Научная статья на тему 'История наказаний за уголовные преступления в России'

История наказаний за уголовные преступления в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2357
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТОРГА / ТЮРЬМА / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / ССЫЛКА / ТЕЛЕСНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ИСТОРИЯ НАКАЗАНИЙ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Новак М.В., Горяинова А.С.

В статье рассматривается история развития разных видов наказаний в России (ссылка, тюрьма, каторга, телесные наказания) и история их изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF PUNISHMENTS FOR CRIMINAL OFFENCES IN RUSSIA

The article discusses the history of different types of punishment in Russia (exile, imprisonment, hard labor in exile, corporal punishment) and the history of their study.

Текст научной работы на тему «История наказаний за уголовные преступления в России»

УДК 130.2; 7.01; 792

ИСТОРИЯ НАКАЗАНИЙ ЗА УГОЛОВНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РОССИИ1

М.В. Новак1), А С. Горяинова2)

1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1,2)e-mail: novakmargarita@yandex.ru

В статье рассматривается история развития разных видов наказаний в России (ссылка, тюрьма, каторга, телесные наказания) и история их изучения.

Ключевые слова: каторга, тюрьма, заключенные, ссылка, телесные наказания, история наказаний за уголовные преступления.

В истории русской культуры существует длительный период применения и развития специфических наказаний за уголовные преступления. К таким наказаниям, ныне неприменимым, либо сильно трансформировавшимся, относятся разного рода телесные наказания, клеймение преступников, ссылка в далёкие регионы государства, каторжные работы, смертная казнь. Эти жестокие наказания, особенно если они применялись в отношении большого числа лиц, в отношении известных преступников, в результате хода громких расследований и судебных дел, надолго врезались в память людей, запечатлевались в произведениях культуры. Система наказаний есть значимая составляющая культуры того или иного народа, часть истории, общественная практика, в которой выражается мировоззрение общества. Поэтому историю, антропологию и культуру наказаний изучать необходимо; а культурно-исторический опыт России, страны с огромными пространствами, заселёнными в прошлом ссыльными, беглыми, бродяжными людьми - как трагичен, так и удивительно уникален.

Наиболее полные исследования наказаний в России и на Западе провёл в своё время И.Я. Фойницкий (1847-1913). Именно в его работах можно найти подробный анализ развития каждого вида наказания, как в Европе, так и в России2. Так например, И.Я. Фойницкий предлагает следующие сведения относительно русской тюрьмы: «Уже в княжеской Руси мы встречаем заключение в порубы или погреба, но не в качестве наказания, а в значении меры предварительного или гражданского заключения. Не знают заключения в качестве наказания ни судные грамоты псковская и новгородская, ни судебник 1497 г. Впервые в этом качестве тюрьма упоминается судебником 1550 г., который определял ее или как наказание самостоятельное, или как дополнение к торговой казни, или взамен поруки. Тюрьма назначалась или бессрочно, или пожизненно, или до представления порук. <.. .> В XVII в. расширяется применение тюрьмы как наказания. Соборное уложение упоминает ее более чем в 40 статьях и, кроме заключения бессрочного - до указу или до представления порук,

1 Публикация осуществляется в рамках внутривузовского гранта БГИИК «Антропология наказания и тюрьмы» - 2018 г.

2 Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889.

знает уже заключение срочное, причем сроки определялись с безусловною точностью <...> Тюрьма назначалась или как наказание самостоятельное, или как наказание дополнительное, или взамен поруке; последняя форма тюрьмы к концу XVII ст. (ук. 1683 г.) вытесняется ссылкою. <...> .правительство не заботилось ни об одежде, ни о пище сидельцев, которые продовольствовались на счет общественной благотворительности, выходя партиями за подаянием в оковах. Внутри тюрем они образовывали нечто вроде общин, выработывавших свой кодекс жизни; с новоприбывающих они получали особый сбор, называвшийся «влазное» и запрещенный только в 1680 г., чтобы бедным людям тяготства и мучительства не было»3. Что касается наказанием ссылкой в России, то И.Я. Фойницкий, пытается преодолеть исторические неточности, «белые пятна» и самостоятельно, упорно восстановить историю возникновения этого вида наказания: «Не в общих памятниках нашего уголовного законодательства нужно искать определения о ссылке. Её не знают судебники, карательная система которых построена на иных мерах. В дополнительном указе 1582 г. ко 2 судебнику впервые упоминается ссылка в казаки в украинные города (Севск, Курск и иные) за ложь в жалобнице и суде, за состав и крамолу детей боярских при ябедничестве, причем ссылка определяется не как наказание, а как последствие наказания торговою казнью. <...> В действительности, однако, ссылка вообще и в частности ссылка сибирская была у нас весьма распространена уже до соборного уложения»4. Далее автор продолжает: «Проникала к нам ссылка разными путями. Не будучи первоначально наказанием, она применялась как мера опалы, как мера милости, как мера безопасности, и как способ текущего управления. Случаи ссылки по опале в нашей истории неоднократны. Ссылка как милость всего раньше начала применяться, кажется, по отношению к военнопленным. <.. .> Применение ссылки как милости, начавшись с военнопленных, мало-по-малу распространено и на преступников, приговоренных за вины к смертной казни; им даровалась жизнь и они направлялись в те или иные окраины <...>. Как мера безопасности, ссылка в наиболее широких размерах применялась к жителям провинций усмиренных или вновь присоединенных.. ,»5.

К подробным крупным исследованиям истории наказаний в России можно отнести «Историю Сибири»6 В.К. Андриевича и его же «Историю Забайкалья»7. В этих работах автор очень подробно изучает историю основания того или иного острога (начиная с XVIIв.), поэтому его с полным правом можно назвать историографом российской тюрьмы и каторги. История насчитывает десятки острогов, поэтому данный труд можно назвать фундаментальным, причём В.К. Андриевич даёт объёмную, полную картину всех событий, происходящих, фактически, одновременно, в дальних регионах государства. Ещё в начале XVII столетия Сибирь не предназначалась для ссылки, а если туда и ссылались, то в основном люди высокого статуса, но опасные для власти (как, например некоторые Романовы). С 1639 г. начинает осуществляться высылка в Сибирь людей разного сословия, в том числе - серьёзных преступников. С 1653 г. в этот регион ссылают разбойников, избежавших смертной казни, но такая ссылка сопровождалась отрубанием пальца и сечение кнутом; эта практика укоренилась в царствование

3 Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889. С. 314-315.

4 Там же, с. 260-261.

5 Там же, с. 262-263.

6 Андриевич В.К. История Сибири. В II ч. СПб., 1889.

7 Андриевич В.К. Краткий очерк истории Забайкалья от древнейших времён до 1762 г. СПб., 1887. 238 с.

Елизаветы Петровны, которая пресекла практику применения смертной казни8. Данные свидетельства помогают нам понять, насколько длительна история ссылки уголовников в Сибирь. Парадоксальной выглядит история ссылки в Сибирь 52 немцев и лекаря Фидлера, не выполнивших обещания отравить Болотникова, защищающего Тулу, которое потребовал от них Василий Шуйский. Впоследствии многие князья и другие привилегированные сословия ссылались в этот край, в их числе и невесты государей М.И. Хлопова, Е. Всеволжская, князь Д. Ромодановский и др. Заселение северных городов (Пелым, Обдорск, Березов, Сургут, Мангазея) шло медленными темпами, а южных - чуть быстрее. С построением Верхотурья, заселение Сибири пошло быстрее9.

Работа М. Ступина «История телесных наказаний в России. От Судебников до настоящего времени» (1887 г.) также заслуживает внимание, но автор останавливается, в основном на юридических вопросах. Исследователь, будучи специалистом именно в юридической области, отмечает три «фазиса» в истории наказаний любого народа, в том числе и российского: 1) господство грубых и бесчеловечных кар; 2) смягчение отдельных видов жестоких наказаний и изъятия от их действия представителей высшего сословия; 3) постепенно уничтожение жестоких кар и замена их другими наказаниями. Значительный поворот в российской истории наказаний был подготовлен приказами Елизаветы Петровны и Екатерины II, а при императоре Александре II были отменены телесные наказания10. Таким образом, царская Россия знала как минимум 4 этапа развития наказаний.

Особую тему крестьянского правосудия и наказаний в своё время рассматривал князь В.В. Тенишев (1907), опираясь на материалы этнографического исследования, проведённого его отцом, князем В.Н. Тенишевым в 1898 г. Он рассказывает, что крестьяне не предпочитали розги штрафу11. В попытке провести справедливое расследование, крестьяне могли подвергать обыску всех подозреваемых, фактически обыскивая целые деревни12. Крестьянское правосудие было выверенным, обдуманным шагом и наказания для преступников выбирались очень тщательно, в соответствии со степенью вины; особенно редкой и удивительной формой наказания в крестьянском быту является далёкая ссылка неисправимого человека (как правило - без изъятия имущества). Факты указывают, что наказания могли носить суровый характер, но какой-либо жёсткой реакции по отношению к крестьянскому правосудию у государственных властей не было.

Ю.В. Грачёва и А.А. Евдокимов указывают на неприятие такого наказания, как смертная казнь русскими криминалистами XIX в., на различные обсуждения этого вопроса известными специалистами - П.Д. Калмыковым, В.Д. Спасовичем, А.Ф. Кистяковским и Н.Д. Сергеевским. Приведённые факты указывают на то, что ещё в середине ХУШ в. некоторые деятели выступали против казней13. Безусловно, отмена смертной казни в царствование Елизаветы Петровны, Екатерины II имела прогрессивный характер, но исполнение телесных наказаний было настолько суровым, что всегда могло обернуться смертью наказываемого. Общественная полемика, по сути, не сыграла

8 Андриевич В.К. История Сибири. В II ч. СПб., 1889. С. 136-137.

9 Там же, с. 137-139.

10 Ступин М. История телесных наказаний в России. От Судебников до настоящего времени. Владикавказ, 1887. С. 6-7.

11 Тенишев В.В. Правосудие в русском крестьянском быту. Брянск, 1907. С. 192.

12 Там же, с. 156.

13 Грачёва Ю.В., Евдокимов А.А. Смертная казнь: взгляды русских криминалистов. (Обзор уголовно-правовой литературы XIX в.) [Эл. ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smertnaya-kazn-vzglyady-russkih-kriminalistov-obzor-ugolovno-pravovoy-literatury-xix-v

никакой роли в отмене смертной казни и телесных наказаний в прошлом. Лишь стремление следовать западноевропейским традициям подготовило почву для сколь-нибудь решительных шагов в этом вопросе. Три самых распространённых вида наказания в России - заключение в тюрьму, ссылка и телесные наказания - хоть и пришли к нам из древности, но сами не являются самыми древними формами наказания на Руси.

Поистине фундаментальной работой, раскрывающей суть русской каторги, является многотомный труд С.В. Максимова «Сибирь и каторга» (1900 г.)14. Историю телесных наказаний описал знаменитый режиссёр Н.И. Евреинов.

В целом, история наказаний в России была хорошо изучена и описана уже в XIX в., что соотносилось не только с судебными реформами, но и стремительными культурными изменениями, происходящими в России, вступившей на путь индустриализации и подражанию западной культуре. Ряд наказаний к концу XIX века уже был неприменим, тем более стала возможной как рефлексия, так и критика исторических путей развития системы наказаний в России.

Список литературы

1.Андриевич В.К. История Сибири. В II ч. СПб., 1889.

2.Андриевич В.К. Краткий очерк истории Забайкалья от древнейших времён до 1762 г. СПб., 1887. 238 с.

3.Грачёва Ю.В., Евдокимов А.А. Смертная казнь: взгляды русских криминалистов. (Обзор уголовно-правовой литературы XIX в.) [Эл.ресурс]. - URL: https://cyberlemnka.ru/artide/n/smertnaya-kazn-vzglyady-russkih-kriminalistov-obzor-ugolovm-pravovoy-hteratury-xix-v

4.Максимов С.В. Сибирь и каторга. СПб., 1900.

5.Ступин М. История телесных наказаний в России. От Судебников до настоящего времени. Владикавказ, 1887. 148 с.

6.Тенишев В.В. Правосудие в русском крестьянском быту. Брянск, 1907. 194 с.

7.Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. СПб., 1889.

THE HISTORY OF PUNISHMENTS FOR CRIMINAL OFFENCES IN RUSSIA

M.V. Novak1), A.S. Goryainova2)

^Belgorod state Institute of arts and culture 1,2)e-mail: novakmargarita@yandex.ru

The article discusses the history of different types of punishment in Russia (exile, imprisonment, hard labor in exile, corporal punishment) and the history of their study.

Keywords: convict prison, imprisonment, prisoners, exile, corporal punishment, history of punishment for criminal offences.

14 Максимов С.В. Сибирь и каторга. СПб.,1900.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.