Научная статья на тему 'Этапы становления фортепианной исполнительской школы Казахстана'

Этапы становления фортепианной исполнительской школы Казахстана Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1120
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
культура / школа / педагогика / классические композиторские навыки / пианизм / culture / school / education / classical compositional skills / piano art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сатбаева Куралай Болатовна

В данной статье проделан небольшой экскурс в историю становления и раз‑ вития фортепианного искусства Казахстана являющегося неотъемлемой важнейшей состав‑ ной частью музыкальной культуры страны. Рассмотрен путь становления и формирования отечественной фортепианной школы исполнительства. На сегодняшний день в республике успешно ведут активную творческую деятельность такие пианисты, как Народные артисты РК Ж. Я. Аубакирова и Г. И. Кадырбекова и многие другие воспитывающие новое поколение талантливых музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of formation playing piano school in Kazakhstan

This article has done a brief historical Excursion in Kazakhstan piano school. Most saturated color folk intonations were transformed into works of Kazakh composers’ school. With the best samples of foreign methods of teaching piano and piano art in general, luminaries pianism in Kazakhstan left the best standards of performers. It seems that the pianistic art J. Y. Aubakirova and G. I. Kadyrbekova require a separate research.

Текст научной работы на тему «Этапы становления фортепианной исполнительской школы Казахстана»

цикличности, в выборе средств музыкальной вы- ские, ритмические, интонационные, тематические разительности опора на современные гармониче- принципы развития.

Список литературы:

1. Беляев В. А. «Комментарии к трактату Абдурахмана Джами». - Ташкент, - 1961.

2. Ян Пеккер. В. А. Успенский. - Т., - 1959.

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-17-1-34-38

Satbaeva Kuralai Bolatovna, undergraduate of the first year of training Kurmangazy Kazakh National Conservatory E-mail: Satbaeva-10.92@mail.ru

Stages of formation playing piano school in Kazakhstan

Abstract: This article has done a brief historical Excursion in Kazakhstan piano school. Most saturated color folk intonations were transformed into works of Kazakh composers' school. With the best samples of foreign methods of teaching piano and piano art in general, luminaries pianism in Kazakhstan left the best standards of performers. It seems that the pianistic art J. Y. Aubakirova and G. I. Kadyrbekova require a separate research.

Keywords: culture, school, education, classical compositional skills, piano art.

Сатбаева Куралай Болатовна, Магистрант 1 года обучения Казахской Национальной Консерватории им.Курмангазы

E-mail: Satbaeva-10.92@mail.ru

Этапы становления фортепианной исполнительской школы Казахстана

Аннотация: В данной статье проделан небольшой экскурс в историю становления и развития фортепианного искусства Казахстана являющегося неотъемлемой важнейшей составной частью музыкальной культуры страны. Рассмотрен путь становления и формирования отечественной фортепианной школы исполнительства. На сегодняшний день в республике успешно ведут активную творческую деятельность такие пианисты, как Народные артисты РК Ж. Я. Аубакирова и Г. И. Кадырбекова и многие другие воспитывающие новое поколение талантливых музыкантов.

Ключевые слова: культура, школа, педагогика, классические композиторские навыки, пианизм.

Музыкальная культура казахской степи издревле славится своей необъятной глубиной содержания, лирическими оттенками во всех жанрах, своеобразным исполнительским мастер-

ством и утонченным музыкальным вкусом. Принимая инородные явления в искусстве, и не только, наша культура и ее представители всегда обогащали их присущими национальной музыке

8!адев с^ formation р!ау1пд р1апо веИоо! 1п Ка2ак1^ап

колоритами, тембрами, техническими особенностями, способствовали звучанию новых жанров по «казахский». Известны исторические факты, свидетельствующие о том, что в Казахстане уже в XIX веке инструмент фортепиано находился в некоторых богатых домах. Так, в доме Даулет-керея, одного из правительской знати Букеевской Орды, яркого представителя домбровой школы токпе, были обнаружены рояль и балалайка, также есть сведения о том, что его жена замечательно играла на рояле [1].

Западноевропейские музыкальные формы и нормы начали отражаться в казахской музыкальной культуре с первой половины ХХ века. Этот классический век профессиональной композиторской школы явился началом становления и развития инструментального исполнительства. Формируются масштабные одухотворяющие жанры музыкального искусства, такие как, кантаты, оперы, симфонии, сонаты и другие произведения.

Вышеуказанный исторический факт непосредственно является влиянием русского музыкального искусства. Это влияние наиболее ярко проявилось в становлении национальной исполнительской и профессиональной композиторской школы письменной традиции. Во главе казахского пианистического искусства стояла русская фортепианная педагогика.

Говоря о фортепианной музыке Казахстана, как об отдельной сфере деятельности в общей музыкальной культуре, нужно различать много-аспектность данного направления. В Советское время огромная практическая помощь народам СССР оказывалась со стороны крупнейших учебных заведений — Московской и Ленинградской консерватории. Еще в довоенные годы в этих консерваториях были организованы национальные оперные студии, готовившие специалистов в целях совершенствования музыкальных кадров союзных республик.

С каждым годом игра на фортепиано привлекала внимание многих начинающих музыкантов, все больше желающих играть на этом инструменте получали возможность совершенствовать исполнительские навыки. Наблюдался рост

педагогического и исполнительского мастерства пианистов. Широкую популярность в творческом портфолио национальной композиторской школы приобретали произведения для фортепиано.

Определенные передовые методики, сложившиеся в русской образовательной системе фортепианного музыкального образования, способствовали воспитанию таких высоких качеств артиста исполнителя, как совершенствование технического аппарата и исполнительского мастерства, помогающих достичь цельности произведения, обрести творческую свободу в процессе исполнения музыкального произведения.

Началом 30-х годов датируются первые детские музыкальные школы в Уральске, Алма-Ате, также здесь открывается хореографическое училище и музыкально-драматический техникум. В годы Великой Отечественной войны в лице эвакуированных педагогов-музыкантов открылась реальная возможность получения качественного музыкального образования в Казахстане. Учитывая эстетически важную роль музыки в воспитании, музыкальные школы открывались во всех регионах страны, где особой популярностью у учащихся пользовалась игра на фортепиано.

Так на более высоком образовательном уровне в 1932 году в Алма-Ате открывается первое среднее профессиональное музыкальное заведение в республике — музыкальный техникум, где заведованием учебной части в дальнейшем занимался отозванный с Ленинградской Академии искусствоведения аспирант Ахмет Жубанов. В данном училище начали педагогическую деятельность: П. Чугунов, Н. Пренебреженский, Е. В. Иванов (народный артист КазССР), Н. А. Шкаровский (заслуженный артист Каз ССР), профессор Минской консерватории Г. Н. Петров и др. высококвалифицированные специалисты.

Так, на ряду в первой четверке (1938-1941 г) выпуска учащихся музыкального училища им. П. И. Чайковского стали пианисты: С. Дом-бровская, Е. Федоренко, Г. Чумбалова, Н Мохова. Как видно из списка, Гульжаухар Чумбалова стала первой образованной девушкой казашкой, получившей профессиональное фортепианное образование. Для нее же, как пианистки, сочиняет

свой «Экспромт для фортепиано» Е. Брусилов-ский [2]. В лице Г. Чумбаловой можно заметить первые достижения фортепианного исполнительского мастерства в тесной связи с становлением композиторской школы Казахстана. Ее исполнение можно увидеть в фильме-концерте «Под звуки домбры», снятый в 1943 году Центральной объединенной киностудией для показа казахстанским воинам, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, который вошел в золотой фонд киноискусства Казахстана [3].

Роль музыкального училища им. П. И. Чайковского в воспитании педагогов-пианистов, виртуозов-исполнителей велика. Так, в дальнейшем, видные выпускники училища: В. Карпов, Н. По-тешкин, Н. Мендыгалиев, В. Сечкарь, Г. Ста-нишевская, Е. Ковалева и другие преподавали в стенах Казахской Национальной консерватории им. Курмангазы [2, С. 47].

Наряду с училищем в 1948 году открывается первая Республиканская средняя специализированная школа-интернат для одаренных детей имени Куляш Байсеитовой. В подготовке среднего звена профессиональных исполнителей данная школа сыграла важнейшую роль. Большое содействие в организации школы сыграл первый ректор Алма-Атинской государственной консерватории им. Курмангазы И. В. Круглыхин. Учитывая любовь и повышенный интерес к музыке казахского народа, начальством школы В. Лазеровой была организована комиссия для поиска молодых талантов в сельской местности, в составе которой были выдающиеся деятели казахской культуры А. Жубанов, Н. Тлендиев, Б. Жилисбаев. Многие из отобранных ими детейтпосле обучения в школе им. К. Байсеитовой, стали видными музыкантами. Среди них: М. Сагатов, Т. Базарбаев и другие, которые пополнили ряд выдающихся исполнителей и композиторов. Выпускники Московской, Санкт-Петербургской, Киевской консерватории явились основоположниками фортепианного отделения, высококвалифицированные педагоги и исполнители: К. А. Господарь, Р. С. Карцман, ЛЛ. Кельберг. Необходимо отметить исполнительскую деятельность Л. Л. Кельберг, которую совмещала с плодотворной педагогической ра-

ботой. Ее сольные концерты с симфоническим оркестром, исполнение камерной музыки с известными мастерами: М. Шлимаком, И. Лесма-ном, Л. Эдельманом, И. Коганом вдохновляли молодых пианистов, прививая в своих учениках любовь к фортепианной музыке, она воспитала немало прекрасных исполнителей: В. М. Ибраеву, М. В. Белоусову и др.

Стоит отметить педагога Л. И. Ошкуко-ву — выпускницу Омского музыкального училища и АГК имени Курмангазы, класс доцента Е. М. Зингера, в стенах РССМШИ имени Куляш Байсеитовой, подготовившей плеяду профессиональных музыкантов таких как, А. К. Мухитова, И. Дуброва, В. Потанина, С. Логунова, Г. И. Ка-дырбекова, С. А. Мариненко и др. В отделении специального фортепианного РССМШИ имени Куляш Байсеитовой работали В. Д. Тартышная, Л. И. Лапан, А. Б. Пестова. Каждый из вышеперечисленных преподавателей воспитали не одно поколение пианистов-исполнителей представлявших и ныне представляющих музыкальное культурное наследие Казахстана, как в стране, так и за его пределами [2].

Учитывая, что история высшего профессионального музыкального Казахстана начиналась в 1944-го года, с открытием Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы. В годы войны возникла необходимость в прочной базе педагогического состава, в связи с чем директор консерватории А. К. Жубанов пригласил педагогические кадры извне. Отклик на данный запрос учеников выдающихся представителей русской, советской пианистической школы в лице К. Н. Игумнова, А. Б. Гольденвейзера, Г. Г. Неу-гауза, А. Н. Есиповой послужила толчком становления и развития фортепианного искусства в Казахстане. Одни из первых выпускников отечественной консерватории стали педагогами новой Республиканской музыкальной школы, открывшейся в 1964 году, позже названной именем академика Ахмета Жубанова.

В подготовке высококвалифицированных специалистов на уровне среднего звена емкий труд проделал педагогический состав Республиканской казахской специализированной музы-

Stages of formation playing piano school in Kazakhstan

кальной школы-интернат для одаренных детей им. А. Жубанова.

В становлении отделения специального фортепиано в данном учебном заведении активное участие приняли заведующая отделением Г. П. Зуева, преподаватели консерватории В. Г. Карпов,

B. И. Тебенихин, Е. Г. Каримбаева, И. Ж. Абике-нова, Л. Л. Минкина. В 70-е годы, в связи с расширением контингента учащихся, к работе отделения привлекаются молодые специалисты, выпускники консерватории им. Курмангазы: Л. И. Лапан, Г. И. Муратова, Г. А. Синякова, Л. Н. Щербакова, Э. Г. Есырева, Т. И. Манжосова, А. И. Тайшибе-кова, ОВ. Коломийцева, Р. М. Юсупова, которые составили костяк отделения специального фортепиано. Позже к активной педагогической деятельности были приглашены ведущие педагоги кафедры специального фортепиано АГК им. Курмангазы: профессор Г. И. Кадырбекова, доцент

C. А. Массовер, доцент А. К. Мухитова, профессор А. Ж. Досаева, профессор А. Г. Гринфельд [4]. Вышеуказанный педагогический состав отделения специального фортепиано без устали работал в русле воспитания исполнителей пианистов, обладающих большим артистическим мастерством. Имея отличительные черты в характере, таланте, индивидуальности, всех их объединяло стремление к росту профессионализма и овладению секретами педагогического мастерства. Целью образовательного процесса является подготовка грамотных музыкантов на основе использования лучших традиций европейской и русской пианистических школ и сохранение при этом своей национальной самобытности. Огромное внимание уделялось пропаганде среди учащихся, изучению фортепианной литературы композиторов Казахстана. За годы существования РКСМШИ им. А Жубанова отделением специального фортепиано был наработан огромный педагогический опыт, выработался свой почерк [5, С. 13].

В разносторонней сфере развития классических инструментов роль и значение фортепиано в становлении профессионального музыканта крайне важна, в связи с этим, при создании консерватории, согласно приказу № 17 от 9 ноября 1944 года по АГК им.Курмангазы, в комплекто-

вании преподавательского состава, из тридцати пяти педагогов зачисленных в штат — девять являлись пианисты, образовавшие первый педагогический состав кафедры фортепиано. Это педагоги специального фортепиано: профессор Г. Н. Петров, доценты Л. Л. Кельберг, А. Н. Канторович, С. И. Кан, С. Е. Гинзбург, преподаватель М. В. Моклецова, по общему фортепиано: М. И. Окунь, З. В. Иванова и доцент Г. И. Грин-фельд. Заведование кафедрой легло на плечи Г. Н. Петрова. К этому составу позднее присоединились И. С. Станишевская, К. А. Господарь и Р. С. Кацман. Основоположники кафедры специального фортепиано, они на долгие годы связали артистическую жизнь и исполнительскую судьбу с первым высшим музыкальным учебным заведением — консерваторией Казахстана [6].

Перед вышеперечисленными талантами стояла нелегкая задача. Сохраняя традиции русского и советского пианизма, воспитать молодых музыкантов исполнителей в новой культурной среде на национальной почве, при этом заложить основы для становления и развития казахской фортепианной школы.

На начальном пути становления консерватории понимание, терпение и поддержка коллектива для руководства была очень важна. В мало комфортных условиях преданные своему делу педагоги работали самоотверженно. В том числе кафедра фортепиано проявила себя как «большая, дружная семья», поддерживая друг друга, обмениваясь мнениями, с первого года, преподаватели отделения обучали 14 студентов [4].

В ряду ярких представителей московской школы пианизма, успешно работавших на кафедре фортепиано АГК им.Курмангазы, явились Г. И. Кадырбекова и Ж. Я. Аубакирова, они стали гордостью музыкальной культуры Казахстана [6].

Окончив класс профессора Г. Б. Аксельро-да, Г. И. Кадырбекова начала работу на кафедре с 1974 года. Ее высокое исполнительское мастерство и талант заслужили лауреатство 1-й степени на Международном конкурсе пианистов им Дж. Б. Виотти в городе Верчелли (Италия) в 1980-м году. Являясь первой казахской пианисткой, добившейся такого высокого звания

на конкурсах подобного уровня, она внесла свой вклад в развитие казахской фортепианной школы. Получив должный почет за свой труд и талант Г. И. Кадырбекова воспитала не мало преемников, получила от Правительства республики звание народной артистки РК (1991 г.) и награждена орденом «Курмет» (2000 г.).

Молодая Ж. Я. Аубакирова, получив Московское образование в классе Л. Н. Власенко, начала работу в АГК им.Курмангазы в 1981 г. С первых же дней как яркая личность Ж. Я. Аубакирова проявила свои многосторонние таланты в исполнительской практике и педагогической работе. Благодаря артистизму и творческой одаренности, пианистка завоевала Гран-При и звание лауреата престижного международного конкурса пианистов им. Ж. Тибо и М. Лонг в Париже (1981 год). В 1983 году там же, в Париже, представительница казахской фортепианной школы Ж. Я. Аубакирова удостоилась главного приза Гран-При и получила звание лауреата международного конкурса камерных ансамблей, (в ансамбле играла со скрипачкой Г. К. Мурзабе-ковой). В 1991 году за яркие исполнительские успехи и педагогический труд Ж. Я. Аубакиро-вой присвоено звание народной артистки РК, в 2001 г. Она стала лауреатом независимой премии «Платиновый Тарлан», 2002 г. — лауреатом

Государственной премии в области искусства. Также ее заслуги были признаны на международном уровне, в 1998 году Ж. Я. Аубакирова была награждена Орденом литературы и искусств Франции. Проявляя высокие исполнительские качества за рубежом, пропагандируя казахскую музыку за пределами страны, пианистка плодотворно воспитывала новое поколение музыкантов на родине, помимо педагогической работы Ж. Я. Аубакирова мастерски совмещала свою разностороннюю деятельность.

Многие талантливые, яркие исполнители избрали в качестве основной — педагогическую деятельность, составив базовый преподавательскии состав кафедры. Неуклонный рост творческой активности студентов кафедры можно было наблюдать на внутревузовских конкурсах, ставших традиционными, а также концертах из произведений зарубежных композиторов, где показывают мастерство и педагоги. Педагоги консерватории в качестве солистов и концертмейстеров концертировали в крупных городах Казахстана и за рубежом.

Становление и развитие фортепианных отделений в средних учебных заведениях и фортепианной кафедры в консерватории явились основной предпосылкой формирования фортепианной музыки Казахстана.

Список литературы:

1. История Букеевского ханства. - 1801-1852 гг.: сборник документов и материалов/Сост. Б. Т. Жа-наев, В. И. Иночкин, С. Х. Сагнаева - Алматы: Дайк-пресс, - 2002-1120 с.

2. Калиакбарова Л. Т., Калдаякова А. А. «Фортепианная школа Казахстана на рубеже столетий: исторический аспект» - С. 42-45.

3. Калиакбарова Л. Т., Калдаякова А. А. «Фортепианная школа Казахстана на рубеже столетий: исторический аспект» - C. 45/Калиакбарова Л. Т. «По страницам фортепианного искусства Казахстана» Электронное учебное пособие (DVD). - Алматы. - 2010.

4. Мухитова А. К. «Страницы истории развития профессионального фортепианного исполнительства в Казахстане»/Известия НАН РК. Серия филологическая. - 2007. - № 4. Энертану - С. 46-51.

5. Юбилейная книга А. К. Жубанова «Асыл мура».

6. Журнал «История АГК».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.