ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
БАЙДУРИН М.С.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются современные тенденции и перспективы развития глобальной интеграции в мировом экономическом пространстве. Показано, что именно новый тип интеграционных отношений в ЕС можно считать основной причиной экономических кризисов и стагнации в ряде стран ЕС и в самой интеграционной группе.
Ключевые слова: глобальная интеграция, мировое экономическое пространство, экономические кризисы, экономико-политическое сотрудничество.
BAYDURIN M.S.
MODERN TENDENCIES OF GLOBAL INTEGRATION IN THE WORLD ECONOMIC SPACE
Abstract. The article considers modern traditions and prospects of development of global integration in world economic space. It is shown that the new type of integrational relations in the EU specifically can be considered the main reason for economic crisises and stagnation in a number of EU countries and in the integrational group itself. Keywords: global integration, world economic space, economic crisises, economical and political cooperation.
Введение
Мировой интеграционный процесс, начавшийся в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в Европе, охватил развивающиеся страны Латинской Америки, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Интеграционные процессы сдерживались нефтяными кризисами 1970-х гг. и мировым экономическим кризисом в начале 1980-х гг.
С конца 1980-х гг. в различных регионах земного шара начался современный этап в развитии международной экономической интеграции, который в сравнении с предыдущим периодом отличался интенсивностью и новыми качественными характеристиками, обусловленными активизацией западноевропейской интеграции; началом интеграционных процессов в Северной Америке; оживлением интеграционных процессов в развивающемся мире.
В условиях глобализации региональная экономическая интеграция выступает объективным процессом хозяйственно-политического взаимодействия стран-участниц, предполагающим сближение, взаимопроникновение и сращивание национальных экономик на разных уровнях и в различных формах в единую систему отношений, принимающую в ходе переговоров и согласований форму интеграционных соглашений, регулируемых наднациональными институтами. Мировой опыт показывает: интеграция как сложный и противоречивый процесс, в значительной степени основывающийся на различиях интересов взаимодействующих сторон, достаточно легко протекает в сферах рыночного (товарного) обращения, менее поддается в производственной сфере, наиболее сложен в валютной сфере [1-3].
1. Международные и региональные (субрегиональные) интеграционные объединения
Распространенные в мировом сообществе международные и региональные (субрегиональные) интеграционные объединения можно свести к следующим группам:
- межгосударственные (межправительственные) универсальные и специальные организации, учрежденные на основе международных договоров для выполнения определенных целей группой или группами государств-членов, являющихся субъектами национального и международного права (универсальные организации — ООН; специальные организации, входящие в
состав универсальных организаций, — система специализированных организаций ООН (МВФ, МБРР, МАГАТЭ, ВОЗ, МОТ, ЮНКТАД, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, ЮНИДО и др.); специальные организации - НАТО, ОЭСР, ВТО, ВОИС, ОПЕК, ОАПЕК и др.;
- международные неправительственные организации (МНПО), созданные в результате совпадения интересов физических и/или юридических лиц, являются субъектами только национального права (Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.). Типы МНПО — политические, идеологические, социально-экономические, профсоюзные; женские организации (по охране семьи и детства); молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские; в области печати, кино, радио, телевидения и др.;
- неформальные международные организации, оказывающие влияние на развитие мирового хозяйства ^7, G8, G20, Парижский клуб, Лондонский клуб);
- крупнейшие региональные экономические группировки: Европа — Бенилюкс, ЕОУС, Евратом, ЕАСТ, ЕЭС/ЕС; Северная Америка — НАФТА; Латинская Америка — МЕРКОСУР, УНАСУР; Юго-Восточная Азия — АТЭС, АСЕАН; Азия — ОЭС-ЭКО, ЦАС; Африка — ЮАТС, АфЭС, ОАЕ, АС, ЮДЕАК.
Международные неправительственные организации широко представлены не только в развитых странах со сложившимся гражданским обществом, но и во многих активно развивающихся странах с относительно невысоким уровнем развития гражданского общества.
Независимые государства Западной Европы, Северной и Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионов мира объединяются в тесные интегрированные экономические союзы, активно развивают кооперационные и торговые международные связи на основе заключения политических, экономических, военных и других двусторонних и многосторонних соглашений. Отдельные этапы интеграционного процесса предполагают либерализацию взаимной торговли, создание общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободу межгосударственного передвижения факторов производства, унификацию макроэкономической политики, создание надгосударственных органов управления.
В условиях глобализации степень интегрированности государства в мировое хозяйство определяет характер и уровень его взаимоотношений с международными экономическими структурами. Одним из наиболее значимых аспектов вхождения новых независимых государств в сферу мировых экономических отношений является интеграция экономики стран СНГ в систему международных экономических объединений. Сегодня взаимодействие практически всех стран СНГ с международными организациями и странами, входящими в состав региональных интеграционных структур ЕС, АТЭС, АСЕАН, СНГ, ЕврАзЭС и др., становится все более востребованным (табл. 1). Причем часть этих стран из-за дефицитности собственных финансово-политических возможностей функции представительства в международных организациях и интеграционных структурах осуществляет номинально либо через российские структуры. Полноценно свое участие в интеграционных структурах осуществляет Россия, Казахстан и Украина.
Так, пять традиционных форматов региональной интеграции дополнились тремя новыми композициями — зоной свободной торговли плюс, единым рынком, общим экономическим пространством. «Зона свободной торговли плюс, ЗСТ+» предполагает либерализацию не только торговли товарами, но и других сфер экономического сотрудничества (торговля услугами, обмен инвестициями и рабочей силы, вопросы охраны интеллектуальной собственности, гармонизация конкурентной политики и технического сотрудничества и др.); «единый рынок» как промежуточный этап между общим рынком и экономическим и валютным союзом, означавший устранение административных, технических и налоговых барьеров на пути свободного движения товаров, лиц, услуг и капиталов (так называемые «четыре свободы»); «общее экономическое пространство»1, характеризуемое соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства [4].
Интеграционные процессы привели к созданию многочисленных региональных и субреги-
1 Устоявшегося определения понятия «общее экономическое пространство» как особого формата региональной интеграции на сегодняшний день не выработано. Можно рассматривать три «экономических пространства», оформленные соответствующими соглашениями: Европейское экономическое пространство с участием ЕС и стран ЕАСТ (в начале 1990-х гг.); Общее экономическое пространство России и ЕС (с 2005 г.); Единое экономическое пространство на базе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (с 1 января 2012 г.).
ональных блоков, своими целями провозгласивших выход на стадию экономического сотрудничества. На текущий момент в мире насчитывается около 20 крупнейших международных экономических объединений интеграционного типа, которые охватили основные регионы и континенты земного шара.
В табл. 1 приведены сравнительные данные о наиболее развитых интеграционных группировках мира (по состоянию на 2009/2010 гг.).
Таблица 1
Сравнительные показатели наиболее влиятельных в современном мировом хозяйстве региональных интеграционных блоков [5]
Региональный блок Население, млн чел. ВВП (млрд долл. США) ВВП на душу населения долл. США Количество стран-участниц
2009 г. 2010 г. рост,%
Еврозона 296,88 11126,61 10870,14 -2,30 36,614 17
ЕЭЗ 497,43 14929,61 15193,29 +1,77 30,544 30 (27 стран ЕС)
НАФТА 456,46 17112,00 17615,00 +2,94 38,590 3
АТЭС 2758,84 39118,14 41205,81 +5,34 14,179 21
ЭКОВАС 294,65 530,20 561,42 +5,89 1,905 15
СНГ 271,27 3000,40 3124,69 +4,14 11,520 11: (6 членов ЕврАзЭС — Армения, Азербайджан, Туркмения, Украина, Молдавия)
G8 879,08 30435,00 31512,00 +3,54 35,847 8
БРИКС 2932,00 17386,00 18869,00 +8,52 6,483 5: Бразилия, КНР, Индия, Россия, ЮАР
ШОС 1541,89 12079,16 12389,33 +0,03 7,136 6: КНР, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан
Крупнейшим современным интеграционным центром мирового масштаба является триада — Европейский союз (ЕС), в состав которого входят 27 государств2, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), объединяющее 3 государства, и Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), членами которого являются 21 страна (в т. ч. и Россия).
Основа интеграции — прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические и др.) связи на уровне первичных субъектов хозяйствования, которые в своем развитии обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств. Результаты региональной интеграции проявляются в: синхронизации процессов социально-экономического развития стран, сближении значений национальных макроэкономических показателей; углублении взаимозависимости хозяйств; росте ВВП и производительности труда; росте масштабов производства; формировании региональных рынков.
Сравнительные показатели макроэкономических показателей крупнейших региональных интеграционных блоков (табл. 1) подтверждают существенное отставание стран СНГ от стран ЕЭЗ, НАФТА и АТЭС по показателям ВВП и ВВП на душу населения. Вместе с тем СНГ опережает ЕЭЗ и НАФТА по росту ВВП, что свидетельствует о высоких потенциальных интеграционных возможностях стран постсоветского пространства.
2. Особенности интеграционных процессов в Европе
Европейская экономическая интеграция начала осуществляться в 1948 г., когда правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга объявили о создании экономического союза, названного Бенилюксом. В 1949-1950 гг. в рамках Бенилюкса были отменены ограничения на
2 С 01.07.2013 равноправным 28-м членом ЕС стала Хорватия.
импорт промышленной продукции, а к середине 1950-х гг. стали свободно обращаться рабочая сила и капиталы.
Инициированная политическими решениями, принятыми на уровне руководства ведущих западноевропейских государств, интеграция в Европе носит характер многоэтапного процесса, в котором важную роль сыграл план Маршалла.
Принято выделять четыре этапа интеграции Европы.
— Первый этап — начало европейской экономической интеграции (1951-1964): практическими преемниками У. Черчилля стали Жан Моне и Роббер Шуман. С созданием ФРГ в 1949 г. в качестве альтернативы возрождения франко-германского сотрудничества Ж. Монне подготовил проект создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а Р. Шуман взялся за его практическую реализацию.
Парижский договор, подписанный 18.04.1951 главами правительств Италии, Франции, ФРГ и странами Бенилюкса, послужил правовой базой создания ЕОУС по совместному производству угля и стали.
Новый импульс европейская интеграция получила после Мессинской конференции 1955 г., на которой был поставлен вопрос о создании единой Европы путем развития общих институтов, постепенного слияния национальных экономик, образования Общего рынка.
Воплотивший в жизнь основные положения Мессинской конференции Римский договор 1957 г., ставший реальной основой западноевропейской интеграции, учредил Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом): ЕОУС управлялось Верховным органом в составе 9 членов, действовавшим по принципу большинства голосов и имевшим полномочия принимать решения, выносить рекомендации, взимать сборы с предприятий, налагать штрафы и контролировать производство и инвестиции в 6 странах; судом, уполномоченным определять правомерность решений и рекомендаций Верховного органа; советом министров и ассамблеей, имевшей право оценивать деятельность Верховного органа и 2/3 голосов отправлять в отставку совет министров; ЕЭС создан как таможенный союз 6 государств, призванный обеспечить постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами, ликвидацию ограничений в трансграничном перемещении товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов, проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства, создание валютного союза, унификацию налоговой системы, сближение национальных законодательств, разработку принципов согласования экономической политики; Евратом должен был способствовать объединению ядерных ресурсов.
ЕЭС, в которое вошли 6 наиболее развитых стран — Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ и Франция, заняло центральное место среди западноевропейских зон свободной торговли. В 1960 г. в рамках Стокгольмской конвенции семь государств в составе Австрии, Великобритании, Дании, Норвегии, Португалии, Швейцарии и Швеции, которые, по тем или иным причинам не могли или не желали присоединиться к ЕЭС, сформировали альтернативную организацию - Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ).
— Второй этап — слияние ЕОУС, Евратом и ЕЭС (1965-1991): Брюссельский договор 08.04.1965 объединил органы ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру (Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС заменили Комиссию и Совет Евратома и Верховный орган и Совет ЕОУС). В 1973 г. к ЕЭС, неофициально именовавшимся «Общим рынком», присоединилась Великобритания, Ирландия и Дания, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В феврале 1986 г. в Люксембурге был подписан Единый европейский акт.
— Третий этап — формирование Европейского сообщества (ЕС) (1992-2003): в 1992 г. государства, входящие в ЕЭС, подписали Маастрихтский договор о создании Европейского сообщества (ЕС) как нового качества европейской интеграции, означавшего переход от уже созданного единого рынка к Экономическому и валютному союзу (ЭВС) на основе разработки Общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ), Общей политики в области внутренних дел и юстиции. С 01.01.1995 полноправными членами ЕС стали 15 стран — Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция.
В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, имевший отношение к общей внешней
политике и политике безопасности ОВПБ, созданию «пространства свободы, безопасности и правопорядка», координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.
С 01.01.1999 введена единая расчетная единица — евро. В валютный союз вошли не все члены ЕС — вне зоны евро оказались Великобритания, Греция, Дания и Швеция.
— Четвертый этап — расширение ЕС (с 2004 г.): в 2004 г. реализовался амбициозный проект по расширению Европейского союза за счет Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Словении, Кипра и Мальты с общим населением около 75 млн чел. (рис. 1.3). По завершению присоединения был подписан соответствующий договор. По состоянию на июнь 2012 г. странами-участницами ЕС являются 27 государств — Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. По состоянию на 2010 г. площадь территории ЕС — 4 324 782 км2, население — 501,064 млн чел.
Европа использовала все формы регионального интеграционного процесса — зону свободной торговли (ЗСТ), таможенный союз (ТС), общий рынок (ОР), экономический союз (ЭС); экономический и валютный союз (ЭВС) (рис. 1).
В 1958-1967 гг. западноевропейская интеграция 6 стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) развивалась в формате зоны свободной торговли: были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, при этом каждая страна-участница сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран.
В 1968-1986 гг. в формате таможенного союза страны-участницы интеграционной группировки ввели единые внешние таможенные тарифы для третьих стран, установив уровень ставок единого таможенного тарифа по каждой товарной позиции как среднее арифметическое национальных ставок.
В 1987-1992 гг. страны-участницы (ЕЭС-12) формировали общий рынок как пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, услуг, капиталов и гражданских лиц путем ликвидации пограничных таможенных постов и паспортного контроля, унификации технических стандартов и системы налогообложения, проведения взаимного признания образовательных сертификатов.
1945 - 1957 -р заработка проектов объединения Европы - поиск взаимоприемлемых вариантов: -отраслевая интеграция
41958 - 196 7 ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЗСТ) ЕЭС -6
4196 8- 1986 ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ (ТС) ЕЭС -9 (1973) ЕЭС -12 (1986)
I
1987 - 1992 ОБЩИЙ РЫНОК (ОР) ЕЭС -12
41993 -2000 ЭКОНОМИЧЕСКИМ СОЮЗ (ЭС) ЕС -15 (1995)
I
с 200 1 - по настояшее время ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ (ЭВС) евро (1999) ЕС -25 (2004) ЕС -27 (2007)
Рис. 1. Эволюция форм интеграции в Европе www.rppe.ru
В 1993-2000 гг. страны-участницы (ЕЭС-15) создавали экономический союз, а с 2001 г. (ЕС-25, 2004; ЕС-27, 2007) функционируют в условиях экономического и валютного союза: переход на единую западноевропейскую валюту «евро», введение Шенгенского единого визового режима.
Сравнительные данные о ВВП Европейского союза и 7 крупнейших экономик мира в 2009/2011 гг. представлены на рис. 2.
Рис. 2. Евросоюз и 7 крупнейших экономик мира по номинальному ВВП (2009/2011) [6П 7]
ВВП Евросоюза в 2009/2011 гг. несколько превосходил ВВП США, что можно связать с объединением Европы и введением единой валюты. Европейский союз стал крупнейшей экономикой мира со своей валютой и перспективами роста, которые определяются не только ростом экономик стран Евросоюза, но и за счет вступления новых стран.
Основные провозглашенные цели обновленного ЕС — построение политического союза на основе введения европейского гражданства; обеспечения свободы, безопасности и законности; содействия экономическому и социальному прогрессу; укрепления роли Европы в мире.
09.05.2010 было заключено соглашение о создании Европейского механизма финансовой стабильности (European Financial Stability Mechanism, EFSM) с целью предоставления финансовой помощи странам еврозоны, испытывающим экономические затруднения. При этом Великобритания отказалась присоединиться к Фонду, посчитав участие в нем слишком обременительным для страны. На получение средств по линии EFSM могут рассчитывать только члены еврозоны [8] (табл. 2).
Таблица 2
Доля стран еврозоны в капитале EFSF [9]
№ Страна Доля в капитале (млрд евро) № Страна Доля в капитале (млрд евро)
1 Германия 119,39 9 Португалия 11,03
2 Франция 89,65 10 Финляндия 7,90
3 Италия 78,78 11 Ирландия 7,00
4 Испания 52,35 12 Словакия 4,37
5 Нидерланды 25,14 13 Словения 2,07
6 Бельгия 15,29 14 Люксембург 1,10
7 Греция 12,38 15 Кипр 0,86
8 Австрия 12,24 16 Мальта 0,40
Одним из вариантов последствий современного европейского кризиса специалисты в сфере европейской интеграционной политики называют частичный выход некоторых стран из евро-зоны, например, Греции, Португалии и Италии, и возможный отказ от евровалюты во избежание дефолта по своим обязательствам.
3. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке
Среди многочисленных региональных объединений североамериканская интеграция занимает особое место — для ее характеристики обычно используют выражения типа «глубокая интеграция» и «структурная взаимозависимость». Территория современной Северной Америки является зоной свободной торговли, называемой официально Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим экономическую супердержаву США, высокоразвитое государство Канаду и крупную развивающуюся страну Мексику и функционирующим с 1994 г. По состоянию на 2010 г. НАФТА представляет крупнейшую в мире региональную зону площадью 21588,638 тыс. км2 с населением в 430,495 млн чел.
НАФТА представляет собой интеграционное объединение двух развитых государств (членов «Большой Восьмерки» — США и Канады) и развивающегося государства (Мексики).
Начало интеграционных процессов в Северной Америке принято датировать 1947 г., когда по инициативе Администрации США был принят план Эббота, основная цель которого заключалась в стимулировании инвестиций США в ведущие отрасли канадской экономики. В 1959 г. США и Канада заключили соглашение о совместном военном производстве, которое в значительной степени способствовало сближению национальных экономик, внедрению американских стандартов в канадское производство военной техники.
НАФТА — главное соглашение о региональной экономической интеграции для США, которое усиливает их позиции в мировой экономике и политике. Согласно экспертным оценкам, торгово-экономические и производственные связи с партнерами по НАФТА ежегодно увеличивают объем американского ВВП на 2-3%. С середины 1990-х гг. по середину первого десятилетия XXI в. США экспортировали в Канаду товаров больше, чем во все страны ЕС; при этом в последние годы Канада выступает для США главным зарубежным рынком сбыта, а Мексика занимает вторую позицию. Несмотря на растущую конкуренцию со стороны Китая и других стран БРИК, доля Канады и Мексики в американском экспорте в 2010 г. по-прежнему составляла почти 1/3 (32,3%). Что же касается импорта, то здесь утрата позиций была более заметной: в 2003 г. Китай оттеснил со второго места сначала Мексику, а в 2007 г. с первого места — и Канаду. В целом доля стран НАФТА в американском импорте снизилась до 26,5% (2010 г.). Тем не менее Канада и Мексика удерживают стратегически важные позиции крупнейших поставщиков в США энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов) [10].
Экономическая интеграция Мексики с США в рамках НАФТА — один из этапов сложной эволюции взаимоотношений двух стран. НАФТА не возникла спонтанно, а явилась результатом процесса, начавшегося задолго до 1994 г. Подписание Соглашения о НАФТА означало открытие доступа Мексики на американский рынок, поглощающий в последние годы около 80% мексиканского экспорта, способствовало сдерживанию протекционизма со стороны США и росту притока инвестиций в Мексику. Соглашение стало логическим шагом на пути неолиберальных реформ в Мексике в начале 1980-х гг. и отказа от импортозамещающей стратегии развития в пользу экспорта.
Проект североамериканской интеграции характеризуется тенденцией к расширению путем привлечения в зону свободной торговли новых участников — государств Южной Америки, что связано с ограниченностью экономических совокупных потенциалов стран НАФТА и стремлением развитых США и Канады, а также развивающейся Мексики к большему проникновению на рынки Южной Америки.
4. Особенности интеграционных процессов в Азиатско-Тихо-океанском регионе
Сложность интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) состояла в том, что, в отличие от Европы, где страны на момент начала интеграции по своему экономическому и политическому развитию были более или менее сопоставимы, государства бассейна Тихого океана имели существенные несоответствия в уровне развития своих экономических,
культурных и политических систем.
Рост протекционизма и регионализма в мировой экономике, отсутствие многосторонних механизмов взаимодействия в историческом прошлом Азиатско-Тихоокеанского региона, географические, политико-экономические и социально-культурные различия требовали от стран региона поиска новых подходов и форм в развитии отношений, создания собственного регионального интеграционного объединения. Первые попытки интеграции вАТР предпринимались еще в 1960-егг.
Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), на который возлагались надежды по обеспечению институциональной основы тихоокеанского экономического сотрудничества, создан в 1989 г. В период 1989-1994 гг. были сформированы основные рабочие органы (бюджетный комитет и секретариат АТЭС), запущены механизмы совещаний министров иностранных дел и торговли, заседаний старших должностных лиц и экспертных встреч, приняты 9 принципов азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, сформулированы главные задачи объединения. С 1993 г. в рамках Форума стали проводиться встречи на высшем уровне, определяющие основные пути интеграции в регионе.
1994 г. отмечен провозглашением «богорских целей» АТЭС — достижение к 2020 г. условий свободной торговли и инвестиций.
По состоянию на 1998 г. число стран АТЭС достигло 21 (включая Россию). Сегодняшняя основная задача состоит в выводе объединения на качественно новый уровень, разработка планов действий по развитию инициатив и устранению противоречий с учетом высокой разнородности стран-участниц.
Экономический подъем Китая, высокие темпы развития Индии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона сопровождается субрегиональными, региональными и межрегиональными инициативами, направленными на развитие диалога и сотрудничества в АТР. Генерирование этих инициатив происходит на фоне роста взаимозависимости и взаимодополняемости экономик, проявления стремлений учитывать национальные и региональные интересы. Их реализация вызывает соперничество мировых лидеров (США, Китая) за влияние в этом районе мира. Россия, став участником межправительственного многостороннего форума в АТР, также получила возможности оказывать определенное влияние на происходящие в регионе процессы.
Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) — третий по значимости центр мировой интеграции, в котором сосредоточены масштабные экономические, финансовые, научно-технологические и людские ресурсы, по своей важности сопоставимые с его политическим, военно-стратегическим значением. Интеграция в рамках АТЭС опирается на принципы открытого регионализма, односторонней либерализации, консенсуса и добровольности, что способствует эволюционному и постепенному развитию отношений взаимозависимости и дополняемости. Созданный изначально как структура для формирования условий беспрепятственной торговли, сегодня АТЭС превратился в многопрофильный форум, способный разработать и предложить странам-участницам рецепты по осуществлению структурных реформ и упрощению торговых процедур, меры по обеспечению экономической безопасности. АТЭС сохраняет роль регионального координатора и консультативного механизма сближения национальных курсов развития членов объединения.
Как подтверждает мировой опыт, масштабное интеграционное сотрудничество в странах ЕС, НАФТА и АСЕАН приводит к росту международной конкурентоспособности, повышению специализации и диверсификации производства, обеспечению технологической кооперации, снижению производственных затрат и транзакционных издержек. Ликвидация тарифных барьеров способствует укрупнению рынков, интеграция обостряет конкурентную борьбу и вытесняет неэффективных производителей, положительно влияя на инвестиционный климат, усиливает приток капитала в страну.
Динамика развития региональной экономической интеграции наиболее развитых группировок мира продемонстрирована в табл. 3.
Таблица 3
Эволюция интеграции в наиболее развитых группировках мира
Ступень интеграции Сущность Практика реализации
1 .Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участницами интеграции ЕЭС: 1958-1968 НАФТА с 1988 АСЕАН с 1995
2.Таможенный союз Гармонизация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС: 1968-1986
3.Общий рынок Либерализация постранового перемещения капиталов, рабочей силы и т. д. ЕЭС: 1987-1992
4. Экономический союз Координация внутриэкономической политики стран-участниц, переход к единой валюте ЕС с 1993
5.Политический союз Проведение единой внешней политики -
Как следует из данных табл. 3, наибольших успехов в интеграционном процессе достигли страны ЕЭС/ЕС, которым удалось с 1958 г. пройти четыре ступени — от зоны свободной торговли до экономического союза. НАФТА и АСЕАН все еще находятся на начальной ступени интеграции — эволюции интеграционных процессов не наблюдается.
Заключение
Характер развития ЕС в последнее десятилетие шел экстенсивным путем, т. е. за счет расширения, которое в основном базировалось на политических интересах, а экономические критерии членства в ЕС подверглись серьезной коррективе в сторону снижения требований к уровню и качеству развития экономических систем новых членов. Несомненно, что именно значительная дифференциация стран-членов ЕС потребовала углубления нового типа взаимоотношений между странами — «донора и реципиента», что дает основание для следующего утверждения: отказ от строгого следования критериальным ограничениям по экономическим показателям для новых членов ЕС привел к смене типа интеграционного взаимодействия в данной группировке: от равноправного экономико-политического сотрудничества к разноуровневому и разноскоростному типу интеграционных отношений, в которых наиболее развитые страны выполняют роль лидера (локомотива) интеграционных процессов с прерогативой диктата собственных условий (как в экономической, так и в социально-политической сферах) и обязанностью финансирования этих процессов из собственных средств. Именно новый тип интеграционных отношений в ЕС можно считать основной причиной экономических кризисов и стагнации в ряде стран ЕС и в самой интеграционной группе.
Литература
1. Зоидов, К. X Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М. : ИПР РАН, 2003.
2. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х. и др. Постсоветское экономическое пространство : современное состояние и перспективы развития. — М. : Финансы и кредит, 2009.
3. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х. и др. Исследование экономических циклов в странах постсоветского пространства. — М. : ЦЭМИ РАН, 2010.
4. Шумилов, В. М. Международное публичное экономическое право : учеб. пособие. — М. : НИМП, 2001.
5. АТЭС. — URL : http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=атэс%2C нафта%2C Ес — сравнительные данные за 2010 год.
6. International Monetary Fund: World Economic Outlook Database. April 2010 : Nominal GDP list of countries : Data for the year 2009. — International Monetary Fund. April 2010.
7. Финк, И. Крупнейшие экономики мира сегодня и завтра. 02 (128) февраль 2012. — URL : http:// neu ezeiten. rusverlag. de/2012/02/29/1040/.
8. Захаров, П. В. Греческий долговой кризис и его последствия // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 1 (6). С. 1400159.
9. EFSF framework agreement. 2010. 7 June // European Financial Stability Facility. — URL : http:// www. efsf.europa. eu/attachment/efsf_framework_agreement_en.pdf.
10. Комкова, Е. Г. Канада и НАФТА : итоги и перспективы североамериканской экономической интеграции. — М., 2005.
11. Дохолян С.В., Дохолян А.С. Моделирование процессов социально-экономического развития экономических территорий. Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 4. С. 302.
12. Дохолян С.В., Зоидов К.Х., Гневашева В.А. Циклы и кризисы в эволюции мирового экономического пространства //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2., С. 331-335.
References.
1. Zoidov K.Kh. Economic Evolution and Evolutionary Economics. - M.: IPR of RAS, 2003. - 156p.
2. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. Post-Soviet Economic Space: Modern State and Prospects of Development. -M.: Finances and Credit, 2009. - 472p.
3. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. Research of Economic Cycles in the Countries of Post-Soviet Space. - M.: TSEMI of RAS, 2010. - 310 p.
4. Shumilov V.M. International Public Economic Law: Textbook. - M.: NIMP, 2001. - 288 p.
5. ATES. URL: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?text=атэс%2C нафта%2С Ес - comparative data for 2010.
6. International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, April 2010: Nominal GDP list of countries. Data for the year 2009 .International Monetary Fund (April 2010)/
7. Fink I. The Largest World Economies of Today and Tomorrow. In Issue 02 (128), February 2012. URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2012/02/29/1040/.
8. Zakharov P.V. Greek Debt Crisis and its Consequences // Problems of National Strategy. - 2011. - N1 (6). -P.140-159.
9. Source: EFSF framework agreement. 2010. 7 June // European Financial Stability Facility. URL: http:// www. efsf.europa. eu/attachment/efsf_framework_agreement_en.pdf.
10. Komkova E. G. Canada and NAFTA: Results and Prospects of North American Economic Integration. - M., 2005. - 349 p.
11. Dokholyan S.V., Dokholyan A.S. Modeling of the processes of socio-economic development of economic areas. // Regional problems of economic transformation. 2011. № 4. P. 302.
12. Dokholyan S.V., Zoidov K.H., Gnevasheva V.A. Cycles and crises in the evolution of the world economic space // Regional problems of economic transformation. 2013. № 2., p. 331-335.