ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Ксенофонтова, Д.В.
концертмейстер ДМШ № 3 г. Астана, член российской гильдии пианистов-концертмейстеров Ksenofontova, D.V.
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №3 Г.АСТАНЫ
Аннотация. В статье раскрыто содержание деятельности детской музыкальной школы № 3 г. Астана республики Казахстан, показана роль музыкальной школы в формировании личности с творческим типом мышления, возрождении национального искусства казахского эпоса, воспитании эстетической культуры.
CHILDREN'S MUSIC SCHOOL № 3 ASTANA
SUMMARY. The paper disclosed the content of children's musical school № 3 of the Republic of Kazakhstan, Astana, the role of the music school in the formation of personality with a creative mindset, the revival of the Kazakh national arts epic, bringing aesthetic culture.
Ключевые слова: детская музыкальная школа, формирование
творческой личности, возрождение национального искусства казахского эпоса, воспитание эстетической культуры.
Keywords: Children's Music School, the formation of a creative personality, the revival of the Kazakh national epic of art, education of aesthetic culture.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.АСТАНЫ
Детская музыкальная школа № 3 г. Астаны основана в 1985 году. В школе работают отделения: фортепиано, оркестровое, теоретическое, народных инструментов (казахских и русских), хоровые классы. Контингент учащихся -700 человек.
За годы работы выпущено 1321 учащихся. Выпускники школы продолжают учебу в Казахском национальном университете искусств, Евразийском университете, музыкальных колледжах и консерваториях Казахстана и России, музыкальной академии в Германии.
Формирование личности с творческим типом мышления, с развитой мировоззренческой культурой, способной сохранить и учредить мир и согласие между народами республики Казахстан становится смыслом и содержанием работы педагогического коллектива Детской музыкальной школы № 3 под руководством директора Достова В.А. - выпускника Уральской консерватории, лауреата международных конкурсов, и заместителя директора школы Чайниковой Т.В. - педагога высшей квалификационной категории, которая много лет трудится на благо школы.
Педагогическое проектирование в образовании способствует становлению новых форм общности преподавателей, учащихся, педагогической общественности, а также появлению новых технологий образования, способов педагогической деятельности и формированию нового типа мышления. Высокий профессионализм проектантов означает безупречное знание апробированных методов и средств своей работы, их грамотное использование и предполагает стремление развивать и совершенствовать как свой собственный опыт в этой области, так и интегративный опыт сообщества педагогов, методистов и учителей. Важнейшим условием эффективности инновационной деятельности любого профессионального учебного заведения является качество управленческих и педагогических кадров. Школа работает над темой «Формирование конкурентоспособной, компетентностной личности педагога и учащегося средствами коллективного музицирования".
Формирование культуры профессионального мышления обеспечивает гибкость сознания учащихся, открытость сознания новому и необычному, формирование умения рефлексивного отношения к своему «Я», к моральной и социальной ответственности. В системе образования до недавнего времени были приняты формы и методы обучения, ориентированные на овладение системой готового знания. В настоящее время всё чаще в качестве целей подготовки выступают деятельность, способность к её вариативности, личностные качества, определяющие не столько узкопрофессиональные характеристики специалиста, сколько уровень его культуры, интеллектуальное развитие. Самообразование - деятельность постижения культуры, приобщения к ней. В диалоге с культурой человек совершенствует свой интеллект, память, меняет всю структуру своей личности. Собственно говоря, цель самообразования и состоит в этой самосозидающей работе.
В сферу учения вовлекаются не только интеллект школьника, но и эмоции, стремления, волевые качества. Одной из ярких черт развивающего обучения являются добрые, доверительные, наполненные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимися. Созданию радостной обстановки, атмосферы увлеченности и удовлетворенности детей учением способствует все построение обучения и, прежде всего, богатство содер-
жания и образования, которое позволяет каждому ученику реализовать себя в приносящей удовлетворение деятельности.
Основная идея педагогов школы заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для нее типична установка на открытость общения с учащимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. Учебная деятельность ученика стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. Взаимоотношения по типу сотрудничества создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика. Демократизация межличностного общения является благодатной средой развития основных психологических свойств обучаемого. Важно создать атмосферу, в которой ученик сам и с удовольствием включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей. Усиление познавательной активности учащихся, создание условий для проявления их самостоятельности и инициативы приводят к понятию обучающей творческой деятельности. Общение - это урок сотворчества совместного мышления партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя.
Фундамент педагогики - идея помощи ученику. Задача педагога заключается в том, чтобы находить свои пути в поисках оптимальных средств обучения. Таким образом, связь между проблемами развивающего обучения и сотруднических отношений самая тесная. Реализацию принципов педагогики можно рассматривать как одно из важнейших условий достижения развивающего эффекта в обучении. И наоборот, атмосфера содружества учителя и ученика способна установиться лишь тогда, когда развитие выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.
Проблема соотношения обучения и развития актуальна в музыкальной педагогике. С точки зрения специалистов-музыкантов Г.М. Цыпина и Л.А. Баренбойма идея развивающего обучения положительно сказывается на формировании музыкально-исполнительских качеств. По убеждению Цыпина, задача педагога, работающего в системе музыкального образования - добиться максимально высокого развивающего эффекта в занятиях с учеником. «Взаимосвязь между усвоением музыкальных знаний и исполнительских навыков - с одной стороны, - и музыкальным развитием - с другой - вовсе не так прямолинейна и проста, как порой кажется педагогам. Обучение может идти по касательной к развитию и не оказывать на него существенного влияния; догматическое обучение, приводящее к усвоению и зазубриванию неких музыкальных шаблонов, может затормозить развитие и исказить мышление ученика».
Коллективное инструментальное музицирование - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Творческая атмосфера этих занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. Радость и удовольствие от совместного музицирования с первых дней обучения музыке - залог интереса ребенка к этому виду искусства. Полученные на уроках знания и навыки помогают детям в их занятиях по сольфеджио, на инструменте. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности, ритмике, хору способствует формированию их музыкального кругозора.
Музыкальный материал подбирается из лучших образцов детской музыкальной литературы. Многие пьесы знакомы детям по урокам специальности: Чайковский, Шуман, Гречанинов, Майкапар. Дети знакомятся с выдающимися примерами мировой музыкальной классики: отрывками из опер Моцарта, Глинки, Римского-Корсакова, балетов Чайковского, пьесами Грига, Дебюсси, популярными произведениями Прокофьева, Шостаковича, Свиридова, Гаврилина. Активно вовлекается в музицирование фольклорный материал. Все музыкальные фрагменты живо обсуждаются с детьми: ученики должны понимать характер музыки, объяснять, почему для оркестровки данного произведения выбраны те или иные инструменты, штрихи, динамика. Дети могут, исходя их характера музыки, предложить свою собственную оркестровку.
Учить детей активному восприятию музыки, извлечению из нее духовной радости, развивать эстетические вкусы учащихся, воспитывать их как пропагандистов высокого искусства музыки, стремящихся в жизни «сеять красивое, доброе, вечное» путем привлечения к концертно-просветительской работе школы, активизации детского музыкального творчества - в этом смысл и содержание работы коллектива Детской музыкальной школы № 3 г. Астаны.
Важная задача школы - просветительство, пропаганда общечеловеческих и национальных ценностей, возрождение национального искусства казахского эпоса, воспитание высокой эстетической культуры. Школьные фестивали «Музыка - самый интернациональный язык», «Музыкальная улыбка Нау-рыза» объединяют учащихся и педагогов.
Учащиеся и педагоги школы в творческом содружестве участвуют в конкурсах и фестивалях юных музыкантов, смотрах детских и педагогических талантов по всему миру. За последние три года подготовлено 90 лауреатов и дипломантов городских, республиканских и международных конкурсов и фестивалей «Наурыз - эр б^р YЙге», «Да здравствует игра!», «Ак кегершнн», «Жас дарын». Так, нами завоеваны гран-при на международном детском фестивале «Солнце в детских ладошках», г. Москва - руководитель Корганбекова Ш.Д.; дипломы I и II степени на международных конкурсах пианистов Джованни То-летти в г. Сан-Барталомео (Италия); VI международном конкурсе детского и юношеского творчества «Салют талантов» в г. Париж (Франция); II международном конкурсе пианистов им. С. Рахманинова в г. Франкфурт-на-Майне (Германия) в номинациях «ансамбль», «фортепиано» - педагог Половинкина Л.А. Регулярно наша школа занимает первые места на теоретических олимпиадах, в чем заслуга опытного педагога высшей категории Никитиной Л.П.
Приоритетной в музыкальной педагогике школы является опора на эмоционально насыщенный способ изучения каждого элемента музыки. Ежегодно в Международный День музыки - 1 октября - начинает работу Клуб юных музыкантов и детский музыкальный театр, который посвящает свои занятия музыкальному искусству казахского народа и мировой музыкальной культуре, проводит концерты-викторины, концерты-беседы, встречи с педагогами и студентами Казахского университета искусств и Евразийского университета.
Детская музыкальная школа № 3 отмечена в Республиканском информационном издании «Лидер образования Казахстана». За вклад в дело духовного обогащения молодого поколения столицы коллектив школы отмечен Благодарственными письмами Акима города Астаны Тасмагамбетова И.Н., Бла-
годарственными Письмами Акима района «Алматы» Ахметова С.П., Грамотами Управления образования г.Астаны, Почетным Дипломом Министерства культуры, Союза композиторов РФ. ДМШ № 3 г. Астаны стала победителем II Республиканского конкурса «Білім ^ясы» в номинации «Лучшая музыкальная школа» (приказ МОН № 619 от 04.12.2006 г.)
Музыка — источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи. (Сюньцзы)