Научная статья на тему 'История развития взглядов на воспитание средствами народной культуры в российском образовании'

История развития взглядов на воспитание средствами народной культуры в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
815
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народная культура / воспитание / преемственность культуры / воспитание подрастающего поколения / popular culture / education / continuity of culture / education of the younger generation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пархоменко Н. А.

В статье рассмотрены основные этапы развития народной культуры, её влияние на образование в России. Автор делает вывод о том, что именно в вопросах преемственности культуры, передачи достижений от одного поколения к другому кроется идея воспитания подрастающего поколения на традициях народной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of attitudes to the development of folk culture resources in the Russian Education

Key stages in the development of folk culture, its impact on education in Russia discussed in the article. The author concludes that it is in the continuity of culture, the transfer of advances from one generation to another and is the idea of raising the younger generation in the tradition of folk culture.

Текст научной работы на тему «История развития взглядов на воспитание средствами народной культуры в российском образовании»

УДК 371

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ

НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2008 Н. А. Пархоменко

кандидат педагогических наук, доцент каф. педагогики и психологии развития

Курский государственный университет

В статье рассмотрены основные этапы развития народной культуры, её влияние на образование в России. Автор делает вывод о том, что именно в вопросах преемственности культуры, передачи достижений от одного поколения к другому кроется идея воспитания подрастающего поколения на традициях народной культуры.

Ключевые слова: народная культура, воспитание, преемственность культуры, воспитание подрастающего поколения.

Идея воспитания на традициях народной культуры всегда была жизненно важной для России. Использование народной культуры в учебно-воспитательном процессе - это преемственность культуры, передача достижений от одного поколения к другому.

Воспитание средствами народной культуры в истории российского образования прослеживается ещё со времён принятия христианства на Руси. Огромные перемены в тот период происходят в культурной и духовной жизни Древней Руси. Государство не только включилось в культурный мир наиболее передовых государств того времени, но и создало свои собственные творения, поныне поражающие своим совершенством. «Если рассматривать русскую культуру Х1 века во всём её объёме, то невольно возникает чувство глубокого удивления и восхищения перед темпами и широтой её распространения. За какие-нибудь 50-70 лет после крещения Руси страна смогла выдвинуть целую плеяду блестящих писателей и философов», - пишет Б. В.Сапунов [Сапунов 1978: 28].

Преодолев тяжелейшие последствия монгольского нашествия, Русь вновь начинает социально-экономический и духовный подъём с Х1У в. Важно отметить, что в качестве базовой культуры в это время выбирается своя, национальная культура, культура первых веков христианства на Руси, а не древняя культура Рима и Греции.

Самым главным историческим событием этого периода стало духовное возрождение русского народа, которым он в первую очередь обязан православной церкви. Важные перемены произошли в воспитании, которое предполагало в себе православие, духовное, семейное и соборное, нравственное и трудовое начало.

Новым этапом в развитии культуры России стали реформы Петра I. Велик вклад Петра в развитие общего просвещения - от создания первой русской газеты до открытия Кунсткамеры. С его именем уместно связать судьбу средней и высшей школы России. Но реформы Петра Великого, столь необходимые стране, проводились чаще всего не в развитии традиций, а вопреки им. В этой ситуации уже не приходилось говорить о преемственности культурного наследия. Вместе с тем нельзя было не видеть страшнейших переломов во всей социально-экономической, культурной, но прежде всего в духовно-нравственной жизни нашего народа. Исправить ошибки и должно было образование и воспитание.

Одним из первых людей России, кто поставил вопрос о развитии образования на отечественной основе, был М. В. Ломоносов. Национальная гордость и достоинство, бережное отношение к русской культуре, её преумножение являлось для него главным. Учёный был глубоко убеждён, что народная среда, несомненно, может выдвинуть способных к учению, одарённых, талантливых детей, что из среды русского народа могут выйти великие учёные. Именно М. В. Ломоносову принадлежит идея о воспитательном значении русского языка. Он подчёркивал важную роль родного языка в формировании патриотизма, любви к Родине, уважения к национальной культуре, распространении грамотности и развитии науки. По его мнению, «красота, великолепие, сила и богатство российского языка» являются залогом успешного разрешения образовательных задач школы. Ломоносов стал основоположником российской науки и многих областей отечественной культуры, благодаря ему наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой. Тем самым он подготовил почву для отечественного образования. И он же выступил инициатором и создателем национального образования.

В XIX столетии вопрос о народности образования встаёт с новой силой. Это было вызвано изменившейся экономической ситуацией в стране, связанной с падением крепостнического строя и зарождением капиталистических отношений. Назрела необходимость открытия народных школ, призванных дать народным массам хотя бы начальное образование.

Важное значение в развитии народного образования России имели идеи А.С. Пушкина и его понимание народного творчества как подлинной и живой основы литературной жизни вообще и использование народного педагогического наследия в частности. В своей известной статье «О народном воспитании» он призывал: «...защитить новое, возрастающее поколение, ещё не наученное никаким опытом и которое скоро явится на поприще жизни со всею пылкостию первой молодости, со всем её восторгов и готовностию принимать всякие впечатления»; «воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла» [Пушкин 1999: 79].

В середине XIX века в России появляется целая плеяда выдающихся писателей, воспитателей, учителей, оставивших огромный след в отечественной педагогике: К. Д. Ушинский, В. И. Водовозов, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой и другие.

К.Д.Ушинский одним из первых разработал концепцию народности общественного воспитания в России, которая вобрала в себя все лучшее, что было выработано русской общественной мыслью, учла достижения зарубежной педагогики, оказала заметное воздействие на все последующее развитие педагогической мысли России, выявив коренную закономерность развития образования.

Русский народ имеет свою историю, свои особенности, следовательно, он нуждается и в своей, целиком отвечающей этим особенностям системе воспитания. Всякое пересаживание на нашу почву какой-либо другой зарубежной школы, утверждал К.Д. Ушинский, ничего, кроме вреда, не принесет. Народная школа не принадлежит к тем явлениям народной жизни, которые могут быть целиком пересажены из одной почвы в другую, и сможет приняться только в среде своего народа, подчеркивал педагог. Не отрицая заимствования «полезных педагогических изобретений у западных наших братьев», он в то же время настаивает на том, чтобы «дух школы, ее направление, ее цель были обдуманы и созданы нами самими, сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии» [Ушинский 1974: 16].

Проблему народности и народной школы в этот период активно разрабатывал и Л. Н. Толстой. В своей педагогической деятельности великий писатель исходил из того, что ребенок является личностью, требующей индивидуального и свободного

воспитания. Каждый ребенок - это развивающееся существо. Цель воспитания и образования, по мнению Л. Н. Толстого, заключается в том, чтобы способствовать гармонии нравственных качеств, с которыми родится человек. «Школьники — люди, хотя и маленькие, но люди, имеющие те же потребности, какие и мы, и теми же путями мыслящие; они все хотят учиться, за тем только ходят в школу, и потому им весьма легко будет дойти до заключения, что нужно подчиняться известным условиям для того, чтобы учиться» [Толстой 34]. На уважении к личности ребенка основываются положения педагогической системы Л. Н. Толстого о развитии активности и творчества детей.

Важным по своему значению было время второй половины Х1Х - начала ХХ в., когда сложились основные социальные, экономические и духовно-нравственные противоречия, трагически разрешившиеся в 1917 г. Главным противоречием российского общества в середине Х1Х в. стала проблема отношения к религиозному воспитанию. Атеистическое мировоззрение становится мировоззрением большинства русского образованного общества, что, несомненно, сказалось на вопросах теории и практики воспитания. Достаточно указать на педагогические идеи В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и др., видевших в религиозном воспитании средство закабаления и угнетения трудящихся масс. В трудах этих деятелей сложилась идеология, отвергающая какое-либо влияние религии на образование и воспитание. Особое внимание в данном направлении педагогической мысли уделялось интеллектуальному, трудовому, физическому воспитанию, менее - нравственному, и полностью отрицалось духовное воспитание.

Но в середине Х1Х в. определилось и мощное движение православной педагогической мысли, представители которого А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский и др. были убеждены в том, что вне православия Россия не может существовать.

В развитии воспитания особо следует отметить реформу народного образования 1914-1916 годов, разрабатываемую министром просвещения П. Н. Игнатьевым. Она была направлена на создание школы, прочными корнями уходящей в народную основу, соответствующей русскому менталитету. П. Н. Игнатьев был глубоко убежден, что одним из крупнейших недостатков нашей школы является отрицательное отношение к самой идее народного воспитания и обучения. Роковые последствия такого воспитания и обучения, по его мнению, выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительном отношении к русскому языку, природе, культуре, в отсутствии сознания своего собственного достоинства как русского человека и в недостаточно развитом чувстве патриотизма. Чувство национального самосознания и любви к Родине, подчеркивал он, должны быть воспитаны в человеке семьей и школой, которая на всем протяжении, от низшей до высшей, обязана проникнуться осознанием необходимости этой высокой цели. Однако реформа графа П. Н. Игнатьева оказалась неосуществлённой.

О необходимости воспитания, основанного на народных началах, писал и И. А. Ильин. Передача национального духа от поколения к поколению, считал он, поможет сохранить национальный облик народа и избежать соблазна национализма. «Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с ней связь - великое горе; ... тоска по ней естественная, а отчаяние в своем роде противоестественно... человек, утративший доступ к духовной воде и духовному огню своего народа, становится изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим дорогам, обезличенным интернационалистом.

Национальное обезличивание есть великая беда и опасность в жизни человека и народа. С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту работу необходимо с детства», - писал он [Ильин 1993: 200].

Послереволюционный период характеризуется тем, что в нашей стране был взят курс на построение интернационального общества. Это был период, когда русский народ и русская культура практически были лишены права на свободное существование и развитие; период прямого гонения и преследования всего, что хоть как-то было связано с русской народной культурой. В этой ситуации говорить о широком изучении традиций народной педагогики, тем более их использовании, не приходилось. (Заметим, что в то же время в 20-30 годы поощрялось развитие национальной культуры большинства народов СССР. Именно в то время многие народы СССР обрели свою письменность, свою литературу и т.д.) И всё-таки даже тогда появились отдельные работы по народной педагогике, в частности, работы В. С. Виноградова.

Великая Отечественная война во многом вернула нам нашу национальную культуру. Русскому и всему советскому народу были возвращены великие творения во всех сферах жизни, в том числе и в педагогике. Особое место и особая заслуга в разработке этой проблематики принадлежит Г. Н. Волкову. В своих работах он подчёркивает, что успешное решение задач в воспитании человечности возможно лишь на основе приближения личности к народу и природе. Пока в детях живут национальные черты, нация не погибнет. «В реальном процессе подготовки подрастающего поколения к жизни народная педагогика проявляет себя чаще всего как нечто общечеловеческое, интернациональное, гуманистическое». [Волков 1989: 155]

О необходимости использования богатых воспитательных возможностей народной педагогики в духовном становлении подрастающего поколения высказывается З.П. Васильцова. Она считает, что школа, если она народна по своей сути, должна приобщить ребёнка к национальной культуре, к народным идеалам, развивать лучшие стороны человеческой души, восстановить русские святыни. «Мы должны хранить и оберегать и старые колыбельные песни, и национальную одежду, и изумительные народные праздники, и танцы, и художественные ремёсла, и старую живопись, и архитектуру. Мы должны хранить память об их творцах, о тех, кто мужественно бился за независимость нашего народа, ибо Родина - это и наши корни, питавшие и питающие нас», - пишет З. П. Васильцова.

Основное и главное, что характеризует работы постсоветского периода: они носят не только теоретический, но и практический характер. Теория очень интенсивно внедряется в практику учебно-воспитательного процесса. Показательно, что большинство диссертационных работ по народной педагогике выполнено на материалах экспериментальных работ авторов.

Характеризуя работы этого периода, мы, прежде всего, должны назвать работы О. Н. Платонова, В. Г. Шадрикова, Б. Т. Лихачёва, С. Ф. Егорова, В. Ю. Троицкого, Е. П. Белозерцева, В. А. Сластёнина и др. Современные авторы подчёркивают важность соответствия общественного воспитания потребностям самой жизни. Школа и воспитание должны строиться в полном соответствии с особенностями и потребностями своей страны, опираясь на самобытные черты народа, психологический склад нации. Назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построенные на духовной основе, на основе ценностей и традиций русской культуры. Только таким путем можно передать молодым людям бесценное богатство, накопленное многими поколениями, нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. В этом заключается методологическое значение народной педагогики.

Библиографический список

Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников / Н. И. Болдырев. - М. : Педагогика, 1979. - 224 с.

Волков, Г. Н. Педагогика жизни / Г. Н. Волков. - Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1989. - 155 с.

Ильин, И. А. Путь духовного обновления // Ильин И. А. Собр.соч. Т.1. - М. : Русская книга, 1993. - 452 с.

Пушкин, А. С. О народном воспитании / А. С. Пушкин // Педагогика. -1999. - № 4. - С. 78-80.

Сапунов, Б. В. Книга в России в 11-13 вв. / Б. В. Сарунов. - Л. : Наука, 1978. -

208 с.

Толстой, Л. Н. Полн.собр.соч. - Т.8. / Л. Н. Толстой. - М., 1928-1958. — 330 с. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения :в 2 тт. / К. Д. Ушинский. - М. : Педагогика, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.