Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ГРУПП ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ГРУПП ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / СССР / ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩИНЫ / ПРОТЕСТАНТЫ / ВЕРУЮЩИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дашковский П. К., Зиберт Н. П.

В статье на основе архивных материалов Исторического архива Омской области рассматривается положение общин евангельских христиан-баптистов Омска в контексте реализации государственно-конфессиональной политики советской власти конца 1950-х - начале 1960-х гг. Процессы ужесточения законодательства о культах, происходившие в этот временной период, привели к лишению общин евангельских христиан-баптистов самостоятельности и поставили их под особый контроль государственных органов. Одновременно с этим внутренние духовные разногласия в понимании евангельского учения способствовали выдвижению в руководство некоторыми общинами проповедников, занимавших позицию противостояния как с союзным центром евангельских христиан-баптистов, так и с государственной властью. В начале 1960-х гг. на рассматриваемой территории широкое распространение получила сеть небольших консолидированных общин, объединённых общей идеей и организационной структурой. В свою очередь, распространение большого количества незарегистрированных религиозных общин, скрытые методы работы последних и систематическое уклонение от государственной регистрации затруднили учет фактически действующих религиозных групп и заставили органы государственной власти пересмотреть свои методы работы с целью предотвращения дальнейшего распространения религиозных вероучений и реакционной идеологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дашковский П. К., Зиберт Н. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF UNREGISTERED GROUP OF EVANGELICAL CHRISTIAN-BAPTISTS IN THE REGIONAL CENTERS OF WESTERN SIBERIA IN THE END OF THE 1950S AND THE BEGINNING OF THE 1960S (BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF OMSK)

The article examines the situation of Evangelical Christian Baptist communities in Omsk during the late 1950s and early 1960s by analyzing archival materials from the Historical Archive of the Omsk Region. During this period, the Soviet government tightened legislation on cults, leading to the loss of independence for Evangelical Christian Baptist communities and placing them under special state control. Additionally, internal spiritual differences contributed to opposition among some communities and the promotion of opposition preachers. As a result, a network of consolidated communities emerged in the early 1960s. However, the widespread presence of unregistered religious communities made it difficult for state authorities to account for them, forcing them to reconsider their methods to prevent the spread of religious beliefs and reactionary ideology. The article sheds light on the state-confessional policy of the Soviet government during this period and its impact on religious communities in Omsk.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ГРУПП ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ 1950-Х - НАЧАЛЕ 1960-Х ГГ. (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА)»

УДК 947.083.71

Б01: 10.14258/пгеиг(2023)1-10 П. К. Дашковский

Алтайский государственный университет, Барнаул (Россия) Н. П. Зиберт

Барнаул (Россия)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ГРУПП ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН-БАПТИСТОВ В ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В КОНЦЕ 1950-х — НАЧАЛЕ 1960-х гг. (НА ПРИМЕРЕ ОМСКА)

В статье на основе архивных материалов Исторического архива Омской области рассматривается положение общин евангельских христиан-баптистов Омска в контексте реализации государственно-конфессиональной политики советской власти конца 1950-х — начале 1960-х гг. Процессы ужесточения законодательства о культах, происходившие в этот временной период, привели к лишению общин евангельских христиан-баптистов самостоятельности и поставили их под особый контроль государственных органов. Одновременно с этим внутренние духовные разногласия в понимании евангельского учения способствовали выдвижению в руководство некоторыми общинами проповедников, занимавших позицию противостояния как с союзным центром евангельских христиан-баптистов, так и с государственной властью. В начале 1960-х гг. на рассматриваемой территории широкое распространение получила сеть небольших консолидированных общин, объединённых общей идеей и организационной структурой. В свою очередь, распространение большого количества незарегистрированных религиозных общин, скрытые методы работы последних и систематическое уклонение от государственной регистрации затруднили учет фактически действующих религиозных групп и заставили органы государственной власти пересмотреть свои методы работы с целью предотвращения дальнейшего распространения религиозных вероучений и реакционной идеологии.

Ключевые слова: Западная Сибирь, СССР, государственно-конфессиональные отношения, религиозные общины, протестанты, верующие.

Цитирование статьи

Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Деятельность незарегистрированных групп евангельских христиан-баптистов в областных центрах западной сибири в конце 1950-х — начале 1960-х гг. (на примере Омска) // Народы и религии Евразии. 2023. Т. 28, № 1. С. 141-156. БОТ: 10.14258/пгеиг(2023)1-10.

P. K Dashkovskiy

Altai State University, Barnaul (Russia) N. P. Zibert

Altai State University, Barnaul (Russia)

ACTIVITIES OF UNREGISTERED GROUP OF EVANGELICAL

CHRISTIAN-BAPTISTS IN THE REGIONAL CENTERS

OF WESTERN SIBERIA IN THE END OF THE 1950S

AND THE BEGINNING OF THE 1960S

(BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF OMSK)

The article examines the situation of Evangelical Christian Baptist communities in Omsk during the late 1950s and early 1960s by analyzing archival materials from the Historical Archive of the Omsk Region. During this period, the Soviet government tightened legislation on cults, leading to the loss of independence for Evangelical Christian Baptist communities and placing them under special state control. Additionally, internal spiritual differences contributed to opposition among some communities and the promotion of opposition preachers. As a result, a network of consolidated communities emerged in the early 1960s. However, the widespread presence of unregistered religious communities made it difficult for state authorities to account for them, forcing them to reconsider their methods to prevent the spread of religious beliefs and reactionary ideology. The article sheds light on the state-confessional policy of the Soviet government during this period and its impact on religious communities in Omsk.

Keywords: Western Siberia, USSR, state-confessional relations, religious communities, Protestants, believers

For citation:

Dashkovskiy P. K., Zibert N. P. Activities of unregistered groups of evangelical christian-baptists in the regional centers of Western Siberia in the end of the 1950s and the beginning of the 1960s (by the example of the city of Omsk). Nations and Religions of Eurasia. 2023. 28 (1). P. 141-156. DOI: 10.14258/nreur(2023)1-10.

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: dashkovskiy@fpn.asu.ru.

Зиберт Наталья Петровна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник АГУ, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: гШеЛ. natalya18@mail.ru.

Dashkovskiy Petr Konstantinovich, Doctor of Historical Sciences, professor, head of the Department of regional studies of Russia, national and state-confessional relations, head of the laboratory of ethnocultural and religious studies of the Altai state university, Barnaul (Russia). Contact address: dashkovskiy@fpn.asu.ru. Orcid.org/0000-0002-4933-8809. Zibert Natalya Petrovna, Candidate of Historical Sciences, senior research fellow, Altai state university, Barnaul (Russia). Contact address: zibert. natalya18@mail.ru.

Введение

На современном этапе одной из важнейших задач государственно-конфессиональной политики страны является выстраивание эффективного диалога между различными религиозными организациями и органами светской власти. Для эффективного решения данной задачи необходимо учитывать не только накопленный опыт межконфессионального взаимодействия, но и исторически сложившуюся специфику внутри конфессиональных отношений.

В настоящее время заметным явлением стало широкое распространение протестантских общин, что делает актуальными такие вопросы, как соотношение исторического опыта с современностью, особенности и предпосылки выстраивания социальных связей внутри различных протестантских сообществ.

Опыт деятельности государственных институтов по взаимодействию с протестантскими организациями России и в частности Западной Сибири освещен в работах таких авторов, как Л. И. Сосковец [Сосковец, 2003], А. В. Горбатов [Горбатов, 2015: 119-140], Е. А. Серова [Серова, 2011: 277-280], Е. В. Конев [Конев, 2020: 20-25], Р. О. Поплавский [Поплавский, 2011: 43-47], А. Добровольский [Добровольский, 2020: 158-161], Н. В. Воробьева [Воробьева, 2020: 49-58], С. Г. Сизов [Сизов, 1999: 65-67], В. П. Клюева [2009: 95-100] и др. Кроме того, среди работ, отчасти касающихся данной проблематики, следует отметить монографии, отдельные разделы которых частично освещают положение протестантских общин на территории Западной Сибири в 1950-1960 гг. [Дашков-ский, Дворянчикова, 2015: 75-83; Серова, 2019: 147-165; Дашковский, Дворянчикова, 2019: 165-172; Дашковский, Зиберт, 2020: 76-96].

В данной статье предпринята попытка исследования положения различных общин евангельских христиан-баптистов Омска, а также выявления их отношения к проводимой советской властью государственно-конфессиональной политике. В качестве основной источниковой базы исследования выступили архивные материалы, хранящиеся в Историческом архиве Омской области, позволившие уточнить некоторые исторические предпосылки существующих взаимоотношений религиозных общин.

Важно отметить, что функционирование протестантских общин в разные исторические периоды сопровождалось рядом внутренних объединений и расколов, что сказывалось не только на взаимоотношениях между различными общинами, но и на отношении к проводимой государственно-конфессиональной политике, а также на диалоге с представителями советских органов власти [Никольская. 2009; 2021].

Одним из важнейших событий в истории функционирования протестантских общин в стране стало формирование в 1944 г. союза ЦЕХБ (Церковь Евангельских Хри-

стиан-Баптистов). При этом следует отметить, что если объединение баптистов и евангельских христиан прошло относительно спокойно благодаря большой схожести их вероучений, то вхождение в этот союз пятидесятников в 1945 г. сопровождалось всеобщим массовым недовольством и закончилось расколом последних на тех, кто категорически не допускал возможность объединения, и тех, кто в силу различных причин считал допустимым некий компромисс и вступление в союз ЦЕХБ. Уже с 1947 г. стал наблюдаться отток некоторых протестантских общин из союза ЦЕХБ [Протестанты на службе России: биографические очерки, 2012: 294], что в 1950-е — начале 1960-х гг. привело к большому количеству бесконтрольно функционирующих религиозных общин в разных регионах страны, в том числе и в Омской области.

К 1960 г. все чаще причиной разделения и расколов в религиозных группах евангельских христиан-баптистов стало недовольство действиями Всесоюзного Совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), принявшего на Пленуме 1959 г. «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам ВСЕХБ». Данные документы сводили функции старших пресвитеров к наблюдению за соблюдением установленного порядка и не давали им возможности принимать участие в богослужениях, ограничивали крещение молодых верующих в возрасте от 18 до 30 лет. Пресвитерам поместных церквей предписывалось избегать призывов к покаянию во время богослужений. Кроме того, запрещались хоровые выступления в сопровождении оркестра и декламации. К проповеди на богослужебных собраниях допускались только пресвитер и члены исполнительного органа, реже — ревизионной комиссии. Пункт 3 Инструктивного письма в качестве главной задачи богослужений называл не привлечение новых членов, а удовлетворение насущных духовных потребностей верующих [История Евангельских христиан-баптистов в СССР, 1989: 240, 241].

В начале августа 1961 г. несогласные с политикой ВСЕХБ служители культа во главе с пресвитером из Украины А. Ф. Прокофьевым и пресвитером из Тульской области Г. К. Крючковым объявили о создании Инициавной группы по подготовке и проведению Всесоюзного чрезвычайного съезда церкви ЕХБ в СССР. 24-25 февраля 1962 г. состоялось расширенное совещание Инициативной группы, на котором она была преобразована в Оргкомитет церкви ЕХБ [Никольская, 2009: 202, 203, 208]. Представители Оргкомитета, в частности его лидер А. Ф. Прокофьев, в течение нескольких месяцев посещали различные города и поселки России, Украины, Белоруссии, Казахстана, тем самым активно способствуя формированию новых общин [Никольская, 2009: 209].

Политика органов советской власти в отношении протестантских общин

Конец 1950-х гг. считается одним из самых сложных в истории функционирования протестантских общин в стране. Данный период характеризуется выходом большого количества постановлений и инструкций, касающихся деятельности религиозных общин. Вопросы о необходимости усиления борьбы с религией все чаще стали подниматься после XX съезда КПСС, прошедшего в феврале 1956 г. [Доклад на закрытом заседании XX съезда КПСС «О культе личности и его последствиях», 1959: 60]. В 1958 г. появились записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республи-

кам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», указывающая на слабую научно-атеистическую пропаганду в ряде регионов [https://rusoir.ru/03print/03print-02/ 03рппЮ2-239/], секретное постановление ЦК КПСС «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды»» [Костылев, 2014: 168], призывающее начать наступление на «религиозные пережитки» населения. Отдельные аспекты функционирования религиозных организаций регулировались постановлениями «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений, а также доходов монастырей», «О монастырях в СССР» [Пибаев, 2021: 21], «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам»» [Арапов, 2011: 328].

Важно подчеркнуть, что перечисленные выше постановления регулировали функционирование зарегистрированных религиозных общин и никак не влияли на деятельность не зарегистрированных религиозных групп, а также верующих, конфессиональная принадлежность которых объявлялась вне закона. Так, например, в 1958 г. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СМ СССР в одном в Омском облисполкоме Л. И. Серебренников в переписке с начальником УКГБ Н. Г. Минаевым подчеркивал, что государственные органы власти не регистрируют общины пятидесятников как самостоятельные религиозные группы. В связи с этим их законное функционирование возможно только совместно с религиозными общинами евангельских христиан-баптистов, объединение с которыми произошло в 1945 г. [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 25. Л. 1]. С 1958 г., после проведения общиной пятидесятников серии межобластных и специальных совещаний с молодежью, местные органы власти Омска перестали предоставлять им помещения для проведения собраний. При этом руководитель пятидесятников в Омской области Козубенко попал под особый контроль не только уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Омском облисполкоме Л. И. Серебренникова, но и председателя Совета по делам религиозных культов при СМ СССР А. А. Пузина [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 25. Л. 1б].

Следует отметить, что сам Л. И. Серебренников всячески препятствовал появлению на подведомственной ему территории зарегистрированных групп евангельских христиан-баптистов. На протяжении ряда лет он отказывал последним в регистрации под предлогом отсутствия здания, подходящего для молитвенных целей. Одновременно с этим отсутствие зарегистрированных общин евангельских христиан-баптистов послужило причиной высылки из города старшего пресвитера евангельских христиан-баптистов В. И. Ермилова. Последнему запретили остаться в городе для изучения дел в омской общине баптистов из-за ее нелегального статуса [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 109].

На Всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам религиозных культов при СМ СССР, прошедшем в ноябре 1958 г., отмечалось наличие 1715 действующих в стране сектантских групп [Одинцов, 2020: 382]. К началу 1961 г. в стране насчитывалось уже 6486 неправославных религиозных групп без регистрации, некоторые из них согласно Инструкции по применению законодательства о культах 1961 г. относились к числу «запрещенных сект», вследствие этого не имели права на регистрацию [Одинцов, 2020: 387].

Функционировали незарегистрированные религиозные группы и на территории Западной Сибири. Так, согласно отчетам уполномоченных Совета по делам религиозных культов при СМ СССР, в начале 1960-х гг. в Новосибирской области насчитывалось около 100 нелегальных общин. В Алтайском крае нелегальные группы имелись в 14 районах и 9 городах Алтайского края [Сосковец, 2003: 72]. В Омской области на 1 января 1962 г. было учтено 76 незарегистрированных религиозных групп, в которых состояло не менее 5 тысяч человек [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 32. Л. 12, 32].

Несмотря на то, что уполномоченных Совета по делам религиозных культов и Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР (позднее при СМ СССР) обязали информировать центральные аппараты Советов о количестве действующих в регионах незарегистрированных религиозных объединений [Одинцов, 2020: 389, 390, 392-393], точная численность последних остается под вопросом. Помимо того, что к началу 1960-х гг. верующие многих протестантских групп успели привыкнуть к постоянной конспирации своей религиозной жизни и не видели необходимости в получении государственной регистрации [Никольская, 2009: 183], замалчивание информации о любых функционирующих религиозных группах было выгодно местным органам власти. Сокрытие наличия религиозных групп позволяло последним отчитываться вышестоящим органам властям об успешной идеологической работе и высоком уровне антирелигиозной пропаганды. Следует отметить, что в рассматриваемом регионе, помимо государственных постановлений, действовали также решения местных органов власти. Так, например, помимо постановления ЦК КПСС «О мерах по ликвидации нарушений духовенством законодательства о культах» от 13 января 1960 г. и указаний, полученных на всесоюзном совещании уполномоченных Совета по делам религиозных культов, в апреле 1960 г. в Омской области действовало постановление Бюро обкома КПСС от 3 марта 1960 г., основанное на постановлении ЦК КПСС, а также решение облисполкома от 18 июня 1959 г. «О состоянии и мерах усиления антирелигиозной работы в области» [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 99].

После того, как стало известно о слабом уровне организации работы в Тюкалин-ском районе, облисполком принял специальное решение от 2 августа 1960 г. «О неудовлетворительном выполнении Тюкалинским райисполкомом решения облисполкома от 18/ XI-1959 г. „О состоянии и мерах усиления антирелигиозной работы в области"», которое было разослано всем райисполкомам [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 100]. Для проверки и ознакомления с ходом выполнения райисполкомами и сельскими Советами указанных выше решений уполномоченный Совета по делам религиозных культов поддерживал связь с райисполкомами и районным комитетом КПСС Омска, в 1960 г. несколько раз выезжал в районы.

В целях выполнения установленных законом положений и пресечения нарушений руководители незарегистрированных религиозных групп приглашались на беседы уполномоченным Совета по делам религиозных культов при Омском облисполкоме, исполкомами районных, городских и сельских Советов и другими организациями, в ходе которых разъяснялось законодательство о культах и предъявлялись требования прекратить нарушение закона. Например, такие беседы проводились с руководителями групп пятидесятников Брауэром, Шугом, Файфертом; групп меннонитов — Ристе,

Эппом; евангельских христиан-баптистов — Ковалевым, Андриенко; группы адвентистов седьмого дня — Вольфом1. В некоторых случаях исполкомы районных и сельских Советов по собственной инициативе проводили мероприятия по прекращению нарушения руководителями религиозных групп законодательства о культах [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 102, 103].

В 1962 г. уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Омском облисполкоме И. Бутюгов отмечал, что выполнение постановления Совета Министров СССР от 16.03.1961 об усилении контроля за выполнением законодательства о культах затруднено из-за сложности учета фактически действующих, но незарегистрированных объединений. Районные и сельские Советы либо не отслеживали наличие религиозных групп, действующих на их территории, либо не обращали на них внимания. В некоторых случаях представители органов власти знали только руководителей нелегально действующих групп, но не располагали информацией о деятельности, численном составе и содержании вероучения [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 32. Л. 15, 16]. В Октябрьском районе Омска сотрудники районного финансового отдела, узнав, что в одном из домов регулярно проводятся молитвенные собрания, вместо того, чтобы оштрафовать хозяйку дома за предоставление помещений для незаконных собраний, установили для нее соответствующий налог, тем самым в какой-то степени легализовав религиозную группу [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 37. Л. 12].

Общины евангельских христиан-баптистов функционировали в условиях нехватки молитвенных домов, духовной литературы, недостатка духовных служителей. В качестве молитвенного дома зачастую выступал определенный частный дом, в котором верующие периодически собирались на молитвенные собрания. В свою очередь уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Омском облисполкоме пытался выявлять такие дома и пресекать незаконные молитвенные собрания всеми доступными способами [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 103]. Так, например, после того, как владельцы одного из домов Омска отказались выполнить требования уполномоченного и прекратить проводить в доме молитвенные собрания, последний поставил перед райисполком вопрос о применении к владельцу дома Постановления СНК РСФСР от 1940 г. «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», согласно которому дом допускалось снести. Следует отметить, что данные меры оказались эффективными. Несмотря на то, что дом в итоге сносить не стали, молитвенные собрания в нем прекратились. Кроме того, было зафиксировано снижение активности баптистов и в других религиозных группах Омска [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 114].

Деятельность евангельских христиан-баптистов Омска

К 1960 г. в Омске насчитывалось около 800 евангельских христиан-баптистов [Глушаев, 2013: 20], разделенных на две группы, деятельность которых определялась не только вмешательством советских надзорных органов, но и различными внутренними процессами и противоречиями [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 107].

Имена установить не удалось

Наиболее многочисленной являлась группа баптистов, возглавляемая П. Г. Ковалевым, А. И. Андреенко и А. И. Семиречь. По словам старшего пресвитера евангельских христиан-баптистов В. И. Ермилова, бывшего проездом в Омске в октябре 1960 г., П. Г. Ковалев относился к так называемым свободным баптистам, не поддерживающим контактов с ВСЕХБ. Община регулярно проводила молитвенные собрания в домах верующих, разбившись на небольшие группы. Была организована работа с молодежью, для которой проводились занятия по обучению игре на музыкальных инструментах. Периодически осуществлялись водные крещения над вступающими в общину. В течение 1959-1960 гг. было окрещено около 50 человек1. Свою позицию относительно крещений руководство общины объясняло тем, что «они 10 лет ждут, когда разрешат баптистам собираться, но он (Ковалев) дальше ждать не хочет» [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 107, 109, 110]. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СНК СССР в Омском облисполкоме Л. И. Серебренников отмечал многолюдность собраний этой общины. Так, например, на праздник Жатвы в Октябрьском и Кировском районах Омска планировалось пригласить 100-180 верующих.

Другая группа баптистов, руководство над которой осуществляли Н. А. Кондра-шов и П. С. Солодуха, по наблюдению Л. И. Серебренникова, молитвенных собраний в честь праздника Жатвы не проводила и в своей деятельности старалась придерживаться действующего законодательства о культах. По всей видимости, именно это спровоцировало в 1960 г. переход значительного числа верующих в группу П. Г. Ковалева, после чего в группе под руководством Н. А. Кондрашова оставалось около сотни человек [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 107]. При этом, несмотря на различные взгляды на проводимую государственно-конфессиональную политику, в 1960 г. обе группы получили отказ на свои заявления о регистрации в связи с отсутствием здания, подходящего для использования под молитвенный дом [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 109].

В 1961 г. за систематическое нарушение законодательства о культах был осужден и выселен сроком на пять лет пресвитер омской группы евангельских христиан-баптистов П. Г. Ковалев. В вину ему ставилось проведение религиозных обрядов под открытым небом без соответствующего разрешения органов власти; крещение лиц в районах области; выступление проповедников без разрешения; сбор средств для оказания помощи отдельным верующим. Важно отметить, что религиозная группа, возглавляемая П. Г. Ковалевым, охватывала около тысячи верующих, проживающих в разных районах Омска, арест последнего спровоцировал ее распад на 18 более мелких групп, продолживших свою деятельность несмотря на предупреждения райисполкомов.

Последователи П. Г. Ковалева на протяжении 1961-1962 гг. ни разу не посетили уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Омской области и не поднимали вопрос о регистрации общин. Проповедники одной из вновь образовавшихся групп открыто заявляли, что «...напрасно ходят некоторые руководители за регистрацией в райисполком или к Уполномоченному Совета, все равно реги-

Здесь (и далее по тексту) данные о численности религиозных общин приведены на основании отчетов уполномоченных Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Омской области и могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону от реальной численности религиозных об-

страции не дадут, давайте продолжать собираться без разрешения... новая Конституция не дает нам больше свободы собраний, регистрации вновь все равно не дадут, давайте собираться вопреки преследованию нас, и чем больше нас будут преследовать и разгонять, тем крепче будет вера, тем больше будет угодно богу» [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 17, 18; Д. 37. Л. 9, 10; Д. 39. Л. 8]. В 1963 г. против 14 проповедников, ранее примыкавших к группе П. Г. Ковалева и развернувших широкую работу по привлечению новых верующих, были возбуждены ходатайства о проведении расследования и привлечении их к уголовной ответственности по ст. 237 УК РСФСР и Указа Президиума Верховного Совета СССР. По мнению уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Омском облисполкоме И. Бутюгова, эти люди являлись наиболее реакционными верующими. Организованные ими религиозные группы евангельских христиан-баптистов, насчитывающие около 400 человек, занимались систематической вербовкой молодежи и подростков, распространяли в своих кругах идеи о неподчинении установленным правилам и законам, регулирующим существование религиозных обществ и групп. Именно в этой среде верующих был обнаружен протокол № 7 нелегального комитета церкви ЕХБ, состоявшегося 23 июня 1962 г. [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 37. Л. 29, 30, 31, 32, 33; Д. 39. Л. 8].

В это же время члены другой религиозной группы евангельских христиан-баптистов, возглавляемой П. С. Солодухой, считали недопустимым нарушение советских законов о культах и длительное время не собирались на молитвы, безуспешно ходатайствуя в течение 1960-1963 гг. о регистрации [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 17; Д. 39. Л. 10]. В беседах с уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Омской области И. Бутюговым представители данной группы неоднократно подчеркивали, что наличие одной зарегистрированной общины евангельских христиан-баптистов позволит поглотить все мелкие группы, существующие в городе на нелегальном положении, что в свою очередь позволит уточнить состав верующих и упорядочить проповедническую деятельность [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 37. Л. 33, 34].

Важно отметить, что описанная выше ситуация не являлась уникальной, в рассматриваемый период наблюдалась в Ташкенте, Ростове-на-Дону, Тбилиси, Казани, а также в ряде городов Казахстана, Закавказья, Белоруссии, Украины, Дальнего Востока и Восточной Сибири [История Евангельских христиан-баптистов в СССР, 1989: 240, 241].

Так, например, в Хакасской автономной области Красноярского края еще в 1958 г. от легальной общины баптистов отделилась группа во главе с П. А. Евдокимовым, отказавшаяся признать Устав Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов и требующая свободы исповедания веры. Наиболее активные сторонники П. А. Евдокимова регулярно выезжали в разные районы Хакасии с целью вербовки новых членов общины, которых они призывали не участвовать в общественных мероприятиях, не признавать органы советской власти и не служить в Советской Армии [Бадмаев, 2006: 67, 68]. Непосредственно в Красноярске в 1960 г. значительное число общин евангельских христиан-баптистов функционировало нелегально. Их члены являлись сторонниками инициативной группы [Гиндер, 2017: 252].

Аналогичная ситуация отмечена в Западной Сибири. В Новосибирске по состоянию на 1 января 1962 г. функционировало три зарегистрированных и 64 незарегистриро-

ванных религиозных объединений евангельских христиан-баптистов. К началу 1965 г. количество последних снизилось до 31 [ГАНО. Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 65. Л. 28; Д. 80. Л. 30]. Согласно отчетам уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Алтайскому краю Л. Ф. Иванова, в начале 1960-х гг. незаконные группы евангельских христиан-баптистов были зафиксированы в 14 районах края и 9 городах. Так, в 1961 г. в Бий-ске Л. Ф. Иванов насчитывал 54 человека верующих [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 19. Л. 2, 5]. Большое количество евангельских христиан-баптистов отмечалось в городах Барнауле, Славгороде, Бийске, Рубцовске и Новоалтайске, а также в Знаменском, Благовещенском, Славгородском, Михайловском, Кулундинском, Табунском, Волчихинском и Таль-менском районах [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 57. Л. 36; Оп. 1. Д. 37. Л. 126]. При этом, по замечанию Л. Ф. Иванова, в 1962 г. численность данных общин снижалась медленно, а в Барнауле и Рубцовске росла [ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 57. Л. 51].

В начале 1960-х гг. широкое распространение получили открытые судебные процессы и суды общественности над сектантами. Так, в 1963 г. в Омске прошел открытый судебный процесс над сторонниками П. Г. Ковалева, проживавшими в Ленинском, Центральном, Куйбышевском и Советском районах Омска, результатом которого стало заметное уменьшение количества проводимых молитвенных собраний. Согласно наблюдениям вступившего в должность уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СМ СССР по Омской области Г. С. Михайлова, уменьшилась и численность некоторых религиозных групп. Так, например, в Куйбышевском районе численность евангельских христиан-баптистов снизилась со 150 человек до 70. Одновременно с этим уполномоченный данного органа отмечал постепенное распространение религиозного фанатизма, а также переход руководителей религиозных групп к более скрытой работе, при которой религиозные собрания маскировались под семейные торжества [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 39. Л. 8, 9]. Необходимость пресечения процесса образования нелегальных групп верующих заставили уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СМ СССР в Омском облисполкоме поднять вопрос о необходимости регистрации общины евангельских христиан-баптистов в Омске. Данный шаг, по мнению последнего, мог помочь установить полноценный контроль за соблюдением законодательства о культах и пресечь распространение реакционной идеологии [БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 39. Л. 11].

Заключение

Таким образом, в конце 1950-х — начале 1960-х гг. прослеживается несколько вариантов развития общин евангельских христиан-баптистов. Общины евангельских христиан-баптистов, предпочитающие работать в рамках правового поля и придерживающие рамок действующей государственно-конфессиональной политики, были малочисленными, годами добивались регистрации и все это время были лишены возможности проводить молитвенные собрания. При этом они не подвергались преследованиям и привлечению к уголовной ответственности.

Полной противоположностью им являлись общины евангельских христиан-баптистов, использующих скрытые методы работы. Данные общины не поддерживали контактов с ВСЕХБ и не шли на диалог с органами советской власти. Систематическое укло-

нение последних от государственной регистрации позволяло обвинить членов общины в реакционной идеологии и подвергнуть уголовным преследованиям. Наряду с этим следует отметить неэффективность высылки из региона наиболее активных верующих. Помимо того, что это провоцировало дробление религиозных групп на более мелкие, руководители нелегальных общин рассматривали ссылку как один из способов распространения учения и пытались создавать новые объединения верующих в месте ссылки [Конев, 2020: 22]. Впоследствии данный метод борьбы с религией был признан властями «не всегда оправданным, а иногда даже вредным» [Никольская, 2009: 188]. Однако активная миссионерская работа, регулярные молитвенные собрания и проводимые крещения новообращенных привлекали в данные общины новых членов, видевших в сложившихся условиях свой собственный путь религиозного служения.

Благодарности

Работа подготовлена в рамках выполнения гранта РНФ по теме «Религия и власть: исторический опыт государственного регулирования деятельности религиозных общин в Западной Сибири и сопредельных районах Казахстана в Х1Х-ХХ вв.» (проект № 19-18-00023).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Арапов Д. Ю. Ислам и советское государство (1944-1990). Сборник документов. М., 2011. Вып. 3. 529 с.

Бадмаев А. А., Адыгбай Ч. О., Бурнаков В. А., Маншеев Д. М. Протестантизм и народы Южной Сибири: история и современность. Новосибирск, 2006. 168 с.

БУ ИсА — Бюджетное учреждение Омской области «Исторический архив Омской области». Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 25. Л. 1, 1б.

БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 29. Л. 17, 18, 99, 100, 102, 103, 107, 109, 110, 114.

БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 32. Л. 12, 15, 16, 32.

БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 33. Л. 33, 34.

БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 37. Л. 8, 9, 10, 12, 29, 30, 31, 32, 33, 34.

БУ ИсА. Ф. Р. 2603. Оп. 1. Д. 39. Л. 8, 9, 11.

Воробьева Н. В. Проповедник из мастеровых с Библией одержал верх: религиозная идентичность меннонитов Омской области в 50-60-е гг. XX в. // Религиоведение. 2020. № 4. С. 49-58.

Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 19. Л. 2, 5.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 37. Л. 126.

ГААК. Ф. Р. 1692. Оп. 1. Д. 57. Л. 36, 51.

Гиндер В. Е. Подвижники земли русской. Приенисейская Сибирь. Екатеринбург, 2017. 540 с.

Глушаев А. Л. Протестантские общины в городах и рабочих посёлках в 1945-1965 гг. (на материалах Молотовской (Пермской) области) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2013. 23 с.

Горбатов А. В. Объединения Евангельских христиан-баптистов в Сибири и религиозная политика государства в 1940-1960-е гг. // Религиозный ландшафт Западной Си-

бири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. Т. 2. С. 119-140.

Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 65. Л. 28.

ГАНО. Ф. Р. 1418. Оп. 1. Д. 80. Л. 30.

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Государственное регулирование деятельности христианских общин во второй половине 1960-х — середине 1970-х гг. // Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX — начале XXI в. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. С. 165-172.

Дашковский П. К., Дворянчикова Н. С. Правовое положение христианских общин в 1953-1964 гг. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. Т. 2. С. 75-83.

Дашковский П. К., Зиберт Н. П. Государственное регулирование деятельности христианских общин во второй половине 1960-х — середине 1970-х гг. // Государственно-конфессиональная политика на юге Западной Сибири в конце 1917 — середине 1960-х гг. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2020. С. 76-96.

Добровольский А. Работа уполномоченного Совета по Омской области по вопросам неправославных и инославных вероисповеданий в 60 — начале 70-х гг. XX века // Визуальные образы современной культуры: идеалы и идеологии (к 25-летию теологического образования в г. Омске). 2020. С. 158-161.

Доклад на закрытом заседании XX съезда КПСС «О культе личности и его последствиях. М., 1959. 80 с.

Записка Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». URL: https://rusoir.ru/03print/03print-02/ 03print-02-239/ (дата обращения: 22.01.2023).

История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М. : Изд-во ВСЕХБ, 1989. 624 с.

Клюева В. П. Религиозная активность населения Тюменской области (19401960-е гг.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2009. № 9. С. 95-101.

Конев А. В. Объединения Евангельских христиан-баптистов в Сибири и религиозная политика государства в 1940-1960-е гг. // Религиозный ландшафт Западной Сибири и сопредельных регионов Центральной Азии. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. Т. 2. С. 119-140.

Конев Е. В. Адвентисты седьмого дня Западной Сибири в 40-60-е гг. ХХ века // Манускрипт. 2020. Т. 13. № 6. С. 20-25.

Костылев П. Н., Антонов К. М., Воронцова Е. В. «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в. М., 2014. 263 с.

Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. СПб., 2009. 356 с.

Никольская Т. К. Возрождение или кризис? Вызовы «перестройки» в конфессиях русского протестантизма // Народы и религии Евразии. 2021. № 2. С. 121-131.

Одинцов М. И. Живущие надеждой. Церковь христиан-адвентистов седьмого дня в России. 1886-1991 гг. М., 2020. 575 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пибаев И. А. Конституционно-правовой статус светского государства в России и Италии. М., 2021. 224 с.

Поплавский (Коробко) Р. О. Церковные расколы в истории протестантских общин г. Тюмени (XX-XXI вв.) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 4 (48). С. 43-46.

Протестанты на службе России: биографические очерки. СПб., 2012. 307 с.

Серова Е. А. К вопросу об истории общин Евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в 1940-1960-е гг. // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5 (30). С. 277-280.

Серова Е. А. Общины Евангельских христиан-баптистов Кемеровской области в 1960-е — первой половине 1980-х гг. // Этнорелигиозные процессы в трансграничном пространстве Западной Сибири, Казахстана и Монголии в контексте государственной политики в XX — начале XXI в. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2019. С. 147-165.

Сизов С. Г. Судебные преследования руководителей и активистов протестантских общин в Омской области (1960-е — начало 1980-х годов) // Немцы Сибири: история и культура. 1999. С. 65-67.

Сосковец Л. И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е гг. ХХ в. Томск, 2003. 348 с.

REFERENCES

Arapov D. YU. Islam i sovetskoe gosudarstvo (1944-1990) [Islam and the Soviet State (19441990)]. Moscow, 2011, 529 p. (in Russian).

Badmaev A. A., Adygbaj CH. O., Burnakov V. A., Mansheev D. M. Protestantizm i narody YUzhnoj Sibiri: istoriya i sovremennost [Protestantism and the peoples of Southern Siberia: history and modernity]. Novosibirsk, 2006, 168 p. (in Russian).

BU IsA. Fund 2603. Inventory 1. File 25, fol. 1, 1б (in Russian).

BU IsA. Fund 2603. Inventory 1. File 29, fol. 17, 18, 99, 100, 102, 103, 107, 109, 110, 114 (in Russian).

BU IsA. Fund 2603. Inventory 1. File 32, fol. 12, 15, 16, 32 (in Russian).

BU IsA. Fund 2603. Inventory 1. File 33, fol. 33, 34 (in Russian).

BU IsA. Fund 2603. Inventory 1. File 37, fol. 8, 9, 10, 12, 29, 30, 31, 32, 33, 34 (in Russian).

BU IsA. Fund 2603. Inventory 1. File 39, fol. 8, 9, 11.

Gosudarstvennyj arhiv Altajskogo kraya (GAAK). Fund 1692. Inventory 1. File 19, fol. 2, 5 (in Russian).

GAAK. Fund 1692. Inventory 1. File 37, fol. 126 (in Russian).

GAAK. Fund 1692. Inventory 1. File 57, fol. 36, 51 (in Russian).

Ginder V. E. Podvizhniki zemli russkoj. Prienisejskaya Sibir [Ascetics of the Russian land. Yenisei Siberia]. Ekaterinburg, 2017, 540 p. (in Russian).

Glushaev A. L. Protestantskie obshchiny v gorodah i rabochih posyolkah v 1945-1965 gg. (na materialah Molotovskoj (Permskoj) oblasti) [Protestant communities in cities and workers' settlements in 1945-1965. (on the materials of the Molotov (Perm) region)]. Avtoref. diss. ... kand. ist. nauk Ekaterinburg, 2013, 23 p. (in Russian).

Gorbatov A. V. Ob'edineniya Evangel'skih hristian-baptistov v Sibiri i religioznaya politika gosudarstva v 1940-1960-e gg. [Associations of Evangelical Christians-Baptists in Siberia and the state's religious policy in the 1940s — 1960s.]. Religioznyj landshaft Zapadnoj Sibiri i sopredel'nyh regionov Central'noj Azii [Religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia]. 2015, no. 2. P. 119-140 (in Russian).

Gosudarstvennyj arhiv Novosibirskoj oblasti (GANO). Fund 1418. Inventory 1. File 65, fol. 28 (in Russian).

GANO. Fund 1418. Inventory 1. File 80, fol. 30 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Dvoryanchikova N. S. Gosudarstvennoe regulirovanie deyatel'nosti hristianskih obshchin vo vtoroj polovine 1960-h — seredine 1970-h gg. [State regulation of the activities of Christian communities in the second half of the 1960s — mid-1970s.]. Etnoreligioznye processy v transgranichnom prostranstve Zapadnoj Sibiri, Kazahstana i Mongolii v kontekste gosudarstvennoj politiki v XX — nachale XXI v. [Ethno-religious processes in the transboundary space of Western Siberia, Kazakhstan and Mongolia in the context of state policy in the XX — early XXI century.]. 2019. P. 165-172 (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Dvoryanchikova N. S. Pravovoe polozhenie hristianskih obshchin v 1953-1964 gg. [The legal status of Christian communities in 1953-1964]. Religioznyj landshaft Zapadnoj Sibiri i sopredel'nyh regionov Central'noj Azii [Religious landscape of Western Siberia and adjacent regions of Central Asia]. 2015, no. 2. P. 75-83 (in Russian).

Dashkovskij P. K., Dvoryanchikova N. S. Sovetskaya i rossijskaya gosudarstvenno-konfessionalnaya politika na yuge Zapadnoj Sibiri [Soviet and Russian state-confessional policy in the south of Western Siberia]. Barnaul, 2022. 153 p. (in Russian).

Dashkovskiy P. K., Zibert N. P. Gosudarstvennoe regulirovanie deyatel'nosti hristianskih obshchin vo vtoroj polovine 1960-h — seredine 1970 — h gg. [State regulation of the activities of Christian communities in the second half of the 1960s — mid-1970s.]. Gosudarstvenno-konfessionalnaya politika na yuge Zapadnoj Sibiri v konce 1917 — seredine 1960-h gg. [State-confessional policy in the south of Western Siberia in the late 1917 — mid-1960s.]. 2020. P. 76-96 (in Russian).

Dobrovol'skij A. Rabota upolnomochennogo Soveta po Omskoj oblasti po voprosam nepravoslavnyh i inoslavnyh veroispovedanij v 60 — nachale 70-h gg. XX veka [The work of the authorized Council for the Omsk region on non-Orthodox and non-Orthodox religions in the 60s — early 70s. XX century]. Vizual'nye obrazy sovremennoj kul'tury: idealy i ideologii (k 25-letiyu teologicheskogo obrazovaniya vg. Omske) [Visual images of modern culture: ideals and ideologies (to the 25th anniversary of theological education in Omsk)]. 2020. P. 158-161.

Doklad na zakrytom zasedanii XX s'ezda KPSS «O kul'te lichnosti i ego posledstviyah [Report at a closed meeting of the XX Congress of the CPSU «On the cult of personality and its consequences] Moscow, 1959, 80 p. (in Russian).

Istoricheskij arhiv Omskoj oblasti [Historical archive of the Omsk region] (BU IsA). Fund 2603. Inventory 1. File 32, fol. 15, 16 (in Russian).

Istoriya Evangel'skih hristian — baptistov v SSSR [History of Evangelical Christians — Baptists in the USSR]. Moscow, 1989, 624 p. (in Russian).

Klyueva V. P. Religioznaya aktivnost' naseleniya Tyumenskoj oblasti (1940-1960-e gg.) [Religious activity of the population of the Tyumen region (1940-1960s)]. Vestnik arheologii,

antropologii i etnografii [Bulletin of archeology, anthropology and ethnography]. 2009, no. 9. P. 95-101 (in Russian).

Konev E. V. Adventisty sed'mogo dnya Zapadnoj Sibiri v 40-60-e gg. HKH veka [Seventh — day Adventists of Western Siberia in the 40s-60s. Twentieth century]. Manuskript [Manuscript]. 2020, Vol. 13. no. 6. P. 20-25 (in Russian).

Kostylev P. N., Antonov K. M, Voroncova E. V. "Nauka o religii", "Nauchnyj ateizm", "Religiovedenie": aktual'nyeproblemy nauchnogo izucheniya religii vRossii XX — nachala XXI v. ["Science of Religion", "Scientific Atheism", "Religious Studies": Actual Problems of Scientific Study of Religion in Russia in the XX — early XXI century]. Moscow, Izd — vo PSTGU, 2014, 263 p. (in Russian).

Nikol'skaya T. K. Russkij protestantizm i gosudarstvennaya vlast v 1905-1991 godah [Russian Protestantism and state power in 1905-1991]. Sankt — Peterburg, Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt — Peterburge, 2009. 356 p. (in Russian).

Nikol'skaya T. K. Vozrozhdenie ili krizis? Vyzovy "perestrojki" v konfessiyah russkogo protestantizma [Revival or crisis? Challenges of "perestroika" in the confessions of Russian Protestantism]. Narody i religii Evrazii [Nations and religions of Eurasia]. 2021. no 2 (26). P. 121-131 (in Russian).

Odincov M. I. ZHivushchie nadezhdoj. Cerkov hristian — adventistovsed'mogo dnya vRossii. 1886-1991 gg. [Living in hope. Church of Seventh — day Adventist Christians in Russia. 1886-1991s]. Moscow, Politicheskaya enciklopediya, 2020, 575 p. (in Russian).

Pibaev I. A. Konstitucionno — pravovoj status svetskogo gosudarstva v Rossii i Italii. [Constitutional and legal status of a secular state in Russia and Italy]. Moscow, Prospekt, 2021, 224 p. (in Russian).

Poplavskij (Korobko) R. O. Cerkovnye raskoly v istorii protestantskih obshchin g. Tyumeni (XX-XXI vv.) [Church schisms in the history of Protestant communities in Tyumen (XX-XXI centuries)]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2011, no 4 (48). P. 43-46 (in Russian).

Protestanty na sluzhbe Rossii: biograficheskie ocherki [Protestants in the Service of Russia: Biographical Sketches]. Sankt — Peterburg, 2012, 307 p. (in Russian).

Serova E. A. K voprosu ob istorii obshchin Evangel'skih hristian- baptistov Kemerovskoj oblasti v 1940-1960-e gg. [On the history of Evangelical Christian-Baptist communities in the Kemerovo region in the 1940s — 1960s.]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture, education]. 2011, no. 5 (30). P. 277-280 (in Russian).

Serova E. A. Obshchiny Evangel'skih hristian-baptistov Kemerovskoj oblasti v 1960-e — pervoj polovine 1980-h gg. [Communities of Evangelical Christians — Baptists of the Kemerovo Region in the 1960s — the first half of the 1980s.]. Etnoreligioznyeprocessy v transgranichnom prostranstve Zapadnoj Sibiri, Kazahstana i Mongolii v kontekste gosudarstvennojpolitiki v XX — nachale XXI v. [Ethno-religious processes in the transboundary space of Western Siberia, Kazakhstan and Mongolia in the context of state policy in the XX — early XXI century.]. 2019. P. 147-165 (in Russian).

Sizov S. G. Sudebnye presledovaniya rukovoditelej i aktivistov protestantskih obshchin v Omskoj oblasti (1960-e — nachalo 1980-h godov) [Judicial persecution of leaders and activists

of Protestant communities in the Omsk region (1960s — early 1980s)]. Nemcy Sibiri: istoriya i kul'tura [Germans of Siberia: history and culture.]. 1999. P. 65-67 (in Russian).

Soskovec L. I. Religioznye konfessii Zapadnoj Sibiri v 40-60-e gg. [Religious confessions of Western Siberia in the 40-60s]. Tomsk, Tomskij gosudarstvennyj universitet, 2003. 348 p (in Russian).

Vorob'eva N. V. Propovednik iz masterovyh s Bibliej oderzhal verh': religioznaya identichnost» mennonitov Omskoj oblasti v 50-60-e gg. XX v. [The artisan preacher with the Bible won the upper hand»: the religious identity of the Mennonites of the Omsk region in the 1950s and 1960s. 20th century]. Religiovedenie [religious studies]. 2020, no. 4. P. 4958 (In Russian).

Статья поступила в редакцию: 12.11.2022.

Принята к публикации 22.02.2023.

Дата публикации 03.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.