Вестник Томского государственного университета Культурология и искусствоведение. 2016. № 2 (22)
УДК 930.85
DOI: 10.17223/22220836/22/8
И.А. Колокольников
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА В 1931-1941 гг.1
В статье рассматривается развитие системы музыкального образования Иркутска в 1931-1941 гг. В данный период в музыкально-образовательной сфере города наблюдались как положительные, так и негативные явления. Однако именно тогда в Иркутске полностью сформировалась система музыкального образования начальной и средней ступени, продолжающая успешно функционировать и в наши дни. Статья создана на основе материалов государственных архивов и архивов организаций, а также публикаций иркутской периодической печати 1931-1941 гг. Ключевые слова: Иркутск, музыка, образование, училище, школа.
Иркутск хорошо известен как один из старейших культурных центров Сибири. Музыкальные традиции города начали складываться еще в XVIII в. В частности, достаточно неординарна история развития иркутской системы музыкального образования. Она связана с деятельностью ряда крупных музыкантов, учившихся у ведущих деятелей музыкального искусства своей эпохи. Так, большой след в развитии музыкального образования дореволюционного Иркутска оставили следующие выпускники Санкт-Петербургской консерватории: музыкальный критик и композитор P.A. Иванов (воспитанник класса композиции H.A. Римского-Корсакова), пианистка и педагог Е.Г. Городецкая (выпускница педагогического класса A.B. Рейхардта, одним из педагогов которой также был А.Г. Рубинштейн), виолончелист А.Ф. Вербов (ученик К.Ю. Давыдова и И.И. Зейферта) и другие высококлассные музыканты. В последующие десятилетия огромную роль в развитии иркутской системы музыкального образования играли их многочисленные ученики, а также другие специалисты, прибывшие из Центральной России.
Следует отметить, что развитие иркутской системы музыкального образования в дореволюционный период и в первое послереволюционное десятилетие подробно освещается в монографии [1] и ряде статей И.Ю. Харкее-вич. Между тем дальнейшие изменения, происходившие в данной сфере культурной жизни Иркутска, описаны лишь фрагментарно. Единственной крупной публикацией, в которой затрагиваются отдельные факты истории музыкального образования в предвоенный период, является статья М.И. Литвин [2], однако в целом статья посвящена более позднему периоду, а кроме того, в ней содержится ряд заметных неточностей. Настоящая статья, созданная на основе документов государственных архивов и архивов организаций, а также материалов местной периодической печати 1930-1941 гг., является попыткой всестороннего анализа событий, происходивших в сфере музыкального образования Иркутска в предвоенное десятилетие.
1 Исследования поддержаны грантом ИГУ № 091-15-233.
Рассматриваемый период истории музыкального образования Иркутска начинается с драматического события - прекращения работы Иркутского музыкального техникума, функционировавшего в 1922-1931 гг. Данное заведение сыграло важную роль в культурной жизни региона, выпустив немало квалифицированных музыкантов. Двое выпускников добились всесоюзной известности: Н.И. Рогожина, выпускница фортепианного отделения, стала известным московским музыковедом, а В.Д. Гагарина, окончившая инструкторское и вокальное отделения техникума, - солисткой Большого театра СССР. История работы техникума подробно описана И.Ю. Харкеевич [1. С. 176-182]. В 1930 г. было принято решение о переводе техникума в Красноярск, где он должен был слиться с техникумом, уже существовавшим в данном городе. Стоит пояснить, что в данный период нынешние Иркутская область и Красноярский край были составными частями ВосточноСибирского края с центром в Иркутске. Тогдашнее руководство края решило объединить два техникума, поскольку финансовое положение профильных учебных учреждений было тогда весьма тяжелым. Разместить объединенное учреждение решено было в Красноярске в соответствии с установками времени: как разъясняла печать, в данном городе «рабочий контингент имелся в значительно большей степени, чем в Иркутске», а в первую очередь необходимым считалось «наиболее полно обеспечить музыкальным образованием пролетарские слои» [3]. Поэтому, сделав в 1931 г. последний выпуск специалистов, Иркутский музыкальный техникум прекратил существование.
Однако начальная ступень музыкального образования в городе продол -жала существовать, поскольку не прекратила своей работы Иркутская музы -кальная школа, возникшая в 1923 г. на базе техникума [1. С. 219]. Ее также планировалось слить с аналогичным заведением, возникшим при Красноярском техникуме, однако этого не произошло благодаря стараниям двух педагогов школы. Это были О.Э. Сиббуль, которая затем еще долгое время преподавала в школе специальное фортепиано и была заведующей учебной частью, а также Т.Н. Афанасьева-Семенцова, ранее совмещавшая преподавание в техникуме и школе. Она была выпускницей Санкт-Петербургской консерватории, где училась в классе известнейшего пианиста H.A. Дубасова. Афанасьева-Семенцова воспитала немало квалифицированных музыкантов. В начале 1930-х гг. в связи с ликвидацией техникума она вынуждена была на время сконцентрироваться на занятиях с детьми. Впрочем, важность этой работы, учитывая тот факт, что школа стала единственным музыкально-образовательным учреждением в городе, сложно переоценить. Примечательно и то, что еще в 1930-х гг. в Иркутской музыкальной школе стали работать ученицы Т.Н. Афанасьевой-Семенцовой по техникуму: Н.И. Рогожина, Т.А. Мурашкина и М.А. Мишарина [1. С. 260]. Первая из них вскоре уехала из Иркутска, зато две другие длительное время преподавали в школе специальное фортепиано. Что же касается Мурашкиной, то она помимо этого вела теоретические дисциплины, а также руководила хорами, составленными из учащихся младших и средних классов. Вот что вспоминала о ней И.Ю. Харкеевич: «Все в ней было прекрасно: и очаровательная внешность, и тонкая художественная натура, и особая, исключительная музыкальная одаренность. В педагогическую работу она, в буквальном смысле слова, вкладывала всю душу» [4].
Среди наиболее крупных музыкантов, работавших в музыкальной школе в довоенный период, выделялся Г.Э. Лаю, один из крупнейших композиторов Сибири, но также известный как скрипач и руководивший в школе с весны 1931 г. скрипичным классом [5]. Следует отметить, что некогда он учился в Саратовской консерватории у знаменитейших педагогов - в классе композиции Л.М. Рудольфа, а также скрипичном классе Я.Я. Гаека [6. С. 323]. В школе Лаю не только вел скрипичный класс, но также явился создателем первых ученических ансамблей [4]. Как и многие педагоги школы, давал он и частные уроки: например, преподавал курс инструментоведения юному Г.С. Фриду, ставшему впоследствии всесоюзно известным композитором [7. С. 22].
Уже в довоенный период в музыкальной школе работало немало способных преподавателей специального фортепиано. Помимо вышеназванных, надо вспомнить Е.К. Ларионову (ученица легендарного иркутского педагога Е.Г. Городецкой), О.Д. Баскову (которая училась в Оренбурге у С.Н. Федотовой, матери МЛ. Ростроповича), Л.И. Сахарникову, Е.К. Поротову, Н.М. Полякову и др. Начиная с довоенного периода работали в школе скрипач Н.М. Собаченко, кларнетист П.П. Гоголев и др. Большинство иркутских музы -кантов 1950-1960-х гг. начинало свою учебу у перечисленных выше педагогов.
Директором школы с начала 1930-х гг. был М.К. Флегонтов. По специальности он был филологом, однако оставил о себе в среде музыкантов города добрую память, поскольку показал себя в качестве хорошего организатора и немало сделал для школы [4]. Тем не менее отсутствие возможности получить среднее музыкальное образование в Иркутске чувствовалось остро. Талантливые дети, окончившие музыкальную школу, вынуждены были покидать город.
В 1933 г. первым секретарем Восточно-Сибирского крайкома ВКП(б) стал М.О. Разумов, зарекомендовавший себя как прогрессивный руководитель огромного региона. Примечательно, что 13 июля 1935 г., выступая на 1-м съезде ударников культуры Восточной Сибири, он коснулся важности воспитания музыкальных способностей у детей, приведя в пример двух иркутских подростков - А. Флегонтова (сына М.К. Флегонтова) и М. Амосову [8]. Несмотря на то, что в данной речи не упоминалось непосредственно о музыкально-образовательных учреждениях, резонно предположить, что именно М.О. Разумов в скором времени инициировал возрождение музыкального техникума в Иркутске.
И вот 24 мая 1936 г. в «Восточно-Сибирской правде» появилась заметка, в которой говорилось о том, что в Москву для продолжения музыкального образования отправляются два выпускника Иркутской музыкальной школы A.M. Флегонтов и Е.И. Воробьев, который впоследствии длительное время работал в Московской детской музыкальной школе им. Гнесиных. В данной заметке заявлялось, что «поездка в Москву далеко не разрешает вопроса о дальнейшем художественном образовании одаренных ребят», в связи с чем власти региона решили создать в Иркутске музыкальный техникум [9]. Это был очень важный шаг, поскольку во многих крупных городах Сибири музыкально-образовательных учебных заведений средней ступени не существовало (например, в Новосибирске музыкальное училище открылось лишь в 1945 г.). На основании решения Президиума Востсибкрайкома от 22.07.1936 к сентябрю в
Иркутске должен был вновь появиться музыкальный техникум [10. Л. 1]. Учитывая, что город был центром Восточно-Сибирского края, техникум также получал статус Восточно-Сибирского. Учебное заведение было образовано на базе музыкальной школы и разместилось в одном здании с ней. Директором техникума стал М.К. Флегонтов, продолжавший руководить и музыкальной школой. В сентябре 1936 г. только что начавший свою работу техникум, подобно другим музыкальным техникумам страны, был преобразован в Восточно-Сибирское музыкальное училище [10. Л. 9], с 1937 г. именовавшееся Иркутским в связи с выделением Иркутской области из ВосточноСибирского края.
Начиная с осени 1936 г. в училище преподавали известные в городе музыканты, такие как Т.Н. Афанасьева-Семенцова, В.Ф. Сухиненко, Е.К. Поро-това (специальное фортепиано), Г. Э. Ланэ (класс скрипки), М.Р. Рубанович (класс виолончели), П.П. Гоголев (класс кларнета), М.Г. Тополев (вокальный класс), Т.А. Мурашкина (общее фортепиано), H.H. Глаголев (теория музыки) и другие музыканты [10. Л. 1 (об.) - 22 (об.)]. Надо заметить, что Афанасьева-Семенцова, Ланэ, Гоголев и Мурашкина продолжали работать и в музыкальной школе. Также впоследствии некоторые из названных педагогов вели другие учебные дисциплины. Г.Э. Ланэ выступал в качестве преподавателя гармонии, анализа форм и инструментоведения, а Т.А. Мурашкина оставила о себе добрую память как педагог концертмейстерского класса.
Важную роль в работе училища играл В.Ф. Сухиненко, выпускник Московской консерватории по классу легендарного пианиста С.Е. Фейнберга [11]. Помимо ведения специального фортепиано, в разные годы Сухиненко преподавал в училище музыкальную литературу и инструментоведение, вел класс камерного ансамбля. Следует также отметить немалые заслуги H.H. Глаголева, высококвалифицированного специалиста, выходца из духовенства, который впоследствии, в 1945 г., явился одним из инициаторов открытия дирижерско-хорового отделения училища. Большую роль в становлении молодых педагогов играла Т.Н. Афанасьева-Семенцова, которая в первое десятилетие работы училища вела методику преподавания игры на фортепиано [1. С. 260]. Перечисленные педагоги внесли огромнейший вклад в развитие музыкального образования в Иркутске.
Важно отметить, что в 1936-1938 гг. в городе существовала полноценная оперная труппа. Она возникла при радиокомитете, однако деятельность данного объединения протекала в городском театре, где было поставлено 8 опер в полном сценическом оформлении. Данная труппа могла стать основой для создания оперного театра, однако ее объявили творением «врагов народа», несколько ведущих участников в 1938 г. было расстреляно, а труппа распущена. Но нужно отметить, что ее деятельность внесла заметное оживление в музыкальную жизнь города [12]. Важно, что в составе этого объединения работали сильные оперные вокалисты, приглашенные из разных городов страны. Известно, что в музыкальном училище преподавали вокал трое из этих певцов: Е.Б. Каз, С.К. Пашкевич и В.А. Иванов. После их отъезда вокалистов стали готовить выпускницы Киевской консерватории Т.В. Климович и O.A. Шеффер. Также в 1939 г. коллектив педагогов училища пополнился А.Ф. Казакевичем (скрипичный класс) иА.Н. Поповым (класс трубы) [13].
В период массовых политических репрессий, унесших жизни ряда ярчайших иркутских музыкантов, коллектив училища практически не был затронут данными событиями, если не считать ареста директора М.К. Флегон-това, приговоренного к 10 годам лишения свободы [14]. Вместо него директором училища был назначен А.Н. Беляев, остававшийся в данной должности более двух десятилетий [4] и, подобно предшественнику, до 1960 г. совмещавший руководство школой и училищем.
Несмотря на немалые успехи в работе музыкальной школы и музыкального училища, следует признать, что деятельность данных учебных заведений протекала в сложных условиях. В течение нескольких лет они вынуждены были размещаться в одном двухэтажном каменном здании сравнительно небольшой площади, по свидетельству нескольких очевидцев, достаточно сыром. В 1937 г. работу Иркутского музыкального училища обследовал известный вокалист, профессор Московской консерватории А.Л. Доливо, который, как сообщала местная печать, «был возмущен полнейшим отсутствием заботы и внимания к учебному заведению». Позднее Иркутск посетил известнейший пианист Г.Р. Гинзбург, также профессор Московской консерватории, давший специальный концерт для учащихся школы и училища. Этот авторитетный музыкант также был поражен тем, в каких тяжелых условиях работает музыкальное училище [15]. В итоге городские власти пошли навстречу работникам учебных заведений, выделив для училища двухэтажный деревянный дом по соседству с прежним зданием, которое смогла полностью занять музыкальная школа.
В 1940 г. в Иркутск после окончания Московской консерватории (класс Б.Я. Вайншенкера) возвратилась одаренная пианистка Т.Г. Бендлин, ранее учившаяся у упоминавшейся выше Е.Г. Городецкой и уже тогда успешно выступавшая в местных концертах. По возвращении в свой город она развернула активную исполнительскую деятельность. Вместе с этим Бендлин вела широкую педагогическую деятельность. С 1 августа 1940 г. она работала в училище как преподаватель специального фортепиано и сольфеджио [13]. Примечательно, что одной из первых учениц в ее классе стала Л.П. Холоди-лова, в 1951 г. окончившая Московскую консерваторию по классу В.А. Натансона и ставшая крупной концертирующей пианисткой и авторитетным педагогом. Педагогическая деятельность Бендлин не ограничилась музыкальным училищем. Долгие годы она работала также в музыкальной школе, где помимо специального фортепиано вела музыкальную литературу и работала с хорами старших классов [4].
Концерты учеников музыкальной школы и музыкального училища еще в довоенный период стали значимыми событиями в культурной жизни города. Многие учащиеся, успешно показавшие себя в данных программах, стали затем известными музыкантами. Яркий пример - Л.Н. Семенцова, в 1950 г. окончившая Московскую консерваторию (класс В.А. Натансона) и, вернувшись в Иркутск, проявившая себя в концертной и педагогической деятельности.
В связи со спецификой образовательной программы довоенного периода большинство учащихся Иркутского музыкального училища проходило необ -ходимый курс обучения в течение пяти лет. Тем не менее известно, что первые специалисты были выпущены немногим ранее, в конце 1940 г. Окончив-
шие в это время училище Г.Н. Томбасова и Д.И. Шабалина [16] избрали своей основной стезей педагогическую деятельность. Первая стала вести класс специального фортепиано в музыкальной школе (а впоследствии заведовала в ней учебной частью), а вторая с момента окончания училища преподавала в нем общее фортепиано [13].
Однако основная часть учащихся, пришедших в училище в первый год его работы, окончила его в 1941 г. Из них необходимо выделить выпускника-отличника - трубача И.М. Границкого (класс А.Н. Попова). Впоследствии он очень успешно работал в оркестре Большого театра СССР, а затем преподавал в Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Еще на выпускных экзаменах в Иркутском музыкальном училище он, по словам автора газетной рецензии, продемонстрировал «мощный, чистый звук, замечательную беглость, прекрасное стаккато» [17]. Также в 1941 г. окончила училище и В.П. Рабешко. Ранее она в течение семи лет занималась у Е.Г. Городецкой, поэтому в училище пошла, прежде всего, для получения диплома о специальном образовании. Неудивительно, что она была отличницей. Впоследствии В.П. Рабешко сыграла неоценимую роль в развитии фортепианной культуры молодого сибирского города Ангарска [18]. Также из выпуска 1941 г. можно выделить воспитанниц вокального отделения Т. И. Дворядкину и В.И. Бояринцеву. Они не смогли реализовать себя в роли вокалисток, однако успешно работали в радиокомитете в качестве музыкальных редакторов, оставив свой след в музыкальной культуре региона.
Таким образом, можно видеть, что уже в довоенное время в Иркутске полностью сформировалась система музыкального образования начальной и средней ступени, продолжающая успешно функционировать и в наши дни. К сожалению, в городе так и не существует консерватории, института или академии музыки, однако работники высших музыкальных учреждений других городов, куда отправлялись поступать выпускники специальных учебных заведений Иркутска, часто отмечали высокий уровень их подготовки, что является важной оценкой местной системы музыкального образования, сложившейся в предвоенный период.
Литература
1. Харкеевич И.Ю. Музыкальная культура Иркутска. Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 1987. 280 с.
2. Литвин М.И. Особенности становления и развития профессионального музыкального образования в городе Иркутске во второй половине 1940-х - начале 1960-х годов // Вестн. Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств. 2014. № 1 (6). С. 21-26.
3. Переброска техникумов в другие города // Вост.-Сиб. правда. 1930. 30 авг. С. 4.
4. Харкеевич И.Ю. Из истории детской музыкальной школы № 1 г. Иркутска [машинопись]. Иркутск, 1977. 9 с. (очерк хранится в архиве Иркутской областной школы искусств).
5. Архив ГТРК «Иркутск». Ф. Иркутского радиокомитета. Л/д № 643. Л. 37.
6. Советские композиторы : краткий биогр. справ. / сост. Г.Б. Бернандт, А.Н. Должанский. М. : Сов. композитор, 1957. 695 с.
7. Цукер A.M. Григорий Фрид / A.M. Цукер, А.Я. Селицкий. М. : Сов. композитор, 1990. 238 с.
8. Разумов М.О. Хозяйственный подъем и культурное строительство Восточной Сибири Доклад на I съезде ударников культуры Восточной Сибири, 13 июля 1935 г. // Новая Сибирь. 1935. № 5. С. 65-103.
9. ВИркутске будет музыкальный техникум // Вост.-Сиб. правда. 1936. 24 мая. С. 4.
10. Архив Иркутского областного музыкального колледжа им. Ф. Шопена. Приказы по Восточно-Сибирскому музыкальному училищу за 1936 г. [подшивка].
11. Бройдо С. Драгоценная ноша // Вост.-Сиб. правда. 1965. 21 дек. С. 4.
12. Колоколъников И.А. Иркутская оперная труппа 1936-1938 гг. // Музыковедение. 2015. № 5. С. 40-44.
13. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 2865. Оп. 1. Д. 14. Л. 24-26.
14. Жертвы политического террора в СССР [Электронный ресурс] / Международное общество «Мемориал» : сайт. URL: http://lists.memo.ru/ index21.htm (дата обращения: 20.03.2016).
15. Шварц Е. О музыкальном училище и музыкальной школе // Вост.-Сиб. правда. 1938. 14 дек. С. 3.
16. Олъхон А. Выпускные экзамены в музыкальном училище // Вост.-Сиб. правда. 1940. 4 дек. С. 4.
17. Миронов Н. Выпускные экзамены в музыкальном училище // Вост.-Сиб. правда. 1941. 29 июня. С. 4.
18. Колоколъников И. Аккорды Веры Рабешко // Вост.-Сиб. правда. 2014. 30 дек. С. 6.
Kolokolnikov Ivan A Irkutsk State University (Irkutsk, Russian Federation).
E-mail: [email protected]
Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History, 2016, (2) 22, p. 75-82. DOI: 10.17223/22220836/22/8
HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF MUSIC EDUCATION OF IRKUTSK IN THE 1931-1941
Key words: Irkutsk, music, education, school, school.
This article is devoted to the history of musical education of Irkutsk in the 1931-1941. Musical life of the city in the period, considered in this article, in particular, the development of system of musical education, were described only fragmentary. This work is attempt to correct this situation. The article is created on the basis of the data obtained by the author during the work with different documents of the state archives, archives of the organizations, and also publications of Irkutsk periodical press of the 1931-1941.
It is worth noticing, that Irkutsk has the musical technical school till 1931, however this organization was decided to attach in similar establishment of Krasnoyarsk. That's why Irkutsk within several years remained without musical educational organizations of the second level. But the Irkutsk music school worked as before. Already in the 1930th there it was a strong teaching collective. The big contribution to the development of this establishment was made by the pianists T.N. Afanasyeva-Sementsova, O.D. Baskova, T.A. Murashkina, L.I. Sakharnikova, E.K. Larionova, N.M. Polyakova, O.E. Sibbul, M.A. Misharina, the famous composer and the violinist G.E. Lane, the clarinetist P.P. Gogolev and so on, which worked already in the pre-war period
On the basis of this school in the 1936 new musical technical school was created. Soon, as all musical educational institutions of the second level in the USSR, it was transformed to college. The importance of the creating this organization was great, because in this period many large cities of Siberia had no musical colleges. Irkutsk musical college works and now as Irkutsk regional musical college, which has a name of F. Chopin. In spite of the fact that the college in the first years of the work had serious difficulties with a location, it already in this period became one of the most important cultural organisations of the region. Certainly, this fact is the big achievement of the teaching staff of Irkutsk musical college.
Among the teaches which worked in this organization already in the pre-war period, some teaches, which early working at musical school, and now successfully combined work at school and college, showed the teacher's abilities T.N. Afanasyeva-Sementsova, G.E. Lane, T.A. Murashkina, E.K. Porotova, P.P. Gogolev. Were attracted also other prominent musicians from whom it is necessary to allocate the pianist and the musicologist V.F. Sukhinenko and the chorus master N.N. Glago-lev. Already the first release of college, made in connection with specifics of the training program in two stages, at the end of 1940 and at the summer of 1941, gave to the city and the country a bright experts from whom especially it is necessary to allocate the trumpeter I.M. Granitsky. He successfully working in the orchestra of the Bolshoi theater of the USSR.
Thus, during the called period in Irkutsk the system of musical education of an initial and average steps, continuing to function successfully and today, was created.
References
1. Kharkeevich, I.Yu. (1987)Muzykal'naya kul'turaIrkutska [Musical culture of Irkutsk]. Irkutsk: Irkutsk State University.
2. Litvin, M.I. (2014) The particulars of forming and developing professional musical education in Irkutsk in the late 1940s - early 1960s. Vestnik Vostochno-Sibirskoy gosudarstvennoy akademii kul'tury i iskusstv. 1(6). pp. 21-26.
3. Vostochno-Sibirskaya Pravda. (1930) Perebroska tekhnikumov v drugie goroda [The transfer of technical colleges in other cities]. 30th August. p. 4.
4. Kharkeevich, I.Yu. (1977) Iz istorii detskoy muzykal'noy shkoly № 1 g. Irkutska [From the history of Children's Music School № 1 of Irkutsk]. Irkutsk: [s.n.]. [Manuscript].
5. Archive TV "Irkutsk". Fund of Irkutsk Radio Committee. L/d № 643. L. 37. (In Russian).
6. Bernandt, G.B. & Dolzhanskiy, A.N. (eds) (1957) Sovetskie kompozitory [Soviet composers]. Moscow: Sovetskiy kompozitor.
7. Tsuker, A.M. & Selitskiy, A.Ya. (1990) Grigoriy Frid. Moscow: Sovetskiy kompozitor.
8. Razumov, M.O. (1935) Khozyaystvennyy pod"em i kul'turnoe stroitel'stvo Vostochnoy Sibiri Doklad na I s"ezde udarnikov kul'tury Vostochnoy Sibiri, 13 iyulya 1935 g. [Economic recovery and the cultural construction of the East Siberia report at the I Congress culture activists of Eastern Siberia, July 13, 1935]. NovayaSibir'. 5. pp. 65-103.
9. Vostochno-Sibirskaya Pravda. (1936) V Irkutske budet muzykal'nyy tekhnikum [There will be a miscue college in Irkutsk]. 24th May.
10. The Archives of Irkutsk Regional Music College named after Chopin. Orders for the East Siberian Music College in 1936.
11. Broydo, S. (1965) Dragotsennaya nosha [A precious burden]. Vostochno-Sibirskaya Pravda. 21st December.
12. Kolokolnikov, I.A. (2015) Irkutskaya opernaya truppa 1936-1938 gg. [The Irkutsk opera troupe 1936-1938]. Muzykovedenie - Musicology. 5. pp. 40-44.
13. The State Archives of Irkutsk region (GAIO). Fund 2865. List 1. File 14. pp. 24-26.
14. Memorial.ru. (n.d.) Zhertvy politicheskogo terrora v SSSR [The victims of political terror in the USSR]. [Online] Available from: http://lists.memo.ru/ index21.htm. (Accessed: 20th March 2016).
15. Schwartz, E. (1938) O muzykal'nom uchilishche i muzykal'noy shkole [About the College of Music and the School of Music]. Vostochno-Sibirskaya Pravda. 14th December.
16. Olkhon, A. (1940) Vypusknye ekzameny v muzykal'nom uchilishche [Final exams at the College of Music]. Vostochno-Sibirskaya Pravda. 4th December.
17. Mironov, N. (1941) Vypusknye ekzameny v muzykal'nom uchilishche [Final exams at the College of Music]. Vostochno-Sibirskaya Pravda. 29th June.
18. Kolokolnikov, I. (2014) Akkordy Very Rabeshko [The chords of Vera Rabeshko]. Vostochno-Sibirskaya Pravda. 30th December.