Научная статья на тему 'История развития Европейского союза в 1946-2010 гг'

История развития Европейского союза в 1946-2010 гг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2578
538
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА В ЕВРОПЕ / СВОБОДА ДВИЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ЕВРОПЕ / НЕОДНОРОДНОСТЬ РАЗВИТИЯ СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС В ЕВРОПЕ / THE EUROPEAN UNION / EUROPEAN INTEGRATION / FREE MOVEMENT OF CAPITAL IN EUROPE / FREE MOVEMENT OF PEOPLE IN EUROPE / HETEROGENEITY OF THE EU MEMBERS DEVELOPMENT / DEBT CRISIS IN EUROPE / CRISIS OF 2008

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Соболева Мария Александровна

В статье поэтапно рассмотрены экономико-политические проблемы развития интеграции Европейского союза до 2010 г. Проанализировано влияние кризиса 2008 г. на экономику Европейского союза, а также проблемы долгового кризиса, начавшегося во многих странах-членах с в 2010 г. Приводятся основные достижения на современном этапе развития, в том числе реализация идеи четырех свобод в рамках с: движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Автор делает вывод о необходимости разработки более эффективных оценок степени соответствия страны-кандидата при принятии новых членов ЕС. Кроме того, подчеркивается проблема принятия общих решений при слишком большом количестве стран-членов ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF DEVELOPMENT OF THE EUROPEAN UNION IN 1946-2010

The article reviews economic and political problems of integration development of the European Union up to 2010. The author analyses the influence of the crisis of 2008 on the European Union economy as well as problems of the debt crisis that started in many countries including the EU members in 2010. The article presents main achievement of the present stage of development as well as the realization of the idea of the four freedoms within the EU the free movement of people, goods, services and capital. The author comes to the conclusion of the necessity of development of more effective tools for assessment of the level of requirements for the countrycandidate for the new member of the EU. Moreover, the author points out a problem of a great number of countries in decision making in the EU.

Текст научной работы на тему «История развития Европейского союза в 1946-2010 гг»

М.А. Соболева

и: сх

история развития Европейского Союза | в 1946-2010 гг.

си со

В статье поэтапно рассмотрены экономико-политические проблемы развития интеграции Европейского Союза до 2010 г. Проанализировано влияние кризиса 2008 г. на экономику Европейского Союза, а также проблемы долгового кризиса, начавшегося во многих странах-членах ЕС в 2010 г. Приводятся основные достижения на современном этапе развития, в том числе реализация идеи четырех свобод в рамках ЕС: движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов. Автор делает вывод о необходимости разработки более эффективных оценок степени соответствия страны-кандидата при принятии новых членов ЭС. Кроме того, подчеркивается проблема принятия общих решений при слишком большом количестве стран-членов ЕС.

Ключевые слова: Европейский Союз, европейская интеграция, свобода движения капитала в Европе, свобода движения физических лиц в Европе, неоднородность развития стран-членов ЕС, долговой кризис в Европе, кризис 2008 г.

Считается, что идея объединения Европы посредством создания экономического и политического союза европейских стран принадлежит премьер-министру Великобритании Уинстону Черчиллю. 19 сентября 1946 г. в университете Цюриха Черчилль призвал «построить нечто наподобие Соединенных Штатов Европы». Только что закончившаяся Вторая мировая война послужила тяжким опытом для людей всего мира и, особенно, для европейцев. Была очевидна необходимость прекращения распрей и войн между государствами. Спасти Европу от «националистических раздоров, порожденных Тевтонскими народами», как полагал Черчилль, могло только «воссоздание Европейской семьи», ее основой должно было быть «партнерство между Францией и Германией», именно эти две страны, по мнению премьер-министра Великобритании, должны были «вместе взять на себя лидерские обязательства» [12].

Историю развития Европейского Союза (ЕС) можно разделить на несколько этапов.

I. Период с 1946 по 1959 гг. - период становления интеграции мирной Европы. Важной вехой в развитии европейского объединения этого периода является создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) в 1951 г., а также Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и

Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в 1957 г. Эти ^ „ институты обязаны своим появлением министру иностранных дел Фран- х § ции Роберту Шуману, его план был опубликован 9 мая 1950 г. В част- щ | ности, в нем говорилось: «Единение европейских наций требует исклю- 3 чения извечной вражды между Францией и Германией. Французское * правительство предлагает совместное франко-германское производство 2 угля и стали... Главная задача - сохранение модернизации и улучшения ее качества в кратчайшее время, уравнение и улучшение условий жизни рабочих в этих индустриях...» [16].

Призывы Шумана дали новый толчок в развитии интеграции. Вскоре после декларации шесть государств (Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Италия, Люксембург) объединили свои отрасли тяжелой промышленности (добычу угля и производство стали) под общим управлением. Основной идеей плана Шумана было то, что совместные добыча угля и производство стали, крайне важных отраслей для военной промышленности, сделает невозможными какие-либо военные действия между Германией и Францией. Повышение стандартов жизни и мирные достижения ставились Шуманом в качестве основной задачи.

В 1955 г. Жан Монне, один из «отцов-основателей» Европейского союза, учредил Комитет борьбы за Соединенные Штаты Европы. При его создании впервые ставилась цель достичь четырех известных свобод: движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов. В 1959 г. был сделан первый шаг для достижения свободы движения товаров: первое понижение таможенных тарифов на 10% [1, с. 6].

В 1958 г. были приняты основные положения относительно сельскохозяйственной политики ЕЭС. Главной целью ставилось достижение независимости стран - членов ЕЭС в продовольственном плане от внешнего мира. Проводилась политика протекционизма для защиты фермеров от конкуренции со странами, не входящими в сообщество [Там же].

II. Период с 1960 по 1969 гг. - период экономического роста в ЕЭС. К 1968 г. внутренняя торговля стала беспошлинной. В 1965 г. были учреждены единый Совет и единая Комиссия Европейских сообществ, теперь организации ЕОУС, Евратом и ЕЭС действовали под единым управлением, что позволило повысить качество обработки угля и стали, ускорить модернизацию хозяйства стран - членов сообществ. Так родилась одна из мощнейших торговых групп в мире. В 1964 г. был создан Европейский фонд ориентации и гарантий сельского хозяйства (ФЕОГА) с целью достижения самообеспеченности продукцией сельского хозяйства членов сообщества. Быстрый экономический рост довольно быстро закончился кризисом перепроизводства в 1965-1966 гг. С этого времени

приоритеты в ЕЭС отдаются качеству продукции, сокращению излишков [1, с. 6].

III. В период 1970-1979 гг. наблюдался рост сообщества. Увеличилось количество стран ЕЭС. В 1973 г. к нему присоединились Дания, Ирландия и Великобритания. В 1970 г. были сделаны первые шаги к принятию единой валюты. Был установлен плавающий курс с очень узким коридором, законы спроса и предложения ограничивались политикой Центрального банка. В 1973 г. произошел нефтяной кризис из-за сговора стран -членов «Организации стран - эскпортеров нефти» (ОПЕК), что породило понятие «европессимизм» - отчаяние в политических кругах западноевропейских стран, идея о принципиальной невозможности интеграции [7].

В этот период ЕЭС впервые обращается к вопросу об охране окружающей среды. Были основаны такие организации, как «Гринпис» («Greenpeace»), введены первые законы, ограничивающие выбросы вредных веществ в атмосферу. Нефтяные кризисы повторялись и в следующие годы, вследствие чего ЕЭС пересмотрел план производства и развития экономики, лидирующая ранее тяжелая промышленность потеряла актуальность из-за подорожания нефти - необходимого для нее сырья. Начали развиваться нефтехимия и электротехника.

С 1979 г. жители стран ЕЭС получили возможность напрямую выбирать членов Европейского парламента, влияние которого на политику ЕЭС возросло. В 1975 г. были сделаны шаги по улучшению экономического положения отдельных регионов стран ЕЭС, перераспределение ресурсов с целью относительного уравнения благосостояния бедных и богатых районов - создан Европейский фонд регионального развития.

IV. Следующее десятилетие было ознаменовано падением Берлинской стены в 1989 г. и объединением Западной и Восточной Германии в 1990 г.

В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция.

В 1985 г. началось создание шенгенского пространства. Гражданам участвующих в этом процессе стран, а также гражданам третьих стран (при наличии въездной визы) предоставлялось право свободного передвижения по всей территории Европейского союза. Шенгенское соглашение изначально подписали семь стран: Бельгия, Германия, Испания, Франция, Люксембург, Нидерланды и Португалия.

Несмотря на отсутствие таможенных тарифов между странами - членами ЕЭС, торговля между ними не была вполне свободной, как это было обозначено в целях и задачах ЕЭС. Мешали социальные и административные разногласия между странами, стандарты, субсидии национальным производителям, импортные лицензии, различные процедурные предписания. Для решения этих проблем в 1986 г. был принят Единый

Европейский Акт. В нем была поставлена главная цель - создание эконо- ^ „ мического и валютного союза стран сообщества [10]. х §

V. Период 1990-1999 гг. - «Европа без границ». Председателем Евро- щ | пейской Комиссии (объединенного правительства) стал Жак Делор. 3 В 1992 г. в Маастрихте был подписан Договор о Европейском Союзе, | новое название символизировало достижение нового уровня интеграции. 2 Результатом Договора о Европейском Союзе стала система трех «опор»:

1) сообщества (ЕОУС, Евратом и ЕЭС) - наднациональный уровень;

2) общая внешняя политика и политика безопасности - государственный уровень;

3) внутренние дела и юстиция - государственный уровень.

Задачи Договора - введение единой валютной системы и создание экономического и валютного союза. Кроме того, в этот период было создано европейское полицейское ведомство - Европол, введено гражданство ЕС, т.е. свобода места проживания и голосования внутри ЕС. Однако больших изменений на уровне социально-экономических институтов не произошло, необходимая для дальнейшего развития интеграции реформа институтов не была проведена.

В 1995 г. в ЕС вступили три новых страны: Австрия, Финляндия и Швеция.

С 1993 г. в Евросоюзе осуществляется политика сплочения. Ее цель -сокращение разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами и регионами ЕС. Для помощи относительно бедным странам был создан Фонд сплочения. С 1990 г. сообщество приступило к строительству экономического и валютного союза. В мае 1998 г. был образован Европейский Центральный банк и определены 11 государств, которые первыми перешли к единой валюте. С 1 января 1999 г. евро был введен в безналичное обращение, а с 1 января 2002 г. - в наличное. Переход на единую валюту прошел четко и организованно. Реализация данного проекта является одним из самых крупных и символичных достижений европейской интеграции.

В 1997 г. в столице Нидерландов был подписан Амстердамский договор, который скорректировал Маастрихтский. В основном, он регулировал сферу юстиции и внутренних дел. Вопросы визового контроля, предоставления убежища, иммиграции, охраны внешних границ, а также правовое сотрудничество по гражданским делам теперь были переведены в компетенцию сообщества.

В 2000 г. главами государств и правительств был подписан Ниццкий договор, в котором уточнялись правила голосования для стран-членов ЕС. Учитывалось не только количество голосов, но и население прого-

лосовавших стран. Это было сделано, чтобы исключить возможность для малых стран блокировать решения основного сообщества.

VI. Современный этап. С 2000 г. по настоящее время.

Глобализация в экономической сфере способствовала экономическому развитию во многих странах, но также привела к большей нестабильности в мировой экономике. Рыночная модель, установленная во многих странах, привела к свободному передвижению капиталов. Развиваются информационные технологии, уменьшаются трансакционные издержки, процессы ускоряются. Экономическое, политическое сотрудничество стран привело к их сильной взаимозависимости, к созданию сложной быстро развивающейся экономической системе, мелкое изменение (в рамках одной страны или региона) приводит к изменению всей системы.

2000 - 2007 гг. - период дальнейшего расширения ЕС. В 2004 г. к нему присоединились еще восемь стран: Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Польша, Словения, Словакия, Кипр, Мальта. В 2007 г. 25 стран-членов подписали договор о Европейской Конституции. Это была бы самая объемная конституция в мире, но договор не вступил в силу, т.к. жители Франции и Нидерландов на проведенном референдуме проголосовали против.

В 2007 г. в ЕС вступили Болгария и Румыния. В этом же году 27 странами был подписан Лиссабонский договор. Как пишет Н.Ю. Кавешников, «закончилась мучительная череда институциональных реформ, которые шли в Евросоюзе с середины 1990-х годов. Достаточно вспомнить основные вехи этого процесса: Амстердамский договор 1997 г., Ниццкий договор 2000 г., Конституция ЕС 2004 г. и Лиссабонский договор 2007 г.» [3, с. 55]. Лиссабонский договор, с одной стороны, содержит много норм, входивших в непринятую Конституцию, что объяснимо, т.к. договор был принят в качестве ее замены. С другой стороны, договор сформулирован как «набор поправок в действующие договоры» [Там же, с. 58], чтобы не задеть национальные интересы стран-членов ЕС.

Рассматривая результаты Лиссабонского договора, можно выделить несколько главных направлений: институциональные изменения, уточнение и конкретизация сферы влияния ЕС, реформы в системе органов управления ЕС, реформы в ОВПБ (Общая внешняя политика и политика безопасности). В частности, отменена структура трех опор, Европейское экономическое сообщество и Евратом упразднены, теперь ЕС является единственным институтом, в рамках которого происходит интеграция. Выделяется пять типов компетенции ЕС: «исключительная; совместная; координирующая; полномочия действовать в целях поддержки, координации или дополнения действий государств-членов; специфическая

компетенция в сфере ОВПБ» [3, с. 60]. Введена должность основного ^ „ руководителя ЕС - председатель Европейского Совета, что должно уве- 1 § личить эффективность работы ЕС, упростить процесс принятия адми- щ 1 нистративных решений. Сделаны шаги по отмене права вето стран-чле- 3 нов, в соответствии с договором это право сохраняется «в сфере ОВПБ, * социальной политике, налоговой политике, в вопросах борьбы с финан- 2 совыми нарушениями, в сотрудничестве по вопросам уголовного права и ключевых аспектах экологической политики» [Там же, с. 61]. Прийти к компромиссу 27 странам крайне сложно, единогласное решение в такой ситуации маловероятно, поэтому по остальным вопросам решения принимаются на основании голосования квалифицированным большинством. Кроме того, усилена роль Европарламента, что свидетельствует о курсе на дальнейшее развитие интеграции. Также появилось положение об «обязательности совместных действий по отражению агрессии против одного из государств-членов», что говорит о том, что такое предназначение ЕС, как сохранение мира в Европе, действует в полную силу.

В ответ на начавшийся в 2008 г. экономический кризис ЕС усиленно работал в рамках программы по защите частных сбережений, поддержке доступных кредитов для бизнесменов и домохозяйств, корректировке систем финансового управления. Более чем 2 трлн. евро было выделено на восстановление экономики в период кризиса [14]. В 2010 г. были приняты меры по защите финансовой стабильности в ЕС, был создан Европейский финансовый стабилизационный механизм и Европейский Фонд финансовой стабильности. Вместе с вкладами Международного валютного фонда (МВФ) эти органы, обеспечивая финансовую стабильность, внесли более 750 млрд. евро [3].

Тем не менее, кризис 2008 г. сильно ударил по экономике ЕС. В 2009 г. во всех странах ЕС наблюдался экономический спад, за исключением Польши, в которой темп прироста ВВП составил +1,6% [11]. Такое положение Польши было вызвано политикой крайне умеренного финансового сближения с более развитыми странами ЕС и сохранения относительно независимого экономического положения страны. Польша не допускала активной кредитной экспансии со стороны иностранных банков. Кроме того, данная страна устойчиво увеличивала инвестиции в основной капитал, оборудование, что позволило в конечном итоге быстро преодолеть последствия кризиса и быстро развиваться уже в 2010, 2011 гг. [13]. Также Польша не имела на момент наступления кризиса столь сильной зависимости от экспорта в страны западной Европы. Эта страна активно использовала монетарные инструменты, чтобы ослабить негативное влияние кризиса на экспорт товаров и услуг, т.к. не имела фиксирован-

к ного курса с евро, несмотря на то, что в долгосрочной перспективе имеет цель вступления в зону евро. Из сказанного выше следует, что, хотя име-^ ются большие преимущества интеграции стран-членов ЕС, существует Л проблема разнородности в развитии старых и новых членов ЕС. Поэтому § в лучшем положении оказываются страны, которые, учитывая свою дол-

со

госрочную цель все больше интегрировать экономику ЕС, тем не менее, сохраняют свои достаточно независимые позиции на рынках ЕС, развивают производственный сектор, проводят политику стимулирования инвестиций в основные фонды, не допускают значительной задолженности другим странам-членам ЕС.

Отдельно выделяют долговой кризис, из которого некоторые страны ЕС до сих пор не могут найти выхода. «Долговой кризис в Европе впервые проявился в конце 2009-2010 гг. и обострился в середине 2011 г.» [9]. Особенно в тяжелом положении оказались такие страны, как Греция, Италия, Португалия и Ирландия, в которых к 2010 г. долг составил более 100% ВВП [11]. Этим странам оказывается финансовая помощь со стороны властных органов ЕС. В странах-должниках проводится так называемая политика затягивания поясов, в результате которой уже в 2010 г. во многих странах происходили протесты со стороны населения [2].

Подводя итоги истории развития Европейского Союза в 1946-2010 гг., следует отметить, что европейская интеграция развивалась неравномерно, существовали периоды отклонения политики ЕС от намеченной цели, шаги назад, угрозы существованию объединения. В целом же были получены значительные достижения. Практически полностью реализована идея четырех свобод. Физические лица свободны в выборе места жительства и работы. Свобода движения капитала способствует оптимальному распределению ресурсов внутри ЕС и росту эффективности. Свободы движения товаров и услуг несколько ограничены существующими барьерами, но эта проблема рассматривается органами управления ЕС и находится в процессе решения. Важным достижением является введение единой валюты в 17 странах ЕС, что позволяет двигаться к такой интеграционной цели, как создание общего внутреннего рынка ЕС, способствует сокращению трансакционных издержек путем введения общих правил и стандартов.

Основными проблемами ЕС на сегодняшний день является проблема разнородности в экономическом развитии его стран-членов, что приводит к дисбалансам в экономике. Последнее расширение ЕС не было достаточно подготовлено. Уровни развития экономики в Польше, Болгарии, Румынии, странах Балтии значительно расходятся с уровнем развитых стран ЕС. Поспешное принятие их в ЕС было вызвано стремлением по-

лучить большую выгоду от использования трудовых, территориальных, ^ „ сырьевых ресурсов этих стран, а также догнать по темпам экономического х § роста, развития США и Китай. ЕС следовало бы подождать с расширени- щ J ем, а также подробно пересмотреть маастрихтские критерии [11], вклю- i чив в них оценку качественных показателей присоединяющихся стран, * что позволило бы оценить реальную обстановку. Необходимо разработать s более эффективные инструменты оценки степени соответствия страны Европейскому Союзу. Кроме того, план европейской интеграции, появившийся в середине XX в., сильно расходится с результатами, которых достиг ЕС сегодня. Слишком большое количество стран-членов сильно усложняет процесс принятия решений, что не способствует эффективному развитию дальнейшей интеграции. Высокий уровень задолженности государств сужает возможности проведения политики поддержки экономики. Таким образом, достижений у ЕС больше, чем недостатков, однако не следует проводить дальнейшее расширение, не решив назревшие проблемы внутри союза.

Библиографический список

1. Борко Ю., Буторина О. История развития Европейского Союза // Европейская интеграция: Учебник / Под ред. О.В. Буториной. М., 2011. С. 81-117.

2. В Европе проходят многотысячные протесты против «затягивания поясов» в ЕС // РБК. URL: http://top.rbc.ru/society/29/09/2010/473941.shtml (дата обращения: 30.02.2014).

3. Кавешников Н.Ю. Лиссабонский договор и его последствия для развития ЕС // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 2. С. 54-76.

4. Кризис ЕС и перспективы европейской интеграции (политические аспекты) / Отв. ред. Арбатова Н.К., Кокеев А.М. М., 2013.

5. Критерии конвергенции // Евростат. Официальный статистический сайт ЕС. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Glossary: Convergence_criteria (дата обращения: 12.12.2013).

6. Кузнецов А.В. Межрегиональные контрасты в Европейском союзе // Перспектива. URL: http://www.perspektivy.info/rus/gos/mezhregionalnyje_kontrasty_v_ jevropejskom_sojuze_2008-12-09.htm (дата обращения: 12.12.2013).

7. Медушевский А. Европейская интеграция: механизмы взаимодействия // Вестник Европы. 2006. № 17. С. 5-18.

8. Никонов В.А. Куда идет Европа? // Стратегия России. 2012. № 10.

9. Потапова И. Долговой кризис в ЕС // Мировое и национальное хозяйство. 2012. № 1.

10. Семенова Н.С. Социальное право ЕС. Правовые основы экономического и социального регулирования ЕС: Учебно-метод. пособие. М., 2010.

11. Статистика темпов роста ВВП и государственного долга // Евростат. Официальный статистический сайт ЕС. URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/ tgm/table.do?tab=table&init=1&plugin=1&language=en&pcode=tec00115 (дата обращения: 12.12.2013).

12. Черчилль У. Речь в цюрихском университете // Вестник Европы. 2009. № 26-27.

13. Approaching storm. Report on transformation. Central and Eastern Europe and the eurozone crisis // 22nd Economic Forum Krynica Zdroj, Poland, 4-6th of September 2012. URL: http://www.pwc.pl/pl/publikacje/pwc_approaching_ storm_report_on_transformation.pdf. (дата обращения: 12.12.2013).

14. Economic and Monetary Union // Ec.europa.eu. URL: http://ec.europa.eu/ economy_finance/euro/emu/index_en.htm (дата обращения: 12.12.2013).

15. Report on Public finances in EMU European Economy. European Comission // Economic and Financial Affairs. 4.2013. URL: http://ec.europa.eu/economy_ finance/publications/european_economy/2013/pdf/ee-2013-4.pdf (дата обращения: 12.12.2013).

16. Schuman Robert Declaration of 9th May 1950 // European Issue № 204, 2011. URL: http://www.robert-schuman.eu/en/doc/questions-d-europe/qe-204-en.pdf (дата обращения: 12.12.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.