Научная статья на тему 'Прогрессивное развитие понятия гражданской грамотности на разных этапах развития общества'

Прогрессивное развитие понятия гражданской грамотности на разных этапах развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / CIVIL LITERACY / PEDAGOGY / CIVIC EDUCATION / EDUCATION / THE STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вагилова Внера Радиковна

На современном этапе гражданское воспитание выступает как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании. Исторический экскурс в педагогику прошлых веков позволяет утверждать, что в процессе эволюции образования и просветительской мысли был накоплен огромный опыт гражданского воспитания и формирования гражданской грамотности личности, представляющий несомненный интерес для современности. Обращение к проблеме происхождения гражданственности обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить и понять характер гражданского воспитания в условиях весьма отдаленных исторических реалий.At the present stage, civil education acts as an independent direction in the system of education and is interpreted as a purposeful, specially organized process of forming stable civil qualities that characterize the individual as a subject of legal, moral, political, socio-economic relations in public education. A historical excursion into the pedagogy of the past centuries allows us to assert that in the course of the evolution of education and educational thought, a huge experience of civil education and the formation of civil literacy of the individual was accumulated, which is of undoubted interest for the present. Addressing the problem of the origin of citizenship is determined by the logic of the development of scientific knowledge and helps to imagine and understand the nature of civic education in the context of very remote historical realities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогрессивное развитие понятия гражданской грамотности на разных этапах развития общества»

ПРОГРЕССИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF CIVIL LITERACY AT DIFFERENT STAGES OF SOCIETY DEVELOPMENT

УДК 371

Вагилова Внера Радиковна, Аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет»

Vagilova Vnera Radikovna, Graduate student, Federal state budgetary educational institution of higher education; Bashkir state University», vneraa@mail.ru

Аннотация

На современном этапе гражданское воспитание выступает как самостоятельное направление в системе воспитания и трактуется как целенаправленный, специально организованный процесс формирования устойчивых гражданских качеств, характеризующих личность как субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений в государственно-общественном образовании. Исторический экскурс в педагогику прошлых веков позволяет утверждать, что в процессе эволюции образования и просветительской мысли был накоплен огромный опыт гражданского воспитания и формирования гражданской грамотности личности, представляющий несомненный интерес для современности. Обращение к проблеме происхождения гражданственности обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить и понять характер гражданского воспитания в условиях весьма отдаленных исторических реалий.

S u m m a r y

At the present stage, civil education acts as an independent direction in the system of education and is interpreted as a purposeful, specially organized process of forming stable civil qualities that characterize the individual as a subject of legal, moral, political, socioeconomic relations in public education. A historical excursion into the pedagogy of the past centuries allows us to assert that in the course of the evolution of education and educational thought, a huge experience of civil education and the formation of civil literacy of the individual was accumulated, which is of undoubted interest for the present. Addressing the problem of the origin of citizenship is determined by the logic of the development of scientific knowledge and helps to imagine and understand the nature of civic education in the context of very remote historical realities.

Ключевые слова: гражданская грамотность, педагогика, гражданское воспитание, образование, государство.

Keywords: civil literacy, pedagogy, civic education, education, the state.

Описание исторических и культурных процессов, имевших место на ранних этапах истории человечества, основано главным образом на использовании археологических и этнографических данных, что позволяет нам понять факты и явления материальной и духовной культуры разных народов на ранней стадии их развития. Рубежами в становлении и развитии проблемы формирования гражданского воспитания могут выступать несколько периодов, связанных с этапами общественно-исторического становления и развития общества.

Можно предположить, что уже во времена племенных общин за 8-5 тысяч лет до нашей эры развитие стандартов поведения среди молодого поколения было заботой всей общины. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и фестивалях, где дети были вовлечены в эмоциональную атмосферу племенных обычаев и образа жизни, чтобы выработать для них подходящие идеалы и ценностные ориентации. Применяются ритуальные запреты - все виды табу, запугивания и одобрения. Если вы проведете параллель, вы поймете, что зачатки понятий «права и обязанности» встречались и в те дни.

6-5 век до н.э. в Древнем Китае Конфуций оказал наибольшее влияние на развитие воспитания, образования и воспитательного мышления. Образовательные идеи Конфуция были основаны на отношениях между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к различным сферам общества, и между всеми гражданами страны. Он уделял особое внимание моральному самопознанию человека. Центральным элементом его преподавания был тезис об адекватном образовании как неотъемлемой предпосылке блага государства.

Первые письменные источники древних цивилизаций доносят до нас философские размышления о месте и роли воспитания гражданственности человека. Наиболее заметное место занимают труды древнегреческих ученых: Аристотеля, Демокрита, Ксенофонта, Платона, Сократа и многих других. При различных подходах к этой проблеме в их размышлениях отчетливо проявляется стремление считать идеальным гражданином государства того, кто посвятил свою жизнь служению государственным интересам, всецело предан им и готов к их защите. Потребность в гражданской грамотности народа зародилась еще в раннеклассовом обществе.

Многие философы древней Греции занимались проблемами политического воспитания. Первые философы изначально ориентировались на людей в целом, на проблемы их природы, смысла жизни и т. д. Они искали идеалы добра и красоты в людях, давали им представление о том, какими они должны быть, как им следует вести себя друг с другом, как относиться к законам, религии, государству [3: с. 110-173].

Ксенофонт (430-355/354 до н.э.), ученик Сократа, считал, что образование молодежи не может быть индивидуальным вопросом, но должно контролироваться государством, как в Спарте, и цель должна состоять в том, чтобы создать совершенных граждан.

Также ученику Сократа, Платону (428/427-348 / 347 до н.э.), обязаны понимание целей и содержания школьного образования. В своем последнем сочинении "Законы" он интерпретирует образование как нечто, что ведет от детства к добродетели и заставляет человека стремиться к нему и стремиться стать совершенным гражданином, способным справедливо подчиняться или управлять людьми.

Аристотель, однако, заключил свою формулу: человек - это социальное существо, и высший уровень добродетели - работать от имени сограждан на благо государства. Аристотель отмечает, однако, что эта добродетель приобретается не через обучение и не через убеждение, а через привычку делать добро. Ну, конечно, привычка устанавливается в детстве и определяется благоприятной средой, в которой человек воспитывается [3: с. 174-250].

Один из наиболее важных деятелей древнеримской педагогики, Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.), во многих своих работах рассматривал тему образования идеального гражданина и пытался охарактеризовать того, кого можно назвать «bonus vir» («хорошим человеком»). Среди работ, в которых Цицерон построил общую логику гражданского образования, особое место занимают диалог «О законах» (52 г) и трактат «Об обязанностях» (около 44 г ). Обе работы содержат наставления из повседневной жизни, на которых должна основываться повседневная педагогическая деятельность.

По словам Цицерона, величайшим достоянием каждого достойного гражданина его общества является выполнение его обязанностей, которые варьируются в зависимости от возраста, опыта, знаний и сферы деятельности. Достойное выполнение своих обязанностей означает служение государству и принятие мер на благо общества и самого себя. Цицерон видит «нравственную красоту жизни» в исполнении своих обязанностей и позоре в пренебрежении. Цицерон руководит определенной иерархией обязанностей по возрасту, которая отражает концентрацию образовательной силы: «Поэтому долг молодежи -уважать старших в течение многих лет и выбирать из них лучших и наиболее уважаемых, чтобы полагаться на их мудрость и авторитет."

Чтобы государство стало местом, где совершаются нравственные действия, оно должно уделять внимание воспитанию своих граждан и формированию целого ряда моральных качеств, из которых Цицерон описывает наиболее важные на страницах своих книг. Он не только обсуждает качества, которые должен иметь

достойный гражданин, но также и качества, которые он должен искоренить. По словам Цицерона, настоящий гражданин должен быть щедрым и добрым, иметь мягкий нрав и быть верным своему слову.

Идеал разносторонней личности, который развивался в древности, претерпел значительные изменения в эпоху Возрождения. В Италии, колыбели европейского ренессанса, воспитание гражданина было признано главным для формирования гармоничной личности. Представители так называемого «гражданского гуманизма», которые описывают его социальные функции - Л. Бруни, Л. Валла, Л. Альберти - определили формирование человека, действующего на благо общества, как основную функцию образования. Чуть позже Паоло Вержерио разъяснил эти соображения и отметил, что образование гражданина отнюдь не только дело родителей, но и государственное. Долгое время гуманисты также видели реализацию гражданского долга в работе, которая рассматривалась как неотъемлемая часть воспитания личности гражданина.

Литература

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Т. 4 / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А. И. Доватура. - М.: Мысль, 1983. - 830 с.

2. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. / Винничук Л. - М.: Высшая школа, 1988. - 496с.

3. Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский - М.: Государственное Учебно-Педагогическое Издательство Наркомпроса РСФСР, 1940. - 473 с.

4. Новейший философский словарь. Гражданственность, Патриотизм / Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

5. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. — СПб.: Изд-во С. Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007.—752 с.

6. Лутовинов В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня // Педагогика. - 2009. - № 5. - С. 52-59.

Literature

1. Aristotle. Works: in 4 vols. T. 4 / Per. s drevnegrech.; General Ed. A. I. Dovatura. - M.: Thought, 1983. - 830 p.

2. Vinnichuk L. People, customs, customs of Ancient Greece and Rome. / Vinnichuk L.-M.: Higher school, 1988. - 496s.

3. zhurakovsky G. E. Essays on the history of ancient pedagogy / G. E. zhurakovsky-M.: State Educational and Pedagogical Publishing house of the people's Commissariat of the RSFSR, 1940. - 473 p.

4. The newest philosophical dictionary. Citizenship, Patriotism / Comp. A. A. Gritsanov. - Mn.: Ed. V. M. Skakun, 1998. - 896 p.

5. Plato. Works in four volumes. Vol. 3. CH. 1 / Under the General editorship of A. F. Losev and V. F. Asmus; TRANS. from ancient Greek-St. Petersburg: publishing House of S. peterb. UN-TA; "publishing house of Oleg Abyshko", 2007. -752 p.

6. Lutovinov V. I. Civil and Patriotic education today // Pedagogy, 2009, No. 5, Pp. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.