Научная статья на тему 'История развития и понятие корпоративной социальной ответственности'

История развития и понятие корпоративной социальной ответственности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4124
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / КОРПОРАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОРПОРАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна

Автор рассматривает новое понятие в Российском праве корпоративная социальная ответственность. Исследуется история появления и развития корпоративной социальной ответственности за рубежом и в Российской Федерации. Анализируются международные стандарты труда, ГОСТы Российской Федерации. В заключении автор дает понятие корпоративной социальной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гриднева Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF DEVELOPMENT AND CONCEPT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Author considers a new concept of Russian law corporate social responsibility. History of emergence and development of corporate social responsibility abroad and in the Russian Federation is investigated. The international standards of work, state standard specifications of the Russian Federation are analyzed. In the conclusion the author gives a concept of corporate social responsibility.

Текст научной работы на тему «История развития и понятие корпоративной социальной ответственности»

12.3. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПОНЯТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Гриднева Ольга Вячеславовна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российский государственный социальный университет. Подразделение: кафедра гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: Автор рассматривает новое понятие в Российском праве - корпоративная социальная ответственность. Исследуется история появления и развития корпоративной социальной ответственности за рубежом и в Российской Федерации. Анализируются международные стандарты труда, ГОСТы Российской Федерации. В заключении автор дает понятие корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, юридические лица, корпорации, социальная ответственность, бизнес, государственные корпорации.

HISTORY OF DEVELOPMENT AND CONCEPT OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Gridneva Olga Vyacheslavovna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: Russian state social University. Department: civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation: Author considers a new concept of Russian law - corporate social responsibility. History of emergence and development of corporate social responsibility abroad and in the Russian Federation is investigated. The international standards of work, state standard specifications of the Russian Federation are analyzed. In the conclusion the author gives a concept of corporate social responsibility.

Keywords: corporate social responsibility, legal entities, corporations, social responsibility, business, state corporations.

Сегодня тема корпоративной социальной ответственности, или сокращенно КСО, становится все более востребованной в деловом сообществе. О КСО говорят с самых высоких трибун, вопросам КСО посвящаются престижные международные форумы, о своей приверженности идеи КСО заявляет все большее число компаний. Но что на самом деле стоит за этим понятием? Чтобы ответить на этот вопрос, мы предлагаем совершить небольшой исторический экскурс.

«Многие ошибочно считают, что цель существования любой компании - делать деньги. Однако, несмотря на то что деньги - важный результат работы, мы пришли к выводу: группа людей становится тем, что мы называем компанией, чтобы получать возможность коллективно совершать то, что не под силу одиночкам, - внести вклад в жизнь общества» [8].

На протяжении последних десятилетий «проделан огромный путь бизнесом по осознанию своей ответственности за сохранение окружающей среды, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни местных сообществ, соблюдение прав человека, противодействие коррупции, а также за ряд других вопросов, важность которых признается обществом [1; 9]. В итоге корпоративная социальная ответственность постепенно стала новой философией биз-

неса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли, но также на достижение общественного блага и поддержание экологической стабильности» [12, с. 92].

К началу XXI века большинство крупных западных компаний сформировали собственные политики КСО [11; 15]. Финансовый сектор отреагировал на усиление роли КСО появлением практики ответственного финансирования. Ее особенностью является учет в процессе принятия решений о выделении финансирования не только экономической рентабельности, но также экологических и социальных факторов. Для оценки результативности компаний в области КСО и устойчивого развития были разработаны фондовые индексы, такие как Dow Jones Sustainability Index (DJSI) и FTSE4GOOD [2; 3].

Основными причинами, побуждающими компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности, являются: глобализация; размеры и влияние; механизмы государственного регулирования; конкуренция за персонал; гражданская активность; репутация и бренды компании [14].

В России развитие корпоративной социальной ответственности началось в последнее десятилетие. С тех пор число российских компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности, постоянно растет [7]. Это может быть объяснено активным продвижением российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизованным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков [5; 6].

Социальная миссия современного делового сообщества России заключается, прежде всего, в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным интересам акционеров и соответствует социальным целям общества, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека.

Необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается сегодня на самом высоком государственном уровне. При этом особо важная роль в этом процессе отводится госкорпорациям и компаниям с государственным участием [4; 10]. Так, в июне 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству Российской Федерации разработать предложения «о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению».

Единого определения понятия «корпоративная социальная ответственность» не существует [13]. Различные документы и авторы исследований определяют его по-разному. Так, например, на уровне Европейского союза центральной идеей корпоративной социальной ответственности признана ответственность предприятий за их воздействие на общество. В европейской трактовке одним из центральных элементов КСО считается соблюдение основополагающих международных стандартов труда, принятых МОТ - таких как свобода объединения, ликвидация принудительного и детского труда, отказ от дискриминации.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Гриднева О.В.

Однако наиболее широкую известность получило определение, данное этому понятию в международном стандарте ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности", разработанном в 2010 г. Международной организацией по стандартизации. С юридической точки зрения этот стандарт носит рекомендательный характер, соблюдать его необязательно. Однако в его разработке и обсуждении участвовали представители правительств, неправительственных организаций, потребительских групп и объединений работников из более чем 160 стран мира, что позволяет говорить о нем как о документе, обобщающем передовой международный опыт.

Россия сформулировала собственную трактовку корпоративной социальной ответственности два года спустя после выхода международного стандарта ISO, приняв на его основе ГОСТ Р ИСО 26000-2012.

Принятие этой трактовки в форме национального стандарта означает, что работодатели могут следовать ей добровольно. Большинство крупнейших российских компаний поступают именно так, не только улучшая положение работников, но и используя соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 26000-2012 как маркетинговый инструмент, формируя положительный образ своей компании у контрагентов, потребителей и потенциальных работников, а также повышая лояльность своего постоянного персонала.

Согласно п. 2.18 международного стандарта ISO 26000:2010 и ГОСТ Р ИСО 26000-2012 социальная ответственность - это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду, которая посредством прозрачного и этичного поведения: 1) вносит вклад в устойчивое развитие, включая общественное здоровье и благосостояние; 2) принимает во внимание ожидания заинтересованных лиц; 3) соответствует применимому праву и международным правилам поведения; 4) всесторонне встроена в организацию и применяется в ее деятельности в пределах ее сферы влияния.

Все использованные в этом определении понятия достаточно подробно разъяснены в стандарте ISO 26000:2010. Например, под окружающей средой понимается природное окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору и фауну, людей, космическое пространство и их взаимосвязь (п. 2.6 стандарта ISO 26000:2010), а под заинтересованными лицами - индивидуум или группа, имеющие интерес к любому решению или действию организации (п. 2.20 стандарта ISO 26000:2010) [12, с. 92]. Очерчивая содержание термина "основополагающие права человека в сфере труда" и входящих в него прав (право на свободу объединений и реальное признание права на коллективные переговоры, устранение всех форм принудительного и обязательного труда, реальное искоренение детского труда, устранение дискриминации в отношении найма и занятости), стандарт ISO 26000:2010 ссылается на трактовки, используемые в актах Международной организацией труда.

В п. 2.18 российского ГОСТ Р ИСО 26000-2012 социальная ответственность определяется как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: (1) содействует устойчивому развитию, (2) включает здоровье и благосостояние общества, (3) учитывает ожидания заинтересованных сторон, (4) соответствует применяемому законодательству и согласуется с международ-

ными нормами поведения и (5) интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях. В ГОСТе также поясняются все основные термины, использованные в этом определении. Например, окружающая среда описывается как "природное окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей, космическое пространство и их взаимосвязь".

В то же время некоторые положения ГОСТа весьма своеобразно пересказывают положения ISO 26000:2010. Так, при определении понятийного аппарата ГОСТа термин "заинтересованное лицо" (содержащийся в исходном тексте ISO 26000:2010) в ГОСТе заменен на термин "заинтересованная сторона", что с юридической точки зрения бессмысленно, т.к. ни в ISO 26000:2010, ни в ГОСТе не оговорены отношения, стороной которых могла бы являться подобная "сторона". Далеко от совершенства и раскрытие данного понятия. Описывая "заинтересованную сторону" как "лицо или группу, заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации", ГОСТ снова искажает юридический смысл определяемого понятия, используя термин "лицо" вместо термина "индивидуум" (указанного в исходном тексте ISO 26000:2010). Очевидно, что тем самым ГОСТ заменяет понятие "физическое лицо" (индивидуум) на "лицо" вообще (в т.ч. юридическое), чего в тексте международного стандарта не подразумевалось. И подобных примеров текст ГОСТа содержит, увы, немало. Эту особенность ГОСТ Р ИСО 26000-2012 следует принимать во внимание при подготовке документов для международных корпораций, а также при формировании нефинансовых отчетов, предназначенных для передачи международным организациям. В то же время документы, применение которых будет ограничено российской территорией, с формальной точки зрения вполне могут составляться лишь на базе ГОСТа.

Так или иначе, из приведенных выше определений КСО можно вывести представление об основной, центральной мысли данного понятия. Представляется, что эта мысль заключается в добровольном принятии предприятиями ответственности за свое воздействие на общество по трем взаимосвязанным направлениям - экономическому, экологическому и социальному.

Список литературы:

1. Бледный С.Н., Волкова М.А. История правопозна-ния: психологическая теория права Л.И. Петраржицко-го. Рос. Акад. Естеств. Наук, Отд-ние «Сослов. и нац. традиции», Моск. ин-т коммун. хоз-ва и стр-ва. Москва, 2004.

2. Волкова М.А. К вопросу о соотношении терминов «оценочная деятельность» и «деятельность по проведению оценки» // Бизнес в законе. №5. С.52.

3. Волкова М.А Имущественная ответственность исполнителей за нарушение договора на проведение оценки // Российская юстиция. 2015. № 6. С. 12-15.

4. Гриднева О.В. Право собственности некоммерческих организаций: общая характеристика // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2015. № 3.

5. Гриднева О.В. Генезис организационно-правовой формы: некоммерческая организация. Социально-политические науки. 2015. № 2. С. 60-66.

6. Гриднева О.В. Права и обязанности участников общества с ограниченной ответственностью. В сборнике: Актуальные вопросы юридических наук в современных условиях Сборник научных трудов по итогам

международной научно-практической конференции.

2016. С. 62-64.

7. Гриднева О.В., Незнамова А.А. Особенности правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей. В сборнике: Проблемы и перспективы современной юридической науки Сборник статей по итогам научно-практического семинара.

2017. С. 33-37.

8. Дэвид Паккард, основатель компании Hewllet-Раска^. Корпоративная социальная отвтественность. - Курск: РФЭИ // Режим доступа: https://studlance.ru/orders/4847/c36ed3c54cece93114e07 23Г52э42Ь5с^

9. Золотарева А.Е., Шиловская А.Л. Участие публично-правовых образований в обязательственных правоотношениях // Актуальные проблемы российского законодательства. 2016. № 13. С. 89-95.

10. Игумнова О.В. Генезис и развитие права собственности некоммерческих организаций (историко-правовой анализ) автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Москва, 2006.

11. Гриднева О.В., Ленковская Р.Р. Особенности ответственности общества с ограниченной ответственностью его органов управления. Актуальные проблемы Российского законодательства. 2016. № 15. С. 35-38.

12. Ледовских Н.П. Учебно-методическое пособие «Внедрение принципов корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом» для направления подготовки 08.02.00 «Менеджмент». Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. 2016. № 6 (85). С. 92.

13. Ленковская Р.Р. Гражданско-правовая ответственность сторон по договорам возмездного оказания правовых и юридических услуг // Актуальные проблемы российского законодательства. 2015. № 10. С. 5161.

14. Очнева Л.В., Чудаков Л.А., Шиловская А.Л. Повышение качества разработки высокотехнологичной продукции на основе многоуровневой стандартизации корпоративных социальных обязательств. Москва. 2012.

15. Степанова Н.А., Ленковская Р.Р., Гриднева О.В., Незнамова А.А., Лутовинова Н.В. Жестеров П.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Москва, 2017.

Итоговая оценка оригинальности: 74,7%

Рецензия

На статью Гридневой О.В. на тему: «История развития и понятие корпоративной социальной ответственности»

Рецензируемая статья посвящена актуальной теме, в связи с появлением нового термина в Российском праве как, корпоративная социальная ответственность. Современную экономику отличает значительное усиление конкуренции на рынках, активное влияние государственного регулирования на национальное хозяйство, многостороннее влияние международных экономических организаций и программ на бизнес. Выработка различных регулятивных требований к предпринимательству достигает сегодня своего пика. Программы устойчивого развития социальных и экологических сфер в мировой экономике предъявляют к бизнесу все более высокий уровень обязательств. Одновременно с этим никто не отменял требований к предпринимателям как организаторам производства, направленного на оптимальное объединение ресурсов для производства материальных благ и услуг.

Усложнение условий ведения бизнеса приводит предпринимателей к необходимости поиска и созданию новых технологий управления и способов повышения привлекательности деятельности бизнеса в глазах потребителей и формирования делового имиджа предпринимательских структур на рынках. Современные управленческие технологии отличает всесторонний характер учета требований регуляторов рынка при умении оптимально сочетать ресурсы для выполнения своих главных функций в рыночной экономике: производство и распределение экономических благ.

Автор статьи анализирует понятие корпоративной социальной ответственности, исследует историю развития корпоративной социальной ответственности, рассматривает различные точки зрения по этой проблеме. Недостаточность научно-методологического обеспечения процессов управления в данной сфере и востребованность повышения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур на внутренних и внешних рынках определяют актуальность темы исследования.

Автор определил КСО как «обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятие компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация», данный вывод является вполне обоснованным и аргументированным.

В целом статья Гридневой О.В. отражает современные подходы к предпринимательской деятельности.

Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась.

Рецензент: кандидат юридических наук, доцент Е.Н.Лоторев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.