Н. А. БЕЛОВА N. A. BELOVA
доцент кафедры философии и истории психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы
История пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей в СССР в 30-е годы XX века
History of penal institutions for minor offenders in the USSR in the 30th years of the 20th century
#
Аннотация. Статья посвящена истории становления и развития советских детских закрытых учреждений в 30-е годы XX века. Проанализированы законодательный и практический аспекты их формирования, показана роль государства в данном процессе, его заинтересованность не только в усилении карательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, но и в их исправлении с обязательным трудовым обучением для дальнейшего трудоустройства.
Ключевые слова: история пенитенциарной системы России, пенитенциарные учреждения, несовершеннолетние правонарушители, школы фабрично-заводского ученичества, трудовые коммуны, трудовые колонии.
Annotation. The article is devoted to the history of formation and development of the Soviet child care closed facilities in the 30th years of the 20th century. Legislative and practical aspects of their formation are analysed, the role of the state in this process, its interest not only in strengthening of retaliatory impact on minor offenders, but also in their correction with compulsory labor education for further employment is shown.
Key words: history of penal system of Russia, penal institutions, minor offenders, schools of factory apprenticeship, labor communes, labor colonies.
#
П
реступность в среде несовершеннолетних была и остается в
. нашей стране одной из острых социальных проблем. Борьба с ней в истории России всегда имела свою специфику. Большевикам, провозгласившим ее делом исключительной государственной важности, благодаря пред-
принятым в годы НЭПа мерам удалось предотвратить рост подростковой преступности, массовой безнадзорности и беспризорности. Так, согласно данным Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР, численность данного контингента за период с 1928 по 1930 год сократилась с 45 до 18 тыс. человек [1].
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2018
13
Однако активная реализация в СССР политики форсированной индустриализации и коллективизации в начале 1930-х годов вновь обострила эти проблемы. В итоге к концу 1933 года в 2 045 детских домах Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос) содержались 241 744 воспитанника [2].
Немногочисленные трудовые коммуны Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) и трудовые дома Народного комиссариата юстиции (НКЮ), в которых основным методом исправления подростков стало приобщение их к труду в коллективе, оказались не в состоянии обеспечить необходимую массовую профессиональную подготовку содержавшегося в них контингента.
Возросший спрос на квалифицированную рабочую силу в условиях ликвидации безработицы потребовал изменения подходов к трудовому обучению несовершеннолетних правонарушителей. Решение данной проблемы было найдено в реорганизации трудовых домов в школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) особого типа НКЮ РСФСР. Перепрофилирование этих учреждений, начатое в соответствии с постановлением СНК СССР от 30.03.1929 «О школах фабрично-заводского ученичества», в основном было завершено к началу 1931 года [3].
Одновременно с реорганизацией трудовых домов создавались новые школы ФЗУ особого типа. В этот период, в частности, были открыты Введе-но-Островская школа ФЗУ по металлообработке для девушек, в Средне-Волжском крае - сельскохозяйственная школа для юношей, имевших навыки работы в сельском хозяйстве, и лиц с ослабленным здоровьем [4]. Кроме того, для подготовки подростков к направлению в подобные заведения появились
«промежуточные» учреждения - коллекторы, которые впоследствии превратились в самостоятельные учреждения типа школ ФЗУ [3].
Главное преимущество школ ФЗУ особого типа заключалось в том, что воспитательный процесс в них строился не на изоляции несовершеннолетних правонарушителей от общества, а на их максимальном вовлечении в трудовые процессы. Для повышения качества трудового и политического воспитания «будущих строителей социализма» школы ФЗУ особого типа устанавливали непосредственную связь с предприятиями. Шефство рабочих коллективов и привлечение комсомола к работе этих заведений в значительной мере способствовали решению задач, поставленных перед ними правительством. Заводы и фабрики заключали со школами ФЗУ договоры о подготовке квалифицированных кадров требуемых рабочих специальностей. Так, договоры с «Кузбасстроем» и «Прибор-строем», прикрепление на условиях шефства школ ФЗУ к заводам-гигантам «Сельмаш» и «Ижорский» позволили охватить производственным обучением свыше пяти тыс. человек [4]. В итоге уже в 1931 году школы ФЗУ НКЮ РСФСР выпустили 500 квалифицированных рабочих [5].
Школы ФЗУ особого типа, согласно ст. 40 Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1933 года (ИТК) , предназначались для содержания лиц в возрасте от 15 до 18 лет, направляемых в эти заведения на основании приговоров судов, постановлений комиссий по делам несовершеннолетних либо иных уполномоченных на то органов. В данном кодексе также получила отражение заинтересованность государства в завершении воспитанниками школ фабрично-заводского обучения. Так,
14
[email protected] www.or.fsin.su
в соответствии со ст. 41 ИТК с лиц, окончивших школу, снималась судимость, а ст. 42 ИТК устанавливала, что в случае истечения срока наказания воспитанника до окончания им обучения в школе педагогический совет мог продлить ему время пребывания в заведении, но при условии, что все время обучения не превышает трех лет [6].
Специальным положением НКЮ, принятым во исполнение ст. 43 упомянутого ИТК, школы ФЗУ особого типа были разделены на три вида: закрытые, полуоткрытые и открытые. Первые предназначались для особо социально запущенных подростков - неоднократно судимых, с длительным «уличным стажем», отрицательно влиявших на остальных воспитанников; вторые - для лиц с меньшей социальной запущенностью и переведенных из закрытых школ по решению педагогических советов; третьи - для лиц с незначительной социальной запущенностью и переведенных из других школ [7].
Курс обучения в школах ФЗУ устанавливался в два - два с половиной года. Распорядок дня в них был ориентирован на ускоренное изжитие несовершеннолетними правонарушителями вредных привычек. Они ежедневно четыре часа занимались в школе, от четырех до шести часов работали на производстве (с учетом их возраста и состояния здоровья), кроме того, три часа могли уделять занятиям по интересам в кружках, спорту и т. п. Благодаря заимствованному из практики трудовых коммун опыту участия подростков в самоуправлении в школах ФЗУ удалось создать такую дисциплину, при которой надзор стал излишним. Даже охрана этих заведений была заменена самоохраной из числа воспитанников [8].
Потребности государства в ускоренной массовой подготовке рабочих
обусловили принятие 15.09.1933 постановления ЦИК и СНК СССР «О школах фабрично-заводского ученичества», в соответствии с которым эти заведения были преобразованы в профессиональные школы квалифицированных рабочих массовых специальностей с сокращенным сроком обучения (до шести месяцев, по отдельным профессиям - до одного года). Выпускники обязывались проработать по своей специальности на производстве не менее трех лет [9].
В целом школы ФЗУ особого типа, несмотря на недостатки в их работе (слабая техническая оснащенность, плохие материально-бытовые условия воспитанников и др.), отвечали задачам перевоспитания и трудовой подготовки несовершеннолетних правонарушителей. Так, в 1933 году по итогам Всесоюзного социалистического соревнования школ ФЗУ за ударную работу в деле исправлении воспитанников были премированы саратовская, московская и ряд других школ [8]. Более того, отбытие подростками наказания в школах ФЗУ, а не в тюрьмах или колониях позволяло им приспособиться к работе в коллективе, давало шанс на последующее возвращение к нормальной жизни с навыками приобретенной профессии.
Успешная деятельность школ ФЗУ НКЮ способствовала расширению их сети. К 1934 году в РСФСР их было 19, в УССР - пять, в БССР - две [10].
Однако ввиду ужесточения советской уголовной политики с середины 1930-х годов дальнейшего развития эти школы, требовавшие высокой технической оснащенности и квалифицированных кадров, не получили.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.04.1935 «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних», снизившим возрастной рубеж уголовной
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2018
15
ответственности за ряд преступлений (кражи, причинение насилия, убийства и др.) до 12 лет, разрешалось применение к подросткам всех мер уголовного наказания. Более того, была отменена ст. 8 Основных начал уголовного законодательства СССР [11], предписывавшая применение к ним мер социальной защиты медико-педагогического характера [12].
Дальнейшее усиление карательных мер в отношении несовершеннолетних получило отражение в совместном постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности», в соответствии с которым ликвидировались комиссии по делам несовершеннолетних при отделах народного образования, устанавливались типы детских учреждений и их ведомственная подчиненность. Детские дома в зависимости от состава контингента передавались в ведение наркоматов просвещения, здравоохранения и социального обеспечения союзных республик, а все закрытые учреждения (изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители) сосредотачивались в Наркомате внутренних дел СССР (НКВД СССР). Для руководства детскими домами в наркоматах просвещения союзных республик предписывалось организовать специальные управления, а в НКВД СССР и республик - специальные отделы по руководству детскими учреждениями [13]. Во исполнение данного постановления в июне 1935 года в составе Административно-хозяйственного управления НКВД СССР (АХУ НКВД СССР) был образован отдел трудовых колоний для несовершеннолетних [14].
Организация широкой сети детских специализированных учреждений под контролем НКВД СССР обуслови-
ла формирование во второй половине 1930-х годов уже не общегосударственной, а ведомственной нормативной базы для регулирования их деятельности.
Правовой основой организации работы приемников-распределителей для безнадзорных и беспризорных детей, переданных в систему НКВД из Нарком-проса, стало Положение о приемниках-распределителях НКВД для несовершеннолетних, утвержденное приказом НКВД СССР в декабре 1937 года [14]. На эти учреждения возлагались прием, размещение и фильтрация беспризорных и безнадзорных лиц в возрасте до 14 лет с последующим их направлением к родителям, в детские дома разных типов и трудовые колонии.
Срок пребывания подростков в приемниках-распределителях ограничивался одним месяцем, в течение которого устанавливались данные, необходимые для распределения их по соответствующим учреждениям и отправки к родственникам. Пополнение контингента учреждений осуществляли преимущественно работники милиции. В частности, таким способом за 10 месяцев 1937 года в приемники Иркутской области было направлено 684 подростка [15]. В отдельных случаях отправка подростков в приемники НКВД являлась способом избавления детских домов от бывших беспризорников, не поддававшихся перевоспитанию. Так, в 1937 году заведующий Зала-ринским детдомом передавал «неисправимых» детей в приемник, полностью отказавшись от их воспитания [15].
Следует отметить, что оперативным приказом НКВД СССР от 15.08.1937 № 00486 при проведении операции по репрессированию жен изменников родины детские приемники отделов трудовых колоний НКВД были определены местами содержания их детей старше
16
[email protected] www.or.fsin.su
15 лет, признанных социально опасными, до решения Особого совещания. После вынесения приговора осужденные социально опасные дети в зависимости от их возраста, степени опасности и возможности исправления подлежали направлению в исправительно-трудовые лагеря и колонии НКВД или в дома особого режима республиканских наркоматов просвещения по персональным нарядам Главного управления лагерями НКВД (ГУЛАГ) для первой и второй группы и АХУ НКВД СССР -для третьей группы [16].
По Положению о трудовой колонии НКВД для несовершеннолетних, утвержденному приказом НКВД СССР от 29.07.1935 [17], в них должны были содержаться осужденные в возрасте от 12 до 16 лет и беспризорные от 14 до 16 лет. Воспитанники колонии делились на кандидатов и членов колонии. В кандидаты зачислялись все вновь поступавшие лица. Условиями перевода в члены колонии являлись выполнение производственных заданий, примерное поведение в быту и участие в общественной работе. Каждый воспитанник в обязательном порядке обучался рабочей специальности, а общеобразовательная подготовка организовывалась лишь для «лучших производственников». Основным методом воспитания было самоуправление, органом которого выступало общее собрание членов колонии. Пребывание осужденных в колонии определялось степенью их подготовленности к самостоятельной жизни вне колонии, поэтому выпуск воспитанников осуществлялся раз в год по окончании учебного года.
Структура трудовой колонии, возглавляемой управляющим, состояла из учебно-воспитательного, производственного и административно-финансового подразделений. Все расходы коло-
нии должны были покрываться за счет собственного производства. Однако на практике реализовать это требование оказалось весьма проблематично. Так, в 1936 году все колонии обязывались освободить государственный бюджет от расходов на их содержание, однако многими из них плановые задания выполнены не были, а выпускаемая ими продукция была низкого качества [18]. Ввиду слабой собственной материальной базы и недостаточного финансирования со стороны государства состояние ряда колоний было крайне неудовлетворительным. Например, в том же 1936 году в Александровской трудовой колонии воспитанников вселяли в не-отремонтированные бараки, сохранившиеся от заключенных Александровской тюрьмы, в которых отсутствовали стекла и отопление, контингент колонии не был обеспечен одеждой и обувью [19].
Для содержания малолетних правонарушителей, в отношении которых общие меры воспитания оказывались недейственными (рецидивисты, беглецы и др.) приказом НКВД СССР от 23.05.1937 № 205 «Об организации трудовых колоний закрытого типа» Пензенская (Куйбышевская область), Верхотурская (Свердловская область), Пушкинская (Ленинградская область) и Ахтырская (УССР) открытые трудовые колонии были реорганизованы в закрытые [20]. Положение, регламентировавшее деятельность этих заведений, было введено приказом НКВД СССР от 10.04.1937, но уже 05.09.1938 оно было отменено и утверждено новое Положение о трудовой колонии НКВД для несовершеннолетних (закрытого типа) [21]. Согласно данному документу в эти учреждения направляли лиц в возрасте от 12 до 16 лет из открытых трудовых колоний и тюрем
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2018
17
по приговорам суда, исключительно по именным нарядам. Минимальный срок содержания воспитанников в закрытой колонии составлял один год, по истечении которого хорошо зарекомендовавших себя подростков по заключению администрации учреждения возвращали в колонию открытого типа, к родителям либо трудоустраивали. Для нарушителей режима предусматривалось применение штрафного режима, заключавшееся в содержании воспитанников в штрафном изоляторе от двух до 20 суток.
Создание изоляторов для несовершеннолетних правонарушителей, предусмотренное постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31.05.1935 с целью отделения наиболее социально запущенных подростков от основной массы воспитанников, было нормативно закреплено в положении об этом учреждении, утвержденном приказом НКВД СССР от 16.07.1939 № 0221. Этим документом предписывалось размещать в изоляторах (детских учреждениях закрытого типа со строгим режимом) с санкции прокурора лиц в возрасте от 12 до 16 лет, приговоренных к различным срокам наказания, из числа беглецов, нарушителей режима, в отношении которых исчерпаны все меры воздействия, а также осужденных к отбытию наказания в колониях закрытого типа. Срок содержания воспитанников в изоляторе ограничивался шестью месяцами, а вывод из учреждения санкционировался распределительной комиссией [22]. Однако на практике этот тип учреждения развития не получил.
Приказ НКВД СССР от 10.09.1939 № 609 нормативно закрепил перевод осужденных в возрасте от 16 до 18 лет из лагерей и колоний в трудовые колонии для несовершеннолетних. Одновременно с этим в подчинение ГУЛАГа
был передан и отдел трудовых колоний НКВД СССР [23]. Официально принятие данного решения мотивировалось необходимостью объединения в одном ведомстве руководства воспитанием и трудовым использованием несовершеннолетних правонарушителей.
В связи с прекращением в конце 1938 года массовых репрессий и возвращением «к нормам социалистической законности» в 1939 году было проведено обследование трудовых колоний для несовершеннолетних, в ходе которого были выявлены факты необоснованных решений оперативных троек управлений НКВД о направлении подростков в эти учреждения. Приказом НКВД СССР от 07.10.1939 № 0335 предписывалось в месячный срок пересмотреть дела таких осужденных и в случае наличия у них родителей передать их последним на воспитание, а остальных направить в детские дома или трудоустроить [24].
К концу 1930-х годов в системе ГУЛАГа была сформирована система детских пенитенциарных учреждений, состоявшая из 162 приемников-распределителей и 50 трудовых колоний для несовершеннолетних открытого и закрытого типа с четырьмя основными типами производства: деревообработка, металлообработка, обувное и трикотажное (для девушек) [25]. Основным видом детских закрытых учреждений стали трудовые колонии, унифицированные до такой степени, что фактически заменили собой почти все предшествующие им виды учреждений для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных лиц. К сожалению, о самоуправлении в них уже не упоминалось. По аналогии с крупными учреждениями ГУЛАГа были даже организованы колонии-гиганты (с лимитом до 1000 мест). Правда, от них пришлось
18
[email protected] www.or.fsin.su
почти сразу же отказаться, поскольку они не оправдали себя: не смогли обеспечить индивидуальный подход к воспитанникам [26].
Всего через трудовые колонии с середины 1935 года по начало 1940 года прошло 155 506 подростков в возрасте от 12 до 18 лет (из них 68 927 - осужденных и 86 579 - не имеющих судимости). За этот период 28 280 бывших правонарушителей были трудоустроены: 83,7 % - на промышленные предприятия; 7,8 % - в сельское хозяйство; 8,5 % - продолжили обучение в учебных заведениях [27].
Подводя итог, можно констатировать, что в первой половине 30-х годов XX века на практике активно внедрялся дифференцированный подход к воспитанию и исправлению различных категорий несовершеннолетних осужденных путем создания различных типов школ ФЗУ (открытых, полузакрытых и закрытых), работа которых строилась в тесной связи с промышленными предприятиями. Весьма значимым и эффективным средством исправления подростков-правонарушителей стало шефство над ними трудовых коллективов, комсомола. Приобретение трудовых навыков, профессии несовершеннолетними осужденными и бывшими беспризорными позволяло обеспечивать их трудовую занятость и подготовку к жизни в обществе, способствовало сокращению подростковой преступности.
Вместе с тем следует отметить, что ввиду ужесточения уголовной политики во второй половине 1930-х годов карательные меры в отношении несовершеннолетних правонарушителей стали преобладать над воспитательными. Создание системы унифицированных детских закрытых учреждений (трудовых колоний) по образцу учреждений
для взрослого контингента осужденных привело к внедрению в практику их деятельности форм и методов работы последних. Переориентация приоритетов в трудовых колониях с педагогических на производственные повлекла не только снижение эффективности их деятельности, но и отодвинула личность несовершеннолетнего на второй план. Кроме того, ограниченные возможности применения труда несовершеннолетних при включении детских пенитенциарных учреждений в общую систему исполнения наказаний (ГУЛАГ) фактически превратили их во второстепенные учреждения.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в целом история детских пенитенциарных учреждений в СССР в 1930-е годы отражала общую тенденцию постепенного ужесточения уголовной политики и усиление карательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных в условиях изоляции с одновременной заботой государства о возможности возвращения этих подростков в нормальную социальную среду. Ф
1. Бубличенко В. Н. Создание и развитие детских закрытых учреждений НКВД-МВД СССР на Европейском Севере России (19351956). Ухта : УГТУ, 2010. С. 5.
2. Дети ГУЛАГа. 1918-1956 : сб. документов / сост. С. С. Виленский и др. М. : МФД, 2002. С. 178.
3. Астемиров З. А. Трудовая колония для несовершеннолетних. М. : Юрид. лит., 1969. С. 15.
4. Шарапов А. Е. Стимулирование трудовой и учебной деятельности несовершеннолетних правонарушителей в первой половине 30-х гг. XX в. // Вестник ВЮИ. 2009. № 2 (11). С. 197.
Ведомости уголовно-исполнительной системы № 7/2018
19
5. Кудимов А. Ф. Историческая справка о создании и организации пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних. М., 2000. С. 22.
6. Об утверждении Исправительно-трудового кодекса РСФСР : пост. ВЦИК РСФСР от 01.08.1933 // СУ РСФСР. 1933. № 48, ст. 208.
7. Астемиров З. А. Указ. соч. С. 16.
8. Шарапов А. Е. Указ. соч. С. 198.
9. О школах фабрично-заводского ученичества : пост. ЦИК СССР и СНК СССР от 15.09.1933 № 17 // LibUSSR.RU : [сайт]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3931.htm (дата обращения: 10.01.2018).
10. Кудимов А. Ф. Указ. соч. С. 23.
11. О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних : пост. ЦИК и СНК СССР от 07.04.1935 № 3/598 // СЗ СССР. 1935. № 19, ст. 155.
12. Основные начала Уголовного законодательства Союза ССР : утв. пост. Президиума ЦИК СССР от 31.10.1924 // СЗ СССР. 1924. № 24, ст. 204.
13. Дети ГУЛАГа ... С. 183-187.
14. 1931-1946 // МВД России : [сайт]. URL: https://мвд.рф/document/101823 (дата обращения: 14.01.2018).
15. Афанасова Е. Н. Деятельность детских учреждений закрытого типа системы НКВД СССР на территории Иркутской области во второй половине 1930-х гг. // Сибирская ссылка : сб. науч. ст. Иркутск, 2011. Вып. 6 (18). С. 532.
16. ГУЛАГ. 1918-1960. Документы / сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М. : МФД, 2002. С. 109.
17. Дети ГУЛАГа ... С. 195-196.
18. Славко А. А. Детские колонии для несовершеннолетних правонарушителей в России в 1933-1952 годы // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 7. С. 141.
19. Афанасова Е. Н. Указ. соч. С. 536.
20. Дети ГУЛАГа ... С. 229.
21. Там же. С. 331-337.
22. Там же. С. 353.
23. Там же. С. 315-316.
24. Там же. С. 317.
25. ГУЛАГ. 1918-1960 ... С. 731.
26. Астемиров З. А. Указ. соч. С. 19.
27. ГУЛАГ. 1918-1960 ... С. 731-732.
20
[email protected] www.or.fsin.su