Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАБОЙКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ШВЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАБОЙКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ШВЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБОЙКА / КВАЧ / ОРНАМЕНТЫ / УЗОРЫ / КАЛЫБЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мардонова Ф.Б., Матёкубова Ж.Б.

В данной статье дана информация о набойке. Также рассказано о технологии создания набойки и области её применения. Ещё в статье подробно излагается о многоцветной ручной набойке в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАБОЙКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ШВЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

ISSN 2223-4047

УДК 62

Ф.Б. Мардонова, Ж.Б. Матёкубова

ИСТОРИЯ РАСКРЫТИЯ ТЕХНОЛОГИИ НАБОЙКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

В ШВЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

В данной статье дана информация о набойке. Также рассказано о технологии создания набойки и области её применения. Ещё в статье подробно излагается о многоцветной ручной набойке в Узбекистане.

Ключевые слова: набойка, квач, орнаменты, узоры, калыбы.

Швейная промышленность - отрасль лёгкой промышленности, производящая одежду и другие швейные изделия бытового и технического назначения из тканей, трикотажных полотен, искусственной и натуральной кожи и меха, новых конструкционных материалов, а также разнообразных отделочных материалов и фурнитуры.

Ткань набивной техники, в зависимости от характера узора и способа его выполнения, называлась набойкой и выбойкой, и только в XVIII веке устанавливается единое название - набойка.

«Выбойкой» называлась ткань с рисунком естественного цвета ткани по окрашенному фону, а набойкой - с одноцветным или даже с многоцветным рисунком по незакрашенному фону. Обусловлены эти названия тем, что при подготовке печатной доски для выбойки мастер резчик «выбирал» рисунок, оставляя фон выпуклым. Для набойки «выбирал» фон, оставляя выпуклым рисунок.

Выбойка всегда была одноцветной и только дополнялась рисунком масляной краской, наносимой вручную кистью или так называемым квачом. Как правило, это был «горох». Набойка же могла быть как одноцветной, так и многоцветной. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно на ткань. Поскольку фон оставался незакрашенным, такая набойка называлась белозе-мельной, в отличие от кубовой выбойки, при которой ткань после нанесения на нее вапы опускалась в чан — куб, как правило, с синей краской.

Интересно отметить, что резчики и мастера набойки, которые зачастую соединялись в одном лице, не только не боялись сдвига цветовых пятен орнамента по отношению к контуру, но нередко специально набивали рисунок так, что контур где-то накладывался на края рисунка, а где-то отодвигался от них. То же происходило с печатным фоном — гладким или узорчатым: рисунок строился так, что вокруг орнаментальных форм, букетов образовывался просвет естественного цвета ткани. Просвет этот местами суживался, а местами расширялся. Эти, казалось бы, нехитрые приемы необычайно обогащали набойку, лишали ее чертежной сухости и оживляли застывшие формы.

В раппортных метровых набивных тканях детально прорабатывался один орнаментальный геометрический или растительный мотив, часто в виде пышного букета или жанровой сцены, многократно повторяющийся как по всей длине, так и по ширине ткани. Это обусловлено технологией набойки. В связи с этим приобретало большое значение то, как рисовальщик построит основной мотив, чтобы при многократном его повторении стыки между узорными элементами не нарушали общей стройности декоративного рисунка и как бы «переливались» один в другой. Модны были рисунки, которые назывались «мильфлер» и представляли собой россыпь мелких букетиков или отдельных небольших, тщательно проработанных цветов и листьев и в то же время предельно обобщенных. Применялись они для украшения тонких хлопчатобумажных тканей. Печатались по неокрашенному фону, дополнялись полосками и мелким горохом «пико».

Многоцветная ручная набойка в Узбекистане

Орнаментальные мотивы на набойках носят в основном растительный характер: анор, тол барги, кизил гул, шох и др. Наиболее распространен узор палак, заимствованный с ташкентских декоративных вышивок второй половины XIX века.

Главным образом набойка использовалась на женских платьях, шарфах, а также в качестве подкладки для стеганых мужских халатов, скатертей, покрывал. Традиция народного искусства отобрала и сохранила до наших дней лишь своеобразную чернокрасную набойку.

Индивидуальность творчества каждого мастера выражалась в процессе набивки узора, в его умении подобрать и скомпоновать калыбы, которых у каждого мастера имелось по нескольку десятков или даже

© Мардонова Ф.Б., Матёкубова Ж.Б., 2019.

Научный руководитель: Рахмонов Хайриддин Кодирович - профессор кафедры «Машины и оборудование лёгкой промышленности», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2019. № 11-4 (98)

сотен экземпляров. Узорные штампы служили подолгу и передавались по наследству. Изготовление калы-бов было оригинальной отраслью искусства резьбы по дереву, которым особенно славились в прошлом мастера Бухары.

Среди современных резчиков также известны мастера, изготовляющие калыбы, создающие новые интересные узоры и продолжающие дело своих предков.

Все начинается с разработки штампа. Обычно узор вырезается на деревянном бруске, в основе рисунка лежит эскиз художника по набойке. Эти деревянные штампы, «калыбы», с древних времен вырезаются специально для этого производства и только лишь из торцевой части ствола яблони или груши, иногда айвы или фисташки. Штампы проваривают в животном жире и хорошо просушивают.

Затем изготавливается краска из натуральных материалов - причем каждый мастер владеет собственным секретом, как сделать ее ровной и стойкой. Разумеется, необходим большой опыт, долгие годы практики, чтобы достичь совершенства.

На следующем этапе на предварительно пропитанных таниновым раствором тканях вручную печатаются элементы орнаментов традиционных узбекских тканей. С помощью трех или четырех штампов разного размера, комбинируя их орнаменты в раппорты, можно создавать различные композиции рисунка.

Библиографический список

1.Справочник по швейно-трикотажному производству. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002.

2.Справочник молодого швейника. - М.: Высшая школа, 2005.

3.Технология швейных изделий. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2002.

МАРДОНОВА ФЕРАНГИЗ БАХРОНОВНА - магистрант кафедры «Технологии и оборудования лёгкой промышленности», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

МАТЁКУБОВА ЖУМАГУЛ БАХТИЁРОВНА- магистрант кафедры «Технологии и оборудования лёгкой промышленности», Бухарский инженерно-технологический институт, Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.