дарельмугаллимат был определен в пять лет. В первых четырех классах изучались основы мусульманского вероучения и общеобразовательные дисциплины. Пятый класс считался педагогическим, там изучались основы педагогики, психологии, гигиены и методики обучения всем предметам начальной школы.
В 1916 году в школу было принято 62 ученицы. В следующем учебном году в ней уже обучалось 179 девушек, из которых 23 ученицы были из других губерний. Часть воспитанниц жила в организованном при школе пансионе. Сто учениц платили за учебу по 35 рублей в год, остальные обучались на пожертвования мусуль-
манских обществ, оренбургского муфтиата, крупных купцов и др. Первый выпуск мусульманской женской учительской школы состоялся в 1921 году, когда Дарельмугаллимат был преобразован в Уфимские женские педагогические курсы [12: 215-219].
Подводя итоги, необходимо отметить, что мусульманское население страны боролось за создание официального педагогического учебного заведения для женщин, которое предоставило бы возможность обеспечить мусульманские женские школы высококвалифицированными, отвечающими всем педагогическим требованиям учительницами. Несмотря на репрессивную политику правительства в области просвещения инородцев, было приложено немало усилий в решении вопроса, в том числе со стороны самих женщин. Благодаря их стараниям были созданы "летние курсы учительниц", новометодные школы с педагогическим классом и, наконец, Да-рельмугаллиматы. Важную роль в этом деле играла и национальная буржуазия, которая, во-первых, пользуясь своим политическим и социальным положением, способствовала созданию и дальнейшему продвижению образовательных проектов; во-вторых, оказывая материально-финансовую поддержку национальному просвещению, являлась главным источником существования всех типов учебных заведений.
Тем не менее, несмотря на приложенные меры, надо заметить, что открытые в 1915 и 1916 годах Дарельмугаллиматы не успели сыграть большой роли в подготовке учительниц для мусульманских школ. Правительство, пришедшее к власти после революции 1917 года, начало разработку новой системы образования всех народов России, в том числе и татар.
1. Амирханов Р. У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. - Казань: ИЯЛИ, 1992. - 48 с.
2. Биктимирова Т.А. Ступени образования до Сорбонны. - Казань: Алма-Лит, 2003. - 184 с.
3. Рустямова А. К вопросу о женском образовании среди казанских татар (с конца XIX века до 1917 года) // Ученые записки КГПИ. Вып^Ш. - Казань: КГПИ, 1958. - С.403-422.
4. Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби. - Казань: Печатный Двор, 2004. - 220 с.
5. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основанные направления развития татарского общество в конце XVIII - начале ХХ веков. - Казань: ГУП ПИК "Идель-Пресс", 2001. - 383 с.
6. Г.Г. Дарелмегаллимин вэ дарелмегаллимат хакында берничэ CYЗ // Сибирия, 1912. - 3 апреля.
7. НА РТ. Ф.420. Казанский временный комитет по делам печати. Оп.1. Д.228.
8. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса, 1861 - 1917). - Казань: Изд-во КУ, 1982. - 96 с.
9. Из женского мира // Баянел-Хак, 1913. - 24 июня.
10. Правила о частных учебных заведениях, классах и курсах Министерства Народного Просвещения, не пользующихся правами правительственных
учебных заведений // Вестник Оренбургского учебного округа. - Уфа, 1914. №6-7. - С.567-574.
11. Яушева Г. Проект программы шестигодичной педагогической женской школы Г. Яушевой. - Троицк: Электро-тип. "Энергия", 1916. - 30 с.
12. Мамлеева Т.М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - М., 1952-1953. - 306 с.
THE PROCESS OF TRAINING TEACHERS FOR TATAR MUSLIM SCHOOLS FOR GIRLS
A.A.Zinatullina
The article deals with the problem of preparing teachers for Tatar Muslim schools for girls at the end of the 19th - the beginning of the 20th century.
Key words: training teachers, school, teacher, Jadidism, national bourgeoisie, donation, philanthropy, schools for girls.
Зиннатуллина Алсу Анваровна - научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.
E-mail: [email protected]