Научная статья на тему 'Формирование гражданской культуры студенческой молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин'

Формирование гражданской культуры студенческой молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ КУЛЬТУРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Крючек Петр Степанович, Сергеева Евгения Михайловна

Одной из важнейших задач высшей школы является воспитание всесторонне развитой личности, способной компетентно решать сложные задачи современной жизни. Глубокие перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни, определяют специфику гражданского образования и воспитания молодежи. В статье показана роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования гражданской культуры, являющейся основой гражданской активности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданской культуры студенческой молодежи в процессе преподавания гуманитарных дисциплин»

УДК 37.016:172:378

П. С. Крючек, кандидат исторических наук, доцент (БГТУ);

Е. М. Сергеева, ассистент (БГТУ)

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

Одной из важнейших задач высшей школы является воспитание всесторонне развитой личности, способной компетентно решать сложные задачи современной жизни. Глубокие перемены, происходящие сегодня во всех сферах жизни, определяют специфику гражданского образования и воспитания молодежи. В статье показана роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования гражданской культуры, являющейся основой гражданской активности личности.

One of the major problems of the High School is to nurture comprehensively developed personality, able to competently meet the challenges of modern life. The profound changes that are taking place in all spheres of life, determine the specificity of the civil education of youth. The article shows the role of humanities in the formation of civic culture, which is the basis of civic engagement of the individual.

Введение. Воспитание гражданина и патриота, активно участвующего в общественной жизни — важнейшая задача для любой страны. Актуальна она и для Республики Беларусь. Глубокие перемены, которые происходят сегодня во всех сферах жизни, определяют специфику гражданского образования и воспитания молодежи. Молодежь является наиболее активной и мобильной группой общества. Ее взгляды и нравственный облик оказывают все более значимое влияние на социальные и экономические процессы, проходящие в нашей стране.

В этих условиях перед системой высшего образования встают новые задачи: формировать гражданскую позицию студентов, чувство их ответственности за судьбы своей родины. А это невозможно без формирования развитой гражданской культуры подрастающего поколения. Формирование гражданской культуры — это одна из важнейших задач гуманитарных дисциплин и, прежде всего, таких курсов, как «Основы идеологии белорусского государства», «Политология», «Основы права и права человека», «Культурология» и др.

Основная часть. Гражданская культура -это уровень, характер и содержание нравственных, правовых, политических, эстетических и иных знаний и навыков человека, помогающий ему осознать свои гражданские права и обязанности и определить свое место и роль в решении задач, стоящих перед обществом. Этому явлению присущи некоторые особенности.

Во-первых, гражданская культура включает совокупность знаний, умений и навыков, которые определяют образцы общественной деятельности личности, передающиеся из поколения поколению.

Во-вторых, это всегда движение, стремление личности к определенным идеалам, развитию правового государства и гражданского общества.

В-третьих, гражданская культура есть результат взаимодействия внешней заданности

(объективных факторов), побуждающей личность к общественной деятельности, и внутреней необходимости (субъективных факторов) — интереса, ценностей, потребностей, установок и т. д.

Проблема воспитания гражданской культуры занимала важное место в истории политической мысли. К ней обращались античные мыслители: Сократ, Платон, Аристотель и Цицерон. Так, Сократ подчеркивал, что основная гражданская добродетель - это законопослу-шание, а знание законов полезно человеку, способствует его земному счастью и равнозначно нравственности. Платон, размышляя об идеальном государстве, подчеркивал, что каждый свободный человек обязан участвовать в управлении государством. Аристотель называл гражданином того, кто принимает участие в осуществлении законодательной и судебной власти данного государства, обладает совокупностью гражданских прав и обязанностей. По мнению философа, законы государства должны быть рассчитаны на воспитание у граждан основных добродетелей. Древнеримский мыслитель Цицерон превыше всех добродетелей ставил исполнение гражданского долга. По его мнению, гражданский долг — высшая обязанность человека. Граждане обязаны изучать науки, которые могут сделать человека полезным государству.

Идеи гражданского образования и воспитания гражданской культуры получили дальнейшее развитие в эпохи Возрождения и Просвещения. В XVI в. французский мыслитель Жан Боден высказал мысль о том, что каждый человек должен помогать упрочению мощи и исполнению законов государства, т. е., говоря языком современной политологии, исполнять свой гражданский долг и проявлять гражданскую активность. Важнейшие аспекты гражданского воспитания нашли свое отражение также в трудах Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Мысль о важности воспитания гражданских качеств и гражданской активности

34

ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 8. Учебно-методическая работа

прослеживается также в работах Дж. Дьюи, К. Ушинского, А. Макаренко. Все это свидетельствует о том, что воспитание гражданской культуры, являющейся основой гражданской активности личности, является важнейшей задачей высшей школы [1].

В процессе преподавания курса «Основы идеологии белорусского государства» очень важно обратить внимание на соотношение понятий «общая культура» и «гражданская культура». Взаимосвязь этих культур определяется тем, что последняя выступает как особый вид, подсистема культуры. В содержательном плане понятие общей культуры значительно шире, поскольку ее богатство образуется различными типами культур. Стержнем, объединяющим общую и гражданскую культуру, является общечеловеческие ценности и нормы. Они лежат в основе культуры любой социальной общности. В свою очередь, в гражданской культуре содержатся специфические ценности и нормы. Между общей и гражданской культурой не существует жестких границ. Они находятся в процессе двухстороннего обмена. Часть знаний, ценностей, норм, выработанных гражданской культурой, может стать достоянием общей. И наоборот, культура общества воздействует на формирование и развитие гражданской культуры, транслируя в нее новые знания, ценности, нормы [2].

В процессе изучения курса «Политологии» очень важно выяснить соотношение понятий «гражданская культура» и «политическая культура». По нашему мнению, они являются взаи-мопересекающимися подсистемами культуры. В отличие от гражданской, политическая культура - понятие более частное, характеризующее политическую жизнь общества. Такая культура отражает устойчивые формы политического сознания и деятельности людей, обусловливающие характер и направленность политических процессов.

Таким образом, общая, гражданская и политическая культуры соотносятся как общее, особенное и единичное.

Гуманитарные дисциплины выполняют следующие специфические функции по формированию гражданской культуры учащейся молодежи:

1) функция познания (студенты усваивают определенный набор знаний и умений, необходимый им для дальнейшей жизни (преимущественно для последующей учебы и работы));

2) функция формирования мировоззрения и жизненной позиции;

3) коммуникативная функция (ролевое и межличностное общение помогают студентам осваивать различные социальные роли, знакомят с социальной структурой общества, дают эмоциональную поддержку и развитие);

4) приобщение к нормам морали и права, ценностям культуры, национальным традициям (происходит формирование внутренних качеств личности, стоящие за внешними правилами социально одобряемого поведения, ценностями и идеалами);

5) приобщение к нормам эстетическим, политическим и гражданским;

6) функция социального созидания (предполагает осуществление студентами позитивной (полезной, конструктивной) деятельности по отношению к внешнему миру: людям, обществу, природе) и др.

Гражданская культура учащейся молодежи предполагает, прежде всего, наличие глубоких и систематизированных знаний по гуманитарным дисциплинам, дополненных гражданскими знаниями. Несомненно, гражданское знание обладает особой значимостью, поскольку в ее основе заложена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Именно оно служит основой для формирования гражданских умений и навыков.

Гражданские умения — это освоенные разнообразные виды и организационные формы деятельности, направленные на решение конкретных проблем функционирования и развития территорий, регионов, страны в целом. Комплекс умений, помогающих учащемуся добиться оптимальных результатов в общественной деятельности, является гражданским навыком.

Формирование гражданской культуры учащейся молодежи, в первую очередь, предполагает усвоение специальных знаний, связанных с выявлением потребностей общества в его воспроизводстве и развитии. Существенную роль здесь играют гуманитарные знания, позволяющие выяснить содержание, направленность потребностей и интересов различных социальных общностей, большинства населения страны. В связи с этим очень важным представляется проведение специальной разъяснительной, пропагандистской работы, позволяющей ориентировать молодежь на принятие тех ценностей, реализация которых обеспечивает экономическое, политическое, духовное развитие страны. Изучение гуманитарных дисциплин открывает для этой деятельности большие возможности.

В современной гражданской культуре наблюдается отчуждение широких масс молодежи, в том числе учащейся, от ценностей мировой и отечественной культуры. Особенно это сказывается на молодежи, т. к. их система ценностей находится в стадии формирования, и от того, каким образом она сформируется, какие ценности выберут молодые люди, зависит и их гражданская культура.

Для гражданской культуры учащейся молодежи свойственны те же ценности, что и для других социальных групп населения. К ним относятся: свобода, образование, труд, общественная работа, уважение к другим людям и национальностям, безопасность, законопослушность и др. Эти ценности представляют содержательно образующий аспект гражданской культуры. Они характеризуют гражданскую позицию молодежи, направленность ее устремлений, активности, определяют избирательность отношения к материальным и духовным ценностям. В сознании учащегося ценности гражданской культуры представлены в форме идеалов, целей, норм его жизнедеятельности и воплощаются в отношениях, в поступках, в деятельности.

Следует отметить, что нормы гражданской культуры учащейся молодежи, также как и гражданские ценности, исторически изменчивы. Следование студентами в своей деятельности законодательно установленным принципам и нормам может служить показателем того, насколько они переводят гражданские ценности в систему своих личных ценностей.

Исходя из опыта преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе, можно выделить четыре типа студентов, которые отличаются уровнем развития гражданской культуры.

Первый тип условно можно назвать «активисты». Он характеризуется наличием знаний о гражданственности и активной гражданской позицией. Примерно четверть студентов являются носителями данного типа гражданской культуры. «Активисты» сознательно руководствуются гражданскими ценностями и нормами, выстраивая свое ролевое поведение в соответствии с ними.

Второй тип условно можно обозначить как «абсцентисты». Эту группу составляют молодые люди, характеризующиеся взаимосвязью между пассивной позицией ролевого поведения и наличием знаний о гражданственности. Доля молодых людей данного типа составляет примерно 15%. «Абсцентисты» — это студенты, которые обладают знаниями о гражданственности, разделяют гражданские ценности и нормы, в то же время для них характерно пассивное поведение в обществе.

Третий тип условно можно обозначить как «развивающиеся». Для этого типа характерно, с одной стороны, частичное знание о граждан-

ственности, ориентация на общечеловеческие ценности, в то же время — готовность к участию в общественной деятельности. Среди студентов доля представителей данного типа составляет примерно половину. У них пока отсутствует интерес к общественной деятельности. Представители данного типа чаще всего способны, но не выполняют основные гражданские роли, частично заняты общественной деятельностью.

Четвертый тип можно обозначить термином «нигилисты». Их характерными чертами являются: отсутствие знаний о гражданственности, отрицание гражданских ценностей и норм, низкая общественная активность. Среди студентов доля представителей данного типа составляет примерно 10%. Нигилисты не адаптированы к современным условиям жизни. Следствием такой позиции зачастую становится их пассивность, порой агрессивность, игнорирование социальных проблем в обществе.

Заключение. Таким образом, проблемы гражданского общества и гражданской культуры являются предметом исследования множества социальных и гуманитарных наук. Отдельные стороны гражданской культуры изучают политология, право, психология, социология, культурология и др. Каждая наука дает свое объяснение развитию гражданской культуры. Поэтому важным является сведение знаний частных наук в целостный образ, обоснование социально-философского понимания гражданской культуры, выработка четких теоретических представлений о сущности гражданской культуры, инструментах и средствах ее формирования.

Формирование гражданской культуры средствами образования возможно только при условии опоры на исторический опыт и деятельно-стный подход. Ядром этой системы является гражданское воспитание.

Литература

1. Слесарева, Г. Ф. Гражданское общество в истории политической мысли Европы / Г. Ф. Слесарева. - Минск: Университетское, 2000.-256 с.

2. Лихачев, Б. Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 2007. - № 9. - С. 60-65.

Поступила 15.04.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.