Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
699
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РСФСР / КОНСТИТУЦИЯ СССР / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА / ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пушкаренко Анастасия Сергеевна

В данной статье рассматривается развитие конституционного права граждан на образование в России с 1918 года до сегодняшнего дня. Образование является важной и неотъемлемой частью жизни каждого человека, потому что именно оно влияет на развитие и становление личности. Государство нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому необходимо изучать допущенные ошибки в истории, чтобы усовершенствовать систему образования в современном мире. Проанализировав законодательство России после революционных событий, были выявлены изменения, которым подверглось с течением времени право на образование. Сейчас перед Российской Федерацией стоит одна из основных целей - это осуществление эффективной политики в области образования, так как оно является важным фактором развития общества и человека. Государство должно укреплять гарантии прав человека и гражданина на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO EDUCATION IN RUSSIA

This article examines the development of the constitutional right of citizens to education in Russia from 1918 to the present day. Education is an important and integral part of every person's life, because it affects the development and formation of personality. The state needs highly qualified personnel, so it is necessary to study the mistakes made in history in order to improve the education system in the modern world. Analyzing the legislation of Russia after the revolutionary events, the changes that the right to education has undergone over time were revealed. Now the Russian Federation faces one of the main goals - the implementation of an effective policy in the field of education, as it is an important factor in the development of society and man. The State should strengthen the guarantees of human and civil rights to education.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ»

История развития конституционного права на образование в России The history of the development of the constitutional right to education in Russia

Пушкаренко Анастасия Сергеевна

Студент 1 курса Юридический факультет

Южно-Российский институт управления- филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте Российской Федерации

Россия, г. Ростов-на-Дону paslion. nastya@ya. ru

Pushkarenko Anastasia Sergeevna

Student 1 tern Law Faculty

The South Russian Institute of Management is a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, Rostov-on-Don paslion. nastya@ya. ru

Научный руководитель Малиненко Эльвира Владимировна

доцент кафедры конституционного и муниципального права, к.ю.д., доц., Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ Россия, г. Ростов-на-Дону

Malinenko Elvira Vladimirovna

Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Candidate of Law, South Russian Institute of Management - Branch of the Russian Academy of National Economy and Public

Administration under the President of the Russian Federation

Russia, Rostov-on-Don

Аннотация.

В данной статье рассматривается развитие конституционного права граждан на образование в России с 1918 года до сегодняшнего дня. Образование является важной и неотъемлемой частью жизни каждого человека, потому что именно оно влияет на развитие и становление личности. Государство нуждается в высококвалифицированных кадрах, поэтому необходимо изучать допущенные ошибки в истории, чтобы усовершенствовать систему образования в современном мире. Проанализировав законодательство России после революционных событий, были выявлены изменения, которым подверглось с течением времени право на образование. Сейчас перед Российской Федерацией стоит одна из основных целей - это осуществление эффективной политики в области образования, так как оно является важным фактором развития общества и человека. Государство должно укреплять гарантии прав человека и гражданина на образование.

Annotation.

This article examines the development of the constitutional right of citizens to education in Russia from 1918 to the present day. Education is an important and integral part of every person's life, because it affects the development and formation of personality. The state needs highly qualified personnel, so it is necessary to study the mistakes made in history in order to improve the education system in the modern world. Analyzing the legislation of Russia after the revolutionary events, the changes that the right to education has undergone over time were revealed. Now the Russian Federation faces one of the main goals - the implementation of an effective policy in the field of education, as it is an important factor in the development of society and man. The State should strengthen the guarantees of human and civil rights to education.

Ключевые слова: Конституция РСФСР, Конституция СССР, конституционные права, право на образование.

Key words: Constitution of the RSFSR, Constitution of the USSR, constitutional rights, right to education.

Во 2 главе Конституции Российской Федерации содержатся права и свободы человека и гражданина. «Каждый человек имеет право на образование», - именно так провозглашено в 43 статье Конституции РФ. Это

право является одним из фундаментальный прав, которыми обладает человек и гражданин. Согласно п. 2 статьи 17 основные права, к которым относится и право на образование, принадлежат каждому человеку от рождения, и они неотчуждаемы.

Если проанализировать законодательство, то можно прийти к выводу, что закрепленного определения понятия «право на образования» не существует, поэтому оно носит дискуссионный характер. Легального определения нет как в Конституции РФ, так и в положениях Федерального закона №273 -ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012. Например, Т.В. Грачева считает, что данное понятие можно трактовать, как гарантированную государством и международным сообществом реальную возможность человека приобретать новые знания, а также пользоваться ими как в личных целях своего развития, так и в интересах государства. И эта расшифровка понятия является одной из самых встречающихся [1]. С.А. Авакьян раскрывает данное понятие как возможность человека обучаться в образовательном учреждение, где он будет получать как общие знания для расширения кругозора, так и специальные, которые будут ему необходимы для трудовой деятельности [2].

По нашему мнению, право на образование заключается в том, чтобы государство гарантировало возможность человеку приобретать знания, умения и навыки для своего профессионального и личностного роста, а также использовать полученные знания для развития государства. Образование очень важно в жизни каждого человека, потому что граждане получают необходимые знания для своего развития, а также это имеет огромное значение для государство, так как страна будет получать квалифицированных специалистов.

Такой институт как образование существует еще с первобытных времен, однако, закрепилось конституционное право на образование не так давно.

Первым законодательным актом, который закрепил норму о конституционном праве на образование конечно же является Конституция РСФСР, которую с уверенностью можно назвать Основным Законом того времени. Именно в 1918 году было закреплено право на образование на конституционном уровне. В этом же Основном Законе РСФСР в статье 17 говорилось о том, что государство в лице Российской Социалистической Федеративной Советской Республике обязано обеспечить всех граждан, независимо от класса и принадлежности образование, которое будет доступно в полном и всестороннем объеме, а самое главное будет на бесплатной основе.

Следует акцентировать внимание на том моменте, что в вышеописанной статье Основного Закона РСФСР государство ставит перед собой задачу «предоставить» и «обеспечить». Это в свою очередь показывает тот факт, что государство только поставило цель для дальнейшей реализации права. Всему народу оно не было гарантировано, право на образование доступно только «рабочим и беднейшим крестьянам». Значительная часть населения была безграмотная, особенно крестьяне. Именно по этой причине был издан в 1919 году Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Этот нормативно-правовой акт закреплял в себе нормы, которые были направлены на то, чтобы в полном объеме исключить неграмотность среди населения государства [4].

Положения в Конституции РСФСР 1925 года, которые затрагивали образование, остались прежними. Так, статья 8 декларировала, что РСФСР ставит перед собой задачу предоставить полное, всестороннее и бесплатное образование трудящимся. Здесь стоит отметить, что теперь данная статья закрепляла в себе новое понятие «трудящиеся». Данную формулировку стали использовать, чтобы исключить такие понятия, как рабочие и беднейшие крестьяне, чтобы не было разделения между людьми. Но даже здесь государство в целом так и оставило перед собой цель, которая была направлена на то, чтобы в полной мере обеспечить доступ к знаниям всего населения на бесплатной основе.

Далее, был издан следующий нормативно-правовой акт, который был направлен на то, чтобы всё

население имело возможность получить обязательное начальное образование. Этот законодательный акт был издан 22 апреля 1927 года Советом Народных Комиссаров и получил следующее название: Постановление «О порядке введения всеобщего обязательного начального обучения в РСФСР». Так, впервые было введено обязательное начальное образование, однако, только там, где для этого имелись необходимые условия.

Через 12 лет утверждается следующий Основной Закон СССР, а именно Конституция СССР. И даже здесь в статье 121 на законодательном уровне было отображено, что всё население имеет право на получение полного и всестороннего образования на бесплатной основе. Начальное образование для граждан становится всеобщеобязательным и бесплатным. В этой норме уже содержится такая формулировка как «граждане», то есть в Конституции СССР 1936 года образование предоставлялось всем гражданам, а не только трудящимся. Данный Основной Закон СССР в какой-то мере расширяет права граждан и всего населения. В качестве примера можно привести тот факт, что у граждан появляется возможность оформить и получить стипендию. А также возникает возможность получать образование на том языке, на котором ты вырос, то есть на родном языке. Это новшество, которое было введение Конституцией СССР 1936 года.

В 1937 году принимается Конституция РСФСР, право на образование в которой закреплено в 125 статье. Данная статья предоставляет те же права, что и статья 121 Конституции СССР. Необходимо подчеркнуть, что в 1940 году СНК СССР издает постановление, согласно которому вводилось платное обучение в 8-10-х классах средних учебных заведениях и в высших учебных заведениях, однако, потом данное постановление было отменено. А в 1943 году постановлением СНК вводилось раздельное обучение для мальчиков и девочек в общеобразовательной школе (отменено в 1954 г.).

В новой Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года провозглашается, что система образования совершенствуется и обеспечивает профессиональную подготовку граждан, а также служит развитию молодежи. А в 45 статье Конституции СССР и 43 статье Конституции РСФСР уже закреплено само право на всеобщее и бесплатное образование всех уровней. Норма содержит ряд дополнений, например, появляются льготы для учащихся, производится бесплатная выдача учебников, вводится заочное и вечернее образование, а также создаются условия для самообразования, что раннее в Конституциях не было упомянуто.

С 1980-х годов продолжается развитие образования. Издается Постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в котором намечен ряд общегосударственных мер для того, чтобы поднять работу советской школы на новый качественный уровень. Увеличивается продолжительность обучения в школе, теперь цель государства - это улучшить трудовое воспитание, однако, это система образования существовала недолго.

Итак, образование в РСФСР и СССР было неотъемлемым конституционным правом граждан. После распада СССР система образования подверглась реформированию. После 1992 года образование постепенно становится платным, то есть усиливаются различия в доступности разных уровней образования, а также в уровне его качества. В 1992 году издается закон «Об образовании» (в настоящий момент утратил силу), который также указывает на неотъемлемость права на образование, однако, теперь гарантируется бесплатность только дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Конституция Российской Федерации, которая принята в 1993 году с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования в 2020 году, указывает на то, что каждый имеет право на образование, государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, каждый может бесплатно получить высшее образование на конкурсной основе, основное общее образование обязательно. Также 29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон №273-ФЗ «Об

образовании», определяющий организационные основы образования и правила функционирования всей образовательной системы в Российской Федерации [5]. Ключевым принципом образования здесь является недопустимость дискриминации, то есть каждый человек имеет право получать образование на равных условиях. По этому закону Правительство РФ каждый год должно предоставлять Федеральному Собранию РФ доклад о реализации политики в сфере образования [3]. Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, а также устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

Сейчас гарантии реализации конституционного права на образование граждан четко закреплены на законодательном уровне, однако, на практике данное право не реализуется так, как это закреплено законодателем. Это говорит о том, что гарантии реализации права на образование в России необходимо серьезно изменять и улучшать, чтобы оно соответствовало реалиям [7].

На сегодняшний день в России остро стоит вопрос о повышении уровня образования граждан. Одной из причин низких показателей является его качество. Система образования в современной Российской Федерации строится на традиционной советской организации и структуре обучения, но мир не стоит на месте, поэтому данная сфера требует реформирования. Необходимо изменить подход к самому процессу обучения, чтобы каждый человек осознавал важность образования для своей жизни.

Таким образом, хочется еще раз подчеркнуть, что образование - это очень важный и необходимый процесс обучения, затрагивающий каждого гражданина нашей страны. Конституционное право на образование, которое впервые было закреплено в 1918 году, претерпевало ряд изменений. Формирование и дальнейшее развитие конституционного права на образование зависит от социально-экономического и политического развития страны. Со временем совершенствовалась система образования и его качество, появилось самообразование, а также государство финансово поддерживало обучающихся. Сейчас мы можем лишь проанализировать и оценить прошлые действия, которые были предприняты для развития образования, чтобы извлечь ошибки прошлых лет и повышать уровень и качество образования граждан в России в настоящее время. Перед государством стоит стратегическая задача, чтобы как можно эффективнее устранить проблемы в сфере образования и улучшить гарантии реализации права на образование, чтобы у граждан была возможность в полной мере использовать это неотъемлемое и фундаментальное конституционное право.

Список используемой литературы:

1. Е.В. Курицына Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие и содержание // Наука. Общество. Государство. - 2014

2. С.А. Авакьян Конституционное право России. - 5-е изд. - М: НОРМА: ИНФРА-М, 2014

3. Н.В. Вечканова Право на образование в Российской Федерации: Конституционный аспект // Теория и практика общественного развития. - 2017

4. Х.Р. Мадиев, Ш.Ш. Муцалов Становление и развитие конституционного права на образование в России // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2019

5. М.М. Кияткина Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2016

6. В.Е.Хазанова, Н.А.Воронина Право на культуру и образование в Российской Федерации // Криминологический журнал. - 2020

7. В.Д. Ушакова Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование // Вопросы Российской юстиции. - 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.