Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ'

ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1429
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ПРОЦЕСС / МЕТОД / ВОСПИТАНИЯ / НАУКА / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бердибаева Г.С.

В статье рассматриваются основные этапы развития педагогики как науки. Педагогика - это наука, которая изучает процесс воспитания и обучения, развития личности, закономерностей этих процессов, а также разработкой основ организации педагогического процесса, методов и технологий обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY DEVELOPMENT OF PEDAGOGY AS A SCIENCE

The article discusses the main stages in the development of pedagogy as a science. Pedagogy is a science that studies the process of education and training, personal development, the laws of these processes, as well as the development of the foundations for organizing the pedagogical process, methods and technologies of training and education.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ»

УДК 37

Бердибаева Г. С. преподаватель биологии Академический лицей №1 при Каракалпакском государственном университете Республика Каракалпакстан

ИСТОРИЯ РАЗИТИЯ ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

Аннотация: В статье рассматриваются основные этапы развития педагогики как науки. Педагогика - это наука, которая изучает процесс воспитания и обучения, развития личности, закономерностей этих процессов, а также разработкой основ организации педагогического процесса, методов и технологий обучения и воспитания.

Ключевые слова: педагогика, процесс, метод, воспитания, наука, личность.

Berdibayeva G.S. biology teacher

Academic Lyceum №1 at Karakalpak State University

Republic of Karakalpakstan

HISTORY DEVELOPMENT OF PEDAGOGY AS A SCIENCE

Annotation: The article discusses the main stages in the development of pedagogy as a science. Pedagogy is a science that studies the process of education and training, personal development, the laws of these processes, as well as the development of the foundations for organizing the pedagogical process, methods and technologies of training and education.

Key words: pedagogy, process, method, education, science, personality.

Педагогика изучает целостный педагогический процесс, составными компонентами которого являются процессы образования и воспитания. педагогика как наука, утвердилась не сразу. Она прошла несколько стадий в своем развитии и утверждении в качестве научного знания [1].

Термин «педагогика ведет свое происхождение из античной Греции. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за детьми, сопровождать их в школу, а также совершать с ними прогулки. Греческое слово «пейда-гогос" " (пейда — ребенок, гогос —вести) обозначает детоводитель. А также из Древней Греции ведут свое происхождение и многие педагогические понятия и термины, например, школа (от греч. schole), что означает досуг, гимназия (от греч. gymnasion — гимнасий) — общественная школа

физического развития, а впоследствии просто средняя школа. Такие школы появились также в странах Ближнего Востока, Древней Греции [3].

В трудах древнегреческих философов - Гераклита (530-470 гг. до н. э.), Демокрита(460 - нач. IV в. до н. э.), Сократа(469-399 гг. до н. э.), Платона(427-347 гг. до н. э.), Аристотеля(384-322 гг. до н. э.) и др. -содержалось немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Хронологически этап становления педагогики (педагогической мысли) длился примерно 6-7 тысяч лет до XVII века. Педагогические мысли в этот период обычно исходила от религии и философии, а известные нам выдающиеся ее представители чаще всего были крупными философами или священнослужителями. Это Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан и др. [4].

Педагогическая мысль рабовладельческого строя (Древнего Китая, Индии, Вавилона, Египта и др. культур) дошла до нас в достаточно многочисленных текстах, как правило, в священных книгах.

Ярко выраженный религиозный характер носило воспитание в период Средневековья, образование во многом потеряло прогрессивную направленность. Поэтому целью воспитания являлось воспитание смиренного, терпеливого, покорного человека. Духовенство очень негативно и агрессивно относилось к античной культуре, школе, искусству, наукам. Основная идея религиозного католичества в то время -это воспитание «в страхе божьем» [2].

С развитием ремесел, ростом городов стала возрождаться светская культура и образование. В городах ремесленники открывали для своих детей цеховые школы, а купцы - гильдейские школы, где обучение велось на родном языке, обучали детей письму, счету, чтению, а религия вытеснялась на второстепенный план и переставала быть основой обучения. Такие городские начальные школы подрывали монополию церкви в области обучения [5].

В эпохе Возрождения, охватывавшей более трех столетий (XIV-XVI вв.), человеческая цивилизация и, в частности, педагогика обязана признанием самоценности личности, ее права на уважение и изучение. Социально-экономическое развитие западноевропейского общества, в первую очередь, в Италии повлекло за собой формирование нового мировоззрения, в центре которого находился человек как активная личность, способная преобразить мир Стремление осмыслить место человека в мире возродило интерес к античной культуре, которое воспринималось как источник идей для создания новой культуры. Именно с установлением преемственности с античностью связано название эпохи -Возрождение или Ренессанс. Главным результатом исканий эпохи Возрождения стала идея гуманизма. Гуманизм, неся в себе потенциал светскости и рационализма, открыл путь к познанию природы человека и, фактически, стал ведущим идеологическим движением эпохи [4].

В начале XVI века английский мыслитель Томас Мор, предлагая в своем проекте бесклассового общества обязательное участие в делах образования (школы) всех граждан. Итальянский мыслитель-утопист Т.Кампанелла в своем сочинении «Город Солнца» настаивает на необходимости государственно-общественного образова-ния и воспитания: вопросы воспитания должны находиться и под контролем правительства. Во главу угла им ставились естественнонаучные, ремесленные знания, труд и физические упражнения [4,5].

Следующим этапом является утверждение научной педагогической системы. Это происходит в XVII веке. Основоположником научной педагогики становится Я.А. Коменский, который вводит понятие педагогики и утверждает ее принадлежность к научному знанию. Его исследования затрагивают вопросы основ организации образовательной и воспитательной деятельности и разрабатывает классно-урочную систему обучения [4,5].

В период эпохи просвещения педагогическая мысль развивался в связи с природным началом человека. Это означает, что воспитание и обучение реализуется, исходя из природных особенностей и задатков личности, и не мешает ее естественному развитию.

Зарождение народной педагогики, связаны с идеей К.Д. Ушинского, который считал, что воспитание и обучение должно быть связано с народной культурой и традициями и реализовываться в трудовой деятельности [1].

Таким образом, педагогика как наука, утвердилась не сразу. Педагогическая наука- это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, а также это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Использованные источники:

1. Афонина Н. Основные этапы развития педагогики

:// spravochnick.ru/pedagogika/ osnovnye_etapy_razvitiya_pedagogiki/

2. Педагогика как наука, ее объект. Этапы развития педагогической науки// https://megalektsii.ru/s49879t6.html

3. Харламов И.Ф. Педагогика— М.: Гардарики, 1999. - 520 с.

4. Штец А.А История развития педагогики // https://thepresentation.rU/istoriya/istoriya-razvitiya-pedagogiki-1#slides

5. Этапы развития педагогической науки//https://smekni.com/a/179837-2/etapy-razvitiya-pedagogicheskoy-nauki-2/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.