Дынько Алексей Петрович
преподаватель кафедры гражданского права Кубанского социально-экономического института
(тел.: 88612584110)
Деятельность правоохранительных органов советского государства по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних в послевоенный период
Аннотация
Работа посвящена изучению деятельности правоохранительных органов в послевоенный период, в частности, профилактике преступности среди несовершеннолетних. Автором подробно рассмотрены нововведения, принятые в послевоенные годы, особое внимание уделялось ликвидации беспризорных, раскрытию творческого потенциала несовершеннолетних правонарушителей и их временного трудоустройства.
Annotation
Work is devoted the study of activity of law enforcement authorities in a post-war period, in particular, to the prophylaxis of criminality among minors. An author is consider innovations, accepted in after-soldiery years in detail, the special atten-tion was spared liquidation of homeless, opening of creative potential of minor offenders and their temporal employment.
Ключевые слова: несовершеннолетние, профилактика правонарушений, об-новление нормативноправовых актов, детские колонии, детские пенитенциарные учреждения.
Key words: minor, prophylaxis of offences, update of normative-legal acts, child's colonies, child's establishments.
В послевоенный период работа по предупреждению преступности среди несовершеннолетних по-прежнему возлагалась, прежде всего, на органы внутренних дел на основе тех структурных подразделений и методических указаниях, которые сложились в завершающий период войны. Вместе с тем, происходило текущее обновление нормативноправовых актов, а также осуществлялся контроль за ранее принятыми решениями, что и находило отражение в соответствующих документах.
В этом смысле можно отметить Приказ народного комиссара внутренних дел № 274 от 26 июня 1945 г. "С объявлением Положения о детских приемниках-распределителях НКВД" [1, л. 240-241]. В отличие от ранее действовавшего По-ложения, утвержденного приказом НКВД СССР № 392 от 7 июля 1942 г., в этом документе
все вопросы, включая управление приемниками-распределителями, порядок приема детей, воспитательная работа, режим и внутренний распорядок, штатное расписание и другие были отрегулированы значительно подробнее и с учетом происшедших изменений в обществе. Большое внимание уделено вопросам учета детей и отчетности деятельности приемников-распределителей. Кроме того, предусматривалось создание попечительских советов.
Так, в Армавирском приемнике-распределителе осенью 1945 г. был создан такой совет с участием колхоза им. Чкалова, хлебзавода, спецтор-га, пивзавода, дистанции связи [2, л. 50]. Там же в Армавире в этот период немало внимания уделялось наведению порядка в детских учреждениях. Так, в архивных материалах приводится пример, когда в Доме ребенка деньги, предназначенные для подарков детям погибших в годы
17
войны, были использованы не по назначению[2, л. 68].
Непосредственно после войны внимание обращалось на необходимость возвращения детей из эвакуации. В этом деле имелись недостатки. Об этом свидетельствует, в частности, Распоряжение народного комиссара внутренних дел СССР № 12 от 29 января 1946 г. "О проверке в детских приемниках-распределителях НКВД документов о передаче детей родным и в детские дома, а также расходных документов, представляемых эвакуаторами по перевозке детей" [3, л. 20]. Здесь приводился пример по новосибирскому приемнику-распределителю и указывалось, в частности, что "некоторые эвакуаторы вместо того, чтобы сдавать детей родным или в детские дома бросали их в пути следования на произвол судьбы, составляли фиктивные документы о сдаче передаче их, присваивая деньги и рейсовые продовольственные карточки. Виновные привлечены к уголовной ответственности". Соответственно предписывалось ужесточить контроль за этими вопросами.
14 февраля 1946 г. была издана Директива народного комиссара внутренних дел № 37 "Об улучшении работы отделов НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью" [4, л. 25-26]. Здесь по результатам проверки данной работы в органах НКВД Молдавской ССР, Брянской, Тамбовской, Омской и Куйбышевской областей были вскрыты недостатки и указывалось на необходимость принятия мер по их устранению. В частности, отмечалось, что отделы по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью не ведут систематической работы по выявлению, изъ-ятию и устройству беспризорных и безнадзорных детей, выявлению и анализу причин совершения правонарушений несовершеннолетними, в ряде детских колоний имеют место случаи грубого обращения с воспитанниками со стороны обслу-живающего персонала и неудовлетворительно организованное бытовое обслуживание, в результате не все воспитанниками выпускаются из трудовых колоний приспособленными к самостоятельной жизни.
По этой директиве в детских колониях производственных мастеров из числа взрослых заключенных надлежало повсеместно заменить вольнонаемным составом. В последнем пункте приказа (№ 13) народный комиссар внутренних дел СССР Круглов предписал: "народным комиссарам внутренних дел республик, начальникам УНКВД краев и областей лично заниматься вопросами борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью, как одним из
важных участков работы органов НКВД". Был принят ряд других правовых актов, преимущественно ведомственного (НКВД СССР) характера [5].
Значительное внимание в послевоенный период государство организации воспитательной работы среди несовершеннолетних в учебных заведениях. Об этом свидетельствуют, в частности, архивные материалы. Так, в 1948г. Краснодарский ГК ВКП (б) проверял состояние политико-воспитательной работы в учебных заведениях города. При этом акцент был сделан на профессиональных училищах, которых в городе было шесть. В справке от 20 января 1948 г. приводились и положительные, и отрицательные оценки. Указывалось, в частности, что в учебных заведениях имеется художественная самодеятельность, ежедневно проводятся политинформации, выпускается стенгазета, организуются коллективные читки, беседы о героях, достижениях науки и техники [6, л. 114]. Вместе с тем, например, в ФЗУ № 4 "многие учащиеся имеют неряшливый вид, обедают с грязными руками, в головных уборах, не здороваются со старшими. Нет единого фронта за соблюдение дисциплины учащимися, например, мастера считают, что их основная работа это обучение, а воспитание - дело только воспитателей", в ФЗУ № 2 "со стороны учащихся наблюдаются случаи воровства имущества друг у друга, нерадивое отношение к социалистическому имуществу ... учащиеся часто предоставлены сами себе, уходят в город без разрешения воспитателей, часто самовольно уезжают в станицы и не бывают по 2-3 дня в училище", в ФЗУ № 6 "отсутствует внешкольная работа. Ничем не занятые учащиеся бесцельно бродят по городу или просиживают в общежитии на ступеньках парадных ... есть факты дезертирства и воровства, несколько учащихся осуждены за воровство" [6, л. 114-116]. Архивы показывают, что эффективность политико-воспитательной работы была недостаточно эффективной.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в ФЗУ (позже переименованные в ПТУ) и тогда, и в последующие годы, и сейчас поступали и поступают не лучшие представители молодежи, и указанные выше недостатки и нарушения со стороны учащихся с тех пор мало изменились. В школах положение дел обстояло несколько лучше, причем обращает на себя внимание довольно активное развитие в них художественной самодеятельности. Так, при проверке одной из школ г. Новороссийска к учебному году в 1948 г. отмечалось, что в школе имеется струнный оркестр из 14 инструментов, проводятся вечера самодеятельности, готовится пьеса "Товарищи", номера
ІЗ
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4
педагогическим советом. Формой самоуправления для колонистов становится совет воспитанников, руководимый начальником колонии. Указанный факт характеризует усиление воспитательных функций детских пенитенциарных учреждений НКВД-МВД СССР, что нашло отражение в организации управления в них.
Литература
1. Приказ народного комиссара внутренних дел № 274 от 26 июня 1945 г. "С объявлением
по декламации стихов; вместе с тем указывалось на слабое развитие спортивной работы [7, л. 1-9]. В целом, как видно, в этот период государство не ослабляло контроль за деятельностью детских учреждений.
Все более важное место в профилактике преступности среди несовершеннолетних отводилось пенитенциарным учреждениям. Так, в первой половине 1950-х гг. начинается реорганизация детских закрытых учреждений в структуре МВД СССР. Ее завершением становится новое Положение о детских трудовых колониях, принятое в июле 1956 г. Изменением предшествующей практики работы учреждений становится более широкое, чем раньше, привлечение общественности в процесс перевоспитания осужденных несовершеннолетних, создание попечительских советов при каждой колонии. Существенным фактором становится возможность установления шефской помощи над колонией со стороны государственных и общественных организаций. Сокращается продолжительность рабочего дня для колонистов и в целом наступает качественно новый этап в проведении государственной политики по отношению к подросткам-преступникам, содержащимся в закрытых учреждениях. При этом, начиная с 1950 г. происходили неоднократные ведомственные реорганизации детских пенитенциарных учреждений страны. Приказом МВД СССР № 0883 от 26 декабря 1950 г. Отдел по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью (ОБДББ) переименовывается в Отдел детских колоний (ОДК МВД СССР), штат которого был определен в 94 человека. Реально в нем работало только 90.
В апреле 1953 г. Отдел трудовых колоний передается в ведение Министерства юстиции СССР и подчиняется ГУЛАГу, в составе которого создается Управле-ние детских колоний, переименованное с марта 1954г. в Отдел детских трудовых и воспитательных колоний МВД СССР. В 1956 г. изменяются методы руководства колониями для несовершеннолетних. Создание учебно-воспитательных советов в них свидетельствует о внедрении демократических принципов управления. В со-став совета входили как работники детской трудовой колонии, так и представители общественности. Совет обладал широкими полномочиями, среди которых было вынесение решения о досрочном освобождении колониста или о снижении для него срока наказания. По своей организации и функциям учебно-воспитательный совет напоминал организацию управления в школах ФЗУ Наркомата юстиции, действовавших в первой половине 1930-х гг., когда начальник школы принимал решения во взаимодействии с
Положения о детских приемниках-распределителях НКВД"//ГАРФ. Ф. 7523. Оп. 108. Д. 332..
2. ЦДНИКК. Ф. 15. Армавирский ГК КПСС. Оп. 1. Д. 509. Докладные записки по проверке прокуратуры, судов, детских домов, дошкольных учреждений и торгующих организаций.
3. Распоряжение народного комиссара внутренних дел СССР № 12 от 29 января 1946 г. "О проверке в детских приемниках-распределителях НКВД документов о передаче детей родным и в детские дома, а также расходных документов, представляемых эвакуаторами по перевозке детей"//ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 216.
4. Директива народного комиссара внутренних дел № 37 от 14 февраля 1946 г. "Об улучшении работы отделов НКВД/УНКВД по борьбе с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью" // ГАРФ. Ф.9401. Оп. 1а. Д. 214.
5. См., например: Директива министра внутренних дел СССР № 129 от 23 мая 1946 г. "О мероприятиях по предупреждению преступлений со стороны воспитанников детских трудовых и трудовых воспитательных колоний" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 214); Директива министра внутренних дел СССР № 41 от 5 марта 1947 г. "О мероприятиях по улучшению связи детских колоний МВД с родителями воспитанников" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 257); Приказ министра внутренних дел СССР № 155 от 25 апреля 1947 г. "О мероприятиях по выполнению постановления Совета министров СССР "Об улучшении работы по устройству детей и подростков, оставшихся без родителей" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 243); распоряжение министра внутренних дел СССР № 568 от 9 сентября 1947 г. "Об отборе подростков из трудовых воспитательных колоний и приемников-распределителей и передачу их в школы ФЗО и специальные ремесленные училища" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 254); Директива министра внутренних дел СССР № 119 от 27 ноября 1947 г. "Об условно-досрочном освобождении из детских трудовых колоний" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 835); Распоряжение министра внутренних дел СССР № 764 от 2 декабря 1947г.
19
"О соцсоревновании в детских колониях МВД" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 256); Приказ министра внутренних дел СССР № 0243 от 11 апреля 1951 г. "Об улучшении работы трудовых воспитательных колоний МВД" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Т. 2); Приказ министра внутренних дел СССР № 485 от 7 мая 1952 г. "С объявлением постановления Совета министров СССР от 8 апреля 1952 г. "О мерах ликвидации детской беспризор-ности в РСФСР" (ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 210. Т. 2, 10) и др.
6. ЦДНИКК. Ф. 1072. Краснодарский крайком КПСС. Оп. 2. Д. 396. Отчеты и докладные записки о работе отделов кадров и состоянии политико-воспитательной работы в учебных заведениях и предприятиях города. за 1947-1957 гг.
7. ЦДНИКК. Ф. 821. Новороссийский ГК КПСС. Оп. 1. Д. 963. Докладные записки и справки о работе партийных организаций и учебных заведений.
20
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ 2009 № 4