Список литературы
1. История философии: Энциклопедия /под ред. А. Грицанова. Минск, 2002.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. М., 1989.
3. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 2001.
4. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
5. Кант И. Сочинения. В 6 т. М., 1966. Т. 5.
6. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 2005.
7. Подорога В. Чистое движение марионетки (взгляд философа-человека). М., 1994.
8. Подорога В. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии культуры. М., 2006. Т. 1.
ВЛИЯНИЕ АВАНГАРДА НА СОВРЕМЕННЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ЖИВОПИСИ Куркина П.С.
Куркина Полина Сергеевна - студент магистратуры, направление: изящные искусства, кафедра станковой живописи, художественный факультет, Луганская академия культуры и искусств им. Михаила Матусовского, г. Луганск, Украина
Аннотация: в данной статье определены характерные черты современной художественной картины, а также проанализированы предпосылки ее модификации под влиянием авангардных веяний.
Ключевые слова: авангард, классическое и современное искусство, выразительность, модерн, модернизм, авангардисты, этюды, «Бубновый валет», живописцы, радикальный авангард, трансформация, кубизм, сюрреализм, импрессионизм, форма, цвет, тон, пятно, композиция, фотореализм, поп-арт, абстракция, абстрактный экспрессионизм, минимализм.
На рубеже 19-го и 20-го веков в мировом искусстве появился ряд новых течений, который не так давно назван искусствоведами «авангард», и который сегодня является опорой для решения современных художественных задач и послуживший отчасти «точкой отправления» для возникновения новых ответвлений в истории современного искусства. Авангард возник по той причине, что был тесно связан с модерном и модернизмом, в рамках которых зародилось начало пересмотра классических традиций. Отказ от условностей классической живописи, создание новых конфигураций и нахождение нестандартных решений - вот какую проблему решали художники-авангардисты.
В современном мире проблематика развития жанровой живописи остается практически та же: на фоне исторического художественного опыта прошлого становится все труднее найти принципиально новые решения для художественной картины современности. Споры двух противоборствующих сил искусства -классического и современного - обречены на цикличность, а потому тема трансформации художественной картины сегодня снова актуальна. Однако если обратиться к истории искусств, то можно заметить, что попытка художников отбросить традиционный подход к жанровой картине и трансформировать ее в непосредственно новом свете под данный социальный период - само по себе уже давно не является чем-то новым. И в таком случае термин «авангардизм» можно применять как объяснение определенного этапа культурных трансформаций,
встречающихся в разных эпохах и характеризующихся борьбой с традиционным подходом к современным реалиям.
На тему данной проблемы Б. Гройс в своей книге «Комментарии к искусству» рассуждает: «Невозможность нового давно уже стала едва ли не самоочевидным диагнозом, когда речь заходит об искусстве наших дней. Однако невозможность нового в искусстве означает невозможность дальнейшего продуцирования искусства вообще. Искусство по своей сути является созданием видимости: художественное произведение создается затем, чтобы быть видимым. А художественное произведение в нашей цивилизации, где искусство систематически собирается, хранится, выставляется и репродуцируется, всегда воспринимается на фоне традиции, то есть уже существующего искусства. Произведение искусства, которое не является новым и, следовательно, не выделяется на этом фоне как чуждое и инородное, - такое произведение визуально сливается с художественно-историческим фоном, мы не можем его от этого фона отличить: оно теряется из виду». Следовательно, можно сделать вывод, что «авангард» - это попытка авангардистских художников найти принципиально новый концепт в жанровой живописи. И попытка эта вылилась в целое направление течений в искусстве, а поиски принципиально нового являются актуальными и сейчас.
Александр Бенуа, художник и искусствовед, организатор общества «Мир Искусства» в своей статье, посвященной открытию выставки Союза русских художников в 1910 году и носившей весьма интересное для того времени название «Бубновый валет», особо выделил нескольких художников, творивших в Москве, во главе с Михаилом Ларионовым, назвав их искусство авангардным (среди художников, работавших с Ларионовым, был и Пётр Кончаловский, вышеупомянутый в данной статье). Бенуа считал, что в отрицании общепринятых классических догм в живописи эта группа художников была «слишком вызывающей». Однако термин «авангард» утвердился еще не скоро: творческие объединения художников никак его не употребляли - а значит, не использовали его и критики.
Художники-авангардисты настолько перевернули мир искусства начала 20-го века своими творческими экспериментами, что это стало «ударом» для тех художников, чьей манере письма был более свойственен жанр реалистической живописи. «Многие даровитые живописцы стыдились своих реалистических «замашек», пряча от посторонних глаз простые, здоровые этюды и выставляя только опыты кубических деформаций натуры, газетных этикетных наклеек и тому подобный вздор», - пишет об этом периоде Бенуа.
На протяжении всей истории современного искусства - включая эпоху радикального авангарда - именно сильнейшие художники работали в направлении авангарда, такие как: Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Казимир Малевич, нашумевший одной из самых обсуждаемых до нашего времени работой «Чёрный квадрат», а также Эдвард Мунк, с одной из известнейших работ «Крик», Пабло Пикассо, прославившийся как представитель кубизма, Сальвадор Дали -известнейший представитель сюрреализма в направлении авангард, Поль Сезанн, больше известный как импрессионист, но также практикующий в то время авангардист; Василий Кандинский, известный не только своими авангардными практическими работами, но и теоретическими трудами на данную тематику, такими как «Точка и линия на плоскости» или же «О духовном в искусстве». Эти художники искали принципиально новый подход к современной жанровой картине и, во многом, именно группа художников данного направления положила начало свободе художественного замысла в жанровой картине сегодня.
Данный период творчества непосредственно русских художников рассматривал Г.Г. Поспелов в книге «Бубновый валет». Автор обратил внимание на внесших большой вклад в русское искусство 1910-х годов и влияние на дальнейшее формирование искусства авангарда конкретно таких живописцев как М. Ларионов, Н.
69
Гончарова, В. Бурлюк, В. Кандинский, П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, Р. Фальк и другие. Группа этих художников пыталась посредством минимума изобразительных средств добиться максимума выразительности в своих работах. С помощью примитивизма, цветового пятна и его ритма, с помощью формальной композиции художники того времени смогли показать и доказать, что искусство можно рассматривать не только со стороны копирования действительности.
Бытует мнение, что ряд авангардных направлений - это упадок в истории изобразительного искусства, а художники, привнесшие это направление в мир -всего лишь пытались скрыть свое творческое неумение. На самом же деле можно сказать, что авангард - это своего рода взлет в истории искусства, а большинство художников, положивших зачаток этому ряду направлений, вполне себе состоятельные мастера кисти в классических направлениях живописи. Можно сказать, что авангардное направление - это своеобразный протест художников против устаревших канонов классической школы живописи, который помог выработать категорически новый подход к современному изобразительному искусству и позволил увидеть искусство с другой стороны, как художнику, так и зрителю. И этот подход во многом актуален и сейчас.
Авангардисты протестовали не только для того, чтобы отстоять свою безграничную творческую свободу сегодня. Хочется обратить внимание на еще один немаловажный аспект: одна из основных задач живописцев состояла в том, чтобы найти композиционное решение не только с помощью формы и тона, но и с помощью цвета, так как цвет играет, если не первостепенную, то однозначно очень важную роль в композиции. Придается большое значение ритмике линий и пятен, живописной плоскости. Так Г. Поспелов в своей книге «Бубновый валет» пишет: «Наиболее очевидно заострение новых, собственно живописных, пространства и времени в картине давало себя знать в пределах тех художественных течений, которые отталкивались от Гогена и его последователей. Такие картины акцентировали не столько изображенное пространство мотива, сколько свою собственную живописную плоскость, равно как и ту пространственную среду, в которую эта плоскость должна вписаться. С другой стороны, движение изображенных фигур и предметов на полотнах Гогена как бы все более замирало, а рядом росло значение ритмического движения линий и пятен на по-новому осознанной плоскости картины. Другое направление в постимпрессионизме, представленное, прежде всего, Сезанном, давало тем же тенденциям новую интерпретацию. На место акцентированной плоскости вставала здесь скорее станковая поверхность картины, уже не вписывающаяся в пространство интерьера. В пределах этой же поверхности ритмическое движение пятен и линий претворялось в процессы последовательной кладки мазков, демонстрирующей самый «ход» живописного созидания. Если обратиться к русскому искусству, то признаки намеченных размежеваний можно обнаружить у Врубеля и Мусатова, с одной стороны, и у мастеров «Союза русских художников» - с другой. В то время как Мусатов и Врубель тяготели к «живописной плоскости», к обобщению на ней формы и цвета, живописцы «Союза» культивировали станковую «живописную поверхность» в нашем смысле этого понятия - с разворачивающимся на ней процессом работы кисти. Если искусство Мусатова (в его поздний период) требовала стены, интерьера, то у мастеров «Союза» оно вполне удовлетворялось традиционным станковым холстом или даже небольшим этюдом с натуры».
Представители новейших художественных течений еще более заострили такие размежевания, особенно наглядные в отношении ко времени. И вместе с тем ясно, что намеченные выше размежевания не имеют абсолютного значения. У ряда европейских, в том числе и русских, живописцев приемы, всходящие к разным течениям живописного развития, сосуществуют или сближаются, что создает неисчерпаемое богатство индивидуальных выражений. Сегодня соединение различных приемов, принадлежащих, казалось бы, разным руслам европейского
70
живописного процесса, налагает печать на ее интерес к различным учителям и предшественникам, в частности к авангардистам 20-го века. Их подход во многом получил свое развитие в современной живописи, особенно в таком новом направлении, как минимализм, где основная черта - простота пятна и цвета изображаемого, лаконичность в своем визуализированном мнении, но можно сказать, что о минимализме нам известно уже не один век, так как в восточной живописи (Китай, Япония) он распространен довольно давно. Также такой подход актуален в таком направлении как абстракционизм. Можно сказать, что знаменитый «Черный квадрат» Малевича - толчок к распространению и увлечению абстракционизмом сегодня. Так же, как одно из ответвлений это - абстрактный экспрессионизм, это техника изображения на холсте в быстром темпе, с помощью больших кистей и размашистых движений, капая красками на холст. Сегодня популярен и поп-арт, появившийся на заре авангарда, одними из прародителей которого являлись Пабло Пикассо, Марсель Дюшан и Энди Уорхол. Так же за последние годы очень вписался в популяризацию фотореализм, или гиперреализм, что можно назвать стремлением или возвращением к реалистической живописи, подтверждающий факт борьбы классического и современного. И, хотя на выставках современного искусства живопись выставлена весьма разнообразно, в таком большом потоке стилевых ответвлений вопрос поиска принципиально нового подхода к жанровой живописи будет еще более ярко освещен и сегодня и в будущем.
Музейные собрания и вообще вся масса заархивированного и доступного нам сегодня искусства образуют изначальный, собственный контекст каждого нового художественного произведения. Сделать свое произведение видимым на фоне этого контекста означает для художника показать нечто другое, еще не заархивированное в этом контексте. В современном искусстве ценность художественного произведения уже не измеряется тем, насколько искусно художник соотнес свое произведение с заданными критериями качества. Скорее произведение искусства ценится как выражение свободной субъективности художника, которая демонстрируется, прежде всего, через размежевание с традиционными критериями.
Одно из возможных решений этой задачи состоит в систематическом обращении к работам наших предшественников, так как все новое - это хорошо забытое старое, а так же использование возможности комбинировать всевозможные живописные приемы и техники, интерпретируя их по-своему. А возможность использования опыта авангардистской школы является надежной точкой опоры для выявления индивидуального восприятия образа. Как сказал Петр Кончаловский: «Художник должен отображать эпоху». Каждый художник интерпретирует свою эпоху по-своему, вкладывая в нее частицу нового, что рождает в ней неоценимую индивидуальность. Как любой человек искусства, художник - чувствительная натура, посредник между миром и зрителем, а значит, он передает зрителю то, что видел и видит сам, воспринимая и пропуская сквозь призму своих теоретических знаний и практического опыта то, что его окружает, увековечивая это знание в истории.
Список литературы
1 Бенех Э. Кандинский / Эвелин Бенех. М.: Арт-Родник, 2009. 647 c.
2 Голомшток И. Искусство авангарда в портретах его представителей в Европе и Америке / Игорь Голомшток. М.: Прогресс-традиция, 2004. 296 с.
3 Гройс Б. Комментарии к искусству / Борис Гройс. М.: Художественный журнал, 2003. 335 с.
4 Круглов В. Василий Кандинский и Россия / В.Ф. Круглов. М.: Palace Editions, Русский музей, 2016. 359 c.
5 Мутер Р. Мировая живопись: шедевры. Жанры. Направления / Рихард Мутер. М.: Эксмо, 2010. 539 с.
6 Поспелов Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов / Глеб Поспелов. М.: Советский художник, 1990. 272 с.
7 Якимович А. Двадцатый век. Искусство. Культура. Картина мира: От импрессионизма до классического авангарда / Александр Якимович. М.: Издательский дом «Искусство», 2003. 491 с.