«Научные междисциплинарные исследования»
2. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 143 с.
3. Ходакова О. А. Лексическая работа на уроках русского языка [Электронный ресурс] / О. А. Ходакова // Образовательный студенческий портал. - 2010. URL: http://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php71897
УДК 81
Тыранова Софья Валерьевна Tyranova Sofya Valeryevna
Магистрант Master student
ФГБОУ ВО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky»
ИСТОРИЯ НАИМЕНОВАНИЙ МУЖСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ
В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
THE HISTORY OF THE NAMES OF MEN'S HEADDRESSES IN THE RUSSIAN LANGUAGE
Аннотация, в статье представлено описание языковых единиц, репрезентирующих понятие «мужской головной убор», извлеченные методом сплошной выборки из толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля и книги «Описание старинных русских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке расположенном» П. И. Савваитова. На основе лексем составлена и охарактеризована тематические группа «Мужские головные уборы», обозначена её специфика и способ словообразования.
Abstract, the article presents a description of the linguistic units representing the concept of "male headdress", extracted by the method of continuous sampling from the explanatory dictionary
XVМеждународная научно-практическая конференция of the living Great Russian language by V. I. Dal and the book "Description of ancient Russian utensils, clothing, weapons, military armor and horse equipment in the alphabetical order of the word" by P. I. Savvaitov. On the basis of the lexemes, the thematic group "Men's headdresses" is compiled and characterized, its specifics and the method of word formation are indicated.
Ключевые слова: тематическая группа, лексическая единица, головной убор, толковое значение, В. И. Даль.
Keywords: thematic group, lexical unit, headdress, explanatory meaning, V. I. Dal.
В данной статье рассматривается тематическая группа «Мужские головные уборы». Данная группа обширна и включает большое количество разных единиц, объединенных лексически.
Тематическая группа представляет собой объединение лексических единиц, используемые при общении на определенную тему без учёта какой-либо специфики и условий, в которых протекает общение. Основой интеграции тематической группы служат связи предметов реального мира, являющиеся денотатами словесных знаков, составляющих тематическую группу.
Ф. П. Филин, который, как считается, одним из первых ввёл термин «тематическая группа», понимал под тематической группой: '...группу слов, объединённых на основе классификации самих реалий, а не лексико-семантических связей. Замена одного из слов тематической группы другим с течением времени не проводит к изменению в значении, стилистической окраске слов той же группы, что свидетельствует о почти полном отсутствии семантических связей между словами группы в языке на данном этапе его развития' [9, с. 526].
Наименования, входящие в тематическую группу «Мужские головные уборы», относятся к большому лексическому пласту, к которому традиционно принадлежат названия разных видов мужских головных уборов.
До последнего времени область исследований наименований головных уборов в большей степени имела этнографический, историко-описательный характер. Структурно-семантическая систематизация номинаций головных уборов как понятийного фрагмента, который содержит многоаспектную
«Научные междисциплинарные исследования» лингвокультурологическую информацию, значимую для русской языковой
картины мира, определяет актуальность настоящего исследования.
Материалом исследования послужили языковые единицы, репрезентирующие понятие «головной убор», извлеченные методом сплошной выборки из толкового словаря живого великорусского языка В. И. Даля и книги «Описание старинных русских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке, расположенном» П. И. Савваитова.
Более пяти веков (XI-XVI вв.) головными уборами мужчин были суконные или войлочные колпаки различной формы, с невысокой полукруглой, конусовидной или, наоборот, с высокой яйцеподобной тульей, украшенные мехом, металлическими накладками, орнаментальными вставками. В МАС представлено следующее толкование: колпак - 'головной убор остроконечной, овальной и т. п. формы'. Мужчины побогаче носили добротные шапки -'головной убор, преимущественно теплый, мягкий' [МАС 1957-1984], например, поярковые, сделанные из мягкой шерсти молодой овцы первой стрижки.
В допетровский период мужскими головными уборами были тафья-'маленькая круглая шапочка, род тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой) ' [1, с. 144], мурмолка - 'старинная меховая или бархатная шапка с плоской тульей' [МАС 1957-1984], горлатые шапки. Описание горлатой шапки в толковых словарях и в книге П. И. Савваитова «Описание старинных русских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке, расположенном» 1896 г обнаружено не было. Лишь в собрании М. Забылина «Русский народ (его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия) 1880 г. описаны разные шапки, при чём М. Забылин классифицирует русские шапки на четыре рода и горлатые шапки относит к последнему. «Горлатые шапки делались из драгоценных мехов с высоким верхом, иногда меховым. По своей фигуре она составляла обратную противоположность колпаку, ибо к верху была шире, к низу уже; спереди делалась прореха, окаймленная вдоль образцами или плащами с насечками» [6].
XVМеждународная научно-практическая конференция
Один из обычаев, занесённых на Русь татарами, - носить шапочку не
только на улице, но и дома (на улице головной убор был обязателен). Несмотря на требования митрополита Филиппа, Иван Грозный отказывался снимать скуфью даже в церкви. Скуфья - 'остроконечная черная или фиолетовая бархатная шапка у православного духовенства, монахов' [МАС 1957-1984].
Однако самым распространённым головным убором оставался клобук-'головной убор православных монахов в виде высокой цилиндрической шапки с покрывалом' [МАС 1957-1984], а попросту говоря - колпак. Внизу колпака были отвороты, на которые для красоты прикреплялись пуговицы - запоны (отсюда, вероятно, происходит слово запонка). Иногда отвороты были с меховыми оторочками. Колпаки делали из войлока, поярка, бархата - в общем, по достатку. У Бориса Годунова, например, среди имущества упомянут "колпак саженой; на нём восемь запонов да на прорехах пять пуговиц".
Известно, чтобы показать свое положение в обществе, состоятельность, наши предки надевали на себя много одежды. То же самое происходило и в отношении головных уборов, например, надевали скуфью, на неё колпак, а поверх - горлатную шапку.
Головные уборы претерпевают колоссальные изменения во время царствования Петра I. С его подачи городской знати полагалось носить шляпы и парики, как это было модно в Европе. Простых людей эти новшества не коснулись. Позднее у простого люда появилась своя мода - на картуз -'мужской головной убор с козырьком' [МАС 1957-1984], а колпаки и мурмолки исчезли из обихода.
Обращаясь к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, нами были обнаружены следующие номинации: Арогда- 'во-сиб. шапочка зверовщиков, из шкуры козули, с торчащими ушами'; Асечка- 'прм, шапка без ушей, с круглым верхом'; Гула- 'квк, папах, персидская смущатая, остроконечная шапка'; Еломок- 'скуфья, скуфейка, легкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки'; Камилавка- 'наглавник, род чёрной шапочки в виде шляпной тулейки, носимой монахами под клобуком';
«Научные междисциплинарные исследования» Киверь- 'военный головной убор из твердой кожи, с развалистою или прямою
тульею и плоским верхом'; Колпа- 'вероятно зад головы, затылок, и колпак,
шапка, более бренно'; Клобук- 'покрывало монашествующих, сверх камилавки';
Кучма-'вислоухая меховая шапка, поповская зимняя шапка, малахай'; Магерка-
'запд, валеная белая шапка, тулья без полей'; Малахай-'вост, большая, ушастая(
или с лопастями) шапка на меху'; Маргелка- 'запд, магерка, шеломок,еломок,
белорусская вяленая шапка, тулейка'; Махлай- 'арх,малахай, ушастая шапка';
Митра-'архиерейская и архимандритская шапка, при полном облачении';
Мурмонка-'мурмолка, шапка, поминаемая в сказках и песнях'; Орогда-'вос.-сиб.
у зверовщиков, козья шапка с ушами, мехом наружу'; Папах- 'кавк, круглая
шапка, высокая или плоская, с самым косматым бараньим околышем'; Подкап-
'монашествующая шапка или камилавка'; Сюма- 'арх. шапка с наплечниками из
оленины, шерстью внутрь'; Тюбетейка- 'татарская ермолка, круглая или
остроконечная'; Шаломок- 'еломок, маргелка, белая валеная шапка'; Шлык-
'шапка, шапчёнка, чепец, колпак; плохая, измятая шутовская шапка,
беспорядочно надетый чепец'; Яломок - 'еломок, валяная шапка'.
В книге «Описание старинных русских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке расположенном» Павла Савваитова представлены три номинации, не обнаруженных ранее в других источниках: столбунец и столбун- 'стоячий колпан или высокая, к верху несколько суживающаяся шапка, с меховым околышем или с полками и разными украшениями'; треух - 'шапка с тремя лопастями'. Такие шапки носились и мужчинами и женщинами, но несколько различались по виду. С треухом имеет сходство и ныне употребляемый в некоторых местностях деревенскими жителями малахай; Шелом, шлем, шолом -'воинское наголовье из булата, стали, меди или железа'.
Всего, в ходе исследования, нами было обнаружено 26 номинаций мужских головных уборов, составляющих обозначенную нами ТГ «Головные уборы». Из чего следуют выводы:
XVМеждународная научно-практическая конференция
- наименования мужских головных уборов в русском языке представлены
подробно, но степень конкретности их описания различна. Наибольшей конкретностью обладают лексемы, оценивающие головной убор по каким-либо отличительным особенностям. Уточняющее положение в этих группах занимает характеристика мужских головных уборов по внешнему виду, форме, способу изготовления, материалу и принадлежность к профессии. Носителями языка во внимание принимается то, что является характерным признаком того или иного головного убора.
- в качестве мотивационных основ наименований мужских головных уборов в русском языке представлены: а) форма головного убора (папах, тюбетейка, киверь, столбунец); б) профессия, занятие человека (камилавка, кучма, шелом), в) крой изделия (колпа, треух);
- в отличие от литературного языка в говорах появляются дополнительные семы: материал (папах - с косматым бараньим околышем; сюма
- шапка с наплечниками из оленины;; малахай - большая, ушастая шапка на меху; орогда - козья шапка с ушами, мехом наружу; кучма -вислоухая меховая шапка; шелом, шлем, шолом - воинское наголовье из булата, стали, меди или железа.), способ изготовления (магерка - валеная белая шапка; яломок - валяная шапка), внешний вид (столбунец и столбун - стоячий колпан или высокая, к верху несколько суживающаяся шапка, с меховым околышем или с полками и разными украшениями; треух - шапка с тремя лопастями; арогда - шапочка зверовщиков, из шкуры козули с торчащими ушами; гула - персидская смущатая, остроконечная шапка; махлай - ушастая шапка);
- отдельно следует выделить группу наименований мужских головных уборов, относящихся к виду деятельности: подкап - монашеская шапка или камилавка; шлык - шутовкая шапка; арогда - шапочка зверовщиков; камилавка
- род черной шапочки, в виде шляпной тулейки, носимой монахами под клобуком; киверь - военный головной убор; клобук-покрывало монашествующих сверх камилавки; кучма - поповская зимняя шапка; шлем-
«Научные междисциплинарные исследования» воинское наголовье из булата; митра - архиерейская и архимандритская шапка,
при полном облачении);
- рассматриваемые говоры имеют обширные синонимичные ряды:
Скуфья - камилавка, подкап, еломок, ермолка, шапчёнка; ермолка-тюбетейка,
шляпка-шлык, колпак; малахай - кучма, махлай, треух; орогда -арогда; маргелка
- шеломок, еломок, тулейка).
Исходя из нашего исследования, ТГ «Названия мужских головных уборов» включает в себя 26 слов. Мужские головные уборы универсальны, но в обнаруженных говорах они имеют большое количество территориальных синонимов. Тем более, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля многочисленную группу составляют головные уборы, относящиеся к роду деятельности мужчины. Мужчина-добытчик в семье, он много мог путешествовать, ездить на заработки в город, что обеспечило использование наименований головных уборов из литературного языка (картуз, колпак, тюбетейка, шапка).
Лингвистический анализ материала показывает, что большое количество лексем, обозначающих мужские головные уборы, образовано морфологическим способом.
Достаточно продуктивным оказался суффиксальный способ словообразования при помощи суффиксов, обладающих различной словообразовательной семантикой. Среди них встречаются лексемы, мотивированные именами существительными - шаломок, еломок, тулейка. Встречается префиксальный способ словообразования - подкап. Чаще всего производящие основы - субстантивы.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в обнаруженных лексемах отражаются те же тенденции, что и в литературном языке, самыми продуктивными являются неморфологические способы словообразования, такие как лексико-семантический: гула, кучма, клобук, махлай, сюма. В говорах проявляется общеязыковая тенденция: лексико-семантический способ словообразования является одним из наиболее распространенных. Другие
XVМеждународная научно-практическая конференция неморфологические способы в исследуемой ТГ (лексико-грамматический, лексико-синтаксический) не представлены.
«Научные междисциплинарные исследования» Библиографический список:
1. Большой академический словарь русского языка в 20-ти томах- М.: Рус.яз.,1991
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т.1. / В.И. Даль. - М.:Рус.яз.-Медиа,2006. - 683 с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т.2. / В.И. Даль. - М.:Рус.яз.-Медиа,2006. - 779 с.
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т.3. / В.И. Даль. - М.:Рус.яз.-Медиа,2006. - 670 с.
5. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Т.4. / В.И. Даль. - М.:Рус.яз.-Медиа,2006. - 555 с.
6. Забылин, М. Русский народ (его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия)/ М.Забылин.-М.,1880 г.-509 с.
7. Малый академический словарь / Ред.: А. П. Евгеньева, М., 1957—1960 ( АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1981—1984.)
8. Савваитов, П. Описание старинных русских утварей, одежды, оружия, ратных доспехов и конского прибора в азбучном порядке, расположенном/ П.Савваитов. -Спб.:Типография Императорской академии наук,1896.-184 с.
9. Филин Ф. П. О лексико-семантических группах слов // Езиковедски исследования в честь на акад. Стефан Младенов. - София, 1957. - С. 523 - 538.
10. http: //fammeo.ru/articles. php?article_id=374
11. https://wiki.wüdberries.ru/thmgs/hats/история-шляпы-в-россии
12. https://poisk-ru.ru/s6442t4.html
13. https://studwood.ru/1430973/literatura/teoreticheskie_osnovy_raboty
14. http: //studbooks. net/2100555/literatura/teoreticheskie_osnovy_izucheniya_o sobennostey_leksiki
15. http: //dereven-ka. ru/esenin/1737.html