Научная статья на тему 'Этнополитическая и историческая сущность понятия и концепции «Советский народ» в рамках теории пассионарности и этногенеза Л. Н. Гумилева'

Этнополитическая и историческая сущность понятия и концепции «Советский народ» в рамках теории пассионарности и этногенеза Л. Н. Гумилева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
928
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ "СОВЕТСКИЙ НАРОД" / НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / ТЕОРИЯ ПАССИОНАРНОСТИ И ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА / ТЕНДЕНЦИИ К СОЗИДАТЕЛЬНОМУ И ДЕСТРУКТИВНОМУ ИМПЕРАТИВУ / РОССИЙСКИЙ СУПЕРЭТНОС / THE CONCEPT OF "SOVIET PEOPLE" / A NEW HISTORICAL COMMUNITY / ETHNO-POLITICAL AND HISTORICAL ESSENCE OF L.N. GUMILEV'S THEORY OF PASSIONARITY AND ETHNOGENESIS / THE TREND TOWARDS CREATIVE AND DESTRUCTIVE IMPERATIVE / THE RUSSIAN SUPER ETHNOS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никифоров С. В.

В статье раскрываются этнополитическая и историческая сущность понятия и концепции «советский народ» в рамках теории пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева, историография данного вопроса, дается анализ возможности применении методологии Л.Н. Гумилева в контексте исследования «новой исторической общности людей советский народ», приводится исследовательская гипотеза о причинах формирования, развития и исчезновения «советского народа», рассматриваютсятенденции к созидательному и деструктивному императиву в элите российского суперэтноса как диалектическая база «советского народа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-POLITICALAND HISTORICALESSENCE OF THE NOTION AND THE CONCEPT OF «SOVIET PEOPLE» IN GUMILEV'S THEORY OF PASSIONARITY AND ETHNOGENESIS

The article reveals the ethno-political and historical essence of the notion and the concept of "Soviet people" in L.N. Gumilev's theory of passionarityand ethnogenesis, historiography of this issue, an analysis of the possibility of applying L.N. Gumilev's methodology in the context of the study "a new historical community of people the Soviet people", the research hypothesis about the causes of the formation, development and disappearance of the "Soviet people" is given, tendencies to the creative and destructive imperative of the elite Russian superethnos as a dialectical base of "the Soviet people" are considered.

Текст научной работы на тему «Этнополитическая и историческая сущность понятия и концепции «Советский народ» в рамках теории пассионарности и этногенеза Л. Н. Гумилева»

УДК 323.383:316.663.23 С.В. НИКИФОРОВ

студент 3 курса, факультет международных отношений, МГИМО (У) МИД РФ

UDC 323.383:316.663.23 S.V. NIKIFOROV

Third year student, International relations faculty, MGIMO

University

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ И ИСТОРИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ «СОВЕТСКИЙ НАРОД» В РАМКАХ ТЕОРИИ ПАССИОНАРНОСТИ И ЭТНОГЕНЕЗА Л. Н. ГУМИЛЕВА

ETHNO-POLITICALAND HISTORICALESSENCE OF THE NOTION AND THE CONCEPT OF «SOVIET PEOPLE» IN GUMILEV'S THEORY OF PASSIONARITY AND ETHNOGENESIS

В статье раскрываются этнополитическая и историческая сущность понятия и концепции «советский народ» в рамках теории пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева, историография данного вопроса, дается анализ возможности применении методологии Л.Н. Гумилева в контексте исследования «новой исторической общности людей - советский народ», приводится исследовательская гипотеза о причинах формирования, развития и исчезновения «советского народа», рассматриваютсятенденции к созидательному и деструктивному императиву в элите российского суперэтноса как диалектическая база «советского народа».

Ключевые слова: понятие «советский народ», новая историческая общность, этнополитическая и историческая сущность, теория пассионарности и этногенеза Л.Н. Гумилева, тенденции к созидательному и деструктивному императиву, российский суперэтнос.

The article reveals the ethno-political and historical essence of the notion and the concept of "Soviet people" in L.N. Gumilev's theory of passionarityand ethnogenesis, historiography of this issue, an analysis of the possibility of applying L.N. Gumilev's methodology in the context of the study "a new historical community of people - the Soviet people", the research hypothesis about the causes of the formation, development and disappearance of the "Soviet people" is given, tendencies to the creative and destructive imperative of the elite Russian superethnos as a dialectical base of "the Soviet people" are considered.

Keywords: the concept of "Soviet people", a new historical community, ethno-political and historical essence of L.N. Gumilev's theory ofpassionarity and ethnogenesis, the trend towards creative and destructive imperative, the Russian super ethnos.

Советский союз не был моноэтническим государством. Никогда не предпринимались попытки создать советскую национальность или превратить СССР в русское моноэтническое государство. Термин «советский народ» был, прежде всего, фигурой речи, чаще всего это словосочетание использовалось в качестве синонима пламенного патриотизма и говорило о готовности различных по своей национальности советских народов защищать Советский Союз от иностранной агрессии. Роль, которую в традиционно моноэтническом государстве играла господствующая национальность, в Советском Союзе была отведена «дружбе народов». «Дружба народов» олицетворяла собой модель единого общества, каким представляли его себе власти Советского Союза.

Т. Мартин1

1 Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации

Историография

Разные периоды истории национальной политики СССР получили различное освещение в научном сообществе. Так, советская национальная политика периода Гражданской войны и НЭПа была подробно представлена в отечественной историографии. Первые работы по данной теме появились уже в годы Гражданской войны. Это обладавшие дискуссионностью отчеты о деятельности Народного комиссариата по делам национальностей и работы государственных деятелей по различным вопросам национальной политики2.

2 Образование Союза Советских Республик. Сб. док. М., 1972. С. 23- 24.

Социалистических

и национализм в СССР, 1923-1939. М. , 2011. С.630.

В 1930-е гг. утвердилась единая - «сталинская» -точка зрения на протекающие в национальной сфере процессы, а советская национальная политика рассматривалась как «ленинско-сталинская». После развенчания культа личности Сталина и вплоть до распада СССР советская национальная политика изучалась как «ленинская»3.

Во второй половине 1980-х гг. постепенное устранение идеологического давления на историческую науку и начавшееся рассекречивание архивных фондов дает возможность историкам по-новому взглянуть на проблему взаимодействия этносов в советском государстве и процесс реализации национальной политики в первые

3 Известия ЦК КПСС, 1989. N 9. С. 199.

© С.В. Никифоров © S.V. Nikiforov

годы советской власти4.

С 1990-х гг. на основе анализа новых источников и с позиций современной методологии в работах В.Г. Чеботаревой,5 Т.Ю. Красовицкой,6 Т.Ю. Бурмистровой7 интенсивному изучению подвергается национальная политика советского государства в первые десятилетия его развития.

В целом, для сегодняшней исторической школы свойственна детализация - исследование отдельных конкретных проблем, наподобие еврейского вопроса, положения русского этноса, политики переселения и т. п. В то же время, комплексный подход применяется не так часто и не имеет столь тщательной проработки, особенно по этнополитической истории СССР

Что же касается зарубежной историографии межэтнических отношений в России и национальной политики советской власти, то она обширна. В большинстве работ преобладает «негативистский подход», с позиций которого политика советской власти в национальной области больше «изобличается», нежели анализируется. Тем более, что написаны они были при отсутствии архивных материалов, поскольку авторы не имели доступа к советским архивам. Ярчайшим примером является работа Роберта Конквеста «Большой террор: сталинские чистки 30-х», где автор весьма сильно преувеличивает число жертв сталинских репрессий. Например, «... пишет С. Коэн (со ссылкой на книгу Р. Конквеста «Большой террор», изданную в 1968 г. в США): «... К концу 1939 года число заключенных в тюрьмах и отдельных концентрационных лагерях выросло до 9 млн. человек (по сравнению с 30 тыс. в 1928 году и 5 млн. в 1933-1935)». В действительности же в январе 1940 г. в лагерях ГУЛАГа содержалось 1 334 408 заключенных, в колониях ГУЛАГа - 315 584 и в тюрьмах - 190 266 человек. Всего в лагерях, колониях и тюрьмах находилось тогда 1 850 258 заключенных, т.е. приведенные Р. Конквестом и С. Коэном статистические данные преувеличены почти в пять раз»8.

Также стоит выделить чисто прагматический, геополитический подход, связанный с описанием, созданием и использованием слабостей советской национальной политики, отстаиваемый Збигневым Бжезинским в его знаменитой «Великой шахматной доске»9. Тем не менее, несмотря на всю русофобию, присущую советологии, именно для нее характерна попытка описать нацио-

4 Тайны национальной политики ЦК РКП. Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9-12 июня 1923 г. Стенографический отчет. М. 1992. С. 22.

5 Государственная национальная политика в Республике немцев Поволжья 1918-1941г.г. М., 1999 г.

6 Национальные элиты как социокультурный феномен советской государственности (октябрь 1917-1923 г.). Документы и материалы. М., 2007.

7 Национальный вопрос в программах и тактике политических партии в 1905-1917 гг.

8 Земсков В. Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект). «Социологические исследования» 1991. № 6.

9 Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство

Америки и его геостратегические императивы. Пер. с англ. М.: АСТ,

2013.

нальную историю СССР как единый процесс. Особенно это заметно в работах А. Авторханова10, С. Коэна11 и Т. Мартина12. Так, Авторханов рассматривает СССР как страну с особой системой управления - партократией, строящейся на личной власти лидера страны, его идеях, и функционирующую за счет его первых лиц, то есть великая (желательно) личность, руководящая партией, транслирует свои идеи на все государство и народы, его населяющие. Таким образом, страна живет в рамках заданной лидером идеологической системы, проходящей сквозь призму партийного аппарата. В своем эссе «Советский союз. Жизнь после смерти» С. Коэн отмечает, что: «Советский Союз - продукт исторического наследия и специфических политических обстоятельств.», поэтому при исследовании его этнополитической истории необходимо избегать идеологических штампов и особое место уделить выявлению процессов закономерности его появления и разрушения13. Объективно, вероятно, пытается рассмотреть процесс национальной истории СССР и Т. Мартин, выделяя в отдельную этнополитическую модель термин «дружба народов», он утверждает, что именно он представляет собой главную идею существования советского государства и цель национальной политики, путь к которой и представляет, по сути, вся история СССР. На наш взгляд, представление СССР как «Империи положительной деятельности», несомненно, близко к нашему понимаю советского государства, но для более полного изучения этнополитической политики СССР как явления закономерного и уникального необходим и особый метод научного исследования.

О применении методологии Л. Н. Гумилева в

контексте исследования «новой исторической общности людей - советский народ»

Для исследования столь сложного вопроса, на наш взгляд, наиболее удобным рабочим инструментом является методология, созданная на основе теории, сформулированной знаменитым русским ученым Л.Н. Гумилевым, - теории пассионарности и этногенеза.

Среди важнейших достоинств «метода Гумилева» следует выделить следующее:

1. Анализ истории не общественных или государственных систем на макроуровне, а анализ систем этнических, включающих в себя понятия общественного и государственного.

2. Вытекающая из первого пункта возможность комплексного изучения объекта исследования, позволяющая увидеть большинство процессов этногенеза во всех сферах (политико-правовой, экономической, социальной, культурно-духовной) данного этноса на макроуровне.

10 Империя Кремля: Советский тип колониализма. Garmisch-Partenkirchen: Prometheus-Verlag, 1988.

11 «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? М.: АИРО-XXI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.

12 Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939, М., 2011.

13 Коэн С. The Soviet Union's Afterlife "The Nation" 21.12.2011 Перевод: http://forum.polismi.ru/index.php?/topic/875.

3. Использование единого хронологического подхода при сопоставлении этносов, находящихся на различных друг от друга этапах существования с помощью кривой этногенеза и пассионарного напряжения.

4. Наличие необходимых инструментов реконструкции и прогнозирования исторического процесса, среди которых, например, активно применяются географические карты, демографическая статистика.

5. Гармоничное сочетание антропологического (личного, на микроуровне, «роль личности в истории») и общественного (коллективного, на макроуровне, «общие исторические процессы и явления») подходов в рамках научного исследования.

Соответственно, в нашей работе мы будем анализировать не столько историю советского государства, сколько историю этносов, проживающих на территории СССР (прежде всего российского суперэтноса). А также рассмотрим, не являлось ли целью национальной политики СССР искусственное влияние на процесс этногенеза, попытка поставить его под контроль человека, чтобы создать «искусственный этнос» - «советский народ».Под этносом мы будем понимать естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как энергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам, исходя из ощущения комплиментарности14, а под системой этносов - соответственно совокупность взаимосвязанных между собой субэтносов (или этносов, в случае суперэтнической системы), образующих определенную целостность, единство, позволяющих говорить о них как о более совершенном образовании15. При этомстоит отметить, что в процессе этногенеза, начинающегося с момента пассионарного толчка, любой этнос, как и всякий живой организм, проходит различные этапы существования, зависящие от уровня пассионарности в этническом образовании.

Заметить их проще всего по смене общественных идеалов, по постановке глобальных задач и целей, которые ставят перед собой пассионарии данного этноса, по стремлению к достижению великих идеалов. В зависимости от количества пассионарности представители этноса, например, могут либо довольствоваться природными благами и не требовать большего, чем может дать им природа (гомеостаз), либо они стремятся открыть и покорить новые земли и народы, создав и разрушив великие государства (явный подъем, пик акматической фазы).

14 «Комплиментарность положительная (отрицательная) -ощущение подсознательной взаимной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих»». Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Изд-во «Аст», 2003.

Указываемые нами базисные положения теории Л Н. Гумилева во многом и основываются на монографии Л. Н. Гумилева «Этногенез и биосфера Земли» (электронная версия: http://gumilevica.kulichki.net/ ЕБЕ/Мех.Йт1)

15 На наш взгляд, в данном случае наиболее уместной является аналогия с одноклеточным- многоклеточным организмом или же с личностью-социальной группой на уровне субэтнос - этническая система и органами - организмом, социальной группой — обществом на уровне этническая система — суперэтническая система.

Россия же, по мнению Льва Николаевича Гумилева, в XIX веке «вступила в совершенно иное этническое время - фазу надлома. Сегодня, на пороге ХХ1в., мы находимся близко к ее финалу.16», то есть ХХвек в истории России совпал с фазой пассионарного надлома (см. табл. 1). Для нее характерно перенасыщение пас-сионарностью, когда пассионарии, которых накопилось в этносе слишком много, не находят иного выхода для своей энергии, кроме как борьбы с себе подобными, которую с психологической точки зрения можно было бы объяснить процессом, когда стремление к достижению своей идеи миропорядка одного пассионария сталкивается с идеями иных пассионариев. В результате борьбы за господство той или иной идеи (идеологии/образа мира/светлого будущего) происходит конфликт, расшатывающий основы данного общества, выливающийся в междоусобицы и гражданские войны. Но разве иллюзорные идеи могут привести к подобным последствиям? Обозначая важность идеи, иллюзорных, на первый взгляд, идеалов, идеологии и императива поведения для пассионариев на примере исследования глубинных причин организации завоевательных походов Александра Македонского, Л. Н. Гумилев пишет: «А теперь попробуем разобраться, чего ему, Александру, было надо. Александр говорил., что нужна ему была слава, что он хотел так прославиться и прославить свой народ, чтобы о нем говорили потомки в веках и по всему миру. Значит, Александр стремился к иллюзии»17. Исходя из важности идеалов и идей для пассионариев нетрудно объяснить, что именно столкновение идеологических концепций и порождаетэто время перемен, время сломов старых традиций и организации новых, для более спокойных времен. Можно даже сказать, что это то время, когда природа избавляется от критической массы пассионарности в этнической системе. Здесь стоит отметить,что сходство основных признаков фазы надлома с историей нашей страны Х1Х-ХХвв.,несомненно, также обусловило выбор нами «метода Гумилева» при исследовании этнополитической истории СССР.

В даннойработе мы будем пользоваться базовыми инструментамитеории Льва Гумилева, необходимыми для изучения этнополитического18вопроса в СССР. Попытаемся приложить их к нашему объекту исследования, оценку которому сам Лев Николаевич Гумилев предпочитал не давать, поскольку считал, чтосовремен-ники не могут увидеть в действительности и объектив-нооценить этап этногенеза своей этнической системы, в котором они сами существуют19.

Нам кажется необходимым дать определение ряда ключевых терминов, используемых Л. Н. Гумилевым в теории пассионарностии этногенеза, применяемых и в

16 Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: АСТ, 2008. С. 438; таблица. С. 450.

17 Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М.: АСТ, 2007. С. 78-79.

18 Думается, этот термин в рамках избранного нами метода более приемлем, нежели термин «национальный».

19 «Было бы самонадеянностью рассуждать об эпохе, частью которой являемся мы сами». Гумилев Л. Н. От Руси до России. М.: АСТ, 2008. С. 438.

данной работе20.

• Идеал - далекий прогноз, воспринимаемый интуитивно.

• Императив поведения - идеальный принцип отношения этнического коллектива к индивиду, господство которого в стереотипе поведения этноса связано с фазой этногенеза или сменой фаз.

• Пассионарии - особи, пассионарный импульс поведения которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения.

• Пассионарность как характеристика поведения -эффект избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

• Субпассионарии - особи, пассионарный импульс которых меньше импульса инстинкта самосохранения.

• Фаза надлома - резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

• Этногенез - момент возникновения и весь процесс исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности.

• Этнос - естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий какэнергетическая система (структура), противопоставляющая себя всем другим таким коллективам.

Исследовательская гипотеза о причинах формирования, развития и исчезновения «советского народа»

Процесс существования советского государства происходил в период фазы надлома российского суперэтноса, несомненно, являющейся одной из острейших фаз этногенеза. Исходя из теории Л.Н. Гумилева, в момент прихода фазы надлома этническая система находится на распутье21. Если пассионарии внутри этноса имеют выход в новые земли, скажем, в Африку, одну из двух Америк или в Индию, то тогда появляется множество выдающихся путешественников, первооткрывателей, конкистадоров, миссионеров и иных «колонизаторов»22, которые активно расходуют свою пассионарность за рубежом.В то время как люди, обладающие чуть меньшей пассионарностью и нежелающие совершать подвиги в тридесятых государствах, предпочитая перо шпаге, на своей родине избирают пути ученых23 и художников24, философов и священнослужителей25. И именно в этот период начинается постепенное обрастание этносов особой культурой и наукой, происходит то, что некогда было принято именовать прогрессом в научно-технологической сфере, разви-

20 Определения терминов дано согласно Толковому словарю понятий и терминов: Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: АСТ, 2003. С. 826-834.

21 Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. Гл. седьмая. Пассионарные надломы. М.: АСТ, 2007. С. 253-291.

22 Христофор Колумб, Генри Гудзон.

23 Николай Коперник, Тихо Браге.

24 Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти.

25 Джордано Бруно, Джироламо Савонарола.

ваются институты государства и права, устраиваются-первые массовые «репрессии» по борьбе с еретиками и ведьмами, именуемые «инквизициями», сжигаются научные труды конкурентов - в общем, происходит все то, что принято называть Возрождением26. А затем, если еще остались идеалы, которых достичь дома пассионарию невозможно без вооруженной борьбы, например, сменить формы государственного правления, установить новую религию или укрепить старую за счет вытеснения иных культов, то происходит ожесточенное столкновение в формесоциального раскола, доходящего порой до революции, религиозной или гражданской войны27, разрушающее (порой до основания) старый миропорядок и воздвигающее новый. Собственно говоря, все это и происходило в Европе с XIV по XVII вв. Поскольку для многих европейских этносов эти века совпали с фазой надлома.

А для российского суперэтноса фаза надлома пришлась на Х1Х-ХХ века.На наш взгляд, история советского народа как исторического явления тесно переплетена с историей российского суперэтноса в XX веке. Хотя, разумеется, сам термин «советский народ»появляется в30-е годыXX века, когда он вошел в широкое употре-бление.Вначале - среди советских деятелей культуры, например, одно из первых упоминаний можно найти в стихотворении Демьяна Бедного 1937 г. «Героическая памятка»:

.. .На героизм какого рода Она способна в дни похода -Всего советского народа Несокрушимая стена!!

Затем термин «советский народ» появилсяв высказываниях первых лиц СССР: «Вторую проблему можно разрешить лишь в порядке соединения серьезных усилий международного пролетариата с еще более серьезными усилиями всего нашего советского народа» И.В. Сталин28. Следовательно, этнополитическую историю СССР в контексте развития «советского народа» и как идеи, и как исторического факта можно также рассмотреть сквозь призму теории пассионарности и этногенеза, в рамках общего исторического процесса российского суперэтноса.

I. На первой вехе истории - революционного национального периода - происходит Февральская революция. Причин тому множество, однако вернее всего будет предположить, что определенные круги (представлявшие затем Временное правительство) решили воспользоваться опасной ситуацией в стране - иначе го-

26 Хотя, иронизирует Лев Николаевич Гумилев: «Первая половина этой фазы носила в Европе название «Возрождение», хотя по сути дела была вырождением; вторая называлась «Реформацией, которая была не только перестройкой устарелых воззрений, но и поводом к жуткому кровопролитию и остановке в развитии наук и искусств на многие десятилетия».

27 Ярчайшие примеры: «Великая схизма» (1370-1415); Гуситские войны (1419-1434); Реформация и Контрреформация (XVI-XVII вв.); Английская революция/Английская гражданская война (1640-1660)

28 «1938 г. Ответ товарищу Иванову, Ивану Филипповичу». С. 124. // Иосиф Виссарионович Сталин. Полное собрание сочинений. Том 14.

воря, подтолкнуть людей, воевавших за рубежом (или же не хотевших этого делать), чей суперэтнос находится в фазе надлома, к более активным действиям на своей родине29. Тем более, данным лицам ничего не мешало заняться этим процессом, если учесть, что большая часть их представителей являлась членами масонских организаций - консорций, которые вполне возможно отнести к антисистемам30 - тому деструктивному началу, что существует ради разрушения систем этнических. Более того, никаких угрызений совести в разрушении как государства, так и межэтнических связей большинство членов масонской антисистемы не испытывали еще и ввиду того, что сами ощущали себя частью иного (а не российского) суперэтноса, чей характер бродячего этноса, этноса-скитальца не позволял себя идентифицировать с людьми, на чьей территории его представители проживают. Так, например, г. Керенский на деле оказывался г. Аароном Кирбицем31.Можно предположить, что после «революции» 1905 года имеет место сращивание еврейского капитала и масонских институтов. Которые, вероятно, действительно были заинтересованы в том, чтобы пассионарностьроссийскогосуперэтноса сжигалась не в горниле первой мировой, а на родной земле. Происходит активное образование различных масонских структур с 1906 года, апогеем которых стало официальное оформление масонства в виде прогрессивного блока в рамках IV Государственной Думы в 1915 году. Несомненно, масоны и сотрудничающие с ними представители еврейского суперэтноса хотели отстранить от власти российского императора и начать править сами32. Об этом свидетельствуют спланированные акции по срыву поставок продовольствия и боеприпасов в ар-

29 Ведь не всем же быть представителями поэзии Серебряного века, членами Товарищества передвижных художественных выставок или частью русских религиозных философов, а может, изобретателями и первооткрывателями.

30 «АНТИСИСТЕМА - системная целостность людей с негативным мироощущением, выработавшая общее для своих членов мировоззрение. Все антисистемные идеологии и учения объединяются одной центральной установкой: они отрицают реальный мир в его сложности и многообразии во имя тех или иных абстрактных целей. Вывод из этого двояк: либо подобные учения призывают в корне изменить мир, на деле разрушая его, либо требуют от человека вырваться из оков реальности, разрушая самого себя. И то и другое в пределе дает один результат - небытие. Для А. характерны известная скрытность действия и такой прием борьбы, как ложь. Среди адептов А. преобладают люди с футуристическим ощущением времени. А. всегда складываются в зонах контакта несовместимых суперэтносов - химерах, в силу чего их идеологии противопоставляют себя любой этнической традиции. Распространяются А. иногда далеко за пределами тех контактных зон, где они появляются. Примеры А.: гностицизм (офиты, александрийские гностики Василид и Валентин и т.д.; гностики проповедовали, что мир сотворен Демиургом, т.е. крайне несовершенно), манихейство (живший в III в. н.э. Мани учил, что мир состоит из двух стихий:Света и Мрака, причем материальный мир он относил к стихии Мрака), в мусульманском мире - исмаилизм, в Византии и Болгарии - богумильство. К А. относятся также некоторые направления буддизма».

Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. С. 493-542.

31 С царем и без царя. Воспоминания последнего дворцового коменданта Государя Императора Николая II В. Н. Воейкова. М.: Родник, 1994. С. 198-199.

32 Например, по примеру Хазарской химеры, подробно описанной Л.Н. Гумилевым в книге Этносфера: История людей и История природы. М.: Экопрос, 1993.

мию, а также завоза хлеба в Сибирь, происходившие на протяжении всей Первой мировой войны33. Возможно также, что убийство Распутина (1916 г.) следует рассматривать как ликвидацию пассионария, способного не допуститьприхода к власти (разумеется, в силу своего влияния на царскую семью) субпассионариев, коим, несомненно, являлось большинство представителей данной антисистемы. Вероятно, поэтому же первые действия Временного правительства в области национальной политики не являлись чем-то сильно отличным от политики царской России. Они, посути, лишь расширяли права инородцев34. Так, «Новые права граждан-инородцев»: свобода передвижения, право на выбор профессии, приобретение собственности, право избирать и быть избранным, право обучения на родном языке - не несли никаких кардинальных изменений для жизни большинства людей, проживавших в Российской империи, и не отвечали на главные вызовы времени, связанные с последствиями действий союза (антисистемы) субпассионариев.Но в то же время стоит отметить политику поощрения автономизации Украины со стороны «февральских революционеров», вызвавшую дальнейший рост национализма и усиление группировок, выступающих за отделение Украины от российского государства. Но все же решающим фактором, приведшим к краху Временного правительства, стало усиление большевиков, особенно позиций Л.Д. Троцкого. Большевики, в свою очередь, выступили за мир в войне, в которой проигрывали лидеры-субпассионарии. Большевики выступили за окончательное разрушение старой системы, что не смогло сделать Временное правительство. Большевики подорвали традиционный порядок в армии (приказ №1). Большевики захватили

власть35.

В чем же состояло их коренное отличие от масонов, совершивших Февральскую революцию? В своей политике большевики были подобны мастеровитым шахматистам. Ленин, Троцкий, Сталин умели отличать тактику от стратегии и потому, что поражало многих советологов,36 могли кардинально менять свои лозунги и части политических программ в зависимости от сложивших обстоятельств - ведь это все ходы тактические, а не стратегические. Особенно ярко это проявилось в этнополитической сфере. Марксизму как научной теории чуждо понятие национальности или этноса, марксизм оперирует классами, а потому внимание межэтническим отношениям не уделяет. А потому кон-сорция большевиков на первых парах не имеет четкой национальной политики. Основная идея большевиков на ближайшую перспективу, с одной стороны, заключается в удержании власти в «центре» и распространении

33 Подробно данные явления описаны в мемуарах последнего минского губернатора князя Друцкого-Соколинского: На службе Отечеству: Записки русского губернатора, 1914-1918. Орел, 1994.

34 Которые и в царское время жили лучше, чем, например, русские крестьяне и рабочие (хоть последних было и не так много).

35 Великая Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917.

36 Например, первоначальный отказ большевиков от федера-

ции и последующее образование Советского союза не вызывает удив-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ления разве что у А. Авторханова.

ее «на местах» - с другой. В то же время сверхидеей является мировая революция37. В «Декрете о мире» помимо основной идеи - окончания Первой мировой войны - можно найти и идеи, подрывающие основы российского суперэтноса - обвинение в отношении русского народа («тайная дипломатия направлена... к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексии великороссов;при этом под аннексией понимается «образно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация, независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет»38). ВДекларации прав народов России провозглашаются:

«1) Равенство и суверенность народов России.

2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.

4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России»39.

Разумеется, с правовой точки зрения принцип равенства является важнейшим в социальном государстве, каким и являлось государство советское. Но с точки зрения этнологиинеобходимо учитывать, что этносы, проживающие на территории бывшей Российской империи, находятся на разных этапах этногенеза, обладают множеством различий, характеризующих их императивы поведения, так разве можно провозглашать всеобщее равенство, без оглядки на последствия?! Также и «Обращение ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» во многом присваивает большевикам достижения царской России, например, достижение веротерпимости в обществе, а монархическое прошлое фальсифицирует (разрушение мечетей)40.

В итоге, заявления популистскогохарактера и фальсифицирование национальной политики царизма, с одной стороны, раскалывают российский суперэтнос

37 Истоки того «двуидеея», что наиболее ярко отразилось в соперничества НКИД и Коминтерна в области МО и во внутрипартийной борьбе в 30-е годы.

38 «СУ РСФСР», 1917. - № 1. Ст. 2, 2-е издание, «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства», № 1, 28.10.1917 (электронная версия: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2131)

39 Декреты Советской власти. XI. М., Гос .изд-во полит.лите-ратуры, 1957. (эл. версия: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/ peoples.htm).

40 Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 6, 19 декабря 1917 г. (эл. версия: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5310/).

(особенно его ядро - русский этнос41), а с другой - позволяют большевикам сохранить влияние в регионе в борьбе за власть политическую, выдвинуть идеи, которые будут рады подхватить пассионарии, за которые они пойдут совершать подвиги, за которые они будут готовы умирать.Мы можем критиковать большевиков за популизм, сознательную фальсификацию истории национального вопроса, политическую неопределенность, однако нельзя не отметить, что подобная тактика наиболее удачна для консорции со столь сложной системой, в которой42 изначально сочетались деструктивное (антисистемное) и созидательное (системное) начало. Именно это позволило большевикам удержаться в вихре фазы пассионарного надлома и в итоге ее «оседлать».

Каким же стало созидательное начало? Несомненно, первым созидательным шагом явилось образование РСФСР. И хотя фактически Конституция РСФСР43 носила во многом декларативный характер, и, несомненно, в действительности новое государственное образование федерацией не являлось, все жедаже в практической форме унитарного государства способствовала легализации власти большевиков и формированию государственной системы, что,думается, было позитивно в рамках процесса этногенеза для этносов, его (государство) населяющих. Тем не менее, стоит отметить, что по-настоящему легитимной, патриотической силой большевикам удалось стать только в результате борьбы с иностранной интервенцией 1918 года, когда они заняли патриотическую позицию, став на защиту Родины российскогосуперэтноса. Рассматривая «республиканский вопрос», стоит отметить, что большевики успешно использовали право наций на самоопределение для создания мощной системы автономных областей (влияние почти все у большевиков) и автономных республик (большевики делили влияние с местной элитой, например, духовенством). Наркомнац проводил борьбу с национализмом в республиканских элитах и способствовал дальнейшей интеграции на «постимперском» пространстве. Несмотря на некоторые ошибки и перегибы в сфере этнополитики44, все же была создана мощная база для формирования федеративного государства, способного действительно использовать созидательный потенциал, заложенный в большевистской консорции. И вот постепенно, начиная с хозяйственного, затем дипломатического союза происходит интеграция, приводящая в итоге к созданию Советского Союза Социалистических Республик по совместному ленинско-сталинскому проекту45 30 декабря 1922 г. Торжеством созидательного начала завершился первый «революционный» период становления советской государственности, полный про-

41 По классовому признаку.

42 Вот в чем уникальность консорции большевиков.

43 Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/.

44 «Грузинский инцидент», ошибки в руководстве Туркестанской АР, приведшие к басмачеству.

45 То есть, сочетания планов Сталина и Ленина. Федерация

многоэтажная и ассиметричная.

тиворечий в этнополитической сфере, однако создавший новую систему на «постимперском» пространстве, жизнеспособную в условиях фазы надлома.

Таким образом, в рамках нового (советского) государства встал вопрос об объединении разрозненных этносов в одну социополитическую общность, что, несомненно, создало предпосылки для появления нескольких идеологических проектов, призванных ответить на данный народный запрос. В итоге сформировались две модели, стремящиеся возглавить процесс формирования новой исторической общности людей - советского народа, который уже шел полным ходом.

II. В период второй исторической вехи советской национальной политики - развития СССР в (19221941 гг.) -происходит более сильное столкновение системы и антисистемы в(теперь уже) советской консор-ции.Ведь именно в этот момент целостнооформляется термин «советский народ».В рамках системообразующего процесса происходит ряд важнейших политических событий. Так,30 декабря 1922 года был создан Союз Советских Социалистических Республик. В официальной партийно-государственной терминологии его создали и в нем жили братские народы Советского Союза. Братство основывалосьна советской власти как диктатуре пролетариата и общественной собственности на средства производства, плановом социалистическом способехозяйствования, советском образе жизни.

Как уже отмечалось выше, впервые определение «советский народ» появилось в 30-х годах, в том числе, например, и в интервью американского журналиста со Сталиным 1936 г.46Термин «советский народ» начал использоваться для обозначения всех народов и населения СССР уже с принятием Сталинской Конституции 5 декабря 1936 года, в которой была провозглашена, в основном, победа социализма и вводилось всеобщее тайное избирательное праводля всех. Этот день и можно считать днемрождения Советского народа. Так в Советском Союзе родился новый тип человека - советский человек, человек будущего.Термин «советский народ» также упоминается в песне 1938 года В.И. Лебедева-Кумача «Если завтра война», в докладах и Резолюциях съезда ВКП (б) в марте 1939 года, в передовице газеты «Правда» от 21 декабря 1939 года «Родной Сталин», многочисленных советских произведениях (например, Б. Полевой «Мы - советские люди»), в годы Великой Отечественной войны - в приказах И.В. Сталина.

Происходит новый пересмотр истории - возврат к традиционной, патриотической позиции как к доминанте в исторической науке, реабилитация классиков русской литературы; появляются фильмы, литература, прославляющие русскую историю. На глобальном уровне идет процесс превращения народов СССР в социалистические нации (путем декоренизации и депо-литизации элит, денационализации республик, через введение в общественную жизнь русского языка и лик-

видации национальных частей в армиях (1937).Такжев Конституции СССР47 можно найти как факторы, способствующие сохранению государства (руководящая роль компартии, наличие общенациональных организаций (например, комсомол), наличие РККА, ОГПУ, союзных наркоматов, союзно-республиканских наркоматов), так и факторы деструктивные, способствующие разрушению системы (национальный принцип построения федерации, право республик на выход из Союза, асси-метричная многоэтажная федерация).

Однако, помимо этого, нельзя не заметить и процесса системоразрушающего, например,для преодоления последствий гражданской войны в виде бунтов и выступлений представителей русского этноса48 Ленин инициирует «борьбу против русского великодержавного шовинизма». Начинается компания против хранителя основных императивов русского этноса - Русской Православной Церкви, одного из ярчайших представителей субэтносов, входящих в русский этнос - казачества, интеллектуальной элиты русского этноса («Философские пароходы» 1922 г.). Также происходит дерусификация в национальных районах Сибири. Таким образом, преследуя в стратегическом плане идею построения мощного государства,49 В. Ленин, не придавая своим действиям особого значения50, начинает разрушать основу российского суперэтноса, без которого невозможно построение государственной системы и, фактически, воплощается в представителя антисистемы. После его смерти в 1924 году возникает вопрос о преемнике, который выберет основной курс длясо-ветской консорции и самого советского государства.В борьбе схлестываются две пассионарные идеи («мировой революции» и обустраивания своего государства51). Однако первая постепенно приобрела деструктивный характер и стала, посути, носителем идеи антисистемной, в то время как вторая была созидательной. Во многом первое направление стало русофобским52, что, вероятно, и обусловило его поражение. В результате напряженной борьбы идеи Троцкого, Зиновьева и Бухарина (и сами их авторы) проиграли более сильному игроку, избравшему путь созидания государства, -И.В. Сталину. Интересно отметить, что, например, по мнению профессора А. С. Панарина, в конце ХХ века на международной арене сторонники подобного «де-структивногомирового интернационала» взяли истори-

46 Интервью Сталина с председателем американского газетного объединения "Скриппс-ГовардНьюспейперс господином Рой Говардом. Правда. 5 марта 1936 года (электронный источник: http:// www.dal.by/news/174/19-02-13-10/)

47 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) http://constitution.garant.ru/history/ ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508660/.

48 Кронштадт, Антоновский мятеж.

49 Авторханов А. Империя Кремля, 1991.

50 Поскольку он был ведом исключительно своей концепцией построения диктатуры пролетариата, а в дальнейшем и вовсе бес-склассового коммунистического общества.

51 Впоследствии вошедшей в историю как «построение социализма в отдельной взятой стране».

52 Например, Луначарский предлагал отказаться от кириллицы; Крупская: «сделаем так, чтобы русские народные сказки не выходили в 30-х гг.; «Троцкий: «русский этнос - чёрное пятно на карте мировых цивилизаций»; Демьян Бедный в «Богатырях» провел описание Киевской Руси через пьянство и распутство.

ческии реванш у защитников верховенства принципов национального интереса в среде государственных и негосударственных элит: «Все то, что обещали народам прогресс и просвещение, воплощалось в деятельности национальных элит. Теперь, в эпоху глобализма, быть элитои означает, собственно, членство в неком таином интернационале, никак не связанном с местными национальными интересами»53.

С этого момента можно говорить о новом курсе в этнополитике советского государства, направленном на естественное природное начало русского суперэтноса. Разумеется, и до прихода к власти Сталина большевики часто использовали опыт царизма, как отмечает Ю. А. Булатов: «...опыт царизма по укреплению национального государства был творчески использован большевиками. Например, наднациональная форма государственной власти была сохранена, только именоваться. стала иначе: рабоче-крестьянская или пролетарская. Большевики также сочли целесообразным не разрушать, а модернизировать в своих интересах идеологему православия «православие, самодержавие, народность». вместо православия большевики провозглашали свободу, равенство и братство - лозунги, близкие по духу крестьянскому населению.» Самодержавие было заменено диктатурой пролетариата, а «Концепция Москва - ШРим». была заменена концепцией «Москва - Шинтернационал»54. Однакоименно в сталинский период произошло восстановление ядра российского суперэтноса - русского народа и его традиционного императива55. Так, в 30-е годы Сталин фактически выдвигает доктрину синтеза идей коммунизма и величия русского народа, основанную на советском патриотизме56.

III. Третьей вехой в этнополитической истории СССР, на наш взгляд, стала Великая Отечественная война. Весьма показательным является тот факт, что в ходе войны И. В. Сталин постепенно все больше отходил от искусственной идеологемы, созданной большевиками, в сторону традиционных воззрений и идей, свойственных русскому государственнику, опирающихся на естественные и неотъемлемые черты российской суперэтнической системы.Так, если в первых выступлениях в 1941 г. Иосиф ВиссарионовичСталин характеризует войну как классовую, народную и освободительную (синтез идей коммунизма и традиционного патриотизма, при доминанте первого), новым образом видит большевика-патриота и возлагает надежды на помощь немецкого народа в форме революции в Германии, то7 ноября 1942 года заявляет, что «острие фашизма направлено на уничтожение русской нации. В 1943 годуво многом восстанавливает в правах Русскую Православную Церковь57 (в результате чего назван митрополитом

53 Панарин А. С. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003 . С.6.

54 Булатов Ю. А. Первая мировая война: Кто воевал за Россию //Международная жизнь. 2014. № 8. С.134-152, С. 150-151.

55 Который можно назвать императивом «империи духа».

56 Сталин И. В. «Мы должны прославлять отечество».

57 Запрещает атеистическую пропаганду, разрешает праздно-

Сергием «богоизбранным вождем»).Также, что является чуть ли не самым важным, ликвидирует важнейшую антисистему советской консорции - Коминтерн, заменив интернациональную деятельность коммунистов, направленную на организацию мировой революции (деструктивная функция - разрушение существующего порядка), на антифашистские комитеты (функция созидательная - удержание традиционного порядка через борьбу с теми, кто его разрушает). Все чаще термин «советский народ», до того употреблявшийся редко, особенно в официальной речи, наделяется патриотическим окрасом и подразумевает под собой не только термин общественный и политический, но и, по сути, самрос-сийский суперэтнос. Кроме того, с 1943 года и особенно на финальном этапе войны Сталин все чаще предпочитает говорить: «Россия», а не «СССР». Наконец, в своей речи 9 мая 1945 года И.В. Сталин говорит о том, что «вековая борьба славянских народов закончилась победой над немецкой агрессией», избегая при этомтерминов, характерных для идеологии большевиков довоенного периода58. Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что пассионарий Сталин, выбрав путь созидательной идеологии, в тяжелейших условиях войны был вынужден обратиться к естественными идеологе-мам российского суперэтноса, восстановить духовные скрепы «советского народа» и в особенности его ядра - русского этноса. Также особо стоит отметить, что первоначально многие дивизии Красной Армии были национальными, однако постепенно практически все стали интернациональными59, во многом это было обусловлено большей эффективностью именно разноэтн ических(интернациональных) объединений.Так, Дом Павлова обороняли 22 человека (среди которых были 11 русских, еврей, узбек, таджик, татарин, украинец и др.). Таким образом, реальной пассионарной этнической базой советского народа стало интернациональное боевое братство, возникшее в горниле Великой Отечественной войны. В итоге, благодаря вдумчивой этнополитике по завершению Великой Отечественной войны Иосиф Виссарионович Сталин стал «отцом народов», пройдя путь от большевика-коммуниста до государственника-патриота. Российский суперэтнос же окончательно утвердился в советском государствекак государственная основа, а принципом, созданным военным братством в годы Великой Отечественной войны, стала «дружба народов» в рамках «советского народа»60. Таким образом, в период Великой Отечественной войны, в представлении Сталина,основой советского народа становится русский этнос, а сам термин «советский народ», вероятно, становится синонимичен тому, что сегодня, исполь-

вать Рождество и Пасху, восстанавливает Синод и богословские школы, вновь вводит институт патриаршества (причем именно Сталин подчеркнул ориентацию РПЦ на весь русский мир, предложив добавить «Патриарх всея Руси», а не только «России», как планировалось изначально.

58 Сталин И. В. Полное собрание сочинений в 18 томах. Том 15. М.: Гос. издательство политической литературы 1946-2006.

59 Командование соотношение старалось держать на уровне в 50% русских и 50% представителей иных этносов.

60 Фактически российского суперэтноса.

зуя терминологию Л. Н. Гумилева, мы можем назвать российским суперэтносом.

IV. На четвертом этапе этнополитической истории СССР происходит усиление созидательной системы, укрепление власти центра и личной власти Сталина. Что вполне закономерно продолжает «имперскую» политику61, взятую им в период Великой Отечественной войны. Иосиф Виссарионович Сталин стремится выстроить жесткий, но эффективный государственный механизм, способный противостоять новому врагу - бывшим странам-союзникам из «Западного мира». Основным рычагом в управлении государством он выбирает национальную политику. Поскольку после войны произошел стихийный рост национального самосознания (пассионарии, прошедшие сквозь горнило войны, чувствуют себя свободно и готовы совершать великие трудовые подвиги во имя великой пассионарной идеи/идеологемы/идеологии), Сталин решает поставить его под контроль и направить в необходимое государству русло: Сталин формирует партийную номенклатуру из представителей русского этноса, развивает идеи русского патриотизма и русского самосознания, факти-ческинаправляет русскую идею на службу партии. При этом Сталин также не дает развиваться идеям шовинизма и национализма как в отношении «инородцев»62, так и русских63. Вероятно, глобальная идея Сталина была связана с равномерным развитием российскогосуперэт-носа, а также иных суперэтносов, проживающихкак на территории СССР, так и на территории ближайших социалистических стран, по модели «советского народа». То есть теперь в понятие полноценно интегрируются и теэтносы, которые ранее не соотносили себя с российским суперэтносом (евреи, прибалты, вероятно, поляки, сербы, чехи.). В результате проводится политика «советизации» - унификации общественно-политической жизни в соответствии с советскими стандартами. В итоге создается единая политическая система и формируется условно единая национальная политика для всего пространства СССР и стран социалистическогоблока. Также стоит отметить, что имеет место и развитие союза коммунистов с Русской Православной Церковью, в результате которого Русская Православная Церковь возвращает в свое лоно Эстонскую Православную Церковь и Украинскую Греко-Католическую Церковь (1945 и 1946 гг. соответственно). А в 1951 году к Русской Православной Церкви присоединяется Закарпатская Униатская Церковь.

Таким образом, в последние годы правления И.В. Сталина советское государство окончательно восстановило статус великой державы и расширило единое этнополитическое пространство до границ, сопоставимых с границами Российской империи. Причем во мно-

61 И в этом нет негативной оценки, поскольку, империя, особенно империя особого типа, или империя духа, на наш взгляд, является естественным формальным выражением российского суперэтноса на государственном уровне (как бы номинально не называлось само государство).

62 «Мингрельское дело», «дело врачей».

63 Ликвидация «Русской партии».

гом за счет укрепления ядра российского суперэтноса

- русского народа. Тем не менее, Сталин стремился удержать пассионарность в узде путем проведения политики пресечения националистических настроений и устремлений в обществе, стремясь создать единый императив поведения и единую идеологию для представителей «Социалистического мира» (СССР и социалистических стран),моделью которой и стал «советский народ», основой которому, в свою очередь, явился народ русский. Его политика объяснима, т.к. после уничтожения антисистем в советскойконсорциион стремился максимально укрепить существующую систему, что, вероятно, было самым правильным для сохранения сильного государства в условиях, когда этносы, его населяющие, проходят сквозь фазу надлома. Советское руководство направило пассионариев в искусство и строительство, в науку и спорт, однако стремилосьпорой весьма жесткими способами не допустить проявления деструктивного начала пассионариев в государственных вопросах64.

V. Завершающим для истории советской этнопо-литики стал «постсталинский период» (1953-1991). Ознаменован он был приходом к власти Н.С. Хрущева, ХХсъездом ЦК КПСС и «оттепелью». В целомэтнопо-литика Хрущева была строго антисталинской65, фактически антитрадиционалистской и антисистемной. Пожалуй, в сфере этнополитики Хрущевым было совершенно множество спонтанных, и, как показала история, ошибочных действий. Так, с одной стороны, Никита Сергеевич Хрущев изменил ядро элиты «на местах»66, способствовал преподаванию национального языка и истории в школах национальных республик, с другой - применял танки при разгоне демонстраций в Тбилиси в 1956 г. и санкционировал расстрел рабочих в Новочеркасске в 1962 г. Хрущевым проводилась политика «ликвидации бесперспективных деревень», советская армия была сокращена в 2 раза, а на Церковь вновь начались гонения. Активно проводя политику интернационализации (вероятно, в пику сталинской великодержавной политике), Н.С. Хрущев «подарил» Крым УССР, а также, в рамках хозяйственных реформ, ликвидировал Министерство юстиций. По итогам ХХП съезда ЦК КПСС советским руководством была установлена задача по скреплению дружбы народов СССР, а Н.С. Хрущевым было объявлено, что«в СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты

- советский народ». Вероятно, именно в период правления Хрущева была совершена роковая ошибка в трактовке понятия «советский народ», из-за которой, возможно, и произошел крах советского государства. Если Сталин стремился к тому, чтобы термин «советский народ» на базисном уровне трактовался как то, что сегодня мы на-

64 «Закручивание гаек».

65 До сих пор доподлинно неизвестно что стало со сталинским архивом, своей ли смертью умер Сталин, был ли установлен Иосифом Виссарионовичем преемник.

66 Первые лица Украинской и Белорусской республик - пред-

ставители титульных наций, у татар русские; в целом по стране вво-

дится система - второй секретарь всегда русский.

зываем российским суперэтносом, или же этносами, входящими в ареал «Русского мира»67, а на макроуровне приводил бы к общему для советских граждан и граждан социалистических стран императиву, то Хрущев понимал под «советским народом», скорее, атрибут социализма как общественно-политической формации. Национальную составляющую он использовал не как национальный патриот, а как марксист-ленинист, забывая о ее корнях и стремясьискусственно перестроить на основе советской идеологии, забывая о пресловутых «духовных скрепах», видя своей целью построение того, что и так уже давно возникло, повинуясь природным законам (в 1380 г., если быть точным)68. Таким образом, противоречивая национальная политика, слепое стремление действовать вопреки политике Сталина подложилимины под здание советской системыи возродили деструктивные начала в национальных республиках СССР.

При Л.И. Брежневе проблемы в этнополитической сфере лишь усилились, но не нашли должного ответа, вероятно, ввиду того, что выдерживался курс, взятый еще на XXПсъезде (построение советского народа при отходе от понимания российского суперэтноса как его основополагающего элемента и русского этноса как ядра суперэтнической системы). К тому же, на первый взгляд, все проблемы были разрешимы. Однако, несмотря на активную деятельность КГБ в сфере борьбы с национализмом, в результате процесса коренизации на Украине, в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, приобретения республиками «статуса неприкасаемых» происходит формирование номенклатурных кланов. В уже упомянутой нами Конституции СССР 1977 г. говорится об образовании новой исторической общности людей -«советском народе», но на деле этот процесс совершенно нельзя назвать законченным69. Так, в пылу борьбы за дружбу народов и построение «советского народа» постепенно было размыто ядро системы - русский этнос, который и должен был цементировать российский суперэтнос («советский народ»). Одним из признаков этого является, например, громогласная поддержка представителей номенклатуры СССРразвития национальных языков при отсутствии в Конституции СССР 1977 г. упоминания русского языка как государственного. А если нет цемента, то чем скреплять здание?

Разумеется, выход был. После парада похорон первых лиц СССР, что, вероятно, также свидетельствует о постепенной доминанте антисистемы в консорции советской элиты в конце XXвека, должны были прийти новые пассионарные молодые лидеры, способные перестроить текущее государство, пересмотреть этнополи-тику последних десятилетий и преобразить систему... И

67 То есть основывался на естественном процессе этногенеза, границы которого были установлены в ходе истории в рамках т. н. «Малой Евразии».

68 «На Куликово поле пришли москвичи, суздальцы, влади-мирцы, а вернулись с Куликова поля русские». Гумилев Л.Н. От Руси до России.М.: Изд-во «АСТ», 2011.

69 Проблемы немцев Поволжья, азербайджанско-армянского конфликта, турков-месхетинцев, крымских татар и т.д..

тогда к власти в стране пришла команда М.С. Горбачева. Однакореформы, проводимые Михаилом Сергеевичем Горбачевым во всех сферах жизни советских граждан лишь только усиливали идеи о разобщенности советского народа. Происходит активная децентрализация СССР, ликвидация руководящей роли КПСС, создание КПРСФСР, перестройка КПСС по федеративному принципу, череда провокаций70, возникновение очагов напряженности в Тбилиси, Душанбе, Приднестровье в 1989-1990-х годах. Таким образом, с одной стороны, в период Горбачева недавнее прошлое СССР подвергалось критике (период Брежнева был провозглашен периодом застоя), с другой - новые реформы имели деструктивный, а не созидательный характер. В итоге, все выливается в денационализацию русской элиты, десоветизацию СССР и дефедерализацию государства. Советская государственная система разобрана. Цемента (ни в виде русского этноса, ни в виде КПСС как политически мощной силы) не остается. В то время как национальные республики, в которых за десятилетия, прошедшие после исторических решений Хрущева, выросла новая национальная элита, обращенная в себя, а не к русскому этносу, начинают вновь просить большего суверенитета. Финальным аккордом подрыва российского суперэтноса в форме советского народа-становится декларация о суверенитете РСФСР 1990 г., инициированная Б.Н. Ельциным. После чего происходит так называемый «Парад суверенитетов», и в декабре 1991 г. под скрип ручек первых лиц РСФСР, УССР и БССР, подписывающих «Беловежское соглашение» вопреки Всесоюзному референдуму о сохранении СССР 17 марта 1991 г.71, погибает Советский Союз72, исчезает советская система., следовательно, вместе с ней и советский народ.

Тенденции к созидательному и деструктивному императиву в элите российского суперэтноса как диалектическая база «советского народа»

Таким образом, советская национальная политика проводилась в условиях, когда государствообразующий суперэтнос(российский) находился в фазе надлома, что обуславливало периодические острые всплески этнических, идеологических и иных конфликтов, вызванных выбросами пассионарной энергии. При этом советская национальная политика основывалась на позитивном опыте царской России и учитывала неудачный опыт политики Временного правительства. Однакоконсорция большевиков (затем советской элиты) изначально совмещала в себе как созидательное(системное) начало, так и

70 В мае 1987 - Матиас Руст, в августе 1989 - «Балтийский путь».

71 76% проголосовавших (которых было 79.5% от всех граждан СССР, обладающих правом голоса) высказались ЗА сохранение Советского Союза.

72 Стоит отметить, что сценарий, по которому это происходит, подозрительно похож на небезызвестный планА. Даллеса («Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945 г.), однако до сих пор не утихают споры о том, насколько достоверным является данный источник. Текст: http://www. russkoedelo.org/mysl/miscellaneous/dulles_plan.php

начало деструктивное (антисистемное). Революция, несомненно, происходила в стезе антисистемы, нов ходе дальнейшего исторического развития постепенно системообразующая деятельность превысила деструктивную (поскольку созидание являлось необходимым для существования российского суперэтноса). Таки образовалось советское государство (вначале в виде РСФСР, затем СССР). Созидательное начало победило вместе с победой И. В. Сталина во внутриполитической борьбе, а под влиянием угрозы со стороны нацизма, с одной стороны, и подъема национального патриотизма - с другой, образовались условия для возвращения советской идеологемы в русло традиционной российской этно-политики, а также ликвидации деструктивного начала. Что и было осуществлено Сталиным в 40-е годы ХХ века. Также оформилось понимание термина «советский народ» как российского суперэтноса и/или жекак единого императива поведения и общейидеологемы для народов СССР и социалистических стран. Причем, важно, что этнополитика Сталина, являясь полиэтничной, основывалась на естественном ядре российского суперэтноса - русском этносе, подобно тому как это было при самодержавии73. Однако при следующих руководителях СССР постепенно понятие советского народа и советского человека стало более искусственным74, ввиду размывания русского этнического ядра в советской идеологеме, а также ввиду ошибки понимания того, что советский народ является не признаком будущего явления, но формой уже осуществленного ранее исторического достижения, так же как и дружба народов внутри российского суперэтноса. В результате чего произошел рост национализма в национальных окраинах, вновь возникли и разрослись антисистемы внутри консорции советской элиты. Были ли они успешно использованы из-за рубежа, произошёл ли саботаж внутри самой советской системы или по роковой случайности, однако новые лидеры СССР и советских республик также явили собой деструктивное начало и фактически своими руками разрушили Советский Союз, усиливая этнопо-литические противоречия и нагнетая межэтническую обстановку. Посколькув условиях фазы пассионарного надлома, предположительно, достаточно нескольких стратегических ошибок в сфере национальной полити-

73 См. эпиграф.

74 Превратившись в "Homosoveticus", описанного как особое явление в трудах А. А. Зиновьева«Коммунизм как реальность», 1980, и «Кризис коммунизма», 1990.....

ки, чтобы вызвать коллапс этнической системы.

Таким образом, наша гипотеза показала, что утверждать, что целью национальной политики СССР являлось формирование новой исторической общности людей «советский народ» можно, исключительно рассматривая политику лидеров СССР «постсталинского» периода, посколькуона основывалась на образовании нового исторического социального явления, а не на развитии или использовании уже существующего, что от-личалоэтнополитику СССР до данного исторического этапа.Можно констатировать, что советское государство явилось своеобразным зигзагомистории этногенеза российской суперэтнической системы, обладающим множеством уникальных черт, обусловленных особенностями своего появления, развития и деформации.

Однако остается дискуссионным один из важнейших вопросов - исчезло ли вместе с Советским Союзом понятие «советский народ»? На наш взгляд, если говорить об искусственном проекте второй половины ХХ века, то да, но если говорить о «советском народе» ка-коформе существования российского суперэтноса или Русского мира, даже как об идеологическомимперативе советского человека, - то нет. Ведь большинство жителей постсоветского пространства - это либо люди, рожденные в Советском Союзе, либо люди, являющиеся частью суперэтноса, который был воплощен в форме советского народа(а чаще всего, и так, и так). Более того, можно говорить, что за проектами совершенствования, развития и объединения народов Русского мира, подобных «советскому народу», будущее. Нетрудно сделать прогноз относительно их востребованностив связи с активными темпами евразийской интеграции, например, на базе Евразийского союза, новым собиранием земель, например, воссоединением Крыма с Россией в 2014 г., становлением России как регионального и глобального центра традиционных духовных ценностей и идеологии многополярного мира. В связи с вышеизложенным, думается, следует считать «советский народ» многогранным историческим феноменом, который как проект развития межэтнических отношений в рамках созидательной государственной этнополитики является позитивным явлением, в особенности в томслучае, если он понимается как форма суперэтнической системы, или надстройка (своеобразный мост), между суперэтносами и обуславливается естественным процессом этногенеза.

Библиографический список

1. Декреты Советской власти. XI. М., Гос.изд-во полит.литературы, 1957. (эл. Версия: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ DEKRET/peoples.htm).

2. Дорошенко Н.М., Кефели И.Ф. Л.Н. Гумилев: proetcontra, антология. СПб.:НОКО, 2012.

3. Известия ЦК КПСС, 1989. № 9.

4. Интервью Сталина с председателем американского газетного объединения "Скриппс-ГовардНьюспейперс господином Рой Говардом. Правда. 5 марта 1936 года (электронный источник: http://www.dal.by/news/174/19-02-13-10/)

5. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.) http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/

6. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 г.) http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508660/.

7. На службе Отечеству: Записки русского губернатора, 1914-1918. Орел, 1994.

8. Образование Союза Советских Социалистических Республик. Сб. док. М., 1972.

9. План А. Даллеса («Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР», 1945r.)http://www. russkoedelo.org/mysl/miscellaneous/dulles_plan.php

10. Полина И. Глава МИД Польши: узников концлагеря в Освенциме освободили украинцы. ТАСС (21.1.2015)// http://tass. ru/mezhdunarodnaya-panorama/1711896

11. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. № 6, 19 декабря 1917 г. (эл. версия: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5310/).

12. «СУ РСФСР», 1917, № 1, ст. 2, 2-е издание, «Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства». № 1, 28.10.1917 (электронная версия: http://www.zaki.ru/pagesnew. php?id=2131)

13. Сталин И. В. Полное собрание сочинений в 18 томах. Том 14. М.: Гос. издательство политической литературы. 1946-2006.

14. Сталин И. В. Полное собрание сочинений в 18 томах. Том 15. М.: Гос. издательство политической литературы 1946-2006.

15. С царем и без царя. Воспоминания последнего дворцового коменданта Государя Императора Николая II В. Н. Воейкова. М.: Родник, 1994.

16. Тайны национальной политики ЦК РКП. Четвертое совещание ЦК РКП с ответственными работниками национальных республик и областей в г. Москве 9=12 июня 1923 г. Стенографический отчет. М. 1992.

17. Авторханов А. Империя Кремля: Советский тип колониализма. Garmisch-Partenkirchen: Prometheus-Verlag, 1988. ИмперияКремля., 1991.

18. Бжезинский З. Великая шахматная доска: господство Америки и его геостратегические императивы. Пер. с англ. М.: АСТ, 2013.

19. БулатовЮ. А. Первая мировая война: Кто воевал за Россию//Международная жизнь.2014. № 8. С.134-152.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Бурмистрова Т. Ю. Национальный вопрос в программах и тактике политических партии в 1905-1917 гг.

21. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? М.: АИРО-XXI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007.

22. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Изд-во «АСТ», 2003.

23. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало. М.: Изд-во «АСТ», 2007.

24. Гумилев Л. Н. От Руси до России.М.: Изд-во «АСТ», 2011.

25. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли/Zhttp:// gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html

26. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

27. ЗемсковВ. Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект)//Социологические исследования, 1991. № 6.

28. Зиновьев А. А. Коммунизм как реальность,1980.

29. Зиновьев А. А. Кризис коммунизма, 1990.

30. Красовицкая Т. Ю. Национальные элиты как социокультурный феномен советской государственности (октябрь 19171923 г.). Документы и материалы М. 2007.

31. Коэн С. Советский Союз. Жизнь после смерти.TheSovietUnion'sAfterlife "TheNation" 2 1.12.2011 Перевод: http://forum. polismi.ru/index.php?/topic/875.

32. Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923-1939. М., 2011.

33. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

34. Русский космизм: Антология философской мысли. Сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева. М.: Педагогка-Пресс, 1993. 368 с.

35. Чеботарева В. Г. Государственная национальная политика в Республике немцев Поволжья 1918-1941гг. М. 1999.

References

1. Decrees of the Soviet government.Vol.I. M.Publishing house ofpolitical literature, 1957. (e. Version: http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/DEKRET/peoples.htm).

2. Doroshenko N.M.,Kefeli I.F. L.N.Gumilev: proetcontra, anthology. SPb.: N0K02012.

3. Proceedings of the CPSU Central Committee, 1989. N 9.

4. Stalin's Interview with the Chairman of American newspaperassociation "Scripps-Howard Newspapers"Mr.RoyHoward. Pravada. March 5, 1936(electronicsource:http://www.dal.by/news/174/19-02-13-10/)

5. The Constitution(Fundamental Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic(adopted by VCongress of Sovietsin the meetingof July10, 1918) http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1918/.

6. The Constitution(Fundamental Law) of the Union of Soviet Socialist Republics(approved bythe II Congress ofSoviets of the USSRon January 31,1924) http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1924/red_1924/5508660/.

7. In the Service of the Fatherland: Notes of aRussiangovernor,1914-1918. - Orel, 1994.

8. Foundation of the Union of SovietSocialist Republics.Collection ofdocuments.M., 1972.

9. The A. Dulles' plan ("Reflections on the implementation ofthe Americanpost-wardoctrineagainst the USSR", 1945).Text: http:// www.russkoedelo.org/mysl/miscellaneous/dulles_plan.php.

10. Polina I. Polish Foreign Minister: prisoners ofthe concentration campat Auschwitz were liberatedby Ukrainians. TASS(01/21/2015)// http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1711896

11. Collection of Lawsand Orders of Worker andPeasant's Government. №6 December 19,1917 (e. Version: http://constitution. garant.ru/history/act1600-1918/5310/).

12. «CollectionofOrders ofRSFSR», 1917, № 1,Art. 2, 2 nd edition "Newspaper ofthe ProvisionalWorkers and Peasants'Government."" №110.28.1917(ElectronicVersion: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2131)

13. Stalin I.V. Complete collection of worksin 18 volumes. Vol.14. M.:state publishing house of political literature of 1946-2006.

14. Stalin I.V. Complete collection of worksin 18 volumes. Vol.15. M.:state publishing house of political literature of 1946-2006.

15. Witha tsar andwithout a tsar.Memories ofV.N.Voeikov, the lastcommandantof the palaceof the EmperorNikolai II. M .:Rodnik, 1994.

16. Secrets of the national policy of the Central Committee of the RCP.Fourth meeting of the Central Committee of the Communist Party with officials of the national republics and regions in Moscow on 9 -12 June, 1923.Verbatim record. M. 1992.

17. Avtorkhanov A. KremlinEmpire: The Soviet typeof colonialism. - Garmisch-Partenkirchen: Prometheus-Verlag, 1988. KremlinEmpire, 1991.

18. Brzezinskii Z. The Grand Chessboard: American Primacy and ItsGeostrategic Imperatives/ Trans. from English. M.:AST, 2013.

19. Bulatov Yu.A. World Warl: Who fought forRussia//International Affairs. 2014. № 8. Pp.134-152.

20. Burmistrova T.Yu. National questionin the programs andtacticsof politicalparties in1905-1917.

21. "The issue of issues": whydid notthe Soviet Union remain? M .:AIRO-XXI; SPb .:DmitriBulanin, 2007.

22. Gumilev L.N. Ancient Rus' and the Great Steppe. M.: Publishing House "AST", 2003.

23. Gumilev L.N. The end and start again. M.: Airis-Press, 2007.

24. Gumilev L.N. From Rus' to Russia, M. M.: "AST", 2011.

25. Gumilev L.N. Ethnogenesis and biosphereof the Earth //http:// gumilevica.kulichki.net/EBE/index.html

26. Gumilev L.N. Ethnosphere: history and the historyof nature, M.:Ekopros, 1993.

27. Zemskov V.N. Gulag (historical and sociological aspect) //Sociological Research 1991. № 6.

28. Zinoviev A.A. Communismas a realityin 1980.

29. ZinovievA.A. Crisisof Communism, 1990.

30. Krasovitskaya T.Yu. Nationalelite as asocial and cultural phenomenonof the Soviet state(October1917-1923). Documents and Materials.M. 2007.

31. Cohen S.TheSovietUnion.Afterlife "TheNation" 21.12.2011 Translation: http://forum.polismi.ru/index.php?/topic/875.

32. Martin T. Empireof "positiveactivities."Nationsandnationalismin the USSR, 1923-1939. M., 2011.

33. Panarin A.S. Temptation byglobalism. M.:Eksmo, 2003.

34. Russiancosmism: Anthology of philosophical thought/compiled by S.G.Semenova, A.G. Gacheva. M .:Pedagogika-Press, 1993. 368 p.

35. Chebotareva V.G. State National Policy of the Republic of the Volga Germans 1918-1941. M. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.