Научная статья на тему 'История развития подготовки социальных работников в Великобритании'

История развития подготовки социальных работников в Великобритании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / МАРГИНАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КУРСЫ ПАТРОНАЖА / БАКАЛАВРИАТ / ЗАЩИЩЁННАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Нина Викторовна

Данная статья посвящена истории развития подготовки социальных работников в Великобритании. Социальное образование в Великобритании в настоящее время модернизируется. Существуют факторы, которые определяют тенденции развития социального образования в Великобритании: фундаментальность знаний, компетентностный подход, поддержание высокого статуса социальной работы по сравнению с другими профессиями и публичное признание профессии, определенная маргинальность подготовки к социальной работе в высшем образовании. Социальная работа это полноправная дисциплина с чётко очерченной предметной областью в учебных заведениях Великобритании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития подготовки социальных работников в Великобритании»

УДК 37

Н.В. Комарова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Данная статья посвящена истории развития подготовки социальных работников в Великобритании. Социальное образование в Великобритании в настоящее время модернизируется. Существуют факторы, которые определяют тенденции развития социального образования в Великобритании: фундаментальность знаний, компетентностный подход, поддержание высокого статуса социальной работы по сравнению с другими профессиями и публичное признание профессии, определенная маргинальность подготовки к социальной работе в высшем образовании. Социальная работа — это полноправная дисциплина с чётко очерченной предметной областью в учебных заведениях Великобритании

Ключевые слова: подготовка социальных работников, маргинальное положение, курсы патронажа, бакалавриат, защищённая практика.

Социальное образование в учебных заведениях Англии имеет длинную историю и начинает зарождаться в недрах благотворительных организаций. Первое заведение для подготовки социальных работников (и добровольцев) было основано Обществом благотворительных организаций в 1896 г. [1, с. 6]. В 1903 г. Общество благотворительных организаций основало собственную Школу социологии, которая после объединения с Лондонской школой экономики в 1912 г. преобразовалась в департамент социальных наук. [4, с.574].

После Второй мировой войны и до 1970 г. в Великобритании существовали одно- и двухгодичные курсы социальной работы, которые были организованы в университетах, а также и в других высших учебных заведениях. Особенностью подготовки социальных работников в Великобритании в эти годы было то, что оно проводилось как в университетах, так и вне их. Это были либо общие курсы патронажа, либо более узкие курсы, концентрирующиеся на социальной работе с одной большой группой клиентов.

Начало 70-х годов ХХ века стало переломным моментом в истории подготовки социальных работников в Великобритании. Изменения в организации социальной работы при местных органах и соответствующих служб после принятия в 1971 г. «Закона о социальных службах при местных органах власти» привели к тому, что почти все узкопрофильные курсы социальных работников превратились в 70-е гг. в общие, так как все они пытались за короткий срок -обычно 2 года - обучить студентов широкой гамме методов оказания помощи разным группам населения [1, с. 8].

В эти годы создаются новые программы для общих курсов. В 1972 году была представлена стандартная квалификация. Этот шаг обеспечивал двухлетние курсы для абитуриента без высшего образования и один год для тех, кто имел учёную степень в социальных науках. Все курсы включали полевую практику. Они были основаны в университетах и других учреждениях высшего образования.

В 1980-е годы было предложено трёхлетнее обучение, ведущее к общей квалификации в области социальной работы, с обязательным конечным годом специализации (CCETSW 1987). Однако правительство отклонило это предложение как слишком дорогостоящее, и в результате было утверждено двухлетнее образование. Слушателям вручается Диплом специалиста по Социальной работе (DipSW), который включает элемент специализации во втором году (CCETSW 1989, 1993). Принятая модель управления была получена от CSS, который был слит с DipSW. Таким образом, курсы подготовки в области социальной работы обеспечиваются консорциумами агентств, в партнёрстве с учреждениями местного среднего и высшего образования. В некоторых областях они включают все возможные колледжи, в других есть несколько консорциумов, каждый со своим направлением и партнёрами.

В 1990 году были созданы консорциумы повышения квалификации, чтобы управлять развитием дальнейшего обучения в областях Англии. Они не имели постоянного успеха, а также были разработаны профессиональные стандарты и определены «компетентности» для других должностей в социальной работе. Обучение обеспечивается для того, чтобы помочь служащим выпол-

© Н.В. Комарова, 2009 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

231

ЗА РУБЕЖОМ

нять стандарты. Это требует времени, потому что компетентности требуют детального определения, и поэтому оценка высоко структурирована. А так как большинство рабочих на более низком уровне, вследствие этого не получило бы обучение на основе колледжа и квалификацию, возникло опасение, что много работников социального обслуживания потеряли бы доступ к высшему образованию и профессиональной квалификации.

Одним из наиболее важных решений в области высшего образования в социальной работе в Великобритании стоит назвать решение 1990 года, о выдвижении требований о введении трёхгодичного курса обучения с получением диплома о высшем образовании и обязательной практики, продолжительностью в один год.

Английские исследователи Л. Сайсон и М. -Багински утверждают, что в таком виде деятельности, как социальная работа, особо важную роль играют именно практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им [3, с. 48].

Конечно, это требует определённой системы контроля и поддержки практического обучения, однако это решение узаконило практический компонент высшего образования в социальной работе и поставило его в один ряд с академическими элементами курсов.

В 2000 году удалось разграничить предметные области социальной работы и граничащих с ней дисциплин. В настоящее время можно говорить о том, что социальная работа в Великобритании -это полноправная дисциплина с чётко очерченной предметной областью.

Ряд исследователей (И.Э. Петрова и др.) отмечают пониженный статус и маргинальное положение социальной работы в высшем образовании. Проблема, в частности, заключается в организационном оформлении и наименовании предмета. Только четверть вузов определили положение социальной работы в своей структуре в виде факультета или школы. Чаще всего социальная работа существует как секция внутри факультета и только в пяти случаях из 64 наименование «социальная работа» внесено в название факультета в «комбинированном титуле»: например, факультет социальной работы и медицины. В большинстве случаев социальная работа существует внутри факультета, в названии которого нет наименования социальной работы.

Существует множество вариаций того, как вузы выстраивают «карту знаний» в области социальной работы. Исследователи показывают, что социальная работа не имеет ясного оформления как предметная область в высшем образовании и в большинстве случаев отдаётся на волю администраций факультета.

В ходе исследований 2000-2001 года К. Лай-онс определил, каково число и распределение студентов специальности социальная работа в вузах и как это соотносится с другими предметными областями [2, с. 345].

1. Студенты социальной работы составляют очень маленькую часть всех студентов всех специальностей - 26829 от общего числа 1845757 человек.

2. По отношению к другим специальностям это число значительно меньше числа студентов, обучающихся по специальности медицина, психология и в три раза больше чем число студентов на специальности социальная политика.

3. Число продолжающих обучение после окончания первого уровня (два года), сравнимо с продолжающими обучение по другим специальностям.

Несмотря на сходства, системы и структуры профессионального образования по социальной работе имеют ряд отличий в национальных регионах Великобритании. Так, в сентябре 2003 года в Англии были введены новые правила приёма абитуриентов, однако в других регионах изменения не происходили до 2004 года. Есть более существенные региональные различия. В Северной Ирландии студенты учатся 3 года на бакалавриате, затем работают год на условиях защищённой практики до получения полного профессионального статуса, хотя в Великобритании подобные условия в период первого года работы не предоставляются.

Неизменной остаётся система трёхгодичного обучения на бакалавриате для получения квалификации социального работника. Университеты, будут аккредитованы различными советами по социальному обслуживанию (Care Councils), в каждом из национальных регионов Великобритании. Профессиональная квалификация будет степенью, полученной по результатам обучения в вузе, а не решением профессионального органа, как это было ранее, когда квалификация DipSW присуждалась Центральным советом по образованию в области социальной работы по итогам двухлетнего обучения [5, с. 386].

232

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

«Здоровье» социальной работы и квалификация персонала напрямую зависят от положения социальной работы в высшем образовании.

В современных условиях, когда система образования, в современной России, согласно Болонско-му процессу, к 2010 году должна перейти на трёхуровневую систему обучения, опыт подготовки социальных работников в Великобритании, является очень важным для нашей системы образования.

Библиографический список

1. Мандей Б. Обучение социальной работе в Великобритании и Северной Ирландии // Социальная педагогика и социальная работа за рубе-

жом. - 1991 - №№2. - С. 3-31.

2. Lyons K. Social Work in Higher Education // K. Lyons. - London, 2000. - №№24. - С. 345-346.

3. Syson L., Baginsky М. Learning to Practice: A study of practice placements in courses leading to the Certificate of Qualification in Social Work. -L., 1981. - С. 45-53.

4. Фирсов М.В. Социальное образование в Англии в XX веке // История социальной работы. - 2007. - С. 573-576.

5. Шардлоу С.М. Напряжённости и конфликты в образовании по социальной работе в Великобритании // Журнал исследований социальной политики. - Т.2. - №>3. - С. 383-398.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ №5

233

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.