Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
489
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТ / SPORT / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ИСТОРИЯ / HISTORY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексеев Сергей Викторович

В статье рассмотрены исторические аспекты регулирования и организации физической культуры и спорта в России в постсоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of regulation of physical culture and sport in the Russian Federation

The article deals with the historical aspects of the regulation and organization of physical culture and sports in Russia in the post-Soviet era.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Трудовое право и право социального обеспечения

ИСТОРИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛЕКСЕЕВ Сергей Викторович,

доктор юридических наук, профессор,

профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), юридического факультета Академии труда и социальных отношений Федерации независимых профсоюзов России, проректор Академического международного института,

председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, президент Национального объединения спортивных юристов РФ, член Общественного совета Министерства спорта Российской Федерации, председатель Комиссии по спортивному праву и законодательству Общественного совета Минспорта России,

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный работник науки и техники Российской Федерации E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассмотрены исторические аспекты регулирования и организации физической культуры и спорта в России в постсоветский период.

The article deals with the historical aspects of the regulation and organization of physical culture and sports in Russia in the post-Soviet era.

Ключевые слова: физическое воспитание, физическая культура, спорт, регулирование, история. Physical education, physical education, sport, regulation, history.

1991 год стал поворотным в мировой ис-

тории. СССР как субъект международного права прекратил свое существование. Одновременно с этим образовалось Содружество Независимых Государств (СНГ), куда вошли все бывшие союзные республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии. РСФСР стала называться Российской Федерацией (РФ). За последние 25 лет сфера физической культуры и спорта подверглась серьезным испытаниям. Существенные изменения коснулись, прежде всего, структуры государственных и общественных органов управления, их функций в новых исторических условиях. Многократно осуществлялась реорганизация федерального органа управления физической культурой и спортом.

В середине 1990-х гг. особенно остро критическое положение ощущалось в вопросах финансирования физической культуры и спорта, и прежде всего подготовки сборных команд страны. Недостаток средств негативно отразился на качестве подготовки отечественных спортсменов. Практически полное прекращение выделения средств из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию спортивных сооружений привело к

тому, что стала практически невозможной организация учебно-тренировочных сборов на отечественных спортивных базах. Доходы от проведения спортивных лотерей перестали поступать на нужды физической культуры. Скудное финансирование до 1999 г. физкультурных вузов и спортивной науки повлекло за собой снижение объема и качества научно-методического обеспечения.

Федерации по видам спорта, получив почти полную самостоятельность, не смогли обеспечить развитие видов спорта без государственной поддержки. В эти годы снизилось общее число занимающихся физической культурой и спортом. Практически разрушилась система производственной физической культуры, которая в основном поддерживалась профсоюзными организациями. По причине резкого увеличения стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг занятия физической культурой и спортом стали недоступными для широких слоев населения. Во многом благодаря усилиям государственных органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации и местных органов власти удалось сохранить массовое физ-

культурно-спортивное движение, детско-юношеский спорт и спорт высших достижений.

Чрезвычайно важным событием в отечественной физкультурно-спортивной отрасли стало принятие Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и

л

спорте от 27 апреля 1993 г. № 4868-1 . В Основах были провозглашены общие принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Этот документ закреплял основные понятия и систему физической культуры и спорта, ресурсное обеспечение, льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта и др. По сути, Основы отражали концепцию функционирования отечественной системы физического воспитания и спорта в РФ.

К 1999 г. назрела необходимость в пересмотре Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Прежде всего, требовалась корректировка в установлении правовых, организационных, экономических основ деятельности физкультурно-спортивных организаций, определении принципов государственной политики в области физической культуры и спорта. Учитывая это и многое другое, в мае 1999 г. был принят Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»2. Надо сказать, что он довольно сложно принимался, Государственной Думе пришлось преодолевать президентское вето, но в итоге он был подписан. Документ имел много декларативных норм, а также ряд противоречий, как внутренних, так и внешних.

Анализ развития физической культуры и спорта свидетельствует, что в отечественной теории и практике допускалось субъективное, произвольное трактование основных терминов, понятий, определений в области физической культуры, поэтому существовали значительные разночтения в их интерпретации. Указанный закон дал однозначные определения таким понятиям, как физическая культура, физическое воспитание, спорт, система физической культуры и спорта, физкультурное движение, олимпийское движение, физкультурно-спортивное объединение, физкультурно-спортив-ная организация, всероссийский комплекс «Физ-

1 ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 22. Ст. 784.

2 СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2206.

культура и здоровье», Единая всероссийская спортивная классификация, любительский спорт, профессиональный спорт, спортсмен, спортсмен-любитель (физкультурник), спортсмен высокого класса, спортсмен-профессионал, физкультурно-спортивные, спортивные и спортивно-технические сооружения, спортивная промышленность.

В 2000 г. был разработан проект Концепции развития физической культуры и спорта на период до 2005 г., который был одобрен на Всероссийском совещании руководителей государственных органов управления физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, руководителей общественных физкультурно-спортивных объединений и общественных организаций, президентов федераций по видам спорта. В документе были определены общие направления реформирования сферы физической культуры и спорта.

Целью преобразований стало создание более эффективного механизма реализации социального потенциала сферы физической культуры и спорта, а также сохранения и укрепления лидирующих позиций отечественного спорта на мировой арене. Приступая к разработке стратегии реформирования физической культуры и спорта, необходимо было, максимально используя новые социально-экономические условия, определить наиболее действенные пути преобразований.

Основные направления деятельности по реформированию сферы физической культуры и спорта сводились к следующим:

1) усиление государственного управления и повышение его эффективности;

2) совершенствование нормативно-правовой базы;

3) укрепление материально-технической базы и проведение активной инвестиционной политики;

4) создание действенной системы пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни;

5) совершенствование системы подготовки специалистов и научно-методического обеспечения;

6) совершенствование механизмов организации системы спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

1) создание эффективной инфраструктуры спорта высших достижений.

Усиление государственного управления

реализовалось в том, что федеральный государственный орган управления физической культурой и спортом взял на себя многие функции, которые ранее были переданы общественным организациям и не исполнялись в должной мере.

Знаковым событием на пути реформирования сферы физической культуры и спорта стало заседание Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян», которое состоялось 30 января 2002 г. в Кремле. В материалах Госсовета России было определено, что физическая культура и спорт, являясь одной из граней общей культуры человека, во многом обусловливает его поведение в учебе, профессиональной деятельности, в быту, способствует решению социально-экономических, воспитательных, патриотических и оздоровительных задач.

Следует отметить, что вынесение вопросов развития физической культуры и спорта на уровень заседания Государственного совета Российской Федерации свидетельствовало о том, что государство признало возрастающее значение физической культуры и спорта в современном обществе и показало намерение активно содействовать их интенсивному развитию в стране.

На заседании были всесторонне рассмотрены актуальные проблемы развития физической культуры и спорта и определены меры, направленные на повышение роли физической культуры и спорта в жизни современного российского общества. Поручениями Президента Российской Федерации В.В. Путина было предусмотрено решение проблем укрепления материально-технической спортивной базы, совершенствования процесса физического воспитания подрастающего поколения, назначение стипендий Президента Российской Федерации спортсменам - членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам, решение проблемы оснащения спортивным инвентарем и оборудованием детско-юношеских спортивных школ, качественное улучшение пропаганды физической культуры и спорта и т.д.

В этой связи были изданы следующие указы и распоряжения:

- Указ Президента РФ от 14 августа 2002 г. № 895 «О Совете при Президенте Российской

1

Федерации по физической культуре и спорту» ;

- Указ Президента РФ от 6 июля 2002 г. № 692 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам-членам сборных команд России

2

по олимпийским видам спорта и их тренерам» ;

- Распоряжение Президента РФ от 17 июня 2002 г. № 289-рп о выделении во II квартале 2002 г. Госкомспорту России средств для детско-юношеских спортивных школ на приобретение спортивного инвентаря и оборудования3;

- Распоряжение Президента РФ от 3 октября 2002 г. № 466-рп о выделении в IV квартале 2002 г. Госкомспорту России денежных средств на выплату стипендий Президента РФ спортсменам - членам сборных команд России

4

по олимпийским видам спорта и их тренерам ;

- распоряжение Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. № 554-р о проведении Спартакиады народов России .

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 мая 2002 г. № 363 утвердило подпрограмму «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)»6 Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)», которая была утверждена постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 10157. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 1507-р была одобрена Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.8

Госкомспортом России совместно с другими заинтересованными организациями во исполнение решений Госсовета РФ были подготовлены проекты правительственных постановлений, а также приняты межведомственные и ведомственные документы. Кроме того, Госком-спорт России совместно с Минобразованием России, Минздравом России, Российской академией образования 23 мая 2002 г. провел коллегию по вопросам совершенствования процесса физического воспитания в образовательных уч-

1 СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3197.

2 СЗ РФ. 2002. № 27. Ст. 2680.

3 СЗ РФ. 2002. № 25. Ст. 2441.

4 СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3921.

5 СЗ РФ. 2002. № 17. Ст. 1712.

6 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2170.

7 СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172.

8 СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4410.

реждениях. По итогам обсуждения на коллегии был издан совместный приказ, предусматривающий комплекс мер по существенному улучшению процесса физического воспитания в образовательных учреждениях.

Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. № 71 была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Основополагающей целью государственной политики в ней отмечено создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание основы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует достижению указанной цели. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Согласно опыту многих развитых стран такая задача решается при реализации комплексной программы.

В программе отмечается, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако, как было отмечено в указанной программе, из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.

В программе был обозначен также ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта, требующих неотложного решения, в том числе:

• недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;

• несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта, а также их морального и физического износа задачам развития массового спорта в стране;

1 СЗ РФ. 2006. № 3. Ст. 304.

недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;

• утрата традиций российского спорта высших достижений;

• отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.

Реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» была направлена на решение за десятилетие указанных проблем при максимально эффективном управлении государственными финансами.

Следующим знаковым событием в совершенствовании регулирования физической культуры и спорта стало принятие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»2 (далее также - Федеральный закон о спорте или Закон). Это новый базовый отраслевой закон, направленный на совершенствование государственного регулирования и создание современной законодательной базы в области физической культуры и спорта. Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Принятие нового Федерального закона о спорте закладывает качественно новый правовой фундамент в сфере регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Это третий базовый отраслевой закон в постперестроечный период, который регулирует отношения в рассматриваемой сфере.

Закон начал разрабатываться еще в 2003 г. по поручению Президента Российской Федерации. Необходимость разработки была обусловлена тем, что по содержанию предыдущий закон имел ряд как внутренних, так и внешних противоречий, был во многом декларативен, многие статьи не нашли реализации. Кроме того, за прошедшее время существенные изменения претерпели различные сопряженные сферы российского законодательства: бюджетное, о раз-

2 СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

граничении полномочий, об образовании и ряд других. Назрела необходимость подготовки нового федерального закона, который отвечал бы современным потребностям в правовом регулировании физической культуры и спорта.

В новом законе существенно уточнен и расширен понятийный аппарат. Он содержался и в предыдущем законе, но в недостаточном объеме раскрывал те понятия, без которых довольно трудно осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта. Многие понятия в новом законе были введены впервые: «массовый спорт», «национальные виды спорта», «официальные физкультурные и спортивные мероприятия», «адаптивный спорт», «правила вида спорта», «спортивные дисциплины», «спорт высших достижений», «физическая подготовка», «объекты спорта». Федеральным законом от 7 мая 2010 г. № 82-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"» введено понятие «антидопинговое обеспечение», Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № Э84-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и ст. 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"»2 введены понятия «студенческий спорт», «студенческая спортивная лига» и «школьный спорт». Все это те понятия, которые постоянно используются и которые необходимы для эффективного правового регулирования отношений, складывающихся в отрасли.

Отдельные статьи в Федеральном законе о спорте посвящены Паралимпийскому и Сурд-лимпийскому комитетам и Специальной олимпиаде России. Одним из основных достоинств нового закона является довольно четкое разграничение полномочий. Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ устанавливает, что физическая культура и спорт относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, то есть регулирование отношений ведется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. В новом Законе довольно четко и детально регламентировано, какие полномочия относятся к уровню Федерации, какие - закреплены за органами

1 СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2290.

2 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7062.

государственной власти субъекта РФ, а какие - за органами местного самоуправления. Такое подробное разграничение создает необходимую основу для дальнейшего совершенствования спортивного законодательства.

В Законе установлен механизм государственного регулирования в сфере физкультуры и спорта, который включает в себя, в частности, такие инструменты, как признание видов спорта и спортивных дисциплин, ведение Всероссийского реестра видов спорта, Единая всероссийская спортивная классификация, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий. До принятия Закона такие отношения регулировались Росспортом в отсутствие законодательного закрепления соответствующих полномочий.

Законом предусматривается специфический вид общественного объединения - спортивная федерация, целью которой является развитие одного или нескольких видов спорта. Структура спортивных федераций претерпела некоторые изменения. Теперь ее можно представить в виде трехуровневой пирамиды: в основании лежат местные федерации, затем региональные федерации и на ее вершине - общероссийские спортивные федерации. Соответственно общероссийская федерация состоит из региональных, региональные - из местных федераций.

Федеральным законом о спорте устанавливается особый правовой статус общероссийских спортивных федераций - закреплены требования к уставу, их права и обязанности, что, в частности, должно способствовать повышению эффективности работы общероссийских федераций по видам спорта, достижению ими уставных целей, связанных с развитием спорта в масштабах страны. Новым Законом предусматривается процедура аккредитации как всероссийских спортивных федераций, так и региональных; до этого осуществлялась аккредитация только общероссийских федераций.

Закон разграничивает понятия «физкультурное мероприятие», «спортивное мероприятие» и «спортивное соревнование». Эта понятийная дифференциация осуществлена в целях решения важных вопросов для людей, которые занимаются спортом: кто может принимать участие в том или ином мероприятии, кто устанав-

ливает требования, каков порядок. Закон говорит о правилах, регламентах, об организаторах, о правах организаторов соревнований.

Статус и наименование чемпионата, кубка или первенства РФ или субъекта РФ либо муниципального образования могут иметь только официальные спортивные мероприятия. Законом вводится понятие «официальное спортивное мероприятие», в силу чего не каждое соревнование может считаться таковым. Отдельная глава Закона «Спортивная подготовка» посвящена подготовке спортивного резерва. Впервые на законодательном уровне устанавливается перечень этапов многолетней подготовки спортсменов. Определен круг спортивных организаций, которые должны ее осуществлять.

Новеллой Федерального закона о спорте являются положения о содержании тренировочного процесса, а также об обеспечении спортивной экипировкой, инвентарем и питанием. Сюда же относится медицинское обслуживание и проезд. При этом особое внимание уделено спортивным сборным командам России. Устанавливается, что материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, научно-методическое обеспечение, обеспечение медико-биологическим и медицинским оборудованием, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Отдельная статья посвящена формированию сборных команд.

Следует отметить, что действующий Закон имеет достаточно высокую степень проработки, сделан акцент на более четкую регламентацию институтов государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта. В связи с принятием Федерального закона о спорте в ряде субъектов Российской Федерации были также приняты новые региональные законы о физической культуре и спорте. За время действия Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в него вне-

1

сен ряд существенных изменений и дополнений .

В отличие от Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ в новом Федеральном за-

1 Сихарулидзе А.Т., Алексеев С.В. Актуальные проблемы спортивного права и спортивного законодательства на современном этапе: пути решения // Спорт: экономика, право, управление. 2011. № 2; Алексеев С.В. Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы // Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2; Алексеев С.В. Спортивное право России: учебник для вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013, 2014. С. 63-69. (Сер. «Золотой фонд российских учебников»).

коне о спорте отсутствует регламентация отношений между спортсменом или тренером с физкуль-турно-спортивной организацией. Вместе с тем Федеральным законом от 28 февраля 2008 г. № 132 3

ФЗ Трудовой кодекс РФ дополнен гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», которая вступила в силу одновременно с новым Федеральным законом о спорте 30 марта 2008 г. Теперь все эти вопросы регулируются главным образом трудовым законодательством.

В связи с получением Россией в 2007 г. права проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи бы-

4

ли приняты так называемые олимпииские законы :

• Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;

• Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-Ф3 «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г., Кубка конфедераций FIFA 2017 г. и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»7 регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации указанных международных соревнований8.

Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона о спорте распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р9 утверждена Стратегия развития физической

2 СЗ РФ. 2008. № 9. Ст. 812.

3 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

4 Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник для вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010, 2013, 2014.

5 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071.

6 СЗ РФ. 2007. № 45. Ст. 5415.

7 СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.

8 Алексеев С.В. Футбольное право: возникновение, становление, перспективы развития: Монография. М.: МГИУ, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: теоретические основы. Монография. М.: ПРОБЕЛ-2000, 2014; Алексеев С.В. Футбольное право: Учебник для вузов / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015.

9 СЗ РФ. 2009. № 33. Ст. 4110.

культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., в которой определены цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 утверждена Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», целями которой являются: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене, успешное проведение в Российской Федерации крупнейших международных спортивных соревнований. Данная государственная программа сроком реализации до 2020 г. включает в себя, в частности, следующие подпрограммы: «Развитие физической культуры и массового спорта», «Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва», «Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. и Кубка конфедераций ФИФА 2017 г. в Российской Федерации».

Постановлением Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». Целями Программы являются: создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений.

Задачами Программы являются:

- Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;

- развитие материально-технической базы спорта высших достижений для подготовки спорт

1 СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 1). Ст. 2151.

2 СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 810.

сменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр (спортивная аэробика, акробатический рок-н-ролл, единоборства, бейсбол, соф-тбол), в условиях различных природно-климатических зон (среднегорье, Черноморское побережье, Дальний Восток, Прибайкалье) и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;

- создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

- создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

- развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского федерального округа;

- развитие спортивной инфраструктуры Дальневосточного федерального округа;

- развитие спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа.

Как видно, с принятием Федерального закона о спорте законотворческая работа не закончилась, и на сегодняшний день осталось еще много нерешенных проблем. Предстоит дальнейшее совершенствование отдельных положений Федерального закона о спорте и других нормативных правовых актов с учетом современных потребностей нормального функционирования и эффективного развития отрасли.

В целом принятие нового Федерального закона о спорте и сопряженного с ним законодательства является существенным шагом вперед с точки зрения качества и эффективности нормативно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта. В отличие от предыдущего действующий Федеральный закон о спорте содержит конкретные правовые механизмы, а не декларации, гораздо лучше закрепляет, упорядочивает и опосредует складывающиеся в физической культуре и спорте общественные отношения.

Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, Комитет Совета Федерации по социальной политике, Минспорт России совместно с Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России и Национальным объединением спортивных юристов РФ продолжают работу по анализу практики применения спортивного и сопряженного с ним законодательства, подготовке предложений по его совершенствованию, их принятию и внедрению в практику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.