Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ШАХ-ФАЗИЛЬ'

ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ШАХ-ФАЗИЛЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАВЗОЛЕЙ / ГАНЧ / ФЕРГАНА / САФИД-БУЛАН / АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / СВЯТЫЕ МЕСТА / ИСЛАМ / МАЗАРСКОЕ ГОРОДИЩЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джинг Т., Иманкулов Д.Д.

В статье впервые анализируются этапы изучения архитектурного комплекса Шах-Фазиль, начиная от первых упоминаний у средневековых авторов и до начала ХХI в. Прослеживается сложная история возникновения комплекса и связи с историко-культурными процессами в Кыргызстане и Средней Азии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF SCIENTIFIC STUDY OF THE SHAH-FAZIL ARCHITECTURAL COMPLEX

The article for the first time analyzes stages of study the Shah Fazil architectural complex, from the first references by medieval authors to the beginning of the 21st century. A complex history of the emergence of the complex and connection with historical and cultural processes in Kyrgyzstan and Central Asia as a whole is traced.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ШАХ-ФАЗИЛЬ»

Научная статья История архитектуры

УДК: 72.033

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-3-277-287

ИСТОРИЯ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ШАХ-ФАЗИЛЬ

Тиянь Джинг

Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, Бишкек, Киргизская Республика, еmail: 61799147@qq.com Джумамедель Джумабаевич Иманкулов

Научно-исследовательский проектный институт «Кыргъзреставра-ция» Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики Кыргызской Республики, Бишкек, Киргизская Республика, iman_jum@mail.ru

Аннотация. В статье впервые анализируются этапы изучения архитектурного комплекса Шах-Фазиль, начиная от первых упоминаний у средневековых авторов и до начала XXI в. Прослеживается сложная история возникновения комплекса и связи с историко-культурными процессами в Кыргызстане и Средней Азии в целом.

Ключевые слова: Мавзолей, ганч, Фергана, Сафид-Булан, архитектурный комплекс, святые места, ислам, мазарское городище

Для цитирования: Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д. История научного изучения архитектурного комплекса Шах-Фазиль. Наследие и современность = Heritage and ModernTimes. 2022;5(3):277-287. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2022-5-3-277-287.

Original article History of architecture

https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2022-5-3-277-287

HISTORY OF SCIENTIFIC STUDY OF THE SHAH-FAZIL ARCHITECTURAL COMPLEX

Tiyan Jing

Kyrgyz State University of Construction, Transport and Architecture named after N. Isanov, Bishkek, Kyrgyz Republic, 61799147@qq.com. Dzhumamedel Imankulov

Kyrgyzrestavration design institute of the Ministry of culture, information, sport and youth policy of the Kyrgyz Republic, iman_jum@mail.ru

Abstract. The article for the first time analyzes stages of study the Shah Fazil architectural complex, from the first references by medieval authors to the beginning of the 2ist century. A complex history of the emergence of the complex and connection with historical and cultural processes in Kyrgyzstan and Central Asia as a whole is traced.

Keywords: Mausoleum, Ganch, Ferghana, Safid-Bulan, architectural complex, holy places, Islam, Mazar settlement

0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д., 2022 © Наследие и современность, 2022

ISSN 2619-0214 (Print)

277

For citation: Tiyan Jing, Imankulov D. History of scientific study of the Shah Fazil architectural complex. Heritage and Modern Times. 2022;5(3):277-287. https://doi.org/i0.52883/26i9-02i4-2022-5-3-277-287.

Введение

Архитектурный комплекс Шах-Фазиль является одним из важнейших исторических памятников Кыргызстана, формирование которого заняло тысячелетний период. Поселение Сафид-Булан в Ала-Букинском районе Джалалабадской области Кыргызстана известно в истории Кыргызстана как один из древних очагов земледелия Ферганской долины. Село Сафид-Булан расположено у слияния рек Чанач-Сай и Падыша Ата, вытекающих из Чаткальской долины и Чаткальского хребта Тянь-Шаня.

В этом месте в раннем средневековье проходили пути из Ферганской долины в Чаткал, Кетмень-Тюбе и Таласскую долину. Памятники архитектурного комплекса Шах-Фазиль издавна привлекают внимание ученых, как одного из очагов становления ислама в Фергане. Но археологические данные свидетельствуют, что до появления исламской религии, здесь появились постройки, связанные с буддизмом. Существующий архитектурный комплекс тесно связан с главным его сооружением - мавзолеем Шах-Фазиль, который внесен в предварительный лист памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

Статья посвящена истории изучения мавзолея Шах-Фазиль, памятника, который заслуживает серьезного анализа. Проблема научного осмысления этого памятника и этапов его строительства остается открытой, несмотря на многочисленные, но разрозненные исследования ученых. Основная цель исследования - выявить пробелы в изучении памятника архитектуры, который оставил глубокий след в зодчестве Средней Азии. Для решения проблемы проделан обзор и анализ всех имеющихся литературных данных о мавзолее Шах-Фазиль и архивных данных о памятнике (рис.).

Первое упоминание о местности Сафид-Булан у средневековых авторов встречается у Джемаля Карши, который описывает период завоевания арабами Ферганы и называет известные уже тогда святые места, т.е. могилы, которым поклонялись еще в XIII в.: «Мешхед голов и Мешхед душ в Испид-Булане» [1]. В конце XIX в. русский краевед Н.Н. Щер-бина-Крамаренко опубликовал краткое описание памятника вместе с рисунками отдельных деталей мавзолея. В его описании использованы предания местных жителей, которые связывали его строительство с «тимуровскими временами» [2].

Рисунок - Мавзолей Шах-Фазиль. Фото 1921 г. Архив НИПИ

Краткая информация о намогильных кайраках в интерьере мавзолея имеется у Н.И. Веселовского [3]. В советское время начались первые исследования как на архитектурном комплексе, так и на мавзолее Шах-Фазиль. Архитектурно-художественную ценность мавзолея Шах-Фазиль впервые для широкой общественности донесли известный учёный-архитектор Б.Н. Засыпкин и искусствовед Б.П. Денике. В составе экспедиции от Музея восточных культур они подробно в натуре изучили мавзолей Шах-Фазиль и опубликовали свои взгляды на необычную архитектуру средневекового памятника [4].

В этой и других своих первых работах Б.П. Засыпкин дал свои первоначальные суждения об архитектуре мавзолея, которые позже, были им самим пересмотрены. Это свидетельство неоднозначности и высокого уровня архитектурно-художественных решений, использованных зодчими мавзолея при его сооружении. Открытия других исследователей при изучении комплекса также повлияли на первоначальные выводы Засып-кина. Тем не менее, он является одним из учёных, который наиболее профессионально подошел к изучению мавзолея Шах-Фазиль и других памятников архитектуры Кыргызстана.

© Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д., 2022 © Наследие и современность, 2022

К сожалению, уровень исследований и объем его исследований того времени не позволил Засыпкину окончательно сделать анализ художественной значимости мавзолея и убедительно определить датировку мавзолея. Так, например, в книге «Монументальное искусство Советского Востока» [5] время строительства памятника им датировано первой половиной XIII в., а в книге-рукописи «Архитектурные памятники Киргизии» на основании новых исследований археологов и архитекторов [6] он относит время строительства мавзолея ко второй половине XI в.

Б.П. Денике сравнивал ганчевый декор мавзолея Шах-Фазиль и внешнюю архитектурную форму с надгробными башнями Ирана в домонгольский период - т.е. относил его к XII в. [7]. Последующие исследования опровергли эти выводы. Известный специалист по изучению му-сльманской архитектуры Э. Кон-Винер дает краткое описание мавзолея Шах-Фазиль и относит время его строительства к концу XII в. - началу XIII в. [8]. Э. Кон-Винер относится к тем авторам, которые не имели возможности ознакомиться с памятником в натуре и писали свои материалы по публикациям других ученых.

Известный востоковед и археолог А.Н. Бернштам в своей книге «Архитектурные памятники Киргизии» посвятил Шах-Фазилю целую главу. В.Д. Горячева сожалеет, что А.Н. Бернштам, несмотря на то, что побывал на комплексе и обследовал территорию городища, а также сделал некоторые замеры и фотографии орнаментов Шах-Фазиля, в своей работе не отметил остатки большого городища, названного ею Мазар-ским [9]. Анализируя легенду в записках Н.Н. Щербина-Крамаренко с сообщением Джемаль Карши, Бернштам датировал время строительства мавзолея Шах-Фазиль концом XIII или даже началом XIV в.

М.М. Дьяконов на материалах А.Н. Бернштама сделал перевод намогильных кайраков, собранных с городища, и определил, что они в основном принадлежали священнослужителям суфийской общины [10]. Известный специалист по строительным материалам памятников Средней Азии Н.С. Гражданкина, исходя из анализа строительных материалов памятника, сделала вывод, что между временем строительства Северного Узгенского мавзолея (1252 г.) и Шах-Фазилем был небольшой промежуток времени, т.е. отнесла мавзолей к XII в.

В 1947-1951 гг. Б.Н. Засыпкин возвращается к обследованию мавзолея Шах-Фазиль вместе с фотографом Е.Н. Юдицким. Эти фотографии позже станут единственными документами утраченных впоследствии частей архитектурного декора мавзолея. Более подробное изучение архитектурного орнамента интерьера мавзолея Шах-Фазиль позволило Б.Н. Засыпкину правильно связать его архитектуру со Средним Узген-ским мавзолеем и остановиться на дате строительства XI в. [11]. В своей

неизданной книге он обратил внимание на главный фасад мавзолея, где выявил в углах следы угловых колонок. Также он выдвинул идею, что купол мавзолея Шах-Фазиль завершался многооконным фонарем, через который освещался богатейший интерьер памятника, стены которого от пола до верха купола покрывала тончайшая резьба по ганчу, о которой было много дискуссий.

Известные ученые Средней Азии Г.А. Пугаченкова и Л.И. Ремпель тоже не обошли вниманием мавзолей Шах-Фазиль. В своей монографии они отделяют искусство ганчевой резьбы мавзолея Шах-Фазиль от школы узгенских мастеров [12], хотя позже было доказано, что в искусстве Шах-Фазиля и Узгенских мавзолеев лежат традиции более ранней архитектуры городов Чуйской долины. Эти выдающиеся ученые, к сожалению, не были на самом мавзолее, что, несомненно, влияет на правильность заключения о нем.

Впервые небольшие реставрационные работы были выполнены в 1963 году, когда по заданию Государственного комитета по строительству Киргизской ССР архитектором В.Е. Нусовым был составлен проект консервации мавзолея. Консервацией были охвачены купол и отдельные части стеновой кладки мавзолея. В.Е. Нусовым были изданы две публикации [13], в которых он предполагает, что мавзолей был построен религиозной общиной в целях закрепления ислама в данной местности. Датировку мавзолея он относил к XI-XII вв.

В 1978 году на мавзолее Шах-Фазиль в связи с разработкой проекта научной реставрации мавзолея археологическое обследование проводил археолог Узбекской СНРПМ М.С. Мерщиев. По его данным, обряд захоронения внутри мавзолея в виде мусульманских деревянных гробов такой же, как на буранинских и узгенских мавзолеях, что свидетельствует о единой архитектуре периода Караханидов в Кыргызстане. Центральное захоронение под крупным сагана в мавзолее не было вскрыто по соображениям безопасности и протестов местных жителей. М.С. Мерщиевым также были выполнены шурфы у фундаментов поздних сооружений комплекса XVI-XVIII вв. мавзолеев Сафид Булан и 2700 воинов ислама, под которыми обнаружены остатки более древних построек VIII-IX вв., т.е. буддийского периода.

Изучение мавзолея Шах-Фазиль нельзя рассматривать в отрыве от самого городища, на котором расположен архитектурный комплекс, включающий как памятники архитектуры, так археологические и исторические места, связанные с древними культами и обрядами. В конце 70-х годов прошлого века археолог В.Д. Горячева выполнила обследование Мазарского городища (как она его назвала), и оно впервые было внесено в научный оборот. В результате обследования топографии городища, ко© Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д., 2022 © Наследие и современность, 2022

ISSN 2619-0214 (Print) 281

торое сохранилось не полностью, В.Д. Горячева выделила основные постройки города и его структуру в виде следов древней застройки.

Городище имело традиционную для раннесредневековых городов планировочную структуру - цитадель, шахристан, рабад. Крепостной вал имел размеры в оплыве 15-20 м, высоту - 8 м. Такие размеры характерны для крупного для того времени города [14]. Археологические исследования показали, что заселение городища относится к Х-Х1 вв. Рельеф местности играл определенную роль в структуре поселения, определяя, в частности, террасное расположение застройки. Наибольший культурный слой в 3,5 м отмечен вокруг цитадели. Процесс сложения мусульманского кладбища на территории заброшенной цитадели занял несколько столетий, что свидетельствует о священности этого места.

Горячева В.Д. предлагает пересмотреть точку зрения А.Н. Бер-штама о принадлежности Сафид-буланского кладбища городу Заркенду, которое было выдвинуто им до открытия мазарского городища [15]. Открытия археологов, данные историков, местные легенды свидетельствуют, что историческое мазарское городище стало одним из центров борьбы местных правителей и арабских завоевателей за установление ислама в Ферганской долине. До арабского завоевания известно противостояние местных ихшидов (титул ферганских правителей) с тюрками, которые с VII в. утвердились на этой территории [16].

C периодом установления ислама на этой древней земле местность становится святой и является местом притяжения священнослужителей из разных уголков Средней Азии. Об этом красноречиво свидетельствуют намогильные камни - кайраки, в которых, начиная с Х века, запечатлены имена святых и богословов. Но, как известно, главным материальным памятником исламскому искусству является мавзолей Шах-Фазиль, и история его изучения и последующих реставраций представляется особо важной для изучения архитектурного наследия.

Начиная с 1980 года эпизодически проводятся работы по консервации и реставрации мавзолея Шах-Фазиль. Исследования в связи с проводимыми работами постепенно дополняют знания о памятнике, выявляются новые данные о мавзолее. Тем не менее Шах-Фазиль продолжает быть в центре внимания ученых разных стран. В своей работе [17] профессор И.А. Азимов утверждает, что на примере Узгенского комплекса и мавзолея Шах-Фазиль можно проследить процесс формирования архитектурных композиций и развитие художественно-декоративного искусства Ферганы Караханидского времени.

Как было сказано ранее, с 1978 по 1981 годы на мавзолее Шах-Фазиль в связи с разработкой проекта научной реставрации мавзолея работали специалисты Узбекских СНРПМ. Главным архитектором проекта

был А. Юсупов, который проделал большую работу по исследованию памятников архитектурного комплекса в связи с предстоящими реставрационными работами. Основные работы были выполнены на куполе мавзолея, который выше барабана был переложен, по всей вероятности, в XIX в. На период реставрации купол имел искаженную форму, небрежную кладку. Свидетельством перекладки стал архитектурный декор, который закачивался в месте перекладки купола мавзолея. Верхняя часть купола, по-видимому, была переложена заново после разрушения старого. Проектом специалистов из Узбекистана было предусмотрено конструктивное укрепление купола в виде железобетонного каркаса, который был заложен новым реставрационным кирпичом. Тогда же было выполнено частичное восстановление ганчевого декора внутри купола.

Кроме того, проектом реставрации была впервые предусмотрена реставрация других сооружений комплекса - зиаратхана, мавзолея 2700 воинов ислама и мавзолея Сафид Булан. Перекрытия и плоская кровля вышеуказанных объектов были полностью заменены новыми деревянными конструкциями с современным рулонным гидроизоляционным материалом. Основная работа была сосредоточена по замене резных конструкций и деталей зиаратканы, а также панджары мавзолея 2700 воинов ислама.

Квартальная мечеть XIX в. была отреставрирована по проекту НИПИ Кыргызреставрация и передана местной религиозной общине. При реставрации 60% деревянных конструкций мечети (резные колонны, подбалки, васса, окна) были обновлены. Это была первая крупная реставрация архитектурного комплекса, но, к сожалению, она затянулась почти на 12 лет из-за отсутствия достаточного финансирования. что приводит к негативным последствиям самой реставрации для памятника.

Затем в 1991-1997 гг. на памятнике эпизодически работали совместно специалисты Кыргызстана и Казахстана. Их основной задачей было изучение температурно-влажностного режима мавзолея, т.к. начались разрушаться части подлинных деталей архитектурного декора. К сожалению, и эта работа не была доведена до конца, что не позволило остановить разрушение внутреннего убранства от чрезмерной увлажнённости мавзолея. Этому способствовали протекание кровли, отсутствие необходимой вентиляции помещения и утепления в зимнее время. Уж тогда анализ проб архитектурного декора показал наличие в них бактерий. Своевременное принятие мер по обеззараживанию архитектурного декора остановило бы процесс их разрушения.

В этот период на комплексе еще не был создан музей со штатом сотрудников, и за мавзолеем смотрели и убирали территорию служители квартальной мечети. Отсутствие мониторинга за физическим состоянием

© Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д., 2022 © Наследие и современность, 2022

ISSN 2619-0214 (Print) 283

памятника, и постоянное недофинансирование отразилось в конечном итоге на сохранности внутреннего убранства мавзолея.

Продолжительные перерывы в реставрации мавзолея Шах-Фазиль, а также отсутствие ухода за памятником привели к значительным разрушениям облицовок купола, ганчевого декора. В 2002 году началась реализация проекта «Консервация архитектурного декора и реставрация купола мавзолея Шах-Фазиль» на грант Посольского фонда Госдепартамента США. В работе приняли участие специалисты Кыргызстана и Казахстана.

Проект оказался своевременным, т.к. из-за продолжительного отсутствия работ на памятнике создалась критическая ситуация, главной причиной которой стала большая влажность интерьера. Вследствие продолжительного периода неправильного температурно-влажностного режима, внутри мавзолея Шах-Фазиль большая часть архитектурного декора оказалась пораженной бактериями и грибами. Анализ всех причин неблагоприятного физического состояния памятника еще предстоит уточнить, также и предстоит завершить выполнение проекта «Консервация архитектурного декора и реставрация купола мавзолея Шах-Фазиль», в рамках которого процесс заражения и разрушения архитектурного декора внутри мавзолея был приостановлен.

В процессе выполнения проекта «Консервация архитектурного декора и реставрация купола мавзолея Шах-Фазиль» продолжились исследования мавзолея, к которым подключились специалисты Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры (КГУСТА имени Н. Исанова). В проекте приняли участие следующие ученые: Б.Т. Ассакунова - профессор кафедры «Технология и экология производства строительных материалов и изделий», кандидат технических наук; С.Л. Приходько - старший научный сотрудник лаборатории флоры Биолого-почвенного института Национальной Академии наук, химик, микробиолог, кандидат биологических наук; Л.В. Дубровская - заведующая научно-исследовательской экспериментальной лаборатории НИПИ памятников материальной культуры Министерства культуры Казахской Республики, кандидат технических наук; Д.М. Матози-мов - старший преподаватель кафедры архитектоника КГУСТА; Р.М. Уа-жбекова - старший преподаватель кафедры «Теплогазоснабжение и вентиляция» КГУСТА; Т.В. Кудрявцева - старший преподаватель кафедры «Реставрация архитектурного наследия» КГУСТА. Общее научное руководство осуществлял профессор, доктор архитектуры Д.Д. Иманкулов.

Продолжение работ по реставрации мавзолея Шах-Фазиль планировалось в 2004 году. К сожалению, работы продолжились только в 2014 году, когда облицовка купола стала разрушаться из-за отсутствия ухода и

текущих ремонтов в течении 10 лет. За этот период изданы отдельные статьи, посвященные мавзолею Шах-Фазиль [18]. Итоги проекта «Консервация архитектурного декора и реставрация купола мавзолея Шах-Фазиль» были доложены на Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие историко-культурной среды в городских условиях современной Центральной Азии в Алматы в 2004 г. [19]. По итогам работ на мавзолее Шах-Фазиль в 2015-2016 гг. и обследования условий температурно-влажностного режима изданы научные статьи специалистов, в которых ставятся вопросы необходимости серьезных лабораторных исследований и постоянного мониторинга влажности конструкций, воздуха и температуры в течении круглого года [20; 21].

Литература

1. Джемаль Карши. Мулхакат ас сурах. Автореферат канд. диссертации. АН Таджикской ССР. Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша. Душанбе. 1989. С. 149, 160.

2. Щербина-Крамаренко Н.Н. По мусульманским святыням Средней Азии (путевые заметки и впечатления) СКСО т. IV. Ташкент. 1896. С. 50-53.

3. Веселовский Н.И. Дагбид. ЗВОРАО т. III. СПб. 1889. с. 89.

4. Засыпкин Б.Н. Памятники Касана и Софит Буленда. Схвдний свгг. Киев, 1929, № 3 (9), с. 188-193.

5. Засыпкин Б.Н. Монументальное искусство Советского Востока. Academia. М.-Л. 1931. С. 55.

6. ЦГА УзССР, ф. 2604, оп. 1, ед. хр: 163, л. 90.

7. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. М.: 1939. С. 48, 70-72.

8. Kohn Wiener E. Turan..., ss. 21-22, abb. 4. Notes, A. Turanic monument of the Twelth century A.D. Arts islamica, vol. VI, pt. 1. Michigan, 1939, pp. 88-91, fig. 1-9.

9. Горячева В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии. Фрунзе, Илим. 1983. С. 108.

10. Дьяконов М.М. Несколько надписей на кайраках из Киргизии. Эпиграфика Востока. Вып. 2. - М.-Л., 1948. с. 9-15.

11. Засыпкин Б.Н. Выдающиеся памятники архитектуры Киргизии. Рукопись. Архив НИПИ Кыргызреставрации. Арх. № Р-121. с. 61-99.

12. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана. М.: Искусство. 1965. С. 223.

13. Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней. Фрунзе. Киргизстан. 1971. С. 29-36.

14. Заднепровский ЮА. Археологические памятники южных районов Ошской области. - Фрунзе, Илим. 1960, с. 18-19.

15. Горячева В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли Киргизии. Фрунзе, Илим. 1983. с. 115.

16. Бартольд В.В. Сочинения. Т. III. М.: Наука. 1964. С. 528-529.

17. Азимов И.А. Архитектурные памятники Ферганской долины. Ташкент, Узбекистан. 1982. с. 18.

18. Бегимкулов Э.И. Сафид-Булан. Бишкек, Салам. 2009.

© Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д., 2022 © Наследие и современность, 2022

19. Иманкулов Д.Д. Реставрация мавзолея Шах-Фазиль. Труды международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие историко-культурной среды в городских условиях современной Центральной Азии». Алматы, «Print» S. 2004.

20. Боронбаев Э.К., Абдылдаева А.М., Иманкулов Д.Д., Абрамов Б.В., Поляков Ю.В. Исследование теплового режима мавзолея Шах-Фазиль. Вестник КГУСТА. 2017, № 1 (55). С. 181-187.

21. Боронбаев Э.К., Иманкулов Д.Д., Абдылдаева А.М., Абрамов Б.В., Поляков Ю.В. Пути улучшения теплового режима и сохранности мавзолея Шах-Фазиль. Вестник КГУСТА. 2017. № 1 (55). С. 187-191.

References

1. Dzhemal" Karshi. Mulxakat as surax. Avtoreferat kand. dissertacii. AN Tadzhikskoj SSR. Institut istorii, arxeologii i evtnografii im. A. Donisha. Dushanbe. 1989. S. 149, 160.

2. Shherbina-Kramarenko N.N. Po musuTmanskim svyatyvnyam Srednej Azii (putevyve zametki i vpechatleniya) SKSO t. IV. Tashkent. 1896. S. 50-53.

3. Veselovskij N.I. Dagbid. ZVORAO t. III. SPb. 1889. s. 89.

4. Zasyvpkin B.N. Pamyatniki Kasana i Sofit Bulenda. Sxidnij svit. Kiev, 1929, № 3 (9), s. 188-193.

5. Zasy^pkin B.N. MonumentaFnoe iskusstvo Sovetskogo Vostoka. Academia. M.-L. 1931. S. 55.

6. CzGA UzSSR, f. 2604, op. 1, ed. xr: 163, l. 90.

7. Denike B.P. Arxitekturnyvj ornament Srednej Azii. M.: 1939. S. 48, 70-72.

8. Kohn Wiener E. Turan..., ss. 21-22, abb. 4. Notes, A. Turanic monument of the Twelth century A.D. Arts islamica, vol. VI, pt. 1. Michigan, 1939, pp. 88-91, fig. 1-9.

9. Goryacheva V.D. Srednevekovyve gorodskie centryv i arxitekturnyve ansambli Kir-gizii. Frunze, Ilim. 1983. S. 108.

10. D^yakonov M.M. NeskoFko nadpisej na kajrakax iz Kirgizii. Evpigrafika Vostoka. Vyvp. 2. - M.-L., 1948. s. 9-15.

11. Zasy^pkin B.N. Vyvdayushhiesya pamyatniki arxitekturyv Kirgizii. Rukopis\ Arxiv NIPI Kyvrgyvzrestavracii. Arx. № R-121. s. 61-99.

12. Pugachenkova GA., RempeV L.I. Istoriya iskusstv Uzbekistana. M.: Iskusstvo. 1965. S. 223.

13. Nusov V.E. Arxitektura Kirgizii s drevnejshix vremen do nashix dnej. Frunze. Kir-gizstan. 1971. S. 29-36.

14. Zadneprovskij YuA. Arxeologicheskie pamyatniki yuzhnyvx rajonov Oshskoj oblas-ti. - Frunze, Ilim. 1960, s. 18-19.

15. Goryacheva V.D. Srednevekovyve gorodskie centryv i arxitekturnyve ansambli Kirgizii. Frunze, Ilim. 1983. s. 115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Bartol'd V.V. Sochineniya. T. III. M.: Nauka. 1964. S. 528-529.

17. Azimov I.A. Arxitekturnyve pamyatniki Ferganskoj doliny\ Tashkent, Uzbekistan. 1982. s. 18.

18. Begimkulov E\I. Safid-Bulan. Bishkek, Salam. 2009.

19. Imankulov D.D. Restavraciya mavzoleya Shax-FaziF. Trudyv mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Soxranenie i razvitie istoriko-kuFturnoj sredyv v gorodskix usloviyax sovremennoj CentraFnoj Azii». Almatyv, «Print» S. 2004.

20. Boronbaev E\K., Abdy4daeva A.M., Imankulov D.D., Abramov B.V., Polyakov Yu.V. Issledovanie teplovogo rezhima mavzoleya Shax-Fazil\ Vestnik KGUSTA. 2017, № 1 (55). S. 181-187.

© Tiyan Jing, Imankulov D., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

21. Boronbaev E.K., Imankulov D.D., Abdy4daeva A.M., Abramov B.V., Polyakov Yu.V. Puti uluchsheniya teplovogo rezhima i soxrannosti mavzoleya Shax-FaziT. Vestnik KGUSTA. 2017. № 1 (55). S. 187-191.

Сведения об авторах Тиянь Джинг, аспирант Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры имени Н. Исанова, Бишкек, Киргизская Республика. Email: 6i799i47@qq.com

Иманкулов Джумамедель Джумабае-вич, профессор, доктор архитектуры, директор Научно-исследовательского проектного института НИПИ Кыргызрестав-рация Министерства культуры, информации, спорта и молодёжной политики Кыргызской Республики, академик Международной академии архитектуры МААМ (Москва), Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, Бишкек, Киргизская Республика. Email: iman_jum@mail.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 22 августа 2022. Одобрена после рецензирования: 30 августа 2022. Принята к публикации: 05 сентября 2022. Опубликована: 11 декабря 2022. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Authors of the publication Tian Ging, postgraduate student of the Kyr-gyz State University of Construction, Transport and Architecture named after N. Isanov, Bishkek, Kyrgyz Republic. Email: 6i799i47@qq.com

Dzhumamedel Imankulov, Professor, Doctor of architecture, Director of the Research NIPI Kyrgyzrestavration design institute of the Ministry of culture, information, sport and youth policy of the Kyrgyz Republic, Academician of the International academy of architecture of International Academy of Architecture (MAAM, Moscow), Honored worker of culture of the Kyrgyz Republic, Bishkek, Kyrgyz Republic. Email: iman_jum@mail.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: August 22, 2022. Approved after peer reviewing: August 30, 2022.

Accepted for publication: September 05, 2022.

Published: December 11, 2022.

The author has read and approved the final

manuscript.

© Тиянь Джинг, Иманкулов Д.Д., 2022 © Наследие и современность, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.