ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ И АМЕРИ КИ
УДК 908
Л. А. Бобров
Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия
E-mail: [email protected]
КАЗАХСКАЯ ВОИНСКАЯ ШАПКА «МАЛАКАЙ» XVIII-XIX ВЕКОВ *
Рассмотрен казахский головной убор, получивший известность под названием «малакай». От других казахских шапок он отличается высокой конической или цилиндрической тульей в комбинации с налобником, длинными наушниками и широким назатыльником. На основании комплексного анализа источников автор приходит к выводу, что шапка «малакай» имела полифункциональное назначение. Она применялась как в качестве теплого головного убора, так и «мягкого шлема». Высокая тулья, налобник, широкие наушники и назатыльник амортизировали удар клинкового оружия противника и защищали голову и шею воина. Схожие по покрою «мягкие шлемы» в позднем Средневековье и раннем Новом времени использовались воинами многих народов Азии и Восточной Европы.
Ключевые слова: казахи, защитное вооружение, головной убор, шапка «малахай».
Традиционный казахский костюм уже на протяжении двух столетий привлекает к себе внимание ученых многих стран мира, однако некоторые его элементы изучены еще в недостаточной степени. К их числу относится и оригинальная меховая шапка, ставшая известной в специальной научной литературе под названием «малакай» («малахай») 1.
До нашего времени дошло 7 подлинных головных уборов и около 30 изображений «малакаев». Большинство шапок поступили в музейные собрания России, Казахстана и Китая из частных коллекций или были приобретены в ходе этнографических экспедиций. «Малакаи» различаются по
степени сохранности и особенностям декоративного оформления. На большинстве экземпляров выцвело внешнее матерчатое покрытие, частично удалены галуны и ре-
мешки наушников. Тульи четырех шапок имеют следы разрывов и порезов, нанесенных клинковым оружием. Изображения казахов в «малакаях» выполнены российскими, западноевропейскими и цинскими художниками ХУШ-Х1Х вв. Фотографии казахских биев и старшин, носящих шапки «малакай», сделаны российскими путешественниками, чиновниками и офицерами 2-й половины XIX в.
Покрой и система оформления выделяют «малакай» из длинного ряда традиционных казахских «треухов». Оригинальный силуэт и богатая отделка притягивали к нему взгляды художников и фотографов, однако данный головной убор ни разу не становился объектом специального научного исследования, основанного на комплексном анализе источников. Последний факт негативно сказывается на процессе изучения казахско-
* Работа выполнена в рамках программы Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых (грант МК-4281.2012.6).
1 Необходимо отметить, что в российской и казахстанской историографии одни и те же типы головных уборов казахских кочевников нередко именуются по-разному. Рассматриваемая в статье шапка-треух с высокой тульей обычно определяется казахстанскими исследователями как «малакай» [Джанибеков, 2005. С. 48; Традиционная одежда казахов, 2009. С. 50] в противовес треухам с низкой тульей («тымак»). К сожалению, в настоящее время не представляется возможным достоверно установить, насколько аутентичен этот термин и как назывался данный головной убор самими казахами XVIII - середины XIX в. В этой связи мы вынуждены заключать название «мала-кай» в кавычки.
1818-7919
Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11, выпуск 7: Археология и этнография © Л. А. Бобров, 2012
го мужского костюма в целом и эволюции головных уборов кочевников региона XVШ-XIX вв. в частности. Целью данной статьи является выявление особенностей покроя и оформления шапок «малакай», определение времени их бытования, уточнение ареала распространения и функционального назначения.
Главным отличительным признаком «ма-лакая» является очень высокая (40-50 см) коническая или цилиндрическая 2 тулья, дополненная наушниками, назатыльником и налобником (рис. 1-6). В большинстве случаев, тулья снабжена толстой шерстяной или ватной прокладкой, подбоем из лисьего или волчьего меха и покрыта дорогой цветной тканью (бархатом, парчой, шелком) красного, черного, синего, желтого или зеленого цветов. На некоторых изображениях тулья «малакая» простегана вертикальными стежками (рис. 1, 2, 4). Большие наушники выполнены в виде полукруглых (рис. 2, 5) или прямоугольных (рис. 1, 8, 10, 15) лопастей. К наушникам крепились длинные ремешки, с помощью которых лопасти стягивались под подбородком (рис. 1, 1) или на затылке (рис. 1, 4-6, 11). «Малакай» мог снабжаться назатыльником двух типов. В первом случае он имел форму полукруга и прикрывал затылок и шею владельца (рис. 1, 12, 6). Во втором случае назатыльник кроился в виде длинной овальной или капле -видной лопасти, спускавшейся на спину (рис. 1, 6- 8, 11, 15). Лицевая часть шапки всегда снабжалась налобником, который в случае необходимости опускался вперед, превращаясь в козырек (рис. 1, 9,12).
Поверх матерчатой покрышки «малакая» нашивались галуны серебристого или золотистого цвета. Обычно одна полоса галуна размещалась горизонтально, образуя «венец», а четыре другие пришивались вертикально и сходились на макушке, формируя крестообразный «каркас» (рис. 1, 3, 5-7, 11). Достаточно часто тулья, наушники, назатыльник и козырек шапки дополнительно обшивались галуном по периметру (рис. 1, 1, 8, 12), украшались короткими и (или) длинными вертикальными «зубцами», горизонтальными полосами-вставками, вышивкой и аппликацией (рис. 1, 9, 10, 13, 14, 5, 6). К макушке шапки могли пришиваться
2 В виде усеченного конуса.
одинарные или парные кисточки на шнурках (рис. 1, 1).
В качестве примера традиционного казахского «малакая» можно привести головной убор из Центрального Казахстана, хранящийся в фондах ЦГМРК (КП 499) (рис. 5). Общая высота выполненной в виде усеченного конуса тульи - 44 см. Размеры налобника - 14 х 6 см. «Малакай» сшит из двух частей - имеет прокладку из шерсти и «покрышку» из зеленого бархата (в настоящее время ткань выцвела). Швы прикрыты серебристым галуном, который образовывает «обруч» и «каркас» с четырьмя дополнительными «зубцами». Налобник, назатыльник и полукруглые, снабженные завязками наушники подбиты мехом из лисьих лапок.
Несмотря на монгольское название, казахский «малакай» значительно отличается от своих восточных аналогов (последние имеют низкую тулью и совершенно иную систему декоративного оформления). Сопоставление «малакая» с другими головными уборами казахов позволяет сделать вывод, что он совмещает в себе покрой и систему оформления, характерную для треухов «тымак» (от них он заимствовал налобник, наушники, назатыльник) и колпаков «мурак» (высокая расшитая галунами тулья). Однако относить «малакай» к одной из разновидностей этих головных уборов не представляется возможным. Классический «тымак» всегда имеет низкую коническую или цилиндрическую тулью и достаточно лаконичное оформление [Захарова, Ходжае-ва, 1964. С. 68-71; Традиционная одежда казахов, 2009. С. 50-61], в то время как «мурак» и вовсе представляет собой легкий летний колпак с полями [Джанибеков, 2005. С. 40, 42]. Таким образом, шапка «малакай» может быть отнесена к особому типу казахских головных уборов.
Важным вопросом является уточнение времени бытования, ареала распространения и функционального назначения данных головных уборов. Комплексный анализ вещественных и изобразительных источников позволяет сделать ряд выводов.
Все известные казахские шапки «мала-кай», а также их изображения датируются ХУІІІ-ХІХ вв. Пик их популярности приходится на конец XVIII - 1-ю половину XIX в. Однако даже в этот период они значительно уступали по численности другим разновидностям казахских шапок.
Рис. 1. Казахские шапки «малакай» в изобразительных источниках XVШ-XIX вв.: 1 - с картины А. О. Орловского «Бой казахов с уральскими казаками», конец XVIII -начало XIX в. (РНБ, Санкт-Петербург); 4, 11 - с набросков и эскизов А. О. Орловского конца XVIII - начала XIX в. (РНБ, Санкт-Петербург); 3, 6 - с картины А. О. Орловского «Киргизские (казахские) воины», начало XIX в. (РНБ, Санкт-Петербург); 5 - с картины А. О. Орловского «Киргизы (казахи) верхом», 1820 г. (РНБ, Санкт-Петербург); 7 - с рисунка И. Каппи «Киргиз (казах)», начало XIX в. (частная коллекция); 9 - с цветной немецкой гравюры «Казах и башкир», конец XVIII в. (частная коллекция); 10 -с рисунка «Казах в зимнем костюме» (по рисунку неизвестного художника, Сибирский Вестник. 1820); 12 - с рисунка Е. Корнеева, начало XIX в. (РНБ, Санкт-Петербург); 13, 14 - с рисунков А. де Барбиша из альбома «Киргизия. Обычаи», XVIII в. (ГЭ, Санкт-Петербург) (рисунок выполнен Л. А. Бобровым)
Все подлинные экземпляры «малакай» происходят с территории Казахстана, являясь характерным элементом костюма казахов - у иных степных народов не встречаются. Судя по изображениям и вещественным материалам, данный тип головных уборов применялся в основном на территории Западного, Центрального и Северного Казахстана.
«Малакай» - исключительно мужской головной убор. Он использовался в основном представителями наиболее состоятельных слоев казахского общества (рис. 1, 3, 6). Об этом свидетельствует наличие богатой отделки (бархатная или шелковая «покрыш-
ка», серебряные и золотые галуны, богатая аппликация и т. д.), а также костюм и вооружение носящих его воинов.
Вопреки расхожему мнению, «малакай» не является исключительно «зимним» головным убором [Традиционная одежда казахов, 2009. С. 50]. Судя по изображениям, его могли носить и в теплое время года. В последнем случае лопасти наушников отгибались вверх и связывались между собой на затылке.
Особый интерес представляют обстоятельства, при которых применялся «малакай». На подавляющем большинстве изображений его носят казахские воины
Рис. 2. Рисунок И. Каппи «Киргиз (казах)», начало XIX в. (частная коллекция)
в период военных действий: непосредственно в бою (рис. 1, 1, 2, 7), в походе (рис. 1, 8) или в дозоре (рис. 1, 5). В казахской юрте XVIII в. «малакай» висел рядом с предметами вооружения: ружьем, ружейным поясом
и ножом (рис. 1, 13). На скачках он входил в комплект подарков вместе с тем же ружейным поясом и кинжалом (рис. 1, 14). Весьма характерно декоративное оформление «ма-лакаев». Расположение горизонтальных и
вертикальных галунов («венца» и «каркаса») практически повторяет расположение и форму обручей и накладок, прикрывающих стыки пластин тульи на железных шлемах кочевников Центральной и Средней Азии XVI-XVIII вв. [Бобров, Худяков, 2008.
С. 432. Рис. 163]. Интересно, что тканевая поверхность некоторых подлинных «мала-каев», дошедших до нашего времени, несет
на себе следы разрывов и разрезов, образованных вследствие воздействия клинкового оружия. Это подтверждает данные изобразительных источников о применении «мала-каев» в рукопашном бою. Бросается в глаза конструктивное сходство шапки с «мягкими шлемами» (рус. «шапками бумажными») восточноевропейских и азиатских воинов позднего Средневековья и раннего Нового
Рис. 3. Фрагмент картины А. О. Орловского «Бой казахов с уральскими казаками», конец XVIII - начало XIX вв. (РНБ, Санкт-Петербург)
Рис. 4. Фрагмент картины П. Гесса «Переправа через Березину, 16 ноября», 40-е гг. XIX в. (ГЭ, Санкт-Петербург)
времени. Последние, как и «малакаи», снабжены высокой толстой (амортизирующей удар) конической тульей, широкими наушниками и назатыльником [Бобров, Худяков, 2008. С. 472, 473].
Подобное сходство, как и частота применения «малакая» казахскими воинами в ходе боевых действий, представляются нам далеко не случайными. Действительно, в зимних условиях меховая шапка с очень высокой тульей не имеет явных преимуществ перед аналогичной теплой шапкой с низкой тульей, зато высокий головной убор с толстыми многослойными стенками служит защитой от скользящего клинкового удара противни-
ка. Именно по этому принципу выполнены азиатские и восточноевропейские «мягкие шлемы». Их высокий стеганный купол защищает воина от ударов сверху, а толстые наушники и назатыльник - от ударов сбоку и сзади [Там же. С. 472]. Это дает основание выдвинуть предположение о полифункциональности казахской шапки «малакай», которая, оставаясь теплым головным убором, при определенных обстоятельствах могла играть функцию «мягкого шлема», защищавшего владельца от оружия противника. Подобная трактовка позволяет объяснить факты ношения «малакаев» знатными казахскими воинами в теплое время года,
Рис. 5 (фото). Шапка «малакай» из фондов ЦГМРК (КП 499); вид спереди и сзади
Рис. 6 (фото). «Три бия Бозащынских казахов. Западный Казахстан»
(из Альбома «Народности юга России», вторая половина XIX в.; РНБ, Санкт-Петербург)
а также непропорционально широкое применение этого, в общем редкого, типа головного убора в период военных действий.
Рост популярности «малакаев» среди состоятельных казахов на протяжении XVIII -начала XIX в., на наш взгляд, был обусловлен несколькими причинами. В середине XVIII в. прекращает свое существование Джунгарское ханство, воины которого последними в регионе широко применяли корпусное металлическое защитное вооружение и шлемы. Распространение огнестрельного оружия в Средней Азии постепенно привело к появлению сверхтяжелого многослойного доспеха знати и вытеснению из военного обихода традиционного массового доспеха средневооруженной конницы [Бобров, 2011. С. 34, 46)] Это, в свою очередь, стимулировало резкий рост популярности сильноизогнутых сабель «шамшир», обладающих повышенными режущими свойствами. «Шамширы» были малоэффективны против латника, облаченного в железную броню, но являлись поистине страшным оружием для бездоспешного противника. Позднее к шамширам добавились шашки различных типов. В данных условиях шапка «малакай» оказывалась весьма востребованной как защита от режущих шамширных и рубящих шашечных ударов. Кроме того, тулья, козырек, наушники и назатыльник защищали владельца «малакая» и от ударов тяжелой ногайки, широко применявшейся казахами в ходе междоусобных столкновений. При определенных обстоятельствах «малакай» мог сохранить жизнь воину при сокрушающем ударе палицей «шокпар» или дубиной «сойыл». После разгрома узбекских государств в начале 2-й половины XIX в. и прекращения междо-
усобной борьбы в Казахстане шапка «мала-кай» была достаточно быстро вытеснена из повседневного обихода. Ее некоторое время продолжали носить представители родовой знати (рис. 6), но и эта традиция постепенно исчезла в последней четверти XIX в.
Таким образом, комплексный анализ источников позволяет сделать вывод, что шапка «малакай» с высокой тульей, налобником, широкими наушниками и назатыльником - это мужской головной убор, применявшийся состоятельными казахскими воинами преимущественно в ходе боевых действий в XVIII-XIX вв. Шапка имела по-лифункциональное назначение. Она использовалась и как теплый головной убор, и как «мягкий» шлем.
Список литературы
Бобров Л. А. Основные направления эволюции комплексов защитного вооружения народов Центральной, Средней и континентальной Восточной Азии второй половины XI - IX вв.: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Барнаул, 2011. 54 с.
Бобров Л. А., Худяков Ю. С. Вооружение и тактика кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в эпоху позднего Средневековья и Нового времени (XV - первая половина XVIII вв.). СПб., 2008. 770 с.
Джанибеков У. Казахский костюм. Алматы: Онер, 2005. 160 с.
Захарова И. В., Ходжаева Р. Д. Казахская национальная одежда XIX - начала XX века. Алма-Ата: Наука, 1964. 178 с.
Традиционная одежда казахов. Научный каталог. Алматы: Онер, 2009. 344 с.
Материал поступил в редколлегию 21.06.2012
L. A. Bobrov
KAZAKH MILITARY CAP «MALAKAI» XVIH-XIX CENTURIES
The article is devoted to the Kazakh cap known as «malakai». It differs from other traditional Kazakh caps by a high conical or cylindrical crown combined with front part, long earpieces and wide rear part which covers warrior's neck and shoulders. Based on the complex analysis of sources, author concludes, that «malakai» cap had polifunctional meaning. Such caps were used both as a warm headdress and a soft protective helmet. A high crown combined with front part, long earpieces and wide rear par amortized an enemy's punch (made by blade weapon) and protected a warrior's head and neck. Similar to the cut helmets were used by warriors of different people's of Asia and Eastern Europe during the Late Middle Ages.
Keywords: Kkazakhs, armor, headdress, cap «malakai».