Научная статья на тему 'История развития сучжоуской лубочной картины от первых сохранившихся образцов до наших дней'

История развития сучжоуской лубочной картины от первых сохранившихся образцов до наших дней Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
457
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития сучжоуской лубочной картины от первых сохранившихся образцов до наших дней»

История развития Сучжоуской лубочной картины от первых сохранившихся образцов до наших дней

А. Бурова,

аспирантка

Народная (лубочная) картина существует в Китае на протяжении многих веков. Наиболее древние ее образцы, дошедшие до нас, относятся к VIII в. н.э. Предположительно, прообразы лубочных картин появились с распространением в Китае буддизма в самом начале новой эры. Они прошли длительную и сложную эволюцию от лубочной иконы до красочных картин с благопожелательной символикой.

Помимо своей богатейшей истории и характерного стиля китайские лубки уникальны тем, что и по сей день во многих регионах Китая их печатают тем же способом, что и много столетий назад. Традиционная техника печати китайских лубков - ксилография.

Во время достаточно продолжительного периода расцвета изготовления лубочных картин в эпохи Сун, Мин и Цинь наибольшая их часть выпускалась непосредственно к празднованию Нового года по лунному календарю (Китайский новый год), когда старые картины по традиции заменялись новыми. Это в дальнейшем и дало название таким картинам - няньхуа (новогодняя картина).

Печатни няньхуа были распространены по всему Китаю. К сожалению, во многих центрах лубочный промысел безвозвратно угас, но в некоторых регионах печатни сохранились до сих пор. Производство лубочных картин продолжается в печатнях г. Тяньцзинь, пос. Янлюцин, Шанхая, Гуанчжоу, в провинциях Шэньси, Хэбей, Шаньдун, Сычуань, Фуцзянь, а также в городе Сучжоу, о котором пойдет речь в данной статье.

Сучжоу - это город, давший впоследствии название целому городскому округу в провинции Цзянсу КНР, расположенный в низовьях реки Янцзы близ озера Тайху. Здесь около 400 лет назад развился один из крупнейших центров печатания лубочных картин.

257

Лубочные картины, созданные в Сучжоу, являются одним из ярчайших образцов китайского народного искусства. Его богатая история позволяет проследить художественное, культурное и историческое развитие общества в Китае на протяжении нескольких столетий.

Целью статьи является определить этапы развития сучжоус-кой народной картины, а также выявить характерные особенности суч-жоуского лубка как в целом, так и на каждом из этапов в отдельности.

Этапы развития сучжоуской лубочной картины. Необходимо отметить, что выделение этапов в истории развития сучжоуской лубочной картины весьма условно и в первую очередь сопряжено с качественными изменениями самих произведений или условий их изготовления. В соответствии с этим можно говорить о следующих четырех этапах:

• первый этап - династия Сун (960-1229) - середина XVI в. (династия Мин);

• второй этап - середина XVI в. - вторая половина XVIII в. (династия Цинь);

• третий этап - вторая половина XVIII в. - начало XX в.;

• четвертый этап - начало XX в. - наши дни.

Династия Сун (960-1229) - середина XVI в. (династия Мин). Ряд источников утверждает, что сюжеты сучжоуских няньхуа берут свое начало из здешних вышивок по шелку, поскольку Сучжоу издавна является еще и крупнейшим центром шелкового производства. Во времена династии Сун здесь стали изготавливать ксилографические картины, которые пока еще не окончательно выделились в отдельный народный лубочный жанр. Академик Б.Л. Рифтин называет Сучжоу «скорее всего самым ранним центром печатанья народных картин». До нас дошли картины, начиная с XVI в. Сучжоуские лубки XVI-XVII вв. сохранились благодаря тому, что были вывезены за рубеж - в Японию и Европу. Самая ранняя с изображением восьми бессмертных относится к 1597 г. и находится в Японии. По мнению исследователя сучжоуских лубков Чжоу Синь-юэ, возможно, что это более поздний отпечаток со старой доски, что дает основание утверждать, что уже в XVI в. в Сучжоу было налажено печатание цветных гравюр.

Середина XVI в. - вторая половина XVIII в. Данный период относится ко времени расцвета производства лубочных картин не только в Сучжоу, но и в других центрах Китая. В рамках рассматриваемого региона он также охарактеризован большим количеством заимствований и влияний на другие виды искусства. Цветные ксилографические картины того времени были весьма тонко и искусно вырезаны и, по словам многих исследователей, по изящности ничем не уступали произведениям академической китайской живописи (рис. 1). По моему мнению, в то время эти два вида искусства еще находились в тесной связи, не

258

Рис. 1. У Цзэ-тянь сладко спит. Сучжоу, XVIII в. Цветная ксилография. Хранится в Праге

успев окончательно оформиться в разные жанры, и между ними продолжался активный процесс взаимовлияний. Ксилография, находясь на стадии развития и совершенствования техники, стремилась достичь тонкости и выразительности живописи. Живописцы, в свою очередь, использовали свежие композиционные находки граверов, не стесненных устоявшимися на протяжении веков классическими канонами. Так, многие китайские авторы отмечают, что ряд гравюр того времени был создан под впечатлением от произведений китайской классической живописи, и наоборот.

Начало расцвета лубочного промысла в эпоху династии Мин (1368-1644) происходит параллельно с широким развитием экономики в данном регионе. В историческом центре Сучжоу неподалеку от башни Бэйсыта (t^ ^) располагается район Таохуау (ШЙ Щ) (рис. 2), ставший в это время сосредоточием производства няньхуа. К этому времени относится и первое упоминание о сучжоуских лубочных мастерских (в начале XVII в.).

Быстрый темп экономического развития, а также непосредственная близость к Шанхаю, который являлся портом международной торговли, способствовали проникновению в китайское народное искусство европейских изобразительных принципов. Все исследователи от-

259

Рис. 2. Вид на башню Бэйсыта. Сучжоу, конец династии Цинь (XIX в.). Цветная ксилография (лубок)

мечают, что ранние сучжоуские гравюры испытали влияние западноевропейской графики. Дело в том, что среди европейских миссионеров в тогдашнем Китае было немало талантливых художников, которые специализировались на гравюрах на меди, что было совершенно ново для Китая. В диссертации китайского исследователя сучжоуских лубков Чжоу Сина описывается деятельность европейских (в основном итальянских) миссионеров, открывших для китайцев принципы линейной перспективы и законы изображения светотени на основе резцовой гравюры на меди. Реалистичность западных картин привела большинство китайских художников в состояние полной растерянности. Цинский художник Ху Цзин в предисловии к «Каталогу императорских картин» написал, что западные картины отличаются от китайских. Они не линиями изображают образы, а используют светотень для создания персонажей, а также используют принципы линейной перспективы. Поэтому западная живопись, без сомнения, может давать более реалистичный эффект». Однако образованные художники того времени относились к западной живописи лишь как к чему-то новому, необычному, диковинному и еще не собирались следовать ей, считая ее недостойной более пристального внимания.

Влияние европейской графики создало оригинальный, неповторяемый нигде более стиль китайской народной картины. Сучжоуские художники увлеченно взялись за изучение новых приемов, интуитивно сочетая линейную перспективу и светотень с привычной для китайского изобразительного искусства композицией. В большей степени данный стиль нашел применение в изображении пейзажей. Так,

260

строения, деревья и люди изображены объемно, здания даны в сокращении согласно линейной перспективе, но вся картина все равно словно бы повернута на зрителя, уплощена, дабы показать все детали пейзажа. Композиционные планы не заслоняют друг друга, а даются ярусами, выстраиваясь каскадом вверх по картине. Соответственно, в большинстве случаев формат гравюр сильно вытянутый по вертикали. Во-первых, это традиционный формат для китайских картин, хранящихся в свитках, во-вторых, за счет вытянутости вверх как раз и решалась проблема изображения всего множества элементов пейзажа в своеобразной «развертке» (рис. 3).

Рис. 3. Белая дамба и осенний пейзаж. Лубок в европейском стиле. Сучжоу, XVIII в. Цветная ксилография. Использовались в качестве обоев в немецком замке Дессау

Интересен тот факт, что подобные картины пользовались спросом в «закрытой» в то время Японии, где царил запрет на все западное. По сучжоуским картинам японские художники судили о европейском искусстве. Также, сучжоуские гравюры, ввозившиеся в Нагасаки, оказали заметное влияние на японскую гравюру. Подробно этот вопрос разобран в диссертации Чжан Цзи-вэня.

Также любопытно, что к концу XVIII в. данный стиль неожиданно исчезает, а на смену ему приходят все те же традиционные новогодние картины с изображением благопожелательной символики, красавиц и играющих детей (рис. 4). Этот факт наводит на мысль, что интерес к западным техникам поддерживался в большей степени искусственно (император Цяньлун, например, очень ценил искусство западных ху-дожников-миссионеров и многим даровал высокие чины). Простой народ, несмотря на моду верхов, продолжал тяготеть к сформированным

261

Рис. 4. Лубок середины XIX в. Сучжоу. Цветная ксилография

столетиями и прочно укрепившимся в его сознании образам - простым, понятным, красочным.

В XVIII в., в эпоху расцвета, в Сучжоу, по некоторым сведениям было более 50 печатен, специализирующихся на изготовлении народных картин, распространенных во многих частях города. Их продукция превышала миллион листов в год.

Вторая половина XVIII в. - начало XX в. Начиная со второй половины XVIII в. сучжоуские лубочные картины возвращаются к традиционной системе изображения. В 1863 г., когда в ходе подавления тай-пинского восстания правительственные войска атаковали Сучжоу, все печатни и хранившиеся там доски сгорели. Пожар в городе длился целых семь дней. После этого остатки лавок группировались только на Таохуау. Часть досок была восстановлена по отпечаткам, но в последующие периоды такого расцвета лубочные картины данного региона уже не достигли. Решающую роль в этом, конечно же, сыграла нестабильная ситуация в стране.

В то же время во второй половине XIX в. производители лубков весьма живо реагировали на происходящие в стране события, которые находили свое отражение в народных картинах (рис. 5).

Начало XX в. - наши дни. В начале XX в., во время войны с Японией, в Сучжоу опять были пожары, в огне которых было уничтожено несколько печатен. Чтобы выжить, мастерские начинают выпускать и другую печатную продукцию, к лубкам отношения не имевшую. Для печати начинает применяться техника литографии.

Вскоре после создания КНР (1949) было проведено обследование старых лубочных фондов в Таохуау и опубликован соответствующий отчет. В этом небольшом печатном отчете, построенным во мно-

262

Рис. 5. Поезд в Шанхай. Лубок конца XIX в. Сучжоу. Цветная ксилография

гом по воспоминаниям старых мастеров, есть любопытные данные, не встретившиеся нам в других работах. Так, сообщается, уже в девятом лунном месяце в Сучжоу начиналась продажа лубков. За ними приезжало множество торговцев. Некоторые заранее заказывали товар. Оптовые покупатели с севера привозили просо, арахис, тыквенные семечки, масло и меняли привезенный товар на лубки. По словам стариков в каждой мастерской было по одному или по два художника и гравера, а также по шесть-семь печатников. Сучжоуские картины везли в города Уси и Чжэньцзян, Суцянь и Сюйчжоу в провинции Цзянсу и даже в столицу Шаньдуна город Цзинань, а на юге они расходились в провинции Чжэцзян, районе города Нинбо. Интересны и сведения о том, что в старые времена, т.е., надо полагать, в первой половине XX в., в Сучжоу насчитывалось не менее 4-5 сотен разновидностей народных картин.

К середине XX в. отдельные лубки продолжали старую традицию гравюр XVII-XVIII вв. В 1951 г. началось создание новых лубков, например к столетию тайпинского восстания была создана серия из восьми картин с изображением тайпинов в Сучжоу. В 1950-х гг. происходили всевозможные объединения мастерских в кооперативы. Так, в 1957 г. образовалась группа по печатанию старых лубков. В 1957 г. сформировалось более крупное Сучжоуское производство культуры и искусства, где были отпечатаны 45 старых картин. В 1961 г. было набрано 28 учеников, а к 1963 г. в Объединении по печатанию новогодних картин в Тао-хуау работало уже более 70 человек. За эти годы было создано немало новых лубков, отражающих современную китайскую действительность. Была развернута работа по сбору материалов, специальная группа обследовала 11 городов и селений прилежащих провинций и привезла около 500 ценных материалов, в том числе из мест, где печатали лубки под влиянием сучжоуских образцов второй половины XIX в.

263

Очередной удар в истории сучжоуских лубочных картин пришелся на время Культурной революции. Перед ее началом, в 1966 г., лубки были объявлены «феодальными предрассудками» и более 100 старых досок выбросили на улицу, где они и сгнили. К концу Культурной революции в 1974 г. деятельность группы по печатанию ксилографических лубков стала постепенно возрождаться, но официальное восстановление произошло в марте 1979 г. За годы, прошедшие после этого, было скопировано более 120 старых досок с традиционными сюжетами. С них были сделаны отпечатки. Также было вырезано более 140 новых досок. Однако продажа лубков неизменно падала. Так, если в 1996 г. было продано лубков на 6 млн 500 тыс. юаней, то в 2000 г. - только на 950 тыс. В некоторые периоды, например в 1998-2000 гг., выручка была много меньше, чем затраты на печатание.

К моменту наступления нового тысячелетия окончательно сформировался новый, статус китайских народных картин. Из искусства низов изготовление лубков превратилось в ограниченное производство дорогого товара «hand-made».

На сегодняшний день в Сучжоу картины продаются в сувенирных лавках в туристических местах и стоят очень дорого - в среднем 500 юаней (около 3000 руб.) за лист. В районе Таохуау организован небольшой музей лубочных картин, при котором действует мастерская. Работники мастерской, преимущественно молодые женщины, - выпускницы Сучжоуской академии ремесел. Помимо лубков в мастерской изготавливаются гравюры в китайском классическом стиле и даже экслибрисы, выполненные в европейской манере. По словам мастериц, в городе официально действуют две лубочные мастерские - при музее и при академии.

Мастерская при музее занимает его первый этаж и состоит из трех небольших залов. В них располагаются столы мастеров и несколько печатных станков. Лубки вырезают на фанере, более тонкую гравюру - на грушевом дереве. Однако возникает подозрение, что это далеко не единственные мастерские, печатающие лубки, и есть другие печатни, где картины изготавливаются на потребу сувенирных лавок.

На волне подъема интереса к народному творчеству, а также поддержки китайским правительством традиционных промыслов возникло стихийное движение по копированию лубочных картин по ранее опубликованным образцам. Это порождает величайшую путаницу с определением принадлежности картины той или иной школе, поскольку в наши дни она может быть напечатана где угодно с использованием вновь вырезанных по скопированному изображению досок-клише. Порой доходит до того, что изображение с лубочной картины, скачанное из интернета, растягивают до удобного формата, совершенно не заботясь о пропорциях, и затем по нему как есть (со всеми искажениями) вырезают доски-клише.

264

Совершенно новой страницей в истории лубочной картины стала торговля ею через интернет. Если в мастерских и сувенирных магазинах картины стоят дорого, то в интернете их можно найти практически по той стоимости, по которой они продавались еще будучи «пошлым» искусством низов. Однако при покупке такой картины практически невозможно ничего узнать ни о ее происхождении, ни о месте печати, поскольку общение продавца и покупателя в таких условиях сведено на нет.

Однако с возрождением сучжоуской школы появились и признанные мастера. Ими являются члены продолжающего существовать Объединения по печатанию новогодних картин в Таохуау. В брошюре, изданной Сучжоуским музеем няньхуа в Таохуау, особо выделяются три имени: заслуженный художник-ксилограф Ван Цзуде, директор музея лубков Лин Цзюнву и одна из ведущих художников в данной области Цяо Ланьрон. Все они активно работают над продолжением традиций сучжоуской народной картины, преподают в средних и высших учебных заведениях, а также на специальных курсах для всех желающих. В иллюстрациях к статье (рис. 6, 7, 8, 9) представлены наиболее известные сюжеты лубков, напечатанные с вновь вырезанных форм.

& Ш & &Ж

Рис. 6. Вид на башню Бэйсыта. Сучжоу. Современный лубок. Вторая половина XX в. Цветная ксилография

265

Рис. 7. Лубок середины XIX в. Современная копия с вновь вырезанных форм. Сучжоу. Цветная ксилография

Рис. 8. Поезд в Шанхай. Лубок конца XIX в. Шанхай. Цветная ксилография

Рис. 9. Поезд в Шанхай. Современная копия с вновь вырезанных форм. Сучжоу. Цветная ксилография

266

Заключение

Подводя итоги вышесказанному, необходимо сделать несколько выводов:

• История сучжоуской картины включает в себя разные этапы, в рамках которых она каждый раз переживала развитие новых технических и стилистических особенностей. В сравнении с другими известными центрами печати няньхуа, суч-жоуские картины претерпели наибольшее количество изменений.

• Несмотря на все трудности, данный промысел не угас, как в ряде центров (например в г. Чжанчжоу провинции Фуцзянь, где по некоторым данным все еще остается один мастер, но разыскать его самого и его картины мне так и не удалось).

• В новом тысячелетии процесс изготовления сучжоуских няньхуа максимально стремится к традиционному, установленному несколько столетий назад. Однако ныне картина приобрела совершенно иной статус элитарного искусства наравне с классической живописью и каллиграфией. Сейчас ценитель народного искусства должен быть высоко образован и наделен особым вкусом, как и приверженец китайского «академического» искусства.

• Развитие народной картины поддерживается как «сверху» правительством путем организации обществ и специальных учебных программ для изучения и сохранения традиций няньхуа, так и «снизу» распространившимися в последнее время «штамповщиками» картин по старым образцам. Они, надо заметить, как ни странно, оказываются ближе к традиционному процессу изготовления лубков, низводя их с пьедестала элитарного искусства и водворяя в более привычные кустарные условия.

• События последнего периода свидетельствуют о своеобразном, но все же новом витке развития сучжоуской няньхуа, история которой продолжается в современных условиях.

Библиографический список

Алексеев В.М. Китайская народная картина / В.М. Алексеев. -М. : Наука, Главная редакция восточной литературы, 1966. - 260 с.

Мурман И.Ф. Символика и изобразительные мотивы в древнем искусстве Китая / И.Ф. Муриан // Научные сообщения Государственного Музея искусства народов Востока. Вып. 9. - М., 1977.

Рифтин Б.Л., Ван Шуцунь. Редкие китайские народные картины из советских собраний / Б.Л. Рифтин, Шуцунь Ван. - Л. : Аврора, 1991.

267

РифтинБ.Л. Центры печатания народных картин. Рукопись готовится к публикации в книге «Китайская народная картина и старинный роман». - М. : Восточная литература.

Брошюра, изданная Сучжоуским музеем няньхуа в Таохуау. Библиографические сведения отсутствуют. ШМ*те^Фй¥ИЯШ1И®

Группа по искусству Большого революционного отряда Восточного Китая, обследование старых новогодних картин в Таохуау в Сучжоу. Исследование старых няньхуа из района Таохуау в Сучжоу. Народное искусство, 1950. ¥* * iИ ** ш , £ т шW* №%IB ¥ ■ а *//X я*ф, 1950.

Свод китайских ксилографических картин. Том «Картины, хранящиеся в Японии», сост. Маяма Рё. Пекин: 2011.

ф я ** ¥ ■ * й ■ н ш ш , в ф а р°р * л ж , ф ¥ ф я , 2011.

Свод ксилографических новогодних картин. Том «Таохуау», сост. Фэн Цзицай. Пекин: 2010.ФЯ Ф« ¥ ИЛ® ,*те*§ *. лж , Ф ¥ Ф ДН М±, 2010.

Чжан Цзи-вэнь. Эволюция стиля сучжоуских гравюр эпохи Цин и о их связях с японским искусством периода Эдо, Тайбэй, 1990. ж ш * : ж лш ш * ж дай ж в ф л я и- л* ф я и & ж « * ф * Фдаяж , 1990.

Чжоу Син Няньхуа из Сучжоу и ее влияние на японскую гравюру XVII-XIX веков / Син Чжоу. - Спб. : 2010. - 210 с.

Чжоу Синь-юэ. Новогодние картины из Таохуау в Сучжоу / Синь-юэ Чжоу. - Сучжоу : Народное издательство Цзянсу, 2009. - 158 с. Л §т И , шW *¥ И, л ш XЯ Н М± , 2009.

Чжуан Цзяи. Китайская живопись - отражение истории / Цзяи Чжуан, Чунчжэн Не. - Пекин : Континентальное издательство Китая, 2001.

Шэнь Хун. В поисках утраченных новогодних картин. Поездка за новогодними картинами в Таохуау / Хун Шэнь. - Цзилинь : Народное издательство, 2007. я- * $ ¥ и — * ¥ и ж # : й # X я Н ®tt, 2007.

Электронная энциклопедия «Википедия». http://ru.wikipedia. org/wiki/Сучжоу_( Цзянсу)

Электронная энциклопедия «Baidu» http://baike.baidu.com/ view/61098.htm

268

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.