ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИТРАЖНОГО ИСКУССТВА
1 2 Гузенко Н.В. , Лодочникова А.С.
1Гузенко Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Лодочникова Анастасия Сергеевна - магистрант, кафедра лесопромышленных производств и обработки материалов, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск
Аннотация: в статье рассматриваются история витражного искусства, технологии изготовления изделий в период готики и модерна. Ключевые слова: классический витраж, готика, модерн.
Витраж представляет собой декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Благодаря неповторимым свойствам стекла и техник изготовления витража, он находятся в одной из ниш изобразительных искусств. Расцвету витражного искусства можно отнести два периода - готику и модерн.
Вплоть до начала XII века витражи встречались достаточно редко, однако, встречаются упоминания о церквях с украшением из цветного стекла. Одним из старейших фрагментов витражей с полноценной росписью из дошедших до нас является голова из Лоршского монастыря, датирующаяся второй половиной IX века.
Рис. 1. Фрагмент витража из Лоршского монастыря
Архитектура готического периода (XII - XIV) отличается обилием стрельчатых окон, благодаря чему витражное искусство получило колоссальный подъём. Большое количество витражных окон служило не только источником света, но и заменило собой живописные изображения, использовавшиеся в романском искусстве.
Основа для изготовления витража - это предварительный эскиз, написанный на деревянной доске, сначала цинком или оловом, а потом красной или черной краской. Его переводили на бесцветное стекло, изображение складывали из нарезанных кусочков цветного стекла, которые скрепляли свинцовыми перемычками и спаивали по краям. Стекло окрашивали с помощью пигментов, которые добавляли в расплавленную массу. В XII и XIII веках цветов было не так много (красный, зеленый, синий, фиолетовый), но их можно было комбинировать и накладывать друг на друга, получая уникальные оттенки.
Рис. 2. Витражи периода XI - XIV веков
К концу XIV технологии для изготовления витража стали более совершенными. Благодаря открытию серебряной протравы, у мастеров появилась возможность наносить четкие насыщенные оттенки прямо на поверхность стекла. Покрытие материала тонким слоем нового раствора позволяло получать самые различные оттенки желтого и оранжевого, что использовалось для передачи золотых элементов рисунка. Кроме яркости и декоративности, окрашенные этим составом детали гораздо лучше отражали свет. Открытие технологии серебряного травления сыграло огромную роль в развитии дизайна витражей позднего готического периода и эпохи Ренессанса.
Рис. 3. Витраж конца XIV - начала XV веков
В эпоху Возрождения витраж отличается детальностью, витражные композиции перестают быть условными, появляются изображения пейзажей и интерьеров. Однако, в искусстве барокко, пришедшему после эпохи Возрождения, витраж практически не использовался, так как не сочетался с пышностью декоративных форм и богатыми красками интерьеров.
Новый расцвет искусство витража получает в конце XIX века, в период главенствования в искусстве стиля «модерн». В основе стиля использование природных мотивов, представленных в высокохудожественной форме, направленных на привнесение искусства в частную жизнь человека, украшение окружающих предметов интерьера.
Наиболее ярким представителем витражного дела стал дизайнер и художник Луи Комфор Тиффани. Он усовершенствовал способ соединения цветных стекол разной формы: края стеклянных кусочков обклеивались тонкой медной лентой, а затем спаивались. В результате получали стекла, скрепленные легким надежным оловянным каркасом. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы. Помимо
этого, новая технология позволяла скреплять даже очень маленькие кусочки стекла, соединяя их изысканно - витиеватыми, похожими на паутину линиями спайки.
Рис. 4. Витраж «Женщина приветствует солнце», 1895 год
Для большинства стекол, используемых в произведениях витражей Тиффани, характерна непрозрачность. Этот эффект получают, добавляя в состав сырья замутняющие вещества (олово или жженую кость). При добавлении костяного пепла в расплавленной массе образуются крохотные капельки фосфатного стекла, которые «глушат» стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.
Рис. 5. Витражные плафоны «Тиффани»
Производство таких витражей требовало много времени и усилий: каждый элемент надо было точно подобрать для достижения нужного эффекта. Мастерам требовались воображение и художественные способности, собирая тысячи частиц стекла и представляя, как будет выглядеть целое. В результате создавались удивительные по красоте и изысканности витражи с пейзажной тематикой, где основную роль играла не живопись по стеклу, а само окрашенное в массе стекло всевозможных оттенков и неповторимых фактур.
За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество произведений искусства. Вышедший из части архитектурных сооружений, витраж занял самостоятельное место наряду с другими видами изобразительного искусства. В настоящее время витражи используются в разных стилях: от
классического до хай-тека. Новые технологии в изготовлении витража, материалы, оттенки и фактуры стекла позволяют сделать витраж органичным элементом помещения.
Список литературы
1. Леньо Жан-Мишель. Стиль модерн, Пер.: Иванова О.Е., Павлов Б.Б., Скиперская Е.С. Издательство: Арт-родник, 2010. 620 с.
2. Сумароков В. Витраж. Издательство: eBook, 2009. 30 с.
EXPLORATION ON LOCALIZATION OF ORFF'S TEACHING METHOD IN NORMAL COLLEGES AND UNIVERSITIES
Wang ^enyu
Wang Chenyu - Violin Teacher, MUSIC COLLAGE JIANGXI NORMAL UNIVERSITY, JIANGXI, PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA
Abstract: orff's music teaching method is also known as one of the three international music teaching methods. Since its birth, it has exerted a profound influence on the major music colleges and universities at home and abroad. His teaching method advocates aesthetic experience, deep imitation, independent exploration, group cooperation, subject synthesis. And it also promotes national music culture, respects the diversity of world culture, advocates universal participation, respects individuality, focuses on subject synthesis, highlights music characteristics, and forms the evaluation sheet for digging problems, the evaluation sheet for solving problems and the evaluation sheet for expanding problems, etc. Accordingly, Orff's music teaching method is the most recognized teaching method in the world. However, how to combine these three international music teaching methods with our local music culture is a problem that we still need to probe into. Keywords: orff's music teaching method, China, local music culture.
Introduction: Carl Orff, known as the great artist and educator of the 20th century, was born in 1895 in Munich, Germany, a military family with a strong artistic atmosphere. Affected by the family environment, Orff developed a strong interest in music and drama from childhood, which laid the foundation for him to become a great musician. Orff is basically a self-taught master. He studied the works of the masters through self-learning and hard work, and stubbornly searched for his unique artistic expression language in the constant exploration from other masters, i.e. kind of "wild" music and drama with original nature. He never confined himself to a certain profession and discipline, like composing, directing, drama, dance and so on. He paid great attention to and studied everything with great enthusiasm.
1. Reviews of Historical Development and Domestic Current Situation
Orff's teaching method originated from Austrian music school, which was brought by Hal to Canada, Sweden, Denmark, Switzerland and other countries in Europe and America. Since 1962, Orff's teaching method has been widely spread in Japan, and then, it has been popular and has made great achievements in preschool education and teacher training in Taiwan. What's more, a large number of teaching materials has been published, using Orff's principles and combining with local culture. In 1992, the organization of Orff Education Institute was also established in Taiwan. In the process of their own development, Taiwanese also pay attention to the development of children's music education in the