Научная статья на тему 'История развития связи в поселке александровском (будущем новониколаевске-новосибирске)'

История развития связи в поселке александровском (будущем новониколаевске-новосибирске) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
419
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ОБЬ / ОБЪЕДИНЁННЫЙ ПОСЁЛОК АЛЕКСАНДРОВСКИЙ / ОБСКАЯ ПОЧТОВАЯ КОНТОРА / УСТРОЙСТВО ТЕЛЕГРАФА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ваганов Анатолий Степанович, Степанова Валентина Николаевна

Статья посвящена первому предприятию связи в Новосибирске. Предпосылками рождения почтового отделения в 1896 году послужили: начало строительства Западно-Сибирской железной дороги, сооружение железнодорожного моста через реку Обь, возникновение посёлка Александровский. Под руководством Фёдорова М.С. 26 января 1896 года открывается первое почтовое отделение в посёлке Александровский. 23 октября 1898 года на Обской почтовой конторе начинает действовать телеграф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of communication in Aleksandrovsky village

The article deals with history of the first telecommunication company in Novosibirsk. Construction of the Western-Siberian railway and appearance of Aleksandrovsky village were preconditions for appearance of the first local post office in the village in 1896. It was opened on January 26 of 1896 under the guidance of Michael Fedorov. In October 23 of 1898 the first local telegraph started to work.

Текст научной работы на тему «История развития связи в поселке александровском (будущем новониколаевске-новосибирске)»

А.С. Ваганов, В.Н. Степанова, г. Новосибирск

история развития связи в поселке александровском (будущем новониколаевске-новосибирске)

К началу 80-х гг. XIX в. в России развивалось крупное фабрично-заводское производство, интенсивно велось железнодорожное строительство, появилась сеть кредитных учреждений и банков. Из центра страны капитализм распространялся на окраины России, к числу которых относилась и Сибирь.

1891 г. Для освоения бескрайних просторов Сибири и Дальнего Востока намечено строительство транссибирской магистрали. Начались изыскательские работы и поиски переходов через могучие сибирские реки (рис. 1). Пятой Колыванской партией, возглавляемой Н.Г. Гариным-Михайловским, были проведены рабочие изыскания и в результате окончательно определено место железнодорожного моста через Обь. Инженер В.И. Роецкий представил вышестоящему начальству пояснительную записку с обоснованием преимуществ мостового перехода у села Кривощеково. В сентябре 1891 г. начальник изысканий и строительства Западно-Сибирской железной дороги К.я. Михайловский информировал руководство Министерства путей сообщения, а оно поставило на утверждение Комитета Министров вопрос о начале строительства ЗападноСибирской железной дороги. Намеченная трасса проходила через многие дворы жителей села Кривощеково, которым было предложено переселиться на правый берег в устье реки Каменки к жителям «в две улицы» поселка Гусевка, получившего впоследствии название «Кривощековский выселок».

Рис. 1. Строители Великого Сибирского железнодорожного пути. 1892 г. “Новосибирск: 100”

Рис. 2. Схема территорий поселка Александровский на 1896 г. “Историко-литературный фотоальбом Новониколаевск-Новосибирск”

1893 г., весна. В село Кривощеково прибыл главный инженер строительства моста Георгий Моисеевич Будагов, приехал первый отряд мостостроителей из Самары. Началась подготовительная работа по сооружению железнодорожного моста и станции Обь. На стройку потянулась беднота окрестных деревень, здесь же оседали и многие переселенцы из центра страны.

1894 г., лето. В поселке на реке Каменке проживало около 350 семей. Большинство принадлежавших им строений - «землянки или же очень убогие домики, возведенные, как писал помощник начальника Алтайского округа по земельной части М. Сергеев, без соблюдения правил строительных и пожарных условий». Среди проживающих были: 41 крестьянин из села Кривощеково, 6 крестьян разных деревень Кривощековской волости, остальные жители - строители железнодорожного моста через Обь, прибывшие из Томской, Тобольской, Пермской, Вятской и других губерний. Одновременно со строительством поселка в устье Каменки, ниже по Оби, в районе железнодорожного вокзала, расчищался лес под будущую станцию, депо и мастерские для ремонта подвижного состава. Возводились служебные и жилые помещения. Рядом со стройкой возник второй поселок, где поселились строители станции Обь и переселенцы из Кривощеково. Оба поселка, застраиваемые вдоль линии железной дороги навстречу друг другу, фактически соединились. Объединенный поселок был назван жителями Александровским (рис. 2).

20 июля 1894 г. состоялась закладка железнодорожного моста через Обь по проекту профессора Н.А. Белелюбского. В работах по строительству моста участвовало около 5 тысяч человек.

Конец XIX в. В поселке Александровском росло число торговых фирм, предприятий, учреждений, между которыми разносится служебная корреспонденция с помощью

рис. 3. Начальник Бердской почтово-телеграфной конторы, коллежский секретарь Михаил Сергеевич Федоров

курьеров. Назрела необходимость в организации почты для обслуживания жителей и предприятий поселка. Поселок Александровский и деревни Кривощековской волости в те годы обслуживала Бердская почтово-телеграфная контора. По указанию начальника управления Томского почтово-телеграфного округа начальник Бердской почтово-телеграфной конторы коллежский секретарь Михаил Сергеевич Федоров (рис. 3) руководил созданием нового почтового отделения в поселке Кривощеково.

1896 г., 26 января. Помощник начальника Колыванской почтово-телеграфной конторы коллежский секретарь Сметанин получил предписание для открытия почтового отделения связи. Вместе с тем командированы в отделение почтово-телеграфный чиновник VI разряда Когтев и почтальоны Большанин и Мацуев. В поселке Александровском для почты был снят двухэтажный дом с надворными постройками (три комнаты с кухней) у крестьянина Якова Савельевича Петухова по адресу: квартал №2, участок №16 (рис. 4).

Уже 1 февраля Сметанин известил господина начальника округа: «.. ..с сего числа в поселке открыто почтовое отделение с приемом и выдачей всякого рода корреспонденции.». До завершения строительства моста в 1897 г. через Обь с левого берега от станции Кривощеково почту летом переправляли на пароме, зимой перевозили на санях. С пуском моста эстафетный способ доставки почты прекратился. По маршрутам Омск-Обь и Обь-Красноозерск начали курсировать почтовые вагоны. Почта предлагала населению прием простой и заказной корреспонденции, продажу знаков почтовой оплаты, пересылку денег, документов и ценных бумаг.

1897 г. Кривощековское почтовое отделение было преобразовано в Обскую почтовую контору V класса.

1898 г., 17 февраля. Вышло «Отношение Министра внутренних дел Томскому Губернатору о разрешении переименования поселка Александровского в Ново-Николаевский Томского уезда и губернии» «.на основании Высочайшего повеления 6 ноября

1897 г. и ходатайства, возбужденного в 1895 г. крестьянами поселка Александровский о переименовании названного поселка Александровский в Ново-Николаевский, в честь Его Императорского Величества, благополучно ныне царствующего Государя Императора.».

23 октября 1898 г. на Обской почтовой конторе начинает действовать телеграф. Предписанием начальника Томского почтово-телеграфного округа работы по его устройству были возложены «на начальника Обской почтовой конторы надворного советника Рауба...». Обская контора получила наименование почтово-телеграфной. В конторе установили аппарат Морзе, стоимостью 120 рублей, и коммутатор, стоимостью 2 рублей 50 копеек.

Штат почтово-телеграфной конторы состоял из начальника и помощника начальника конторы, старшего и младшего механика, 3 надсмотрщиков линий, 3 почтовотелеграфных чиновников V разряда и 6 - VI разряда, а также 7 почтальонов. Итого -23 человека. За год в Обской почтово-телеграфной конторе было обработано телеграмм: тарифных (платных) - 1320, бесплатных - 487, приходящих (входящих) - 2772, всего -15106 слов. Доход вместе с почтой составил 11169 рублей 12 копеек.

Литература

1. Историко-литературный фотоальбом Новониколаевск - Новосибирск / гл. ред. А.Ф. Косенков. - Новосибирск: ИД «Историческое наследие Сибири», 2005.

2. Новосибирск 100: хроника в фотографиях / редакционно-издательская группа: Н. Васильева, М. Миркес, Я. Самохин. Фотоальбом - Новосибирск: СП «Утилекс», АО «Сибинформ», 1993.

3. Фотоархив Музея связи Сибири.

4. Государственный архив Новосибирской области. Ф. 2009. Оп.1. Д.161, 163, 175, 180, 198.

С.С. Духанов, г. Новосибирск

особенности работ по генеральной планировке городов западной сибири в 1930-е гг.

(по материалам фотофонда музея истории архитектуры сибири им. с.н. баландина)

Проблема графических источников. Градостроительство Западной Сибири 1930-х гг. -малоизвестная страница отечественного градостроительства. Причина этому в том, что до сих пор, как правило, не исследовалась история градостроительства края в целом. Поэтому, если история работ по генеральной планировке отдельных городов, таких как Новосибирск, Новокузнецк (Сталинск) и Барнаул, достаточно хорошо известна, то целостная картина для Западной Сибири отсутствует. Источниковедческая проблема заключается во фрагментарности источников и их разбросанности по областным и городским архивам, а также в том, что архивы проектных организаций, занимавшихся проектированием городов Западной Сибири в 1930-е гг. (прежде всего их графическая часть), не сохранились.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.