Программа курса для студентов-историков 3 - 4 курсов Пояснительная записка
Курс истории отечественной культуры новейшего времени рассчитан на один семестр. Объем курса - 34 часа.
Предметом обучения являются проблемы и особенности развития многонациональной культуры России в ХХ в. В курсе перед студентами ставится образовательная задача усвоить основные направления и тенденции развития многонациональной российской культуры ХХ в., связанные с изменениями в жизни общества, сменой общественно-политического строя, изменениями государственного устройства страны. Полученные знания являются необходимой частью современного исторического образования, предполагающего достичь цели увязать конкретно-исторические проблемы с социологическими, этнологическими, демографическими, религиоведческими, лингвистическими, психологическими и иными проблемами.
Метод изучения предлагаемого материала - лекционный.
Формы контроля - рефераты, контрольные и курсовые работы.
Введение
Предмет, задачи и содержание курса. Вопрос о хронологических рамках и периодизации содержания курса. Проблемы и трудности функционирования культур российских народов в процессе перехода от традиционного общества к обществу индустриальному. Основные источники. Особенности развития культур после неудач буржуазно-либеральных реформ Александра XX и в годы революций первых десятилетий ХХ в. Истоки и причины современного кризиса культур российских народов.
Тема 1. Этнические, социальные, конфессиональные и языковые характеристики российского общества с начала ХХ в. до Второй мировой войны
Конец ХІХ - начало ХХ вв. - переломная эпоха во всех сферах социальной, политической и духовной жизни. Этническое, конфессиональное и языковое разнообразие культурной жизни как объективная реальность эпохи. Разные уровни развития культур народов России, их различные возможности по освоению либерально-буржуазных новшеств. Влияние на эти возможности численности того или иного этноса, его статуса,
конфессиональной привязанности, уровня развития языка и образования, картины мироздания в этническом сознании.
Тема 2. Роль культуры в переходе от традиционного общества к индустриальному и специфические условия этого перехода в первой половине ХХ в.
Основные характеристики индустриального общества с социокультурной точки зрения. Различия в оценках роли культуры в марксистском подходе к анализу истории и в теории модернизации. Полиэтничность и поликультурность как основная проблема и особая сложность в истории российской модернизации. Революции 1905 — 1907 гг. и их влияние на развитие этнического самосознания, институтов и форм культурной жизни. «Вехи» как попытка осмысления либерально—буржуазных ценностей в российском культурно-ментальном контексте. Плюрализм мнений и мировоззрений относительно роли национальных культур в ходе общественного реформирования.
Тема 3. Национально-культурные программы основных политических партий России. Доктрина большевиков
Национально—культурные программы кадетов, эсеров, национальных партий Польши, Прибалтики, Закавказья, тюркских политических движений. Их основные идеи в ракурсе теории модернизации. Отношение этих партий к праву наций на самоопределение.
Анализ программы РСДРП(б) — РКП(б) с позиций теории модернизации. Эволюция взглядов лидеров партии. Противоречия между интернационализмом как средством достижения культурной однородности российского общества и правом каждого народа развивать собственную национальную культуру. Ставка большевиков на экономику как базисную предпосылку развития культур народов России. Теоретические представления большевиков о путях и методах строительства социалистической культуры.
Тема 4. Национально-культурная политика большевиков с 1917 до 1929 гг.
Вопрос об Октябрьской революции и Гражданской войне в контексте сохранения традиционного источника власти в стране и влияние этого источника власти на определение смысла и содержания модернизационного процесса. Первые преобразования в организации государственного руководства культурой. Концентрация институтов культуры в руках государства. Строительство национально—государственного аппарата руководства развитием культур. Создание инорусских государственных образований разного уровня, выявление их юрисдикции. Споры о разграничении прав центра и автономий в сфере культуры. Ошибки Белого движения, его недооценка
важности нерусского культурного фактора. Союзные и автономные республики как механизм реализации национальных программ модернизации в зависимости от культурных возможностей и специфики того или иного народа. Х и XII съезды РКП(б) и позиция И.В. Сталина по этому вопросу.
Панорама культурной жизни периода: первые преобразования в сфере школы, ликбез, план монументальной пропаганды, «Театральный Октябрь», литературные течения и движения, дискуссии в начале новой экономической политики, сменовеховство, высылка интеллигенции в 1922 г.
Разногласия лидеров большевиков в вопросе о роли и значении национального фактора в социалистических преобразованиях. Сталинская программа «Догнать ушедшую вперед Россию», эволюция взглядов В.И. Ленина. Дискуссии 2 0-х гг. о роли пролетарской культуры. Отношение В.И. Ленина к теории пролетарской культуры и фальсификация ее И.В. Сталиным и Н.И. Бухариным в дискуссиях. Защита Л.Д. Троцким позиции В.И. Ленина, роль его литературных работ в уточнении роли культуры и культурного наследия в будущей трансформации общества.
Отношение к гуманитарным наукам в 20-е гг.: судьбы исторической, педагогической, лингвистической, этнологической и иных наук. М.Н. Покровский и Н.Я. Марр в контексте политической борьбы и исторических событий. Роль полиэтнического культурного многообразия в «великом переломе». Победа сталинского унификационного подхода к проблеме модернизации России.
Тема 5. Сталинская формула нации в контексте социалистического строительства
Формула нации, характеризующая И.В. Сталина как политика с традиционалистским типом сознания. Его отношение к идеям культурно—национальной автономии как принципиально иной политической модернизационной технологии. Отношение И.В. Сталина к национальному самосознанию как механизму формирования индустриального общества.
Утверждение сталинской формулы в мировоззренческом, методологическом и политическом контекстах российского общества. Сталинская формула культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию, как отражение традиционалистской ментальности автора. Воздействие этих формул на содержание и реализацию планов развития основных направлений и институтов культуры: школьной реформы, всеобуча, утверждения метода социалистического реализма как основного метода всего советского искусства и литературы. Идеологические и эстетические нормы.
Достижения и потери в культурной жизни 30-х гг. Взаимосвязь коллективизации и решения проблем всеобуча. «Великие стройки» первых пятилеток, урбанизация и индустриализация страны и их влияние на процесс денационализации и перемешивания этнической структуры
населения. Конкретные результаты на примере сравнения данных переписей 1926 и 1939 гг.
Духовный облик интеллигенции, изменения в ее социальной структуре. Репрессии видных деятелей науки, литературы, искусства, научных школ и направлений. Российские культуры в эмиграции; их оценка национально-культурной ситуации в СССР.
Тема 6. Культура в годы Великой Отечественной войны
Задачи культуры в начале войны. Изменения акцентов в национально—культурной политике. Эксплуатация русского культурного фактора и вывод на авансцену героев русской истории как способ использования русского национального самосознания для борьбы с немецкими оккупантами.
Высылка народов Северного Кавказа, калмыков, немцев Поволжья, крымских татар.
Появление Красной армии за границей и его влияние на оценку социалистических преобразований в СССР. Вторая волна эмиграции. Встреча двух волн эмиграции после Второй мировой войны. Своеобразие культурной жизни Российского зарубежья в послевоенный период.
Тема 7. Изменения в этнокультурной структуре СССР
после Второй мировой войны. Основные проблемы страны
в послевоенный период
Сравнительный анализ этнокультурной структуры страны по данным переписей 1959, 1979, 1989 гг. Задачи послевоенного восстановления в сфере культуры. Идеологическая подготовка новой чистки в стране. Постановления партии по вопросам литературы и искусства. Разоблачения «космополитов» и «перерожденцев». Организация псевдонаучных дискуссий в стране в конце 40 - начале 50-х гг.
Оттепель в культурной жизни после смерти И.В. Сталина. Противоречивость периода: демократизация культурной жизни и консервация идеологических установок. Установка на одновременный расцвет и сближение национальных культур как модификация сталинского традиционалистского мировоззрения на роль культуры.
Утверждение в идеологическом контексте идеологемы «советский народ — новая историческая общность» как попытка продвижения по пути унификаторского и авторитарного способа модернизации страны. Отражение этой идеологемы в направлениях научных исследований, школьном образовании, литературе и искусстве.
Тема 8. Перестройка и ее влияние на положение культуры в условиях крушения тоталитарной системы и поиска пути дальнейшего развития
Перестройка как попытка перехода к «новому мышлению» и отказ от большинства методов регулирования культурного процесса авторитарным путем, «сверху». Роль национальных движений и фронтов. События в Фергане, Тбилиси, Нагорном Карабахе, Вильнюсе. Разрушение монополии государства на культуру. Недооценка М.С. Горбачевым национально-культурного фактора. Знакомство с эмигрантской культурой. Пересмотр исторического прошлого страны.
Распад СССР по национально-культурным основаниям.
Трансформация Российской Федерации: появление реальных этнокультурных субъектов федерации и осмысление роли национальных культур в ней. Два лагеря: западники (реформаторы) и почвенники (консерваторы) как отражение поиска смысла и содержания модернизации России в новых исторических условиях.
Источники и литература Источники
Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 - 1985): Свидетельство одного современника. М., 1991.
Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,
1991.
Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.
Вехи. Из глубины. М., 1991.
Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) - ВКП(б), ВЧК - ОГПУ - НКВД о культурной политике 1917
- 1953 гг. М., 1999.
Горбачев М.С. Новое мышление для нашей страны и всего мира. М., 1987.
Евреи и русская революция: Материалы и исследования. М.; Иерусалим, 1999.
Культурная жизнь в СССР, 1917 - 1927: Хроника. М., 1975.
Культурная жизнь в СССР, 192 8 - 1941: Хроника. М., 1980.
Культурное строительство в СССР, 1917 - 1927 гг.: Сборник документов и материалов. М., 1983.
Народное образование в СССР, 1917 - 1973: Сборник документов. М., 1974.
Организация науки в первые годы Советской власти (1917 -1925): Сборник документов. Л., 1968.
Русская школа за рубежом: Исторический опыт 2 0-х годов. Сборник документов. М., 1996.
Сахаров А. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. М., 1990.
Советский театр. Документы и материалы, 1917 - 1967. М.,
1968.
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ, 1918 - 1956: Опыт художественного исследования. В 3 т. М., 1989.
Троцкий Л. К истории русской революции. М., 1990.
Федоров Г.П. Революция идет: Письма о русской культуре// Судьба и грехи России. СПб., 1993.
Литература основная
Авторханов А. Технология власти. М., 1991.
Аксютин Ю., Волобуев О. ХХ съезд КПСС: новации и догмы. М., 1991.
Алпатов В.М. История одного мифа: Марр и марризм. М.,
1993.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
Афанасьев Ю. Историзм против эклектики. М. 1990.
Ахиезер А. Самобытность Росси как научная проблема// Отечественная история. 1994. № 4,5.
Ахиезер А. Россия: критика исторического опыта. В 3 т.
М., 1991.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. В 3 т. М., 1992.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранное. М., 1990.
Верт Н. История советского государства, 1900 — 1991. М.,
1994.
Волкогонов Д. Сталин: Политический портрет. В 2 кн. М.,
1996.
Восленский М. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.
Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. В 3 кн. М., 1995.
Громов Е.С. Сталин: Власть и искусство. М., 1998.
Грэхэм Л. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
Гюнтер Х. Художественный авангард и социалистический реализм//Вопросы литературы. 1992. № 3.
Гюнтер Х. Железная гармония: Государство как тоталитарное произведение искусства//Вопросы литературы. 1992. № 1.
Даймонт М. Евреи, бог и история. Б.м., 1994.
Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1985.
Иного не дано. М., 1988.
История книги в СССР: В 3 т. М., 1983 — 1986.
История русского советского драматического театра. Т.1. М., 1984.
История русской советской литературы. М., 1986.
История русской советской музыки. В 4 т. М., 195 6 - 19 63.
История советского драматического театра. В 6 т. М., 1966
- 1971.
Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: история и культурно— просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920 -1970). Париж, 1971.
О' Коннор Т. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М., 1992.
Королев Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики, 1917 - 1920. М., 1958.
Красовицкая Т.Ю. Власть и культура: Исторический опыт руководства национально—культурным строительством. М., 1993.
Красовицкая Т.Ю. Модернизация России: Национально— культурный аспект. М., 1998.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. М., 1994.
Млынарж З. Мороз ударил из Кремля. М., 1992.
Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. М.,
1992.
Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990.
Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984.
Советская культура в реконструктивный период (1928 — 1941). М., 1989.
Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. В 2 т. М., 1997.
Суровая драма народа: ученые и публицисты о природе сталинизма. М., 1989.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.
Федюкин С. Партия и интеллигенция. М., 1983.
Яковлев А.Н. Предисловие. Обвал. Послесловие. М., 1992.
Янов А. Русская идея и 2000-й год. Нью-Йорк, 1995.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Литература дополнительная
Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда//Вопросы литературы. 1992. № 1.
Конди Н., Падунов В. Макулакультура или вторичная переработка культуры//Вопросы литературы. 1991. № 1.
Мяло К. Оборванная нить крестьянской культуры и культурная революция//Новый мир. 1988. № 8.
Павлова Т.Ф. Русский заграничный исторический архив в Праге//Вопросы истории. 1988. № 8.
Хаейк Ф.А., ван. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1991.
Тематический план
№ Название темы Кол-во часов
1. Введение 2
2. Этнические, социальные, конфессиональные, языковые характеристики российского общества с начала ХХ в. до Второй мировой войны 4
3. Роль культуры в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному и специфические условия этого перехода в России в первой половине ХХ в. 4
4. Национально-культурные программы основных политических партий России. Доктрина большевиков 4
5. Национально-культурная политика большевиков с 1917 до 1929 гг. 4
6. Сталинская формула нации в контексте социалистического строительства 4
7. Культура в годы Великой Отечественной войны 4
8. Изменения в этнокультурной структуре СССР после Второй мировой войны. Основные проблемы страны в послевоенный период 4
9. Перестройка и ее влияние на положение культуры в условиях крушения тоталитарной системы и поиска пути дальнейшего развития 4
Итого: 34
Автор-составитель Т.Ю. Красовицкая