Научная статья на тему 'История развития законодательства о средствах индивидуализации'

История развития законодательства о средствах индивидуализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4221
789
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ / ИСТОРИЯ / РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / BUSINESS NAME / NAME OF ORIGIN / TRADEMARK / SERVICE MARK / HISTORY / DEVELOPMENT OF LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье анализируются исторические аспекты возникновения и развития законодательства развитых европейских стран и США, а также России о средствах индивидуализации предприятий, производимых и реализуемых ими товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT THE LEGISLATION ON THE MEANS OF INDIVIDUALIZATION

the paper analyzes the historical aspects of the emergence and development of the legislation of developed European countries and the USA, and also Russia on the tools of individualization of companies, goods their produced and sold, works and services.

Текст научной работы на тему «История развития законодательства о средствах индивидуализации»

1.4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

Баттахов Петр Петрович, старший преподаватель кафедры гражданского и аграрного права, Якутская государственная сельскохозяйственная академия.

Battakhov@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются исторические

аспекты возникновения и развития законодательства развитых европейских стран и США, а также России о средствах индивидуализации предприятий, производимых и реализуемых ими товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

Ключевые слова: фирменное наименование,

наименование места происхождения товара, товарный знак, знак обслуживания, история, развитие законодательства.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT THE LEGISLATION ON THE MEANS OF INDIVIDUALIZATION

Battakhov Pyotr Petrovich, assistant professor of the Civil and agrarian law department. Place of work: Yakutsk State Budgetary Academy of Agriculture.

Battakhov@mail.ru

Annotation: the paper analyzes the historical aspects of the emergence and development of the legislation of developed European countries and the USA, and also Russia on the tools of individualization of companies, goods their produced and sold, works and services.

Keywords: business name, name of origin, trademark, service mark, history, development of legislation.

В отличие от патентного права, первые истоки возникновения которого приурочены к первой

половине XVII века, первым нормативным актом,

который регулировал отношения по поводу товарного знака, принято считать акт, принятый английским

парламентом, который устанавливал обязанность любого пекаря проставлять на своем изделии знак, который бы отличал его изготовителя, т.е.

идентифицировал бы его1. Вместе с тем можно говорить о том, что истоки зарождения современного товарного знака отнесены ко времени правления Римской империи, когда жители отдельных провинций наносили на изготовленные ими масляные лампы клейма и повторяли заказы на те лампы, которые были наилучшего качества по сравнению с аналогичными изделиями других мастеров2.

При этом следует сказать, что, как указывает В. М. Мельников, товарные знаки как объект отношений, которые были бы урегулированы нормами права, в зарубежном законодательстве было достаточно редким явлением вплоть до развития промышленного производства. Более того, по его утверждению, появлению законов о товарных знаках предшествовала судебная практика. В этой связи

1 Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М., 1997. С. 79.

2 Мельников В.М. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века.

М., 2002. С. 3.

автор указывает на решение королевского суда Англии от 1656 года по делу «Southern V. Horo» в отношении права на товарный знак для маркировки одежды3.

В Германии в 1723 году Мейсенская фабрика объявила своим клеймом для маркировки изделий сочетание букв «КРМ» и рисунок мечей, которые являются элементом герба Саксонии. Именно этот момент был приурочен к введению в Германии регулярной маркировки. Во Франции с 1766 года в обязанность любого производителя фарфора вменили нанесение на произведенные ими изделия отличительные знаки, которые должны были быть зарегистрированы в полицейском участке.

Только со второй половины XIX века товарные знаки как средство индивидуализации продукции стали объектом регулярного внимания законодателей большинства зарубежных стран. Так, инициатором явилась Франция, которая в 1857 году принимает Закон о товарных знаках. В дальнейшем ее примеру последовали еще семь стран, принимая национальные законы, регулирующие отношения по поводу товарных знаков. В этой связи возникла объективная необходимость урегулирования данных отношений на международном уровне, в результате

чего 14 апреля 1891 года было заключено Мадридское

4

соглашение о международной регистрации знаков .

На сегодняшний день практически все развитые страны имеют в системе национального законодательства специальные законы о товарных знаках (Германия - Закон о товарных знаках 1994 года, Великобритания - Закон о товарных знаках 1994 года, пришедший на смену Закону 1938 года, США -Закон о товарных знаках 1995 года, Швейцария -Закон о товарных знаках 1993 года и т.д.).

Что касается правовой охраны наименования места происхождения товара как средства его индивидуализации, следует сказать, что соответствующее законодательство зарубежных стран развивалось одновременно с законодательством о недобросовестной конкуренции, законодательством о товарных знаках, а также законодательством о торговле. Примечательно, что в мировой практике используется две модели регулирования отношений с участием наименования места происхождении товара. В целях правовой охраны данных средств индивидуализации ряд стран, например, Франция и Швейцария, приняли специальные законы, в то время как в другой группе стран (США, Англия, Германия) такие отношения регулируются в рамках иных законов (в частности, в Германии - Законом о товарных знаках от 1994 года), т.е. отсутствуют специальные законы, непосредственно регулирующие отношения по поводу наименования места происхождения товара.

В юридической литературе отмечается, что одновременно с законодательством по охране наименования места происхождения товара используется также законодательство о борьбе с недобросовестной конкуренцией (запрещающих применение ложных или неправильных обозначений как инструмента нечестного конкурирования), законодательство о товарных знаках (в большинстве стран национальные законодательства включают

3 Мельников В.М. Указ. соч. С. 5.

4 Соглашение о международной регистрации знаков (заключено в Мадриде 14.04.1891) // Публикация ВОИС, № 260^), 1992.

правила, запрещающие использование в товарных знаках обманных обозначений относительно места происхождения товара), законодательство о торговле (национальные законодательства ряда стран запрещают применение ложных и неправильных обозначений), а также специальные акты по охране конкретных обозначений (например, Закон Франции от 26 июля 1925 года о наименовании «Рокфор»)5.

Право на фирменное наименование имеет более глубокие корни по сравнению с рассмотренными выше обозначениями. Зарождение фирменного

наименования отнесено к родоплеменному этапу развития человечества, когда лицо или группа лиц вправе были называть себя в соответствии с определенным родом деятельности или некими иными особенностями, позволяющими отличать их от иных себе подобных (например, сыроделы, индусы и т.д.). На следующем этапе - в период образования первых государств - под правом на фирменное наименование понималось право лица или группы лиц (товарищества) не просто называть себя в соответствии с родом деятельности, местом происхождения или иными особенностями, навыками, а путем указания лица, группы лиц или поименного перечисления участников товарищества. Более того, данное право гарантируется государством, на что прямо указывается в нормативных актах того периода - в Законах Хаммурапи, Солона, работах юристов Древнего Рима и т.д.

В целом же можно сказать, что законодательство о фирменных наименованиях в зарубежных странах

возникло и развивалось, как правило, в виде

специальных норм, которые были включены в гражданские и торговые кодексы.

Появлению первых же российских законов о средствах индивидуализации в дореволюционной России, в частности, о товарных знаках

предшествовал также как и в зарубежных законодательствах период формирования

нормативной базы о клеймении товаров. Первые упоминания о клеймении содержались в Новоторговом уставе XVII века, которое было издано в период правления царя Алексея Михайловича. Далее в петровские времена клеймение товаров

использовалось в целях взимания таможенных пошлин, однако правила о клеймении применялись избирательно. И только в 1744 году Указом об обязательном клеймении было введено клеймение товаров российских производителей в обязательном порядке7.

В дальнейшем 5 февраля 1830 года владельцев шляпных, суконных и других фабрик Положением о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов обязали проставлять клейма на производимой ими продукции8. В 1896 году товарный знак как самостоятельное средство индивидуализации товаров получило легальное закрепление в Законе «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». В соответствии с данным нормативным актом под товарными знаками признавались всякого

5 Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. М., 1993. С. 504 (автор главы - Ю.И. Свядосц).

6 Подробнее см.: Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997. С. 378; и т.д.

7 Павлинская А.Л. Товарный знак. Л., 1974. С. 9.

8 Розен Я.С. Товарные знаки. СПб., 1913. С. 171.

рода знаки, которые проставлялись на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для их отличия от товаров других промышленников и торговцев9.

Основанием возникновении права на товарный знак считалась его регистрация в отделе промышленности Министерства торговли и промышленности. Свидетельство на товарные знаки выдавалось только по желанию заявителя. Действовало оно в период от одного года до десяти лет (с возможностью его родления), причем данный срок начинал свое течение не с даты подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака, а с даты выдачи такого свидетельства.

Следует отметить, что Закон от 1896 года в литературе именуют прогрессивным законом для того времени, поскольку его базовые положения были основаны на одном из лучших законов о товарных знаках конца XIX века - на Германском законе от 1894 года10.

Что касается дореволюционного российского законодательства о фирменных наименованиях, следует сказать, что на том историческом этапе развития законодательства об интеллектуальной собственности специальных законов, посвященных фирменным наименованиям, не было. Более того, не использовался и сам термин «фирменное наименование», вместо которого в большинстве дореволюционных законов встречается термин «фирма», являющийся аналогом современного понятия «фирменное наименование». В качестве примера использования фирмы можно привести ст. ст.

31, 60, 633, 756, 772 и ряд иных статей Устава

11

торгового , ст. ст. 220, 221 Устава гражданского судопроизводства, ст. 2148 Законов гражданских (ч. 1. т. X Свода законов Российской империи)1 и ряда иных документов.

Развитие законодательства о средствах индивидуализации в советский период ознаменовалось принятием Декрета СНК от 15 августа 1918 года «О пошлине на товарные знаки»1 , в соответствии с которым необходимо было все свидетельства, выданные в царской России предприятиям (причем как отечественным, так и иностранным) зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Незарегистрированные свидетельства считались недействительными.

В 1919 году принимается Постановление ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий»14, которым прежние знаки были заменены на новые знаки, имеющие строго справочный характер. Они отличались простотой и в качестве обязательных элементов должны были содержать указание на наименование предприятия, название вышестоящего отдела, главка ВСНХ и изображение. В юридической

9 Розен Я.С. Указ. соч. С. 3.

10 Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926. С. 11.

11 Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001.С. 96.

12 Розенберг В.В. Фирма: Догматический очерк. СПб., 1914. С. 6.

13 Декрет СНК от 15.08.1918 «О пошлине на товарные знаки» //

СУ РСФСР. 1918. № 27. Ст. 648.

14 Постановление ВСНХ от 17.07.1919 «О товарных знаках государственных предприятий» // СУ РСФСР. 1919. № 13. Ст. 332.

литературе на этот счет справедливо отмечается, что у подобных знаков отсутствовало товарное содержание, а, соответственно, они могли выполнять только одну функцию - функцию проводника от производителя к потребителю товара15.

Ситуация изменилась в период перехода к новой экономической политике, которая, как известно, стимулировала товарно-денежные отношения. Именно такой переход к НЭПу послужил причиной принятия Постановления СНК РСФСР «О товарных знаках»16, которым, в частности, было установлено правило о том, что промышленные и торговые предприятия (причем как государственные, так и частные) могли использовать в своей деятельности отличительные внешние знаки на выпускаемой или реализуемой продукции в целях ее отличия от аналогичной продукции иных производителей и торговцев. Постановлением не был установлен единый стандарт выражения товарных знаков, в качестве которых клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки и т.п. Особыми разновидностями товарных знаков считались девизы, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания.

Вместе с тем Постановление устанавливало требование об обязательном указании в товарном знаке названия фирмы и предприятия. Товарные знаки подлежали регистрации в Комитете по делам изобретений.

Следующим историческим этапом развития советского законодательства о товарных знаках считается изданное ЦИК СССР в связи с образованием последнего Постановление «О

товарных знаках»17. Данный документ в целом дублировал положения предыдущего аналогичного акта, развивая некоторые положения, при этом введя, в частности, административную процедуру обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в совет по рассмотрению жалоб, который был специально создан при Комитете по делам изобретений. Также было установлено нововведение, согласно которому запрещалось

возобновление погашенного свидетельства на право исключительного пользования товарным знаком на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации о погашении.

Сложившаяся в 30-е годы экономическая обстановка в стране потребовала пересмотра законодательства о товарных знаках, в результате чего было принято

Постановление «О производственных марках и

18

товарных знаках» . В соответствии с данным актом все предприятия обязаны были снабжать

выпускаемые ими изделия производственными

марками, которые содержали информацию о

наименовании предприятия, указание на его

местонахождение, наименование народного комиссариата, центрального управления или

15 Золотарев Б.Ю. Из истории правовой охраны товарных знаков в СССР (отечественное законодательство и практика 20 - 30-х годов) // Вопросы изобретательства. 1967. № 10. С. 15.

16 Постановление СНК РСФСР от 10.11.1922 «О товарных знаках» // СУ РСФСР. 1922. № 75. Ст. 939.

17 Постановление ЦИК СССР от 12.02.1926 «О товарных знаках»

// СЗ СССР. 1926. № 10. Ст. 80.

18 Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.03.1936 «О

производственных марках и товарных знаках» // СЗ СССР. 1936.

№ 11. Ст. 93.

кооперативного центра, а также сорт товара и номер стандарта. При этом кроме производственной марки предприятия обязаны были указывать на изделиях оригинально оформленный отличительный знак (товарный знак).

Изменения коснулись также порядка регистрации товарных знаков. В соответствии с новыми правилами регистрация в отношении машин, оборудования, стройматериалов и химикатов возлагалась на Народный комиссариат тяжелой промышленности, а в отношении медикаментов и медицинских инструментов - на Народный комиссариат здравоохранения. Товарные знаки в отношении иных товаров регистрировались в Народном комиссариате внешней торговли СССР. Такой порядок регистрации товарных знаков действовал в течение четырех лет. С 4 марта 1940 года эту функцию выполнял Народный комиссариат торговли СССР, а с 1959 года -Государственный комитет по делам изобретений.

Новому этапу развития законодательства о товарных знаках характерно повышение ответственности предприятий за качество выпускаемой ими продукции, особенно производственно-технического назначения и товаров народного потребления. На это и было направлено принятое в начале 60-х годов Постановление Совета Министров СССР «О товарных знаках»19. Кроме того, данный документ ввел запрет на использование в качестве товарных знаков, содержащих изображения государственных гербов, красного креста или красного полумесяца, а также знаков международных организаций; знаков, содержащих указание только места или времени изготовления товаров, цены и количества товаров и т.д. Этим же актом разрешалось предприятиям, специализирующимся на оказании услуг, использовать в качестве средства индивидуализации таковых знаки обслуживания, которые были приравнены в правовом регулировании к товарным знакам.

Право на товарный знак действовало в течение десяти лет с возможностью разового его продления еще на один срок.

В связи с присоединением СССР к ряду международных соглашений (к Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков) возникла необходимость пересмотра действующего на том этапе законодательства, в связи с чем принимается новое Положение о товарных знаках20. В данном документе были сформулированы общие принципы правовой охраны и регистрации знаков, было уточнено понятие товарного знака, были уточнены критерии обозначений, регистрируемым в качестве товарного знака, была разрешена регистрация товарного знака, содержащего наименование места происхождения товара, детально регламентировался порядок регистрации товарных знаков и их использования.

В период установления рыночных отношений в начале 90-х годов прошлого столетия был принят

19 Постановления Совета Министров СССР от 15.05.1962 «О товарных знаках» // СП СССР. 1962. № 7. Ст. 59.

20 Подробнее о правовой охране, регистрации и использовании товарных знаков по Положению 1974 г. см.: Изобретательское право: Учебник / Отв. ред. Н.В. Миронов. М., 1986. С. 191 - 196 (автор главы - Н.Б. Ловягин).

Закон СССР от 3 июля 1991 года «О товарных знаках и знаках обслуживания»21. последующие политические изменения, приведшие к распаду СССР, не позволили данному акту вступить в силу, несмотря на то, что данный документ включал прогрессивные нормы, заслуживающие внимания.

Законодательство о фирменных наименованиях в первые годы советской власти как таковое отсутствовало. Отдельные положения о фирме были включены в Постановление СНК РСФСР от 10 ноября 1922 года «О товарных знаках», в соответствии с которыми, в частности, товарный знак должен был содержать обозначение фирмы предприятия. Кроме того, ГК РСФСР от 1922 года признавал самовольное пользование чужой фирмы уголовно-наказуемым деянием, содержались частные указания на фирму государственных предприятий, акционерных обществ и т.д.

Впервые на законодательном уровне общие правила о фирменном наименовании были закреплены в Положении о фирме, которое было утверждено Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 июня 1927 года22. Названным документом фирменному наименованию государственного предприятия

предписывалось иметь указание на предмет его деятельности, государственного органа, в ведении которого состоит данное предприятие, а также вид предприятия. В свою очередь, фирменное наименование предприятия, принадлежащего

кооперативному лицу, должно содержать указание предмета его деятельности и вида кооперативной организации. Для всех видов предприятий Положением вводится индивидуализирующий признак, требующий указания в содержании фирмы на отличия предприятия от других однородных предприятий

(специальное наименование, номер и т.п.).

На последующих этапах развития законодательства о средствах индивидуализации в советский период упоминания о фирменных наименованиях практически отсутствовали. Те нормы, которые каким-либо образом могли повлиять на регулирование отношений с фирменным наименованием, не отличались

содержательностью. Ни Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 1961 года, ни ГК РСФСР от 1964 года23 не содержали развернутого правового регулирования охраны фирменных наименований.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения: Учебное пособие. М., 1997. С. 79.

2. Гражданское и торговое право капиталистических государств: Учебник. М., 1993. С. 504 (автор главы -Ю.И. Свядосц).

3. Мельников В.М. Товарные знаки за рубежом в канун XXI века. М., 2002. С. 3.

4. Павлинская А.Л. Товарный знак. Л., 1974.

5. Памятники римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.

6. Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. Л., 1926.

7. Розен Я.С. Товарные знаки. СПб., 1913.

8. Розенберг В.В. Фирма: Догматический очерк. СПб., 1914.

9. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001.

Reference list:

1. Belov V.V., Vitalyev G., Denisov G.M. Intellectual property. Legislation and practice: the manual. Moscow, 1997. S. 79.

2. Civil and commercial law of capitalist states: Textbook. Moscow, 1993. S. 504 (author of the chapter - Y.I. Svyadosts).

3. Melnikov V. Abroad trademarks on the eve of the XXI century. Moscow, 2002. C. 3.

4. Pavlinskaya A.L. The Trademark. L., 1974.

5. Monuments of Roman law. Laws of XII tables. Institutions of Guy. Digests of Justinian. Moscow, 1997.

6. Raevich S.I. Exclusive rights. Right to trademarks, industrial examples, patents, copyright. L., 1926.

7. Rosen J.S. The Trademarks. SPb., 1913.

8. V.V. Rosenberg Company: The Dogmatic Sketch. SPb., 1914.

9. Tsytovich P.P. The sketch of the basic concepts of business law. Moscow, 2001

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Баттахова П. П. «История развития законодательства о средствах индивидуализации».

Следует согласиться с автором в том плане, что на сегодняшний день практически все развитые страны имеют в системе национального законодательства специальные законы о товарных знаках. Что касается правовой охраны наименования места происхождения товара как средства его индивидуализации, то соответствующее законодательство зарубежных стран развивалось одновременно с законодательством о недобросовестной конкуренции, законодательством о товарных знаках, а также законодательством о торговле.

Цель статьи заключается в рассмотрении исторических аспектов возникновения и становления законодательства развитых европейских стран и США, а также России о средствах индивидуализации предприятий, производимых и реализуемых ими товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг.

И поскольку исторический опыт, в конечном счете, всегда направлен в будущее, тему статьи следует признать актуальной, особенно с учетом далекого от совершенства российского законодательства о средствах индивидуализации.

Автором в рамках избранной темы проведено сравнение зарубежного и российского законодательства, использованы необходимые литературные источники.

В целом научная статья Баттахова П. П. отвечает предъявляемым требованиям и может быть опубликована в научном издании, в т.ч. входящем в перечень ВАК.

Д.ю.н.

С. С. Занковский

21 Закон СССР от 03.07.1991 «О товарных знаках и знаках обслуживания» // Ведомости СССР. 1991. № 30. Ст. 864.

22 Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 22.06.1927 «О введении в действие Положения о фирме» // Собрание законов и распоряжений Рабоче - Крестьянского Правительства СССР. 1927. № 40. Ст. 394, 395.

23 Гражданский кодекс РСФСР // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 407.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.