Современные модели
корпоративной социальной ответственности:
с с с
мировой и российский опыт
МАКАРОВА ИРИНА КАМИЛЬЕВНА
заведующий кафедрой менеджмента, проректор Института международного права и экономики (ИМПЭ) имени А.С. Грибоедова, доктор экономических наук, профессор
Аннотация: В статье рассмотрена корпоративная социальная ответственность как ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; учитывает ожидания заинтересованных сторон; соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения. Рассмотрен документ Международного Комитета по корпоративной социальной ответственности «Социальная ответственность организации. Требования. Международный стандарт Ю CSR 26000. 2011».
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, международные стандарты социальной ответственности
Current models of corporate social responsibility: the global and Russian experience IRINA MAKAROVA KAMILEVNA
Doctor of Economics, Professor, Head. Department of Management, Vice-rector for educational work Institute of international law and economy (IMPE) named AS. Griboedov
Abstract: The article deals with corporate social responsibility as the organization responsible for the impacts of its decisions and activities on society and the environment through transparent and ethical behavior that contributes to sustainable development, including health and the welfare of society; It takes into account the expectations of stakeholders; comply with the applicable legislation and consistent with international norms of behavior. Having examined documents of the International Committee on Corporate Social Responsibility «Social responsibility of the organization. Requirements. The international standard IC CSR 26000. in 2011.
Key words: corporate social responsibility, international standards of social responsibility
Корпоративная социальная ответственность — новая философия бизнеса
В течение нескольких последних десятилетий корпоративная социальная ответственность становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли, но также на достижение общественного блага, поддержание экологической стабильности, решение социально-экономических проблем, повышение качества жизни местных сообществ, соблюдение прав человека, противодействие коррупции.
Международный Комитет по корпоративной социальной ответственности разработал документ «Социальная ответственность организации. Требования. Международный стандарт 1С СЭР 26000. 2011»1.
Согласно этому международному стандарту требования к деятельности организации в области социальной ответственности включают восемь модулей: социальные права персонала, социальные гарантии персонала, качество продукции, услуг и работ, удовлетворение интересов потребителей, охрана окружающей среды, экономное расходование ресурсов, поддержка местного сообщества, менеджмент социальной ответственности.
В последние годы все большее значение приобретают требования мирового сообщества и практически всех государств к социальной стороне деятельности организаций. Это в равной мере относится к организациям всех типов, размеров и форм собственности независимо от их географического размещения, сферы деятельности, культурных и национальных традиций2.
Возникло и прочно утвердилось понятие о социальной ответственности организаций, которая в общем случае включает производство продукции и оказание услуг надлежащего качества, удовлетворение интересов потребителей, соблю-
дение прав персонала на труд, выполнение требований к безопасности и гигиене труда, к промышленной безопасности и охране окружающей среды, ресурсосбережению, участие в социальных мероприятиях и поддержке инициатив местного сообщества, добросовестное ведение бизнеса. Многие организации стремятся представить органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации документальные свидетельства своего ответственного отношения к социальной стороне собственной деятельности.
Однако это не соответствует современному широкому пониманию социальной ответственности организаций как комплексу политико-экономических, социально-управленческих, конкурентно-ориентированных и организационно-инновационных подходов к системе организации труда, занятости, качества жизни человека.
Основными причинами, побуждающими компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности, являются:
• глобализация и связанное с ней обострение конкуренции;
• растущие размеры и влияние компаний;
• усиление механизмов государственного регулирования;
• «война за талант», т.е. конкуренция компаний за персонал; рост гражданской активности;
• возрастающая роль нематериальных активов (репутаций и брендов).
По данным американской аналитической организации Conference Board, у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестированный капитал на 9,8% выше, чем у игнорирующих ее конкурентов, доход с активов больше на 3,55%, а прибыль - на
1 Международный Комитет по корпоративной социальной ответственности разработал документ «Социальная ответственность организации. Требования. Международный стандарт 1С СБР 26000 : 2011» / http://www.amu.kz/smkso/files/ standartSO_IC%20CSR_26000.pdf
2 Международный стандарт «Социальная ответственность организации. Требования» / http://trud22.ru/partner/socotvrab/ met_mat/standart/
63,5%. Одновременно с этим эксперты пришли к выводу, что корпоративная безответственность с высокой вероятностью может нанести ущерб экономической результативности.
Прежде всего, необходимо уточнить понятие «корпоративная социальная ответственность», так как в настоящее время не существует единого общепризнанного определения. Однако после выхода в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» большинство экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дает именно этот стандарт, является на сегодня наиболее точным и полным3.
Социальная ответственность - это ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
• содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
• учитывает ожидания заинтересованных сторон;
• соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения.
Стандарт может применяться любой организацией, которая имеет намерение:
• сформулировать свою политику и цели в области социальной ответственности и разработать на ее основе программу действий;
• самостоятельно (через внутренние проверки) подтвердить соответствие своей деятельности международному стандарту корпоративной социальной ответственности;
• заявить о присоединении к стандарту и о соблюдении его всем заинтересованным сторонам - партнерам по бизнесу, органам власти, контрольным и надзорным органам, общественности и средствам массовой информации;
• продемонстрировать соответствие стандарту путем декларирования или сертификации.
3 Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р 2010 г. http://spbtpp.ru/wp-content/uploads/2015/11/law_na
Мировая практика подтверждает, что продуманная и эффективно работающая система корпоративной социальной ответственности (КСО) позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность, но и способствует повышению результативности и устойчивости бизнеса. Наиболее ощутимый эффект внедрение КСО оказывает на рост нематериальных активов, усиление репутации и бренда. По данным консалтингового агентства «Эрнст и Янг», от 30 до 50% успеха компании - ее деловая репутация. В рыночной стоимости компаний стоимость репутации составляет в среднем 20-25%, иногда достигая и 85%.
В России также постепенно растет число компаний, внедряющих в свою деятельность принципы социальной ответственности. Это может быть объяснено активным продвижением российского бизнеса на международные рынки, а также стремлением компаний сделать свой бизнес более цивилизованным, упрочить репутацию в глазах заинтересованных сторон, снизить уровень нефинансовых рисков.
По инициативе и при непосредственном участии Российского союза промышленников и предпринимателей еще в 2004 г. выработана и принята деловым сообществом консолидированная позиция в отношении корпоративной ответственности и роли бизнеса в общественном развитии. Эта позиция зафиксирована в Социальной хартии российского бизнеса - своде принципов ответственной деловой практики, которые отвечают задачам устойчивого развития и могут служить основой формирования корпоративных стратегий для каждой организации. Хартия разрабатывалась с учетом международных документов в сфере прав человека, труда, окружающей среды, выработанных Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда, Советом Европы.
ИСО 26000. Руководство по социальной ответственности.
tional_standart.pdf
Социальная хартия российского бизнеса сохраняет преемственность с первоначальным текстом, более подробно раскрывает принципы ответственного ведения бизнеса, отражает сложившиеся в мировой и отечественной практике современные подходы к пониманию корпоративной ответственности, подтверждает намерение добровольно следовать этим принципам, интегрировать их в процессы принятия управленческих решений. Изложенные в Хартии основные принципы охватывают такие сферы, как эконо-
мическая и финансовая устойчивость, качество продукции и взаимоотношения с потребителями, деловая этика и взаимоотношения с партнерами, взаимоотношения с работниками и соблюдение прав человека, экологическая безопасность, участие в развитии местного сообщества. Тем самым очерчиваются границы социальной ответственности бизнеса и лежащих на нем обязательств, что позволяет каждой компании определить свою социальную роль, сформулировать свои собственные цели и задачи.
Внедрение принципов корпоративной социальной ответственности в деятельности российских компаний
Необходимость повышения социальной ответственности бизнеса отмечается сегодня на самом высоком государственном уровне. При этом особо важная роль в этом процессе отводится государственным корпорациям и компаниям с государственным участием. В июне 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев поручил Правительству РФ разработать предложения «о порядке применения добровольных механизмов экологической ответственности в компаниях с государственным участием, а также об обязательной регулярной публикации государственными корпорациями, доля участия государства в которых составляет 100%, нефинансовых отчетов об устойчивости развития, подлежащих независимой проверке или заверению». Сегодня среди российских компаний, провозгласивших принципы ответственной деловой практики осно-
вой своих бизнес-стратегий, такие как ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Татнефть», «Трансаэро», РЖД, «РОСБАНК», «Газпромбанк», «Балтика», «Российские коммунальные системы» и многие другие.
Очевидно, что корпоративная социальная ответственность в России находится пока в начальной стадии своего становления. В качестве положительного примера можно привести одну из крупнейших российских телекоммуникационных компаний ПАО «МТС», которая рассматривает КСО как ответственность за воздействие своих решений и действий на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение.
Такое поведение компании: 1) содействует устойчивому развитию, укреплению здоровья и повышению благосостояния общества; 2) учитывает ожидания заинтересованных сторон; 3) интегрировано в деятельность компании и реализуется ею на практике; 4) соответствует законодательству и согласуется с международными нормами поведения; 5) способствует повышению прозрачности Компании и совершенствованию системы управления.
Одна из целей МТС - интеграция корпоративной социальной ответственности во все аспекты деятельности компании. Ответственность компании как оператора связи, в частности, заключа-
ется в том, чтобы обеспечивать высокий уровень качества предоставляемых услуг за справедливую цену, расширять зону покрытия и емкость сети и развивать новые доступные и социально значимые телекоммуникационные технологии. Принимая эту ответственность, МТС реализует конкретные социальные инициативы. Одна из них - разработка и предоставление социально ориентированных тарифов, учитывающих непосредственные запросы отдельных слабо защищенных в социальном плане групп. Помимо этого компания постоянно работает над качеством оказываемых услуг связи и уровнем обслуживания абонентов, внедрением программ лояльности и новых, более привлекательных тарифных планов для услуг как мобильной, так и фиксированной связи, а также для доступа в Интернет и платного телевидения.
Ведущий российский банк - Сбербанк России также заявляет о своей особой социальной роли, что подчеркнуто в его годовом отчете о КСО за 2015 г.: «Для нас корпоративная социальная ответственность - это подход, на основании которого мы выстраиваем взаимоотношения с заинтересованными сторонами.
Сбербанк стремится вести свой бизнес так, чтобы все, с кем Сбербанк взаимодействует, оказались в выигрыше: 1) клиенты получили доступные и качественные банковские услуги, с помощью которых смогли реализовать свои планы и повысить уровень жизни; 2) сотрудники - компанию, в которой им хочется работать и развивать свой потенциал; 3) акционеры - долгосрочный, устойчивый и доходный объект для инвестиций; 4) общество в целом - возможности для развития и для повышения качества жизни.
Сейчас в Сбербанке идут масштабные процессы трансформации, в ходе которых мы меняемся, чтобы отвечать вызовам внешней среды. Мы стремимся стать зрелой организацией, обладающей высокой степенью технологической, организационной и управленческой готовности решать задачи любого масштаба и сложности. Мы хотим,
чтобы КСО стала одним из важных ценностных элементов новой культуры Сбербанка, которая создаст благоприятные условия для объединения бизнеса и общества, и будет способствовать достижению общих положительных результатов».
Сбербанк занимает первые строки в ряде рейтингов российской банковской системы и во многом задает тренды российского финансового сектора. Проанализировав отчет о КСО Сбербанка, можно сделать вывод, что эта тема активно развивается и имеет огромное значение для компании. Об этом говорят ежегодное увеличение ресурсов, направляемых Сбербанком на КСО, и все более серьезный подход к формированию отчетности.
Но не секрет, что для некоторых отечественных компаний реализация концепции социальной ответственности - это скорее вынужденная мера, рассчитанная на западных инвесторов, чем осознанное желание руководства компаний. До сих пор вопросы профессионализма и деловой репутации чаще всего находятся на втором плане отечественного менеджмента. Несоблюдение принципов прозрачности и открытости деятельности снижает деловую репутацию российских компаний и на практике подрывает доверие инвесторов, без которого невозможно сохранить и привлечь инвестиции для реализации огромного российского потенциала.
Способы повышения прозрачности компании для инвесторов известны - это переход на международные стандарты отчетности по МСФО, GAAP, IAS или отчеты 20F. Другой способ повы-
сить прозрачность компании в отдельных случаях - получить рейтинг международного рейтингового агентства, поскольку для продвижения на западный рынок финансовых инструментов - акций и облигаций - компании необходимо получить кредитный рейтинг. А это возможно, только когда финансовая отчетность компании понятна инвесторам.
Действенным средством формирования прозрачности корпоративной структуры может стать разработка корпоративного кодекса компании. Практика подобных корпоративных норм широко применяется на Западе и является там неотъемлемой частью условий ведения бизнеса. В любом случае корпоративные кодексы делают компанию более открытой и понятной для инвесторов и персонала, других заинтересованных лиц.
Но фундаментальным принципом КСО является неукоснительное соблюдение законодательства, поэтому первое, что должна сделать компания, стремящаяся к социальной ответствен-
ности, - это проанализировать свою деятельность и привести ее в полное соответствие с буквой закона.
Формирование системы КСО - это сложный многоступенчатый процесс, который, безусловно, занимает продолжительный период времени и требует от менеджмента российских компаний целенаправленных усилий. Реализация социальной ответственности возможна, лишь когда она не просто декларируется, а внедряется в деятельность компании на системной основе, инте-грируясь во все бизнес-процессы, обеспечивается организационным механизмом управления и ресурсами.
Таким образом, корпоративная социальная ответственность - это обязательство бизнеса осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, выполнения которого требуют закон и экономическая ситуация. Следование принципам социальной ответственности способствует более эффективному достижению компаниями их стратегических целей, так как позволяет осуществлять долгосрочные инвестиции в создание благоприятного социального окружения, повышение качества жизни основных заинтересованных сторон компаний, к которым относятся сотрудники, акционеры, инвесторы, органы государственной власти, клиенты, деловые партнеры, профессиональные сообщества, общество в целом и т.д.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Международный Комитет по корпоративной социальной ответственности. Социальная ответственность организации. Требования. Международный стандарт 1С СБЯ 26000 : 2011 / http://www.amu.kz/ 8тк8оА11ез^ап<1аП80_!С%20С8Р_26000.р<^
2. Международный стандарт «Социальная ответственность организации. Требования» / 1Шр:/Ап^22. ru/partner/socotvrab/met_mat/standart/
3. Национальный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 26000. Руководство по социальной ответственности. 2010 г. / http://spbtpp.ru/wp-content/uploads/2015/11/law_national_standart.pdf