Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1332
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Ключевые слова
НЛП / НЕЙРОЛИНГВИСТИКА / ПАТТЕРН / МОДЕЛИРОВАНИЕ / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акатова А.А.

В данном исследовании прослеживается динамика исследовательской мысли в изучении языковых паттернов и их интенциональной природы для воздействия на собеседника, что в сегодняшнем научном дискурсе нашло отражение в теории и практике НЛП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FORMATION OF PRACTICAL EXPERIENCE OF NEUROLINGUISTIC PROGRAMMING

This research article traces the dynamics of scientific thought in the study of linguistic patterns and their intentional nature to influence the interlocutor, which is reflected in the theory and practice of NLP in today's scientific discourse.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

Акатова А.А.

канд. культурологии, доцент, доцент кафедры романо-германских языков ИГНИСТ Костромского государственного университета

THEORETICAL FORMATION OF PRACTICAL EXPERIENCE OF NEUROLINGUISTIC

PROGRAMMING

Akatova A.

Candidate of Cultural Anthropology, Associate Professor of Romano-Germanic Languages Department, Institute of Humanities and Social Technologies of Kostroma State University

Аннотация

В данном исследовании прослеживается динамика исследовательской мысли в изучении языковых паттернов и их интенциональной природы для воздействия на собеседника, что в сегодняшнем научном дискурсе нашло отражение в теории и практике НЛП.

Abstract

This research article traces the dynamics of scientific thought in the study of linguistic patterns and their intentional nature to influence the interlocutor, which is reflected in the theory and practice of NLP in today's scientific discourse.

Ключевые слова: НЛП, нейролингвистика, паттерн, моделирование, речевое воздействие, социально-ориентированное общение.

Keywords: NLP, neurolinguistics, pattern, modeling, speech impact, socially oriented communication.

^временная нейролингвистика - одно из самых популярных направлений практической психологии и лингвистики, затрагивающее различные сферы жизни: межличностное общение, творчество, обучение, бизнес и рекламу, которое успешно реализуется в практиках нейролингвистического программирования (далее - НЛП). Одна из базовых тем НЛП - изучение успешных паттернов речи, мышления и поведения с целью налаживания коммуникации. Для современного человека эффективная коммуникация означает успех в межличностных отношениях, в профессии, в бизнесе.

В бизнесе все чаще используют разнообразные НЛП-техники и приемы, которые позволяют грамотно общаться с людьми, создавать настроение в коллективе, принимать ответственные решения, собирать необходимую информацию. Люди не могут обходиться без общения. Большинство своего времени человек проводит в обществе: в семье, в кругу друзей, на работе.

Теоретической базой исследования послужили работы ведущих западных психологов и специалистов в сфере НЛП Д. Гриндера [3, 12], Р. Дилтса [4], Р. Бэндлера [2], Д. Молдена [11], Х. Алдера [1], а также работы российских НЛП-теоретиков и практиков Е. Сидоренко [9, 10], А. Плигина [8], А. Леонтьева [7].

Современные теории нейролингвистики представлены двумя основными направлениями, противостоящими друг другу: природа НЛП заключается в манипулировании сознанием собеседника; суть

НЛП - самоорганизация, самоусовершенствование, самопрограммирование.

НЛП - сравнительно молодая наука. Несмотря на то, что начало свое она берет в глубокой древности, научное признание и современный вид нейро-лингвистика получает лишь в 70-е годы XX века. Основателями НЛП считаются американский лингвист и программист Джон Гриндер, а также психолог Ричард Бэндлер.

Рассмотрение отдельно всех трех компонентов самого термина «нейролингвистическое программирование» («нейро», «лингвистическое» и «программирование») подчеркивает неразрывную взаимосвязь и равносильное взаимовлияние неврологических, языковых и операционно-алгоритмических аспектов человеческой деятельности.

Существует множество определений термина НЛП, однако все они в итоге сводятся к таким понятиям как «моделирование», «поведенческая модель», «манипулирование». Ричард Бэндлер, один из основателей НЛП, даёт следующее его определение: «Нейролингвистическое программирование -это наука об изучении структуры субъективного опыта и понимания вытекающего результата». [2, с. 18] Более широкое определение НЛП даёт психолог и ученик Бэндлера Роберт Дилтс: «Нейролингви-стическое программирование - это поведенческая модель и набор тщательно продуманных технических приемов, методов, шаблонов, техник и методологий, основанных на взаимодействии между мозгом, языком и телом». [4, с. 20]

Однако НЛП не ограничивается только рамками поведения, оно также затрагивает человеческое мышление и процессе общения - общение человека с самим собою и с другими людьми. [1, с. 24]

История НЛП уходит корнями в далекое прошлое. Еще в глубокой древности люди знали о возможностях воздействия на человеческое сознание. Первыми, кто открыл способность управления человеком при помощи речи, звуков и движений тела, были люди, связанные с магией и религией - колдуны и шаманы. Приемов воздействия на сознание существовало огромное количество: удары гонга в египетских храмах, стук бубна шамана, пения и танцы африканских колдунов, чтение молитв. Однако за всей этой таинственностью зачастую стояло внушение и самовнушение, развивающееся на фоне наведенного транса или гипнотического состояния. [5, с. 81]

Укрепление критического склада ума и стремление к логическому обоснованию вещей происходит уже в древней Греции. Человек выводится из-под власти мифологии, а вера в сверхъестественные силы вытесняется логической работой ума. Именно в это время происходит зарождение психологии и систематизации знаний о человеке. Благодаря работам и учениям Аристотеля, Гиппократа и Аврелия Августина современная психология и нейролингви-стика, как ее отрасль, получили знания о таких базовых понятиях как «душа», «память», «характер», «темперамент», «мышление».

Накопленные античные знания о человеке окончательно разделяются на духовные и телесные в эпоху просвещения. Этот период развития психологического знания связан с учением Рене Декарта, который впервые ввел такие понятия как «сознание» и «рефлекс». Это был настоящий прорыв, поскольку впервые Декартом было доказано, что вся деятельность по обработке и восприятию психического материала осуществляется не душой, а мозгом.

Примерно с конца XIX века в лексикон психологов впервые входит такое понятие как «психотерапия». Психотерапия отделяется от психологии и становится ее отраслью. Теперь накопленные многовековые знания о психологии человека начинают применяться как терапия, как воздействие на человеческое сознание в рамках официальной и общепризнанной науки.

В XX веке в психологии и в лингвистике происходят значительные качественные изменения. Большое влияние на психологию, а именно, когнитивную психологию, оказали в то время работы знаменитого американского лингвиста, политического публициста, философа и теоретика Ноама Хомского. Революционная идея, которую он раскрыл в своей наиболее известной работе «Синтаксические структуры», заключалась в том, что задача грамматики любого языка состояла в моделировании деятельности носителя, а не в поиске регулярных элементов речи, как считалось ранее. Теоретические разработки моделирования речи Хомского привлекли внимание одного из основателей

нейролингвистики Джона Гриндера. Гриндер начинает развивать дальше идеи Хомского о моделировании речи. На своих занятиях в университете Санта-Круз он встречает студента Ричарда Бэнд-лера, который, впоследствии, становится его напарником и вторым основателем нейролингвистики. Считая Джона Гриндера прогрессивным преподавателем, Бэндлер просит его стать руководителем гештальт-группы. [8]

Обратившись к гештальт-методу, имеющему целью самосознание, напарники Гриндер и Бэндлер приходят к мысли о совместном лингвистическом и психологическом моделировании, решили провести несколько опытов, используя аудио- и видеоматериалы для изучения коммуникационных паттернов.

В течение нескольких лет Гриндер и Бэндлер изучали поведенческо-коммуникативные техники семейного консультанта и социального работника Вирджинии Сатир. Они много экспериментировали и привлекали все больше участников в свои группы.

Постепенно внимание участников группы сместилось на речевые структуры и паттерны, что привело к разработке так называемой «метамодели», комплекса языковых паттернов, предназначенных для получения языковой карты человека. Человек, описывающий проблему или ситуацию, использует определенный набор слов (индикаторов), который демонстрирует и обобщает его опыт. Изначально, напарники рассматривали лингвистические паттерны исключительно в контексте гештальт-тера-пии. Позднее Гриндер начал адаптировать паттерны метамодели в бизнесе, терапии и образовании. Занятия проходили в парах: один человек рассказывал о своей проблеме, другой пытался ему помочь, прибегая к паттернам метамодели или занимаясь сбором информации о проблеме. Результаты были потрясающими: студенты смогли получать полную лингвистическую картину индивидуальной модели человека. Метамодель не использовалась напрямую ни в каком другом подходе, поэтому ее создание фактически считается моментом появления НЛП.

Изучая паттерны в работах по психотерапевтическому гипнозу американского психиатра Мил-тона Эриксона и моделируя их, основатели НЛП получили исчерпывающую информацию для разработки таких НЛП-техник, как раппортование, от-зеркаливание и использование дыхания и голоса. Последующие эксперименты групп привели к созданию еще одной базовой НЛП-техники - якоре-нию, основанной на внешних стимулах и ассоциируемых состояниях. [8]

В 1976 году Гриндер и Бэндлер официально называют свое направление в практической психологии «нейролингвистическим программированием». Роберт Дилтс, современный ученый НЛП, исследовавший истоки и основы убеждений, системного мышления, творчества и бизнеса, основал университет НЛП в Санта-Круз, совместно с коллегой П. Эпштейном, который является самым крупным и значительным центром обучения НЛП. В

1980 году основатели Гриндерс и Бэндлер прекращают свое сотрудничество и основывают две школы НЛП: школу Гриндера-Делозье (ориентирована на использование цифровых технологий и системный подход) и школу Бэндлера (акцентирует свободу творчества и мышления).

В настоящий момент НЛП успешно развивается во многих странах мира. Изначально, сферой нейролингвистики являлась сфера коммуникативных и языковых явлений. Сегодня существует огромное число областей применения НЛП. Техники и модели этой отрасли практической психологии успешно используются в медицине для управления здоровьем человека и болевыми ощущениями, в психотерапии для избавления от фобий, в политике для создания социально-ориентированного общения и ведения переговоров, в бизнесе для тренинга персонала или управления им.

Сегодня НЛП считается направлением в психотерапии и, главным образом, в практической психологии. В «Психотерапевтической энциклопедии» можно найти следующее определение НЛП: это «модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации и описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации: современное направление постэриксонов-ской психотерапии». [5, с. 320]

НЛП имеет много общего с гипнозом. Организм человека связан напрямую с сознанием и бессознательным посредством механизма идеодина-мики. Термин «идеодинамика» обозначает единство идей и физиологической активности человека. Таким образом, человек, думающий о негативе, склонен испытывать стрессы, усталость, раздражительность и недомогания. Позитивные мысли, наоборот, дают тонус всему организму. То есть, та информация, которую гипнотизер посылает человеку через установку, команду или инструкцию, вызывает соответствующую реакцию в виде мысли, эмоции, телодвижений.

Большинство техник и методологий, использующихся в нейролингвистике, имеют своей целью воздействие на психику адресата, изменение его мировоззрения, убеждений, эмоционального состояния. Человеческое сознание очень гибкое и открыто воздействию извне, что доказывает большое число опытов, проведенных психологами и психотерапевтами. Одним из примеров является опыт, где объектом исследования был обычный класс с учащимися в возрасте 11-12 лет. Группа детей с уровнем интеллекта оцененным как «средний» была разделена на подгруппы: слабую и сильную. При этом в обеих подгруппах уровень интеллекта учащихся изначально был одинаковым, и уровень преподавания так же был неизменным. В конце года учителями была проведена итоговая контрольная работа, по результатам которой выяснилось, что успеваемость «сильной» группы намного выше «слабой». Эти данные показывают роль внушения и самовнушения, гибкость человеческого сознания и возможность воздействия на него. Внушение представляется разновидностью психологического

влияния - процесса и результата изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистиче-ских и невербальных. [10, с. 38]

В отличие от психологии фокус внимания НЛП-исследователя смешается с отклонений или девиаций психического состояния человека на норму, а точнее, образцы успешного поведения человека в стрессовых ситуациях. НЛП рассматривает скрытые движущие мотивы человеческой деятельности для обнаружения структур мышления, которые позволили людям добиться успеха. НЛП как бы раскладывает мышление и психику человека на составляющие. Выявив ту последовательность составляющих, которая ведет к положительному результату, человек может ее легко повторить. Нейролингвисты доказали возможность психологического воздействия на собеседника при соблюдении данной последовательности. Согласно Роберту Дилтсу, люди реагируют не на реальность как таковую, а на свое собственное восприятие реальности. [4, с. 24] Индивидуальная «картина мира» каждого человека уникальна. Общение считается эффективным, если «картины мира» имеют наибольшее число совпадений. С точки зрения НЛП наиболее успешны те люди, чьи «карты мира» шире и имеют больше вариантов и возможностей. Одна из важных техник НЛП - раппортование или отзеркаливание, была создана на основе психического свойства человека воспринимать позитивно те «карты мира», которые максимально отражают его собственную «карту».

Говоря об НЛП, необходимо отметить его тесную связь с психолингвистикой. Психолингвистика - наука, находящаяся на стыке психологии и лингвистики. Как и НЛП, психолингвистика занимается исследованием речевого поведения и моделированием речевой деятельности. А. Леонтьев дает следующее определение психолингвистики: «это наука, предметом которой является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования». [7, с. 2] Один из пунктов исследования прикладной психолингвистики - это социально-ориентированное общение или речевое воздействие. Задачей НЛП является выявление вербальных и невербальных паттернов, которые являются наиболее успешными при коммуникации, с целью воздействия на собеседника. Таким образом, знания, накопленные психолингвистикой благодаря исследованиям социально-ориентированного общения, являются материалом для разработки новых НЛП методик. НЛП исследует вербальные паттерны и моделирует их для создания только социально-ориентированного общения.

Социально ориентированное общение предполагает изменение в социально-психологической или социальной структуре общества или стимуляцию прямых социальных действий через воздействие на психику членов данной социальной группы или общества в целом. [7, с. 112] Под рече-

вым воздействием подразумевается скрытое внедрение в психику человека установок, желаний, намерений, которые не совпадают с теми, которые имелись у адресата первоначально. Инструментом речевого воздействия является любой языковой знак, который в определенном контексте может иметь определенное влияние на адресата. Другими словами, языковое воздействие - это использование человеком языка с целью навязать адресату определенное представление о действительности, сформировать конкретное отношение к ней и вызвать определенную эмоциональную реакцию.

Можно выделить два вида социально-ориентированного общения: прямое и опосредованное. Примером прямого социально-ориентированного общения может быть любое публичное выступление, митинг, лекция, мастер класс. Опосредованное социально-ориентированное общение может осуществляться через радио, телевидение, прессу. При этом, воздействие может быть оказано как на большие группы людей, так и на каждого индивида в отдельности. В сущности, любое общение может рассматриваться, как воздействие.

В своей работе «Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ» А. А. Котов схематически разработал модель речевого воздействия. Согласно идее исследователя, текст, подаваемый на входе, обрабатывается моделью «Текст - Смысл». Полученный семантический смысл текста обрабатывается либо эмоционально, либо рационально. При рациональной обработке текста применяются единицы когнитивного компонента - рациональные сценарии. В результате обработки текста по рациональным сценариям человек делает вывод, на основе которого строит целевую модель, для достижения которой может быть предпринято рациональное поведение. Если полученный семантический смысл обрабатывается эмоционально, включается активация доминантных сценариев. Эти сценарии активируются, когда смысл текста наиболее близок к начальной модели доминантного сценария, когда к активизации доминантных сценариев существует предрасположенность (адресат находится в эмоциональном состоянии) или когда ситуация не может быть быстро оценена механизмами рациональной обработки информации. [6] Активизация доминантных сценариев происходит с помощью речевых средств, которые, воздействуя на адресата, способны вызывать у него соответствующую реакцию. Речевое воздействие может быть осознанным или неосознанным. В случае осознанного речевого воздействия можно говорить о речевой манипуляции в ее прямом значении, так как действие происходит целенаправленно.

Таким образом, можно утверждать, что НЛП изучает паттерны успешной коммуникации и явля-

ется наиболее эффективным средством осознанного речевого воздействия. Наличие у нейролинг-вистики психологической и лингвистической стороны и ее тесная связь с такими науками, как психология, психотерапия, психолингвистика, дает возможность интегративного междисциплинарного использования материалов этих сфер знания. НЛП - это своеобразная инструкция по управлению сознанием, основой которой является опыт людей, проявивших себя в разных областях, собранный воедино лингвистами, психологами и психотерапевтами.

Поскольку нейролингвистика является молодой наукой, переживающей период своего интенсивного развития, невозможно охватить все аспекты и направления этой дисциплины, разрабатываемые специалистами. Среди перспектив исследования можно отметить анализ приемов и техник, применяемых в деловом и личном общении и используемых в трех коммуникативных аспектах: вербальном, ритмико-интонационном и невербальном.

Список литературы

1. Алдер Х. НЛП. Современные психотехнологии. СПб: Питер, 2001. 312 c.

2. Бэндлер Р., Ла Валль Д. NLP. Искусство убеждать. Киев: София, М.: Гелиос, 2002. 154 c.

3. Гриндер Д. Вводный курс НЛП тренинга. М.: Флинта, 2000. 184 c.

4. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2010. 256 c.

5. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. 944 с.

6. Котов А. А. Механизмы речевого воздействия в публицистических текстах СМИ: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Москва, 2003. 24 с.

7. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, СПБ.: Лань, 2003. 287 с.

8. Плигин А. Что такое Нейро-Лингвистиче-ское Программирование? [Электронный ресурс]. URL: https://www.nlpcenter.mMp/_(дата обращения: 06.11.2020).

9. Сидоренко Е. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию [Электронный ресурс]. URL: http://ibcmbaclub.timepad.ru/event/31393/ (дата обращения: 06.11.2020).

10. Сидоренко Е. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004. 256 с.

11. Molden D. Managing with the Power of NLP: Neurolinguistic Programming, a Model for Better Management. London: Ft Press, 2009. 296 p.

12. McMaster M., Grinder J. Precision: A New Approach to Communication: How to Get the Information You Need to Get Results. Grinder, DeLozier & Associates, 1994. 300 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.