С.А. Акимова, Д.В. Властна
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТАНЦА В РОССИИ
В статье рассматривается вопрос развития танцевального искусства от первых упоминаний до настоящего времени. Как зародился данный вид спорта и как он изменялся на протяжении нескольких веков. Автор данной статьи рассмотрели первые упоминания лыж, а также личностей, способствовавших развитию лыжного направления, и компании, внёсшие вклад в модернизацию и эволюционирование лыжного оборудования.
Ключевые слова: танец, история возникновения танцев, хронология развития танцев, причины возникновения, географические особенности танцев, Скоморохи, танцы в эпоху Возрождения, Айсендор Дункан, С. П. Дягилев.
Танец - это совокупность чувств, эмоций, мыслей. Ещё давно танцы внесли важный виток в жизни древних народов. Однако, в отличие от других видов досуга человека, танец не сохранил доказательства, которые были бы способны существовать многими тысячелетиями, образцом этого стали древние рисунки на скалах и каменные орудия труда. Мы не можем точно знать, как именно танцевали древние люди, но мы точно можем сказать, что танец являлся очень важным элементом их обычаев и торжеств.
Благодаря танцу древние люди могли общаться с богами, собирались на охоту, войны, а также изображали свое восхищение.
Представление танцевальных движений, как элемент религиозных ритуалов наблюдается в мифах. Мы не можем сказать, что в каждой древней религии присутствовало божество, которое было тесно связано с танцами, но в большинстве случаев оно было присуще ей. Басе-египетская богиня, которая была ответственна за область чувственного удовольствия, танцев, здоровья и музыки. Танец, согласно мифам Древней Греции и Индии, был использован для того, чтобы проявить интерес к противоположному полу и являлся одним из способов передачи любовных высказываний. В скульптурах богов, сохранившихся до наших времен, мы можем наблюдать выразительные движения, обозначающие приветствие, отказ и т. д. Также свидетельства присутствия танца в жизни человечества до нашей эры зафиксировано в Библии. [Вашкевич, 1908: 25].
Танец - это активно развивающееся, зависящее от изменений жизни народа, явление. Танцы Древней Индии, Древней Греции и Древнего Китая определённо имели преимущественно религиозную окраску. Тогда как в эпоху расцвета Римской империи танец приобрел более эстетическое определение среди народа, его начали сравнивать с пантомимой и выставлять на эстрадах.
С момента создания ранних театральных постановок на сцене Колизея, танец стали представлять в виде сценического искусства. В эпоху Средневековья появились социальные танцы, разделявшие народ на высшее сословие и на крестьян. В это время появились первые историко-бытовые танцы: вальс, полька, мазурка, гавот. Русский народный танец был основан на обрядах древних славян. Первая форма русского народного танца - хоровод, исполнявшийся преимущественно женщинами во время перерыва от земледельческих работ. С появлением скоморохов и шутов в Киевской Руси рисунок танца значительно усложнился и стал более активным в пляске. Скоморохов считают первыми профессиональными танцорами русского танца, так как они привнесли неоценимый вклад в развитие русского танца.
В эпоху Возрождения произошел новый значительный поворот в процессе развития танцевальной культуры, примером тому является появление балета. Балет называли танцевальным спектаклем и первый такой спектакль был показан публике в Италии в 1489 году. Тогда же появились и преподаватели танца-хореографы, которых приглашали представители богатых семей голубой крови для изучения движений на балы. Значительный вклад в развитие танца внес король Франции Людовик XIV, который очень любил этому вид искусства. Он стал обладателем идеи, которая заключалась в создании Королевской Академии
© С.А. Акимова, Д.В. Власкина, 2022.
Научный руководитель: Угрюмова Мария Викторовна - кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.
танца, объединившую лучших педагогов того времени и приказал балетмейстеру Пьеру Бошану, руководителю данной академии, систематизировать балетные движения. Тогда были описаны основные балетные па, шаги, которые сохранились до сих пор, их изучают в балетной школе, их повторяют артисты балета на репетициях, их исполняют артисты на сцене.
Тогда же и появился на свет первый словарь танцевальной терминологии [Красовская, 1978:115]. С этого времени балет развивался, появлялись новые жанры танцевальных спектаклей: водевиль, оперетта, мюзикл. В Париже, Лондоне, Москве и Санкт-Петербурге открываются первые хореографические учебные заведения, которые до сих пор являются танцевальными училищами и академиями. Например, Санкт-Пе-тербуржская Академия хореографии имени Агриппины Вагановой и в настоящее время является эталоном обучения артистов балета по всему миру. В XIX веке танец стал актуальным и востребованным видом искусства как в России, так и в мире.
В Европе и Америке к 20 веку были слышны отголоски появления новых направлений, таких как джаз-модерн. Основоположником такого стиля является- Айсендор Дункан. Она являлась участником многих мероприятий, где представляла свои спектакли, даже в России, была проповедником свободы. Айседора Дункан была человеком, который совершил большой прорыв в сфере современного танца. К сожалению, она не смогла перенести все свои знания в письменный вид, потому что на тот период времени ей не хватило знаний в этой лексике. Только в конце 20 века этого получилось добиться от других исполнителей.
Не мало важным является факт, что «Русские сезоны» С. П. Дягилева также, как и Айсендор Дункан совершили большой прорыв в прогрессе хореографического искусства. Это русская группа танцовщиков, которая участвовали в спектаклях в Париже. Когда русская и европейская культура слились в одно целое, начались появляется новые стили: чечётка, свободная пластика, акробатический танец.
Русским хореографом, который каким-то способом нашёл вариацию добавления в классический танец акробатику, являлся -Фёдор Лопухин. Это открытие способствовало появлению танцевальных конкурсов. Подле этого начали появляться по-настоящему талантливые ансамбли народного танца. В России: «Государственный ансамбль народного танца», «Березка».
К 21 веку танец превзошёл все ожидания, он не стоит на месте, постоянно развивается. Новая терминология, элементы, стили. По сей день в нашей терминологии появляются новшества. Нельзя, описываю танец, остановиться только на терминологии, потому что потом идёт методика исполнение. В 80-х были созданы терминологические словари, чтобы упорядочить стандарты. Это помогало иметь полное представление о данной методике.
На сегодняшний день мы можем столкнуться с проблемой изучения этой терминологии. Всем людям, которые интересуются танцами необходим новый терминологический словарь, который бы помогал лучше понимать методику, более тонко смотреть на его происхождение.
Зарождение танца является одним из самых ярких событий в истории. Это начиналось с древних времён 6-8 в. до нашей эры - пещерная живопись являются этому подтверждением. Сначала люди пытались общаться, проявляли самовыражение танцем. Ритуальные танцы — это самый древний вид, который выражал события (война, любовь, опасность). Также люди пытались обратиться к богам с просьбой. Это являлось самым действенным способом, чтобы сплотить коллектив.
С помощью танца могли манипулировать людьми, наиболее популярным видом являлись африканские танцы. Использовались различные музыкальные инструменты, помогавшие более глубоко погрузиться в древние ритуалы. Танец был неотъемлемой частью жизни, люди развевались вместе с ним.
Существует множество пониманий танца в различных культурах, где каждое движение тела несло под собой определенное значение.
В 50-х годах появилось новое направление танца такое, как рок-н-ролл. Это было большим феноменом в стиле танцев. Изначально менялся стиль, поведение и моральные принципы стиля. Рок-н-ролл включал в себя африканскую и европейскую музыку со слегка агрессивным подтекстом.
Считалось, что порядочные люди не могли использовать данный стиль для своего танцевального отдыха. Однако, рок-н-ролл внёс большой вклад в историю и помог в создании множества новых танцев, которые популярны и по сей день.
Таким образом, зародившись в древнем мире, танцы сейчас являются частью жизни практически каждого человека, поскольку мы все в той или иной мере связаны с данной физической активностью.
Библиографический список:
1.Матушкина М. В. Танцевальная импровизация: истоки и история развития в начале ХХ в //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 9. - С. 98-101.
2.Колесникова А. В. Бал в истории русской культуры //автореф. дис.... канд. культурол. наук: 24.00. 02. - 1999.
3.Пасютинская В. М. Путешествие в мир танца. - Алетейя, 2011.
4.Гребениченко Т. В. Танцы: история и современность //Актуальные проблемы психологической безопасности человека в современном обществе. - 2010. - №. 1. - С. 59-71.
5.Бредихин А. Ю. Вехи истории спортивных бальных танцев и тенденции развития танцевальных программ //Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №. 3. - С. 322-325.6492603
АКИМОВА СОФЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА - студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.
ВЛАСКИНА ДАРЬЯ ВИТАЛЬЕВНА - студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия.