С©^ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ^О
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-8-279-283 КУЗНЕЦОВ Андрей Евгеньевич,
2018-0076-8/23-623 аспирант кафедры «Правовое обеспечение
M0SURED: 77/27-023-2023-8-623 государственного управления и экономики»
Юридического института РУТ (МИИТ), е-таН: mail@law-books.ru
ДАНИЛИНА Елена Ивановна,
д. э. н.,профессор кафедры «Правовое обеспечение государственного управления и экономики» Юридического института РУТ (МИИТ), е-таИ: mail@law-books.ru
ИСТОРИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Аннотация. В настоящей статье охарактеризованы периоды развития административной ответственности за нарушение таможенных правил.
В досоветский период правовое регулирование данного вопроса осуществлялось не в полной мере, так сказать фрагментарно, далее когда было принято специальное таможенное законодательство, этот вопрос получил полноценное правовое регулирование.
В последующем, когда законодательство расширялось, менялось, происходила трансформация, поэтому и нормы права, регулирующие административную ответственность в области таможенного регулирования также подвергалось поступательным изменениям.
Ключевые слова: административная ответственность, таможенное регулирование, законодательство, генезис.
KUZNETSOV Andrey Evgenievich,
graduate student of the Department "Legal Support public administration and economics " RUTH Law Institute (MIIT)
DANILINA Elena Ivanovna,
e. n., professor of the department "Legal support of the state governance and economics " RUTH Law Institute (MIIT)
HISTORY OF LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR OFFENSES IN THE FIELD OF CUSTOMS
REGULATION
Annotation. This article describes the periods of development of administrative responsibility for violation of customs rules.
In the pre-Soviet period, the legal regulation of this issue was not fully implemented, so to speak fragmentary, then when special customs legislation was adopted, this issue received full-fledged legal regulation.
Subsequently, when the legislation expanded, changed, transformation took place, therefore, the norms of law governing administrative responsibility in the field of customs regulation also underwent progressive changes.
Key words: administrative responsibility, customs regulation, legislation, genesis.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Ответственность за нарушение правил перевозки товаров через границу имеет достаточно длинное и поступательное историческое развитие.
Так, элементы подобной ответственности существовали в Киевской Руси, где были предусмотрены штрафы за незаконное пресечение границы [1, с. 18], однако нормативное закрепление данный вид деликтов получил лишь в 1924 году с принятием Таможенного устава СССР. Данный акт вводил понятие контрабанды и ее видов, а также устанавливает административную и уголовную ответственность за ее совершение.
Совершение указанных деликтов влечет за собой конфискацию товаров, а при ее невозможности - взыскание его приблизительной стоимости.
Примечательным является и то, что именно в Таможенном уставе вводится процессуальный порядок привлечения к ответственности за контрабанду. Кроме этого, нарушителем также уплачивался штраф [2, с. 37].
Очевидно, что в период действия Устава не существовало отлаженного организационно-правового механизма дифференцированного привлечения виновных к ответственности с учетом различных обстоятельств, смягчающих либо, наоборот, отягчающих вину.
Данный акт действовал в течение четырех лет, а в 1928 году принимается Таможенный кодекс СССР.
В качестве наказаний за правонарушения предусматривались следующие:
конфискация со штрафом, который назначался в стоимостном размере контрабандных товаров. Здесь следует отметить, что размер штрафа мог быть уменьшен по решению «особой комиссии» при таможне.
административная высылка - применялась исключительно при повторном совершении контрабанды [3, с. 32].
Исследуемый акт впервые установил сроки давности привлечения к ответственности, который составил 3 года.
ТК СССР 1928 г. действовал вплоть до 1964 г., когда был принят Таможенный кодекс СССР, содержащий в себе существенное число процессуальных норм, устанавливающий порядок привлечения к ответственности. Особенностью данного Кодекса является дифференциация размера штрафов для граждан и должностных лиц. Анализируя ТК СССР 1964 г. следует отметить, что в нем сохранена историко-правовая преемственность по отношению к ранее действовавшим актам в данной сфере.
В 1991 году принимается Таможенный кодекс СССР, ориентированный на политику либерализации внешнеторговых отношений.
Одним из концептуально новых положений ТК СССР 1991 г. является постатейное указание таможенных правонарушений, дифференцированный подход к наказанию в интегративной связи со степенью общественной опасности конкретного деликта, а также расширение круга субъектов ответственности (наряду с физическими и должностными лицами к ним впервые отнесены также организации).
Следует отметить и то, что ТК СССР 1991 г. расширил систему наказаний, включив в него и предупреждение, а также возможность освобождения от ответственности при малозначительности деликта.
Исследуемый нами акт применялся практически всего два года, что было связано с изменением политической арены, а именно - распадом СССР и образованием, соответственно, новых государств и, следовательно, - манифестацией концептуально новой правовой базы их функционирования. Именно в данной связи в 1993 г. был принят Таможенный кодекс РФ.
ТК РФ 1993 года представляет собой принципиально новый этап правовой регламентации таможенных правоотношений. Связано это с двумя факторами: во-первых, базисом правового регулирования таможенных правоотношений стали принципы свободной внешнеторговой деятельности, а во-вторых, нарушения в области таможенных правил были существенно детализированы.
Между тем, ТК РФ в некотором смысле дуален - он снимает часть ранее существовавших запретов в сфере таможенно-правовой регламентации, что обусловлено расширением экономических связей, но одновременно расширяет сферу таможенной юрисдикции. К примеру, ТК РФ увеличил количество таможенных правонарушений в два раза (с 18 до 40), введя новые составы деликтов.
Конечно, введение новых составов обусловлено расширением сферы правового регулирования, появлением новых субъектов (к примеру, банковских организаций и таможенных брокеров). Однако отдельные ученые ставили под сомнение общественную вредность отдельных новых составов, которые устанавливали ответственность за несоблюдение отдельных формальных условий и которые, по своей сути, должны были бы влечь не привлечение к ответственности, а отказ уполномоченного лица в рассмотрении представленных декларантом документов.
Полагаем, что включение в законодательство вышеуказанных норм обусловлено тем, что нормотворец посчитал уровень общественной вредности достаточным для введения ответственности за пренебрежительное отношение субъек-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
тов таможенно-правовых отношений к формализованным требования процедурно документаци-онной деятельности таможенных органов, что вполне может повлечь необоснованные временные затраты.
ТК РФ в главе 38 предусмотрел систему наказаний за совершение таможенных правонарушений. Для ТК РФ характерно увеличение как размеров штрафов, так и в целом ужесточение санкций статей.
Соответственно, либерализация условий внешнеторговой деятельности повлекла концептуальное изменение правовой регламентации ответственности за нарушение таможенных правил. Интересно мнение А.Н. Кима [4, с. 109], который взаимообуславливает реконструкцию института ответственности за таможенные правонарушения в рамках принятия ТК РФ 1993 г. с публичными государственными интересами, ориентированными на принудительный вектор соблюдения таможенно-правовых норм участниками внешнеторговой деятельности. Подобное регулирование в теории называют «жестким», так как подобная нормотворческая позиция привела к деликвентности даже незначительных проступков участников ВЭД и участие в таможенных операциях стало риск-ориентированной сферой деятельности с позиции возможности привлечения к ответственности.
Детальное регламентирование ответственности за нарушение таможенных правил, а также процедурного порядка их применения явились причиной дальнейшего поступательного развития административного производства как вида адми-нистративно-юрисдикционной деятельности самих таможенных органов.
Хотелось бы отметить и тот факт, что применение ТК РФ было несколько осложнено созданием нового правового поля, в рамках которого закреплялись ранее не существовавшие в национальном законодательстве права и свободы человека. К примеру, ч. 3 ст. 35 Конституции РФ закрепила, что никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда.
Указанное правоположение вступало в противоречие с нормами Кодекса, имплементировав-шим из ранее действующего законодательства внесудебную конфискацию предметов и орудий совершения нарушения. В этой связи в период действий Таможенного кодекса РФ Конституционным Судом РФ принимается ряд решений, признающие такую санкцию как конфискация не конституционной. Подобную позицию Конституционный Суд занял и в отношении взыскания стоимости товаров и транспортных средств, которые являлись объектами нарушения. Вынесение указанных судебных решений повлекло за собой
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
утрату юридической силы отдельных статей Таможенного кодекса РФ.
В 2002 году вступает в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях, в главе 16 которого предусматривается ответственность за нарушение таможенных правил. В ней содержится перечень составов правонарушений, установлены различные по виду и размеру санкции наказаний.
Правовая регламентация ответственности полностью переходит в административно-правовую сферу и таможенным законодательством более так детально не регламентируется. Принятый и действующий в настоящее время ТК ЕАЭС не содержит в себе составов таможенных правонарушений, определяя лишь общее, отсылочно сформулированное, понятие административного правонарушения.
Исходя из проведенного ретроспективного анализа, представляется возможным разделить развитие законодательства об ответственности за нарушение таможенных правил на три этапа.
Первый этап (с 1924 по 1993 годы) характеризуется разграничением административной и уголовной ответственности за нарушения порядка перемещения товаров через границу, вследствие чего стало возможным говорить о возникновении административных наказаний за несоблюдение таможенных правил.
Второй этап (с 1993 по 2002 годы) является периодом формирования системы административных наказаний как целостной совокупности взысканий за таможенные правонарушения, применяемых в установленном законом порядке.
Принятие Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, содержащего раздел X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение», позволило не только детально регламентировать виды административных наказаний, а также порядок их назначения, но и выработать механизм привлечения к административной ответственности в области таможенного дела, успешно используемый и сегодня.
Третий этап (с 2002 года по настоящее время) характеризуется принятием Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), согласно которому, за нарушение таможенных правил стали применяться административные наказания, установленные Общей частью КоАП РФ для всех видов административных правонарушений.
При этом кодификация законодательства об административной ответственности, с одной стороны, лишила административно - юрисдикцион-ные органы возможности использования специфических видов административных взысканий,
ранее предусмотренных Таможенным кодексом РФ 1993 года (например, отзыв квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению), однако, с другой стороны, обогатила административный процесс в области таможенного дела целым рядом новых законоположений (в том числе связанных с появлением новых участников производства, применением мер разработкой детального порядка рассмотрения дел и пр.).
Таким образом, если резюмировать основные этапы исторического развития законодательства об ответственности за нарушение таможенных правил, то следует отметить поступательное развитие законодательства в данной сфере, обусловленное сложившейся в стране социально-экономической ситуацией.
Глава 16 КоАП РФ содержит перечень правонарушений в сфере таможенного регулирования, подпадающие под административную ответственность:
незаконное перемещение через границу Таможенного союза товаров или ТС, осуществляющих международную перевозку;
нарушение запретов или ограничений на ввоз, либо вывоз товаров из ЕЭС или РФ;
неправильная подготовка деклараций на товары или недекларирование;
неправильная подготовка деклараций или недекларирование физическими лицами наличных денежных единиц или других инструментов;
предоставление недействительной документации;
причаливание к судну или водному плавающему средству, находящемуся в зоне таможенного контроля;
неприменение необходимых мер при возникновении аварии, различных форс-мажорных обстоятельств;
нарушение предусмотренного режима непосредственно в зоне контроля;
выдача (передача) без получения разрешения органов, утрата или недоставка товаров, недоставка документации на них;
нарушение норм внутреннего транзита; уничтожение, замена, изменение средств идентификации;
несвоевременная подача деклараций, документации;
проведение без соответствующих разрешений грузовых операций;
нарушение правил хранения товаров; не предоставление отчетной документации; нарушение сроков, предоставленных для временного хранения;
предоставление недостоверных документов на выдачу товара до момента подачи декларации;
не вывоз или не ввоз обратно товаров или ТС физическим лицом;
невыполнение таможенных предписаний. Основная цель административной ответственности - охрана и защита общественных отношений в области таможенной деятельности. Немаловажным является воспитание у должных лиц и обычных граждан уважения к нормам таможенного права.
В гл. 16 КоАП РФ закреплены три вида административного наказания: Предупреждение, Административный штраф, Конфискация предмета нарушения и орудия. Сегодня как вид административного наказания - предупреждение - практически не используется. Но другие виды наказания регулярно выносятся при несоблюдении законодательства.
В качестве доказательной базы по административному правонарушению используются любые фактические данные. При анализе данных должностные лица и органы, в производстве которых находится административное дело, устанавливают факт наличия или отсутствия правонарушения, определяется круг лиц причастных к правонарушению, выявляются иные данные, имеющие значение для принятия правильного решения. Основываясь на собранной доказательной базе, суд выносит решение о виде наказания.
По нашему мнению, одна из основных проблем - это несовершенство и сложность процедур выявления, расследования и возбуждения правонарушений в области таможенного права. Учитывая сложность и несовершенство процедур, на теоретическом и практическом уровне порой очень часто возникают спорные вопросы. Исключение и разрешение подобных ситуаций зависит от исключения пробелов в регулировании процессов возбуждения и расследования административных дел.
Сегодня в России отсутствует механизм взыскания штрафов с иностранных юридических лиц. В результате наблюдается невозможность выполнения постановлений по административным делам, а, следовательно, сокращается количество денежных средств, поступающих в федеральный бюджет.
Для решения изложенных проблем, считаем необходимым как можно быстрее внести поправки в законодательные акты РФ, основная цель которых - выработка механизма, обеспечивающего взыскание штрафов с иностранных физических и юридических лиц. Также может потребоваться проработка межправительственных соглашений, которые бы позволили минимизировать количество административных правонарушений в сфере таможенного права.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023
Помимо этого, не помешало бы подготовить свод методических указаний, проработать мероприятия для должностных лиц, основываясь на ст. 16 ФЗ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», что позволит существенно усилить контроль над таможенными органами при проведении административных дел. Среди подобных мер можно выделить информирование должника об окончании сроков уплаты штрафа, о последствиях наступающих при невыплате назначенного судом штрафа.
В качестве административно-правового инструмента воздействия на правонарушителя, мы бы рекомендовали внедрить на практике такой вид наказания, как предупреждение.
По некоторым статьям, регламентирующим правонарушения, это бы позволило бы воздействовать на нарушителя с учетом степени общественной опасности и характера деяния.
Список литературы:
[1] Зарубин Н.Н. Совершенствование административной ответственности за незаконное перемещение товара через таможенную границу. Дис. ... канд. юрид. наук. Люберцы, 2013.
[2] Гречкина О.В. Административная юрисдикция таможенных органов Российской Федерации: теоретико-прикладное исследование: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011.
[3] Велькин А.В. Историко-правовое исследование административной ответственности за правонарушения, связанные с недекларированием и недостоверным декларированием // Таможенное дело. 2020. N 3.
[4] Ким Н.И. Совершенствование правового регулирования назначения административных наказаний в области таможенного дела: дис... канд.юрид.наук/ Н.И. Ким. - Люберцы, 2014.
Spisok literatury:
[1] Zarubin N.N. Sovershenstvovanie adminis-trativnoj otvetstvennosti za nezakonnoe peremesh-chenie tovara cherez tamozhennuyu granicu. Dis. ... kand. yurid. nauk. Lyubercy, 2013.
[2] Grechkina O.V. Administrativnaya yurisdik-ciya tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii: teo-retiko-prikladnoe issledovanie: Dis. ... d-rayurid. nauk. M., 2011.
[3] Vel'kin A.V. Istoriko-pravovoe issledovanie administrativnoj otvetstvennosti za pravonarush-eniya, svyazannye s nedeklarirovaniem i nedostover-nym deklarirovaniem // Tamozhennoe delo. 2020. N 3.
[4] Kim N.I. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya naznacheniya administrativnyh naka-zanij v oblasti tamozhennogo dela: dis...kand.yurid. nauk/ N.I. Kim. - Lyubercy, 2014.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2023