ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГАЗОВЫХ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПЛИТ В
ХХ ВЕКЕ Абдусалямова Ш.К.
Абдусалямова Шохида Камилжановна - ассистент, кафедра промышленного дизайна, Ташкентский государственный технический университет им. Ислама Каримова, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение данной темы является актуальным, имеет научную новизну, а создание разработок бытовых систем в кухонной промышленности имеет практическую значимость.
Ключевые слова: четыре конфорки, электрическая плита, модные плиты, газовые плиты.
К началу XX века была создана оптимальная модель на четыре конфорки. Теперь плиты делали из стали, покрывали элегантной белой эмалью и топили главным образом углем.
Рис. 1. Оптимальная модель на 4 конфорки
В 1908 году нанятые им инженеры изготовили первую полноценную электрическую плиту. Она представляла собой тумбочку с металлической панелью, на которой были укреплены четыре конфорки на ножках, которые нагревались током, -на них ставилась посуда. Плита нагревалась едва ли не полчаса и стоила недешево, но купить ее захотели многие. В 1913 году ее рекламировали и в Петербурге под названием «Электрический отапливаемый очаг».
Так как в домах электричество стало нормой только в конце 1920-х годов, электрическая плита была менее популярна по сравнению с газовой. В США к тому времени на первое место вырвались газовые плиты - этот вид топлива был дешев и общедоступен. Стали модными плиты «комби», которые можно было топить как углем, так и газом или дровами.
На послевоенный период пришелся настоящий бум развития домашних плит. Для их производства переоборудовались заводы, выпускавшие сельскохозяйственную и военную технику. Типичный пример - основанный в 1921 году немецкий тракторный завод Koch-Bergfels, на котором стали производить плиты.
В 1922 году нобелевский лауреат из Швеции Нильс Дален разработал экономичную газовую плиту «Ага», ставшую популярной в Германии и других странах. Семь лет спустя на кухнях Америки работало 14 миллионов газовых плит, 7 миллионов угольных и только миллион - электрических.
Газовая плита «Ага», 1922 год
Газовые плиты впервые появились в СССР в начале 30-х годов, в основном после 1932 г. в домах новой постройки, прежде всего в Москве, в самом центре — в районе Арбата, Кропоткинской набережной и Остоженки. Они сразу же завоевали любовь всех, кому приходилось готовить пищу. Между тем газовые плиты, в принципе, не были новостью в Западной Европе.
В Англии в 1936 году заработал первый завод по изготовлению газовых плит. До начала XX века такие плиты были редкостью в домах. Выпускались они в небольших количествах и были довольно дорогими, их могли себе позволить только зажиточные люди.
В 30-е годы статистика показывает, что газовых плит использовалось 14 миллионов, 1 миллион электроплит и 7 миллионов топившихся углем печей. Объяснить это можно тем, что газ был значительно дороже угля, да и люди привыкли к своим печам. Однако прогресс не стоит на месте и газовые плиты все равно вытеснили обычные печи. От газовых плит не было столько грязи, как от печи, они более удобны в пользовании, когда поверхность стали делать эмалированной, она стала легче и в чистке. Но конкурентная борьба между электрической и газовой плитой продолжается и сейчас. При покупке плиты каждый покупатель задумывается, какую же выбрать плиту - газовую или электрическую. В дальнейших работах мы будем говорить о разных типах плит и разберем все минусы и плюсы электрических и газовых плит.
Список литературы
1. История философии: Энциклопедия /под ред. А. Грицанова. Минск, 2002.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
3. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001.
4. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
5. Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1966. Т. 5.
6. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005.
7. Подорога В. Чистое движение марионетки (взгляд философа-человека). М., 1994.
8. Подорога В. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии культуры. М., 2006. Т. 1.
ВЛИЯНИЕ АВАНГАРДА НА СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЖИВОПИСИ Куркина П.С.
Куркина Полина Сергеевна - студент магистратуры, направление: изящные искусства, кафедра станковой живописи, художественный факультет, Луганская академия культуры и искусств им. Михаила Матусовского, г. Луганск, Украина
Аннотация: в данной статье определены характерные черты современной художественной картины, а также проанализированы предпосылки ее модификации под влиянием авангардных веяний.
Ключевые слова: авангард, классическое и современное искусство, выразительность, модерн, модернизм, авангардисты, этюды, «Бубновый валет», живописцы, радикальный авангард, трансформация, кубизм, сюрреализм, импрессионизм, форма, цвет, тон, пятно, композиция, фотореализм, поп-арт, абстракция, абстрактный экспрессионизм, минимализм.
На рубеже 19-го и 20-го веков в мировом искусстве появился ряд новых течений, который не так давно назван искусствоведами «авангард», и который сегодня является опорой для решения современных художественных задач и послуживший отчасти «точкой отправления» для возникновения новых ответвлений в истории современного искусства. Авангард возник по той причине, что был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Отказ от условностей классической живописи, создание новых конфигураций и нахождение нестандартных решений - вот какую проблему решали художники-авангардисты.
В современном мире проблематика развития жанровой живописи остается практически та же: на фоне исторического художественного опыта прошлого становится все труднее найти принципиально новые решения для художественной картины современности. Споры двух противоборствующих сил искусства -классического и современного - обречены на цикличность, а потому тема трансформации художественной картины сегодня снова актуальна. Однако если обратиться к истории искусств, то можно заметить, что попытка художников отбросить традиционный подход к жанровой картине и трансформировать ее в непосредственно новом свете под данный социальный период - само по себе уже давно не является чем-то новым. И в таком случае термин «авангардизм» можно применять как объяснение определенного этапа культурных трансформаций,