Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА «МЕДНОЙ ВЕНЕРЫ»'

ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА «МЕДНОЙ ВЕНЕРЫ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
16
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА «МЕДНОЙ ВЕНЕРЫ»»

ИСТОРИЯ ПОРТРЕТА «МЕДНОЙ ВЕНЕРЫ»

Рисунок Пушкина, изображающий молодую стройную даму в экзотическом наряде, давно был атрибутирован пушкинистами как портрет графини Аграфены Федоровны Закрев-ской, «Медной Венеры», как назвал ее поэт. Их отношения не раз привлекали внимание исследователей.1 Рисунок был легко опознан по гравюре Е. И. Гейтмана 1827 г. Но были свидетельства, что рисунок поэта не набросок с натуры или с гравюры Гейтмана, а зарисовка большого живописного портрета графини А. Ф. Закревской. Двоюродная племянница Аграфены Федоровны, Мария Федоровна Каменская (в девичестве графиня Толстая), в своих мемуарах, опубликованных в 1894 г. в журнале «Исторический вестник», утверждала, что поэт видел в доме графини ее большой портрет кисти художника Доу, глядя на который всякий мог убедиться, что «Закревская была смолоду красавица».2 Но сам портрет был недоступен исследователям. В последнем Полном собрании сочинений А. С. Пушкина, в дополнительном 18-м томе, вышедшем в 1996 г., рисунок поэта был обозначен как «Воспроизведение портрета Аграфены Федоровны Закревской (с картины неизвестного художника)».3 И в том же году в ноябре портрет Аграфены Федоровны Закревской кисти английского художника Джорджа Доу появился на аукционе Сотби.4

Большой портрет (220 X 147.5 см) был написан в Петербурге маслом на холсте и датирован 1823 г. По композиции он полностью совпадает с пушкинским рисунком (гравюра Гейтмана зеркальная). Оценен он был в 40—60 тыс. фунтов стерлингов и не вызвал интереса у российских музеев. Он был «приобретен представителем некоей европейской фирмы за весьма скромную сумму, явно не соответствующую художественной и исторической ценности портрета».3 Представители фирмы, вероятно, думали также, поскольку в 1999 г. портрет был

1 Вересаев В 1) В двух планах Статьи о Пушкине M , 1929 С 97—102 (ГЧава «Княгиня Нина»), 2) Спутники Пушкина M , 1993 Т 2 С 156—162, Яиевич А Пушкинский Петербург Л , 1935 С 107—110 и пр

2 Каменская M Ф Воспоминания // Исторический вестник 1894 Т 58 № 10 С 54

3 Пушкин А С Полн собр соч М, 1996 Т 18 (дополнительный) С 260

4 Тогда же он был опубликован в аукционном каталоге См Sotheby's London, 1996 (Auction Wednesday 13, November 1996)

5 Березина M Возвращение «Медной Венеры» // Известия 1999 8 мая No 82 (25427) С 7

224

© Т Д Исмагу \ова 2002

предложен Эрмитажу «для приобретения» галереей Alex Lach-namm (Köln), к сожалению, покупка вторично не состоялась, несмотря на юбилейный пушкинский год.

Рассмотрим портрет. На нем Аграфене Федоровне 23 года. По нему действительно можно убедиться, что «Закревская была очень хороша собой», получает подтверждение и ее прозвище «Медная Венера»: на портрете у нее темно-золотистый оттенок кожи и «медные» локоны. Необычен антураж картины. Но если «романтический» фон — небо, закрытое темными облаками, и своеобразную архитектурную «руину» Доу повторил по своему известному «Портрету актрисы О'Нейл» (был написан в 1815 г. и выставлен в Императорской Академии художеств в Петербурге в 1820 г.), то изображение храма в правом углу портрета — это уже петербургская деталь.

Православный пятиглавый храм по очертаниям напоминает известный Никольский собор архитектора Саввы Чевакинского, но некоторые детали отличаются от его современного вида. Однако «пустые» маленькие главки церкви, позднее заложенные, и их четырехгранная форма хорошо видны на литографии К. Бег-грова «На Крюковом канале» 1823 г. (по рисунку К. Сабата).6

Н. В. Измайлов высказал предположение, что Никольский собор появился на изображении, потому что «как раз почти напротив собора, на тогдашнем Екатерингофском проспекте (теперь проспект Римского-Корсакова) помещалось управление финляндского генерал-губернатора во время его пребывания в Петербурге; а генерал-губернатором был в 1823—1831 гг. А. Закревский, муж изображенной на портрете Аграфены Федоровны».7 Теперь, когда портрет известен и уточнена его датировка, можно с уверенностью сказать, что художник писал его перед отъездом супругов Закревских в Финляндию. И скорее всего, художник работал над ним в здании Статс-секретариата Великого княжества Финляндского (Екатерингофский пр., 39), из окна которого вид на Никольский собор практически совпадает с ракурсом его на портрете Дж. Доу. Но долгие годы впоследствии портрет хранился в знаменитом особняке Закревских в Петербурге «против Исаакиевского собора», там его видела племянница Аграфены Федоровны М. Ф. Каменская,8 и там же,

6 См Гордин А М , Гордин М А Пушкинский век СПб , 1995 С 205

7 Измайлов Н В Очерки творчества Пушкина Л , 1975 С 61, «Ст секретариат княжества Финляндского» занимал здание под номером 39 Екатерин-гофского проспекта (по старой нумерации 225) во 2-й Адмиралтейской части столицы' (см Атлас тринадцати частей С Петербурга СПб , 1849 С 34)

8 Каменская М Ф Воспоминания С 49

8 Временник Пушкинской комиссии

lib.pushkinskijdom.ru

по ее словам, его видел Пушкин. Оба этих дома (Екатерингоф-ский пр., 39 и Исаакиевская пл., 5) соединяет и имя архитектора.9 Обращение к истории дома на Исаакиевской площади позволяет прояснить, где и когда Пушкин мог видеть портрет А. Ф. Закревской. Участок и дом на Исаакиевской площади под нынешним номером 5 с середины XVIII в. принадлежал представителям старшей ветви семейства Нащокиных, им владел сначала Петр Федорович Нащокин (?—1809), а затем его сын, тайный советник и камергер Александр Петрович (1758— 1838). В начале XIX в. он перешел к статскому советнику Михаилу Петровичу Путятину, а от него к Закревским. Арсений Андреевич Закревский купил этот дом в июле 1833 г.10

Покупку дома, очевидно, связывали с перипетиями службы графа Закревского: в 1828 г. он получил пост министра внутренних дел, а в 1831 г. вышел в отставку. Но приобретение особняка, скорее, объясняется другим событием — смертью еще в 1821 г. матери Аграфены Федоровны,11 Степаниды Алексеевны Дурасовой, дочери богатого откупщика, после чего ее муж, отец графини Закревской, граф Федор Андреевич Толстой, стал «передавать средства»12 дочери и зятю. И хотя с 1823 г. Закревский официально занимал пост финляндского генерал-губернатора, половину года он неизменно проводил в Петербурге, расположенном весьма близко от Гельсингфорса, живя в то время в доме на Екатерингофском проспекте.

В любом случае портрет Аграфены Федоровны Доу написал сразу после парадного изображения ее мужа для Галереи 1812 года (1822); портрет, как уже говорилось, хранился в до-

9 Молодой архитектор Г. Э. Боссе с 1842 по 1847 г. возвел в столице ряд домов по заказу Финляндского княжества, а также капитально перестроил и здание на Екатерингофском (1844) и особняк графа А. А. Закревского на Исаакиевской пл. (с 1843 по 1845 г.).

10 СПб. сенатские объявления. 1833. 28 июля. № 60. Сведения предоставлены А. Н. Лукояновым.

11 В письме от 4 октября 1821 г. из Петербурга Константин Яковлевич Булгаков писал брату: «Закревский, описывая смерть графини (Толстой, тещи. — Т. И.) чрезвычайно благодарен за неоставление их в эту горестную минуту...» (Русский архив. 1903. Т. 1. № 2. С. 79). В письмах самого А. Я. Булгакова об этом событии рассказано подробно.

12 М. Ф. Каменская в цитированных «Воспоминаниях» писала, что супруга графа Федора Алексеевича Толстого перед смертью советовала мужу не давать Закревским много денег, но тот совету не внял. «Во вчерашних газетах было уже объявление о графе Ф[едоре] Алексеевиче], что он все ¡имение свое отдал зятю своему в управление и чтобы все адресовались к нему в Петербург... Такие же объявления напечатаны от имени Агр[афены] Ф[едоровны]...» (Письмо А. Я. Булгакова к брату от 8 ноября 1821 г. — Русский архив. 1901. № 2. С. 293).

ме Закревских на Исаакиевской площади. Но Пушкин впервые, по-видимому, увидел его в 1828 г. в доме финляндского генерал- губернатора, на Екатерингофском проспекте, где он и был написан. Тогда же Пушкин набросал силуэт хозяйки особняка на полях поэмы «Полтава».13

Почему же силуэт портрета Доу появился в черновиках поэмы, тематически далекой от светской жизни Петербурга? Когда Пушкин искал имя для героини своей поэмы, он сразу отбросил вариант исторического имени — «Матрена» как простонародного, поскольку получился бы эффект «Агафона»,14 мелькнула «Анна», дольше других «удерживалось в черновой рукописи другое имя Наталья».15 И характер героини, судя по первоначальным наброскам, должен был быть иным:

И подлинно: в Украйне нет Красавицы Нат(алье) равной (...) Звездой горят ее глаза Но редко в них видна слеза Зарей уста (у) ней алеют Но редко, редко и на миг Улыбка оживляет их — Природа] странно воспитала 1Й душу в тишине степей,

А жертвой пламенных (страстей) (курсив мой. — Т. И.) Судьба Нат(алью) назначала.

Это имя обозначено в кратком плане на л. 19, 192 (2 раза), на л. 221 (на обороте карандашные наброски стихотворения, обращенного к А. Ф. Закревской, продолжение «Наперсника» —Счастлив, кто избран своенравно...») и 24ь где и написана строфа.

Обратим внимание на слова «пламенные страсти». Во всех трех стихотворениях, обращенных к Закревской, есть слово «пламя» или производные от него — «пламенный», «пылающий»:

13 В 3-м издании книги «Рисунки Пушкина» Т. Г. Цявловская отмечала: «Не подтвердившуюся гипотезу о происхождении рисунка Пушкина приходится восполнить другой. Судя по тому что в конце XIX столетия портрет оставался в семье Закревской, в 20-х гг. он принадлежал самой Аграфене Федоровне. Теперь становится ясным, что набросок Пушкина мог появиться после того, как он видел портрет Доу у Закревской, бывая у нее в 1828 г. (попутно устанавливается и этот биографический факт) (курсив мой. — Т. И.)» (Цявловская Т. Рисунки Пушкина. 3-е изд. М., 1980. С. 205).

14 Если только не было в имени скрытого смысла. В изданных комментариях к «Евгению Онегину» нет объяснения того, что шутливое гадание Татьяны предрекает ей «доброго» мужа, на что указал В. П. Старк в докладе на Международной пушкинской конференции 2002 отметив, что Агафон в переводе с греческого-значит «добрый».

15 Измайлов И. В. Очерки творчества Пушкина. С. 34.

С своей пылающей душой, С своими бурными страстями...

(«Портрет»)

Но прекрати свои рассказы, Таи, таи свои мечты: Боюсь их пламенной заразы...

(«Наперсник»)

Сгорая пламенем любви...

(«Счастлив, кто избран своенравно...»).

Повторялось в ряде вариантов к этим стихам и слово «странный»: «Наталья странною душою», «И [мысли] думы странные». Но ведь это определение, сопровождающее первое появление героини неоконченной повести «Гости съезжались на дачу...», также набросанной в процессе работы над «Полтавой», Зинаиды Вольской, чьим прототипом, как уже признано, была Закревская:

«В сие время двери в залу отворились и Вольская взошла. Она была в первом цвете молодости. Правильные черты, большие черные глаза, живость движений, самая странность (курсив мой. — Т. И.) наряда, все поневоле привлекало внимание» (VIII, 37—38).

Таким образом, представляется возможным говорить о прототипе первого варианта героини поэмы, «странной» и «пламенной» Закревской. В тот момент поэт точно не знал, чем мотивировать роковой «выбор» героини, — и, возможно, думал объяснить его причудливостью ее натуры, подтвержденной «пламенным страстям». И только окончательное предпочтение имени «Мария» определило иной характер. Любовь дочери Кочубея становится девической и жертвенной, чего не было в первых редакциях поэмы.

Рисунок же Закревской появился рядом со стихами:

Когда же вдруг меж казаков Ее поступок огласился И беспощадная молва Ее стыдом обременила...

(л. 44 об.)1б

И это также тема, в сознании Пушкина ассоциирующаяся с обликом Закревской. Борьба с «законами света» приобрела в образе Зинаиды Вольской такой характер, что не только свет презирает ее, но и она его. И последняя деталь: рядом с на-

16 Н. В. Измайлов называет л. 43 об.

броском с портрета Закревской — рисунки повешенных декабристов. Не может ли быть здесь простой связи: граф А. А. Закревский официально был членом судейской коллегии, вынесшей им приговор.

Пушкин знал практически всех владельцев дворца на Исаакиевской площади. Дружеские связи поэта с семейством Нащокиных, первых его владельцев, хорошо известны.17 У А. И. и Н. И. Тургеневых поэт мог встречать их двоюродного брата статского советника Михаила Петровича Путятина, второго владельца дворца. В 1829 г. он служил «чиновником особых поручений» Министерства внутренних дел, которым в тот момент руководил министр — граф Арсений Андреевич Закревский, следующий хозяин дворца на Исаакиевской площади.

1828 год был насыщен для Пушкина разнообразными любовными переживаниями. Он сватался к Анне Алексеевне Олениной, одновременно развивался случайный, но яркий роман с Закревской, получивший невероятно богатое литературной отражение. Но было время и для светского флирта. 3 мая 1828 г. Петр Андреевич Вяземский в письме к жене так описал бал у Олениных: «После был я у Олениной, праздновали день рождения... Мы с Пушкиным играли в кошку и мышку, то есть волочились за Зубовой-Щербатовой (сестрой покойницы Юсуповой), которая похожа на кошку, и малюткой Олениной, которая мала и резва, как мышь».18

Среди петербургских знакомых Пушкина оказывается и чета графов Зубовых, Александр Николаевич и Наталья Павловна. Их сыну, графу Платону Александровичу Зубову и его детям будет принадлежать особняк на Исаакиевской площади под № 5 с середины XIX в. до октября 1917 г.

Очаровательная Наталья Павловна (1801—1868) (портрет и миниатюра с ее изображением хранятся в Государственном Русском музее19) была одной из двух дочерей князя Павла Петровича Щербатова, сенатора, действительного тайного советника, и его супруги Анастасии Валентиновны, рожденной Мусиной-Пушкиной. Сестра ее Прасковья, в браке княгиня Юсупова (1795—1820), рано умерла от неудачных родов.20

17 Раевский И Н Друг Пушкина Павел Воинович Нащокин Л , 1977

18 Цит по Пушкин Исследования и материалы М , Л , 1958 Т 2 С 250

19 Неизвестный художник (ГРМ, № 6893) Портрет графини Натальи Павловны Зубовой, рожденной княжны Щербатовой (1801—1868), жены графа Александра] Николаевича] Зубова 1820-е Масло, холст 70 X 57 5 Поступил в 1925 г из собрания В П Зубова (Ж-5309)

20 В письме к брату А Я Булгаков 26 октября 1820 г писал «Как поразила меня смерть бедной Юсуповой Кровь с молоком молода, богата, все не

Граф Александр Николаевич Зубов (1797—1875), старший внук Суворова (его родители — графиня Наталья Александровна, знаменитая «Суворочка», и граф Николай Александрович Зубов, по преданию нанесший Павлу I удар золотой табакеркой в ночь на И марта 1801 г.). Маленького Сашу «Суворочка» привозила к ссыльному деду в село Кончанское (история эта хорошо известна). Есть сведения, что крестным отцом его был сам император Павел.21 Внук Суворова окончил Пажеский корпус (будущее Суворовское училище) с отличием (его имя и сейчас можно прочитать на мраморной доске, установленной там). «На службу вступил из камер-пажей корнетом в Кавалергардский полк»,22 через 2 года произведен в поручики, еще через 3 — в ротмистры и к 1825 г. стал полковником. «1825 года декабря 14, находясь в строю войск Гвардейского корпуса, собранных по Высочайшему повелению на Дворцовой и Исаакиевской площадях против мятежников, по случаю бывшего в тот день в Санкт-Петербурге происшествия, удостоился в числе других получить Высочайшую признательность, объявленную в приказе 15 декабря...».23 Но столь блистательно начатая служба вскоре прервалась под туманным предлогом «слабого здоровья». Разгадка нашлась в записках декабриста А. М. Муравьева: «...граф Зубов, кавалергардский полковник, отказался идти во главе своего эскадрона, чтобы присутствовать при наказании (казни декабристов. — Т. И.). „Это мои товарищи, и я не пойду", — был его ответ».24

помогло. Бедная эта Юсупова не могла ни одного раза родить, бывши четыре или пять раз брюхатою. Может быть, и подлинно виноваты были акушеры» (Русский архив. 1900. № 12. С. 561).

21 Об этом факте писал младший внук графа Александра Николаевича Зубова — Валентин Платонович: «Я видел (представлял. — Т. И.) и императора Павла в гатчинской дворцовой церкви воспреемником моего деда Александра Николаевича, милость, вероятно оказанная скорее его матери, дочери Суворова, чем ненавистной семье Зубовых...» (Зубов В. П. Страдные годы России. München, 1968. С. И). Документа о крещении графа Александра Николаевича в архивах Зубовых нет.

22 Сборник биографий кавалергардов, 1801—1826. СПб., 1906. Т. 3. С. 267; РГИА, ф. 1343, оп. 46, ед. хр. 1219, ч. 1, л. 10 об.—11.

23 РГИА, ф. 1343, оп. 46, ед. хр. 1219, ч. 1, л. 11 об.—12.

24 Мой журнал : Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов. М., 1931. Т. 1. С. 130—131. Историк Н. Я. Эйдельман в книге «Удивительное поколение» (вышедшей уже после его смерти, в 2001 г.) писал: «Блестящий полковник гвардии Александр Николаевич Зубов лишился карьеры, был уволен к „статским делам" и за двадцать лет получил лишь один чин» (Эйдельман И. Я. Удивительное поколение. СПб., 2001. С. 212).

Стоит отметить, что в 1831 г. граф Александр Николаевич Зубов состоял «чиновником особых поручений» Министерства внутренних дел. Если поступок молодого кавалергарда был известен, то принять его на службу для министра Закревского значило сделать определенный жест. В связи с этим можно вспомнить, что, будучи официальным членом суда над декабристами, граф Арсений Андреевич не присутствовал ни на одном судебном заседании. Возможно, и этот его поступок также был одним из поводов «неудовольствия» императора Николая. Вскоре последовала отставка Закревского.25

Возвращаясь ко времени написания портрета можно отметить, что Дж. Доу был в Петербурге тогда в большой моде. Константин Яковлевич Булгаков 5 октября 1823 г. писал брату: «Я еще не видел, но много слышал о портрете Дава. Князь Александр Николаевич (Голицын? — Т. И.), которого он тоже пишет, мне сказывал, что ни одного портрета государева нет столь похожего. Как скоро будет свободно, зайду в Эрмитаж...».26

1823 год был сложным моментом для супружеской четы Закревских. В конце 1822 г. Аграфена Федоровна уехала в Италию.27 За границей она провела почти год, а ее поведение там дало возможность появиться слухам, что она расстается с мужем. Письмо К. Я. Булгакова от 14 августа 1823 г. из Санкт-Петербурга: «Закревский возвращается (...) он проедет прямо в свои деревни, а Аграфена Федоровна из Италии прямо сюда к октябрю месяцу. Завтра ей отправляю 20 т[ы-сяч]. Следовательно... здесь съедутся. Пора ей возвратиться. У меня все спрашивают, да съедутся ли они? Иные уже думают, что они совсем разлучились. Все эти вздоры прекратятся, но только, когда увидят их здесь вместе...». В другом письме от 23 сентября 1823 г.: «...он (Закревский. — Т. И.) должен быть в Москве... Жена его не приехала в Краков (...) сомневаются, чтобы она прибыла сюда в сем году. Бог знает, что про нее рассказывают... уверяют, что теперь она в связи с принцем Кобургским.28 Дай Бог, чтобы это был вздор...».29

25 Отставку Закревского, которая была опять-таки мотивирована «состоянием здоровья», что отчасти справедливо (его мучили страшные мигрени), чаще всего связывали с тем, что министр не справился с растущей эпидемией холеры 1831 г.

26 Русский архив. 1903. № 4. С. 476.

27 Письмо К. Я. Булгакова к брату: «Закревский пишет: „Отправляю Гру-шеньку на зиму в Италию по совету докторов... к Вам буду 10 октября [1822 года]"» (Русский архив. 1903. № 3. С. 304).

28'Будущим бельгийским королем.

29 Русский архив. 1903. № 4. С. 475.

От 10 октября. «Я не сомневаюсь теперь в приезде Закрев-ской (...) Авось и глупости все останутся за границей. Очень мне жаль доброго Арсения. Без домашнего спокойствия и благополучия и почести не утешают».30 16 октября: «Как я рад, что Закревская уже в Москве... Подлинно теперь кумушки остались в дурах...».31

Во всяком случае, получив наследство, Закревские могли тратить деньги свободно: Аграфена Федоровна год пробыла в Италии, после возвращения в знак окончательного примирения супругов портрет для нее был заказан модному и дорогому художнику (датировка полотна по этим письмам уточняется: ноябрь—декабрь 1823 г.).32 На нем загоревшая под итальянским солнцем «Медная Венера», о которой А. Я. Булгаков писал: «Ты можешь себе представить радость Закревского... Агр[афена] Феод[оровна] свежа, как розан, несколько подобрела, очень весела и довольна, что здесь... Кажется, все такая же ветреная, говорит о десяти предметах в одно время, просит есть, одеваться, ложу в (...) оперу...».33 Итак, великолепный портрет «Медной Венеры» укарашал стены дома на Екатерин-горфском проспекте.

Известны несколько повторений этого портрета Доу: гравюра Гейтмана, о которой уже упоминалось, изображение на фарфоровой чашке,34 а также две миниатюры, одна из которых позже была в собрании ее родственника, директора Эрмитажа Дмитрия Ивановича Толстого. Ее воспроизвел в книге «Русские портреты» вел. кн. Николай Михайлович.35 Комментируя это изображение, Т. Г. Цявловская в примечании привела

30 Там же С 477

31 Там же С 480

32 «Мы десятый день уже в Петербурге » (Письмо графа А А Закревского князю П М Волконскому от 24 ноября 1823 г С -Петербург) // Сборник Императорского русского исторического общества СПб , 1890 Т 73 С 171

33 Письмо А Я Булгакова к брату от И октября 1823 г (Русский архив 1901 № 4 С 588) Этот же фрагмент письма (сокращенный и неточный) в издании вел кн Николая Михайловича «Русские портреты 18—19 века» (СПб ,

1895 Ч 1 № 19)

34 Хранитель картин отдела английской живописи Государственного Эрмитажа Е П Ренне в докладной записке (1999) писала «До опубликования „Портрета А Ф Закревской" в аукционном каталоге Сотбис в 1996 году ( ) он был известен преимущественно по гравюре Гейтмана, миниатюрной копии (по пояс) и копии на чашке, исполненной на Императорском фарфоровом заводе, что является свидетельством его популярности»

35 Веа кн Николай Михайлович Русские портреты 18—19 века Ч 1 № 94

фрагмент письма (исследователя Г. М. Коки): «В глубине справа мужской бюст — это отец (его портрет есть у того же Морозова (т. IV, табл. 429, текст на с 1104)). Закревская и на миниатюре изображена сидящей с книгой в руке, на другую руку она склонилась головой, совсем как на литографии (...) Миниатюрный портрет у бюста отца см. Вересаев В. Спутники Пушкина. Т. 2. С. 101».36

По некачественному воспроизведению миниатюры в книге Вересаева бюст действительно можно принять за кого угодно, но по книге Морозова видно, что сходство портрета отца Аграфены Федоровны графа Федора Андреевича Толстого37 и изображенного бюста весьма преувеличено. (Линия носа у Толстого с выраженной «курносостью», у бюста нос прямой, растрепанная прическа и короткие торчащие в разные стороны баки Толстого также не похожи на подчеркнуто аккуратные линии волос и бакенбарды скульптуры) Зато бюст чрезвычайно напоминает другую миниатюру, изображающую мужа Аграфены Федоровны, графа Арсения Закревского,38 воспроизведенную также в издании «Русских портретов» рядом с портретом жены (ч. 1, № 93). Обратим внимание и на то, что все реалии картины английского художника связаны именно с мужем Аграфены Федоровны, а никак не с отцом.

Путаница произошла и с неким портретом художника Доу, помещенным «среди его полотен на гравюре, изображающей посещение Александром I мастерской художника...». Т. Г. Цяв-ловская считала его портретом Закревской. «Фигура Закрев-ской на портрете, изображенном в этой гравюре, дана в несколько ином повороте».39 Теперь, когда гравюра опубликована в популярном журнале, ясно, что на этом портрете изображена не Аграфена Федоровна Закревская, а английская актриса О'Нейл.40

36 Цявловская Т Рисунки Пушкина С 421

37 См Морозов А В Каталог моего собрания М , 1913 Т 4 Р—Ф (0) Ил 429 (СОХХ1Х) Текст стб 1103

38 В письмах Булгаковых рассказывается история о том, как в своем парке Закревский поместил три бюста генерала Каменского, адъютантом которого он был, князя Петра Михайловича Волконского и Алексея Петровича Ермолова Последний, увидев скульптуры, был страшно растроган и сказал хозяину, что, поставив памятник человеку, находящемуся в опале, он тем самым поставил бюст самому себе (Русский архив 1901 № 4) Очевидно, был выполнен и рукотворный бюст самому хозяину

39 Цявловская Т Рисунки Пушкина С 205, 422

40 Об этом см подробнее Андреева Г АС Пушкин и Джордж Доу Новые страницы // Искусство 1989 №6 С 58 — 61

Таким образом, два петербургских дома — на Екатерин-гофском проспекте и на Исаакиевской площади — связаны с историей портрета графини Закревской. В 1843 г. граф Арсений Закревский задумал капитальную перестройку своего особняка, чтобы давать там пышные балы для своей подросшей дочери. Для осуществления этого замысла он пригласил молодого архитектора Гарольда Эрнестовича Боссе (1812—1894), и тот перестроил дворец в новом тогда стиле, придав ему черты флорентийского палаццо и тем самым резко выделив его среди окружающей застройки. Не было ли в этом смелом замысле зодчего воли причудницы-хозяйки, графини Аграфены Федоровны Закревской, пушкинской «Медной Венеры», такой, какой мы видим ее на полотне Доу, помнившей о своей романтической итальянской поездке и стремившейся перенести в мрачный Петербург частичку того южного света.

Т. Д. Исмагулова

ИЗ МИХАЙЛОВСКОГО ОКРУЖЕНИЯ А. С. ПУШКИНА

1. Клирики вороничских церквей

Высланный из Одессы в псковское имение своей матери сельцо Михайловское под надзор светских и духовных властей, А. С. Пушкин должен был в годы Михайловской ссылки являть собой доброго прихожанина и посещать свою приходскую Воскресенскую церковь.

Народная память сохранила легенду о том, что именно в этой церкви поэт был крещен младенцем, поэтому в народе Воскресенская церковь именуется Пушкинской.

Она находилась в 2.5 верстах от Михайловского в селе Воронич. Документы Псковской духовной консистории содержат ее описание «за прошлый 1825 год: Церковь во имя Воскресения Христова без придела, деревянная, твердая, построена в 1789 г., починена в 1824 году. При ней церковной земли не имеется, а удовольствуются священноцерковнослужители от прихода хлебом и ругою. Приходских дворов 236, в них мужеска 1060 душ и женска 1153».1

1 Гос. архив Псковской области (ГАПО), ф. 39, оп. 7, ед. хр-74, л. 8—12.

234 © Г. Ф. Симакина, 2002

lib.pushkinskijdom.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.