Научная статья на тему 'Создание и деятельность религиозных общин евангельских христиан-баптистов в 1950-1970-ее гг. по материалам Смоленского региона'

Создание и деятельность религиозных общин евангельских христиан-баптистов в 1950-1970-ее гг. по материалам Смоленского региона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) / евангелизм / единоверцы / сектанты / религиозные общества. / All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB) / evangelism / co-religionists / religious societies.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Аксёнова Екатерина Кирилловна, Иванов Александр Михайлович

Данная статья посвящена созданию, организации и деятельности религиозных общин евангельских христиан-баптистов на территории Смоленской области во второй половине XX века. Авторы на примере Рославльской религиозной общины евангельских христиан-баптистов показывают с какими проблемами сталкивались религиозные общества при регистрации. Показываются примеры деятельности религиозных организаций в Рославльском районе, указывается их малочисленный характера. В ходе написания статьи проделана аналитическая работа с архивными материалами, которые вводятся в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Аксёнова Екатерина Кирилловна, Иванов Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creation and activities of religious communities of Evangelical Christians-Baptists in the 1950s-1970s based on the materials of the Smolensk region

This article is devoted to the creation, organization and activities of religious communities of Evangelical Christians-Baptists in the Smolensk region in the second half of the XX century. Using the example of the Roslavl religious community of Evangelical Christians-Baptists, the authors show what problems religious societies faced during registration. Examples of the activities of religious organizations in the Roslavl district are shown, their small nature is indicated. In the course of writing the article Analytical work has been done with archival materials that are being introduced into scientific circulation for the first time.

Текст научной работы на тему «Создание и деятельность религиозных общин евангельских христиан-баптистов в 1950-1970-ее гг. по материалам Смоленского региона»

Гуманитарные исследования

Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2023. №3. С. 78-86

Создание и деятельность религиозных общин евангельских христиан-баптистов в 1950-1970-ее гг. по материалам

Смоленского региона

Аннотация. Данная статья посвящена созданию, организации и деятельности религиозных общин евангельских христиан-баптистов на территории Смоленской области во второй половине XX века. Авторы на примере Рославльской религиозной общины евангельских христиан-баптистов показывают с какими проблемами сталкивались религиозные общества при регистрации. Показываются примеры деятельности религиозных организаций в Рославльском районе, указывается их малочисленный характера. В ходе написания статьи проделана аналитическая работа с архивными материалами, которые вводятся в научный оборот впервые.

Ключевые слова: Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), евангелизм, единоверцы, сектанты, религиозные общества.

Возникновение религиозного общества баптистов в городе Рославле относится к 1920 году. Инициаторами организации секты религиозной организации были лица, пребывавшие в течение продолжительного времени в плену в Германии в период первой империалистической войны 1914-1918 гг., где под влиянием повседневной религиозной пропаганды баптистов «уверовали в евангелие» и приняли водное крещение. По возвращению на родину эти лица организовали многочисленное религиозное общество, объединившее несколько сот единоверцев на территории Стодолищенского района. Это общество имело собственный молитвенный дом больших размеров, в нем впоследствии разместилась семилетняя школа. Рославльская община выделилась в 1920 году из состава этого религиозного общества, объединив в своих рядах около 60 единоверцев из числа жителей города и ближайших селений.1

В 1937 г. руководители Рославльской общины были репрессированы, вследствие чего она прекратила существование. В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. репрессированные в 1937 г. лица были

УДК 908 Аксёнова Е. К, Пеанов А. М.

1 Государственное архив новейшей истории Смоленской области (далее ГАНПСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 31. Л. 1.

78

амнистированы. Возвратясь к местам своего постоянного жительства, они развили большую религиозную активность, в результате которой около 30 человек сектантов вновь были объединены в общину. В числе сектантов оказались преимущественно низкооплачиваемые категории рабочих и служащих железнодорожного узла, вагоноремонтного завода, а также домохозяйки, пенсионеры и др.2

В марте 1948 г. община подала в исполком Смоленского областного Совета депутатов трудящихся ходатайство о регистрации молитвенного дома. Ходатайство подписали 20 человек верующих из числа жителей города, причем в числе учредителей в 1948 году входили 11 домохозяек, 2 инвалида и 7 человек рабочих и служащих. В составе двадцатки находилось 3 человека, возвратившихся из ИТЛ. Молитвенный дом представлял собой арендованное у единоверца помещение размером 7.5 на 6.5 метров, не имевшее запасного выхода. Кроме, того, помещение в силу своей ветхости требовало капитального ремонта (смены пола и потолка). В помещении молитвенного дома проживала семья, двор захламлен и находился в антисанитарном состоянии. Ко времени подачи ходатайства о регистрации молитвенного дома, в соответствии с постановлением СНК СССР от 19 ноября 1944 г. «О порядке открытия молитвенных званий религиозных культов», община действовала явочным порядком около 4-х лет.3

Ходатайство о регистрации молитвенного дома подписали 60 человек верующих, в том числе: а) родившихся до 1900 г. - 13 человек, б) родившихся с 1901 по 1905 гг. - 2 чел., родившихся с 1906 по 1910 гг. 4 чел., г) родившихся с 1911 по 1915 гг. - не было, д) родившихся в 1928 г. - 1 человек. По производственному профилю в составе учредителей общины состояло: рабочих и служащих - 7 чел., домохозяек - 11 чел., и 2 инвалида. В числе учредителей находилось трое судимых, из них двое были осуждены еще в 1937 г. В исполнительный орган общины входили три человека в возрасте 40-50 лет, из которых двое были судимы. Все учредители являлись жителями города.4

20 ноября 1948 г. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР согласился с мнением Смоленского облисполкома и отклонил ходатайства о регистрации Рославльского религиозного общества евангельских христиан-баптистов, т.к. помещение молитвенного дома было не пригодно для молитвенных собраний по санитарно-техническим условиям.

В 1949 г. община прекратила регулярное проведение молитвенных собраний, продолжая собираться на молитву группами 6-7 человек в дни годовых праздников у одного из единоверцев в городе Рославле. С другой стороны, часть сектантов этой общины удовлетворяла свои религиозные потребности в Лысевском обществе Стодолищенского районе зарегистрированном религиозном обществе этой же религиозной организации,

: Там же. Л.2.

3 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 34.

4 Там же. Л. 34-35.

расположенном в 20-25 км. от г. Рославля (1.5-2 км. от станции железной дороги).5

В январе 1954 г. верующие вновь начали поднимать вопрос о регистрации молитвенного дома. В этих целях еще в ноябре 1953 г. по инициативе бывшего «благовестника» Добросельского в адрес религиозного центра в Москве Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (далее ВСЕБХ) было направлено письмо с просьбой об организации помощи в организации постоянного действующего молитвенного дома в городе Рославле. К этому времени религиозная община объединяла 17 человек «братьев во Христе», принявших ранее водное крещение и столько же лиц из числа приближенных и сочувствующих сектантам лиц. В составе общины насчитывалось 4 человека из числа бывших «благовестников» (проповедников). В целях поддержания повседневного влияния на единоверцев, «благовестники» общины организовали регулярное посещение «братьями» и «сестрами» молитвенных собраний в Лысовском зарегистрированном религиозном обществе Стодолищенского района.6

В апреле 1954 года верующие через своего представителя Гарбузова обратились в исполком Облсовета с устной просьбой о регистрации. Просьба была отклонена без рассмотрения на заседании исполкома Облсовета, т.к. в общине по спискам, представленным Гарбузовым, насчитывалось лишь 17 человек единоверцев (для организации общества необходимо было 20 человек учредителей) и помещение молитвенного дома не соответствовало культовым целям. Развивая большую религиозную активность, руководство общины к марту 1955 г. объединяла вокруг себя более двадцати верующих, принявших ранее водное крещение и значительную группу «приближенных». В конце марта 1955 г. через своего представителя гражданина Ларионова община обратилась с устной просьбой в исполком Облсовета о разъяснении им порядка регистрации религиозных обществ и ее молитвенного дома, по адресу (Мичуринский пер., 16).

В начале декабря 1956 г. группа верующих представила ходатайство с приложением соответствующих документов о регистрации Рославльского религиозного общества и его молитвенного дома по Мичуринскому переулку, 16. Ходатайство было подписано 20-ю верующими, являвшимися жителями города. В числе учредителей состояло 3 женщины и 17 мужчин. Община объединяла 30-35 единоверцев. Производственный профиль учредителей характеризовался следующими данными: домохозяек - 10 человек, пенсионеров - 4 человека, иждивенцев - 4 человека, рабочих и служащих - 2 человека. По возврату учредители распределялись: родившихся до 1900 года -14 человек, родившихся с 1901 по 1910 гг. - 6 человек.8

В составе учредителей находилась гражданка Ратченкова А.М. 1863 года рождения (93 года), 9 человек имели свыше 60 лет от роду. По стажу

5 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 34.

6 Там же. Л. 35.

7 ГАН11СО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 36.

8 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 31. Л. 2.

пребывания в секте об учредителях имелись следующие данные: вступившие в секту до революции 1917 г. - 1 человек; вступившие в секту в 1920-1935 гг. - 3 человека; вступившие в секту в 1941-1945 гг. - 4 человека; вступивших в секту в 1946-1953 гг. - 7 человек. Для проведения молитвенных собраний верующие имели желание взять в аренду частновладельческий деревянный дом, не соответствовавший культовым целям (не было запасных выходов, не был изолирован вход от жильцов и др.).

В списках двадцатки имелись неточные данные об учредителях, так, например, в списке учредителей гр. Пранова К.С. числилась несудимой, фактически она же была судима в 1937 г. Кроме того, в списке учредителей были включены 4 человека, состоявших сектантами зарегистрированного Лысовского религиозного общества Стодолищенского района (Чиканова Ф.В., Чумакова Е.И., Гончарова Н.Ф., Добросельская А.Н.).9

Пресвитером религиозного общества являлся гражданин Ларионов Е.П., 1888 года рождения, принявший крещение в 1949 г. Ларионов родился в д. Крутовка, Екимовичского района. С 1909 по 1918 гг. находился в армии (писарь); с 1918 по 1921 г. работал счетоводом в Рославле; с 1921 по 1941 г. работал в сельском хозяйстве д. Крутовка Екимовичского района, причем с 1934 по 1941 г. был счетоводом местного колхоза. Находясь на оккупированной территории, занимался сельским хозяйством. Более подробных данных о пребывании Ларионова на оккупированной территории не имелось. С 1946 по 1956 гг. Ларионов работал в городах Львове, Запорожье, Осипенке и др. на различных работах. Под судом не состоял. Образование - окончил церковноприходскую школу, семью бросил и связи с женой и детьми не поддерживает.10

Материал о религиозной активности Рославльской группы верующих евангельских христиан-баптистов в июне 1955 года был обобщен и представлен Совету по делам религиозных культов и областным руководящим организациям (№ 14-е от 26.VI. 1955 г.)11 Порядок регистрации религиозных обществ и их молитвенных домов был разъяснён в соответствии с решением СНК СССР № 1603 от 19 ноября 1944 г. помещение молитвенного дома по санитарно-техническим условиям культовым целям не соответствовало (не имело запасных выходов, не было изолировано от жильцов и др.)

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Смоленском Облисполкоме Казубский В. нашел целесообразным отклонить регистрацию религиозного общества в г. Рославле без рассмотрения на исполкоме Облсовета, поскольку старший пресвитер по Смоленской области Беляев не знал пресвитера Ларионова Е.П. и ходатайство группы верующих г. Рославля о регистрации молитвенного дома не поддерживал.12 Уполномоченный Совета по делам религии Казубский В. заявлял: «Имея в виду, что помещение молитвенного дома не соответствует культовым целям и что верующие имеют возможность удовлетворять свои религиозные потребности в Лысовском

9 Там же. Л. 3.

10 Там же. Л. 3-4.

11 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 31. Л. 3.

12 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 31. Л. 4.

религиозном обществе, регистрацию религиозного общества евангельских христиан-баптистов в городе Рославле нецелесообразным».

На 1958 г. в пределах Смоленской области имелось 5 зарегистрированных общин евангельских христиан - баптистов (Колоднянская - пос. Колодня, гор. Смоленск, Лисевское - в Стодолищенском районе, Коробинское - в Смоленском районе, Ельнинское - в гор. Ельне и Павловское - в Ельнинском районе). Кроме того, действовали незарегистрированные общины и группы ЕХБ: Кордовская и Никулинская в Ершичском районе, Демидовская в гор. Демидов, Бродская в Слободском районе, Рославльская в гор. Рославле, Еремейцовская в Ельнинском районе, Вадинская в Сафоновском районе, Даньковская в Починковском районе, Елисеенская в Дорогобужском районе, Скиртеевская в Пречистенском районе, Угранская в Знаменском районе, Александрийская в Монастырщинском районе. Более мелкие группы имелись в Шумячском районе, гор. Вязьме; Ярцевском, Семлевском, Кардымовском, Хиславичском и Понизовском районах.13

Наиболее крупная и активная община являлась Колоднянская, она объединяла 231 человек сектантов. Молитвенные собрания этой общины посещали единоверцы Краснинского, Касплянского, Кардымовского, Починковского, Ярцевского и Духовщинского районов. В данной общине числилось около 18 % сектантов молодого возраста от 18 до 35 лет. Большинство из них работали на предприятиях и в учреждениях Смоленска, например, Ларионов И.Б. 1929 года рождения; Ларченков А.П. 1922 г. рождения; Черненков М.З. 1932 г. рождения работали на швейной фабрике; Черненкова Д.В. 1929 г. рождения, Попкова П.И. 1925 г. рождения, работали на льнокомбинате. Бапков П.К. 1932 г. рождения активный проповедник общины, работал на моторемонтном заводе, Чурилова А.П. 1935 г. рождения работал на трикотажной фабрике и др. Заслуживает внимания тот факт, что в 1958 г. из 8 человек, принятых в общину, трое были молодого возраста: это Степанов В .А. 1931 г. рождения, проживавший в пос. Кардымово, Сорокина З.Д. 1939 г. рождения, проживающие пос. Белорусская-Сортировочная, Зуев Д.В. -рождения 1928 г., проживавший в гор. Смоленске. Молодые баптисты этой общины, как правило, не принимали участия в культурно-массовых мероприятиях и торжествах, посвященных советским праздникам. Под самими различными предлогами в эти дни с молодыми сектантами руководители общины проводили так называемое чаепитие, организовывали хоровое пение религиозных псалмов. Следует отметить, что секты пополнялись, прежде всего, за счет членов семей верующих и их близких родственников.14

Активными общинами также являлись Лисовское и Ельнинское ЕХБ. Лисовское объединяло 37 человек сектантов, новых членов секты ежегодно принимали 2-3 человека. В большие праздники на молитвенные собрания в эту общину собирались единоверцы из Починковского, Шумячского, Екимовичского районов и гор. Рославля.

13 ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 29-30.

14ГАШ1СО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 30.

Ельнинская община объединяла 71 человек сектантов. Молитвенные собрания данной общины посещали единоверцы Догорогобужского района и Спас-Деменского района Калужской области.

В Павловской общине Ельнинского района насчитывалось 29 человек, в Коробинской общине Смоленского района 28 человек сектантов. На молитвенное собрание в этих общинах собиралось по 5-6 человек. На протяжении пяти лет приема новых членов в эти общины не было.15

Незарегистрированные общины ЕХБ с 1954 г. молитвенные собрания проводили беспрепятственно. Часть этих общин арендовали помещение для молитвенных собраний у своих единоверцев. Другая же часть проводила собрания в частных домах единоверцев. По мере надобности проходили обряды и похороны. В Стодолищенском, Ершичском, Смоленском и других районах плохо проводилась антирелигиозная пропаганда и тем самым не выполняются решения ЦК КПСС от 4 и 10 ноября 1954 г.16

По данным информационного отчете Уполномоченного Совета по делам религии Навозов Ф. в 1971 г. на территории Смоленской области «...осталось четыре зарегистрированных общины евангельских христиан баптистов, две незарегистрированных общины евангельских христиан баптистов, которые являлись сторонниками Всесоюзного совета евангельских христиан баптистов и одна отколовшаяся группа, так называемых сторонников Совета Церквей». Важнейшей особенностью евангельских христиан-баптистов, являлось приспособление к социалистическому обществу. Вот цитата из отчета Уполномоченного по делам религии: «Ведя борьбу за свое самосохранение вожаки-сектанты стараются внушить верующим, что коммунистическое мировоззрение основано на учение Христа и выражает собой надежды и чаяния верующего человека».1

В 1974 г. продолжали действовать четыре секты евангельских христиан-баптистов (в гг. Смоленске, Ельне, в с. Коробино Смоленского района и деревне Кустово Починковского района). Сектантские объединения евангельских христиан-баптистов Смоленской области, подобно другим религиям переживали глубокий кризис. Они также стремились путем модернизации примирить общественные и религиозные задачи человека с тем, чтобы, во что бы то ни стало выжить. Руководители названных зарегистрированных общин в своих проповедях призывают верующих честно выполнять гражданские обязанности. На своих проповедях говорят следующее: «мы не отказываемся от применения земной жизни, но мы считаем ее лишь подготовкой к жизни загробной, уготованной нам на небе, поэтому мы всех

1 о

призываем к поискам "небесной Родины"».

15 Там же. л. 31.

16 Там же. л. 31.

1 Иванов A.M., Михайченков С.Ю. Деятельность всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (17). С. 104.

1S Иванов A.M., Михайленков С.Ю. Деятельность всесоюзного совета евангельских хрнстпан-баптпстов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022.№4(17). С. 106.

83

После начавшейся Перестройки произошли изменения во взаимоотношения государства и религиозных организаций, ослабление партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому, что по состоянию на 1 октября 1989 г. на территории Смоленской области было зарегистрировано б религиозных обществ евангельских христиан-баптистов (гг. Смоленск, Рославль, Вязьма, Ельня, Сафонове, ст. Игоревская Холм-Жирковского района).19 Эти религиозные объединения действовали в рамках закона. Также на территории Смоленской области действовало 3 незарегистрированные секты: сторонников т.н. Совета церквей евангельских христиан-баптистов (п. Колодня, Заднепровский район).20

Таким образом, можно сделать вывод что история религиозных общин евангельских христиан-баптистов на территории Смоленской области в XX веке прошла длительный и тернистый путь. Возникшие неофициальные общины в начале 1920-х годов долго время оставались малочисленными, и подвергались гонениям со стороны местных властей. Сам порядок регистрации религиозных обществ и их молитвенных домов был затруднен в соответствии с решением Совета Народных Комиссаров СССР № 1603 от 19 ноября 1944 г., и зачастую помещения молитвенных домов не соответствовали санитарно-техническим условиям и культовым целям. Постепенно в начале 1970-х гг. количество объединений евангельских христиан-баптистов Смоленской области увеличивается, но они подобно другим религиям переживали глубокий кризис. С началом Перестройки произошли изменения во взаимоотношения государства и религиозных организаций, ослабление партийно-государственного контроля за деятельностью различных религиозных конфессий и течений привело к тому увеличению зарегистрированных религиозных обществ евангельских христиан-баптистов. Регистрация новых религиозных объединений воспитывало уважительное отношение к соблюдению законов, способствовало оздоровлению социально-политической обстановки, установлению нормальных взаимоотношений между обществами верующих и органами государственной власти.-1

19 Иванов A.M. Создание и деятельность первых неформальных движении в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // Studia Humanitatis. 2018. № 1. С. 3.

20 Аксёнова Е.К., Иванов A.M. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С.

197.

11 Аксёнова Е. К., Иванов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференщш. Челябинск, 2020. С.

198.

Источники

1. Государственное архив новейшей истории Смоленской области (дачее ГАНИСО). Ф. 985. Оп. 2. Д. 29. Л. 34-37.

2. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 31. Л. 1-4.

3. ГАНИСО. Ф. 985. Оп. 2. Д. 33. Л. 29-31.

4.

Литература

5. Аксёнова Е. К, Пеанов А. М. Русское православное общество и органы советской власти: взаимоотношения в период перестройки (1985-1991 гг.) по материалам Смоленской области. // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2020. С. 197.

6. Пеанов А. М. Создание и деятельность первых неформальных движений в период Перестройки (1985-1991 гг.) на примере Смоленской области // БШсЦа НитапкаПэ. 2018. № 1. С. 3.

7. Иванов А. М., Мнхайленков С. Ю. Деятельность Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) во второй половине XX века по материалам Смоленской области // Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (17). С. 98-109.

Aksyonova Е. К.; IvanovA. М.

Creation and activities of religious communities of Evangelical Christians-Baptists in the 1950s-1970s based on the materials of

the Smolensk region

Abstract: This article is devoted to the creation, organization and activities of religions communities of Evangelical Christians-Baptists in the Smolensk region in the second half of the XX century. Using the example of the Roslavl religious community of Evangelical Christians-Baptists, the authors show what problems religious societies faced during registration. Examples of the activities of religious organizations in the Roslavl district are shown, their small nature is indicated, hi the course of writing the article Analytical work has been done with archival materials that are being introduced into scientific circulation for the first tune.

Key words: All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB), evangelism, coreligionists, religious societies.

References

• Aksyonova E. K., Ivanov A. M. Russian Orthodox Society and Soviet Power Bodies: Relationships in the Perestroika Period (1985-1991) Based on the Materials of the Smolensk Region. // Traditional Societies: Unknown Past. Proceedings of the XVI International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk, 2020. P. 197.

• Ivanov A. M. Creation and activity of the first informal movements during Perestroika (1985-1991) on the example of the Smolensk region// Studia Humanitatis. 2018. № 1. P. 3.

• Ivanov A. M., Mikhavlenkov S. Y. Activities of the All-Union Council of Evangelical Christians-Baptists (VSEB) in the Second Half of the XX Century Based on the Materials of the Smolensk Region // Theological Bulletin of the Smolensk Orthodox Theological Seminary. 2022. № 4 (17). S. 98-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.