Научная статья на тему 'Предпосылки становления компетентностного подхода в образовании'

Предпосылки становления компетентностного подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
576
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОД / РАЗВИТИЕ / ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИКА / СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК / КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ / ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Лариса Вячеславовна

В статье автором проведено исследование компетентностного подхода в образовании. По итогам проведенного исследования отмечено, что компетентностный подход складывается на протяжении всех исторических этапах развития общества. В Новое время в педагогике зарождаются новые подходы к воспитанию и образованию. Компетентностная парадигма появилась вместе с ориентацией на «технологическое применение науки». Именно тогда высказывались мысли о воспитании современного человека, выяснялись закономерности этого процесса, предлагались разные концепции воспитания, была предпринята попытка приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предпосылки становления компетентностного подхода в образовании»

УДК 378

Комарова Лариса Вячеславовна

аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств lorisa-71@mail.ru

Предпосылки становления

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Larisa V. Komarova

graduate student of department of pedagogics and psychology Chelyabinsk state academy of culture and arts lorisa-71@mail.ru

The preconditions of

THE FORMATION OF

THE COMPETENCE APPROACH

IN EDUCATION

Аннотация. В статье автором проведено исследование компетентностного подхода в образовании. По итогам проведенного исследования отмечено, что компетентностный подход складывается на протяжении всех исторических этапах развития общества. В Новое время в педагогике зарождаются новые подходы к воспитанию и образованию. Компетентностная парадигма появилась вместе с ориентацией на «технологическое применение науки». Именно тогда высказывались мысли о воспитании современного человека, выяснялись закономерности этого процесса, предлагались разные концепции воспитания, была предпринята попытка приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Annotation. In article the author conducted research of competence-based approach in education. Following the results of the conducted research it is noted that competence-based approach develops throughout all historical stages of development of society. During Modern times in pedagogics new approaches to education and education arise. The competence-based paradigm appeared together with orientation to «technological application of science». Then the ideas of education of the modern person were introduced, regularities of this process became clear, different concepts of education were offered, an attempt to approach school and pedagogics to the changing conditions was made.

Ключевые слова: образование, подход, развитие, общество, педагогика, современный человек, концепция воспитания, школа.

Keywords: education, approach, development, society, education, modern man, the conception of education, school.

Истоки компетентностного подхода в образовании можно увидеть на самых первых этапах становления воспитания. Воспитание зарождается в первобытной общине, где ребенок прямо включается в доступную для него деятельность.

В античном обществе педагогическое учение достигло высокого уровня в Древней Г реции к IV в. до н. э. и в Риме к концу I в. до н. э. В это время складываются педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. Природосообразное образование - это развитие природных задатков человека, условие становления личности в направлении, наиболее продуктивном для нее и соответственно для общества. В это время в Спарте идеалом воспитания было физическое развитие, формирование силы духа и компетентности в военном деле, нравственное воспитание с полным подчинением личности интересам социальной группы. Обучение велось в форме ответов и вопросов, которые должны были приучать молодых спартанцев к немногословию, краткости, ясности речи. В Афинах, наоборот, идеалом считался всесторонне развитый человек Демокрит (460-370 гг. до ню.) тесно увязывая умственное и нравственное

воспитание, впервые выдвинул принцип природосообразности. Сократ (ок 470-399 гг. до ню.) также как и спартанские наставники, применял метод диалога. Но с помощью определенно подобранных вопросов помогал собеседнику найти истину, приводя к логически ясному знанию.

Евклид, Платон, Аристотель в Греции, Цицерон, Сенека, Плутарх, Квинтилиан в Риме - эти великие мыслители и учителя в той или иной форме высказывали мнение об индивидуализации обучения, о чередовании досуга и учения, о связи образования с жизнью. Детей из высшей касты в Индии готовили для насыщенной полноценной жизни путем сочетания умственного развития (ясности суждений, рассудительности, духовности, прежде всего, самопознания), физического совершенствования, формирования любви к природе и к прекрасному.

Рассмотрим особенности формирования компетентностного подхода в Средние века. В развитое Средневековье возникли известные и сейчас на весь мир университеты Европы. Основными формами обучения в них были лекции и диспуты. В этот период в Западной Европе широкое

217

распространение получили рыцарский эпос, романы, трактаты, поэзия трубадуров, закрепившие в общественном сознании вплоть до настоящих дней этические нормы и кодекс благородного человека.

В исламском мире данного периода целью воспитания было подведение человека к реальному благу, отличить которое помогут знания. А путь к всеобщему воспитанию и развитию Ибн-Сина, например, видел в средствах музыки, поэзии, философии. В организации знания поощрялся дух свободного, открытого, здорового соревнования.

В эпоху Возрождения на смену религиозной догматике пришли гуманистические идеалы - просвещенность, воспитанность на принципах высокой нравственности, физическое развитие и духовная стойкость. Основой образования вновь стали считаться природа, дисциплина (наставления, руководство) и упражнения. Еще одна важная идея - связь обучения с жизнью (критерий полезности). К личности учителя стали предъявлять высокие требования: он должен был быть высокообразованным, доброжелательным, чутким, проницательным человеком, хорошо разбирающимся в детской природе и учитывающим их индивидуальные способности. Подобный набор требований, только более широкий, в области информации и управления процессом обучения и воспитания, предъявляется к учителю и в настоящее время.

В «Городе солнца» Т. Кампанелла отстаивает принципы общественного воспитания и самообразования, связывает учение с жизнью, выступает за энциклопедизм образования, за возврат к природе. В гимназиях Германии учреждалось школьное самоуправление. Ведущей задачей признавалось «гражданское воспитание», признающее полезность для общества гражданина, который получил возможность для развития своих способностей. В описаниях ключевых компетенций И.А. Зимней находим «компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн)» [3].

Прогрессивные для своего времени положения в духе компетентностного подхода высказывал Т. Мор (1478-1535) в своем сочинении «Утопия»: практическая ориентация предметов обучения, необходимость пожизненного образования и постоянного самообразования, соединение обучения с производительным трудом. Особое значение Т. Мор придавал нравственному воспитанию молодежи: любовь к родине, самодисциплина, умеренность, коллективизм. В настоящее время к ключевым компетенциям социального взаимодействия И.А. Зимней отнесены: взаимодействие с обществом, общественностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; конфликты и их погашение; сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол); социальная мобильность [3].

В Новое время в педагогике зарождаются новые подходы к воспитанию и образованию. Компетент-ностная парадигма появилась на рубеже XVI-XVII вв. вместе с ориентацией на «технологическое применение науки». Ф. Бекон заявлял, что Новое время возвестило: «Знание - сила». Особенно это относится к XVIII веку, который вошел в историю под названием «Просвещение». Именно тогда высказывались мысли о воспитании современного человека, выяснялись закономерности этого процесса, предлагались разные концепции воспитания, была предпринята попытка приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Ян Амос Коменский (1592-1670) первым попытался привести в систему закономерности обучения и воспитания. Развитие ребенка, по его мнению, должно проходить в стенах школы, а не в семье, и должно быть поручено «мужам мудрым, благочестивым и почтенным» [4]. Однако просто открыть школы и найти достойных учителей недостаточно, необходимо иметь еще четкую цель воспитания, в совершенстве владеть его методами. Цель воспитания, по Я. А. Коменскому, заключается в подготовке человека к вечной жизни, чтобы он мог владеть вещами и собой: научное образование (умственное воспитание), нравственное воспитание (управление собой), религиозное воспитание (стремление к Богу).

Дж. Локк (1632-1704) считал, что важны «хорошие манеры и знание света». «Подлинный джентльмен» не просто стремится к своим целям, но и не препятствует в этом другим. Автор идеи о душе ребенка, как «чистой доске», на которой можно написать все что угодно, учил гармоничному единству всех составляющих воспитания и обучения, чтобы быть непременно природосообразным. Методы, избранные им, тоже действенны и перекликаются с компетент-ностным подходом: занятия спортом, привитие культуры питания, нравственное воспитание через положительный пример и изучение окружающей среды, практикоориентированный характер обучения, ручной труд [4].

С его взглядами перекликаются и позиции В.Г. Белинского (1811-1848), который утверждал, что нравственные привычки нужно вырабатывать с младшего возраста, а формировать нравственные понятия - в отрочестве. Не нужно ограничиваться наставлениями, лучше приводить убеждающие примеры из биографии великих людей, воспитывать собственным поведением, а наказывать суровым взглядом и временной холодностью в общении. НИ. Пирогов, К.Д. Ушинский, ЛИ. Толстой, НИ. Чернышевский, Д.И. Писарев считали приоритетным развитие человека как активной личности, его духовного начала.

Передовые педагоги и мыслители эпохи Просвещения в той или иной степени отмечали, что образование непривлекательно, потому что почти все приятное находится за пределами школы. Поэтому обращали внимание на нетрадиционные формы проведения занятий, например, игру.

У И.А. Зимней в перечне компетенций, относящихся к познавательной деятельности человека,

218

читаем: «Игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности» [3].

Таким образом, компетентностный подход складывается на протяжении всех исторических этапах развития общества. В первобытно-общинный строй у подрастающего поколения формировались такие компетенции, как знание и соблюдение прав и обязанностей члена общины, постижение смысла поклонения духам, участие в ритуалах, владение примитивными орудиями труда для охоты, рыбной ловли, знание свойств полезных растений. В совместном труде с взрослыми дети приобретали необходимые умения и навыки.

В античное время складываются гуманистические педагогические идеалы, послужившие образцом для последующих эпох, в основу положено природосообразное образование - развитие природных задатков человека.

В период средних веков дети упражнялись в составлении устных и письменных проповедей,

Литература:

1. Андреев АЛ. Компетентностная парадигма в

образовании: опыт философско-методоло-

гического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Зеленкова ЕЛ. Формирование педагогической компетентности студентов музыкального вуза на основе междисциплинарной интеграции : дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 2014. 210 с.

3. Зимняя ИА. Общая культура и социальнопрофессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 18-21.

4. Коменский Я. Избр. пед. сочинения в 2-х т. Т. 1 / под ред. А. И. Пискунова и др. М. : Педагогика, 1982. 655 с.

писем, грамот, деловых бумаг. Диалектика должна была научить рассуждать и делать выводы, защищать религиозные догмы, строить рассуждения и доказательства, находить в речи оппонента положения, противоречащие учению Церкви, и опровергать их.

В эпоху Возрождения на смену религиозной догматике пришли гуманистические идеалы - просвещенность, воспитанность на принципах высокой нравственности, физическое развитие и духовная стойкость. Основой образования вновь стали считаться природа, дисциплина (наставления, руководство) и упражнения.

В Новое время в педагогике зарождаются новые подходы к воспитанию и образованию. Компетентностная парадигма появилась вместе с ориентацией на «технологическое применение науки». Именно тогда высказывались мысли о воспитании современного человека, выяснялись закономерности этого процесса, предлагались разные концепции воспитания, была предпринята попытка приблизить школу и педагогику к меняющимся условиям.

Literature:

1. Andreev A.L. Competence paradigm in

education: experience of philosophical and

methodological analysis // Pedagogy. 2005. № 4. P. 19-27.

2. Zelenkova E.V. Formation of pedagogical competence of students of the music school on the basis of interdisciplinary integration : dis ... Doctor. ped. Science. Kazan, 2014. 210 p.

3. Zimnyaya I.A. common culture and socioprofessional competence man // Vocational Education. 2006. № 2. P. 18-21.

4. Comenius Ya. Fav. ped. works in 2 v. V. 1 / Ed. A.I. Piskunov et al. M. : Pedagogy, 1982. 655 p.

219

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.