Научная статья на тему 'К проблеме формирования российского этноса и его менталитета'

К проблеме формирования российского этноса и его менталитета Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
562
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кулебякин Е. В., Ким А. В.

Освещается вопросы детерминации становления этноса и его ментальности. Анализируя основные позиции, в которых делается акцент на социальных или природно-географических факторах, авто-ры подчеркивают необходимость синтезного подхода, представлен-ного, в частности, в работах современного российского исследовате-ля Г.А. Югая. Значительное внимание уделено активно обсуждаемой в последние годы оригинальной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования российского этноса и его менталитета»

УДК 1(09)

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ЭТНОСА И ЕГО МЕНТАЛИТЕТА

Е.В. Кулебякин; А.В. Ким, Дальрыбвтуз, Владивосток

Освещается вопросы детерминации становления этноса и его ментальности. Анализируя основные позиции, в которых делается акцент на социальных или природно-географических факторах, авторы подчеркивают необходимость синтезного подхода, представленного, в частности, в работах современного российского исследователя Г.А. Югая. Значительное внимание уделено активно обсуждаемой в последние годы оригинальной концепции этногенеза Л.Н. Гумилева.

Становление этноса и его менталитета (ментальности) представляет собой двуединый процесс, основные детерминанты которого определяют возникновение важнейших черт психического склада народа, его национального характера, «психологии его души». В трудах русских философах XIX - нач. XX вв., а также в работах современных исследователей подчеркивается, что российский этнос, как и его менталитет, формировались под определяющим воздействием двух основных факторов - социального в широком смысле (включая сюда все надприродные процессы - от хозяйственноэкономических до политики, культуры и духовности)1 и природногеографического (начиная от особенностей климата, почвы, ландшафта, влияния рек и морей, гор и пустынь до солнечных и других космических процессов)2. Как известно, до недавнего времени в связи с господством в российской этнологии социологического, преимущественно марксистского подхода приоритет в решении этнических проблем отдавался социально-экономической парадигме. Серьезную в этом догматизированном в советской этнологии подходе впервые пробил выдающийся отечественный географ, историк, философ (сын известных поэтов Серебряного века Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой) Л.Н. Гумилев, выдвинувший в 1979 году теорию пассионарности. В данной концепции возникновения этноса (в том

1

См.: Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973.

2

В отечественной философии и социологии особая роль последнего фактора представлена географическом детерминизме. См.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория развития современных обществ. М., 1924. Природно-биологический подход развивается в трудах С.М. Широкогорова. См.: Широкогоров С.М. Этнографические исследования. Книга вторая. Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2002.

числе и его культуры) обусловлено энергетическими процессами («толчками») биосферы. Этногенез изначально связан с местообитанием, с ландшафтом. Акцент в детерминации этноса перенесен, таким образом, на природно-географические условия формирования народа3. Основные положения данной концепции в кратком изложении выглядят следующим образом.

Этногенез является результатом мутационных процессов под воздействием космических излучений, которые происходят на Земле несколько раз за тысячелетия. За последние три тысячи лет таких мутаций - толчков было девять: четыре до нашей эры и пять за последние два тысячелетия. Каждый подобный космический энергетический толчок вызывает в людях прилив энергии, что ведет человека к «перегреву», «перенапряжению», т.е. биохимической (в конечном счете, психической) энергии становится больше, чем индивиду нужно для стабильного устойчивого, «спокойного» развития. Эта избыточная пассионарная (от лат. Passio - страсть) энергия, действующая на иррациональном, подсознательном уровне побуждает людей к активным действиям как позитивным, созидательным, так и негативным, разрушительным (вплоть до выхода за границы инстинкта самосохранения).

Пассионарность проявляется в соответствующих максимально развитых чертах характера людей - чистолюбии, гордости, целеустремленности и т.п., в развитии тех или иных идей и непреодолимом стремлении к их реализации. В своем основном труде «Этногенез и биосфера Земли», написанном в своеобразном почти историко-журна-

листическом стиле, Л.Н. Гумилев приводит примеры пассионарных личностей в истории - Наполеон, Александр Македонский, Сулла, Ян Гус, Жанна д'Арк, протопоп Аввакум. Таким образом, пассионарность является отклонением от обычных стереотипов поведения, но не

«4

патологией .

Пассионарность, возникающая у отдельных индивидов в этносе в процессе взаимоотношений и взаимодействия на основе социальнопсихологических механизмов внушения, заражения, подражания (у Л.Н. Гумилева по принципу индукции), передается другим его членам. В итоге совокупная пассионарность этноса побуждает его к определенным целенаправленным действиям - например, к освоению новых мест обитания, завоевания и т.д., т.е. «не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который

3

См.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001; Он же. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению. М., 2001. Обосновывая свою концепцию Л.Н. Гумилев пытался увязать ее с общими законами материалистической диалектики.

4

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001. С. 268-277.

можно назвать уровнем пассионарного напряжения»5. Определяя новое понятие, Л.Н. Гумилев писал: «Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака -пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков... пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфики конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемы историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальной, но и популяционной»6.

Итак, этнос как дискретная система природно-биологического мира возникает под влиянием космических излучений (толчков), ведущих к рождению мутантов - пассионариев, т.е. индивидов с повышенным запасом энергии и соответственно стремлением к активной деятельности. Однако полученный запас природной (геобиохимической) энергии постепенно истощается в этносе, что происходит на следующих кризисных (после подъема активности) этапах эволюции этноса. В целом Л.Н. Гумилев выделяет следующие этапы возникновения и развития этноса: подъем активности (примерно 200-300 лет), результатом которой является возникновение нового этноса, все члены которого объединены общими целями (отсюда экспансия во внешнем мире: создание сильного государства, освоение новых территорий, покорение других народов и т.д.); акматический этап (300 лет) - пассионарное напряжение направлено не вовне, а внутрь этноса, отсюда рост эгоизма, индивидуализма, развитие внутренних конфликтов (раскол общества, революционные катаклизмы, гражданские войны и т.д.); этап надлома -кризис этноса (200 лет), пассионарное напряжение падает, люди, уставшие от прошлых потрясений, стремятся не к активности, а к покою, который наступает на следующем инерционном этапе. В этот период укрепляется государство, развивается производство и культура, преобразуется окружающая среда, наблюдается внешнее совершенство и гармония в обществе. С дальнейшим падением пассионарной энергии наступает период старости этноса (фаза обскурации, по Л.Н. Гумилеву, которой может иногда предшествовать стадия регенерации - кратковременного всплеска повышения активности этнической системы). Этнос в этом состоянии живет в основном на традициях, памяти о героических делах предков, которые сохраняются в культуре, фольклоре народа. В конечном счете, этнос переходит в состояние этнического гомеостаза без проявления какой-либо активной деятельности. В этот период в этносе преобладают так называемые «гармоничные люди» (у которых отсутствует избыток

5

5 Там же. С. 276.

6 Там же. С. 271.

пассионарной энергии и которые действуют в рамках инстинкта самосохранения). Эти люди могут достаточно долго обеспечивать самопроизводство этноса, но лишены потребности что-то радикально менять в своей жизни. Этнос в этой конечной стадии может существовать много лет, если будет завоеван другими народами и не будет ассимилирован. Раскрывая диалектику связи данных этапов и типов людей в процессе эволюции этноса Л.Н. Гумилев писал: «Пусковой механизм этногенеза - это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев (это посредственности, у которых пассионарный импульс ниже инстинкта самосохранения - Е.К.); фаза приема - быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза - максимум числа пассионариев; фаза надлома - это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями; инерционная фаза - медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации - почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого им региона как верхнее, завершающее звено».7 Л.Н. Гумилев полагал, что эту внутриэтническую эволюцию проходят все народы, в том числе и первобытные. Перипетии этой эволюции

Л.Н. Гумилев прослеживает на истории сибирских казаков (потомки обрусевших хазар, сменивших русское название «бродники» на тюрское «казаки»), которые в XIV-XVlII вв., поддержанные московскими царями, с боями, покоряя местные племена и народы, прошли путь от ногайских степей через Сибирь до Тихого и Северного Ледовитого океанов, но, утратив пассионарность в XIX в., потерпели поражение от чукчей и стали обычными государственными крепостными в России8.

Итак, этнос как реальная единица исторического процесса, как развивающаяся дискретная система имеет начало и конец (по Л.Н. Гумилеву длительность эволюции этноса составляет примерно 1,5 тыс. лет). Главная особенность этносов - специфический стереотип поведения, которым этносы отличаются друг от друга и который передается от поколения к поколению не генетически, а через механизм условно-рефлектор-

ных связей: новое поколение на основе подражания перенимает от родителей и окружающих поведенческие стереотипы. Ядром формирующегося этнического сознания и самосознания является ощущение членами этноса своего отличия (своих поведенческих форм, языка и т.п.) от других этносов («мы - они»).

7 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001. С. 296.

8 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 2001 . С. 296-297.

Таким образом, концепция Л.Н. Гумилева, акцентирующая на одной стороне детерминации этногенеза - именно на природно-географических факторах, полностью не снимает другие факторы его развития - социально-исторические и культурно-духовные (общность всех членов этноса и единство целей их поведения). Представляется, что исключительное значение природных геобиохимических процессов с учетом вполне возможных и реальных космических излучений (явившихся причиной мутации) могло иметь место только в самый ранний период становления homosapins и одновременно первобытной общины. С тех пор как возникло человечество этносы, цивилизация и государства, этногенез новых этносов не мог происходить без влияния социокультурных процессов со стороны других существующих этносов. Об этом свидетельствует история бывших варварских племен эпохи античного Рима, татаро-монгольских кочевников или тех же сибирских казаков.

В современной литературе нет недостатка в критике, как именуют некоторые оппоненты «биологизаторского» подхода Л.Н. Гумилева. Вместе с тем, критики отмечают и наличие ряда сильных сторон в его теории этногенеза. Факты мировой истории однозначно подтверждают появление в более или менее крупных этносах особого типа личностей, нарушителей спокойного течения истории этноса, называемых Л.Н. Гумилевым пассионариями, которые в силу личных качеств оказывает заметное воздействие на развитие как данного этноса, так и формирование новых. Вместе с тем, как справедливо отмечается в одном из критических анализов концепции Л.Н. Гумилева, в частности, у Ю.В. Тихонравова «как появляются эти люди - в результате космического излучения, изменения уровня радиации, генетической мутации, божественного откровения или естественной эволюции -неизвестно»9.

Ю.В. Тихонравов, считающий теорию Л.Н. Гумилева «на сегодняшний день сильнейшей философско-исторической концепцией, с которой не могут сравниться спекуляции» Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера,

А. Тойби, К.Ясперса, Фукуямы, в весьма пространном для учебного пособия рассуждении обосновывает позицию, согласно которой «главными субъектами исторического процесса» являются «экзистенциальные типы людей», выдвигающие определенные идеи -цели (религиозные, моральные, социально-политические и т.п.), которые в силу созвучия с мироощущением и настроем других членов этноса (например, идея социальной справедливости) становятся его общественным императивом, побуждающим к активной реализации этой идеи - цели10. Данная позиция, отрицающая доминирующую роль природно-географических факторов этногенеза, по существу,

9

Тихонравов Ю.В. Философия. М.,1998. С. 288.

10

Тихонравов Ю.В. Философия. М.,1998. С. 282, 291, 292.

акцентирует внимание на другом важном аспекте гумилевской концепции - на роли самых пассионарных (экзистенциальных, по Ю.В. Тихонравову) типов людей, выдвигающих и реализующих общие для этноса идеи - цели.

Теория Л.Н. Гумилева получила значительное развитие в концепции суперэтноса известного современного российского философа (корейца по национальности) Г.А. Югая11. Считая заслугой Л.Н. Гумилева преодоление разрыва между этнической и социальной историей этносов, поскольку этногенез не определяется только социально-экономическими или политическими процессами, но представляет собой неразрывное единство с развитием природы, местообитанием, ландшафтом. Г.А. Югай вносит в теорию Л.Н. Гумилева ряд уточнений. По мнению Г.А. Югая, устойчивое равновесие этносистемы лучше обеспечивается «конвергенцией, сближением между собой и гармонизацией отношений», а не борьбой ее подсистем (что подчеркивалось в теории Л.Н. Гумилева). Поэтому этнос, как и суперэтнос (национальная система, объединяющая в себе разные этносы в единый социум), базируется не только на природногеографических, но и социально-экономических и информационных процессах, взятых в их единстве и взаимодействии. Конвергентный подход, развиваемы Г.А Югаем, исходит из необходимости выявления тесной связи между этнической и социальной сторонами в единой истории суперэтноса12. Концепция суперэтноса рассматривается автором как общенациональная идея объединения народов России и национальная идея объединения севера и юга Кореи.

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева, Г. Югая и других исследователей, анализирующих процессы становления этноса прямо или косвенно касаются проблем формирования его менталитета. По существу, эта связь видна уже в понимании сущности этноса. Так, Л.Н. Гумилев главный признак этноса видит в специфике его поведенческих стереотипов. Напомним, что психологическое ядро менталитета составляют стереотипы мышления и поведения13. Проблемы сущности и специфики менталитета, в частности, российского, активно обсуждаются в современной литературе14. Определенное внимание

11

См.: Югай Г.А. Теория суперэтноса и межнациональных отношений // Ли Г.Н., Цой А.Д., Цой Б., Чен В.С., Югай Г.А. Энциклопедия корейцев в России. М., 2003.

Глава 1.

12

Там же. С. 27.

13

См.: Кулебякин Е.В. К вопросу о структуре этнического менталитета (в контексте психологии россиян) // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. Владивосток, 2008. С. 22-25.

14 См.: Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета.

Екатеринбург, 2002: Российская ментальность (материалы круглого

стола)//Вопросы философии. 1994. № 1; Российский менталитет: вопросы

при этом обращается и на вопросы детерминации менталитета, хотя данная проблема в силу ее большей сложности не получила пока достаточно глубокого философско-психологического и историкосоциального анализа. Среди условий и факторов, сыгравших существенную (если не главную) роль в формировании менталитета россиян, таких, как максимализм и большая, чем у других народов, поляризованность в характере (Н.А. Бердяев), иррациональность, интуитивно-чувственный тип мышления, всечеловечность, богоискательство и приоритет веры перед разумом (славянофилы, Ф.М. Достоевский), пассивность и знаменитая «русская лень» и, вместе с тем, «огромная жизнеспособность, замечательное упорство, способность к выживанию и самосохранению как нации в целом» (П.А. Сорокин), широта русской души (как отражение русских просторов) и др., многие исследователи выделяют природно-географические и культурно-исторические. Особое внимание придается евразийскому характеру становления и развития России, который обусловил многие из указанных выше черт. Несомненно, евразийский характер формирования и последующей эволюции Древней Руси - России на основе смешения внутри восточно-славянских племен «различных индоевропейских арийских расовых линий с добавлением уралоалтайских ветвей, монгольских, тюрских и финских народов»15 не могло повлиять на российскую ментальность (как русских, так и не русских представителей, проживающих в России), что кристаллизировалось в течение многих веков в соответствующие стереотипы мышления и поведения россиян в общих особенностях их психического склада (при наличии особых черт у каждой внутрироссийской нации и народности), национального (точнее общенационального, суперэтнического) характера.

Н.А. Бердяев, один из наиболее глубоких исследователей «психологии русской души», подчеркивал, что этнические черты психологии россиян, в частности, антиномичность объясняются столкновением в России как Евразии («Востока - Запада», по его выражению) двух основных потоков мировой истории - Востока и Запада, в силу чего в природе характера россиян борются два противоположных начала - восточное и западное. При этом мыслитель полагал, что первое, выражающее, по Н.А. Бердяеву, женское начало (для которого характерны пассивность, инертность, примат общего, коллективного над личным, индивидуальным) довлеет над вторым16.

психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Бушминского, М.И. Волокивой. М., 1997; Еромасова А.А. Ментальность россиян в контексте этнокультурных особенностей. СПб., 2006 и др.

15

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в двенадцатом столетии // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 472, 479.

См.: Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности. Пг, 1918. С. 7-25.

Таким образом, краткий анализ освещаемой проблемы показывает, что становление этноса и его менталитета (например, российского) существенную роль играют не только социокультурные, но и природногеографические факторы. В этом смысле более обоснованной (при всей значимости тех и других условий и факторов) представляется интегральная, синтезная позиция (в частности, «конвергентный подход» Г.А. Югая) тех исследователей, которые подчеркивают их единство и взаимосвязь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.