Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ'

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАХСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ КУРМАНГАЗЫ / КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСКУССТВ / ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА КАЗАХСТАНА / KAZAKH NATIONAL CONSERVATORY NAMED AFTER KURMANGAZY / THE KAZAKH NATIONAL UNIVERSITY OF ARTS / PIANO MUSIC OF KAZAKHSTAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сапиева Майра Саимовна

На протяжении исследуемого периода - с 1980-х годов до 2014 года - в развитие пианистического искусства Казахстана большой вклад внесли педагоги, продолжившие традиции Московской и Петербургской школы пианизма. Благодаря педагогической и исполнительской деятельности педагогов Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы в г. Алматы, а также Национального Университета Искусств в г.Астана сравнительно молодая казахстанская фортепианная школа приобрела мировую известность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF PIANO PERFOMANCE IN KAZAKHSTAN TURN OF THE CENTURY

Throughout the study period - from 1980 to 2014 - the development of pianistic art of Kazakhstan have great contribution teachers, continuing the tradition of Moscow and St. Petersburg school of pianism. Through teaching and performing activities of teachers of the Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy in Almaty, as the National University of the Arts in Astana, Kazakhstan is a relatively young piano school has gained international fame.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ»

В музейной среде существуют также различные течения, связанные с отношением к проблеме подлинности. Традиционный подход к данной теме предполагает, что музей является хранителем подлинных памятников. Развитие технических возможностей создания копий, реплик снижает потребность людей в оригиналах. Миссия музея - противостоять этой тенденции и формировать потребность в общении с подлинным культурным наследием. [5] Такие общепризнанные авторитеты мирового уровня как М.Б.Пиотровский расширительно понимает эту проблему, утверждая, что в культурные смыслы того или иного артефакта обуславливается его причастностью к истории культуры того или иного народа, его культурной ценностью. Подобная позиция наиболее близка духу «Нарского документа о подлинности». [4] Действительно, в широком культурном контексте проблема подлинности раскрывается другими своими гранями. Возвращаясь к положению Нарского документа, следует отметить, что в различных культурах подлинность не всегда являлась особой ценностью. Так, в традиционной культуре Китая понятие подделки и подлинности рассматривалось и расценивалось иначе, чем в европейской культуре. С точки зрения китайца ценно лишь то, что признано самой историей каноном и подлежит многократному воспроизведению, имитации. [2.С.303].

Отечественная традиция иконописания также с пи-ететам относилась к спискам с особо чтимых икон. Существовала традиция «старинщиков», которая широко была распространена в старообрядческой иконописной традиции. Икона, искусно скопированная со старинного оригинала и специальными приемами состаренная, имела большую ценность. Однако, к чести мастеров, эти копии не выдавались за оригинал. Подводя итог, можно сделать вывод о сложном и много аспектном понятии подлинности. В свете культурологического подхода и в контексте

истории культуры того или иного народа многие произведения не являющиеся подлинниками (оригиналами) имеют, тем не менее статус выдающейся культурной ценности. Достаточно вспомнить Царскосельский, Большой Петергофский дворцы в пригородах Санкт-Петербурга, музей - заповедник Пушкинские горы, воссозданные после Великой Отечественной войны и являющиеся по существу подвигом реставраторов и музейных хранителей. Они занимают выдающееся место в культурном пространстве России, хотя во многом являются воссозданием утраченных подлинных объектов культурного наследия. Их ценность обусловлена особой «аурой» и теми культурными смыслами, которые отличают подлинные ценности культуры.

Литература

1. Лотман Ю.М. Семиосфера: культура и взрыв, внутри мыслящих миров. Статьи, исследования, заметки/ Ю.М.Лотман.- СПб.:Искусство, 2001.- 270 с.

2. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала/ А.А.Масловю- Мю:Алетейя, 2003. 313 с.

3. Реставрация памятников истории и искусства в России а XIX-XX веках. История, проблемы: Учебное пособие.- М.:Академический Проект Альма Матер, 2009.- 604 с.- (Gaudeamus)

4. http://tvkultura.ru/ (дата обращения 06.07.2015)

5. Балаш А.Н. Утрата чувства подлинности и музейное сообщество: к вопросу о профессиональной отвест-венности. // Вестник СПбГУКИ. 2013. №3 (16). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/utrata-chuvstva-podlinnosti-i-muzeynoe-soobschestvo-k-voprosu-o-professionalnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 07.07.2015).

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

В КАЗАХСТАНЕ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

Сапиева Майра Саимовна

Кандидат педагогических наук, Костанайский Государственный Педагогический Институт, г.Костанай

HISTORY OF PIANO PERFOMANCE IN KAZAKHSTAN TURN OF THE CENTURY Sapieva Mayra Saimovna, Ph.D., Kostanai State Pedagogical Institute, Kostanai

АННОТАЦИЯ

На протяжении исследуемого периода - с 1980-х годов до 2014 года - в развитие пианистического искусства Казахстана большой вклад внесли педагоги, продолжившие традиции Московской и Петербургской школы пианизма. Благодаря педагогической и исполнительской деятельности педагогов Казахской Национальной Консерватории им. Курмангазы в г. Алматы, а также Национального Университета Искусств в г.Астана сравнительно молодая казахстанская фортепианная школа приобрела мировую известность.

ABSTRACT

Throughout the study period - from 1980 to 2014 - the development of pianistic art of Kazakhstan have great contribution teachers, continuing the tradition of Moscow and St. Petersburg school of pianism. Through teaching and performing activities of teachers of the Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy in Almaty, as the National University of the Arts in Astana, Kazakhstan is a relatively young piano school has gained international fame.

Ключевые слова: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, Казахский национальный университет искусств, фортепианная музыка Казахстана.

Keywords: Kazakh National Conservatory named after Kurmangazy, the Kazakh National University of Arts, piano music of Kazakhstan.

Исследуемый период условно был поделен по десятилетиям.

1980-1990 годы. Сложившиеся в данный период в Казахстане культурные процессы отражали кризис советской системы, с одной стороны, и общественно-политическое обновление страны, с другой стороны. События исследуемого десятилетия повлекли за собой осмысление значимости самостоятельного существования республики в мировом культурном пространстве, в связи с чем, дальнейшее формирование казахстанской фортепианной исполнительской школы приобрело новое значение. В этом ракурсе особое значение приобретают процессы обретения Казахстаном статуса независимого государства, а вместе с тем и осознание новых возможностей обмена опытом, творческих контактов между исполнителями инструменталистами стран СНГ и дальнего зарубежья.

Как отмечает в своем исследовании Мухитова А.К., важным фактором, способствующим повышению уровня профессионального мастерства казахстанской пианистической школы, явились творческие поездки педагогов и студентов АГК им. Курмангазы в Москву, стажировки педагогов в ведущих консерваториях СНГ, гастрольные концерты и мастер-классы ведущих пианистов исполнителей СНГ в консерватории г.Алматы [1].

На кафедре специального фортепиано АГК им. Кур-мангазы, единственного на тот момент специализированного ВУЗа в Казахстане, осуществляющего подготовку профессиональных исполнителей, в данный период трудились педагоги, продолжившие традиции Московской и Петербургской школы пианизма: В.И.Тебенихин (выпускник МГК им. П.И.Чайковского, класс Л.Н. Оборина и Л.И. Ройзмана), Г.И.Кадырбекова (выпускница МГК им. П.И.Чайковского, класс Г.Б.Аксельрода), Ж.Я.Аубакирова (выпускница МГК им. П.И.Чайковского и аспирантуры у профессора Л.Н.Власенко), Н.Т.Измайлов (выпускник МГК им. П.И.Чайковского, класс В.И.Носова, Н.П.Емельяновой, ассистентуры-стажировки МГК им. П.И.Чайковского, класс Э.Г.Гилельса), А.К.Кусаинов (выпускник АГК им. Курман-газы, класс Е.Б.Коган, ассистентуры-стажировки МГК им. П.И.Чайковского, класс С.С.Алумян) Р.З.Ермеков (выпускник МГК им. П.И.Чайковского, класс Г.Б.Аксельрода) и др. Благодаря усилиям преподавательского состава кафедры специального фортепиано консерватории в этот сложный период перемен была продолжена работа по сохранению и преумножению традиций казахстанской фортепианной школы. Результатом данной работы явилось следующее:

- концертная деятельность педагогов консерватории, пропагандирующих фортепианное искусство Казахстана (к примеру, Г.И. Кадырбекова в 1980 году стала лауреатом 31 международного конкурса пианистов им. Дж. Б. Виотти в Италии; в 1983 г. Ж.Я. Аубакирова получила 2-й Гран-при и специальный приз «За лучшее исполнение произведений современных французских композиторов» на Международном конкурсе Маргарет Лонг и Жака Тибо во Франции, а в 1985 году - Гран-при Международного конкурса камерных ансамблей во Франции);

- факультетские конкурсы и концерты, вечера фортепианной музыки - концерты к 110-летию со дня рождения А.Скрябина (1981), 100-летию со дня рождения Г.Г.Нейгауза (1988), 100-летию Ф.Шуберта (1988), 115-летию М.Равеля (1990), вечер памяти Е.Б.Коган (1988.);

- укрепление контактов с музыкантами России (творческие встречи и открытые уроки со студентами)

[1].

Положительным фактором явилось пополнение кафедры специального фортепиано АГК им. Курмангазы молодыми преподавателями: Г.С.Нурланова (выпускница МГК им. П.И.Чайковского, класс профессора М.С.Воскресенского и ассистентуры-стажировки при АГК им. Курман-газы, класс профессора А.Ж.Досаевой); Г.Т.Несипаев (выпускник МГК им. П.И.Чайковского по специализациям: фортепиано (проф. Г.Г.Мирвис), орган (проф. Л.И.Ройзман) и ассистентуры-стажировки при МГК им. П.И.Чайковского по специализации орган (проф. Л.И.Ройзман); Г.Э.Узенбаева (выпускница АГК им.Курман-газы АГК им.Курмангазы по специализациям: фортепиано (профессор Е.Б.Коган, доцент Л.Р.Зельцер), композиция (профессор Г.А.Жубанова) и ассистентуры-стажировки при АГК им.Курмангазы (профессор Ж.Я.Аубакирова)); Т.А.Урманчеев (выпускник АГК им. Курмангазы и ассистентуры-стажировки, класс В.И.Тебенихина и Ж.Я.Ауба-кировой); Б.Б.Айгалкаева (выпускница АГК им. Курман-газы и ассистентуры-стажировки при АГК им. Курмангазы, класс профессора А.Ж.Досаевой).

В целом, данный период ознаменовал рассвет казахстанской фортепианной школы: во всех учреждениях образования, ведущих подготовку пианистов, наблюдается конкурс абитуриентов при поступлении; работа педагога фортепианного класса считается престижной, а успехи Г.И. Кадырбековой и Ж.Я.Аубакировой вдохновляют музыкантов покорять новые вершины.

1990-2000 годы.

Падение объемов производства в Казахстане вызвало серьезные издержки в материально-техническом и финансовом обеспечении учреждений культуры и образования. Между тем, обретение Казахстаном статуса независимого государства открыло профессиональным исполнителям новые перспективы выхода на международный уровень. Так, участвуя в 1990 г. в региональном конкурсе пианистов, лауреатами стали трое выпускников АГК им. Курмангазы - Г.С.Нурланова, Т.А.Урманчеев, А.М.Сага-тов.

В исследуемый период неоценимый вклад в развитие пианистической школы Казахстана внесли педагоги кафедры специального фортепиано КНК (АГК) имени Курмангазы Ж.Я.Аубикирова и Г.И.Кадырбекова. Педагогическую работу они успешно совмещали с концертной деятельностью. В концертных выступлениях пропагандировали огромный пласт произведений мировой и отечественной фортепианной литературы как в выступлениях с оркестром, так и в сольных, камерных концертах. Их бесспорной заслугой явилась демонстрация высокого профессионализма казахстанской фортепианной школы, а также пропаганда музыки отечественных композиторов за рубежом.

В целом, фортепианная музыка Казахстана звучит в программе выступлений любого отечественного концертирующего пианиста. Фортепианные произведения композиторов Казахстана в обязательном порядке включены в программу обучения в музыкальных школах, колледжах, ВУЗах. Благодаря пропаганде отечественной фортепианной литературы Ж.Я.Аубакирова и Г.И.Кадырбекова

познакомили мировую общественность с лучшими образцами фортепианных произведения казахстанских композиторов.

Результаты плодотворной общественно-педагогической и концертной деятельности педагогов Ж.Я.Аубики-ровой и Г.И.Кадырбековой, воспитавших целую плеяду лауреатов, были по достоинству оценены правительством Республики Казахстан: Ж.Я.Аубакирова - Звание народной артистки РК (1991 г.), Лауреат Государственной премии в области искусства (2002 г.); Г.И.Кадырбекова - Звание народной артистки (1991 г.), награждена орденом «^р-мет» (2000 г.), награждена орденом «Парасат» (2010 г.) [2].

Одним из значимых событий в музыкальном образовании республики Казахстан явилось открытие 1997 году Казахской национальной академии музыки (КазНАМ), переименованной в 2009 году в Казахский национальный университет искусств (КазНУИ). На кафедре фортепиано нового учебного заведения продолжили свою педагогическую деятельность заслуженный артист Республики Казахстан, профессор А.К.Кусаинов; заслуженный деятель культуры, профессор Н.Т.Измайлов; заслуженный деятель культуры Д.А.Мамбетова и другие.

Для дальнейшего роста профессионального мастерства исполнителей-инструменталистов огромное значение играет их участие в различного рода конкурсах. Тем более отрадно, что образованный с 1997 года Международный фестиваль творческой молодежи «Шабыт» в г.Астана включает в себя конкурсное состязание талантливой молодежи в номинации «Классическая музыка» (камерный ансамбль). В этой связи, особое значение приобретают мастер - классы с участием мастеров мирового искусства, а также концерты членов жюри.

Следует подчеркнуть, что в этот непростой для страны период, благодаря преемственности поколений, казахстанская фортепианная школа смогла сохранить и преумножить традиции фортепианного исполнительства, а образованный в г.Астане второй специализированный ВУЗ открыл новые перспективы развития.

2000-2015 годы.

Данный период отличается количественный и качественным ростом творческих проектов международного уровня, конкурсов пианистов, фестивалей классической музыки как в г.Алматы, так и в г.Астана. Так, при КНК им. Курмангазы было проведено 6 международных конкурсов: I Международный конкурс пианистов Центральной Азии и Казахстана (2000 г.), где было отмечено 8 лауреатов из Казахстана в разных возрастных группах; II конкурс (2004 г.) - 8 лауреатов; III конкурс (2006 г.) - 3 лауреата; IV конкурс (2008 г.) - 2 лауреата; V конкурс (2011 г.) - 2 лауреата, дипломант; VI конкурс (2013 г.) - дипломант [3]. В г.Астана было проведено три широкомасштабных международных проектов «Astana Piano Passion» с участием Народного артиста России, художественного руководителя конкурса Дениса Мацуева: I фестиваль-конкурс 2013 год; II конкурс 2014 год (4 лауреата); III конкурс 2015 год (2 лауреата, дипломант) [4]. Примечателен тот факт, что в целях продвижения казахстанской культуры на международную арену, повышения интереса молодежи Казахстана к фортепианному искусству одним из обязательных пунктов конкурсной программы «Astana Piano Passion» является исполнение произведения казахстанского композитора, а также предусмотрен специальный приз за лучшее исполнение этой пьесы.

Такая активность Казахстана в проведении конкурсов международного уровня помимо укрепления профессиональных и культурных связей между странами-участниками способствует также сохранению и развитию культурного потенциала страны, выявлению талантливой молодежи, повышению профессионального уровня молодых музыкантов. С каждым новым конкурсом повышается профессионализм, расширяется география участников. Это способствует выходу казахстанской фортепианной школы на качественно новый уровень профессионального развития.

Особое место в формировании казахстанской фортепианной школы занимают проводимые в г. Алматы и г.Астана фестивали «Концерты на Родине». Фестивали классической музыки представляли уникальную возможность ближе познакомиться с творчеством молодых талантливых соотечественников, добивших признания и успеха за рубежом и с гордостью прославляющих Казахстан за его пределами. Так, в рамках фестиваля выступили: в 2006 году Темиржан Ержанов - лауреат международных конкурсов, Заслуженный деятель Казахстана (в данное время проживает в Сан-Франциско, США); в 2007 году Амир Тебенихин - лауреат Международных конкурсов пианистов, Заслуженный деятель Казахстана (Ганновер, Германия); в 2008 году Жибек Кожахметова - лауреат Международных конкурсов пианистов (Швейцария).

Развитие фортепианной исполнительской школы в Казахстане неразрывно связано с пропагандой фортепианной музыки отечественных композиторов. Так, Ж.Я.Аубакирова покорила ценителей классического искусства за рубежом прелюдией Н.Мендыгалиева «Легенда о домбре». Т.А.Урманчеев выступал с концертами в Италии, Франции, Англии, Германии, России, Швейцарии, демонстрируя высокий уровень композиторского письма фортепианных сочинений отечественных композиторов.

В целом можно выделить следующие тенденции, характеризующие состояние фортепианной пианистической школы в Казахстане:

- Пропаганда фортепианной музыки композиторов Казахстана;

- Творческие контакты педагогов и студентов с ведущими педагогами-пианистами СНГ, дальнего зарубежья в форме гастрольных концертов, обучения, стажировок, мастер-классов, консультаций;

- Творческая активность педагогов и студентов (концертная деятельность, организация, проведение и участие в международных конкурсах, проектах, фестивалях классического искусства).

Сегодня школа пианизма приобрела мировую известность. Успехи казахстанских пианистов подтверждены на самых престижных и крупных конкурсах мира. Плеяда казахстанских лауреатов международных конкурсов пополнилась именами таких блестящих пианистов как Темиржан Ержанов, Амир Тебенихин, Жанар Сулейма-нова, Сергей Хегай, Жибек Кожахметова и другие. В Германии профессором консерватории работает Сауле Тату-баева. В университетах и колледжах Флориды и Алабамы преподает, а также ведет активную концертную деятельность Хадиша Оналбаева (в 2013 г. Х.Оналбаева удостоена почетного звания Steinway Аг^^. Музыканты играют в престижных музыкальных центрах мира в г.Париже,

г.Нью-Йорке, г.Варшаве, г.Москве. Казахстанская пианистическая школа имеет блестящие перспективы своего дальнейшего развития.

Список литературы 1. Мухитова А.К. Страницы истории развития профессионального фортепианного исполнительства в Казахстане // Известия НАН РК, Серия филологическая. - 2007. - № 4. - Ст.46-51.

2. Казахская национальная консерватория имени Курмангазы - режим доступа к изд.: http://www. conservatoire.kz/

3. Международный конкурс пианистов г.Алматы - режим доступа к изд.: http://www. pianocom-petition.kz/

4. Международный фестиваль классической музыки и конкурс юных пианистов "Astana Piano Passion" -режим доступа к изд.: http://www.astana-app.kz/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.