Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИСТОРИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЛП / МОТИВАЦИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Д. В.

Статья посвящена обзору исторических предпосылок появления нейролингвистического программирования (НЛП) и его взаимосвязи с мотивацией учащихся при изучении иностранного языка. Исследование раскрывает сущность двух научных направлений, на основе которых появилось НЛП - нейролингвистики и психотерапии, последовательно описывает основные этапы их развития в XIX - XX веках и устанавливает их влияние на мотивацию учащихся к изучению иностранного языка в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF NLP AND POSITIVE MOTIVATION IN STUDYING FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to an overview of the historical background for the emergence of neuro-linguistic programming (NLP) and its relationship with the motivation of students in learning a foreign language. The study reveals the essence of two scientific directions, on the basis of which NLP appeared - neurolinguistics and psychotherapy, consistently describes the main stages of their development in XIX - XX centuries and states their influence on students’ motivation in studying a foreign language nowadays.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

УДК 378:81

DOI 10.33 764/2618-981X-2022-5-100-105

История нейролингвистического программирования и положительная мотивация при изучении иностранного языка

Д. В. Романов1

1 Сибирский государственный университет геосистем и технологий, г. Новосибирск,

Российская Федерация e-mail: d.v.romanov@sgugit.ru

Аннотация. Статья посвящена обзору исторических предпосылок появления нейролингвистического программирования (НЛП) и его взаимосвязи с мотивацией учащихся при изучении иностранного языка. Исследование раскрывает сущность двух научных направлений, на основе которых появилось НЛП - нейролингвистики и психотерапии, последовательно описывает основные этапы их развития в XIX - XX веках и устанавливает их влияние на мотивацию учащихся к изучению иностранного языка в наши дни.

Ключевые слова: НЛП, мотивация, преподавание иностранного языка, нейролингвистиче-ский подход

History of NLP and positive motivation in studying foreign language

D. V. Romanov1

1 Siberian State University of Geosystems and Technologies, Novosibirsk,

Russian Federation e-mail: d.v.romanov@sgugit.ru

Abstract. The article is devoted to an overview of the historical background for the emergence of neuro-linguistic programming (NLP) and its relationship with the motivation of students in learning a foreign language. The study reveals the essence of two scientific directions, on the basis of which NLP appeared - neurolinguistics and psychotherapy, consistently describes the main stages of their development in XIX - XX centuries and states their influence on students' motivation in studying a foreign language nowadays.

Keywords: NLP, motivation, teaching foreign language, neuro-linguistics approach

Введение

Нейролингвистическое программирование - это сравнительно новое направление гуманитарного знания, которое возникло как следствие развития двух глобальных подходов к изучению человеческого мозга и психики. Сущность первого подхода состоит в изучении особенностей функционирования различных отделов головного мозга и их влияния на умственную и речевую деятельность, когнитивные способности и психологическое состояние, и поведение человека. Этот подход реализуется посредством таких наук как неврология, нейропсихология, нейрохирургия и т.д.

Второй подход является противоположным, т.е. изучает влияние психологических методов, практик и приемов на умственную деятельность и функцио-

нирование мозга. Важнейшую роль здесь играет лингвистика, т.к. речевое общение - это наиболее важная функция человеческого мозга. Второй подход реализуется посредством психотерапии. В рамках темы данной статьи представляется необходимым рассмотреть эти два подхода и выяснить как именно приемы НЛП помогают решать проблемы мотивации при изучении иностранного языка (ИЯ) и как необходимо их применять, чтобы достичь желаемых результатов, т.е. создать положительную мотивацию к изучению ИЯ или повысить её.

Методы исследования

Основой данной работы послужил методы сравнительно-сопоставительного анализа и исторического исследования литературных трудов наиболее известных ученых в различных областях гуманитарного знания со второй половины XIX века до наших дней.

Результаты и обсуждение

Истоки нейролингвистики уходят в середину XIX века, когда активно развивалось такое направление медицины как афазиология. Она изучала нарушения речевых функций (афазии) при локальных повреждениях мозга. Одним из первых, доказавших прямую зависимость речевых нарушений от повреждений левой лобной доли мозга, был французский ученый - хирург П.П. Брока в 60-х годах XIX века [1]. К. Вернике, немецкий психоневропатолог, в 1873 году также экспериментально установил связь восприятия устной и письменной речи с ви-сочно-теменной областью головного мозга [2].

В России огромный вклад в исследования деятельности головного мозга внес русский ученый И.М. Сеченов. Его труды, в частности книга «Рефлексы головного мозга», произвели настоящую революцию в понимании психофизиологических процессов, происходящих в человеческой жизнедеятельности [3]. Впоследствии его идеи и открытия послужили основой для научной деятельности таких отечественных ученых, как И.Я. Бодуэн де Куртене, Л.В. Щерба, Р.О. Якобсон. Психолингвистические аспекты были разработаны Л.С. Выготским, а его последователь, А.Р. Лурия, объединил в своих исследованиях анализ речевых нарушений с концепциями психолингвистики, дав начало новой перспективной науке. Научные работы Лурии внесли огромный вклад в развитие нейропсихологии, психолингвистики, психофизиологии, этнопсихологии и т.д. В частности, развитию нейропсихологии послужили исследования механизмов мозга у больных с локальными поражениями мозга в результате ранения. Лурия разработал новую концепцию о локализации высших психических функций. Согласно этой концепции «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» [4].

Также следует рассмотреть деятельность одного из наиболее известных ученых - лингвистов XX века - Р.О. Якобсона. Являясь автором трудов по общей теории языка, фонологии, морфологии, грамматике, поэтике, славистике, психолингвистике и многих других наук Якобсон оказал основополагающее влияние на развитие этих и многих других областей гуманитарного знания. В частности, его работа по афазии (1941), где он определил два типа афазии (прагматическая и синтагматическая), оказала существенное влияние на научную деятельность А.Р. Лурии [5], что, в свою очередь, привело к созданию основ нейропсихологии и нейролингвистики.

Параллельно с развитием вышеуказанных наук также развивались и психотерапевтические методы воздействия на психику, умственную деятельность и поведение человека. Первым методом психотерапии стал гипноз - введение человека в состояние транса, во время которого он очень чувствителен к внушению. Этот метод был описан британским ученым Б. Джеймсом в его книге «Неврогипнология» в 1843 году [6]. Его работой заинтересовался ряд европейских ученых - медиков того времени и вскоре гипноз начал широко применяться в психиатрических клиниках для лечения больных. В 1872 году английский врач Д.Х. Тьюк в своей книге «Иллюстрация влияния разума на тело» дал определение термину «психотерапия» как методу терапевтического воздействия духа пациента на его тело благодаря влиянию врача [7]. Многие ученые того времени занимались развитием своих методов психотерапии. Например, П.Ш. Дюбуа, швейцарский невролог, разработал метод рациональной психотерапии как противопоставление гипнозу [7]. Русский ученый А.И. Яроцкий разработал метод арететерапии [7]. З. Фрейд, австрийский психолог, основал школу психоанализа и т.д. [7.] Бурное развитие многочисленных школ, теорий и методов психотерапии и привело к возникновению нейролингвистического программирования.

Нейролингвистическое программирование появилось в начале 1970-х годов в США как результат сотрудничества трёх людей - Р. Бэндлера и Дж. Гриндера под руководством Г. Бейтсона, известного американского ученого. Изначально Бэндлер пришел к идее, что путем копирования и моделирования коммуникации и поведения успешных людей любой человек может достичь таких же успехов, как и эти успешные люди. Причем моделировать необходимо только коммуникацию, способную вызвать изменения в поведении человека. В 1972 он начал изучать работу Ф. Перлза - основателя метода гештальт-терапии [8]. Параллельно он организовывал семинары для людей, заинтересованных в личностном росте. Его работа имела огромный успех. Позже Бендлер познакомился с Грин-дером, который был очень впечатлен его результатами работы с группами и присоединился к нему. С 1972 по 1974 гг. Бэндлер и Гриндер изучают работу Вирджинии Сатир, семейного психотерапевта и начинают использовать элементы её приемов в своей работе. Известность и популярность НЛП растет очень быстро. К концу 1974 года Бэндлер и Гриндер публикуют результаты своих трудов под названием «Структура магии» [9]. В это же время по настоянию Бейтсона они выходят на М. Эриксона - создателя современной гипнотерапии, изучают его работу и начинают также использовать её в своем методе НЛП. Кроме разра-

ботки формальных моделей вербальной коммуникации они также большое внимание уделяют изучению невербальных паттернов. Стоит также отметить, что создатели НЛП ни в коей мере не ограничивали применение своих практик только сферой психотерапии. Как раз наоборот, они считали, что НЛП могут быть применимы в любой сфере, которая использует коммуникацию, а так как коммуникация, безусловно, лежит в основе практически любой человеческой деятельности, то возможности применения НЛП также практически безграничны.

В конце XX - начале XXI века НЛП пришли в преподавание ИЯ. Нейро-лингвистический метод преподавания ИЯ был разработан канадскими лингвистами К. Жерменом и Дж. Неттен на базе исследований М. Паради, профессора лингвистики университета Макгилла. Сначала это были интенсивные курсы французского языка. В последствие многие страны заинтересовались данным подходом, и сейчас существует множество программ по изучению различных языков во многих странах мира. Суть нейролингвистического метода заключается в двух составляющих: имплицитная языковая компетенция - бессознательно приобретенные навыки общения в аутентичной среде и эксплицитное знание - осознанное владение ИЯ, приобретенное посредством изучения правил и выполнения упражнений [10].

Недостаток этого метода лишь в том, что он уже предполагает положительную мотивацию к изучению ИЯ. Вопрос о формировании этой положительной мотивации так и остается открытым.

Мотивация - это единственное и абсолютное средство к овладению любым навыком и приобретению любого знания. Здесь необходимо обратиться к словам А. Плигина и И. Максименко: «Под мотивацией мы понимаем такую внутреннюю энергию (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает и пробуксовывает...» [11]. Мотивация непосредственно связана с эмоциями, которые мы испытываем по отношению к какому-либо действию или деятельности, которые мы предпринимаем в жизни. Если то, что мы делаем, приносит нам положительные эмоции и удовлетворение, мы стремимся делать это как можно лучше. Соответственно результат нашей деятельности улучшается. И, если мы начинаем какую-либо деятельность с позитивным настроем, то это, как правило, даёт положительные результаты. Таким образом, необходимо сохранять позитивный настрой - положительную мотивацию на протяжении всего периода этой деятельности.

Однако психоэмоциональное состояние человека чрезвычайно динамично и постоянно меняется. Это происходит по причине того, что все события, информация о которых воспринимается человеком, вызывают различные психоэмоциональные реакции. Например, если человек, находясь в благодушном настроении, узнаёт неприятную новость, его настроение, соответственно, ухудшается.

Что касается формирования положительной мотивации при изучении ИЯ необходимо определить, что именно вызывает у учащегося позитивный настрой, приносит ему моральное удовлетворение и вызывает приятные эмоции. Этого

можно добиться путем применения техники открытых вопросов. Ответы на них позволят преподавателю получить информацию необходимую для формирования положительной мотивации. Каждый учащийся индивидуален, поэтому и формулировка вопросов, и их последовательность будут каждый раз разные.

При работе с отсутствием мотивации необходимо сначала выявить её причины. Например, неоднократно встречаются учащиеся, которые говорят о неспособности к иностранному языку и непонимании его в целом, неумении школьных учителей объяснить материал и т.д. НЛП решают эту задачу путем открытых вопросов: Для чего тебе нужно владение иностранным языком? Зачем он тебе нужен? Если бы ты владел иностранным языком, как бы ты реализовал это свое преимущество ?

В зависимости от их ответов можно применить необходимый прием НЛП. Он зависит от конкретного ответа, который и ставит перед преподавателем конкретную задачу, успешность решения которой будет зависеть только от него. В этом и заключается сложность приемов НЛП для преподавателя ИЯ. Он должен разработать свои собственные приемы применения НЛП для каждого учащегося. Изучение опыта других преподавателей, безусловно, дает необходимый для анализа материал, на основе которого он (преподаватель) разработает и сформулирует своё собственное решение проблемы своего учащегося.

Заключение

На современном этапе развития педагогика как сфера основополагающего гуманитарного знания получила очень перспективный и многофункциональный инструмент - нейролингвистическое программирование, с помощью которого, при обдуманном и грамотном его использовании, можно добиться впечатляющих результатов в любой сфере педагогической деятельности. Необходимо проанализировать и систематизировать накопленный опыт чтобы в итоге разработать приемы и методы создания положительной мотивации как к изучению ИЯ, так и к учебной деятельности в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Фоминых Т. А., Дьяченко А. П., Кутя С. А. Поль Пьер Брока и его вклад в медицину // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2021. - № 121(6). - С. 67-70.

2. Симптомокомплекс афазии. Психологическое исследование на анатомической основе). - Бреслау, 1874. - URL: https://indicator.ru/medicine/karl-vemike-otfrid-ferster.htm

3. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. - URL: https://www.booksite.ru/fulltext/sechen/text.pdf

4. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. - URL: https://readli.net/osnovyi-neyropsihologii/

5. Якобсон Р. О. Два вида афатических нарушений и два полюса языка. Язык и бессознательное». - М.: Гнозис, 1996. - С. 26-51. - URL: https://iphil.ru/r-o-yakobson-dva-vida-afaticheskix-narushenij-i-dva-polyusa-yazyka-3/

6. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учебник для студентов медицинских ВУЗов. - URL: https://gigabaza.ru/doc/67276-pall.html

7. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер. -2006. - 944 с. - URL: https://pureportal.spbu.ru/ru/publications

8. Практикум по гештальт-терапии. - URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/374086-frederik-perlz-praktikum-po-geshtalt-terapii.html

9. Бендлер Р., Гриндер Д. Структура магии. - URL: https://bookap.info/nlp/bendler_struktura_magii_v_2_h_tomah/

10. Габриель К. Что такое нейролингвистический подход. - URL: https://lequartierfrancais.ru/chto-takoe-nejrolingvisticheskij-podhod/

11. Плигин А., Максименко И. Усиление мотивации к изучению английского языка. -URL: https://trenings.ru/materialy/stati/733-statya-usilenie-motivatsii-k-izucheniyu-anglijskogo-yazyka.html

© Д. В. Романов, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.