Закон и право. 2024. № 6. С. 77-80. Law and legislation. 2024;(6):77-80.
Научная статья УДК 342.55
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-77-80 NIION: 1997-0063-6/24-305
EDN: https://elibrary.ru/OWVOCS MOSURED: 77/27-001-2024-6-505
История развития местного самоуправления в Республике Гана
Алексей Денисович Иванов
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, ivanov.alexey1337@gmail.com
Аннотация. В статье рассматривается история становления местного самоуправления в Республике Гана. Представлен исторический анализ правовых процессов. Доказана «маятниковая» модель с учетом исторического развития республики.
Ключевые слова: местное самоуправление, конституция, Республика Гана, маятниковая модель. Для цитирования: Иванов А.Д. История развития местного самоуправления в Республике Гана // Закон и право. 2024. № 6. С. 77—80. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-77-80 ЕБЫ: https://elibrary.ru/ О^^ОСБ
Original article
The history of development of local self-governance in the Republic of Ghana
Alexey D. Ivanov
Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia, ivanov.alexey1337@gmail.com
Abstract. The article deals with the history of the formation of local self-government in the Republic of Ghana. The historical analysis of legal processes is presented. The «pendulum» model is proved, taking into account the historical development of the republic.
Keywords: local self-government, constitution, Republic of Ghana, the pendulum model.
For citation: Ivanov A.D. The history of development of local self-governance in the Republic of Ghana // Law and legislation. 2024;(6):77—80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-77-80 EDN: https:// elibrary.ru/OWVOCS
Политика децентрализации в Гане уходит корнями в прошлое, ее начала прослеживаются в период колониального управления; и за прошедшее время было предпринято большое количество попыток децентрализации власти и ресурсов на местном уровне, однако не все оказались успешными или жизнеспособными. Влияние колониального наследия на процессы децентрализации в Гане, подобно многим другим африканским странам, отразилось в том, что идеи в этом направлении закрепились в истории страны.
© Иванов А.Д. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 06-2024
После получения независимости ситуация в африканских странах, особенно в бывших британских колониях, кардинально изменилась. И хотя в период борьбы за освобождение лидеры предпочли придерживаться западной модели местного самоуправления, после обретения независимости они столкнулись с новыми изменениями. Многие страны стали однопартийными социалистическими государствами, их лидеры начали экспериментировать с различными формами организации государственных структур. В Гане, как и во многих других африканских странах, смены правительств сопровождались периодами как децентрализации, так и централизации.
Подход к политике децентрализации колебался от изменения структуры, числа и функций административных округов до других изменений в зависимости от политической конъюнктуры.
В данной научной статье рассматривается длительный путь, который прошла Гана в направлении децентрализации и увеличения автономии столичных, муниципальных и районных администраций. До обретения независимости от британского правления 6 марта 1957 г. Гана была известна как Золотой Берег. Центральным институтом, вокруг которого организовывалась жизнь на Золотом Береге, было вождение.
В 1878 г. британское правительство внедрило местную административную систему, которая опиралась на принципы обычного права и включала участие вождей или членов местной королевской семьи. Этот процесс назывался «непрямым правлением». Это был первый документ об организации управления туземцами, принятый в 1878 г. и действовавший до 1944 г. На данном этапе колониальная администрация управляла государством косвенно, через традиционные политические структуры (такие, как вожди), которым были делегированы полномочия «создания казначейств, назначения персонала и выполнения функций местных органов власти.
Политика непрямого правления предполагала установление правовой основы для осуществления вождями функций местного самоуправления и проведения реформ, направленных на адаптацию местной системы к современным условиям. Фактически эта система представляла собой комбинацию традиционных и современных методов управления.
Очевидно, что отношения между колонизаторами и вождями были напряженными и конфликтными. В то же время недовольство официальной политикой по отношению к вождям усилилось во время Второй мировой войны из-за таких проблем, как нехватка персонала, низкая заработная плата, отсутствие отпусков и перспективы продвижения по службе. Это привело к массовым митингам младших административных работников в 1945 г. В результате местная администрация, зависимая от местных политических институтов, перестала быть жизнеспособной, что привело к краху непрямого правления.
Ситуация усложнилась агитацией за политическую независимость, что привело к беспорядкам в Аккре в 1948 г. В ответ на это была создана комиссия для расследования причин беспорядков.
В соответствии с рекомендациями комиссии Кусси был принят Указ о местном самоуправле-
нии в 1951 г. В это же время прошли первые выборы на Золотом Берегу и к власти пришла Народная партия Конвенции доктора Кваме Нкру-мы. Основной целью Указа о местном самоуправлении 1951 г. было расширение участия большинства населения в принятии решений и предоставление им возможностей для активного участия в делах общества. Однако этого не произошло. Несмотря на то что правительство, опираясь на поддержку вождей, проводило кампанию за власть, после прихода к власти оно отвернулось от них. Это привело к резкому сокращению роли вождей в местном самоуправлении.
Указ о местном самоуправлении 1951 г. предусматривал четырехуровневую систему местного самоуправления. На низшем уровне находились городские, сельские и районные советы, ответственные за мобилизацию местного населения на общественные работы и другие проекты самопомощи. После этого они докладывали районному совету, который был высшим органом на уровне района. Областная администрация, хотя и находилась на региональном уровне, считалась частью местного самоуправления.
Согласно Закону о местном самоуправлении 1951 г. [1, с. 21] система состояла из 26 окружных советов и 252 местных советов. Первые выборы в новые советы прошли в 1952 г., и две трети новых местных органов власти были демократически избранными, а треть состояла из традиционных членов. Одной из интересных особенностей новой системы было большое количество районных советов, что было неожиданным, если учитывать ограниченные кадровые и финансовые ресурсы. Поэтому не удивительно, что такая структура привела к частым конфликтам между избранными и традиционными членами совета. Эти разногласия и противостояние препятствовали эффективному функционированию системы.
Система местного самоуправления оставалась в подобном состоянии, когда Гана стала независимой 6 марта 1957 г. [2, с. 4]. Впоследствии, после обретения независимости, продолжались усилия по созданию эффективной системы местного самоуправления.
Правительство было свергнуто в результате первого государственного переворота 24 февраля 1966 г., что привело к установлению Совета национального освобождения. Падение правительства Нкрумы объясняется несколькими факторами, включая долгий период экономических трудностей, ограничение гражданских свобод и чрезмерную централизацию государственной власти. Эти проблемы с децентрализацией игра-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024
ли существенную роль в свержении правительства Нкрумы.
Народная партия Конвенции предприняла шаги по восстановлению авторитета местных органов власти. Политика Народной Партии Конвента по децентрализации была направлена на создание прочной и эффективной системы управления, способствующей развитию экономики.
Народная Партия Конвента приняла Декрет № 26 от 1966 г., который уменьшил количество административных округов до 47. Структура местных органов власти включала четыре уровня. Региональные комитеты администрации, созданные в каждом из девяти регионов, находились на вершине системы.
Затем, в октябре 1967 г., в каждом регионе были созданы комитеты по планированию на неполитической основе. Под региональными комитетами находились районные и местные советы, а также городские и районные комитеты, управляемые государственными служащими. Этот период привел к тому, что бюрократы заняли политические позиции, поскольку областные и районные административные чиновники заменили изгнанных областных и районных комиссаров.
Таким образом, местные органы власти в Гане функционировали до 22 августа 1969 г., когда была принята Вторая Республиканская конституция.
Под руководством премьер-министра К.А. Бу-сиа и его правительства Партии Прогресса Вторая Республика продолжила систему, установленную НПК в соответствии с рекомендациями комиссий Миллса-Одои и Сирибоэ, включенными в главу 16 Конституции 1969 г.
Второй военный переворот в Гане привел к свержению правительства и к образованию Национального совета искупления 13 января 1972 г. под руководством полковника И.К. Ачеампонга. После прихода к власти правительство вновь ввело четырехуровневую структуру местных органов власти. В отличие от трехуровневой системы правления Бусиа страна вернулась к рекомендациям трех комиссий, созданных после переворота 1966 г.
После дворцового переворота 5 июля 1978 г. Высший военный совет был свергнут. Для внедрения политики децентрализации правительство приняло новый указ о местном самоуправлении в 1978 г. Однако до проведения запланированных на сентябрь 1979 г. всеобщих выборов режим был свергнут менее чем через год пребывания у власти. Революционный совет вооруженных сил не играл значимой роли в реформах политики децентрализации, так как его основной интерес заключался в наблюдении за переходом
к демократической многопартийной системе. Менее чем через четыре месяца после прихода к власти Гана вернулась к конституционному правлению, приняв 24 сентября 1979 г. Третью Республиканскую конституцию.
Эта Конституция вновь внедрила президентскую систему правления. Президент Хилла Ли-манн и его правительство вступили в должность согласно Третьей республиканской конституции 1979 г. Для обеспечения эффективного управления государственными делами Конституция 1979 г. предусматривала децентрализацию механизмов государственного управления в регионах и округах.
Целью Конституции 1979 г. было создание эффективного местного правительства. Согласно предшествующим структурам местного самоуправления Конституция также сохраняла трехуровневую структуру, включающую региональные, районные советы и комитеты городов / деревень / районов. Положения Конституции были закреплены Законом о местном самоуправлении 1980 г. В соответствии с этим Законом регионы возглавлялись региональными министрами, назначаемыми президентом, а на уровне округов — клерками окружного совета, а также избираемыми председателями и заместителями председателя совета.
«Власть народу» стал популярным лозунгом во время революции 31 декабря 1981 г. Для проведения популистской политики новой формы «народной демократии», «демократии участия» или «власть народу» были созданы Комитет народной защиты и Комитет защиты трудящихся. Оба комитета использовались для стимулирования участия населения как в городских, так и в сельских районах Ганы, а также рабочих в управлении страны. Политика децентрализации в то время обосновывала популистское настроение против западных инвестиций девальвацией и либерализацией торговли, а также пропагандой самодостаточности через мобилизацию и участие населения. Однако позднее пришлось искать альтернативный путь к децентрализации и выполнению лозунга «власть народу». Это привело к запуску еще одной программы децентрализации в июле 1987 г. Второй программный документ по децентрализации, известный как «Голубая книга» из-за голубой обложки, был представлен как «важнейшие строительные блоки для построения истинной демократии».
Введение требования проведения заседаний ассамблеи на языке, отличном от официального — английского, имело целью исключить необходимость знания английского языка для участия местного населения в принятии решений. Это
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 06-2024
направление стремилось уменьшить влияние элиты на районные ассамблеи. Эти предложения были подвергнуты широкому национальному обсуждению, и в ноябре 1988 г. был издан Закон о местном самоуправлении, который стал известен как Закон 207 от 1988 г. Закон стал отправной точкой для современной системы местного самоуправления в Гане в соответствии с Четвертой республиканской конституцией 1992 г. [3, с. 77].
Закон 207 был принят под давлением международных инвесторов, которые выступали за «переосмысление государства» или минимизацию вмешательства правительства в политические, административные и финансовые аспекты государственного управления.
Также подчеркнем, что история децентрализации в Гане, начиная с колониального периода, характеризуется неоднократными и в большинстве случаев успешными попытками рецен-трализации власти вместо децентрализации власти и ресурсов на местном уровне.
Однако Е.Ю. Комлев в своей статье применяет понятие «координация» власти. В историческом контексте Республики Ганы этот термин в конституциях отсутствует. Но стоить отметить, что, являясь, несомненно, элементом централизации власти, применение координации в комплексном рас -смотрении с иными институтами местного самоуправления имеет и определенный потенциал для развития элементов децентрализации власти.
Подобный подход позволяет достичь должного баланса между государственными интересами и самостоятельностью местного самоуправления, направленной на удовлетворение прежде всего интересов местного населения. Являясь в большей степени централизующим элементом, координация содержит некоторый потенциал для децентрализации власти. Его реализация возможна посредством ограничения иных механизмов централизации, а также расширения собственных полномочии муниципальных образовании. В данном случае применяется подход, согласно которому местные органы осуществляют больше полномочии, но часть из них — в режиме координации [4, с. 652].
Е.Ю. Комлев считает, что в современных реалиях исследование международного опыта орга-
низации местного самоуправления весьма востребовано [2].
В разные исторические периоды это приводило к борьбе за власть между центральным правительством и представителями традиционной власти, часто маргинализуя вождей. Например, эпоха правления Нкрумы превратилась в «битву за контроль над сельскими районами». Это привело к запутанной системе политической ответственности местных органов власти, которые стали инструментом в руках различных правительств.
Модель колебания политики децентрализации, начиная с колониального периода и до наших дней, также проявляется в том, как партийная политика влияет на деятельность местных органов власти в зависимости от текущего политического режима, будь то военный или гражданский.
Список источников
1. Кеннетх Е.Н. Становление гражданского правления и переход к демократии в республике Гана // Вестник РУДН. 2013. № 4.
2. Комлев Е.Ю. Координация деятельности местных органов власти в России и Испании: сравнительно-правовое исследование // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2022. Т. 26. № 3. doi: 10.22363/2313-2337-2022-26-3-634-654
3. Косухин Н.Д. Политология развития африканских стран: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2009. 393 с.
4. Луконин Ю.В. История Ганы. Новое и новейшее время. М.: Наука, 1985.
References
1. Kenneth E.N. The formation of civil government and the transition to democracy in the Republic of Ghana // Bulletin of the RUDN. 2013. № 4.
2. Komlev E. Yu. Coordination of the activities of local authorities in Russia and Spain: comparative legal research // Bulletin of the RUDN. Ser.: Legal Sciences. 2022. vol. 26. No. 3. doi: 10.22363/23132337-2022-26-3-634-654
3. Kosukhin N.D. Political science of the development of African countries: Textbook. M.: RUDN, 2009. 393 p.
4. Lukonin Yu. V. History of Ghana. New and Modern times. Moscow: Nauka, 1985.
Информация об авторе
Иванов А.Д. — аспирант Юридического института РУДН
Статья поступила в редакцию 1 6.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.
Information about the author
Ivanov A.D. — postgraduate student of the RUDN Law Institute
The article was submitted 1 6.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024