Научная статья на тему 'История преподавания русского языка в Ираке'

История преподавания русского языка в Ираке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
491
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ / РУССКИЙ ЯЗЫК / IRAQ / HISTORY OF THE RUSSIAN LANGUAGE TEACHING / THE RUSSIAN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Яфиа Юсиф Джамиль

Статья посвящена истории преподавания русского языка в Ираке. Выделены основные фазы развития русистики в Ираке. Особое внимание уделено тем проблемам, с которыми преподаватели и студенты, специализирующиеся на русской филологии, сталкиваются сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of the Russian Language Teaching in Iraq

The article covers the history of teaching the Russian language abroad. It reviews in details the main phases of the history of teaching Russian in Iraq. The article also examines problems as well as attainments, which professors and students, specializing in the Russian language in Iraq have. This article contains the newest information about the present state of teaching of the Russian language in Iraq.

Текст научной работы на тему «История преподавания русского языка в Ираке»

Яфиа Юсиф Джамиль

ИСТОРИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ИРАКЕ

На первых этапах изучение русского языка зарубежом было неразрывно связано с потребностью в налаживании политических, экономических и торговых связей. К этому периоду (ХГУ-ХУП вв.) относится появление ряда словарей и грамматик практического характера, составленных немцами, французами, скандинавами1. С течением времени интерес к знакомству не только с русским языком, но и с культурой, бытом русского народа начинает расти.

Первоначально обучение русскому языку велось по моделям европейских грамматик. Однако с быстрым развитием языкознания в целом в русистике также начали появляться новые методы.

Громадный всплеск интереса к изучению русского языка произошел после Второй мировой войны, когда положение СССР на мировой арене стимулировало становление русского языка как «мирового». Русский становится одним из официальных языков ООН. Все это, а также ряд других факторов как социокультурного, так и экономического плана, привело к появлению новых школ русистики и работе над усовершенствованием методов преподавания русского языка2.

В 60-е гг. ХХ-го столетия мировое научное сообщество, осознав необходимость широкого распространения русского языка в мире, высказалось за создание Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), что стало важнейшим шагом в процессе преподавании русского языка в целом3. Согласно Уставу, работа Ассоциации направлена на способствование изучению в разных странах мира русского языка как важного средства межкультурного общения и межкультурного сотрудничества.

В 1990 г. было создано Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), основная деятельность которого направлена на совершенствование методов преподавания русского языка, литературы, культуры; создание единого информационного пространства для специалистов, связанных с преподаванием / изучением русского языка; выработку новых образовательных технологий в области преподавания языков и т. д.

Интерес к изучению русского языка как иностранного присутствовал не только в европейских странах, но и на Востоке. В настоящей статье мы хотели бы осветить основные этапы развития преподавания русского языка в Ираке.

Высший институт иностранных языков был учрежден при Багдадском университете (Ирак) в 1958 г. Студенты получили возможность изучать не только английский, французский, немецкий и испанский языки, но и русский. Несмотря на первоначальную нехватку кадров - русистов, Высший институт вскоре становится основным центром преподавания русского языка в Ираке.

Уже во второй половине 60-х гг. практика и теория преподавания русского языка выходят на новый, более качественный уровень. Все возрастающий интерес к изучению

© Яфиа Юсиф Джамиль, 2008

русского языка и культуры ставит вопрос о необходимости создания кафедры русского языка на одном из крупнейших факультетов Багдадского университета — филологическом4.

В 80-е гг. интерес к изучению русского языка достиг такой степени, что начинают появляться средние школы, в учебную программу которых входит преподавание русского языка как иностранного. К началу 90-х гг. количество таких школ значительно выросло, что было связано, с одной стороны, с увеличением желающих изучать русский язык, а с другой — со всесторонней поддержкой, которую оказывала Ираку Россия.

Уже в 70-е гг. обучение русскому языку включало и такие теоретические курсы, как «Введение в языкознание», «Методика научного исследования» и т. д. В 1975 г. кафедра русского языка при Багдадском университете была принята в действительные члены МАПРЯЛ.

Подготовка кадров проходила на самом высшем уровне, чему во многом способствовала помощь СССР в плане обеспечения учащихся учебными пособиями, а также предоставлении возможности прохождения языковой стажировки в стране. Самые первые поколения русистов, получивших образование при Багдадском университете, сыграли огромную роль в развитии и усовершенствовании методов преподавания русского языка.

В 1987 г. отделение иностранных языков Багдадского университета получает новый независимый статус самостоятельного факультета. Этот шаг отразился и на качестве преподавания русского языка. На данном этапе, помимо основных учебных дисциплин по обучению русскому языку (фонетика, орфоэпия, разговорный русский язык, грамматика, чтение, письменная речь и т. д.), студенты получили возможность глубже знакомиться с историей русской литературы, ее жанрами, особенностями перевода, стилистикой и т. д.5

С 1987 г. в Ираке стал регулярно проводиться фестиваль русской литературы, участники которого читают стихи русских поэтов, исполняют русские песни, делают собственные постановки классических пьес, созданных русскими драматургами.

В связи с увеличением числа желающих изучать иностранные языки, в 1994-1995 гг. руководство Багдадского университета приняло решение о создании вечернего факультета иностранных языков, на котором так же была открыта кафедра русского языка. Учащимися вечернего факультета, как правило, являются люди, уже имеющие какую-либо профессию.

Годом ранее было принято решение об учреждении отделения магистратуры на кафедре русского языка Багдадского университета. Обучение в магистратуре соответствует основным правилам и требованиям, предъявляемым к подобной форме обучения в Европе. Срок обучения в магистратуре составляет два года, а учебный план включает изучение таких дисциплин, как фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис русского языка — наряду с анализом художественного текста, введением в литературоведение, языкознанием, методикой научных исследований и т. д. Следует отметить, что учебная программа рассчитана так, чтобы основной объем учебных дисциплин приходился на первый год обучения в магистратуре. Второй этап обучения ориентирован на написание магистерской диссертации. Итогом обучения в магистратуре являются выпускные экзамены и защита магистерской работы.

несколько слов нужно сказать о международных связях кафедры русского языка Багдадского университета. Так, первый договор о сотрудничестве кафедра подписала в 1988-1989 гг. с Институтом русского языка имени А. С. Пушкина. Согласно пунктам договора, студентам третьего курса предоставляется возможность прохождения языковой стажировки в России сроком до десяти месяцев6.

За последние несколько лет кафедра русского языка подписала целый ряд договоров о сотрудничестве с институтами и университетами Российской Федерации. Основным пунктом этих соглашений является возможность прохождения языковой стажировки студентами кафедры русского языка Багдадского университета.

Разумеется, преподавание русского языка в Ираке сталкивается и с рядом сложностей. Так, например, основной и особо острой проблемой долгое время оставалась нехватка учебных материалов. Прежде всего, это было связано с недавними военными действиями в стране, приведшими к полному уничтожению библиотеки Багдадского университета.

Восстановить утерянные книги удалось лишь благодаря помощи ряда европейских стран. Так, например, Германия направила в Багдадский университет пятнадцать тысяч учебных пособий по немецкому языку в дополнение к денежной помощи на восстановление библиотеки. Уроженцы Ирака, проживающие во Франции, в свою очередь, оказали содействие, выслав десять тысяч учебных пособий по французскому языку. Свой вклад внесли также Испания и Турция, направив в Ирак учебные материалы по испанскому и турецкому языку соответственно.

Открытое письмо с просьбой предоставить учебные пособия по русскому языку, было отправлено в 2004 г. президенту России В. В. Путину руководством Багдадского университета от имени д-ра Диа ад-Дин Нафи Хасана7 - декана факультета иностранных языков. Вскоре всем крупным университетам Российской Федерации было поручено собрать необходимые учебные материалы для библиотеки Багдадского университета. Всего Россия направила в Багдад около трех тысяч книг, выпущенных с 1980 по 2004 гг. Еще одна тысяча книг была направлена от государственного университета Воронежа. Само здание библиотеки кафедры русского языка было заново отстроено в 2004 г.

Еще одна проблема, связанная с учебными пособиями по русскому языку, заключалась в том, что большая их часть была издана еще в Советском Союзе. Долгое время обучение велось именно по этим устаревшим пособиям. В свете этого абсолютно естественным является тот факт, что многие реалии, получившие отражение в этих учебных материалах, сильно устарели как с точки зрения содержания, так и с точки зрения методики преподавания. Все это, разумеется, не могло не отразиться и на качестве преподавания русского языка. На сегодняшний день, благодаря помощи России, преподаватели и студенты кафедры русского языка получили возможность вести учебный процесс, пользуясь новейшими учебными материалами.

Тем не менее, помимо использования обычных учебных пособий, преподавателям следовало бы обратить внимание на давно появившийся и уже получивший широкое распространение в Европе и Америке метод дистанционного обучения. Данная форма образования имеет ряд преимуществ, так как, во-первых, обеспечивает его доступность: независимо от местонахождения каждый желающий может получить необходимые образовательные услуги в индивидуальном режиме. Во-вторых, обучающий процесс выходит на качественно иной уровень подачи материала, появляется возможность преподносить информацию в новой форме: текст, графика, анимация, видео и т. д. И наконец, дистанционное обучение предлагает новые формы оценки знаний через использование связи по электронной почте между преподавателем и обучающимися.

В рамках учебно-методического направления разрабатываются принципы создания и использования электронных педагогических средств, совершенствуются новые педагогические методики, создаются мультимедийные Интернет-курсы8. Исходным условием успешного использования компьютера при дистанционном образовании является

создание универсальных средств обучения, таких как учебники и тестовые задания9. Кроме того, дистанционные курсы на сегодняшний день широко используются в системе повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного. Таким образом, использование дистанционного обучения позволило бы сделать преподавание русского языка в Багдадском университете более эффективным.

С чрезвычайно сложной политической ситуацией, сложившейся в Ираке на сегодняшний день, связана и проблема нехватки специалистов — преподавателей русского языка. Военные действия на территории Ирака унесли множество жизней. Среди погибших было немало представителей профессорско-преподавательского состава. Кроме того, тяжелая обстановка в Ираке ведет к стремлению многих выдающихся специалистов покинуть страну, чтобы найти возможность для спокойной жизни и работы за рубежом.

Несмотря на все вышесказанное, в стенах Багдадского университета ведется преподавание русского языка. Учащиеся, как и прежде, имеют возможность прохождения языковой стажировки, обучения в магистратуре или аспирантуре на территории Российской Федерации. На сегодняшний день иракские студенты регулярно приезжают для изучения русского языка в университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и других городов.

Профессорско-преподавательский состав кафедры русского языка, хотя и сильно поредел за последние несколько лет, тем не менее, остается достаточно сильным. Особенно следует отметить заслуги д-ра Диа ад-Дин Нафи Хасана, приложившего огромные усилия для развития кафедры и усовершенствования качества преподавания русского языка. Несколько лет он являлся заместителем декана по научной работе (с 1993 по 2003 гг.). В 2003 г. д-р Диа ад-Дин Нафи Хасан был назначен деканом факультета иностранных языков Багдадского университета. Институт русского языка имени А. С. Пушкина присвоил ему специальную медаль за заслуги в распространении русского языка, однако, правительство Ирака помешало ее получению.

В заключение хочется добавить, что в 2008 г. кафедра русского языка при Багдадском университете отпразднует 50-летие с момента своего основания. Специальный приказ, свидетельствующий об учреждении Высшего института иностранных языков, среди которых был и русский язык, был подписан 01.12.1958 ректором Багдадского университета Абд аль-Джаббаром Абдаллой (являлся ректором в период с 1958 по 1963 гг.). За это время выпускниками кафедры русского языка стали многие замечательные специалисты, внесшие огромный вклад в развитие русистики.

1 Колесов В. В., Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г Русистика за рубежом // История преподавания русского языка как иностранного. М., 2005. С. 11.

2 Колесов В. В., Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Русистика за рубежом // История преподавания русского языка как иностранного. М., 2005. С. 12.

3Вербицкая Л. А. Деятельность профессиональных объединений русистов в области распространения и сохранения русского языка // История преподавания русского языка как иностранного. М., 2005. С. 5.

4 Анвар Али. Русский язык в Ираке // История преподавания русского языка как иностранного. М., 2005. С. 131-132.

5 Анвар Али. Русский язык в Ираке // История преподавания русского языка как иностранного. М., 2005. С. 132.

6 Анвар Али. Русский язык в Ираке // История преподавания русского языка как иностранного. М., 2005. С. 133.

7 Для написания этой статьи была также использована информация, предоставленная д-ром Диа ад-Дин Нафи Хасаном.

8Азимов Э. Г. Методика организации дистанционного обучения русскому языку как иностранному. М., 2006. С. 65-66.

9 Головня А. И. Использование компьютерного учебника при обучении русскому языку иностранных студентов // Теория и практика преподавания русского языка как иностранного: достижения, проблемы и перспективы развития. Минск, 2006. С. 164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.