Научная статья на тему 'История молитвенного дома иудейской религиозной общины во второй половине XX века в городе Рославле'

История молитвенного дома иудейской религиозной общины во второй половине XX века в городе Рославле Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
15
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вероисповедание / еврейская община / иудеи / молитвенный дом / черта оседлости. / religion / Jewish community / Jews / prayer house / Pale of Settlement

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Аксёнова Екатерина Кирилловна

Данная статья посвящена истории регистрации молитвенного дома иудейской религиозной общины во второй половине XX века в городе Рославль Смоленской области. Исследование проведено на базе архивных источников, хранящихся в Государственном архиве новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО), многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Делается вывод о том, что история религиозных сооружений еврейского населения в городе Рославле и окрестностях еще имеется много белых пятен. Сбережение и изучение региональной истории необходимо, это помогает обогащать историю многонациональной и многоконфессиональной страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иванов Александр Михайлович, Аксёнова Екатерина Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of the prayer house of the Jewish religious community in the second half of the 20th century in the city of Roslavl

This article is devoted to the history of the registration of the prayer house of the Jewish religious community in the second half of the 20th century in the city of Roslavl, Smolensk region. The study was carried out on the basis of archival sources stored in the State Archive of Contemporary History of the Smolensk Region (hereinafter referred to as GANISO), many of which are introduced into scientific circulation for the first time. It is concluded that the history of religious buildings of the Jewish population in the city of Roslavl and its environs still has many blank spots. Preserving and studying regional history is necessary to enrich the history of a multinational and multi-religious country.

Текст научной работы на тему «История молитвенного дома иудейской религиозной общины во второй половине XX века в городе Рославле»

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №4. С. 86-91

Иванов А. М. Аксёнова Е. К.

УДК 908

История молитвенного дома

иудеискои религиозном общины во второИ половине XX века в городе Рославле

Аннотация. Данная статья посвящена истории регистрации молитвенного дома иудейской религиозной общины во второй половине XX века в городе Рославль Смоленской области. Исследование проведено на базе архивных источников, хранящихся в Государственном архиве новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО), многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Делается вывод о том, что история религиозных сооружений еврейского населения в городе Рославле и окрестностях еще имеется много белых пятен. Сбережение и изучение региональной истории необходимо, это помогает обогащать историю многонациональной и многоконфессиональной страны.

Ключевые слова: вероисповедание, еврейская община, иудеи, молитвенный дом, черта оседлости.

К началу ХХ в. Смоленская губерния являлась многонациональным и многоконфессиональным регионом, поэтому неудивительно, что на ее территории помимо православных храмов имелись религиозные сооружения иных конфессий. В основе законодательной базы проживания лиц иудейского вероисповедания в Российской империи лежало «Высочайшее утвержденное положение о евреях» от 13 апреля 1835 г. В соответствии с ним еврейское население было ограничено в возможности расселения, была введена «черта оседлости», за пределами которой евреям было запрещено селиться.1

Первые официально зарегистрированные и легально проживающие евреи в Рославле и окрестностях появились во второй половине XIX века. В 1860-70-х годах с промежутком в несколько лет были изданы указы, разрешающие селиться вне черты оседлости сначала евреям-ремесленникам, а затем купцам и отставным солдатам, отслужившим срок по рекрутскому уставу.2 Именно к этому периоду можно отнести формирование еврейской общины в Рославле.

1 Иванов А.М., Иванова Е.А. Проблемы еврейского вопроса в городе Вязьме Смоленской области (XIX-XX века) // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей III научно -практической конференции. Отв. редактор Н.Н. Розанова. Смоленск, 2022. С. 374

2 Иванов А.М., Иванова Е.А. Проблемы еврейского вопроса в городе Вязьме Смоленской области (XIX-XX века) // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей III научно -практической конференции. Отв. редактор Н.Н. Розанова. Смоленск, 2022. С. 374.

В 1858 г. на территории Смоленской губернии проживало официально 154 иудея. Но уже в 1860 г. количество иудеев достигло 519 человек. Согласно дореволюционному российскому законодательству евреям, имевшим университетские степени, разрешалось проживать за пределами «черты оседлости». Такое же право предоставлялось демобилизованным солдатам и их потомкам после их смерти, акушеркам, фармацевтам, дантистам и их помощникам, а также некоторым категориям ремесленников. К концу XIX в. именно их этих категорий формировалась еврейская диаспора в Рославле 4 По данным переписи 1897 г. в Российской империи, на территории Смоленской губернии проживало 11144 иудея5, в городе Рославле и Рославльском уезде в 1898 г. было зарегистрировано 344 еврея (182 жили в городе, 162 в уезде)6

В городе Смоленске для еврейской диаспоры в начале XX века действовали три синагоги и шесть молитвенных домов. Достаточно высокая численность иудеев в Рославле и Рославльском уезде вызвала необходимость в строительстве культового сооружения в регионе. Количественный состав еврейского населения в Рославле постоянно менялся. Так, в 1910 г. в городе Рославле проживало уже 1040 представителей еврейского населения. Разрешение на строительство синагоги в Рославле было получено в 1897 г., двухэтажное асимметричное здание со сдвоенными арочными «мавританскими» окнами второго этажа, было построено в самом конце XIX века.

Коренной перелом в отношении еврейского населения и их святынь произошел после Октябрьской революции 1917 г. Согласно Декрету Совета народных комиссаров РСФСР о свободе совести, церковных и религиозных обществах от 20 января 1918 г., все молитвенные здания (храмы) стали

о

собственностью государства. В период оккупации города Рославля немецко-фашистскими войсками 1941-1943 гг. здание синагоги было разрушено (август 1942 года) и впоследствии больше не восстанавливалось.

После окончания военных действий Великой Отечественной войны 19411945 гг. на территории Смоленской области зарегистрированных молитвенных домов иудеев (синагог) не имелось. Иудейская религиозная община в городе Рославле возникла после освобождения Смоленской области от немецко-фашистских оккупантов. До 1955 г. община развивала значительную религиозную активность и проявляла большую устойчивость.

3 Иванов А.М. История культовых сооружений евреев в городе Вязьма Смоленской области // Конфессиональные и этнические группы российских регионов в XIX-XXI вв. Сборник научных трудов. Сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев, отв. ред. А.А. Сорокин. Москва, 2023. С. 27.

4 Иванов А.М., Иванова Е.А. Проблемы еврейского вопроса в городе Вязьме Смоленской области (XIX-XX века) // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей III научно -практической конференции. Отв. редактор Н.Н. Розанова. Смоленск, 2022. С. 375.

5 Иванов А.М. История культовых сооружений евреев в городе Вязьма Смоленской области // Конфессиональные и этнические группы российских регионов в XIX-XXI вв. Сборник научных трудов. Сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев, отв. ред. А.А. Сорокин. Москва, 2023. С. 28.

6 Гавриленков А.Ф. Еврейское население в Рославле и уезде

во второй половине - конце XIX века // Рославльская Правда. 2004. № 92-93. С. 5.

7 Там же. С. 5.

8 Иванов А.М. Вязьма православная. Библиотека историко-литературного журнала «Странникъ». Смоленск, 2016. С. 11.

20 ноября 1945 г. община предъявила в исполком Облсовета документы с просьбой о регистрации ее молитвенного дома и разрешении ей строительства синагоги. В конце октября 1946 г. община вновь обратилась в исполком Облсовета с той же просьбой. Одновременно с подачей ходатайства о регистрации религиозного общества, руководители общины в обход советского законодательства о строительстве новых молитвенных зданий в Рославльском горсовете приобрели участок для индивидуальной застройки на подставную фамилию, причем усадьбой избрали довоенную усадьбу синагоги, разрушенную немецко-фашистскими захватчиками. Возведя стены знания будущей синагоги, руководители религиозной общины инсценировали покупку его у подставной хозяйки, поскольку застройщица оказалось якобы несостоятельной. Описанная комбинация руководителей общины были вскрыта и строительство в городе Рославле было прекращено исполкомом Облсовета.9

Руководители религиозной общины в связи с этим в 1948 г. обратились с жалобой в ЦК ВКП (б) на имя товарища Суслова, в которой излагали, что в период оккупации в городе Рославле было расстреляно 800 евреев (фактически 370 - так в документе, примечания авторов) и что за души погибших во имя освобождения родины они по иудейским законам должны молиться; жалобщики ссылались на нарушение местными Советами Конституции РСФСР, на факт затраты верующими на строительство синагоги свыше 30 тысяч рублей и т.д. Руководители общины просили в жалобе разрешить достройку молитвенного дома. Определить численность религиозной общины представлялось затруднительной. Руководители общины определяли численность общины в 18-20 человек преклонных возрастов. Но факт затраты верующими на строительство синагоги свыше 30 тысяч рублей красноречиво говорило о том, что два десятка верующих стариков таких расходов сделать не были в состоянии.

В городе Рославль на середину 1950-х гг. насчитывалось до 500 семейств евреев. В 1944-48 гг. верующие имели специалиста - резника для изготовления кошерного мяса. Двадцатка учредителей религиозного общества подобрана была исключительно из числа престарелых лиц, за которыми скрывались более активные возрасты. В составе учредителей общества находились лица: в возрасте 1860-1870 гг. рождения - 1 человек, в возрасте 1870-1875 гг. рождения - 4 чел., в возрасте 1875-1880 гг. рождения - 5 чел., в возрасте 1880-1885 гг. рождения - 5 чел., в возрасте 1885-1890 гг. рождения - 3 чел., в возрасте 18901895 гг. рождения - 2 человека.10

С 1948 г. по 1956 г. Рославльская иудейская община проводила свои молитвенные собрания в доме единоверцев.11 Начиная с 1954 года молитвенные собрания проводились беспрепятственно. Часть других общин арендовали помещения для молитвенных собраний у своих единоверцев. Другая же часть

9 Государственный архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 39.

10 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 40.

11 Там же. Л. 40.

проводили собрания в частных домах единоверцев. По мере надобности проходили обряды и похороны.12

Помещения, в которых проводилась молитва, не соответствовала культовым целям, в наличии была захламленность бытовым имуществом, ограниченности площади и др. В связи с тем, что помещения молитвенного дома не соответствовали назначению, ходатайство религиозной общины с регистрацией их неоднократно отклонялись исполкомом Облсовета при наличии согласия Совета по делам религиозных культов (отношение № 1-48с от 5 мая 1949 г.).13

В течение 1955-1956 гг. иудейская община стала постоянно проводить регулярные молитвенные собрания у единоверцев гражданина Кац (ул. Интернациональная, 17). Помещение молитвенного дома, арендуемое общиной, не соответствовало культовым целям, оно было освобождено от жильцов, имела ограниченную площадь, отсутствовала высота вырубки и запасной выход. На основании всего уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Смоленском Облисполкоме Казубский В. отклонил регистрацию Рославльского иудейского общества и его молитвенного дома в помещении гражданина Кац (ул. Интенациональная, 17).14

На 1958 г. на территории Смоленской области действовали две общины иудеев в городах Смоленске и Рославле.15 Дальнейшая судьба иудейской общины в Рославле изобилует еще белыми пятнам и ждет своего исследователя.

На основании вышеизложенного можно сделаем вывод, что Смоленская область являлась исконно русской, но здесь на протяжении многих лет проживали представители разных наций: белорусы, цыгане, евреи и т.д. Авторы статьи попытались раскрыть белые пятна в истории молитвенного дома иудейской религиозной общины во второй половине XX века в городе Рославле. Сбережение и изучение региональной истории необходимо, это помогать обогащать историю многонациональной и многоконфессиональной страны.

12 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 31.

13 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 40-41.

14 Там же. Л. 41.

15 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 31.

Источники

1. Государственный архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 39-41.

2. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 29-31.

Литература

1. Гавриленков А.Ф. Еврейское население в Рославле и уезде во второй половине - конце XIX века // Рославльская Правда. 2004. № 92-93. С. 5.

2. Иванов А.М. Вязьма православная. Библиотека историко-литературного журнала «Странникъ». Смоленск, 2016. 216 с.

3. Иванов А.М. История культовых сооружений евреев в городе Вязьма Смоленской области // Конфессиональные и этнические группы российских регионов в XIX-XXI вв. Сборник научных трудов. Сост. и науч. ред. Ф.А. Селезнев, отв. ред. А.А. Сорокин. Москва, 2023. С. 27-33.

4. Иванов А.М., Иванова Е.А. Проблемы еврейского вопроса в городе Вязьме Смоленской области (XIX-XX века) // Многонациональная Россия: вчера, сегодня, завтра. Сборник научных статей III научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Н. Розанова. Смоленск, 2022. С. 373-379.

Ivanov A. M. Aksyonova E. K.

The history of the prayer house of the Jewish religious community in the second half of the 20th century in the city of Roslavl

Abstract. This article is devoted to the history of the registration of the prayer house of the Jewish religious community in the second half of the 20th century in the city of Roslavl, Smolensk region. The study was carried out on the basis of archival sources stored in the State Archive of Contemporary History of the Smolensk Region (hereinafter referred to as GANISO), many of which are introduced into scientific circulation for the first time. It is concluded that the history of religious buildings of the Jewish population in the city of Roslavl and its environs still has many blank spots. Preserving and studying regional history is necessary to enrich the history of a multinational and multi-religious country.

Keywords: religion, Jewish community, Jews, prayer house, Pale of Settlement.

References

• Gavrilenkov A.F. Jewish population in Roslavl and the district in the second half - the end of the XIX century // Roslavlskaya Pravda. 2004. № 92-93. P. 5.

• Ivanov A.M. Orthodox Vyazma. Library of the historical and literary journal "Strannik". Smolensk, 2016. 216 p. (In Russian).

• Ivanov A.M. Istoriya kultovykh strozheniya evrejov v gorode Vyazma Smolenskoy oblasti [History of cult structures of Jews in the city of Vyazma, Smolensk region] // Confessional and ethnic groups of Russian regions in the XIX-XXI centuries. Comp. and Sci. Ed. by F.A. Seleznev, responsible. Ed. by A.A. Sorokin. Moscow, 2023. P. 27-33.

• Ivanov A.M., Ivanova E.A. Problemy evreyskogo voprosy v gorode Vyazma Smolenskoy oblasti (XIX-XX veka) [Problems of the Jewish question in the city of Vyazma of the Smolensk region (XIX-XX centuries)]. Collection of Scientific Articles of the III Scientific and Practical Conference. Answer. Editor N.N. Rozanova. Smolensk, 2022. P. 373-379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.